Некоторые правила грамматики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые правила грамматики



Тема: Безударная гласная в корне слова;

План работы по таблице.

1. Найди в слове "зима" безударный и ударный слоги.

2. Определи в безударном слоге безударную гласную [е] или [и].

3. Сделай ее ударной. Ударь, как это показывает Буратино (произнеси ее с нажимом, выдели голо­сом).

4. Определи проверочное слово и подбери еще несколько слов. Запомни два способа проверки:

1) изменение слова, чтобы гласный оказался под ударением;

2) подбор однокоренного слова, где тот же глас­ный под ударением

садыв лесу

сад лес

садик перелески

Не успели одолеть одно правило, как на подходе уже и другое. Опять ошибки, но теперь на правопи­сание звонкой и глухой согласной.

Проверьте, умеет ли ребенок отличать гласный звук от согласного, слышит ли он разницу в произ­ношении звонкого [д] и глухого [т].

А теперь покажите ему таблицу по этой теме и разберите с ним вместе правило, пользуясь картин­кой.

Тема: Правописание звонкой и глухой соглас­ной в конце слова.

Грустный гриб. Никто не знает, какую букву писать на конце его слова. Вот и ежик с белочкой тоже думают. Но кто же из них прав? Почему?

Оказывается, надо всегда звать на помощь глас­ные — палочки-выручалочки. Это они подскажу, какую букву писать!

— Молодец ежик! Спасибо, белочка. Выручили, вы меня. А теперь расскажите ребятам, как вы меня спасли.

Тема: Правописание звонкой и глухой согласной в середине слова

— Как же написать слово ягодка? Какой звук слышится в середине слова? А какую букву мы на­пишем? Как помогает нам муравей?

Он предлагает убрать стоящую рядом согласную, тогда гласная займет ее место и звук услышим четко. Опять выручили гласные!

Такую же работу проводим со словом «травка»

Таблица "Однокоренные слова" (родственные)

Покажите ребенку все этапы разбора слов по со ставу.

1. Окончание (с него всегда начинают разбор слова) — изменяемая часть слова.

В таблице оно изображено как ботинки, мы ме­няем их на тапочки, при этом слово остается без из­менения. Изменяется только окончание.

вода / воды

2. Основа слова — все, что осталось после окончания.

3. Корень слова— сердце его (входит в основу). т

Найти корень слова путем подбора родственных слов — корень никогда не изменится, он одинаков во всех словах.

вода водичка водяной

При разборе слов по составу надо уметь найти

1) окончание

2) корень

и обязательно доказать это.

Приставка всегда слева от корня, суффикс – с права.

Эта тема очень трудная для ребенка и поэтому мы рекомендуем провести ряд упражнений на предмет выбора проверочного слова из группы однокоренных слов, которые подберет и запишет ребенок.

1) -Предлагаем слова:

сад лес

2) Пишем под каждым однокоренные слова:

Сад лес

садик лесник

садовник лесничий

посадка лесная

перелески

3) Ставим ударение в каждом слове, находим слово с ударной гласной в корне и подчеркиваем его.

Оно-то и будет проверочным к проверяемому,

Сад лес

садик лесник

садовник лесничий

посадка лесная

Перелески

Систематическая работа по этому образцу дает поразительные результаты: обогощает и услож­няет словарный запас ребенка, развивает внима­ние

(сад— сады лес - лесники)

это не однокоренные слова,

а разные формы одного и того же слова), сообрази­тельность, вырабатывает навык в подборе провероч­ного слова.

Рекомендуем проверочные слова писать под про­веряемыми, чтобы ребенок видел корень и безудар­ную гласную в нем.

прибежал морской

бег море

После работы по таблице советуем закрепить тему "Разбор слова по составу" по следующему плану:

1. Выдели окончание и докажи правильность

стрелка стрелки

(Слово остается то же, только изменяется окон­чание).

2. Запиши несколько однокоренных слов, чтобы найти корень -лет.

стрелка стрелки

стрела

стрелочка

стрелять

3. Выдели приставку (она слева от корня) и суф­фикс (он справа от корня)

перестрелка

Предложите ребенку использовать опору во вре­мя разбора слова по составу, т.е. данный порядок ра­боты:

Это очень поможет ребенку справиться с трудной для него работой.

'.■-•* А вот посмотрите, какая интересная таблица "Знак мягкости".

Возьми нас к себе", — просят согласные.

"Нет!" - решительно произнес мягкий знак. Я мяг­кий, утопаю в подушке, а вы какие? Сначала я вас пе­рекрашу в зеленый цвет, обозначу мягкость, а потом приму к себе. Тоже будете со мной вместе утопать в мягкой подушке и станете от меня мягкими".

Вот ваш ребенок и понял, что Ь (мягкий знак) обозначает мягкость согласного (в конце слова и в середине).

коньки угольки

Таблица "Безударные окончания имен сущест­вительных в Р., Д. и П. падежах 1 и 3 склонения"

Особенно тяжело дается детям тема "Правописа­ние безударных окончаний имен существительных 1 и 3 склонения в Р., Д. и П. падежах". Предлагаем им таблицу:

Рассматривается рисунок: здесь дерево — елка, ель. Левая сторона — елка (можно попросить детей нарисовать игрушки на елке), а справа — ель, ветви которой прикрыты снегом.

К елке спешит ежик.

К Ели подошел волк.

(Разные предметы — разное окончание).

На елке висят игрушки.

На ели лежат шапки снега.

_,у (Разные предметы — разное окончание).

И только иголки и у ели, и у елки (окончание одинаковое).

Объяснение Можно проводить, начиная только с последних строчек. И здесь же делается вывод: окончание И имеют существительные 1 и 3 склоне­ния в родительном падеже.

Таблица "Неопределенная форма глагола"

Предлагаем таблицу — знакомая детям сказка "Колобок".

Что делать? — думает дед. Входит бабуля, кото­рая, видя настроение деда, спрашивает его: "А что сделать?"

Вопросы написаны на таблице, колобок нарисо­ван в низу таблицы, улыбается, глядя на слова:

печь испечь

жарить изжарить

Доступно, и главное — останется в памяти на всю жизнь. Вот какая помощь, какое подспорье в работе!

Таблица "Окончание прилагательных"

Дается понятие проверки безударных окончаний по окончаниям вопросов.

Мама-курица задумалась, задав себе вопросы: — В каком яйце будет умнейший цыпленок?

— К какому яичку надо подойти, чтобы побыст­рее он появился?

— А какого я получу цыпленка, ведь сама не знаю?

— И каким буду всю жизнь гордиться?

Всякий раз при повторении этих вопросов учитель особой интонацией выделяет вопросительное слово, показывая голосом ударное окончание. Затем объясняется то, что к каждому прилагательному, у которого безударное окончание, и мы затрудняемся его написать, можно подобрать вопрос. Он-то и под­скажет, какое окончание будет в имени прилагатель­ном. Всегда вспоминайте маленькую курочку, кото­рая очень хотела иметь хорошего (какого?) цыплен­ка, чтобы умным (каким?) сынком гордиться.

Вот мы и помогли ребенку в нелегкой работе — в его каждодневном учебном труде.

Почаще заглядывайте вместе с ним в данные таблицы и, повторяя каждый раз правило, вспоминайте "образ", который помогает запомнить это правило (закон птичек, скорую помощь, опечаленный гриб, Буратино с молоточком, бабулю из сказки "Колобок" и т.д.).

А добиться запоминания материала необходимо на основе его понимания.

Все таблицы являются опорой мысли ребенка, опорой его практической деятельности.

С помощью этих таблиц каждый родитель может оказать посильную помощь своему ребенку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.016 с.)