Как научить ребенка думать и говорить. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как научить ребенка думать и говорить.



КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДУМАТЬ И ГОВОРИТЬ?

 

 

(упражнения по развитию памяти, внимания, мышления, речи, техники чтения)

 

РОДИТЕЛЯМ, УЧИТЕЛЯМ И ВОСПИТАТЕЛЯМ

 

Москва, 1993

 

Авторы:

 

Е.Д.Худенко — канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и дефектологии института переподготовки и повышения квалификации Российской Академии Образования.

 

Т.С.Мельникова — заслуженный учитель России, учитель школы N 1598 г.Москвы.

 

С.Н.Шаховская — канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии дефектологического факультета Московского государственного педагогического университета им. В.И.Ленина.

 

Рецензии:

 

Г.В. Чирканадоктор пед. наук, профессор, зав. лабораторией логопедии института коррекционной педагогики РАО.

 

Л.М.Шатунова — ведущий специалист отдела дошкольного и начального школьного образования Московского Департамента образования.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Часть I

Проблемы "трудных" детей

1. Что с моим ребенком?

2. Несколько советов родителям

3. Как учить ребенка дома? Система занятий

для родителей, а также и для воспитателей

4. Занятия на прогулке, в магазине

5. Что делать по дороге в гости?

6. Как научить ребенка видеть и слышать?

Игры и упражнения, развивающие зрительное и слуховое восприятие

7. Игры и упражнения, развивающие внимание и память

ЧАСТЬ II

Ребенок пошел в школу

1. Как научить ребенка работать карандашом, ручкой, фломастером?

2. Как писать, читать буквы, слоги? Обучение чтению

3. Как научить ребенка понимать состав числа?

4. Учимся правильно решать любые примеры!

5. Задача? Попробуем ее решить!

6. Некоторые правила грамматики

Авторы выражают глубокую

и искреннюю благодарность

ЛОБОВУ

Андрею Александровичу

за помощь в создании этой книги

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

"Как научить ребенка думать и говорить?" — это книга, адресованная как родителям, так и специалистам. Цель ее — помочь взрослым, мамам и папам, бабушкам и дедушкам, учителям, воспитателям, психологам разобраться в том, как лучше подготовить ребенка к школе, облегчить ему освоение чтения и научить немного считать, научить, что делать, если ребенок невнимателен и плохо запоминает, если он недостаточно хорошо владеет речью и не умеет логически мыслить, вызывая у вас недоумение и огорчение; если это ребенок, о котором можно сказать, что у него есть какие-то проблемы в развитии.

Книга написана авторами, которые много лет занимаются проблемами детей, имеющих особенности или отклонения в развитии и трудности в обучении. Одна из основных задач пособия — помочь родителям понять, как они сами могут преодолеть те проблемы, которые возникают у них в семье, и вооружить их рядом полезных советов.

Другая задача — помочь педагогам, воспитателям, психологам в работе с трудными детьми. Педагоги часто сталкиваются с теми же проблемами, что и родители: ребенок медленно читает, невнимателен, неусидчив и т.п. Но часто бывает очень непросто оказать ему действенную помощь, т.к. классы, как правило, очень многочисленные, т.к. существует определенная школьная программа и ее надо успеть изучить,

т.к. для каждой возрастной группы детей существует общий уровень развития, на который обязаны ориентироваться педагог и воспитатель, и не всегда учитель знает, как помочь ребенку, который "выпадает" из общего темпа обучения. А это "выпадение" вызывает у ребенка различные реакции — от чувства растерянности, неуверенности, негативизма, до озлобленности, агрессивности и безразличия. Формируется комплекс неудачника, отстающего, который потом очень сложно преодолеть.

Учитель, воспитатель, найдут в книге ряд конкретных методических советов, которые позволят решить им эти проблемы.

Учитель может использовать основы авторской методики Т.Мельниковой по обучению чтению, математике, по изучению наиболее сложных тем школьной программы.

Воспитателю будет интересна представленная в книге система занятий для работы во второй половине дня в школе, направленная на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Эти занятия нетрадиционны по форме и оригинальны по содержанию. Акцент в них делается на развитие личности ребенка, формирование навыков коммуникативного поведения.

Психолог найдет интересный конкретный материал по развитию различных познавательных процессов личности ребенка, коррекционно-развивающие модули игр и упражнений, которые могут быть легко дополнены и скореллированы в зависимости от проблем ребенка.

Основной вид работы с ребенком — ИГРА! От игр ребенок получит удовольствие, а вы убедитесь в том, что ваш ребенок — способный малыш!

Желаем успеха в использовании нашей книги.

Часть I

Проблема «трудных» детей

ЧТО С МОИМ РЕБЕНКОМ?

Что такое "трудный" ребенок и как это проявляется в совсем маленьком ребенке? Что заставляет волноваться родителей, беспокоиться бабушек и дедушек, а самое главное — травмирует ребенка, который только-только ступил на трудный путь учения?

Характерными признаками ребенка, медленно читающего, долго думающего, со слабой памятью является его неумение сосредоточиться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в суть его: что надо сделать и как. Если родители дадут такому ребенку задание: "Саша, возьми левой рукой чашку, которая стоит на второй полке в буфете и налей в нее чай", то сразу обнаружится, что ребенок удерживает в памяти, может ли он услышать и понять такую инструкцию, и как он ее выполнит. Нередко дети улавливают только суть ("налить чай") или начало задания ("...возьми чашку..."), детали же пропускают. А это значит — ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач: по математике — он не понимает условие задачи, т.к. не услышал весь текст задачи; по русскому языку — ошибки, пропуски букв, перестановки, недописание до конца слов, фраз и пр. И это не потому, что он "неспособный", а лишь по той причине, что не успевает прочитать задание или продумать услышанное, вникнуть- в детали инструкции. Он не может слитно читать, читает буквы, слоги, потом проговаривает слово и лишь после этого в состоянии понять прочитанное. Или читает про себя, соединяя буквы в слоги, а слоги в слова, а затем читает вслух. У таких детей, существуют разные варианты прочтения слов. Суть одна — они читают медленнее других, а это влечет; за собой ряд проблем в последующем обучении.

Такого ребенка отличает неспособность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. У него не развивается способность классифицировать информацию и опыт, умение пользоваться знаниями. Часто у детей отмечается и недостаточное развитие моторной координации, нарушение статического равновесия, неловкость мелкой моторики пальцев рук. Иногда руки ребенка недостаточно тренированы, что вызывает сложности при работе с бумагой и клеем, ножницами. Эти особенности ребенка приводят к раздражительности, срывам в поведении, к росту его зависимости от других, к потребности в помощи.

„Задача, стоящая в этом плане перед родителями, заключается в том, чтобы своевременно заметить эти проблемы, найти нужные слова и примеры, которые помогут ребенку преодолеть трудности, чтобы ребенок не закомплексовал на них, чтобы он не потерял интереса к учению.

Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности его развития. Стремление ребенка к познанию такая же необходимость как голод и жажда. А скука — самое неприемлемое состояние для него. Увлеченный чем-либо ребенок забывает и о голоде, и об усталости. А тот, у которого что-то не ладится и кто не получает помощи, замыкается в себе, усугубляя свое положение.

Как правило, именно учителя первыми замечают проблемы ребенка, хотя родители могут их предвидеть. Зачастую родители не согласны считать своего ребенка "трудным", перекладывая ответственность при неуспехах ребенка на учителя и школу. Многие родители считают, что ребенок сам справится с затруднениями. Такая позиция невмешательства неверна и опасна.

У маленького ребенка желаемые результаты его* деятельности зависят от того, как он ориентируется, изучает окружающую обстановку, какими навыками он владеет. Так же важно для него внимание и отношение родителей и окружающих людей. Родителям совсем несложно наблюдать, направлять и обучать детей, даже несмотря на бесконечные "почему".

Тем, кто воспитывает "трудных" детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка. Какие аспекты поведения ребёнка Вас беспокоят и почему? Что в его поведений вызывает улыбку, одобрительный взгляд? О каких его достижениях (а не неудачах) с любовной гордостью рассказывают родители в телефонных разговорах, которые обычно слышат и прекрасно понимают впечатлительные малыши?

А как легкомысленны могут быть мамы и папы, отметая проблемы ребенка на том основании, что сами они были такие же и никто их не учил, и ничего — научились.

Общеизвестна и обычно вызывает снисходительную усмешку способность бабушек и дедушек баловать внуков, но если бы они задумались, как много могут в воспитании поставить с ног на голову, жалея ребенка, стараясь ему помочь. Очень часто в процессе подготовки уроков они не учат ребенка искать решение, а сами за него это делают, оставляя малышу лишь механическую работу: переписать уже исправленный текст, сосчитать уже определенные величины, обвести рисунок и т.д. Родителям и родным следовало бы избегать такой "помощи".

При общении с ребенком родители должны принимать во внимание и ситуацию, вызвавшую то или иное поведение, и время суток, и погоду. Все эти факторы влияют на ребенка сильнее, чем на нас с вами. Только малыш не может понять, что с ним.

Родители должны ответить себе на вопрос: "Что с моим ребенком? Что они видят и ценят в ребенке? Что у него не ладится? Как я могу помочь ему?"

Мы хотим предложит вам несколько советов, как помочь малышу. Это общеизвестные истины. Обращаясь с ребенком, следуйте им и все у него наладится!

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

1. Подумайте, за что вы любите своего ребенка, чем он вам дорог, что он умеет делать и на это обращайте постоянно свое и его внимание. Хвалите его за самую маленькую победу: за то, что он съел всю кашу, хорошо причесался, аккуратно и красиво повязал шарф (хотя это может быть и не совсем так). Дайте ему постоянное ощущение, что он любимый ребенок, несмотря на его неудачи и неуспехи.

2. Будьте честными. Дети очень чувствительны ко лжи. Своим обманом вы поощряете к этому детей.

Одна мама, когда курила, закрывалась в туалете от своей трехлетней дочурки. Она не хотела, чтобы девочка брала плохой пример. Когда девочка достигла тринадцатилетнего возраста, то именно она первая закурила среди компании сверстниц. У подруг тоже были курящие мамы, но они не прятались от детей, а старались объяснить им, почему детям и подросткам нельзя курить!

3. Оценивайте уровень развития успехов ребенка. Постоянно подмечайте его малейшие успехи, поощряйте за них.

4. Избегайте длинных объяснений или бесед.

5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке и понять, почему это с ним происходит, в чем причина.

6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не заставляйте его делать именно так, как вы считаете нужным. Дайте ему свободу самостоятельного поступка бгранйченную вашим тактичным контролем. Например, ребенок не хочет делать уроки, а хочет гулять или смотреть телевизор. Скажите ему: "Конечно, ты вправе сам решать, что тебе делать и когда. Просто я приготовила тебе сюрприз, который хотела показать после того, как ты сделаешь уроки. Что ж, придется сюрприз отложить".

Вы можете возразить нам, где набрать столько "сюрпризов". Но все дело в том, что этот сюрприз вам понадобится ненадолго — пока ребенок не привыкнет и не поймет необходимости делать сначала уроки (примерно 3-4 недели). В роли "сюрприза" может выступать простая сырая картошка, упакованная в обычный пакет, но привязанная на веревочку, с которой ребенок ее должен срезать с завязанными глазами. Попробуйте это сделать и увидите, что получится!

Ваш "сюрприз" будет висеть 5-7 дней, в течение которых ребенок будет сгорать от желания узнать, что там.

Или ребенок, собираясь в детский сад, не хочет одевать одежду, приготовленную вами. Предоставьте ему самостоятельно решить этот вопрос. Пусть даже решение будет не очень правильное (надеть носки, а не колготки), и у ребенка на это уйдет много времени (а вы торопитесь на работу). Постепенно (5-9 месяцев) он научится очень быстро делать это с учетом различных факторов — погоды, цветовой гаммы одежды, ее удобства и пр. Но главное — он будет учиться сам решать вопросы и испытывать результаты этого решения на себе. Он будет учиться понимать связь между тем, что он делает, и что он потом будет чувствовать.

7. Никогда не оправдывайте свой крик на ребенка, невозможность оказать ему помощь, внимание занятостью, делами по дому, на работе. Разве он виноват в том, что его мама, папа, бабушка — все заняты, и никому нет дела до него? Он ведь такой маленький и беззащитный перед вами. Он — ваше творение. Так будьте вместе с ним, а не врозь!

8. Старайтесь сделать так, чтобы начатая ребенком работа (игра, рисование, чтение книжки...) была до^ ведена им до определенного завершения:-дорисовал рисунок, дочитал страницу книги ит;д. Учите доводить начатое дело до конца! Это очень организует малыша и легко ему дается. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет "перескакивать" с одного дела на другое, с одной книги на другую.

Надо уметь дозировать работу, учитывать ее трудность. Сознание выполненного дела доставляет ребенку большую радость, особенно если вы это отметите: "Как, ты уже все прочитал (убрал игрушки, нарисовал...)? Какой ты у меня молодец! Повторение "ситуации радости" будет вызывать у него желание завершить начатое дело. Если же ребенок не хочет доводить дело до конца — сядьте с ним и помогите. Для этого требуется 1-2 минуты и ваше участие: "Давай попробуем вместе. Смотри, как легко ты это можешь делать!"

9. Когда мы задаемся вопросом, что самое желанное для маленького ученика, мы понимаем, что это внимание любимых родителей, и, особенно, доброе внимание, являющееся важным фактором формирования поведения. Помня об этом, родители должны серьезно относиться к тому, как и на что Они обращают внимание в общении со своим ребенком.

Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать так, чтобы его родители заметили, похвалили то, что он сделал. Ребенку нужна похвала родителей. И еще одно. Он хочет быть похожим на своих родителей и старается во многом подражать вам. Ребенок замечает и запоминает все события, которые вызвали вашу довольную улыбку, одобрительный кивок головы. И напротив — его очень ранят высказывания, замечания по поводу его неуспехов.

10. Очень важно научить ребенка распределять свое время, планировать, что и когда он будет делать. Для этого полезно завести дневник и дать ребенку возможность в течение недели пронаблюдать, как он проводит свои часы и минуты. (Было бы неплохо, если бы для начала и вы просчитали свое время: на что оно уходит, чтобы выяснить ваши приоритеты.) Этот дневник поможет вам узнать перегрузку ребенка, его свободные паузы, резерв времени, который вам и понадобится. Желанный результат должен заключаться в таком распределении времени и сил, когда бы начатое дело с наибольшей вероятностью благополучно завершилось.

 

3. КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ДОМА?

Система занятий для родителей, а также для воспитателей.

Ниже мы предлагаем систему занятий с детьми четырех-шестилетнего возраста, направленную на подготовку малышей к школе и устранение проблем у тех детей, которые уже учатся в 1 -2 классах. Каждое занятие рассчитано на 30 минут. Родители, бабушки могут смело за них браться, т.к. занятия разработаны для них и проводить их с детьми будет интересно. Каждое упражнение очень непродолжительное по времени (2-5 минут), привлекательно по содержанию, разнообразно по видам деятельности, и очень полезно для ребенка.

От вас, уважаемые родители, потребуется лишь пригласить ребенка поиграть! Не надо ему говорить, что вы собираетесь с ним заниматься. Это отпугнет его от вас. Вы будете с ним играть, отмечать в особой тетрадочке (это обязательно, т.к. ребенок должен видеть свои успехи, а они у него будут обязательно) дату занятия и результаты выполнения каждого упражнения. Проводить эти занятия можно через день, но главное, чтобы вы не бросали их, а потом начинали опять. Только при постоянных упражнения (пусть даже через два дня) мы гарантируем вам достижение успеха через 1-1,5 месяца. Это проявится не только в том, что у ребенка станут лучше отметки. Вы заметите (и результаты в вашей тетрадочке подтвердят это), что ребенок стал наблюдательнее, внимательнее, стал лучше читать, писать и т.д.

Где и когда проводить занятия? Где угодно и когда угодно; на прогулке, в транспорте, по дороге в гости, когда ребенок скучаете метро, электричке. В очереди в магазине (отдельные упражнения), к врачу; когда готовите еду, гладите белье, убираете квартиру и т.д. Конечно, хорошо бы просто сесть, прилечь на диване, взять нашу книгу и поиграть с ребенком. Подчеркивайте ребенку, что это игра, а не занятия. Хорошо, если в игру включатся и друзья, пришедшие в гости.

В систему занятий вошли упражнения по развитию внимания, памяти, мышления, речи. Они по-разному скомбинированы, на первый взгляд — повторяются, но уже с другим содержанием. В пособии вы найдете упражнения по развитию познавательной деятельности ребенка, которые вы можете сами использовать и комплектовать по нашему образцу. Отдельно мы остановились на проблемах чтения, грамоты, математики. В книге вы найдете интересные графические таблицы, разработанные Т.Мельниковой, которая вот уже много лет учит читать детей, начиная с трехлетнего возраста. И все дети у нее хорошо читают, считают и думают!

Попробуйте, и у вас это получится!

За работу и желаем успеха! В результативности ваших занятий с ребенком мы не сомневаемся..

Занятие № 1.

1. Упражнение на развитие слухового внимания.

Задание:

— Повторяй за мной, меняя громкость звучания слогов, интонацию:

а     т а а     п а а     д а а     с а а     з а
о о о о о о о о о о
у у у у у у у у у у
ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы

ча — ща — ша чи — жи — щи

чу — щу — шу чо — жо — шо

Вы произносите цепочку слогов, ребенок — повторяет:

па — та — ша бо — до— жо — ло

фа — ка — са пу — лу — зу — ту

то — щу — да су — во — жи — га

ба — ду — ро за — шо — фу — га

(и т.д.)

 

2. Упражнение на развитие словаря.

— Назови слова на тему "овощи" ("мебель", "посуда", "магазин" и т.п.).

Важно, чтобы ребенок называл и существительные, и глаголы, и прилагательные. Вы ему можете

 

помочь. "Давай играть, кто назовет больше слов по теме "машины"... (про машину)".

3. Упражнение на внимание, звуко-буквенный анализ. Задание:

— Я буду называть по звукам слово, а ты должен найти картинку с предметом, который обозначает это слово или показать этот предмет в комнате, на улице.

 

м-я-ч=мяч

к-о-т-=кот

р-ы-б-а=рыба и т.д.

Можно так, по звукам, проговорить любое слово. Пусть ребенок отгадает, какое это слово. И наоборот, ребенок вам произносит по буквам слово, а вы отгадываете. ("А теперь ты загадай мне какое-нибудь слово".)

4. Упражнение на развитие зрительного восприятия.

Задание:

— Какую букву ты видишь?

— Подкажи карандашом каждую из них.

— Добавь недостающую часть чтобы получи лась буква.

5. Упражнение на словообразование, отработку слитного чтения и развития речи.

Задание:

— Образуй из слогов слово и придумай с ним

предложение:

 

6. Упражнение ^ВД;#»ЗВИ!ше техники чтения. -Задание:... • ■

Прочитать ряд слов (можно из словарика, учебни­ка). Главное — засекаете время, сколько слов ребе­нок прочитал за 1 минуту, и результат записываете. Это может быть 3, 5, 7, 19, 25 слов. Количество их от занятия к занятию будет возрастать.

7. Упражнение наразвитие логического мышления.

— Послушай, повтори и объясни разницу в словах:

Автобус шел по дороге.

Человек шел в гости.

Вова перенес тяжелую ангину.

Петя перенес груз через дорогу.

Занятие N 2.

1. Упражнение на развитие памяти. — Запомни и повтори считалочку:

Три гуся летят над нами,

Три других — над облаками,

Два спустились за ручей,

Сколько было всех гусей?

(Заодно и сосчитаем гусей.)

Поможет рисунок, выкладывание количества гусей спичками, пуговицами.

— Прочитай как можно больше слов за 1 минуту.

 

2. Упражнение на развитие слухового восприятия.

3. Развитие зрительного восприятия.

— Запиши буквы, которые ты видишь:

 

4. Развитие техники чтения, памяти.

— Прочитай слоги слитно и повтори получившиеся сочетания слогов:

— Дорисуй недостающие части букв:

 

5. Упражнение на звуко-буквенный анализ.

— Отгадай, какое слово? Оно произносится по звукам:

л—и—с—а = лиса к—а—ш—а = каша

м—ы—ш—к—а = мышка а—и—с—т = аист

6. Упражнение на активизацию словаря.

— Придумай слова по теме "Осень".

7. Упражнение на развитие слухового внимания.

— Подними руку, когда услышишь на конце слова звук "а":

— курица, волки, медведь, лошадь, корова, лиса, собака, кошка, сороки.

— Назови место звука "у" в словах:

иду—Уля—зову—утро—укроп—несу—утята—удочка—узкий—бегу.

— Где "у": в начале, в середине или в конце слова?

— Придумай слово, начинающееся на "у" (утро, умывальник, уши...) и составь с ним предложение.

8. Зрительный диктант.

Дайте ребенку прочитать один раз слово (фразу),

затем закройте его и попросите написать это слово. После этого надо, чтобы ребенок прочитал про себя это слово (фразу) и нашел ошибки. Затем ребенку показываете следующее слово (фразу) и опять проводите работу в той же последовательности. После этого диктант (4-5 фраз) проверяется, вы записываете количество ошибок и ставите отметку (если она хорошая).

Это кот. Красная роза. Белый снег. Дети идут. Не забывайте после каждого занятия отметить успехи ребенка, похвалить его.

1. Упражнение на развитие слухового восприятия, техники речи.

— Запомни и повтори:

«Водовоз вез воду из-под водопровода.

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

(Чистоговорки надо говорить быстро и правильно!)

— Повтори цепочку слогов:

ка—га—ха—ла ам—ос—ут

са—ма—на—ра—во ор—ащ—ищ

ту—па—ку—ла—ву им—ит—ир и т. д.

2. Упражнение на внимание и звуко-буквенный анализ.

Разложите перед ребенком 7-8 картинок.

— Я буду называть слова по отдельным звукам, ты найди картинку.

Слова: д—о—с—к—а, п—е—н—а—л, у—р—о—к-, м—е—л,, м—ы—л—о, т—е—р—к—а, к— л-г-а —с—с и пр.

А теперь пусть ребенок возьмет картинку и сам „ назовет слово по отдельным звукам

3. Упражнение на развития логического мышления. — Подымай и продолжи рад (до конца строчки):

4. Упражнение на развитие анализа и синтеза слов.

— Расставь стрелки. Отгадай, какое слово к какой схеме относится:

 

 

5. Прочитай слова и подбери свое слово на первый звук.

Мама-Мак Пара-

Кот-Коля Сыт-

Мила-? Перо-

Рама-? Путь-

Дать- Рима-

Рот- Соль-

Римма- Зима-

6. Слуховой диктант.

— Будь очень внимательным. Сейчас ты запишешь несколько слов, фраз (это зависит от уровня ребенка) и все они будут написаны тобой без Ошибок. Писать ты будешь по волшебной системе, как в сказке. Я произнесу слово (предложение) только один раз, затем ты его повторишь и сразу напишешь. Потом ты его проверишь.

Маша шла по улице. Летел шар. Деревья весело качались. Солнце пело песню.

7. Упражнение на понимание грамматических форм слов.

— Внимательно слушай и смотри!

— Где девочка моеяфрукты?

— А где вымыла?

— Где девочка варит обед?

— А где сварила?

7. Развитие техники чтения.

Прочитать как можно больше слов в 1 минуту (обязательно фиксирование результата!). Это покажет достижения ребенка,

8. Чтение сказки. (Вы начинаете выразительно читать. Читаете 1 минуту. Затем ребенок начинает читать сначала, т.е. тот текст, который вы уже прочитали, но затем продолжает дальше.)

Такое чтение по цепочке развивает внимание и навык чтения.

Занятие N 4

1. Упражнение на развитие внимания.

— Расставь буквы в соответствии с цифрами, т.е. поставь под каждую цифру ту букву, которая стоит

образце.

Вы даете образец 1 2 3 4 5 67 8

О у т д я а в г

Ребенку предлагается 3 ряда цифр, написанных не по порядку. Он должен быстро расставить нужные буквы по образцу. Определяете, сколько может делать ребенок за 1 минуту.

2 7 5 3 4 6 1

3 2 1 8 4 2 5

18 7 2 6 3 3

Число цифр в ряду постоянно увеличивается (до 10-Х5> число рядов увеличивается также,

(до 6-7).

2. Упражнение на звуко-буквенный анализ, развитие речи.

— Составь слово из звуков, которые я произнесу и придумай с этим словом предложение:

м—а—ш—и—н—а

(Веселая машина летела с холма. Грустная машина ползла по дороге.)

д—и—в—а—н

(Потертый диван жалобно скрипел. Новенький диван приглашал полежать.) и т.д.

3. Упражнение на развитие логического мышления. — Какая картинка на каждой карточке лишняя (не подходит)?

 

4. Читай внимательно и быстро

а) мама, мать, кот, Мила Тата, путь, тут, Тима

рама, дать, рот, Римма папа, сыпь, суп, пила

пара, мыть, сыт, перо Роза, соль, сом, Рита

Рыба, рысь, нос, руки

Маша, лось, лис, Ника

Лук, сок, сон, дым;

Луна, рука, папа, Лада

Сова, коза, коса, Маша

Окно, поп, полка, палка

Кошка, мышка, лапка, мушка

б) Чтение слов за 1 минуту (количество прочитанных слов подсчитывается).

5. Зрительный диктант.

Эти упражнения (зрительный и слуховой диктанты) целесообразно проводить на каждом занятии, чередуя их. Постоянное их выполнение детьми дает положительные результаты в состоянии письма.

Идет дождь. Роза цветет. Мышка бежит. Девочка читает.

6. Упражнение на логическое мышление.

Сравни бусы справа и слева. Найди, чем они отличаются (какая между ними разница):

7. Прочитай слова и определи буквы, которыми они отличаются:

козы — косы вслух — глух

истер — вечер город — голод

трава — травка вьют — вьюн

следы — следи горелка — тарелка

кружатся — кружиться угол — уголь

резвый — резкий галка —> галька.

ближний — близкий палка — полька

пишу — пищу

 

 

Картинка может быть разрезана на столько вертикальных частей, сколько звуков (или слогов) в слове. Это поможет закрепить у ребенка навык звуко-буквенного анализа.

Занятие N5.

1. Угадай на слух, какой слог лишний (не подходящий к остальным).

па—по—пу—бу

та—то—пы—ты

са—со—за—су

ша—жа—шо—шу

2. Вставь в окошко гласную букву, образуй слог, слово:

3. Образуй слова (сок — сук):

Какие буквы пропущены?

ст...л — ст...л м...л — м...л

с.м — с.р б...лет — о...лет

л...м — л...к очка —.очка

к...т —к...т

4. Читай быстро:

Маша марка мак манка

Дима дать дым дом

Боря банка буря бык быть

Нина норка ныть няня

5. Чтение слов с фиксацией количества их, прочитанных в 1 минуту. (Минута чтения.)

6. Слуховой диктант. ("Слушай, повтори, пиши, проверь".)

Писать можно в воздухе палочкой, ногой на земле, т.е. там, где вы находитесь в данный момент.

Течет река. Солнце светит. На улице жарко. Дети загорают.

 

7. Упражнение на развитие памяти.

Показать ребенку 7-10 картинок, предложить ему запомнить их последовательность. Затем картинки меняются местами. Ребенок должен определить, что изменилось.

8. Упражнение на развитие логического мышления.

— Прочитай ряд слов, найди лишнее:

мак, ромашка, роза, лук

чашка, блюдце, суп, тарелка

яблоко, персик, огурец, груша

помидор, баклажан, перец, слива

клубника, груша, земляника, малина

(А если не читать, а называть ребенку эти ряды слов, то будет развиваться слуховое внимание и восприятие.)

9. Чтение сказки.

Начинаете читать текст, ребенок прочитывает то, чтоуже прочитали вы, и продолжает чтение дальше.

Занятие N 6.

1. Упражнение на логическое мышление.

а) Продолжи ряд:

/\лл/\мл/\ллм/\..

Найди различия фигур справа и фигур слева:

в) Найди лишнюю картинку (слово) в ряду (используются картинки, чтение слов, их восприятие на слух):

дочь, сын, отец, человек

карандаш, ручка, тетрадь; чашка

туфли, носки, чулки, гольфы

жук, рыба, муравей, бабочка

2. Упражнение на внимание.

а) Работа по таблице Шульте. Таблица Шульте — это квадрат 5x5, в котором разбросаны числа от 1—25, от 1 — 16 ~

^ Ребенок должен как можно быстрее найти их, называя вслух и показывая карандашом. Глаза должны смотреть только сверху вниз, таким образом вырабатывается специальное движение глаза, необходимое для чтения. Систематически применяемое это упражнение (а только при постоянном его использовании будет эффект) значительно улучшает технику чтения и развивает внимание. Но вы должны каждый раз фиксировать время прочтения таблицы, и ребенок должен знать результаты. На первых порах это будет примерно 2 минуты. Когда 1 ребенок научится хорошо ее читать (каждый раз дается иной вариант расположения чисел), работа усложняется. На таблицу накладывается чистый листок с 3-5 прорезями. Ребенок должен запомнить числа в прорезях и назвать их по порядку. Затем число прорезей увеличивается до 10-12.

б) Показать ребенку картинку, на которой изображено много деталей. Время показа от 10 до 20 сек. Ребенку необходимо запомнить как можно больше предметов, изображенных на картинке. ("Запомни все, что нарисовано на картинке. Ты должен будешь назвать по памяти все предметы, изображенные на картинке".)

После того, как ребенок описал картинку, покажите ему ее вновь. Он должен сам показать предметы, которые забыл назвать.

3. Техника чтения.

а) Прочитай, найди звуки, которыми отличаются слова. Что значат эти слова? Придумай с каждым из них предложение.

балка — палка ужи — уши

полка — булка вес — лес

бочка — почка дым — дом

ветка — сетка нос — нес

ваза — база там — дам

сын — сон рука — руки

 

 

б) Присоедини букву. Какое слово получиться?

Придумай с каждым словом предложение.

в) Закончи предложение.

Дети рыли в саду... В цирке слышен р...в зверей. Я взял пил... и доску пил... Л..ся лю..т сво... сестр.... В сад... видел... дяд... Вас... Он сажал яблон....

г) Минута чтения.

д) Чтение сказки, рассказа. Вы начитаете читать, останавливаясь перед каким-то словом. Его читает ребенок, а дальше опять Вы. Постепенно количество остановок (включений в чтение ребенка) возрастает.

Занятие № 7

1. Упражнение на развитие логического мышления.

а) Какая фигура потерялась?

б) Продолжи ряд:

2. Упражнение на развитие внимания.

а) Вернемся к таблице Шульте. Засекайте время, за которое ее прочитывает ребенок. Надо показать ребенку сдвиги, успехи в ее прочтении.

 

б) Запомни картинку (на сюжетной картинке много деталей) и назови по памяти все предметы, изображенные на ней.

3. Упражнение на развитие слухового внимания.

а) Назови, из каких последовательных звуков состоит слово:

море, сук, ложка,

танец, ботинок, метро, базар, станки и др.

4. Развитие техники чтения.

а) Таблица Шульте.

б) Прочитай слова и найди слово "снег" (время фиксируется).

Слова: вол, утка, пила, три, марка, плотник, замок, картинка, рисуют, астра, пилот, Аня, снег, мяч, рай.

в) Чтение сказки. (Ранее подчеркнутые в тексте слова или предложения читает ребенок.)

Занятие N 8.

Упражнение для развития памяти.

а) Запомнить пары слов так, чтобы при назывании первого, ребенок назвал второе слово.

Сначала вы читаете слова 1-2 раза, потом называете первое слово, ребенок добавляет второе:

шапка — листья

стол — дождь

книга — туча

рука — увядает

кошка — птицы.

б) Упражнение для развития внимания на время (1 минута).

— Прочитай слова и отгадай, какое слово встречается чаще других.

Слова: туча, снег, сентябрь, окно, лицо, сентябрь, мак, лук, сентябрь, дочка, мама, сентябрь, стол, дерево, сентябрь.

в) — Прочитай слово. Сначала читаем буквы на корешках больших книг, потом — на маленьких.

— А теперь сам "зашифруй" так же какое-нибудь слово.

2. Упражнения для развития речи.

а) Игра в слова по цепочке.

— Узнай и назови любое слово, подходящее к сентябрю. Слова ребенку называются, а он хлопает в ладоши, когда такое слово произносится. Или ребенок читает слова, называя нужные. Или выписывает подходящие.

Словарь: первый осенний месяц, теплый осенний месяц, дождливый, красивый, зеленый, бархатный сезон, месяц уборки овощей,

 

 

отлет птиц, отцветают последние цветы: астры, и гладиолусы, поспевают арбузы, дыни, виноград, трудоемкий месяц, исчезают

бабочки, жуки, увядают травы.

б) — Давай по очереди составлять предложения так, чтобы получился рассказ. Я начинаю: "Стоял теплый, солнечный сентябрь". (Следующее предложение придумывает ребенок. Потом опять взрослый, а ребенок продолжает.)

в) — Прочитай название месяца. Назови только первые звуки в словах, обозначающих предмет на картинке, соедини эти звуки:

— А теперь попробуй сам загадать так же какой-нибудь месяц.

г) Отгадай загадки:

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

Падают с вертки золотые монетки (осенние листья)

Занятие N 9

1. Упражнение на развитие внимания, звукового анализа и синтеза.

а) — Назови по звукам слова: р-у-б-а—ш-к-а, кисть, краски, ранец, стул, дом, тарелка.

б) — Сосчитаем, сколько звуков в слове "кошка", обозначим каждый звук цифрой 1, 2, 3, 4, 5.

А теперь (внимание!) — N 3 какой звук? и N 5? и т.д.

Звук "ш" — какой по счету? и т.д. Таким образом, слово из 5 звуков анализируется 10 раз: спросим про номера и про звуки.

в) — Составь слово, изменив гласную:

2. Слуховой диктант: слушай, повтори, запиши.

Опустела роща.

Мама вяжет шарф.

Девочка читает.

Природа оживает.

Малыши работают.

Мама заварила чай.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.313 с.)