Как писать, читать буквы, слоги. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как писать, читать буквы, слоги.



 

Занятие N 1.

Познакомить с гласным звуком и буквой «А»

Назови слова, которые начинаются вд звук «а». Заштрихуй предметы на картинке, которые начинаются на звук "а". Чтение слова "ау", штриховка его красным цветом.

Что означает "ау"? Когда употребляются? Какой звук первый, второй? Что получится, если буквы поменять местами? (уа). Кто так плачет?

Занятие N2.

Закрепление звука и буквы "А".

Формировать понятие "звук", "буква".

1. Упражнение в штриховке предметов, изображенных на картинке,

2. Рассказ ребенка о том, что он видит и каким цветом рисует.

3. Рассказ взрослого "Волк и заяц":

"Долго искал по лесу волк зайца, а зайчик сидел на пеньке. Когда волк увидел зайца, то не сдержался и крикнул: А —а — а! Попался косой!"

Недалеко был ежик. Он услишал этот звук и сделал его из бревен. Получилась буква "А". Ежик сделал ее из трех бревнышек".

4. Уточнение артикуляции, произношения гласного "а". (Гласный произносится плавно, тянется, можно петь. Отсюда и название —"гласный" — звук с голосом, нет преград при его произношении.)

5. Упражнения в различении понятий "звук" и "буква".

 

 

Занятие N 3.

Познакомить со звуком и буквой "У".

1. Упражнения в штриховке предметов, названия

которых начинаются на "у".

2. Знакомство со звуком и буквой "У"

3. Чтение слова "УА", штриховка.

4. Рассказ "Маленькая Маша плачет"

Занятие N 4.

Уточнить Мафический образ буквы "У"

1. Штриховка предметов, изображенных на картинке. Особое внимание обращается на дерево — оно напоминает букву "у".

2. Произношение звука "У" (ветер воет...)

3. Складывание букв "А", "У" из палочек, карандашей.

, 4- Составление рассказа "Осень пришла",

 

 

Занятие N 5.

Познакомить со звуком и буквой «О»

1. Распознавание предметов,^ напоминающих букву "О" (колобок, колеса, обруч...)

2. Произнести звуки "О"; уточнение положения губ*

3. Работа по картинке "Удивленный колобок".

4. Штриховка предметов, изображенных на картинке.

5. Развитие слухового восприятия.

(Услышишь слова, которые начинаются на "О" — хлопни в ладоши:

Аня, Оля, Коля, Олег, мох, осы, осень, роса, осень).

ЗаданиеN 6.

Развивать умение слитного чтения слогов.

1. Рассказ "Гриб и улитка".

Очень дружили грибок с улиткой. Вместе жили в лесу. Удобно было улитке на грибке сидеть. А грибку было тепло и весело. Все звери в лесу грибок называли "Г", а улитку "У". По их первым звукам в словах.

Но тяжело было зверям звать грибок г—г—г. Не слышал он, т. к. звук не летел. Вот тогда и решили лесные жители соединить их первые звуки и звать вместе г—у = гу.

Взявшись за руки грибок и улитка стали неразлучны. "Гу — гу —гу", — звали их друзья.

Но где им спрятаться от непогоды, врагов? Помогли муравьи. Быстро построили домик для них. В домике был пол, потолок, стены и даже перегородка в комнате, чтобы "Г" и "У" имели свое место в доме.

"Сворачивайтесь клубочком и вкатывайтесь в домик? — предложили муравьи. Звери-звуки свернулись клубочком и стали жить в комнате. Уютно им живется: каждый в своем уголке, но песни поют вместе: гу — гу — гу!

 

 

1) Определение звука "Л" в словах.

27 Произнесение звука, рисование буквы в воздухе.

3) Штриховка букв.

4) Чтение слогов и рисование квартирок.

5) Образование слов. -

Проведите занятие так же, как и предыдущее: дополнить слоги, чтобы получились слова, раскрасить буквы (синим цветом —согласный, красным—- гласный).

 

1) Выделение звука "К" в словах.

2) Произнесение звука " К", рисование буквывоздухе.

3) Штриховка слогов.

4) Чтение и рисование квартирок для звуков

5) Образование слов, фраз.

 

 

1. Выделение звука "И" из слов.

2. Артикуляция звука "И" и письмо буквы в воздухе.

3. Штриховка.

4. Образование слогов.

1) Познакомьте ребенка с гласным звуком И. I) Объясните ребенку, что если впереди стоит согласный, он произносится мягко (тоже становится таким же мягким).

Занятие N 11

1) Упражнение в штриховке предметов, нарисованных на картинке-.

2)'Работа по развитию речи.

— Кого ты видишь на картинке?

— Что делают муравьи? Почему про них говорят — труженики?

— Какое растение они использую для составления буквы И?

Словарь: тростник — трость, тросточка.

3) Для развития зрительного внимания найдите на картинке ещё несколько букв И, которые составили муравушки.

4) Сложи букву из палочек спичек. Чем отличается буква А от И? Сначала анализируются зрительно представленные буквы (написанные, сложенные), потом по памяти: сколько надо палочек? Как они расположены? Как переделать И в А?

5) Придумай слова, которые начинаются на И

6) На-странице книги (газеты) букву А подчеркни, а И зачеркни.

Занятие N 12.

Знакомство с гласным "И", который делает согласный звук мягким.

1) Упражнение в штриховке слогов — слияния" (согласные — зеленые; гласные — красные). Потренируйте в правильном произнесении слогов (мягкое), предложите ребенку придумать слова с этими слогами. А как эти слоги звучат твердо?

МИ —МЫ

ЛИ — ЛЫ

ки-кы ни-ны

 

Занятие N 13.

 

Закрепление знаний о гласных звуках и буквах, правильное их узнавание на слух, произнесение и штриховка (красным цветом).

1) Работа ПО РАЗВИТИЮ речи.

Составление рассказа о том, как работаютмуравьи, что они делают, из чего строят домик?

Оказывается, главный может жить один 3 домике, составляя слог.

2) "Буквы спрятались".

Найди на картинке знакомые тебе буквы. Произнеси их, сделай слог. Образуй слово. Придумай предложение с этим словом.

Напиши в воздухе букву. Нарисуй квартирку.

1) Закрепление знаний о гласных звуках и правильное, их выделение из слогов, произнесение, штриховка букв (красный цвет).

2) Игра "Узнай меня".

Распознавание.знакомых уже детям; героев (Буратино, Незнайка, Мурзилка).

"Найди знакомые буквы. Услышь знакомые звуки".

3) Нарисуй квартирку для слогов МА, МО, ГУ, ГИ и т.д.

Занятие N 15

Закрепить знания детей об изученных звуках и буквах.

1) Штриховка предметов самостоятельно.

2) Игра "Где мое место?" (каждая гласная долж­на найти свое место (клеточку) в слове). Где стоит! звук: в начале, в середине, в конце слова?

Можно предложить детям напечатать каждую

букву в клеточке или соединить линией букву с кле­точкой.

3) Придумывание предложения сразу с несколь­кими словами, называющими те предметы, которые изображены на картинке:

"Мама купила арбуз и груши.

Утки закричали "га — га — га", увидев пузатый

арбуз"

Занятие N 16.

Познакомить детей с "примкнувшим согласным", учить слитно читать.

1. Упражнение в произнесении односложных слов.

2. Упражнения в образовании слов. Буквы подставляются и в начале, и в конце слова.

очень хо­чет ПРИМКНУТ

согласный "К" к слогу "МА", т.к. не может он один жить. А встанет рядом — слово получится. Какое слово? Что обозначает это слово?

3. Игра "Помести слово в домик"

Предлагается слово, а ребенок подыскивает нуж­ный домик и располагает каждый звук в виде кру­жочка определенного цвета: гласный — красного, согласный — синего, согласный с И — зеленого.

два, стоп, волк, стук, мир, стул, крик.

Занятие N17.

Учить делить слова на слоги.

1. Дать понятие о том, что гласный звук слого­образующий, т.е. образует слог; он может жить и один — тогда это будет один слог.

 

— Квартирка делится на две части, как бы отре­заем кусочки хлеба, отламываем дольки от апельсина. Так слово делится на части. В каждом слоге (части) будет только один гласный. Проверь! Закрась! его красным цветом.

2. Построй схему (квартирку) слов; раздели на комнаты с перегородкой (слоги) и посели в каж­дой комнате звуки. Звуки должны жить за перегородкой.

3. Чтение слов, слогов, звуков в "комнате".

Определение типа слогов: слог — слияние, слог — слияние с примыканием.

Занятие N18..

Учить ребенка делить слова на слоги, звуко-буквенному анализу слов.

1. Работа по картинке "Муравьи делят слова наслоги".

Как муравьи разделили слово "груша"?

I Сколько частей получилось? Почему?

А Какая первая, вторая? Какая часть больше? Но чему?

Сколько гласных, согласных?

Осы зажужжали, попросил»- построить для них домик и квартирку.

^Занятие N19.

Закрепить знания о делении слов на слоги.

1) Упражнение в делении слов на слоги (вертикальной чертой дети делят слова на части)

МАШИНА РОЗА МАРКА УТКА ПИЛОТ

2) Игра "Найди для слова домик" (все слова дву­сложные, т.е. состоящие из двух слогов).

— Соедини слово с домиком или размести его в домике.

Занятие N 20.

Учить детей делить на слоги трехсложные слова. 1) Упражнения в делении слов на слоги (на час­ти) вертикальной чертой.

а) МАМА КАША САША АЛЛА

б) ИГОЛКИ РИСУНОК ВАЛЕНКИ

Проверь! В каждом слоге одна гласная. Поставь под ней красную точку или обведи гласную букву красным цветом. Должно получиться так:

ка|ран|даш.

Таким образом, ребенок осваивает звуковой ана­лиз слова (самоанализ) и проверку правильности выполнения задания (самоконтроль) — выделение

гласных постановкой точек под ними.

2) Игра "Построй для слова домик".

3) Игра "Найди для меня место" (соедини Слово с домиком линией и размести слово в домике).

Упражнения для звуко-буквенного анализа.

Для того, чтобы ваш ребенок не пропускал буквы при диктовке или списывании, не искажал их, не за­менял другими, предлагаем поработать с ним по пер­фокарте.

Только разберитесь в ней сами!

Это очень нравится детям.

Принцип работы с ней такой:

есть три столбика — односложные, двухсложные трехсложные слова.

Диктуйте слово и начинайте анализ по плану:

1. Определите, сколько слогов в слове, чтобы знать, в каком столбике работать;

2. Определите тип слога: слог-слияние, слог-сли­яние с примыканием. 3. Найдите нужную схему (домик)

Анализ звуков по схеме.

5. Поставите ударение в слов.Например, "роза". Двухсложное слово (два сло­га, две гласные). Ищу домик во втором столбике.

Первый слог-слияние "ро"

второй слог-слияние "за"

Значит, домик

Произносим каждый звук и даем характеристику, [р] —согласный, звонкий, твердый

ГЛАСНЫЙ

[з] — согласный, звонкий, твердый [а] — гласный.

Рисуем квартирку цветными карандашами (цвета - красный, синий).

Ставим ударение.

Вот и вся работа.

Играйте с ребенком каждый день — увидите ре­зультаты!

(Слова: стакан, мир, палатка, пилка, замок, пи­лот, сарай, парта, стол, три, рисунок, Аня, валенки, крот, волк, утка, астра, мяч.

1) Наклейте лист на картон.

2) Окошечки и кружочки вырезаются.

3) Под лист с вырезанными окошечками подкладывается лист белой бумаги и скрепляется, чтобы не вылетал.

4) Разбирая слово по звукам, обозначай каждый звук кружочком определенного цвета:

гласный — красного;

согласный — синего (твердый);

зеленого (мягкий звук).

Развитие техники чтения.

1. Игра по таблице.

а) Прочитай слоги-слияния; закрась клеточку желтым карандашом.

б) Прочитай слоги-слияния с примыканием впе­реди; закрась клеточку оранжевым карандашом.

в) Прочитай все слоги: слева-направо; справа-налево; по столбикам сверху-вниз, снизу-вверх.

г) Составь слова.

Занятие N22.

Развитие техники слогового чтения.

1. Игра в закрашивание, чтение, быстрое чтение ("кто быстрей") разных типов слогов по таблицам.

Мы уже теперь четко Знаем славами буквы, слоги, слова. Умеем их читать, писать. А теперь давайте тренироваться в счете!

3. КАК НАУЧИФЬ РЕБЕНКА ПОНИМАТЬ СОСТАВ ЧИСЛА?

Одновременно с занятиями по развитию речи проводятся занятия по математике, которые направлены на развитие у; детей логического» мышления. Вы будете использовать уже имеющие у детей приемы, знания и легко освоите математические азы; Дети: е большим удовольствием работают по картам. Дайте им рисовать прямо нашей книжке» Ведь эта книга — для вас и вашего ребенка

Занятие N1. Уточнение числа и цифры 1.

Упражнение в штриховке предметов, обозначающих число 1.

Для развития речи: назвать предмет и составить каждым словом предложение.

сравнить грибки;

заштриховать маленький грибочек и большой (шляпка коричневая, ножка желтая);

сравнить яблочки и заштриховать их ( большое — красное, маленькое — зеленое);

— в клеточках нарисованы геометрические фи­гуры, произвести штриховку кружочков, тре­угольничков и квадратиков разными цветами

: и в разном направлении;

— данные в столбик геометрические фигуры да­ны для самостоятельной работы:

заштриховать зеленым карандашом круг, крас­ным — квадрат, синим — прямоугольник и зеле­ным — треугольник.

Повторить и закрепить знания детей о геометри­ческих фигурах.

— Показать, какое яблоко больше, какой гриб меньше.

— Нарисовать круг под квадратом, треугольник в круге и т.д.

— Называть предметы в комнате, давая правиль­ное согласование: один диван, одно окно, одна дверь.

Занятие N 2. Уточнение числа и цифры 2.

1. Упражнения в штриховке предметов разным цветом (одна рыбка —зеленая, другая — красная; один кружочек — синий, другой —желтый).

2. Запомнить состав числа 2. один да одинбудет два.

К одной рыбке добавить еще одну рыбку будут две рыбки.

V Один квадрат да один квадрат будут два квадрата

Число и цифра 2.

Показать детям, как получилось число 2 и из чего оно состоит.

Задания:

— сравнить грибки;

— заштриховать их, делая один с красной шляп­кой, другой— с коричневой;

— раскрасить груши разным цветом, листики сделать красным и желтым цветом;

— ежик несет два разных яблочка;

— в клеточках произвести штриховку так, чтобы дети увидели, из чего состоит число 2 (синий — красный, желтый — зеленый); то же самое и с треу­гольниками.

Геометрические фигуры раскрашиваются по за­данию учителя:

— круги заштриховать синим и красным;

— квадраты — зеленым и синим;

— прямоугольники — красным и желтым;

— треугольники — желтым и коричневым.

! Штриховка в разном направлении.

Называть окружающие предметы, о которых можно сказать: две ложки, два стула, два окна, две тарелки и т.д.

Занятие N 3. Уточнение числа и цифры 3.

1. Упражнения в штриховке предметов: две рыб­ки зеленые, одна — красная; два кружочка желтых, один — синий

2. Заполнить состав числа 3: два да один (или наоборот) один да два.

3. Называть предметы: 3 тарелки, 3 вазы, 3 машины.

Число и цифра 3.

Познакомить детей с образованием числа 3.

Выучить состав числа 3.

Задания:

три птички закрашиваются разными цветами (коричневый, серый, синий);

— две груши желтые, а яблоко красное (2+1);

— один гриб с коричневой шляпкой, а два ма­леньких с красной шляпкой (1+2).

Геометрический материал в клеточках:

— кружочки синий, красный, зеленый; при вы­полнении штриховки дети называют первый, второй, третий;

— то же самое и с треугольниками.

Затем состав числа 3, переместительное свойство.

Не забывать четко проговаривать существитель­ные с числительными: одна птичка, к одной птичке, три птички, добавили одну птичку.

Это закрепляет у ребенка навык грамматически правильной речи (склонение, согласование), прак­тического наблюдения за словоизменением.

— сосчитай, сколько каких предметов;

— на каждой картинке найди один предмет, не похожий на два других.

Чем он отличается?

Занятие N 4. Уточнение числа и цифры 4.

1. Упражнения в штриховке предметов.

а) три неваляшки красные, одна неваляшка синяя;

б) три кружочка желтые, один — зеленый;

в) два кружочка коричневые, два — желтые.

2. Запомнить состав числа 4.

тридаодин;

один да три; два да два.

3. К трем прибавить... к одному прибавить... (называем предметы).

Задания:

— Сколько яблок на картинке?

т— Как они расположены?

— Сделай три кружка красных, а один зеле­ный;

— Так же раскрась кружочки (три да один);

— Сколько грибочков, сделай два белых да два подосиновика (с красными шляпками);

— Раскрась так же треугольники (два да два);

— На веточке 4 ягодки красные, закрась по оче-1 реди (первая, вторая, третья, четвертая);

— Ежик несет яблочки и грибочки.

— Сколько всего яблочек? Раскрась их.

— Сколько грибочков? Раскрась их.

— А сколько всего и яблочек, и грибочков? Чего у ежика больше? (одинаково, поровну).

(Работа с кругами, треугольниками и квадратами проходит аналогично верхним рисункам).

— Почему гриб называется подосиновик, подберезовик?

Рассчитать, сколько животных на каждой картинке. Найди на большой картинке пару к маленькой (где такой же?).

Занятие N 5. Уточнение числа и цифры 5. Упражнения в штриховке предметов.

а) четыре цыпленка желтые, один — серый;

б) три яблочка красные,

два — зеленые;

2. Запомнить состав числа 5:

а) четыре кружочка желтые, один — серый;

б) три кружочка красные, два — зеленые;

в) два кружочка зеленые, три кружочка красные.

3. Будь внимателен! Пересчитаем до 5: один дом, два дома, три дома, четыре дома, а пять домов.

одно (2, 3, 4), ведро (а), 5ведер,

1, 2, 3, 4, 5 (считаем окна, книги, стулья). Это упражнение очень важно для развития навыка грам­матически правильной речи.

Задание: уточним, где левая и правая стороны.

- Сколько мышек слева? Сколько справа? Как повернуты мышки?

— Где мышек больше? На сколько больше?

-Закрась зеленым карандашом столько кру­жочков, сколько мышек слева.

— Закрась красным карандашом столько кру­жочков, сколько мышек справа.

— Зайчик несет морковки.

В правой лапке... морковок. В левой —... морковок. Сколько всего?

— Работа с треугольниками — такая же как и кружочками.

— Раскрась огурчики. Слева — очень спелые (зеленые). Справа — уже полежали и стали желтеть (желто-зеяеные).

— Сравнить морковки и огурчики, их общее ко­личество и расположение (слева — справа).

Подвести к понятию — перестановка предметов.

— одно и то же.

Аналогичные занятия проводятся с детьми по изучению чисел от 6 до 10.

Не забываем пересчитывать предметы, окружаю­щие ребенка в быту, сколько чашек на столе, лис­точков у цветка.

Задание N 7:

— сосчитай, сколько каких предметов;

— рассмотри их;

— найди, чем один предмет отличается от другого;

— расскажи об этих отличиях.

Задание N 8.

— Раскрась формы и ответь на вопросы.

— Сосчитай, сколько нарисовано кружков, сколько квадратов, треугольников, прямо­угольников.

— На сколько кружков больше, чем треугольников, а треугольников больше, чем квад­ратов?

— Чего больше: прямоугольников или треуголь­ников (а их поровну, одинаково).

Задание N9.

— Найди одинаковые игрушки, раскрась их од­ним цветом.

— Сосчитай, сколько каких игрушек одинако­вых (сколько кругов, птичек и т.д.).

Задание N 10.

- Найди цифры, написанные в левом столбики во всех четырех рядах.

Для активизации словаря и развития грамматического строя речи:

— назови каждое число с существительными (чего сколько?): один стул, пять пальцев два уха и т.д.

4. УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО РЕШАТЬ ЛЮБЫЕ ПРИМЕРЫ!

Итак, ребенок учится уже несколько месяцев. Появились проблемы: плохо запоминает, есть ошиб­ки в работах, пропадает интерес к школе.

Ему надо срочно помочь. Нельзя допустить, что­бы учеба перестала быть интересной.

Интерес пропадает тогда, когда ребенок не может успешно выполнить то или иное задание. Ритм школьного обучения не всегда приемлем для каждо­го, и кто-то начинает вязнуть в новых задачах, уп­ражнениях, не успев справиться с уже пройденным материалом, не усвоив его.

Начнем с работы по таблице, упражнения по ко­торой учат ребенка считать и помогают ему разо­браться в том, что такое задача.

Правильно складывать и вычитать, т.е. решать различные примеры помогут малышу наши специ­альные таблицы. Здесь важно соотносить цвет числа с полученным ответом.

Задание:

1. Закрась кружки слева цветными карандашами:

1 — красным, 2 — черным и т.д. (цвет пусть определит сам ребенок).

2. Реши пример.

3. Найди нужный цвет (т.е. посмотри, каким цве­том закрашен кружок полученного в ответе числа).

4. Закрась (заштрихуй) пример тем же цветом.

А эта табличка для устных вычислений. Цель ее использования — довести до автоматизма случаи сложения и вычитания в пределах 10, основанные на составе числа. Ребенок берет карандаш любого цвета и, получая ответ от примера, который вы ему про­диктуете, закрашивает нужную клеточку с цифрой. Например:

5-3 = 2

4 + 2 = 6 Эти ответы будут Желтые.

7 + 3 = 10

Затем цвет карндаша меняется, и следующие от­веты уже будут синими или зелеными.

5. ЗАДАЧА? ПОПРОБУЕМ ЕЕ РЕШИТЬ.

Предлагаем систему зрительных опор, которые помогут ребенку сориентироваться в том, что такое "задача", какие бывают задачи и что значит "реши задачу".

Делайте это вместе с ребенком в нашей книге: прочитайте задачу, пусть ребенок ее представит, скажет, как он будет ее решать, и объяснит, почему так? Учите его думать и рассуждать.

1. Прочитай задачу.

А теперь переходите на решение задач по учебнику.

Предлагаем план работы над задачей.

1. Прочитай всю задачу, внимательно и представь ее.

2. Выдели условие и вопрос.

3. Подчеркни данные (изустные и неиз­вестные) в условии.

4. Подумай, можешь ли ты сразу ответить на вопрос задачи (если нет — найди, что неизвестно, в условии).

5. Зарисуй условие задачи или запиши кратко — (на выбор).

6. Обозначь вопрос задачи.

7. При решении задачи обязательно рассуждай и доказывай правильность выбора знака действия.

Вот пример (1 класс):

3 зайчика лепили снежную бабу. К ним пришли еще 2 зайчика. Сколько всего зайчиков стало?

Эту задачу необходимо разобрать по плану (пун­кты N 1,2,3,4). Затем зарисуйте вместе с ребенком условие, обозначив зайчиков кружочками. Обратите внимание на слово "всего" в вопросе (оно обознача­ет все вместе и ставится скобка).

С первых дней учите ребенка выбирать в зада­че нужные для решения слова, а лишние не заме­чать.

Следующая задача: I

В комнате было 7 котят. 2 котенка ушли.

Сколько котят осталось? I

1. Прочитай задачу.

2. Подчеркни нужные для решения задач слова.

3. Выдели условие и вопрос.

4. Зарисуй условие задачи, обозначив котят кружочками. Рассуждай так:

было 7 котят — рисую 7 кружочков;

ушли 2 котенка — зачеркиваю 2 кружочка.

Сколько осталось подчеркиваю чертой и ставлю вопрос. Ответить на вопрос могу сразу, так как в условии все данные известны, а слово

 

"осталось" подсказывает мне, что надо вычитать.

А вот и посложнее задачи (2 класс):

На одной полке 14 книг, на другой –? – на 4 книги меньше. Сколько всего книг на двух полках?

1. Прочитай задачу и представь ее.

2. Выдели условие и вопрос.

3. Подчеркни нужные для решения задачи словаку

4. Запиши главное кратко (рассуждай):

I — 14 кн. (это известно)

неизвестно, поставлю знак вопроса, обращаю внимание на сло­ва "на... меньше" и ставлю знак действия —).

(Объединяю две полки скобой и ставлю вопрос; подчеркиваю вопрос красным карандашом, т.к. он главный; определяю, какое действие выбрать для от­вета и ставлю знак действия рядом с вопросом). Вот и решена задача.

А теперь письменные вычисления.

(14 - 4) + 14 = 24 (кн.) всего

Очень советуем родителям обратить лособое вни- I мание при решении задач на слова, которые встречаются в условии задач:

на... больше

на... меньше

в... раз больше

во... раз меньше

ОСТАЛОСЬ —

он всего +

по... взять... раз

разложили по...

Если ребенок усвоит это, то читая условие, он уже увидит в задаче то неизвестное, которое будет находить, и легко выберет знак действия при решении.

Другой пример.

В магазине было 30 л молока. Шести покупателям продали по 3 л каждому. Сколько литров молока осталось?

Снова начинаем работу с чтения условия; задачи (ребенок читает самостоятельно).

Затем он выделяет главное в условии.

Завершает краткой записью:

Было 30 л

Отдали 6 пок. по 3 л.

Осталось?

Со второй строчки записи появляется рассуждение 6пок. по 3 л. каждому

(а сколько всего продали?). Ребенок ставит сигнал действия (умножение) ря­дом с вопросом задачи, при этом рассуждая так:

если одному покупателю продали по 3 л,

то шести покупателям продадут в 6 раз больше (по 3 взять 6 раз).

Затем подходим к главному вопросу задачи. И опять — рассуждение ребенка.

Зная, сколько было и сколько продали, легко оп­ределить, сколько осталось - знак действия — вы­читание.

Разбирая так задачи, вы видите, что ребенок учится анализировать задачу, читая ее, умеет нахо­дить в условии то неизвестное, которое надо узна­вать (т.е. составную задачу делит на несколько простых). Сколько знаков вопроса в краткой записи,, столько простых задач в одной составной.

В одной коробке 6 карандашей, а в другой? в 3 раза больше. Сколько всего + карандашей в двух коробках?

Посмотрите внимательно разбор нескольких ви­дов задач.

N 1 (2 класс)

Ребята посадили около школы 22 березки и 18 лип. Два дерева не принялись. Сколько деревьев растет около школы?

Учите детей заменять слова на те, которые помоч гут быстро найти знак действия в решении задачи. (Посадили — было, не принялись — погибли, убра­ли их, взяли)

Было 22 б. и 18 л. (Это первая простая задача и к ней вопрос:

А сколько всего было?)

Взяли 2 дер.

Осталось?

N2(2 класс

В двух коробках 16 банок сока. В первой короб­ке 10 банок. На сколько больше банок в первой ко­робке, чем во второй?

На сколько больше?

В двух 16 банок, в одной 10 банок, значит, во второй меньше, чем в двух, а именно от всех отнят! столько банок, сколько в первой коробке, и останет­ся вторая коробка

А теперь сравни:

В первой 10 банок

На ск. больше?

во второй

Чтобы решать задачи на сравнение, надо знать наизусть следующее:

1) чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее;

2) чтобы узнать во сколько раз одно число боль­ше или меньше другого, надо большее разделить на меньшее;:

После этого задачи на сравнение решаются автоматически.

N3 (2 класс) Первый отряд собрал 56 кг шиповника, второй отряд на 16 кг меньше, чем первый, а третий отряд 4 на 14 кг больше, чем второй. Сколько килограммов собрал третий отряд?

N 4 (3 класс)

На одном участке ребята вырастили 240 кг капу­сты, на другом: 1) в 2 раза меньше: 3) четвертую часть +2) всей капусты израсходовали на корм кроликам. Сколько килограммов капусты израсхо­довали на корм кроликам?

I — 240 кг

II -?: в 2 раза меньше

N 5 (4 класс)

Хозяйка купила 3 м белой шерсти по 15 руб. и 6 м синей шерсти • 2) по 16 руб. Сколько стоила

вся + 3) покупка?

Зм по 15 руб.

6 м по 16 руб.

Если вы поможете ребенку разобраться в задаче, то ему будет очень легко ее решить. Краткая за­пись — это уже готовый план решения данной зада­чи. Осталось только записать ее и произвести вы­числения.

Сложение и вычитание с переходом (Таблица помощи)

При работе над темой "Сложение и вычитание

с переходом через 10" все случаи сложения и вычитания можно усвоить очень быстро при помощи таблицы.

Принцип ее действия следующий:

при сложении чисел с переходом через 10 (так же, как и при вычитании) мы прибавляем или вычи­таем столько единиц, чтобы образовался круглый десяток, а затем складываем или вычитаем остав­шиеся единицы.

> Ребенок сразу схватывает принцип сложения и вычитания с переходом через 10 и (наряду со знани­ем состава числа — а это залог успеха) ошибок не допускает, что ведет к быстрой усвояемости данного материала при большом интересе.

 

А как легко по этой таблице объяснить порядок действий!

Незнайки все понял.

Решай примеру выполняя действий по порядку (отсюда и тема "Порядок действия").

Но вот полились скобки! Поспеши скорей на ПОМОЩЬ.

Врач "скорой помощи" спешит в скобки мы будем так же делать: сначала выполняем действия по порядку в скобках, а затем — за скобками, г

(10-4)+5 V 8- (3 + 4)

Очень легко запомнит все это ваш ребенок. Как только появится пример со скобками — сразу вспо­минай "скорую помощь".

Если ваш ребенок не умеет решать примеры на порядок действий, в которых встречается и умноже­ние, и деление, то мы покажем, как можно объяс­нить это по данной таблице "Порядок действий".;, Она поможет ребенку быстрее и более прочно ус­воить новый для него материал. При объяснении его по таблице дается как бы модель темы. Обращаюсь к ребенку, спрашиваю: "О чем задумался Незнайка и зачем к нему прилетели птички?"

Ответ может быть и неправильный, но надо сде­лать так, чтобы ребенок понял, какую задачу он должен решить, используя предложенный "образ".

"Уставшие и голодные птички должны свить себе гнездышко. Незнайка задумался, как им помочь. Ему на помощь пришли сами же птички (а вам — ваш ребенок): "Сначала давай соберем зернышки, поклюем их, а потом, став сильными, полетим за ве­точками для гнездышка".

— А как на таблице изображены зернышки и ве­точки? Какими знаками они обозначены?, (поиско­вая работа).

Незнайка запомнил порядок работы, который ему предложили птички, и решил попробовать вы­полнить примеры на порядок действия. Давайте мы ему поможем.

Идет разбор примеров:

- Постоянно по ходу решения ставятся вопросы: "Вспомни, что сначала предложили птички Незнай­ке? Как будешь действовать?" Слушайте объяснение ребенка, если необходимо — уточните, предлагайте ему решить новые примеры и снова объяснить поря­док действий.

Таким образом ученик самостоятельно изучает тему, а взрослый руководит его мыслительной дея­тельностью. Математические вычисления доступны каждому ребенку. Главное здесь — научить разби­раться в порядке действий (вспоминать все время наказ птичек).

Следующий этап работы: усложняется задание, предлагаются примеры на 3, 4, 5 действий:

40 + 21:7-10

60-4-5 + 36:6-10

Ребенок уже сам объясняет порядок действий в таких примерах. Это любимое его занятие, он реша­ет такие примеры с удовольствием и всякий раз объ­ясняет порядок действий уже без ошибок.

На последующих этапах появляются примеры с использованием скобок:

100-70+(4 '5+10:2)

40+(5* 6-12:3)-3 • 5

В помощь малышу дается другая таблица на по­рядок действий. Правда, она уже знакома ему с на­чала года, когда самостоятельно изучали решение примеров на сложение и вычитание в 2 действия с применением скобок.

Таблица образно напоминает, что в первую оче­редь надо выполнять действия в скобках.

Вот и разобрался ваш ребенок с трудным материалом по математике, а теперь заглянем в учебник > русского языка. Правила, правила, правила!.. Не за­поминаются они сразу потому, что не понимает их ребенок.

Давайте ему поможем одолеть это. А что, если правила по наиболее трудным разделам программы зарисовать. Да, да! Взять да и Нарисовать то, что представляешь, когда прочитаешь одно из них. Самое трудное — проверка безударной гласной в корне слова. Чтобы подойти к изучению этой темы, проследите, чтобы ребенок умел правильно ставить Я ударение, определять ударный и безударный слоги,да еще видеть корень слова, путем подбора однокоренных слов.
И только после этого переходите к таблице "Безударная гласная в корне слова".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.46.120 (0.276 с.)