Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сирийская Литургия ап. Иакова.
Переходя теперь к Литургии ап. Иакова, отметим прежде всего, что эта Литургия — “живая.” Да последнего времени она совершалась один раз в году (23 окт./5 ноября — в день памяти ап. Иакова) в Иерусалиме и даже в СПб-ге (в учебном храме ап. Иоанна Богослова при СПб ДА). Литургия ап. Иакова существует в двух видах: греческий текст очень поздний (согласно нашей стратиграфии 8-9 веков), а Сирийский извод гораздо более ранний. Он удержался в Сиро-Яковитской Церкви и как бы законсервировался в ней. Хотя Сиро-Яковитская Церковь и монофизитская по своей христологии, но ничего монофизитского мы в этом изводе не находим. Следовательно, в основном, он сложился до отделения монофизитов, то есть до Халкидонского Собора 451 г. и относится к первой половине 5 века. Поэтому рассмотрение Литургии ап. Иакова мы начнем с этого Сирийского извода. Конечно, это не первоначальный вариант, ибо и здесь немало позднейших наслоений. Достаточно сказать, что он начинается с Проскомидии, которая сформировалась только на рубеже 7-8 веков. Правда, это еще очень примитивная Проскомидия: По умовении рук (с молитвой “ Умоляю Тебя, Боже, сподоби меня приступить к Твоему святому жертвеннику...”) епископ обращается к народу и просит прощения: “ Молитесь за меня ради Господа...” Затем, войдя в алтарь, повергается перед жертвенником, говоря: “ Я вошел в Дом Твой и повергся перед престолом Твоим...” Затем зажигается фимиам и семисвечник. Епископ с молитвой раздробляет хлеб и полагает его на дискосе, говоря: “ Как агнец, Он был веден на заклание...” (Ис. 53:7). Потом, покрыв покровом дискос, наполняет чашу вином и водою, говоря: “ И сие вино, которое есть образ крови...” Покрыв чашу, кадит Дары, жертвенник и всех предстоящих, говоря: “ Кирие елеисон. Кирие елеисон,” Трисвятое, “ Отче наш,” “Слава и ныне” — это уже начало Литургии оглашенных. Это начальные “ Кирие елеисон” в сочетании с предшествующим покаянным чином (“ Молитесь за меня ради Господа”) напоминает начало Римской Мессы. И дальше, как на Мессе, все поют: “ Слава в вышних Богу...” (лат “gloria”). Литургия ап.”Иакова была хорошо известна в Риме. Но трудно сказать, имеет ли место в данном случае заимствование или это схожее апостольское начало. Во время пения “ Славы в вышних...” и последующей Седры (местная сирийская песнь) еп. трижды обходит Дары, кадя их и читая т.н. молитву фимиама: “ Помилуй меня, Господи, по милосердию Твоему и отпусти грехи наши....”
Затем диакон читает из апостола Павла. Все вместе поют псалом Давида (еще не превратившийся в позднейший прокимен) и Аллилуйа. Диакон читает Евангелие и возглашает: “ Выходите с миром слушающие! Выходите слушающие с миром! Затворите двери!” Так производится отпуск оглашенных и начинается Литургия верных. Она начинается молитвой епископа: “ Господь царствует. Он облечен величием. (Пс. 92:1) Аллилуйа. Я — хлеб жизни, — говорит Господь наш — чтобы мир был жив Мною (Ин. 6:51,57). Отец послал Меня... И вот епископы своими руками возносят Меня на жертвенник. Аллилуйа. Приими приношение наше.” Диак: “Господь царствует.” Епископ: “Помяни, Господи, усопших и упокой облекшихся в Тебя в крещении и принявших Тебя с жертвенника.” Затем предписывается чтение Никео-Цареградского Символа веры (что могло быть не ранее 511 г.). После чего епископ умывает концы пальцев и произносит молитву перед лобзанием мира: “ Господи, Боже наш, соделай нас, недостойных, достойными сего целования, чтобы нам, чистым от всякого лукавства, приветствовать друг друга святым и божественным целованием, соединяясь союзом любви и мира, через Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.” Все отвечают: “ Аминь,” но не целуются, что видно из слов дьякона: “ Будем стоять благоговейно и молиться, будем благодарить, наклоняться и славословить живого Агнца Божия, приносимого на жертвенник.” Епископ произносит т.н. молитву главопреклонения: “ Единый милосердный Господи, в вышних живущий и на смиренных презирающий, пошли благословение Твое на преклонивших выи свои...” (Эта молитва отдаленно напоминает соответствующую молитву Василия Великого после “Отче Наш”: “ Преклонивших Тебе своя главы благослови, освяти, соблюди...”) Только после этого совершается целование (лобзание мира) и епископ проходит в алтарь. Диакон в этот момент возглашает: “ Будем стоять со страхом и трепетом, ибо вот приносится приношение. (Обратим внимание, что эта молитва диакона тематически близка будущей Херувимской песни). Двери неба отверзаются и Дух Святой нисходит на эти Св. Тайны... Мы стоим на месте страшном, ужасном. Мы предстоим с херувимами и серафимами. Мы сделались братьями ангелов небесных и вместе с ними совершаем служение огненное и духовное. Никто да не останется в узах (греховных), дерзая приступить к тайнам, ибо покров снимается и благодать ниспосылается на каждого молящегося с чистым сердцем и доброй совестью.”
И действительно, епископ снимает покров, трижды знаменуя народ: “ Любовь Отца, Благодать Сына и общение Св.Духа да будет со всеми вами.” Этими словами начинается анафора (Евхаристический канон). Епископ: “Горе сердца!” Все: “Имеем ко Господу.” Епископ: “Будем благодарить Господа Бога нашего.” Все: “Достойно и праведно”
Епископ читает молитву Префации: “Поистине достойно и справедливо, прилично и должно Тебя хвалить, Тебе воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя славословить, Тебя благодарить. (Как тут не вспомнить чин Василия Великого: “Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим ти ся, Боже наш”) — Тебя, Творца всей твари, видимой и невидимой, Которого хвалят небо и весь сонм звезд, земля и море, и все, что в них, небесный Иерусалим, церковь первенцев, написанных на небесах, души мучеников и апостолов, ангелов и архангелов, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, многоочитые Херувимы и шестокрылатые Серафимы.... победную песнь громким голосом поя, возглашая, славословя, взывая и говоря: Все: “ Свят, Свят, Свят Ты, Господь Бог Саваоф...” т.е. далее следует Санктус, а затем Анамнесис с установительными словами и проч. по обычной схеме: P-S-A-E-J. Еще Ренодот показал, что в этих анафоральных молитвах имеются многочисленные заимствования из “ Огласительных слов ” (350 г.) свт. Кирилла Иерусалимского, который, например, писал: “ После этого мы вспоминаем небо и землю, солнце и луну, звезды, всякую тварь словесную и бессловесную, ангелов, архангелов, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, многоочитых Херувимов и шестокрылатых Серафимов...” (Совпадение с молитвой Префации буквальное). Совпадают и многие выражения Анамнесиса и Эпиклесиса ит.д. Таким образом, возможно, что первоначальный греческий чин сложился под редакцией свт. Кирилла Иерусалимского в период с 350 по 387 г. А учитывая столь развитое учение о Св.Духе (в Эпиклесисе), которое могло быть только следствием IIВселенского Собора (381 г. — в котором участвовал свт. Кирилл), греческий протограф можно датировать последним периодом его жизни: 381-387 гг. Очевидно, что в общем построении Евхаристического канона свт. Кирилл опирался на традицию ап. Иакова и отдельные сохраненные им выражения (например: “... небесный Иерусалим, Церковь первенцев, написанных на небесах...” в Префации) несомненно восходят к апостольскому времени (Ср.Евр. 12:23). Возможно, что именно свт. Кириллу принадлежат также молитва приношения (непосредственно перед каноном), молитва перед “Отче наш” и благодарственная. Затем, уже на рубеже 4 и 5веков этот чин был заимствован сирийцами и дополнен местными элементами. Первоначальная его схема, следовательно, такова:
§ Покаянный чин (ектенья) § “Слава в вышних Богу...”
§ Молитва фимиама. § Чтение Апостола и Евангелия. § Проповедь. § Отпуск оглашенных. § Молитва епископа 1. § Молитва епископа 2 (перед лобзанием мира). § Молитва епископа 3 (главопреклоненная). § Приношение. § Евхаристический канон (PSAEJ + “Отче наш”) § Причащение. § Благодарственная молитва. § Отпуст.
Обратим внимание еще на то, что в сирийском тексте наиболее сумбурным представляется последний элемент Евхаристического канона — интерцессия, т.е. ходатайственная молитва Она начинается молитвой епископа: “ Приносим Тебе, Господи, сию страшную и бескровную жертву за святые Твои места, которые Ты прославил явлением Сына Твоего, особенно же за святой Сион, мать всех церквей (так мог молиться только иерусалимский епископ, тот же свт. Кирилл) и за Твою святую Церковь, распространившуюся по всему м-ру...” (прекрасный образец сочетания Поместного сознания со Вселенским) Но далее интерцессия продолжается рядом диаконских воззваний: “ Помолимся и будем просить Господа нашего в настоящую страшную, великую и святую минуту... за пастырей святых Божиих церквей (Поместных), за патриарха нашего...” Но ведь Иерусалимский епископ стал патриархом только в 451 г. Следовательно, это продолжение относится к сер.5века. Вот причина того, почему элемент J “кочует” по всему пространству Евхаристического канона. Он сформировался позже других (уже в эпоху патриархатов) и его “втыкали куда попало.” То, что читает диакон с амвона, — это т.н. “диптих”: список патриархатов, с которыми данная Церковь находится в общении. Вычеркивание из диптиха являлось символом разрыва отношений, т.е. церковного раскола. Например, во время знаменитой Анакиевской схизмы 484-519 гг. папа Феликс2 и патриарх Анакий вычеркнули друг друга из диптихов. Это было особенно актуально в период арианских и христологических споров. А в ранней Церкви таких явлений быть не могло (и диптихи там имели другое значение — поминальных табличек).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.01 с.) |