Журналистика «сиюминутности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистика «сиюминутности»



 

В академических кругах существует мнение, что для журналистов распространение и влияние спутников оказалось самой разруши­тельной силой (хотя к ним причисляются другие технологические компоненты, например портативная аппаратура для сбора, обра­ботки и передачи новостей, компьютер в редакции, видеомагнито­фон). Стремление подать новости «живьем» или «почти живьем» ста­вит под угрозу традиционные журналистские приемы работы с информацией. Элиху Кац высказывает опасение, что мы на пороге «на­чала конца журналистики, как мы ее понимаем», когда в угоду сроч­ному показу быстро меняющихся событий и заявлений отказывают­ся от услуг редактора-профессионала или интервьюера1. Время для обработки информации, написания текста и монтажа сообщения почти не остается, поскольку новая технология обеспечивает мгно­венную передачу, а конкуренция между каналами требует драма­тического соучастия аудитории в происходящих событиях.

Вместо того чтобы, собрав информацию, постараться разоб­раться в ней к вечернему выпуску новостей, канал осуществляет редактирование одновременно с передачей, почти «живьем», или, что вернее, вообще нет никакого редактирования. Круглосуточная передача новостей основывается на идее прерывания. При такой форме освещения одну информацию должна оттеснить другая, более свежая, нужны заявления лидеров, которые тут же опровер­гаются их противниками. В этой манере подачи информации Кац видит продолжение «вьетнамской журналистики».

Сторонники журналистики «типа Си-эн-эн» утверждают, что зрителю предоставляется возможность быть самому себе редакто­ром, тогда как критики считают, что будет лучше, если этим зай­мется профессионал. Специалисты также отмечают рост возмож­ности репортерских ошибок и распространения ошибочных мне­ний, а также расширяющийся разрыв между временной шкалой кратких новостей и временной шкалой социально-политических процессов. Поэтому перед исследователями стоит задача изучить возможную корреляцию новой журналистики «сиюминутности» и старой журналистики профессиональной медиации: первая вытес­нит вторую или они будут дополнять друг друга?

Сиюминутность новостей в сочетании с откровенным выпячи­ванием драмы, насилия и негатива вызывает у аудитории апатию и «страшную коллективную деморализацию», особенно у тех, кто склонен к мазохизму, необходимому, чтобы все это смотреть. В сов­ременных новостях видно, как мир выходит из-под контроля: этот вывод применим к освещению как внутренних, так и междуна­родных событий. Растет число свидетельств того, что циничная подача событий новостными медиа и бесчисленные сообщения о насилии затрудняют решение общественных проблем.

В этом контексте все чаще используется термин «усталость к состраданию», под которым подразумевается рост безразличия ауди­тории к трагедиям, развертывающимся на экранах. Главная при­чина этого кроется в том, что к освещению разных событий жур­налисты подходят одинаково. Вооруженные по последнему слову репортерской техники съемочные группы выбрасывают в зоне кри­зиса, откуда они передают ужасающие образы человеческой жес­токости и страданий до тех пор, пока в редакциях не перестанут считать это событие «новостью». «Усталость к состраданию» озна­чает постепенную утрату интереса (и сострадания) со стороны читателей и зрителей, которые перестают испытывать чувства вины и бессилия, часто сопровождающие просмотр подобных сцен. Не­которые социологи утверждают, что из-за постоянного присут­ствия на телеэкране вымышленного насилия у людей притупляет­ся чувствительность к реальному насилию, подобным же образом они становятся безучастными и безразличными к бесконечной череде людских трагедий, показываемых в новостях.

1 Katz E. The End of Journalism? Notes on Watching the War // Journal of Communication. 1992. No 42(3). P. 9.

Онлайновая журналистика

 

Крупнейшая в мире круглосуточная сеть Си-эн-эн, несомнен­но, является одним из главных проводников глобализации. Вместе с ней колонизацию киберпространства осуществляют ведущие медиакорпорации, в том числе Рейтер, «Майкрософт», осваиваю­щие область «онлайновой» журналистики. Поскольку онлайновая журналистика не связана рамками пространства и времени так, как традиционные медиа, складывается совсем иная модель для отбора, сбора, представления и передачи информации в рамках социокультурной системы. Причем различия между методами сбо­ра новостей для Интернета и традиционной журналистикой на­столько глубоки, что надо говорить о полном переосмыслении понятия «новостная грамотность»1.

Отличительная черта современного этапа развития масс-медиа заключается в том, что прогресс в информационных технологиях позволяет развить интерактивное качество журналистики до такой степени, что диалог с аудиторией может проходить в режиме реального времени. «Содержательное качество интерактивной жур­налистики обеспечивается одномоментностью или близкой сопря­женностью во времени действий по производству, обработке, рас­пространению и корректировке информационного потока, свя­занного с реакцией потенциальной целевой аудитории»2. Сегодня технологические возможности радио, телевидения и электронных версий газет позволяют перейти к более высокому уровню инте­рактивности, в чем можно видеть завершение цивилизационного цикла развития масс-медиа, «который становится элементом пря­мого информационного взаимодействия как с обобщенной, груп­повой аудиторией, так и с персонифицированным адресатом (так, обращаясь в Интернет, человек может напрямую беседовать с жур­налистом), в результате чего существенно меняются коммуника­ционное поле и информационная среда»3. Возможности интерак­тивной журналистики связаны с реализацией таких принципов, как принцип персонификации и индивидуализации информаци­онного контакта, утонченной сегментации целевой аудитории и альтернативность источников информации. В современных усло­виях взаимодействие интерактивного типа становится доминиру­ющим, оно не отрицает традиционной журналистики, но создает новый тип информационных отношений и новый тип журналиста. Этот новейший этап развития масс-медиа, связанный с исполь­зованием компьютерной техники и сопряженных с ней теоретичес­ких концепций кибернетики, в науке о коммуникации получил на­звание кибержурналистики, когда «телевидение и Интернет при­учают аудиторию к глобализирующейся тематике информации»4.

На уровне профессиональной журналистики конвергенция ве­дет к слиянию прежде достаточно отдаленных и разобщенных средств массовой информации. В результате передачи функций од­них масс-медиа другим, возможности получать одинаковое содер­жание по разным каналам радикально меняются прежние пред­ставления о каналах коммуникации и информации. Будущее «ста­рых» медиа становится менее определенным и четким5. Хотя, как отмечается, исторически одной из наиболее примечательных осо­бенностей коммуникации было то, что вновь возникшее средство коммуникации не устраняло более старые. Из всех имевших ранее место прецедентов совмещения технологии сетевые издания дают наибольшее число примеров объединения приемов работы раз­личных медиа.

Сближение различных медиа, появление общих для разных ка­налов содержательных продуктов ведет к рождению новых интег­рированных жанров. В кругах специалистов этот процесс находит различную оценку. Одни смотрят на конвергенцию с оптимизмом. Так, Велионар Егоров называет этот процесс взаимодействия и модификации жанров «живым»6. А другие придерживаются прямо противоположного мнения, считая, как, например, Землянова, что «это приводит, в конечном итоге, к дискредитации комму­нального предназначения СМИ из-за увеличивающегося несоот­ветствия между их коммунально-коммуникативным потенциалом и приватной формой его эксплуатации, подменяющей обществен­ную коммуникабельность коммерческим "популизмом", а обще­ственную информативность — "инфотейнментом" и "политейн-ментом" (гибридными формами сращения информации о разно­образных событиях и политики с коммерциализированными рекламно-развлекательными передачами)»7. Действительно, кон­вергенция ставит перед журналистами эту проблему. Если публи­ковать информацию в сети может кто угодно, от чего же тогда зависит то, что один сайт называется «новостным» или «журналист­ским», а другой — «развлекательным» или «рекламным»? Пока форма не устоялась, нет точных критериев, чтобы дать определе­ние и отличить работу журналиста и сетевую журналистику от дру­гих видов работы с информацией.

В большинстве случаев сетевая журналистика опирается в ос­новном на элементы, общие с другими медиа. Постепенно она выработает свой собственный голос, правила и формат подачи материалов. Обычно новому виду массовой информации для того, чтобы обрести свою форму, требуется время. Скажем, газеты в их современном виде сформировались в конце 1880-х годов, когда массовая газетная пресса просуществовала уже более пятидесяти лет. На заре телевидения передача новостей состояла в основном из чтения в эфир газетных статей. И только после широкого разви­тия видеозаписи, телевизионные журналисты создали свои соб­ственные, уникальные приемы подачи материалов.

Несомненно одно: с появлением Всемирной сети журналисты получили совершенно новое средство для повышения своего мас­терства и профессионализма, средство, свободное от многих огра­ничений, свойственных другим масс-медиа.

1 Kawamoto К. News and Information at the Crossroads: Making Sense of the New On-line Environment in the Context of the Traditional Mass Communication Study // The Electronic Grapevine: Rumor, Reputation and Reporting in the New On-Line Environment / Ed. by D. L. Borden, K. Harvey. Mahwah, 1998. P. 173-188.

2 Горохов В., Гринберг Т. Интерактивная журналистика: Путь в будущее // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / Отв. ред. Я. Н.Засурский, Е. Л. Вартанова. М, 2000. С. 80-81.

3 Там же. С. 82-83.

4 По определению Л. М. Земляновой, кибержурналистикой в науке о коммуникации называют новейший этап развития СМИ, связанный с использованием ком­пьютерной техники и сопряженных с ней теоретических концепций кибернети­ки — науки об общих закономерностях процессов управления и передачи информа­ции в живых организмах, машинах и обществе. Название этой науки, происходящее от греческого слова, которое обозначает искусство кормчего, выражает не только ее предназначение — создание теоретического базиса для изучения механизмов управ­ления информационными системами различных типов, и особую роль в определе­нии коммуникационных факторов развития общества, сохраняющих его целост­ность и позволяющих предотвращать хаос и распад. (Землянова Л М. Пресс-бизнес в условиях развития кибержурнализма (Советы и прогнозы американского еженедель­ника «Эдитор энд паблишер»)//Вестн. МГУ. Сер. 10. Журналистика. 1999. № 3. С. 71.)

5 Вартанова Е. Л. Указ. соч. С. 40.

6 Егоров В Указ. соч. С. 360.

7 Землянова Л. М. Указ. соч. С. 64—65.

Резюме

 

Современный период в исследованиях массовой коммуникации характеризуется пересмотром старых концепций и разработ­кой новых. Несмотря на большие успехи в области передачи и хранения информации, компьютеризованные системы не пред­ставляют собой массовую коммуникацию в традиционном смысле, т.е. критическая масса адептов еще не достигнута.

С помощью теорий социального присутствия и обильности сред­ства массовой коммуникации исследователи изучают моде­ли использования компьютерной коммуникации для того, чтобы объяснить межличностное влияние.

Самым революционным в новых коммуникационных технологи­ях считается их интерактивный характер, из-за которого уче­ные вынуждены пересматривать привычные методы иссле­дований, отказываясь от линейных моделей эффектов масс-медиа. Усиление тенденций глобализации, демассовизации, конгломерации и конвергенции, стимулируемых новыми коммуникационными технологиями, приводит к размыванию границ между разными медиа.

Что касается аудитории, то «новая» мало чем отличается от «старой».

В современных условиях взаимодействие интерактивного типа ста­новится доминирующим, оно не отрицает традиционную жур­налистику, но создает новый тип информационных отношений.

Круглосуточное информационное вещание накладывает опре­деленный отпечаток на деятельность журналиста. Конкурен­ция в области новостей заставляет постоянно искать «горя­чую» информацию, чтобы подогревать интерес аудитории.

Использование современной техники для сбора и передачи ин­формации, а также компьютерной коммуникации дает ос­нование говорить о появлении кибержурналистики.

Процесс появления новых жанров находит неоднозначную оценку как в журналистской, так и научной среде.

Вопросы для обсуждения

 

1. Что отличает новые масс-медиа от традиционных?

2. Какие тенденции характерны для современного этапа развитиякоммуникаций?

3. Насколько остро стоит проблема «информационной зависимос­ти» аудитории новых медиа?

4. Можно ли справиться с информационной перегрузкой?

5. Как меняется аудитория в условиях мультимедийной среды?

6. Что вносят новые технологии в принцип интерактивности?

7. Какие формы приобретает интерактивность в Интернете?

8. Каковы перспективы традиционных СМИ в новых условиях?

9. Какова специфика работы журналиста в сетевых изданиях?

10. Что привносят новые масс-медиа в практику журналистики?

11. Каковы основные черты журналистики «типа Си-эн-эн»?

12. Как воспринимается такой подход к освещению новостей в жур­налистской среде?

13. Какова реакция аудитории на журналистику «сиюминутности»?

14. Что подразумевает диффузия жанров?

15. Каково будущее традиционных СМИ?

Литература

 

Багдикян Б. Монополия средств информации / Пер. с англ. М., 1987.

Бакулев Г. П. Кабельно-спутниковое телевидение: Мировой опыт. М., 1999.

Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.

Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии ин­формационного общества: Толковый словарь терминов и концеп­ций. М, 1999.

Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.

Калмыков А., Коханова Л. Интернет-журналистика М., 2004.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культу­ра. М., 2000.

Маклюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / Пер. с англ. М.; Жуковский, 2003.

Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ. М., 1994.

Мелюхин И. С. Информационное общество: Истоки, проблемы, тен­денции развития. М., 1999.

От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / Отв. ред. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова. М., 2000.

Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Пер. с англ. М., 2003.

Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн: Использование Ин­тернет и других электронных ресурсов / Пер. с англ. М., 1999.

Тоффлер Э. Третья волна/ Пер. с англ. Науч. ред., авт. предисл. П. С. Гуревич. М., 1999.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. М., 2004.

Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность: Учеб. пособ. Та­ганрог, 1994.

December J. Units of Analysis for Internet Communication // Journal of Communication. 1996. No 46(1). P. 15-38.

DeFleur M. L., Ball-Rokeach S. J. Theories of Mass Communication. 5 ed. N.Y., 1989

Morris M., Ogan С. The Internet as Mass Medium // Journal of Communication. 1996. No 46(1). P. 39-50.

Neuman W. R. The Psychology of the New Media // Television for the 21st Century: The Next Wave / Ed. by Ch. M. Firestone. Washington, D.C, 1993. P. 35-51.

The Electronic Grapevine: Rumor, Reputation and Reporting in the New On-Line Environment / Ed. by D. L. Borden, K. Harvey. Mahwah, 1998.

Заключение

 

Несмотря на то, что объем имеющихся теорий и идей весьма велик, теория массовой коммуникации все еще очень условна и не­полна. Вместо четких утверждений о силе и направлении различных тенденций в СМК или о взаимодействии медиа с обществом, мож­но только предложить приблизительные наблюдения, зачастую про­тиворечащие друг другу. Задача исследователей в новом тысячелетии не упрощается. Перед ними открываются огромные ресурсы. Новые коммуникационные технологии уже обеспечивают доступ ко всем библиотекам мира каждому, у кого есть компьютер и модем. Вокруг электронных журналов, распространяемых на дискетах и по компь­ютерным сетям, складываются научные сообщества. Теперь, как никогда раньше, будущее теории медиа связано с будущим медиатехнологий. Теория масс-медиа также неразрывно связана с нынешни­ми изменениями в обществе, с новыми моделями коммуникации, которые меняют облик сообществ людей и их опыт о самих себе.

Сегодня никто не сомневается, что благодаря новым технологи­ям происходят изменения, возможно, самые радикальные за всю историю масс-медиа, на всех стадиях коммуникационных процес­сов — от замысла сообщения до его доставки получателю. Благодаря процессу конвергенции, который становится центральным в транс­формации массовой коммуникации и проявляется как на техноло­гическом, так и профессиональном журналистском уровне, проис­ходит слияние нескольких масс-медиа. Как следствие, по разным каналам идет одинаковое содержание в переформатированном виде. Однако надо помнить, что ядром медиаиндустрии по-прежнему ос­таются индивидуальные авторы, исполнители, эксперты, неболь­шие команды и коллективы творческих работников.

Возрастание демассовизации аудитории, в том числе благода­ря расширению выбора содержания, сопровождается перестрой­кой отношений между получателями и отправителями. До некото­рой степени эти процессы можно еще трактовать, оперируя суще­ствующими концепциями. Однако представления об аудитории как о большой совокупности пассивных созерцателей все меньше бу­дут соответствовать действительности. В инструментарии исследо­вателей происходит смещение баланса в сторону точки зрения на «поведение аудитории» как на индивидуальные акты приобрете­ния и потребления или акты консультации.

Изучение эффектов, вероятно, по-прежнему будет зиждиться на солидном фундаменте из классических концепций, моделей и методов, поскольку едва ли обнаружатся эффекты, которые еще подробно не отражены в существующей теории, и хитроумные приемы, к которым можно прибегнуть при изучении самых неве­роятных эффектов. В центре внимания должны быть когнитивные эффекты каналов массовой коммуникации и их воздействия на всю структуру распространения знаний в обществе. Больше вни­мания также требуют факторы, относящиеся к формированию внимания, в особенности мотивация, прошлый опыт и интерес.

Теория функционирования массовой коммуникации в обще­стве тесно связана с несколькими убедительными и, по существу, нормативными проблемами в социологии и политологии. Если даже наука о коммуникации действительно сформируется, ей не удаст­ся уйти от вопросов, выборов и дилемм, которые стоят перед уча­стниками коммуникационных институтов. Наука о коммуникации должна предложить концепции и формулировки для трактовки нормативных вопросов. Большая часть того, что уже существует в нормативной теории, останется в силе, и будущее недостаточно предсказуемо, чтобы сказать с полной уверенностью, что не утра­тит актуальности, а что должно быть добавлено.

Исследования в области массовой коммуникации проводятся уже около века, но не все в академическом сообществе считают, что они составляют самостоятельную дисциплину. Это можно объяс­нить тем, что массовая коммуникация — лишь часть более широ­кого явления человеческой коммуникации, хотя отдельные ее ас­пекты являются объектом интереса ряда научных дисциплин, вклю­чая социологию, политологию, социальную психологию, лингвистику, журналистику и т.д.

Однако в научном мире зреет уверенность, что пришло время создать научную структуру, которая могла бы вместить альтерна­тивные точки зрения. Во-первых, этого требует расширение объе­ма научно-исследовательской и теоретической работы во всех сек­торах коммуникации, которая, в свою очередь, связана с тенден­цией к «информатизации» общества и многих форм общественной деятельности. Во-вторых, научные и учебные учреждения не могут эффективно работать без демаркации своей области исследований. Маркировка и идентификация необходимы при обработке огром­ных объемов информации; повышение профессионализма и успех в исследованиях зависят от возможности взаимосвязывать резуль­таты практической деятельности и теоретические разработки в рамках определенной системы. И, наконец, для изучения комму­никации крайне важно учитывать технический прогресс, поскольку маршруты коммуникационных потоков на базе новых масс-ме­диа пересекают междисциплинарные границы и образуют разно­образные модели, не изученные должным образом в то время, когда формулировались большинство нынешних теорий.

Современные исследователи и теоретики коммуникации часто выражают озабоченность по поводу отсутствия фокуса или дефи­ниции своей области в целом. У большинства людей есть четкое представление о том, что такое психология, социология и даже философия, но что подразумевается под «коммуникацией»? Мас­совая коммуникация? Межличностная? Или какая-то другая? Это что — изучение моделей коммуникативного поведения, анализ текстов, наблюдение за производством содержания или описание медиаиндустрии? И даже если ограничиться только массовой ком­муникацией, едва ли ее можно действительно понять, не стараясь интегрировать в нее (или хотя бы включить) теорию социального научения, теорию убеждения и изменения установок, теорию об­ретения пользы и удовлетворения, понятие двухступенчатого по­тока, функциональную теорию и т.д.

По мере роста числа теорий коммуникации усиливался дисцип­линарный и интеллектуальный раскол. Называются три основные причины раздробленности в области коммуникационных исследо­ваний. Во-первых, почти все в гуманитарных и общественных науках так или иначе связано с коммуникацией. Роль коммуникации не могут игнорировать ни антрополог, изучающий племена на островах Тихого океана, ни литературовед, занимающийся пьесами Шекс­пира, ни психолог, изучающий ссоры между супругами, ни полито­лог, анализирующий деятельность медиаимперий, ни социолог, ис­следующий функционирование различных сообществ, ни экономист, ни педагог.

Другим фактором, способствующим фрагментации, является то, что «изучение коммуникации» и «коммуникационные иссле­дования» всегда отождествлялись с изучением массовой коммуни­кации и с исследованиями в области массовой коммуникации. Благодаря появлению медиатехнологий (газет, кино, радио и ТВ), казалось, образовалась новая, совершенно самостоятельная область знаний. Поэтому когда начала формироваться академическая дис­циплина — наука о коммуникации, она приобрела четко выра­женные черты массовой коммуникации и исключила из своих ря­дов тех, кто исследовал не массовую коммуникацию.

Третий фактор связан с предыдущим: быстрое распростране­ние масс-медиа, в особенности кино и телевидения, совпало с важными культурными и общественными трансформациями, по­этому всякий, кто интересовался процессом коммуникации (или культурными и общественными изменениями на макроуровне), неизбежно уходил в сторону массовой коммуникации.

Наконец, у каждого научного сообщества сложился собствен­ный набор теорий и предпочтительный набор методов исследова­ний, и узкие специалисты либо просто не знали, что делают их коллеги «по другую сторону», либо не могли по достоинству оце­нить их успехи по причине исторической и политической зашоренности.

Однако расширение семьи средств массовой коммуникации уси­ливает потребность в более интегрированной дисциплине, кото­рая охватывала бы явление коммуникации во всей ее полноте. Осо­бую роль в размывании границ между массовой и межличностной коммуникацией играют новые информационные технологии. По­мимо прочего, они меняют характер взаимоотношений в медиаиндустрии в целом.

Другим фактором, ускоряющим разработку более интегриро­ванной теории коммуникации, является то, что просто медиатив­ная коммуникация вездесуща, и люди зависят от нее во всех обла­стях жизни.

Еще одним источником и движущей силой в направлении ин­теграции в области коммуникации является «взросление» самой научной дисциплины. По мере роста сложности и разнообразия коммуникационных технологий, контекстов и применений серь­езные исследователи и теоретики коммуникации все больше осоз­нают порочность узости своих взглядов и понимают, что у них одинаковые наборы гипотез и вообще много общего.

Словарь терминов

 

Агенты изменения (Change Agents) — в теории диффузии инноваций те, кто непосредственно оказывает влияние на ранних адептов и лидеров мнения.

Агрессивные сигналы (Aggressive Cues) — информация, содержащаяся в изоб­ражении насилия в масс-медиа, которая внушает мысль об уместности аг­рессии против конкретных жертв.

Активная аудитория (Active Audience) — это фундаментальное положение тео­рии обретения пользы и удовлетворения формулируется по-разному, но предполагают определенный уровень активности со стороны потребителей медиа.

Анализ фреймов (Frame Analysis) — согласно этой теории Гофмана, люди пользуются собственными ожиданиями, чтобы разобраться в повседнев­ной жизни.

Бихевиоризм (Behaviorism) — представление о том, что все поведение людей — это условная реакция на внешние раздражители.

Британские культурные исследования (British Cultural Studies) — направление в исследованиях массовок коммуникации, представители которого изучают методы доминирования элиты над культурой в историческом плане, под­вергают это явление критике и вскрывают его сегодняшние формы.

Вахтеры (Gate-Keepers) — в двухступенчатом потоке это посредники между медиа и широкой аудиторией.

Власть элиты (Elite Power) — утверждение Миллса о том, что подлинная власть в Америке принадлежит небольшой группе руководителей военно-промыш­ленного комплекса.

«Горячие» и «холодные» медиа (Hot and Cool Media) — термины, используемые Маклюэном для разграничения между отдельными медиа в зависимости от степени вовлеченности, которую оно требует от своих потребителей.

Двухступенчатый поток (Two-Step Flow) — представление о том, что медиасо-общения поступают сначала к лидерам мнения, а от них к последователям мнения.

Доминантная реальность (Dominant Reality) — в культивационном анализе со­циальная реальность, создаваемая в результате многократного показа по телевидению шаблонных презентаций социальных явлений.

Информационный поток (Information Flow) — концепция о том, как информа­ция поступает от медиа к аудитории, чтобы оказать определенное влияние.

Катарсис (Catharsis) — также называется сублимацией; идея о том, что про­смотр насилия в масс-медиа снимает или уменьшает естественные агрес­сивные побуждения у людей.

Когнитивный диссонанс (Cognitive Dissonance) — согласно этой концепции, информация, несовместимая с уже имеющимися у индивида установками, вызывает у него психологический дискомфорт или диссонанс.

Компенсаторное подкрепление (Vicarious reinforcement) — в теории социально­го научения подкрепление, которое только наблюдается у индивида, но им не испытывается.

Конвергентная избирательность (Convergent Selectivity) — в теории игры поня­тие о том, что медиа выполняют важную функцию обеспечивать людей разнообразными причудами и моделями поведения, из которых они сами могут выбирать.

Критические культурные исследования (Critical Cultural Studies) — направление в исследованиях массовой коммуникации, оспаривающее власть элитных групп путем разоблачения способов использования ими медиа.

Либертарианство (Libertarianism) — нормативная теория, предполагающая, что все люди хорошие и разумные сами по себе и способны отличить добро от зла.

Лидеры мнения (Opinion Leaders) — в двухступенчатом потоке те, кто передает информацию от медиа к последователям мнения.

Макроскопическая теория (Macroscopic Theory) — теории, объясняющие медиа-эффекты на уровне культуры или общества.

Массовая культура (Mass Culture) — в теории массового общества популярная культура, подрывающая высокие формы культуры.

Микроскопическая теория (Microscopic Theory) — теории, объясняющие медиа-эффекты на личном или индивидуальном уровне.

Модель вероятности уточнения (Elaboration Likelihood Model) — подход, рас­сматривающий формирование установки непосредственно как функцию обработки информации.

Наука коммуникации (Science of Communication) — средство понимания про­изводства, обработки и воздействия символьных и сигнальных систем пу­тем разработки проверяемых теорий, которые объясняют явления, связан­ные с этим производством, обработкой и влиянием.

Научение через наблюдение (Observational Learning) — согласно концепции со­циального научения, для усвоения какого-то поведения индивиду доста­точно его увидеть.

Нормативные теории (Normative Theory) — теории, описывающие идеальную структуру и функции медиасистемы.

Ограниченные эффекты (Limited Effects) — идея о том, что медиа оказывают минимальный или ограниченный эффект, поскольку этот эффект сдержи­вается разными промежуточными факторами.

Парадигма (Paradigm) — объединяющая теоретическая концепция.

Первичность или новизна (Primacy or Regency) — в изменении установок воп­рос о том, где лучше размещать информацию и аргументы в побуждающем сообщении — в начале или в конце.

Политэкономическая теория (Political Economy Theory) — исследует власть эли­ты над экономическими институтами, чтобы контролировать другие ин­ституты, включая медиа.

Пропаганда (Propaganda) — откровенное использование СМ К для распростра­нения определенных убеждений и ожиданий.

Резонанс (Resonance) — в культивационном анализе желание индивидов ви­деть на ТВ то, что соответствует их собственной повседневной жизни.

Ритуалы объективности (Objectivity Rituals) — набор процедур, используемых репортерами для создания беспристрастных сообщений, которые факти­чески предвзяты.

Сдвиг вверх и сдвиг вниз (Uplift and Down lift) — в анализе фреймов переход от менее важных фреймов к более важным и наоборот.

Сдвиг парадигмы (Paradigm Shift) — смена одной ведущей теоретической кон­цепции в академической дисциплине другой.

Селективные процессы (Selective Processes) — экспозиция (внимание), запоми­нание и перцепция; психологические процессы, противодействующие воз­никновению состояния диссонанса.

Социальные категории (Social Categories) — представление о том, что члены одной социальной группы реагируют на медиастимулы более или менее одинаково.

Спираль молчания (Spiral of Silence) — теория Ноэль-Нойман о том, что люди, придерживающиеся взглядов, противоположных тем, которые домини­руют в медиа, вынуждены скрывать их из страха оказаться в изоляции.

Схемы типификации (Typification Schemes) — в социальном конструировании реальности набор значений, которые люди придают некоторым явлениям.

Теория (Theory) — концептуальная репрезентация или объяснение явлений.

Теория диффузии инноваций (Diffusion) — теория, объясняющая, как новше­ства внедряются и адаптируются в различных сообществах.

Теория игры (Play Theory) — теория Стивенсона о том, что медиа использу­ются только для удовлетворения второстепенных личных нужд.

Теория информационной насыщенности (Media Richness Theory) — различает скудные и обильные медиа в зависимости от их пропускной способности или числа сигнальных систем.

Теория критической массы (Critical Mass Theory) — описывает, какой размер должна иметь аудитория, чтобы новую технологию считать состоявшей­ся, и какой характер должны иметь коллективные действия по ее исполь­зованию.

Теория «магической пули» (Magic Bullet Theory) — согласно этой теории, медиасообщения проникают в сознание людей и оказывают на них немед­ленное воздействие.

Теория массового общества (Mass Society Theory) — общее название ряда те­орий, считающих медиа всемогущими и развращающими, а аудиторию беспомощной и безвольной.

Теория медиазависимости (Media System Dependency Theory) — согласно этой концепции, чем больше люди зависят от конкретного СМК, тем важнее оно для них и соответственно больше его влияние.

Теория обретения пользы и удовлетворения (Uses and Gratification Theory) — согласно этой концепции, аудитория состоит из множества индивидов, каждый из которых имеет собственные интересы и вкусы и черпает из медиа то, что способствует удовлетворению этих интересов и приносит ему пользу.

Теория подкрепления (Reinforcement Theory) — то же, что и феноменологичес­кая теория.

Теория свертывания материалов печати (Agenda-Setting) — теория, доказыва­ющая, что медиа говорят людям не что думать, а о чем думать.

Теория социального научения (Social Learning Theory) — согласно этой теории, люди учатся путем наблюдения за окружающими, подражая им и отожде­ствляя себя с ними.

Теория социального присутствия (Social Presence Theory) — согласно этой тео­рии, дифференциальные свойства различных средств коммуникации зави­сят от числа присущих им социальных сигналов.

Теория социальной ответственности (Social Responsibility Theory) — норматив­ная теория, которая объявляет медиаиндустрию ответственной перед об­щественностью, с одной стороны, и призывает к технократическому кон­тролю, с другой.

Теория среднего уровня (Middle Range Theory) — состоит из обобщений на основе эмпирических данных.

Технократический контроль (Technocratic Control) — прямое регулирование медиа, чаще всего правительственным органом или комиссией.

Технологический детерминизм (Technocratic Determinism) — идея о том, что вся человеческая история и опыт определяются техническим прогрессом.

Торонтская школа (Toronto School) — группа канадских ученых-культурологов 1960-х годов, сторонников идеи технического детерминизма в развитии общества.

Феноменологическая теория (Phenomenistic Theory) — теория Клаппера, дока­зывающая, что медиа редко являются единственной причиной эффектов и относительно слабы по сравнению с другими социальными факторами; основная роль медиа заключается в подкреплении.

Формирование повестки дня (Agenda-Building) — теория о том, что медиа, пра­вительство и граждане совместно составляют список приоритетных про­блем текущего дня.

Франкфуртская школа (Frankfurt School) — группа ученых-неомарксистов, ра­ботавших в 1930-1950-х годах во Франкфуртском университете.

Функциональный анализ (Functional Analysis) — исследование роли медиа в обществе, обычно в поддержку статус-кво.

Чикагская школа (Chicago School) — группа социологов Чикагского универси­тета, сложившаяся в 1940-х годах, которые рассматривали современные города как «огромные сообщества» сотен взаимосвязанных малых групп.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.36 (0.092 с.)