Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какие собственно методические принципы можно в настоящее время выделить в качестве основных.
Надо сказать, что; проблема выделения принципов решается в методике обучения ИЯ далеко не однозначно. В определенной мере это связано с природой самих принципов как научной категории. Дело в том, что принципы являются результатом отражения закономерных связей действительности, т. е. имеющегося, сущего. И в этом их объективная сила. Вместе с тем формулирование на этой основе предписывающего, должного зависит от целей исследования, от точки зрения исследователя на то, какие выводы для практики должны быть сделаны. Этим объясняется и разное количество выделяемых в методике принципов и различный их характер. Так, в «Теоретических основах методики обучения иностранным языкам в средней школе» (102) частные методические принципы представлены в виде следующих оппозиций: 1) сопоставление-имманентность; 2) опора на двусторонний и односторонний языковой опыт; 3) Дифференцированное и недифференцированное обучение; 4) параллельное и последовательное обучение. Первая оппозиция означает альтернативу: обучать ли ИЯ путем сопоставления с родным языком или без такого сопоставления, имманентно? Вторая оппозиция означает, что учащимся надо либо только дать опору на образцы речи, обеспечивать обильную тренировку и исключать двуязычные упражнения, либо использовать также двуязычные упражнения. В третьей оппозиции принцип дифференцированного (репродуктор и рецептивного) усвоения ИЯ противопоставляется недифференцированному, т. е. не учитывающему специфику каждого из основных видов РД. Предпочтение авторы отдают первому. В четвертой оппозиции принцип последовательного развития видов РД противопоставляется принципу их параллельного развития. Авторы высказываются в пользу второго, отмечая, что параллельное обучение не означает одновременного обучения всем видам РД, а правильное их чередование — с учетом первичности устной речи на начальной стадии обучения (102, с. 109—113). Думается, что такое бинарное представление принципов обучения ценно в сопоставительно-историческом плане. Что касается самого перечня принципов, то с точки зрения их предписывающей силы и охвата сферы их применения они не равнозначны. Всеобщностью обладают из перечисленных выше принципы дифференцированного обучения и опоры на двусторонний языковой опыт.
В другой коллективной монографии принят иной подход к выделению принципов. Они подразделяются в зависимости от зоны действия на общие принципы, частные принципы и специальные (73, с. 63). По сути дела речь идет об иерархии принципов. К общим принципам с указанных выше позиций относятся: 1) коммуникативная (речевая) направленность обучения ИЯ; 2) учет особенностей родного языка; 3) доминирующая роль упражнения на всех уровнях и во всех сферах овладения ИЯ. Если первые два принципа не нуждаются в комментариях, то третий требует разъяснения: имеется в виду, что «любое объяснение нового языкового материала нужно завершать упражнением, которое показало бы, как изучаемое явление иностранного языка функционирует в речи, как оно используется в решении актуальной для учащегося задачи» (73). К частным принципам относятся: 1) принцип обучения ИЯ на речевых образцах (моделях); 2) принцип сочетания языковых тренировок с речевой практикой; 3) принцип взаимодействия основных видов РД; 4) принцип устного опережения в обучении чтению и письму; 5) принцип аппроксимации иноязычной учебной деятельности; 6) принцип интенсивности начальной стадии обучения ИЯ. Специальные принципы рассматриваются применительно к обучению разным видам РД и к формированию разных сторон речи (фонетической, лексической, грамматической). Приведенная классификация принципов в своей основе соотносится с принятым в данной книге уровневым подходом к анализу основных методических категорий, в том числе и принципов обучения.
§ 3. Какие методические принципы можно считать исходными Кратко остановимся здесь только на самых общих принципах, которые характеризуют в целом реализуемую с помощью действующих учебников систему обучения немецкому языку. Вспомним, как был определен представляемый учебниками немецкого языка для 4—6-х классов общий метод обучения (см. с. 15). Этот метод предполагает, как явствует из его формулировки, реализацию следующих принципов: 1) коммуникативной направленности обучения; 2) взаимосвязанного обучения основным видам РД; 3) дифференцированного подхода к их формированию; 4) структурно-функционального подхода к организации материала и использованию метода моделирования на разных уровнях языка и речи; 5) всемерного стимулирования речемыслительной активности учащихся.
Как можно увидеть, эти принципы выделены на основе указанных выше и принятых нами подходов к обучению ИЯ: коммуникативного, системного, дифференцированного, структурно-функционального, индивидуального! Из выделенных пяти принципов всеобщностью обладают четыре: первый, второй, третий и пятый. И действительно, коммуникативная направленность действует при коммуникативном подходе как было показано, почти во всех точках учебно-воспитательного процесса, хотя и выражена в разной степени. Однако, как правило, коммуникативную направленность распространяют только на обучение говорению, что неверно. Поэтому следует с помощью второго принципа подчеркнуть важность коммуникативно направленного обучения устной речи, и чтению, а также средствам языка. Важно указать на необходимость разных дифференцированных способов их формирования (при обучении устной речи мы идем от мысли к языковым средствам, при обучении чтению — наоборот). Пятый принцип можно было бы, вероятно, не выделять, ибо он как бы оказывается включенным в первый. И, действительно, какое может быть общение без речемыслительной активности! Коммуникативная направленность предполагает речемыслительную активность. Однако представлялось важным отмежеваться от весьма распространенных при обучении ИЯ механических видов работы, хотя, возможно, при создании учебников и не удалось это сделать достаточно последовательно. Все эти принципы определяют благодаря своей всеобщности и цели, и содержание, и методы и приемы, и средства обучения. Четвертый принцип, как и подход, на основе которого он выделен, имеет более ограниченную зону действия: он не распространяется на все обучение в целом, а лишь относится к организации материала и деятельности по его усвоению, хотя его значимость. Для начальной ступени обучения весьма велика. Он по сути дела отражает соотнесенность системного и функционального начал в учении, хотя сама трактовка функции несколько односторонняя (об этом см. ниже). Более того, именно наличие этого принципа составляет специфику метода на начальной и в известной мере средней ступени обучения, хотя 7-й класс можно уже считать переходным к условно названному выше собственно коммуникативному методу взаимосвязанного обучения основным видам РД при дифференцированном подходе к формированию каждого из них. Отметим, что в ряде стран принцип коммуникативности получил иное, узкопрагматическое толкование. В качестве целей обучения рассматриваются узкопрактические цели, причем главным обозом в плане развития устной речи недооценивается чтение, а также образовательное и воспитательное значение обучения ИЯ. Это объясняется тем, что в основе коммуникативного подхода гам большей частью лежат прагматические философские концепции. Существует, кроме того, тенденция обучать отдельным иноязычным речевым поступкам — речевым актам, не обеспечивая формирования системы языка в сознании обучаемых (при обучении в стране изучаемого языка последняя в известной мере складывается стихийно под воздействием обильной речевой практики). В качестве принципа обучения коммуникативность понимается шире, она не сводима только к установлению с помощью речи социальных контактов, к овладению туристским языком. Это приобщение личности к духовным ценностям других народов — через личное общение и через чтение.
В условиях средней школы, где ИЯ является общеобразовательным учебным предметом, должен быть заложен достаточно широкий фундамент для овладения основами практического пользования языком. Поэтому конкретизация принципа коммуникативности с помощью выделенных выше других принципов представляется методологически важной. Завершая рассмотрение принципов в общем плане, добавим к названным принципам также принцип учета родного языка (см. «Книгу для учителя» к учебнику немецкого языка для 4-го класса. М., 4-е изд., 1980, с. 4). Остальные принципы, указанные в «Книге для учителя», будут рассмотрены при более подробной характеристике действующей системы обучения немецкому языку (см. раздел II). Вопросы для самоконтроля 1. Что значит следовать принципу единства обучения, воспитания и развития при обучении ИЯ? 2. Что предполагает реализация принципа научности? 3. В чем проявляется действие принципа систематичности? 4. Что способствует реализации принципов сознательности, активности и самостоятельности учащихся? 5. Что понимается под принципами доступности и посильности? 6. Как реализовать принципы наглядности и прочности? 7. Какие частнометодические принципы выделяются в настоящее время в качестве основных? 8. Какие основные принципы характеризуют действующую систему обучения немецкому языку?
Глава V.
Педагогический процесс — это тоже трудовой процесс, и поэтому надо знать, к чему ты идешь и что ты хочешь сделать из своего материала. А. В. Луначарский
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.011 с.) |