Каковы основные психолого-педагогические характеристики личности старшеклассника? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы основные психолого-педагогические характеристики личности старшеклассника?



О них наверняка шла речь в курсе педагогической психологии. Какие это особенности?

Назовем только те из них, которые особенно значимы приме­нительно к нашей проблематике.

Как известно, каждый старшеклассник сочетает в себе черты еще недавнего подростка и признаки юношеского возраста. В нем диалектически соединяется еще не утраченная детскость с проявле­ниями активного взросления.

Последнее находит выражение в интенсивном становлении лич­ности, в росте ее самосознания и самоопределения. У старшеклассни­ка складываются уже определенные принципы поведения, образ своего собственного «я», свои ценностные ориентации, в соответ­ствии с которыми он живет и действует.

Четко начинает проявляться дифференциация интересов. Это накладывает отпечаток на отношение к различным учебным пред­метам, которое все больше становится избирательным.

Учителю ИЯ подчас очень трудно поддерживать неослабеваю­щий интерес к своему учебному предмету. Поскольку в юношеском возрасте с особой силой проявляется стремление к самоутверж­дению, самовыражению, к возможности отстаивать свои взгляды и убеждения, то именно возрастающая коммуникативная направлен­ность обучения ИЯ и создание благоприятного психологического климата для общения — вот те факторы, которые на этой ступени обучения приобретают особую значимость. Отсюда столь важен отбор материала, его проблемный характер, стимулирующий об­мен мнениями, побуждающий к размышлениям.

Но в раннем юношеском возрасте с особой остротой проявляется стремление к самостоятельности и учителю необходимо тщательно продумать свой стиль общения со старшеклассниками. В этом ему по-прежнему может помочь приложение к «Книгам для учителя» к учебникам 8-го и 9-го классов, которое продолжает начатый еще в 7-м классе практикум по организации педагогического общения.

Одним из главных новообразований в психике старшеклассни­ка по сравнению с подростком является его направленность на будущее, попытки осмыслить с этих позиций свое настоящее.

Особенно четко проявляется интерес к мировоззренческим, обще­ственным проблемам, но наряду с этим и к разного рода прак­тической деятельности, техническому творчеству, спорту.

Многообразие интересов, начинающая формироваться на стар­шей ступени профориентация делают необходимым дальнейшее уси­ление индивидуализации обучения ИЯ. Усиление же чувства ответ­ственности у старшеклассника, сознательного отношения к учебе, к планированию своего времени открывают значительно большие воз­можности для организации самостоятельной работы, для стимули­рования потребности в самообразовании.

Именно поэтому в УМК по немецкому языку для старших классов предусмотрены различные материалы (см. приложения к учебникам), призванные систематически приобщать старшеклас­сников к самостоятельной работе и к самообразованию.

Как отмечают психологи, старшеклассникам свойственно глав­ным образом произвольное запоминание, которое оказывается эффективным в том случае, если они осознают, зачем следует запомнить тот или иной материал, что в результате этого будет дос­тигнуто. Помогает запоминанию осознание характерных особенно­стей материала, соотнесение и смысловая группировка объектов запоминания и, главное, опора на интенсивную мыслительную работу.

Последнее обеспечивается проблемной организацией всей позна­вательно-коммуникативной и собственно коммуникативной деятель­ностью школьников. В частности, предусматривается специальное обобщенное формирование рецептивных грамматических навыков с использованием и самостоятельным составлением учебных карт и выведением алгоритмов на распознавание и дифференциацию грам­матических явлений (грамматика для чтения, разработанная сов­местно с Н. А. Нефедовой). Если в процессе этой работы стар­шеклассников удается убедить в том, что она действительно помогает совершенствованию процессов чтения и распознавания тек­ста, то они проявляют готовность выполнять требования учителя. Если они не видят реальной пользы от тех или иных упражнений, их трудно заставить эти упражнения выполнять. Для них важны либо немедленный положительный результат, либо уве­ренность в том, что им все это пригодится в будущем.

Отсюда так важно обеспечивать результативность осваиваемых иноязычных речевых действий и искать возможности для их прак­тического применения (например, во внеклассной работе, на факуль­тативных занятиях и т. п.).

Характерно, что у юношей и девушек этого возраста более чем у подростков развит самоанализ и они в большей мере самокри­тичны. Это в принципе позволяет лучше организовать работу по устранению имеющихся у них пробелов с помощью выполнения индивидуальных заданий. К сожалению, у учителя не всегда хватает времени, чтобы такие задания подготовить и чтобы проверить их выполнение.

Но если опираться при этом на других, более подготовлен­ных учащихся? Если помнить о великой воспитательной силе коллектива и о важности совместного решения задач, стоящих перед старшеклассниками на этой ступени обучения? Если, наконец, использовать опыт интенсивных курсов обуче­ния ИЯ, где принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив успешно приложен к обучению именно ино­язычному общению? На старшей ступени становится еще более актуальной сочета­ние индивидуальной, парной и групповой формы работы, где учи­тель участвует в роли партнера, организатора, режиссера, сцена­риста, дублера и т. п. При этом перед группой ставится общая познавательная или коммуникативная задача, а учитель организует и стимулирует совместный поиск, причем каждый выполняет свою часть работы и является вместе с тем активным участником всей работы в целом.

Необходимо с пониманием и определенным «расчетом» отно­ситься к такому явлению, свойственному данному возрасту, как стремление привлечь к себе повышенное внимание окружающих. Это может быть с успехом использовано учителем при органи­зации дискуссий, при составлении индивидуальных заданий и орга­низации взаимопомощи, при распределении индивидуальных пору­чений для организации внеклассных мероприятий и т. п.

Итак, в тех трудных условиях, в которых находится школь­ник при овладении ИЯ на старшей ступени обучения, необходимо добиться того, чтобы он стал соратником, единомышленником учи­теля в борьбе за успешное завершение школьного курса обучения. Надо всемерно опираться на сознательность, творчество, самостоя­тельность, активность старшеклассников, всячески формировать их личность, всесторонне развивать ее средствами ИЯ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.76.153 (0.024 с.)