Проблемы психологииличности и межличностного обшения в трудах российских ученых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы психологииличности и межличностного обшения в трудах российских ученых



Проблемы психологии межличностного общения разносторонне и глубоко решаются в трудах многих российских ученых. Они теоретически осмыслены в работах П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, обосновавших значение так называемого субъективного метода в социологии. Проблема мотивов поведения и общения людей, их побуждений и идеалов заняла здесь главное место.

Психологическим проблемам общения людей посвящены труды таких ярких представителей психологического направления в русской социологии, как Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареев.

Фундаментальная разработка многих проблем психологии личности и межличностного общения содержится в трудах выдающихся российских психологов В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского и их многочисленных последователей,.

Петр Лавров (1823—1900) и Николай Михайловский (1842— 1904) рассматривали все общественные яв- ления как результат сознательной деятельности людей. Поэтому главную роль социологии как науки об обществе они видели в анализе мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов, другими словами, — в изучении психологической и нравственной сторон их деятельности.

Особое внимание уделяли они анализу ≪солидарных≫ действий

людей, направляемых их общими интересами. По словам П. Лав- рова, важно понять и обобщить факты солидарности между людь- ми и тем самым открыть законы их солидарных действий, формы проявления их солидарности, а также условия ее упрочения или ослабления при разном уровне социально-нравственного развития людей и форм их общежития1.

Под солидарностью понимается ≪сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным≫ и ≪что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей≫.

Солидарность —это ≪общность привычек, интересов, аффектов или убеждений≫.

Все это определяет сходство поведения и деятельности людей.

Анализ внутренних мотивов деятельности личности, ее целей, идеалов и воли, выражает основное содержание субъективного метода в социологии, разработку которого продолжил Н. Михайловский.

По характеристике Н. Бердяева, Н. Михайловский —≪самый талантливый сторонник субъективного метода≫ и ≪самый главный его творец≫3. Он развил идею о существовании ≪правды- истины≫ и ≪правды-справедливости≫.

Представляет интерес решение Н. Михайловским проблем, относящихся к психологии масс, в том числе взаимодействия ≪героев и толпы≫, личности и общества. На первом плане у него лич- ность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповто- римостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями — главные действующие лица в об- ществе — определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. Вопрос о героях и толпе Михайловский решает больше в социально-психологическом плане.

Героем он называет человека, увлекающего своим примером мас- су на хорошее или дурное дело. Толпа же — это масса людей, способная увлекаться примером — благородным, низким или безразличным. В целом же характеристики толпы Михайловским совпадают с характеристиками Лебона.

Большой вклад в развитие рефлексология психологии личности и межличностных отношений внес Владимир Бехтерев (1857—1927), который исследовал раз- личные проявления индивидуальной и кол- лективной психики людей, широко опираясь на данные физиологии. В фундаментальном труде ≪Коллективная рефлексология≫ он представил весьма подробную кар- тину влияния социальной психики на поведение людей и отношения между ними.

Помимо методологических проблем коллективной рефлексологии, содержания этой науки, ее предмета и метода В.М. Бехтерев исследует широкий круг ее специальных проблем, в том числе: коллектив как собирательная личность; коллективное объединение; взаимовнушение, взаимоподражание и взаимоиндукция как объединяющие факторы; язык как объединяющий фактор; развитие коллективных движений по типу сочетательных рефлексов; и т.т.п

В ≪Коллективной рефлексологии≫ он также дал анализ многих законов деятельности людей. Рассматривая коллектив как ≪собрание отдельных, связанных между собою теми или иными интересами личностей≫, он приходит к выводу о том, что коллектив, представляющий собой нечто целое, выступает ≪в виде одной коллективной или собирательной личности≫

Коллективные рефлексы проявляются, по Бехтереву, в коллективных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллективных эмоциях, коллективном сосредоточении и т.д

Эти и другие положения учения В. М. Бехтерева помогают глубже осмыслить содержание психологической стороны деятельности и общения людей.

Для понимания этого важное значение имеют труды Алексея Ухтомского (1875—1942), прежде всего его учение о доминанте, также базирующееся на данных физиологии. ≪ Доминанта, — пишет Ух- томский, — есть очаг возбуждения, привлекающий к себе волны возбуждения из самых разных источников≫.

Ухтомский глубоко обосновал положение о том, что доминанта определяет ≪направленность поведения, мысли и деятельности≫6

Исследуя доминанту как ≪фактор поведения≫, он далее говорит о ней как ≪определителе поведения≫7.

Полемизируя с Мак-Даугаллом, Ухтомский делает вывод:

«В конце концов не прирожденное наследие рефлексов и инстинк-

тов, но борьба текущих конкретных доминант с унаследованным и

привычным поведением приводит к оплодотворению всей работы...»

Научному осмыслению поведения людей и их межличностного общения способствует учение об установках грузинского психолога Дмитрия Узнадзе (1886/87—1950),

Многое для понимания психологии личности и межличностного общения дают труды Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889—1960). Он глубоко проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики

В его работах мышление общественного человека предстает как процесс его умственной деятельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний, идеальный план (интериоризация). Во всем этом проявляется творческое осмысление человеком внешнего мира и своего

отношения к нему.

Труды С.Л. Рубинштейна способствуют науч- ному пониманию влияния внешней природной и социальной среды на развитие сознания, сочетания в нем элементов отражения и творчества и его роли в практической деятельности людей.

Большая роль в исследовании этих проблем при- надлежит Льву Семеновичу Выготскому (1896—1934), разработавшему культурно-историческую теорию развития психики.

Он считал, что в функционировании и развитии психики человека отражаются два основных плана его деятельности и поведения:

- натуральный, связанный с удовлетворением его биологических потребностей,

культурный, связанный с различными формами его социальной деятельности и поведения

Учение Л.С. Выготского о влиянии социокультурных факторов на развитие эмоциональной сферы сознания личности и ее мышления позволяет глубже понять содержание и направленность духовной деятельности людей и характер их поведения.

И деи С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского, разработанные ими деятельностный подход в психологии и культурно-историческая теория функционирования и развития психики человека получили свое творческое развитие в трудах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Б.Г. Ананьева, Э.В. Ильенкова, A.M. Коршунова и других российских психологов и философов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.007 с.)