Глава 1. Понятийный аппарат логистики и факторы ее развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Понятийный аппарат логистики и факторы ее развития



1.1. Определение, понятие, задачи и функций логистики

В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран про­изошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.

Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означа­ет искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и раз­вития практической логистики уходит далеко в прошлое. Профессор Гамбургского университета Г. Павеллек отмечает, что еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики»; они занимались распределением про­дуктов питания1. В первом тысячелетии нашей эры в военном лек­сиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспе­чению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Так, во времена византийского царя Леона VI (865-912 гг. н. э.) считалось, что задачами логистики являются во­оружение армии, снабжение ее военным имуществом, своевремен­ная и в полной мере забота о ее потребностях и соответственно подготовка каждого акта военного похода2.

По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста на­чала XIX в. Джомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что ло­гистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопро-

'The realities and challenges of european logistics into the 90s, Milan, 6th European Logistics Congress. November 1988, p. 12.

гПодъемно-транспортная техника и склады, 1989, № 1, с. 58.


сов, таких, как планирование, управление и снабжение, определе­ние места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д. Считается, что некоторые принципы логистики использова­лись армией Наполеона. Однако как военная наука логистика сфор­мировалась лишь к середине XIX века.

Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и прежде всего в материально-техническом снабжении ар­мии США на европейском театре военных действий1. Четкое взаи­модействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снаб­женческих баз и транспорта позволило своевременно и системати­чески обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых ко­личествах.

Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками в эко­номике. Как и другие методы прикладной математики (исследова­ние операций, математическая оптимизация, сетевые модели и т. д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как но­вый вид теории о реализации управления движением товарно-мате­риальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства. Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне и в период экономического кризиса 30-х годов идеи интегра­ции снабженческо-производственно-распределительных систем, в ко­торых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформиро­вались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практикилогистику.

В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функ­циональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при до­ставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления товаро-движенческими Операциями, оно включает анализ рынка поставщи­ков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов уча­стников процесса товародвижения.

'А.А. Смехов. Введение в логистику. М.: Транспорт, 1993, с. 5.


В рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных трактовок. Анализируя их, нетрудно заметить ряд аспек­тов, через призму которых рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили управленческие, экономические и опе­ративно-финансовые аспекты.

Так, профессор Г. Павеллек1 и сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением2, определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом ас­пекте. Логистика, по их мнению, — это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока3.

Многие специалисты исследуемой области, в том числе француз­ские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трак­туют ее как «...совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества про­дукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции»4. В спра­вочнике, выпущенном компанией «Данзас» (одна из крупнейших германских транспортно-экспедиторских фирм), логистика опреде­ляется как некая система, выработанная для каждого предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения прибыли, ускоре­ния движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне пред­приятия, начиная от закупок сырья и материалов, прохождения их через производство и кончая поставками готовых изделий потреби­телям, включая связывающую эти задачи информационную сис­тему5.

Некоторые определения логистики отражают как управленческий, так и экономический аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика логистики, данная профессором Пфолем (ФРГ), который увязывает воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение6.

'Материально-техническое снабжение, 1990, № 1, с. 63.

transportation research, 1985, 19А, № 5-6, p. 383; J. Magee, W. Capacino, D. Resenfield. Modern Logistics Management. New York, 1985, p. 4.

эМатериально-техническое снабжение, 1990, № 1, с. 63.

4M. Laplaze, J. Meunier, J. Weil. Logistique d'entreprises et politique commerciale de la SNCF. Revue generale des chemis de fer, 1984, № 11, p. 55.

5Подъемно-транспортная техника и склады, 1989, № 1, с. 59.

6Fordertechnik, 1988, 57, № 7-8, s. 30.


В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движени­ем и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяй­ственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю1.

В других определениях логистики находят отражение взгляды специалистов, акцентирующих внимание на отдельных функциях в рассматриваемом цикле. Логистика в этих случаях сводится к весьма узкому кругу операций: транспортировка, погрузка-выгрузка, скла­дирование и т. д. Обобщая вышеизложенные определения логисти­ки, ее можно охарактеризовать как науку управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с мини­мальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации.

Разумеется, в отмеченных выше трактовках логистики справед­ливо выделяются те или иные ее стороны, однако упускается из виду важнейший, по нашему мнению, аспект логистики — возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, т. е. на ее конечные цели. Этот аспект, по существу, находит отражение во втором подходе к опреде­лению логистики.

Первыми практический потенциал логистики предугадали аме­риканские специалисты Пол Конверс и Питер Дракер. Они опреде­лили ее потенциальные возможности как «последний рубеж эконо­мии затрат» и «неопознанный материк экономики»2. Впоследствии их точку зрения разделили многие теоретики логистики. Такие аме­риканские исследователи, как М. Портер. Д. Сток и некоторые дру­гие, полагают, что логистика вышла за границы ее традиционного узкого определения и имеет большое значение в стратегическом управлении и планировании фирмы3.

Приверженцами расширительного толкования логистики явля­ются и французские специалисты Э. Мате и Д. Тиксье, которые подразумевают под ней «способы и методы координации отноше­ний фирмы с партнерами, средство координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения... способ организации деятельности предприятия, позволяющий объединить

'Journal of Busuness Logistics, vol. 7, № 2, 1986, p. 3.

2Там же.

international journal of physical distribution and logictics management, 1990, № 7, p. 53.


усилия различных единиц, производящих товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, ис­пользуемых фирмой для реализации своих экономических целей»1. Э. Мате и Д. Тиксье считают, что «...логистика находится в самом сердце осуществляемого компанией в различных областях выбора, в центре предпринимаемых действий; несомненно она представляет собой важный фактор разработки общей политики фирмы»2.

К сторонникам расширительной трактовки логистики относятся также английские ученые Д. Бенсон и Дж. Уайтхэд. По их мнению, логистика охватывает исследование и прогнозирование рынка, пла­нирование производства, закупку сырья, материалов и оборудова­ния, включает контроль за запасами и ряд последовательных това-родвиженческих операций, изучение обслуживания покупателей3.

Из приведенных определений логистики иностранными специа­листами следует, что она представляет собой более широкую катего­рию, чем маркетинг, многие из основных функций которого перешли к логистике. Одним из подтверждений этого может служить созда­ние на ряде фирм логистических структур, поглотивших ранее функ­ционировавшие подразделения маркетинга. Более того, такие анг­лийские исследователи, как М. Кристофер и Г. Уилс, считают, что логистика эффективна не только на уровне фирм, но и на отрасле­вом уровне. Ей, полагают они, должны Принадлежать решения по общеэкономическому процессу отрасли, включая вопросы размеще­ния предприятий и складов.

В современных условиях западные специалисты выделяют не­сколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением произ­водства материалами (закупочная логистика); производственную ло­гистику; сбытовую (маркетинговую, или распределительную, логисти­ку)4. Выделяют также и транспортную логистику, которая в сущно­сти является составной частью каждого из трех видов логистики. Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обяза­тельное наличие логистического информационного потока, включа­ющего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработ­ку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации.

'Э. Мате, Д. Тиксье. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятий. М.: Прогресс, 1993, с. 11, 12.

П'ам же, с. 16.

3Д.С. Николаев Транспорт в международных экономических отношениях. М.: Международные отношения, 1984, с. 26-35.

"J. Magee, W. Capacino, D. Rosenfiueld. Modern Logistics Management. New York, 1986, p. 7.


Эту подсистему логистики часто называют компьютерной логисти­кой. Если следовать логике западных специалистов, то число видов логистики можно было бы продолжить. Представляется, что опери­рование такими понятиями имеет не только чисто терминологичес­кое значение. Оно находит отражение в расширении сферы деятель­ности логистики, в создании соответствующих новых организаци­онных структур управления фирмами, специальных подразделений для руководства перемещением грузов на складах предприятия, осу­ществления маркетинга и материального распределения при ре­ализации готовой продукции. Поэтому, на наш взгляд, было бы корректнее вести речь не о видах логистики, а об ее функциональных областях.

Между указанными областями логистики существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве ис­пользуется технология, не требующая наличия существенных про­межуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логи­стикой поставки предусматривается осуществлять в строго опреде­ленное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегу­лярных заказов в минимальные сроки, когда для основного произ­водства характерно пространственное сосредоточение оборудования, создание резервов производственных мощностей (так называемых систем «островов производства»), в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообраз­ные материальные ресурсы, с тем чтобы выполнить индивидуальные заказы. В логистической цепи, т. е. цепи, по которой проходят товар­ный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продук­ции; потребление готовой продукции (см. рис. I).

Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К матери­альным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных


Предприятие


Хранение в сфере снабже­ния


Хранение сырья,

полуфаб­рикатов


Производ­ство


Хранение готовой продук­ции


Хранение

в сфере

сбыта


Промежуточное

хранение деталей,

узлов


Снабженческая логистика


Производственная логистика


Сбытовая логистика


Информационный поток Материальный поток

Рис. 1. Логистическая цепь

Источник: The realities and challenges of european logistics into the 90s, Milan, 6th European Logistics Congress. November 1988, p. 10.

средств, организацией транспортного процесса, рациональных направ­лений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики. Примером может служить внутрипро­изводственная логистика, когда в пределах предприятия планируют­ся различные логистические операции, такие, как транспортно-склад-ские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предпри­ятий.

Усложнение производства и обострение конкуренции в 80—90-х гг. нашего столетия потребовали более точной увязки логистики со


стратегическими целями фирм, а также активизации роли логисти­ки в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагиро­вать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Ибо, как показала практика, недоучет тесной связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфа­брикатов и комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на миними­зацию издержек остается в силе, как об этом уже отмечалось выше, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания из­держек и рентабельности основного и оборотного капитала, задейст­вованного в рамках рыночной стратегии.

Одна из основных задач логистики заключается также в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля ма­териальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным обра­зом сопряжено решение таких проблем, как: соответствие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за материаль­ным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; разра­ботка способов управления операциями движения товаров; установ­ление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки; определе­ние объема производства, транспортировки и складирования; рас­хождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства.

В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные.

Оперативный характер функций связан с непосредственным уп­равлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличается от функций традиционного материально-технического обеспечения.

К функциям в сфере снабжения относится управление движени­ем сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой про­дукции от поставщика или пункта их приобретения к производст­венным предприятиям, складам или торговым хранилищам.

В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и ком-


понентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.

Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от пред­приятия-производителя к потребителям.

К числу функций логистической координации относятся: выяв­ление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры (см. рис. 2). Перечисленные функции логистики заклю-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Рынок сбыта  
0 п е Р а т                   Л г и с т
  Управление распределением продукции     Прогнозирование спроса   Обработка данных о рынке  
                     
и           и
        ч е с к а я
н       Оперативное планирование  
е Р       непроизводственное производственное  
       
у          
к   Управление     Планирование снабжения   к
в   запасами в ходе     материалами   0 0
д   производства         р д
       
с           и
т         н
в               а
    Управление     Снабжение Планирование   Ц
    матер* 1ЭЛЭМИ     матер* алами производства   Я
  Рын ок снабжения    
                                   

Рис. 2. Функциональная схема логистики Источник: Motoryzacja, 1988, №2, s. 27.


чаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердивша­яся формула — «маркетинг формирует спрос, а логистика его реали­зует» — имеет под собой весомое основание. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается «состыков­кой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компа­нией предложения, базирующегося на соответствующей информации.

В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений — оперативное планирование, продикто­ванное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики пере­возок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработ­ку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.

Более глубокому раскрытию сущности логистики и ее взаимосвя­зей с процессами, происходящими в различных областях деятельно­сти промышленно развитых стран, служит анализ факторов, способ­ствующих развитию логистики.

1.2. факторы развития логистики

Интерес к проблемам развития логистики в промышленно разви­тых странах исторически был связан прежде всего с причинами эко­номического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей при­вели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпри­нимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

В западных странах около 93% времени движения товара от пер­вичного источника сырья до конечного потребителя приходится на его прохождение по различным каналам материально-технического обеспечения и, главным образом, на хранение. Собственно произ­водство товаров занимает лишь 2% суммарного времени, а транс­портировка — 5%'.

'Материалы экономического и социального совета ООН. Комитет по внутрен­нему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Женева, 1990 г.


В этих же странах доля продукции товародвижения составляет более 20% валового национального продукта. При этом в структуре таких расходов на издержки по содержанию запасов сырья, полуфа­брикатов и готовой продукции приходится порядка 44%, на склади­рование и экспедирование — 16%, магистральные и технологичес­кие перевозки грузов — соответственно 23 и 9%. Оставшиеся 8% падают на расходы по обеспечению сбыта готовой продукции1.

Операции по перемещению товаров в рамках мирового рынка являются более дорогими и сложными, чем на менее широких наци­ональных рынках. Затраты на них составляют порядка 25-35% сто­имости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8-10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внут­реннем рынке.

На наш взгляд, развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародви­жением, определили следующие два фактора:

— усложнение системы рыночных отношений и повышение тре­
бований к качественным характеристикам процесса распределения;

— создание гибких производственных систем.
Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от

рынка продавца к рынку покупателей, сопровождавшийся существен­ными изменениями в стратегии производства и системах товародви­жения. Если в допереходный период решение о выпуске продукции предшествовало разработке сбытовой политики (стратегии), что фактически предполагало «подстраивание» организации сбыта под производство, то в условиях перенасыщения рынка императивом стало требование о формировании производственных программ в зависимости от объемов и структуры рыночного спроса.

Приспособление к интересам клиентуры в условиях острой кон­куренции, в свою очередь, потребовало от фирм-изготовителей про­дукции адекватной реакции на эти условия, и результатом стало повышение качества обслуживания, и прежде всего сокращение вре­мени выполнения заказов и безусловное соблюдение согласованно­го графика поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования пред­приятия на современном рынке.

Далее необходимо указать на усложнение проблем реализации при одновременном росте требований к качеству процесса распре­деления. Это вызвало у фирм-продуцентов аналогичную реакцию

1А.Т. Kearney. Logistics Productivity: the Competitive Edge in Europe. Chicago, 1994, p. 39.


относительно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге обра­зовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала модификации существовавших моделей организации в сфере снабжения и сбыта.

Активно развернулись работы по оптимизации отдельных на­правлений товародвижения. Решались проблемы по оптимальному размещению складов, определению оптимальной величины партий поставок товаров, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д.

Как известно, замена традиционных конвейеров роботами приве­ла к значительной экономии живого труда и созданию гибких произ­водственных структур, сделавших работу по изготовлению небольших партий продукции рентабельной. Появилась возможность для круп­ных предприятий перестраивать свою работу с массового производст­ва на мелкосерийное с минимальными издержками, малые же фирмы обрели шансы повысить свою гибкость и конкурентоспособность.

В свою очередь, работа по принципу «малыми партиями» повлек­ла соответствующие изменения в системе обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции. Во многих случаях поставки больших объемов сырья, полуфабрикатов и конеч­ной продукции стали не только не экономичны, но и просто не нужны. В связи с этим отпала необходимость иметь большие склад­ские емкости на предприятиях и возникла потребность в транспор­тировке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. При этом возросшие расходы на перевозку в значительной мере покрывались за счет сокращения складских издержек.

Кроме вышеизложенных факторов, непосредственно определив­ших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способ­ствовавшие созданию возможностей для этого. К ним, вероятно, следует прежде всего отнести:

— использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

— ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколе­ний, используемых в сфере товародвижения;

— унификацию правил и норм по поставке товаров во внешнеэ­кономической деятельности, устранение различного рода импорт­ных и экспортных ограничений, стандартизацию технических пара­метров путей сообщения, подвижного состава и погрузочно-разгру-зочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохо­зяйственные связи между собой.

Формирование концепции логистики было ускорено разработкой теории систем и теории компромиссов. В соответствии с первой про-


блема товародвижения стала рассматриваться как комплексная, что, кроме прочего, означало: удовлетворительный результат не может быть получен при акценте на какую-либо одну из сторон деятельно­сти интересующей нас сферы. Важнейшее требование теории за­ключается в обязательном анализе всех составляющих системы то­вародвижения, их внутренних и внешних взаимосвязей.

Урегулирование взаимоотношений в рамках логистики стало воз­можным с помощью теории компромиссов. Именно на ее основе достигается эффект, устраивающий систему в целом. Применитель­но к товародвижению выбираются решения, оказывающие позитив­ное воздействие на сокращение общих затрат или повышение сум­марной прибыли, хотя бы и в ущерб деятельности отдельных под­разделений фирмы. В межфирменных связях аналогичный результат получают путем гармонизации интересов всех участников логисти­ческого процесса, добиваясь компенсации дополнительных затрат за счет получения внеотраслевого эффекта. Например, возросшие расходы транспорта в связи с переходом на перевозки грузов мелки­ми партиями покрываются повышением тарифов, на которое согла­шается клиентура, рассчитывая на получение внетранспортного эффекта.

Безусловно, важную роль в создании объективных возможностей для развития логистики сыграл технический прогресс в средствах связи и информатики. Он позволил на более высоком уровне проводить контроль всех основных и вспомогательных процессов товародви­жения. Автоматическая система контроля четко следит за такими показателями процессов, как наличие полуфабрикатов и выпуска готовой продукции, состояние производственных запасов, объем поставок материалов и комплектующих деталей, степень выполне­ния заказов, место нахождения грузов на пути от производителя до потребителя.

Применение современных средств информационного отслежива­ния материальных потоков способствуют внедрению «безбумажной» технологии. Суть ее состоит в том, что, например, на транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особен­но в международном сообщении) по каналам связи синхронно с грузом передается информация, содержащая о каждой отправляе­мой единице все необходимые для характеристики товара реквизи­ты. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. С помощью «компью­терной логистики» на протяжении всей цепи обслуживания осуще­ствляется анализ деятельности фирмы и дается оценка ее положе-


ния по сравнению с конкурентами. Сама же структура системы исходных данных, используемых для автоматического контроля, за­висит от особенностей каждого предприятия, для которого состав­ляется логистическая цепь с указанием всех узловых точек, входных и выходных путей к ним и соответствующих информационных по­токов. Информационные системы обеспечивают также данные о емкости рынка и его насыщенности товарами. Немаловажную роль играет компьютеризация операций, связанных с оформлением сче­тов. Скорость и точность таких операций влияет на часть баланса фирм, отражающую движение наличных средств, и в итоге воздейст­вует на оборот капитала.

Признание важности всех видов информации, ее внутренних и внешних потоков, контроля за ними и их использованием привело во многих корпорациях к изменению форм деятельности подразде­лений, ответственных за функционирование информационных сис­тем. Отделы по обработке данных стали называться отделами ин­формации или информационными службами. При этом подверглись изменению их функции управления. Отделы информации или ин­формационные службы в настоящее время оперируют всеми видами информационных потоков и отвечают за деятельность всех контро­лирующих систем корпораций и фирм. А руководители таких отде­лов или служб поднялись на высшую ступень иерархической лест­ницы корпораций.

О позитивном влиянии использования средств связи на развитие логистики, вероятно, косвенно свидетельствуют данные о повыше­нии качества информации и возросшем объеме обмена ею между всеми фирмами — участницами логистического процесса в конце 70-х и середине 80-х годов. Они приведены в табл. 1.

Примерно в это же время были предприняты меры по регулиро­ванию международного товародвижения с целью упростить, мини­мизировать или устранить факторы, усложняющие прохождение то-варопотоков, такие, как:

различия в национальных стандартах на продукцию, большие расстояния в области передачи информации и перевозок, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовыми расчетами по ним, наличие импортных квот и экспортных ограничений, весьма жесткие требования к упа­ковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических пара­метрах транспортных средств и путей сообщения и т.д.

Как правило, эти меры касались таможенных барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах, внедрения в практику новых технологий перевозок (например, интермодаль-


Таблица 1 Изменение объема и качества информации, %

 

 

Абоненты Объем передаваемой информации Качество связи
Без изме­нений Увели­чение Без изме­нений Улучше­ние
Поставщики Транспортные компании Подразделения фирмы-производителя: производственный отдел отдел маркетинга финансовый отдел отдел планирования производства отдел планирования основных фондов 15 15 21 58 74 46 54 85 85 79 42 26 54 46 29 16 39 49 68 47 50 71 84 61 51 32 53 47

Источник: Transportation Journal, 1988, vol. 27, № 3, p. 6.

ных). В результате было сокращено время нахождения грузов в пути, повышена точность их доставки и сохранности, уменьшены запасы материальных ценностей на приграничных терминала^.

Одновременно создавались международные распределительные центры, менялись схемы размещения складов, происходила концен­трация перегрузочно-складских пунктов в условиях интеграции эко­номик стран Западной Европы и создания единого рынка. Тара, подвижной состав и технические параметры путей сообщения уни­фицировались, а это позволяло использовать автоматические систе­мы считывания и адресования грузов. Более того, утверждение не­которых норм и стандартов переходило от отдельных стран к обще­му рынку, что стимулировало инновации в народном хозяйстве ЕС и принесло немалую экономию (120 млрд. марок, или 2,1% ВНП стран ЕС)'. Увеличение объемов материальных потоков в междуна­родных сообщениях диктовало необходимость устранения чрезмер­ной детализации правил и норм, установленных на двусторонней основе. Начался процесс координации инвестиций в создание меж­национальной логистической инфраструктуры.

'А.А. Смехов. Введение в логистику, с. 21.


1.3. Уровни развития логистики

В реальной экономике системы логистики в рамках различных производственных объединений по объективным причинам нахо­дятся на различных стадиях, или уровнях развития. Существуют от­дельные стадии, через которые функции логистики неизбежно долж­ны пройти, прежде чем они достигнут высокого уровня развития.

Анализ ведущих промышленных компаний различных капитали­стических стран позволил выявить в их рамках четыре последова­тельные стадии развития логистических систем по состоянию на конец 80-х — начало 90-х годов (см. рис. 3).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.81.4 (0.069 с.)