Центральный банк: функции, инструменты и методы денежно-кредитного регулирования и надзора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центральный банк: функции, инструменты и методы денежно-кредитного регулирования и надзора



Центральный банк (ЦБ) или Банк России – государственное финансово-кредитное учреждение, которое организует и регулирует денежное обращение.

Важнейшим принципом функционирования ЦБ является его независимость от Правительства. Как сказано в Законе о ЦБ РФ, «Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности». Он подчиняется законодательной власти. Это обстоятельство имеет очень большое значение, т.к. в случае дефицита бюджета Правительство не может обязать ЦБ профинансировать его расходы. При этом, поскольку предоставление безоблигационных кредитов запрещено законодательством, Правительство вынуждено выпускать государственные ценные бумаги и под них на общих основаниях (срочность, возвратность, платность) получать кредиты в ЦБ.

ЦБ не ставит перед собой присущей коммерческим банкам цели максимизации прибыли и не конкурирует с последними. Основное назначение ЦБ в рыночной экономике - обеспечение стабильности банковской и финансовой систем, устойчивости национальной валюты, контроль за денежным обращением страны, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов, проведение денежной политики, направленной на достижение макроэкономических целей, прежде всего безинфляционного развития экономики. ЦБ непосредственно не связан ни с предприятиями, ни с населением (он не принимает у них вклады и не кредитует их); его клиентами является коммерческие банки и правительство.

Основные функции ЦБ:

· эмиссионная. ЦБ монопольно осуществляет эмиссию (выпуск в обращение) наличных денег и организацию их обращения;

· денежно-кредитное регулирование экономики. Во взаимодействии с правительством ЦБ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Через систему денежно-кредитных инструментов, а также систему нормативов, регулирующих деятельность коммерческих банков, ЦБ влияет на макроэкономические цели развития экономики страны;

· организация, регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков. ЦБ является «банком банков» - он хранит кассовые резервы коммерческих банков, через счета, открываемые в нем коммерческими банками; осуществляет расчеты между ними; в случае необходимости оказывает коммерческим банкам кредитную поддержку. Для коммерческих банков ЦБ – «кредитор последней инстанции», т.е. кредитор на крайний случай;

· регулирование безналичной (ссудно-депозитной) эмиссии, осуществляемой коммерческими банками. Воздействуя на масштабы и характер операций коммерческих банков (прежде всего, на объем предоставляемых ими кредитов), осуществляя надзор за их деятельностью, ЦБ регулирует массу денег, находящихся в обращении. Основными инструментами воздействия ЦБ на массу денег, создаваемую коммерческими банками служат норматив обязательных резервов, ставка рефинансирования или учетная ставка ЦБ, операции на открытом рынке – купля-продажа ЦБ государственных ценных бумаг;

· банковское обслуживание правительства страны. В ЦБ открыты счета Правительства и правительственных учреждений. Он выступает кассиром и кредитором Правительства. ЦБ организует финансирование и долгосрочное кредитование государственных капитальных вложений, обслуживание государственного долга, т.е. размещение государственных займов, их погашение, выплату процентов по ним, регулирует резервы иностранной валюты и золота;

· организация платежно-расчетных операций. ЦБ устанавливает правила расчетов на территории страны и выступает посредником между др. банками при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований;

· валютное регулирование. Осуществляя операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяя порядок осуществления расчетов с иностранными государствами и т.п., ЦБ оказывает воздействие на устойчивость, покупательную способность национальной валюты.

Главными целями банковского регулирования и надзора является поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, но устанавливает обязательные для них правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности и т.п. Регулирующие и надзорные функции осуществляются Банком России через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения, занимающиеся надзорной деятельностью.

С позиций жизненного цикла кредитной организации регулирующую и надзорную деятельность Банка России можно подразделить на:

· регулирование и контроль создания кредитных организаций;

· надзор за текущей деятельностью действующих кредитных организаций;

· регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций.

Регулирование и контроль создания кредитных организаций включает в себя государственную регистрацию создаваемых кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности. Это призвано ограничивать совершение банковских операций только теми экономическими субъектами, которым соответствуют требованиям законодательства по уровню собственного капитала, квалификации руководящих работников, материальной оснащенности и др.

Надзор за текущей деятельностью кредитных организаций осуществляется Банком России в форме дистанционного документарного надзора и проведения инспекционных проверок на местах. Основная цель дистанционного надзора - это оценка принимаемых кредитной организацией рисков, выявление на ранней стадии проблем в ее деятельности и принятие мер для преодоления выявленных негативных явлений и тенденций.

Т.к. дистанционный надзор основывается на данных отчетности, подготавливаемой и передаваемой самими банками, велика вероятность того, что при появлении и нарастании у банка проблем, достоверность и полнота финансовой отчетности будут снижаться, поэтому возникает необходимость проведения инспекционных проверок на местах. Их главная цель – определение непосредственно на месте реального финансового состояния данной кредитной организации и ее филиалов, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, проверка соблюдения действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России. Для реализации законодательно закрепленных за Банком России функций в области банковского регулирования и надзора ему предоставлены полномочия применять меры воздействия за нарушения законодательства, нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, и собственных предписаний. Конкретные меры зависят от характера допущенных нарушений, причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации, а также от ее положения на федеральном и региональном рынках банковских услуг. Они могут носить предупредительный и принудительный характер.

Предупредительные меры воздействия применяют, в основном, на ранних стадиях возникновения недостатков. Они включают в себя доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности, изложение рекомендаций по исправлению создавшейся ситуации, предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные меры воздействия применяют в случае нарушения кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, представления неполной или недостоверной информации, а также, если совершаемые операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков. К ним относятся: штраф, требование об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению, отзыв лицензии на осуществление банковских операций и др.

Регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций может происходить как добровольно – по решению акционеров (участников), так и в принудительном порядке, в случае их несостоятельности.

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимают признанную арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Признание кредитной организации банкротом происходит по решению суда.

Как расчетный центр банковской системы Банк России играет основную роль в организации и функционировании платежной системы страны. Он является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов он выполняет следующие функции:

· устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

· монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

· осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов.

Банк России выступает в качестве общего банка-корреспондента для всех кредитных организаций. Он проводит межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения. Его участие в платежной системе снижают операционные риски экономических агентов. Эмиссия наличных денег, которая является одним из инструментов платежей, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляется исключительно Банком России. Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и изъятие старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.


29. Формы и методы макроэкономического планирования и прогнозирования

Макроэкономическое планирование – это научное предвидение уровня развития и результатов функционирования общественного производства, основанное на установлении закономерностей и тенденций социального и научно-технического прогресса, накопленного опыта и хозяйственной практики, объективных зависимостей и причинно-следственных связей в народном хозяйстве.

Теория планирования имеет три составляющие: методологическую, социально-экономическую и организационную.

Методология планирования - система принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений.

Социально-экономическое направление обеспечивает изучение и познание действия экономических и социальных законов расширенного воспроизводства с целью реализации их в экономической политике государства.

Организационное направление - исследует и разрабатывает технологию разработки планов, структуру плановых органов и т.д.

Принципы планирования являются исходными положениями теории макроэкономического планирования. В качестве основных выделяют следующие:

· научной обоснованности;

· социальной направленности и приоритета общественных потребностей;

· повышения эффективности общественного производства;

· пропорциональности и приоритетности;

· согласования краткосрочных и перспективных целей и задач.

В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи:

· определяются общественные потребности и их структура;

· определяются потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах;

· обосновывается наиболее рациональные направления использования ресурсов во взаимосвязи с текущими и перспективными потребностями;

· обеспечивается сбалансированность развития отдельных отраслей народного хозяйства (материального производства, непроизводственной сферы и др.), регионов, краев, областей и др.;

· исследуются направления повышения эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально возможных социальных результатов.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Прогноз носит вероятностный, многовариантный и альтернативный характер.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются, исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Прогнозы разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов и включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.

Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики Российской Федерации и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении Российской Федерации.

Экономической наукой и практикой разработаны различные формы планирования. Наибольшее распространение получили директивное, индикативное, стратегическое, тактическое планирование.

Директивное планирование (обязательное, жесткое, подлежащее исполнению) предполагает доведение плановых заданий, обязательных к выполнению, от центра до всех звеньев экономики. Планы разрабатываются исходя из общегосударственных интересов, утверждаются и принимают силу закона.

Директивное планирование используется в государствах с рыночной экономикой в чрезвычайных ситуациях: для осуществления структурной перестройки экономики, в случае войны, а также стихийных крупномасштабных бедствий.

Опыт директивного планирования социалистической экономики свидетельствует о возможностях его использования для решения таких задач, как индустриализация страны, структурное преобразование производства, создание военно-производственного потенциала и т.д. Но безусловным является то, что применять директивное планирование целесообразно лишь в чрезвычайных или отягощенных ситуациях — войны, депрессии, кризиса, стихийных бедствий. При этом масштабы и сроки его применения должны быть строго ограничены.

Индикативное планирование предполагает сочетание интересов государства и предпринимателей, носит рекомендательный характер, однако в руках государства остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, субсидий, дотаций. Предусматривает регулирование экономики на основе выбора индикаторов в виде макроэкономических показателей (ВНП или ВВП, розничный товарооборот, уровень занятости населения, реальная заработная плата и др.). Составным элементом индикативного планирования является механизм, включающий процедуру согласования выбранных приоритетов экономического развития с финансовыми и промышленными группами, профсоюзами, союзами предпринимателей и другими представителями общественных интересов.

Роль индикативного плана состоит именно в том, чтобы указать, где нужно вмешаться государству и только тогда, если рынок этого не может. Государство не имеет директивных взаимоотношений с производителями, но крупный капитал не менее заинтересован в сотрудничестве с государством, так как нуждается в помощи при продвижении продукции на мировой рынок, привлечении иностранных инвестиций и т.д.

Стратегическое планирование – процесс определения долгосрочных целей, обоснование приоритетов и формирование механизма по их реализации. Основной его целью является обеспечение достаточного потенциала для дальнейшего успешного развития страны.

Тактическое планирование – вид планирования текущей деятельности на один-два года.

В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (от 5 лет и выше), среднесрочное (от 1 до 5 лет) и краткосрочное (до 1 года) планирование.

По степени формализации, способу получения информации все методы экономического планирования и прогнозирования подразделяются на две большие группы: интуитивные (основаны на интуитивно-логическом мышлении человека) и формализованные (базируются на математической теории).

В мировой практике широкое распространение получили следующие методы прогнозирования и планирования.

Методы экспертных оценок. «Эксперт» в переводе с латинского языка означает «опытный». В основу прогноза выделяется мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональным, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Среди индивидуальных экспертных оценок наиболее широкое распространение получили метод интервью, аналитический метод и метод написания сценария. В мировой практике среди методов коллективных экспертных оценок наиболее широко применяются метод коллективной генерации идеи, метод «635», метод «Дельфи», метод комиссий, метод написания сценария.

Методы экстраполяции. Их суть заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и в переносе их на будущее. Экстраполяционные методы прогнозирования основаны на изучении динамических рядов (множество наблюдений, полученных последовательно во времени). Эти методы достаточно хорошо применимы в практике краткосрочного и среднесрочного прогнозирования. Среди методов экстраполяции широкое распространение получили метод подбора функций и метод экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом.

Методы моделирования. «Модель» в переводе с латинского означает «меру, образец». В настоящее время экономическая модель представляет собой условный образ объекта исследования социальных и экономических процессов. Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Широко распространены матричные модели, модели оптимального планирования, сетевое моделирование, экономико-статистические модели. Экономическая модель после её математической формализации становится экономико-математической.

Экономико-математические методы представляют собой приемы расчета экономических показателей с применением методов прикладной математики и математической статистики. Они позволяют всесторонне обосновывать изменения экономических показателей, повышать качество прогнозов, осуществлять многовариантные оптимизационные расчеты. Среди экономико-математических методов, используемых в практике прогнозирования как в нашей стране, так и за рубежом, следует выделить: прогнозирование по аналогии, метод межотраслевого баланса, методы оптимизации (симплекс-метод и др.), корреляционно-регрессионный метод, теория катастроф, теория нейросетей.

Метод экономического анализа должен осуществляться на всех уровнях управления экономикой. Сущность его заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимная связь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса.

Балансовый метод планирования позволяет реализовать принцип сбалансированности и пропорциональности. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов. Данный метод предполагает разработку системы балансов.

Нормативный метод. Этот метод связан с балансовым методом. Нормативный метод предполагает использование в процессе прогнозных и плановых расчетов совокупность прогрессивных норм и нормативов. Норма характеризует научно обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции (работы) в принятых единицах измерения. Нормативы, устанавливаются аналитическим или расчетным путем на укрупненные измерители, представляются в относительном выражении и характеризуют степень использования ресурса (на единицу техники, гектар посева, голову животного). С помощью норм и нормативов определяется потребность в ресурсах, регулируются социально-экономические процессы.

Программно-целевой метод заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.


 

Содержание и функции корпоративных финансов

Корпорация (термин происходит от латинского corporatio - объединение, сообщество) - это форма организации предпринимательской деятельности, предполагающая:

1) долевую собственность (организационно-правовая форма предприятий - ОАО, ЗАО, ООО);

2) наличие юридического лица;

3) сосредоточение функций управления у профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.

Как правило, корпорации создаются в форме акционерных обществ (вместе с тем, многие крупные предприятия, созданные в форме общества с ограниченной ответственностью вполне могут быть отнесены к корпорациям). Выделяются открытые и закрытые корпорации. Открытые продают свои акции на открытом рынке в виде свободной подписки. А закрытые распределяют (продают) свои акции среди ограниченного круга лиц.

К преимуществам корпоративной формы организации предпринимательства относят: ограниченную ответственность собственников за результаты деятельности предприятия; легкость перехода собственности (акций) от одних собственников к другим; долгосрочный характер деятельности предприятия.

Корпорации, ведущие производственную, финансовую и торговую деятельность в разных странах, называются транснациональными. Роль этих корпораций в условиях глобализации существенно возрастает за счет повышения их конкурентоспособности, определяемого их значительными возможностями доступа к более дешевым материальным и трудовым ресурсам.

Объектом управления финансового менеджмента в корпорациях являются корпоративные финансы, представляющие собой совокупность регулируемых государством экономических отношений, связей по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования денежных фондов, капитала и движения денежных потоков в корпорациях.

Существенным моментом этих отношений является то, что они всегда опосредованы, регламентируются определенными правовыми актами, рекомендациями и стандартами государства. Гражданским законодательством, в частности, регламентируется: величина и порядок формирования уставного и резервного капиталов для организаций различных организационно-правовых форм, порядок размещения и выкупа акций, порядок ликвидации и слияния организаций, порядок очередности и списания денежных средств с расчетного счета, процедура банкротства.

Каждая корпоративная структура производит множество финансовых операций, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. В небольшой фирме эти операции просты и в основном связаны с оплатой за продукцию, с взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности, с исполнением налоговых обязательств. В крупных корпорациях финансовые операции сложнее и связаны с оформлением и эффективным использованием собственного капитала, с выбором наиболее экономичных способов финансирования своего развития, с регулированием и увеличением стоимости капитала фирмы, с регулированием внутренних и внешних денежных потоков.

Функции корпоративных финансов, как и любой экономической категории, представляют собой форму выражения их общественного назначения и отражают их специфику. К ним относятся:

1. регулирование денежных потоков. Реализация этой функции предусматривает:

1.1. выбор организационно-правовой формы, вида и сферы предпринимательской деятельности;

1.2. определение наиболее рациональных способов формирования уставного капитала в денежных и не денежных формах и привлечение дополнительных средств в оборот предприятия;

1.3. формирование организационной структуры управления финансами, обеспечивающей оптимизацию денежных потоков;

1.4. формирование учетной политики;

1.5. определение условий хозяйственных договоров, связанных со способами и сроками расчетов, уплатой штрафных санкций;

1.6. инкассацию дебиторской задолженности;

1.7. оптимизацию налоговых платежей;

1.8. внедрение системы финансового планирования, отражающей все денежные потоки;

1.9. учет и контроль денежных потоков.

Результатом реализации данной функции является: обеспечение сбалансированности денежных и материально-вещественных потоков и формирование финансовых ресурсов, необходимых для осуществления уставной деятельности и выполнения всех обязательств.

2. Формирование капитала, доходов и денежных фондов. Реализация этой функции предусматривает:

2.1. формирование уставного капитала;

2.2. привлечение источников для развития на фондовом рынке;

2.3. привлечение кредитов, займов и других видов заемных источников;

2.4. аккумуляцию денежных фондов, образуемых в составе выручки от реализации продукции;

2.5. формирование нераспределенной прибыли;

2.6. привлечение специальных целевых средств;

2.7. учет и контроль формирования капитала, денежных фондов и доходов.

Результатом реализации данной функции являются обеспечение предприятия источниками развития, обеспечение его финансовой устойчивости и интересов собственников.

3. Использование капитала доходов и денежных фондов. Реализация этой функции предусматривает:

3.1. оптимизацию вложения капитала, привлеченных и заемных средств в оборотные и в необоротные активы;

3.2. обеспечение налоговых и неналоговых платежей в бюджетные и внебюджетные фонды;

3.3. вложение свободных денежных средств и фондов в наиболее ликвидные активы;

3.4. использование денежных доходов и фондов на цели развития;

3.5. использование денежных доходов и фондов на цели потребления;

3.6. учет и контроль эффективности использования капитала, денежных доходов и фондов.

Результатом реализации данной функции является обеспечение развития предприятия, интересов его трудового коллектива и собственников.

4. Функция контроля, являющаяся обязательной в любом управленческом процессе.

Приведенная детализация функций корпоративных финансов достаточно условна, поскольку функции регулирования денежных потоков и функции формирования и использования капитала, денежных потоков и фондов переплетаются и осуществляются практически одновременно. Их реализацией занимаются финансовые управляющие, которые используют специальные приемы, методы и инструменты (финансовое планирование, финансово-управленческий учет, кредит, лизинг, факторинг, облигации, векселя, фьючерсы и другие).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.246.88 (0.065 с.)