Каковы дидактико-методические особенности завершающей ступени обучения ИЯ в средней школе? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы дидактико-методические особенности завершающей ступени обучения ИЯ в средней школе?



 

Завершающий характер данной ступени и обусловил содержание этих особенностей. Суть их в следующем:

1. Учитель должен четко представлять себе, какие задачи (прак­тические, образовательные, воспитательные, развивающие) ставит перед ним и перед его учениками данная ступень обучения, а именно:

а) успешно завершить курс обучения ИЯ в средней школе, добиваясь достижения планируемых результатов по возможности для каждого ученика;

б) помочь учащимся устранить имеющиеся у них пробелы, учи­тывая при этом их индивидуальные особенности, склонности, инте­ресы, профориентацию;

в) специально организовать обобщение и систематизацию ино­язычных знаний и навыков (лексических, грамматических), чтобы предотвратить их затухание, упрочить их и создать реальные воз­можности для поддержания уровня развития и дальнейшего со­вершенствования умений;

г) опираясь на поддерживаемую таким образом материально-операционную основу владения ИЯ, еще больше внимания уделять содержательной стороне речи, в частности ее страноведческому аспекту;

д) организовать самоподготовку учащихся к предстоящим вы­пускным экзаменам в 10-м классе, развивать у них потребность в самообразовании.

2. Учитель должен также сделать все, чтобы сами ученики осознавали важность завершающей ступени обучения, верили бы в то, что еще возможно наверстать упущенное, т. е. были бы психо­логически готовы к решению стоящих перед ними задач.

3. Решение этих задач возможно лишь в том случае, если действующие УМК по ИЯ будут для учителя и ученика надеж­ными помощниками, если они будут материально обеспечивать реше­ние указанных задач.

Какие важнейшие дидактико-методические требования к обуче­нию на старшей ступени реализуют УМК по немецкому языку? Это прежде всего:

I. Реализация ретроспективной преемственности: 1) УМК обеспечивают повторяемость, систематизацию и обоб­щение пройденного ранее лексического и грамматического мате­риала: на это направлены различные лексические таблицы, в том числе и функционально-смысловые, которые позволяют сгруппировать лек­сику вокруг отдельных проблем (например: „Bist du ein richtiger Bticherfreund?" или „Sport in inserem Leben"), а также вокруг некоторых ключевых понятий (например: „Ein richtiger Komsomol-ze" и т. д.); этому служат уже упоминавшиеся грамматические справочники (грамматика для чтения), на основе которых систематизируются важнейшие дифференцирующие (различительные) признаки основных грамматических явлений, что способствует их более быстрому опоз­наванию в тексте и облегчает извлечение содержательной информации при чтении;

2) они развивают и совершенствуют сформированные ранее соб­ственно коммуникативные умения школьников, которые должны уметь: вступить в контакт (владение речевым этикетом); расспро­сить, «взять интервью»; обмениваться информацией; выражать чув­ства, эмоции; убеждать, обосновывать свое мнение; давать отзыв, характеристику, в том числе основываясь на прочитанном; читать с различным охватом содержания и с разной глубиной проникновения в подтекст (осуществление разных видов чтения); кратко пере­давать содержание текста: воспринимать на слух текст с разной полнотой понимания (осуществление разных видов аудирования); добиваться понимания, переспрашивая, уточняя, сигнализируя о непонимании, а также уметь разными способами реагировать на извлеченную в процессе чтения информацию: простой сигнализа­цией о ее приеме, использованием ее в других видах деятельности (предметно-практической, например организация экскурсии по ана­логии с описанной в тексте, или речевой, например устно-речевое обсуждение прочитанного, письменная фиксация главных мыслей в виде заголовков к абзацам текста и т. п.).

Короче говоря, учителю крайне важно не дать оборваться ни одной из «ниточек», с таким трудом «сплетенных» на предыдущих ступенях коммуникативных умений.

В этом ему помогают данные в учебниках и «Книгах для учи­теля» памятки, образцы высказываний, поисковые задания при работе с текстом и др.

II. Реализация перспективной преемственности, т. е. особая ориен­тация на возможное использование ИЯ в будущей практической деятельности школьников, а также учет возможного доучивания:

1) УМК ставят во главу угла работу над чтением, и развитие устной речи осуществляется главным образом на основе прочитан­ного и услышанного;

2) это делает необходимым совершенствовать технику чтения по таким ее параметрам, как расширение поля чтения, смысловая анти­ципация (предвосхищение), правильность интонационного оформ­ления (синтагматичность чтения, беглость — отсутствие немотиви­рованных пауз и т. п.), ускорение темпа чтения про себя. В этих целях вводятся упражнения на чтение расширяющихся синтагм, которые крайне мало используются на предыдущих ступенях обу­чения, а также снова обращается внимание на чтение текста за единицу времени;

3) благодаря отсутствию нового, строго определенного языкового материала, подлежащего обязательному продуктивному усвоению для использования в устной речи и требующего тщательной отра­ботки, а также наличию определенной материальной базы, уже созданной на предыдущих ступенях обучения, появляется возможность более последовательно осуществлять коммуникативную на­правленность обучения и еще больше внимания уделять содержа­тельной стороне речи.

Основными темами для обсуждения согласно программе ста­новятся темы, связанные с жизнью молодежи в СССР и за рубежом, выбором профессии, участием в общественно полезном труде, борь­бой за мир, положением трудящихся в странах капитала и др., причем возрастает удельный вес страноведческой тематики, т. е. тем, связанных с историей и культурой стран изучаемого языка.

Уже отмечалось, что их формулировка носит слишком общий характер.

С позиций коммуникативностной направленности обучения они должны быть сформулированы более проблемно, чтобы давать воз­можность не просто их формально излагать, а занять позицию, выражать оценочные суждения и т. д. Назовем некоторые темы из учебников 8—10-х классов.

8-й класс —„Wenn dein Name Komsomolze ist"; „Deutsche, die man kennen mufi";,,Der schonste Beruf" и др.

9-й класс — „Unser tagliches Brot"; „Reisen bildet"; „Wissen ist Macht", „Das achte Weltwunder" и др.

10-й класс — „Wir machen mit"; „Die Natur um uns herum"; „Die Welt im Spiegel der Kunst" и др.

Посмотрите в учебниках или «Книгах для учителя» к ним, какие темы не названы;

4) учет многообразных интересов старшеклассников и их проф­ориентации нашел отражение не только в самом материале пара­графов учебника, но и в книгах для чтения и в разделе „Bunte Ecke" (см. материал под рубриками „Fur Literaturfreunde", „Fur junge Historiker / Mathematiker / Bauleute" и др.).

Просмотрите учебники 8—10-х классов и найдите этому под­тверждение. Характерно также, что тема выбора профессии, жиз­ненного пути, труда является как бы сквозной на старшей ступе­ни. Она в разных ракурсах проходит с 8-го по 10-й класс. В одном случае она сформулирована эксплицитно (явно), как в 8-м классе, в другом — она находит отражение в описании жизнедеятельности знаменитых людей (8—10-е классы), а в третьем — учащиеся возвращаются к ней в связи с той или иной календарной датой или в связи с описанием положения трудящихся в ФРГ, Австрии, Швейцарии, запретами на профессию, проблемами жизни в этих странах иностранных рабочих-эмигрантов (Gastarbeiter) и т. п.

Следует подчеркнуть, что, знакомя учащихся со странами изу­чаемого языка, с их большими достижениями в сфере материаль­ного производства, со всемирно известными достопримечательно­стями, УМК по немецкому языку раскрывает одновременно перед старшеклассниками социальные противоречия, характеризующие жизнь в этих странах, знакомит их с борьбой трудящихся за свои экономические и политические права, используя достоверный газетный материал из прессы указанных стран.

Таким образом, можно без преувеличения сказать, что, как и вся серия в целом, учебники для старших классов дают в особой степени основание утверждать, что ИЯ как учебный предмет выпол­няет важную идеологическую функцию, формируя у учащихся актив­ную жизненную позицию, умение видеть и отстаивать преимуще­ства социалистического образа жизни, т. е. готовят молодежь сред­ствами ИЯ к жизни и труду;

5) важно также иметь в виду, что в УМК для старшей ступени предпринимаются особые усилия для поддержания и развития по­ложительных мотивов учения, причем не только за счет соответ­ствующего подбора содержания учебных материалов. При общей большой загруженности старшеклассников и избирательности их интересов особое значение имеет вся организация обучения. В УМК предусматривается создание благоприятных условий для обеспе­чения «занятости» на уроке всех учащихся, даже с самым низким уровнем обученности, им могут быть даны посильные задания с опорой, например, на таблицы, схемы и т. п. Важно постоянно стимулировать работу учащихся в целом, создавать ситуации добро­вольного обращения к справочным материалам, побуждать школь­ников к выражению своего личностного отношения к обсуждае­мым проблемам и т. д.;

6) для того чтобы к концу курса обучения как бы «поднять» весь основной содержательный пласт речи и актуализировать его в сознании школьников, а также вызвать нужные для использо­вания его в речи иноязычные средства, в приложении к учебнику 10-го класса дан календарь для самоподготовки учащихся к вы­пускному экзамену. В нем в связи со знаменательными датами приведены тексты, в которых как бы пересекаются проблематика и тематика предыдущих лет обучения.

Так, к сентябрю приурочены следующие тексты: Der I. Sep­tember — Schulanfang; Tag des Wissens; Die Schulreform — ein neuer Schritt vorwarts, позволяющие повторить все, что связано со школой, правом на образование, с развитием науки в нашей стране. Причем тексты написаны, как правило, в легкой, обращенной к читателю, форме, что дает возможность, отталкиваясь от них, строить свое высказывание, решая те или иные КЗ. Например, после прочте­ния текста о 1 сентября ставятся задачи:

а) проинформировать о своей школе, об общественно полезной работе, о комсомольской группе, о планах на будущее;

б) рассказать, как вы учитесь и кто вас учит; о своих интересах и организации свободного времени; о чем вы особенно охотно вспоминаете из своей школьной жизни;

в) охарактеризовать своих школьных товарищей, друзей, учите­ля, который произвел на вас особое впечатление как личность.

Эти примеры приведены здесь для того, чтобы показать, что ученику дается реальная возможность вспомнить, о чем он читал и говорил на немецком языке за предыдущие годы, восполнить те или иные пробелы. При этом ему предлагается с помощью кален­дарного распределения материала упорядочить свою работу, как бы дозируя ее. Одновременно это дает школьнику возможность ис­пользовать тот или иной материал во время текущих политинформа­ций (например, в сентябре в связи с Днем знаний и др.).

Подобная самостоятельная работа позволяет как бы перебро­сить мостик и к возможному последующему доучиванию выпуск­ников в высших и средних специальных учебных заведениях, ибо создаются предпосылки для выравнивания их уровня обученности.

Что касается повторения лексического и грамматического ма­териала, то, помимо сказанного выше о лексических таблицах и грамматике для чтения, это осуществляется путем практического использования этого материала для решения предлагаемых КЗ. Работать рекомендуется в парах и группах (см. памятку в учебнике 10-го класса, с. 20), что может способствовать лексическому взаи­мообогащению, оказанию посильной взаимопомощи во всех на­правлениях.

Вызывает сожаление, что в учебниках старшей ступени нет справочника, обобщающего весь активный грамматический мини­мум. Но формируемые с помощью УМК у школьников умения самостоятельно пользоваться справочным материалом позволяют учителю, если необходимо, привлекать дополнительно существующие грамматические пособия, например: О. Э. Михайлова, Е. И. Шендельс. Справочник по грамматике немецкого языка с упражнениями для 9—10-го классов средней школы. М., 1981.

Здесь важно, чтобы у учащихся выработалась осознанная потреб­ность пополнять свои знания и сформировались умения самостоя­тельной работы над- немецким языком.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие черты личности старшеклассников следует учитывать, чтобы рационально организовать обучение ИЯ?

2. Какие особые задачи возникают на завершаемой ступени обучения?

3. Какие дополнительные возможности появляются в 8—10-м классах для организации самостоятельной работы учащихся?

 

Глава II ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ

 

Развитие и образование ни одному че­ловеку не могут

быть даны или сообщены....Поэтому самодеятельность — средство

и од­новременно результат образования...

А. Дистервег

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.014 с.)