Глава 9. Понятие о розничных ценах на продовольственные товары 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Понятие о розничных ценах на продовольственные товары



Цены, по которым реализуются товары населению, называются розничными.

Розничные цены устанавливает Государственный комитет РК по ценообразованию. При установлении розничных цен на товары учитываются общественно необходимые затраты на их изготовление (производство), реализацию (продажу), а именно: расходы колхозов, совхозов, предприятий пищевой, мясной и молочной промышленности, торговых предприятий.

При этом имеют в виду расходы на закупку сырья, заработную плату рабочих и служащих, на амортизацию зданий, оборудования, инвентаря, транспортные расходы, плату за топливо и электроэнергию и другие затраты.

Установленные цены публикуются в прейскурантах розничных цен, которые составляются и издаются отдельно для каждой группы однородных товаров. В прейскурантах по каждому наименованию товаров дается подробная характеристика (вид сырья и обработки, вид упаковки, сорт, категория и т.д.) и указываются цены.

В прейскуранте на мясо и мясные продукты указываются не только цены для розничной торговли, но и цены на крупнокусковые полуфабрикаты, вырабатываемые для предприятия общественного питания.

Предприятия промышленности и сельского хозяйства поставляют товары предприятиям торговли и общественного питания по розничным ценам за вычетом торговой скидки, т. е. по оптовым ценам. За счет оптовой цены возмещаются затраты промышленных и сельскохозяйственных предприятий на производство товаров, обеспечивается получение прибыли и поступление налога с оборота в госбюджет.

Торговая скидка предназначена для покрытия расходов (издержек) предприятий розничной торговли общественного питания и получения ими прибыли. Она устанавливается в процентах с розничных цен и указывается в дополнительных таблицах прейскурантов. Величина скидок зависит от вида товаров и местонахождения торгующих организаций. При этом на некоторые товары предприятий общественного питания торговые скидки выше, чем для розничной торговли, что определяется трудоемкостью производства и реализации товаров в предприятиях общественного питании.

Розничная стоимость товаров, сумма торговых скидок и оптовая стоимость товаров указываются в документах, по которым поступают товары от поставщиков.

Практическое задание. В столовую по счету-фактуре от мясокомбината поступили крупнокусковые мясные полуфабрикаты.

Определите сумму торговой скидки и сумму, которую столовая оплатит мясокомбинату.

Цена - денежное выражение стоимости товара (услуги).

Цена на продукцию общественного питания в качестве прямых затрат включает только стоимость сырья, остальные ее элементы (издержки и прибыль) отражаются в ее составе косвенно - через торговую надбавку.

В общественном питании необходимо устанавливать учетные цены как на сырье и покупные товары, так и на готовую продукцию.

Стоимость приобретения в общественном питании формируется так же, как и в розничной торговле. Она, как правило, равна сумме отпускной цены поставщика, акцизов, НДС, таможенных платежей, транспортных и прочих расходов по закупке и транспортировке. При поступлении сырья (покупных изделий) НДС в бухгалтерском учете организаций общественного питания отдельно не отражаются, а учитываются в составе покупной цены.

Под продажной ценой понимают розничные цены предприятия общественного питания, которые согласно Методическим рекомендациям по формированию и применению свободных рыночных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги могут быть сформированы двумя методами:

1. При первом методе розничная цена общественного питания - стоимость приобретения (100%) + торговая надбавка (в% от стоимости приобретения) + торговая наценка (в% от стоимости приобретения + торговой надбавки).

Товар приобрели за 30 тенге, торговая надбавка - 20%, торговая наценка - 15%.

Рассчитываем сумму торговой надбавки: 30 х 20/100 = 6 (тенге), сумма торговой наценки рассчитывается так: 30 + 6 = 36 (тенге), что составляет 5,4 тенге.

Розничная цена общественного питания составляет 41.4 тенге.

Этот вариант применяют на предприятиях общественного питания, для которых нормативными документами предусмотрены предельные размеры торговых надбавок и торговых наценок в районах, где органы исполнительной власти субъектов РК имеют право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

2. При втором методе расчета принимается единая торговая наценка в % к стоимости приобретения. Это удобнее для расчета, в то же время одинаковую величину валового дохода можно получить при использовании любого варианта расчета.

Товар приобрели за 30 тенге, торговая наценка 38%, сумма единой наценки - 11,4 тенге, розничная цена - 41.4 тенге.

Единая торговая наценка общественного питания должна быть выше торговой надбавки розничной торговли, так как помимо расходов, связанных с реализацией товаров, добавляются расходы, связанные с производством и организацией потребления продукции.

В общественном питании продажная цена изделия исчисляется с помощью калькуляции. Калькулирование продажной цены происходит на основании нормативов, установленных сборниками рецептур. В них указаны расход сырья, выход полуфабриката и готовых блюд, приводится технология их приготовления.

Продажные цены рассчитываются в калькуляционной карточке отдельно на каждое блюдо и изделие кухни. Если в сырьевом наборе изменились компоненты, цены на сырье и продукты, кондиции сырья, сезон (для овощей), то рассчитывается новая продажная цена в следующей новой графе калькуляционной карточки с указанием в заголовке даты происшедших изменений.

Правильность вычисления цены блюда или изделия подтверждается подписями заведующего производством и лица, составляющего калькуляцию, и утверждается руководством предприятия.

На предприятия общественного питания сырье поступает из различных источников, как правило, по розничным ценам за вычетом торговой скидки, которая не покрывает всех расходов предприятий общественного питания, связанных с приготовлением пищи, продажей и обслуживанием посетителей. Поэтому при определении цен на реализуемые изделия в нее включается дополнительная наценка общественного питания.

Следует помнить об уплате налога на добавленную стоимость. Организации общественного питания при реализации продукции собственного производства (в том числе через торговую сеть), а также покупных (включая импортные) товаров исчисляют налог по средней расчетной ставке с суммы дохода, полученного в виде торговых надбавок и наценок, которые применяются к ценам приобретения с налогом.

 

При этом средняя расчетная ставка определяется в обычном порядке (как отношение общей суммы налога на поступившие за отчетный период товары к их стоимости, исходя из цен поставщиков, включая сумму налога; в этих случаях организации должны вести аналитический учет по поступившим товарам).

Покупные товары в буфетах реализуются по розничным ценам (покупная цена с учетом наценки).

Установление цен на продукцию производства и кондитерского цеха

Рассчитать продажную цену можно разными способами в зависимости от метода формирования продажной цены.

1- й способ: в стоимость набора входят продукты по цене приобретения, а продажная стоимость определяется путем добавления к общей стоимости сырья по ценам приобретения единой наценки общественного питания.

Продажная стоимость = общая стоимость сырья по ценам приобретения + единая наценка.

2- й способ: в стоимость набора продукты входят по стоимости: цена приобретения + торговая надбавка.

А продажная стоимость определяется путем добавления к указанной общей стоимости сырьевого набора наценки общественного питания: продажная стоимость = (общая стоимость сырья по цене приобретения + торговая надбавка) 4- наценка общественного питания.

3- й способ: в стоимость набора продукты входят по продажной цене (цена приобретения + единая наценка) или (продажная цена + единая надбавка + наценка), а продажная цена равна стоимости сырьевого набора.

Или: продажная стоимость = общая стоимость сырья по цене приобретения + торговая надбавка 4- наценка.

Продажная стоимость = общая стоимость сырья по цене приобретения + единая наценка.

1-й и 2-й способы целесообразно применять в организациях, в которых готовые изделия продаются по разной цене (в разное время суток, разным категориям потребителей и т. п.). 2-й способ применяют организации, для которых нормативными актами установлены предельные размеры наценки.

3-й способ целесообразно применять в организациях, где применяются одинаковые цены на готовую продукцию независимо от времени и места реализации, контингента потребителей.

В условиях рыночной экономики главным критерием установления цены на любой товар, готовую продукцию, услугу - является уровень спроса и предложения (если иное не предусмотрено законодательством: государство может регулировать цены на отдельные виды товаров, работ, услуг). Продажную цену того или иного блюда целесообразно определять, исходя из конкретных условий деятельности: наличие конкурентов, покупательной способности предполагаемых потребителей продукции и др. В таких организациях цены на продукцию относительно стабильны, что облегчает кассирам, официантам, поварам и другим работникам запоминание цен, позволяет издавать красочные меню, и нет необходимости в ежедневной трудоемкой работе по составлению калькуляционных карточек.

Конечно, при формировании продажной цены нужно учитывать покупные цены на товар (продукты), но это не должно являться определяющим фактором. В этом случае калькуляция покажет нам рентабельность того или иного блюда, необходимость использовать более дешевое сырье или менять ассортимент выпускаемых блюд.

Продажные цены в меню указываются в тенге или в какой-либо иной валюте, в этом случае потребитель должен быть проинформирован о порядке пересчета валюты в тенге.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.121.17 (0.011 с.)