Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Центральный банк: функции, инструменты и методы денежно-кредитного регулирования и надзора ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Центральный банк (ЦБ) или Банк России – государственное финансово-кредитное учреждение, которое организует и регулирует денежное обращение. Важнейшим принципом функционирования ЦБ является его независимость от Правительства. Как сказано в Законе о ЦБ РФ, «Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности». Он подчиняется законодательной власти. Это обстоятельство имеет очень большое значение, т.к. в случае дефицита бюджета Правительство не может обязать ЦБ профинансировать его расходы. При этом, поскольку предоставление безоблигационных кредитов запрещено законодательством, Правительство вынуждено выпускать государственные ценные бумаги и под них на общих основаниях (срочность, возвратность, платность) получать кредиты в ЦБ. ЦБ не ставит перед собой присущей коммерческим банкам цели максимизации прибыли и не конкурирует с последними. Основное назначение ЦБ в рыночной экономике - обеспечение стабильности банковской и финансовой систем, устойчивости национальной валюты, контроль за денежным обращением страны, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов, проведение денежной политики, направленной на достижение макроэкономических целей, прежде всего безинфляционного развития экономики. ЦБ непосредственно не связан ни с предприятиями, ни с населением (он не принимает у них вклады и не кредитует их); его клиентами является коммерческие банки и правительство. Основные функции ЦБ: · эмиссионная. ЦБ монопольно осуществляет эмиссию (выпуск в обращение) наличных денег и организацию их обращения; · денежно-кредитное регулирование экономики. Во взаимодействии с правительством ЦБ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Через систему денежно-кредитных инструментов, а также систему нормативов, регулирующих деятельность коммерческих банков, ЦБ влияет на макроэкономические цели развития экономики страны; · организация, регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков. ЦБ является «банком банков» - он хранит кассовые резервы коммерческих банков, через счета, открываемые в нем коммерческими банками; осуществляет расчеты между ними; в случае необходимости оказывает коммерческим банкам кредитную поддержку. Для коммерческих банков ЦБ – «кредитор последней инстанции», т.е. кредитор на крайний случай;
· регулирование безналичной (ссудно-депозитной) эмиссии, осуществляемой коммерческими банками. Воздействуя на масштабы и характер операций коммерческих банков (прежде всего, на объем предоставляемых ими кредитов), осуществляя надзор за их деятельностью, ЦБ регулирует массу денег, находящихся в обращении. Основными инструментами воздействия ЦБ на массу денег, создаваемую коммерческими банками служат норматив обязательных резервов, ставка рефинансирования или учетная ставка ЦБ, операции на открытом рынке – купля-продажа ЦБ государственных ценных бумаг; · банковское обслуживание правительства страны. В ЦБ открыты счета Правительства и правительственных учреждений. Он выступает кассиром и кредитором Правительства. ЦБ организует финансирование и долгосрочное кредитование государственных капитальных вложений, обслуживание государственного долга, т.е. размещение государственных займов, их погашение, выплату процентов по ним, регулирует резервы иностранной валюты и золота; · организация платежно-расчетных операций. ЦБ устанавливает правила расчетов на территории страны и выступает посредником между др. банками при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований; · валютное регулирование. Осуществляя операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяя порядок осуществления расчетов с иностранными государствами и т.п., ЦБ оказывает воздействие на устойчивость, покупательную способность национальной валюты. Главными целями банковского регулирования и надзора является поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, но устанавливает обязательные для них правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности и т.п. Регулирующие и надзорные функции осуществляются Банком России через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения, занимающиеся надзорной деятельностью.
С позиций жизненного цикла кредитной организации регулирующую и надзорную деятельность Банка России можно подразделить на: · регулирование и контроль создания кредитных организаций; · надзор за текущей деятельностью действующих кредитных организаций; · регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций. Регулирование и контроль создания кредитных организаций включает в себя государственную регистрацию создаваемых кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности. Это призвано ограничивать совершение банковских операций только теми экономическими субъектами, которым соответствуют требованиям законодательства по уровню собственного капитала, квалификации руководящих работников, материальной оснащенности и др. Надзор за текущей деятельностью кредитных организаций осуществляется Банком России в форме дистанционного документарного надзора и проведения инспекционных проверок на местах. Основная цель дистанционного надзора - это оценка принимаемых кредитной организацией рисков, выявление на ранней стадии проблем в ее деятельности и принятие мер для преодоления выявленных негативных явлений и тенденций. Т.к. дистанционный надзор основывается на данных отчетности, подготавливаемой и передаваемой самими банками, велика вероятность того, что при появлении и нарастании у банка проблем, достоверность и полнота финансовой отчетности будут снижаться, поэтому возникает необходимость проведения инспекционных проверок на местах. Их главная цель – определение непосредственно на месте реального финансового состояния данной кредитной организации и ее филиалов, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, проверка соблюдения действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России. Для реализации законодательно закрепленных за Банком России функций в области банковского регулирования и надзора ему предоставлены полномочия применять меры воздействия за нарушения законодательства, нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, и собственных предписаний. Конкретные меры зависят от характера допущенных нарушений, причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации, а также от ее положения на федеральном и региональном рынках банковских услуг. Они могут носить предупредительный и принудительный характер. Предупредительные меры воздействия применяют, в основном, на ранних стадиях возникновения недостатков. Они включают в себя доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности, изложение рекомендаций по исправлению создавшейся ситуации, предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.
Принудительные меры воздействия применяют в случае нарушения кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, представления неполной или недостоверной информации, а также, если совершаемые операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков. К ним относятся: штраф, требование об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению, отзыв лицензии на осуществление банковских операций и др. Регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций может происходить как добровольно – по решению акционеров (участников), так и в принудительном порядке, в случае их несостоятельности. Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимают признанную арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Признание кредитной организации банкротом происходит по решению суда. Как расчетный центр банковской системы Банк России играет основную роль в организации и функционировании платежной системы страны. Он является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов он выполняет следующие функции: · устанавливает правила осуществления расчетов в РФ; · монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; · осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов. Банк России выступает в качестве общего банка-корреспондента для всех кредитных организаций. Он проводит межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения. Его участие в платежной системе снижают операционные риски экономических агентов. Эмиссия наличных денег, которая является одним из инструментов платежей, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляется исключительно Банком России. Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и изъятие старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.
29. Формы и методы макроэкономического планирования и прогнозирования Макроэкономическое планирование – это научное предвидение уровня развития и результатов функционирования общественного производства, основанное на установлении закономерностей и тенденций социального и научно-технического прогресса, накопленного опыта и хозяйственной практики, объективных зависимостей и причинно-следственных связей в народном хозяйстве. Теория планирования имеет три составляющие: методологическую, социально-экономическую и организационную. Методология планирования - система принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений. Социально-экономическое направление обеспечивает изучение и познание действия экономических и социальных законов расширенного воспроизводства с целью реализации их в экономической политике государства. Организационное направление - исследует и разрабатывает технологию разработки планов, структуру плановых органов и т.д. Принципы планирования являются исходными положениями теории макроэкономического планирования. В качестве основных выделяют следующие: · научной обоснованности; · социальной направленности и приоритета общественных потребностей; · повышения эффективности общественного производства; · пропорциональности и приоритетности; · согласования краткосрочных и перспективных целей и задач. В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи: · определяются общественные потребности и их структура; · определяются потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах; · обосновывается наиболее рациональные направления использования ресурсов во взаимосвязи с текущими и перспективными потребностями; · обеспечивается сбалансированность развития отдельных отраслей народного хозяйства (материального производства, непроизводственной сферы и др.), регионов, краев, областей и др.; · исследуются направления повышения эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально возможных социальных результатов. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Прогноз носит вероятностный, многовариантный и альтернативный характер. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются, исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.
Прогнозы разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов и включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики Российской Федерации и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении Российской Федерации. Экономической наукой и практикой разработаны различные формы планирования. Наибольшее распространение получили директивное, индикативное, стратегическое, тактическое планирование. Директивное планирование (обязательное, жесткое, подлежащее исполнению) предполагает доведение плановых заданий, обязательных к выполнению, от центра до всех звеньев экономики. Планы разрабатываются исходя из общегосударственных интересов, утверждаются и принимают силу закона. Директивное планирование используется в государствах с рыночной экономикой в чрезвычайных ситуациях: для осуществления структурной перестройки экономики, в случае войны, а также стихийных крупномасштабных бедствий. Опыт директивного планирования социалистической экономики свидетельствует о возможностях его использования для решения таких задач, как индустриализация страны, структурное преобразование производства, создание военно-производственного потенциала и т.д. Но безусловным является то, что применять директивное планирование целесообразно лишь в чрезвычайных или отягощенных ситуациях — войны, депрессии, кризиса, стихийных бедствий. При этом масштабы и сроки его применения должны быть строго ограничены. Индикативное планирование предполагает сочетание интересов государства и предпринимателей, носит рекомендательный характер, однако в руках государства остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, субсидий, дотаций. Предусматривает регулирование экономики на основе выбора индикаторов в виде макроэкономических показателей (ВНП или ВВП, розничный товарооборот, уровень занятости населения, реальная заработная плата и др.). Составным элементом индикативного планирования является механизм, включающий процедуру согласования выбранных приоритетов экономического развития с финансовыми и промышленными группами, профсоюзами, союзами предпринимателей и другими представителями общественных интересов. Роль индикативного плана состоит именно в том, чтобы указать, где нужно вмешаться государству и только тогда, если рынок этого не может. Государство не имеет директивных взаимоотношений с производителями, но крупный капитал не менее заинтересован в сотрудничестве с государством, так как нуждается в помощи при продвижении продукции на мировой рынок, привлечении иностранных инвестиций и т.д. Стратегическое планирование – процесс определения долгосрочных целей, обоснование приоритетов и формирование механизма по их реализации. Основной его целью является обеспечение достаточного потенциала для дальнейшего успешного развития страны. Тактическое планирование – вид планирования текущей деятельности на один-два года. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (от 5 лет и выше), среднесрочное (от 1 до 5 лет) и краткосрочное (до 1 года) планирование. По степени формализации, способу получения информации все методы экономического планирования и прогнозирования подразделяются на две большие группы: интуитивные (основаны на интуитивно-логическом мышлении человека) и формализованные (базируются на математической теории). В мировой практике широкое распространение получили следующие методы прогнозирования и планирования. Методы экспертных оценок. «Эксперт» в переводе с латинского языка означает «опытный». В основу прогноза выделяется мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональным, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Среди индивидуальных экспертных оценок наиболее широкое распространение получили метод интервью, аналитический метод и метод написания сценария. В мировой практике среди методов коллективных экспертных оценок наиболее широко применяются метод коллективной генерации идеи, метод «635», метод «Дельфи», метод комиссий, метод написания сценария. Методы экстраполяции. Их суть заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и в переносе их на будущее. Экстраполяционные методы прогнозирования основаны на изучении динамических рядов (множество наблюдений, полученных последовательно во времени). Эти методы достаточно хорошо применимы в практике краткосрочного и среднесрочного прогнозирования. Среди методов экстраполяции широкое распространение получили метод подбора функций и метод экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом. Методы моделирования. «Модель» в переводе с латинского означает «меру, образец». В настоящее время экономическая модель представляет собой условный образ объекта исследования социальных и экономических процессов. Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Широко распространены матричные модели, модели оптимального планирования, сетевое моделирование, экономико-статистические модели. Экономическая модель после её математической формализации становится экономико-математической. Экономико-математические методы представляют собой приемы расчета экономических показателей с применением методов прикладной математики и математической статистики. Они позволяют всесторонне обосновывать изменения экономических показателей, повышать качество прогнозов, осуществлять многовариантные оптимизационные расчеты. Среди экономико-математических методов, используемых в практике прогнозирования как в нашей стране, так и за рубежом, следует выделить: прогнозирование по аналогии, метод межотраслевого баланса, методы оптимизации (симплекс-метод и др.), корреляционно-регрессионный метод, теория катастроф, теория нейросетей. Метод экономического анализа должен осуществляться на всех уровнях управления экономикой. Сущность его заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимная связь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Балансовый метод планирования позволяет реализовать принцип сбалансированности и пропорциональности. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов. Данный метод предполагает разработку системы балансов. Нормативный метод. Этот метод связан с балансовым методом. Нормативный метод предполагает использование в процессе прогнозных и плановых расчетов совокупность прогрессивных норм и нормативов. Норма характеризует научно обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции (работы) в принятых единицах измерения. Нормативы, устанавливаются аналитическим или расчетным путем на укрупненные измерители, представляются в относительном выражении и характеризуют степень использования ресурса (на единицу техники, гектар посева, голову животного). С помощью норм и нормативов определяется потребность в ресурсах, регулируются социально-экономические процессы. Программно-целевой метод заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.
Содержание и функции корпоративных финансов Корпорация (термин происходит от латинского corporatio - объединение, сообщество) - это форма организации предпринимательской деятельности, предполагающая: 1) долевую собственность (организационно-правовая форма предприятий - ОАО, ЗАО, ООО); 2) наличие юридического лица; 3) сосредоточение функций управления у профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму. Как правило, корпорации создаются в форме акционерных обществ (вместе с тем, многие крупные предприятия, созданные в форме общества с ограниченной ответственностью вполне могут быть отнесены к корпорациям). Выделяются открытые и закрытые корпорации. Открытые продают свои акции на открытом рынке в виде свободной подписки. А закрытые распределяют (продают) свои акции среди ограниченного круга лиц. К преимуществам корпоративной формы организации предпринимательства относят: ограниченную ответственность собственников за результаты деятельности предприятия; легкость перехода собственности (акций) от одних собственников к другим; долгосрочный характер деятельности предприятия. Корпорации, ведущие производственную, финансовую и торговую деятельность в разных странах, называются транснациональными. Роль этих корпораций в условиях глобализации существенно возрастает за счет повышения их конкурентоспособности, определяемого их значительными возможностями доступа к более дешевым материальным и трудовым ресурсам. Объектом управления финансового менеджмента в корпорациях являются корпоративные финансы, представляющие собой совокупность регулируемых государством экономических отношений, связей по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования денежных фондов, капитала и движения денежных потоков в корпорациях. Существенным моментом этих отношений является то, что они всегда опосредованы, регламентируются определенными правовыми актами, рекомендациями и стандартами государства. Гражданским законодательством, в частности, регламентируется: величина и порядок формирования уставного и резервного капиталов для организаций различных организационно-правовых форм, порядок размещения и выкупа акций, порядок ликвидации и слияния организаций, порядок очередности и списания денежных средств с расчетного счета, процедура банкротства. Каждая корпоративная структура производит множество финансовых операций, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. В небольшой фирме эти операции просты и в основном связаны с оплатой за продукцию, с взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности, с исполнением налоговых обязательств. В крупных корпорациях финансовые операции сложнее и связаны с оформлением и эффективным использованием собственного капитала, с выбором наиболее экономичных способов финансирования своего развития, с регулированием и увеличением стоимости капитала фирмы, с регулированием внутренних и внешних денежных потоков. Функции корпоративных финансов, как и любой экономической категории, представляют собой форму выражения их общественного назначения и отражают их специфику. К ним относятся: 1. регулирование денежных потоков. Реализация этой функции предусматривает: 1.1. выбор организационно-правовой формы, вида и сферы предпринимательской деятельности; 1.2. определение наиболее рациональных способов формирования уставного капитала в денежных и не денежных формах и привлечение дополнительных средств в оборот предприятия; 1.3. формирование организационной структуры управления финансами, обеспечивающей оптимизацию денежных потоков; 1.4. формирование учетной политики; 1.5. определение условий хозяйственных договоров, связанных со способами и сроками расчетов, уплатой штрафных санкций; 1.6. инкассацию дебиторской задолженности; 1.7. оптимизацию налоговых платежей; 1.8. внедрение системы финансового планирования, отражающей все денежные потоки; 1.9. учет и контроль денежных потоков. Результатом реализации данной функции является: обеспечение сбалансированности денежных и материально-вещественных потоков и формирование финансовых ресурсов, необходимых для осуществления уставной деятельности и выполнения всех обязательств. 2. Формирование капитала, доходов и денежных фондов. Реализация этой функции предусматривает: 2.1. формирование уставного капитала; 2.2. привлечение источников для развития на фондовом рынке; 2.3. привлечение кредитов, займов и других видов заемных источников; 2.4. аккумуляцию денежных фондов, образуемых в составе выручки от реализации продукции; 2.5. формирование нераспределенной прибыли; 2.6. привлечение специальных целевых средств; 2.7. учет и контроль формирования капитала, денежных фондов и доходов. Результатом реализации данной функции являются обеспечение предприятия источниками развития, обеспечение его финансовой устойчивости и интересов собственников. 3. Использование капитала доходов и денежных фондов. Реализация этой функции предусматривает: 3.1. оптимизацию вложения капитала, привлеченных и заемных средств в оборотные и в необоротные активы; 3.2. обеспечение налоговых и неналоговых платежей в бюджетные и внебюджетные фонды; 3.3. вложение свободных денежных средств и фондов в наиболее ликвидные активы; 3.4. использование денежных доходов и фондов на цели развития; 3.5. использование денежных доходов и фондов на цели потребления; 3.6. учет и контроль эффективности использования капитала, денежных доходов и фондов. Результатом реализации данной функции является обеспечение развития предприятия, интересов его трудового коллектива и собственников. 4. Функция контроля, являющаяся обязательной в любом управленческом процессе. Приведенная детализация функций корпоративных финансов достаточно условна, поскольку функции регулирования денежных потоков и функции формирования и использования капитала, денежных потоков и фондов переплетаются и осуществляются практически одновременно. Их реализацией занимаются финансовые управляющие, которые используют специальные приемы, методы и инструменты (финансовое планирование, финансово-управленческий учет, кредит, лизинг, факторинг, облигации, векселя, фьючерсы и другие).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.246.88 (0.065 с.) |