Сущность и основы развития экономики. Предмет, метод и функции экономики как науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и основы развития экономики. Предмет, метод и функции экономики как науки



Преимущества и недостатки рыночной экономики

 

Преимущества Недостатки
Высокая способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг. Свобода выбора и действий потребителей и производителей. Эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества. Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям. Максимальное использование достижений и стимулирование научно-технического прогресса. Невозможность хронического дефицита (неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитных продуктов, тем самым, снимая проблему дефицита). Создание стимулов к труду. Конкуренция объективно ведет к возникновению монополий; монополизация рынка и сужение конкуренции снижает эффективность распределения ресурсов. Рыночная система обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды, развитию фундаментальной науки. Ориентация, прежде всего на удовлетворение индивидуальных потребностей людей. Общественные потребности рынок учитывает плохо или не учитывает вообще. Распределяя доходы в соответствии с вложенными факторами производства, рынок не обеспечивает социальной справедливости. Существенное неравенство в доходах ведет к неэффективному распределению ресурсов. Нестабильность экономики. Рынку имманентны такие негативные экономические явления, как инфляция, безработица, цикличность производства.

 

Именно недостатки рыночной экономики привели в XX в. к усилению экономических функций государства и переходу от чисто рыночной к смешанной рыночной экономике, в которой экономические процессы регулируются как рынком, так и государством. Этот вид рыночной экономики при наличии различных форм собственности и преобладании ее частной формы характеризуются вмешательством государства в экономическую жизнь общества и ее субъектов. Особенно это вмешательство характерно для сферы перераспределения доходов. Оно может практически осуществляться через цены, налоги, денежное обращение, кредитную политику, таможенные пошлины, валютный курс, трансфертные платежи (возвратные платежи для малообеспеченных — пенсии, пособия и т.п.).

Современная смешанная рыночная экономика каждой страны отличается своим национальным своеобразием, определяемым спецификой ее исторического развития. Вместе с тем, по степени вмешательства государства в рыночную экономику современная экономическая наука выделяет несколько моделей хозяйствования.

Американская модель смешанной рыночной экономики основана на принципах: наибольший экономический результат возникает при условии, если раскрывается потенциал каждого работника и оплата производится только по его личному вкладу; минимальная помощь слабым и неимущим; выживает сильнейший (США, Канада).

Шведская модель: наибольшая возможность для развития экономики там, где существуют общественная гармония, равенство в доходах, бесконфликтность. Это социально ориентированный тип рыночной экономики (Швеция, Норвегия, Финляндия).

Рейнская модель — промежуточная между описанными моделями, сочетает их. Для нее одинаково характерны, как принцип прямой материальной заинтересованности в результатах труда, так и забота общества о малообеспеченных гражданах (Германия).

Азиатская модель более всего тяготеет к «чистому» рынку, вмешательство государства в экономику минимально (Гонконг, Сингапур).


Рис. 1. Кривая спроса

Цена выступает здесь как независимая (аргумент), а спрос – как зависимая переменная (функция).

Нет правила без исключения. Существуют так называемые товары Гиффена, спрос на которые при повышении цен растет. Английский экономист 19-го в. Р. Гиффен заметил, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Дело в том, что цены на другие продукты питания росли еще больше, поэтому картофель заменял все другие продукты. Таким образом, спрос на товары низшего качества, составляющие большую долю дохода потребителя, может возрастать и при повышении цен.

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие (неценовые) факторы, приводящие к изменению спроса при данных ценах.

1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется «эффект присоединения к большинству». Наряду с этим эффектом может проявляться и «эффект сноба», когда потребитель не хочет быть похожим на «всех» и не реагирует на моду. В этом случае между модой и спросом будет обратная зависимость.

2. Уровень дохода. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Различают товары высшей категории («нормальные товары») и товары низшей категории. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.

3. Цены других товаров. Существуют зависимые и не зависимые друг от друга товары. Зависимые – это товары, изменение цены которых влияет на спрос на другие товары. Товары независимы, если изменение цены одного не влияет на спрос на другой товар. Вряд ли изменение цен на автомобиль повлияет на спрос на электролампочки и т.п.

Зависимые товары (услуги) могут быть взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми. Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки. Если товары взаимодополняемые, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой - обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.

4. Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.

5. Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров и их доходов. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (инфляционный, ажиотажный спрос), и наоборот. Если покупатели ожидают увеличения доходов, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса.

Различают: ценовую, перекрестную эластичность и эластичность по доходу.

1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Ed).

Ed = (DQ: Q): (Dp: p)

где

DQ: Q – относительное изменение спроса, в процентах;

Dp: p – относительное изменение цены, в процентах.

В зависимости от характера товара реакция покупателей на изменение цены (эластичность) будет разной. Примерами разной эластичности спроса на различные товары могут служить:

· спрос на инсулин – совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен);

· спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) – неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

· спрос на предметы роскоши – эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

· спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и транспортные тарифы;

· если цена фиксирована, н-р установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.

Эластичность спроса зависит от ряда факторов:

· количества заменителей данного продукта. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;

· удельного веса данного товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;

· значимости товара – является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;

· фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

2. Перекрестная эластичность характеризует степень изменения спроса на товар a при изменении цены товара b (Eab).

Eab = (DQa: Qa): (Dpb: pb)

где

DQa: Qa –изменение спроса на товар a, в процентах;

Dpb: pb – изменение цены на товар b, в процентах.

Если:

Eab > 0, то товары a и b - взаимозаменяемые;

Eab < 0, то товары a и b – взаимодополняемые;

Eab = 0, то товары a и b - независимые друг от друга.

3. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода (Ei).

Ei = (DQ: Q): (DI: I)

где

DQ: Q - изменение спроса, в процентах;

DI: I - изменение дохода, в процентах.

Для нормальных товаров коэффициент эластичности по доходу положителен, т.е. Ei > 0, для товаров низшей категории – отрицателен, т.е. Ei < 0.

Предложение – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.

Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому изменение цены влечет за собой однонаправленное изменение предложения. Иными словами, с увеличением цены предложение растет, и наоборот.

Рис. 2. Кривая предложения

Как и в случае спроса, существует ряд неценовых факторов, влияющих на объем предложения:

· величина издержек производства товара. Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. В свою очередь, уровень издержек производства (затрат) зависит от применяемой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве;

· налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;

· наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и динамика их цен;

· количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д.;

· ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем сокращает предложение в настоящем.

Степень изменения предложения под влиянием изменения цены характеризуется эластичностью предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения - Es;

Es = (DQ: Q): (Dp: p),

где

DQ: Q – изменение объема предлагаемой продукции, в процентах;

Dp: p – изменение цены, в процентах.

Т.к. зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции всегда прямая, то эластичность предложения всегда больше 0.

Предложение может быть эластичное (Es > 1), неэластичное (Es < 1), характеризоваться единичной эластичностью (Es = 1), быть совершенно эластичным (Es = ¥) и совершенно неэластичным (Es = 0).

Степень эластичности предложения зависит от способности производства к быстрой переналадке; возможности хранения продукции. Но главным фактором, влияющим на степень эластичности предложения, является фактор времени, т.е. количество времени, имеющееся в распоряжении производителя, для того чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность, и наоборот.

Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.

Когда предложение превышает спрос (образуется излишек), покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Когда спрос превышает предложение (возникает дефицит), в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавцов.

Рис. 3. Рыночное равновесие

Особенность рыночного механизма такова, что он автоматически поддерживает рыночное равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают. Если на рынке устанавливается цена выше равновесной (p), то возникает излишек (предложение больше спроса). Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.

Дефицит, который возникает при цене ниже равновесной (p), толкает цену вверх, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается, рынок движется к равновесию. Таким образом, рыночная цена выполняет свою «уравновешивающую функцию», исключая потенциальные излишки и нехватки товаров.

В зависимости от временных возможностей производителей, влияющих на эластичность предложения, различают три типа равновесия.

Мгновенное равновесие возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. предложение оказывается совершенно неэластичным.

Краткосрочное равновесие. Повышение спроса и цены заставит производителей увеличить загрузку имеющихся мощностей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, оно станет более эластичным. Соответственно цена рыночного равновесия установится на уровне ниже цены мгновенного равновесия.

Долгосрочное равновесие достигается за счет увеличения предложения в результате расширения существующих мощностей и появления в данной отрасли новых фирм и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится еще более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется «нормальной» рыночной ценой.


Методы конкурентной борьбы

 

Ценовая конкуренция: борьба между производителями за сверхприбыль посредством уменьшения издержек производства и снижения за счет этого цен без изменения ассортимента и качества товаров; использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках производства. Неценовая конкуренция: повышение качества продукции путем совершенствования технических характеристик товаров; улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя; производство товаров-заменителей; улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис; использование массовой рекламы и т.п.

 

В зависимости от степени развитости конкуренции и методов конкурентной борьбы различают два типа рынка:

1) совершенной конкуренции;

2) несовершенной конкуренции.

Для совершенной конкуренции характерно:

· наличие на рынке значительного числа продавцов и покупателей;

· незначительная доля объема предложения со стороны отдельного продавца, что не позволяет ему влиять на рыночную цену (в условиях совершенной конкуренции отдельная фирма выступает, как ценополучатель);

· продажа всеми продавцами однородной, стандартной, унифицированной продукции;

· одинаковая информация о положении дел на рынке для всех участников рынка (продавцов и покупателей);

· мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее.

Рынок, который соответствует всем этим условиям, называется «совершенным», или «свободным». В условиях такого рынка продавцы не могут влиять на рыночную ситуацию и должны приспосабливаться к ней. Невозможность воздействовать на цену заставляет конкурирующие фирмы для сохранения или улучшения своей позиции на рынке снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать другие неценовые методы конкурентной борьбы.

Совершенная конкуренция была характерна для рыночной экономики середины XIX в. Однако конкуренция объективно ведет к концентрации производства и капитала на крупных предприятиях и возникновению монополий, разрушающих конкуренцию.

В современных условиях совершенная конкуренция — скорее исключение, чем правило. Сегодня наиболее близки к рынкам совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, ценных бумаг, валюты и т.п.

В конце XIX — начале XX вв. происходит интенсивный процесс монополизации производства и рынков, в результате чего условия совершенной конкуренции нарушаются, и формируется рынок несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция — тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Фирмы, функционирующие на рынке несовершенной конкуренции, обладают монопольной (рыночной) властью — возможностью, увеличивая или сокращая объемы продаж, воздействовать на цены товаров с целью повышения прибыли.

Монополия (от греч. моно — один, полео — продаю) — в широком смысле слова — господствующее, доминирующее положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности.

В зависимости от причин и путей монополизации рынка различают несколько типов монополий.

Искусственная монополия — монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов.

Технологические особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, чем на множестве мелких (водо-, газо-, электроснабжение, телефонная связь и т.п.), порождают технологическую или естественную монополию - состояние рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции.

Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения.

Государственная монополия, базирующаяся на исключительном праве государства, например, на регулирование и предложение денег, производство некоторых общественных товаров, покупку вооружений и т.п.

Случайная монополия — результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается.

Модели рынка несовершенной конкуренции:

1) чистая монополия;

2) олигополия;

3) монополистическая конкуренция.

Чистая монополия — это рыночная структура, при которой товар, не имеющий близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей.

Признаками монопольного положения являются концентрация в одних руках всего объема продаж на рынке и возможность в силу этого устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

Предпосылками возникновения чистой монополии являются:

· производство уникальной продукции (отсутствие близких заменителей);

· наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба;

· исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам;

· наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п.

Все эти факторы позволяют обладающей ими фирме занять доминирующее положение на рынке и являются препятствиями для проникновения на данный рынок других фирм.

Олигополия (от греч. олиго — немногие и полео — продаю) — это рыночная структура, в которой доминируют несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствуют 3-10 фирм.

По типу продукции различают чистую олигополию — олигополию, производящую однородный продукт (цемент, минеральные удобрения, продукция сталелитейной промышленности), и олигополию, производящую дифференцированную продукцию (сигареты, электробытовые приборы, автомобили).

Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли, поскольку, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасль новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, владение патентами и лицензиями, контроль над источниками сырья и т.п.

Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм — любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Рыночное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на продажи его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних. С другой стороны, поведение других фирм влияет на поведение данного конкурента.

Монополистическая конкуренция - рыночная структура, при которой множество фирм, выпускающих однотипный, но дифференцированный продукт (н-р, джинсы, зубную пасту, духи, обувь), конкурируют между собой. При этом каждый продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много, т.е. имеется множество заменителей, а объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, контроль фирмы над ценами ограничен, а большое число продавцов практически исключает возможность сговора. Основные методы конкуренции на рынках монополистической конкуренции — это неценовые методы — товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.

Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик.

Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие монопольной (хотя и ограниченной) власти и возможность воздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества. Издержки производства здесь выше, чем в условиях совершенной конкуренции, однако широкий выбор марок, видов, стилей, а также разное качество продукции позволяют лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.

 

Характерные черты основных моделей рынка несовершенной конкуренции
Характерная черта Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Число фирм Одна Несколько Много
Тип продукта Уникальный, близких заменителей нет Стандартизованный или дифференцированный Дифференцированный
Контроль над ценами Полный Ограниченный взаимозависимостью Незначительный
Условия вступления в отрасль Вступление блокировано Существенные препятствия Сравнительно легкие
Типичные отрасли Местные предприятия коммунального хозяйства Металлургия, автомобиле- и станкостроение, электроника Пищевая, легкая промышленности, розничная торговля

 

Кроме этих трех основных типов несовершенной конкуренции, существуют и другие, н-р:

монопсония — рыночная ситуация, при которой множеству продавцов противостоит один покупатель, имеющий возможность воздействовать на цены;

монополия, использующая ценовую дискриминацию (изменение цены в зависимости от количества приобретаемого блага, дифференциация цен по группам потребителей, территориям, времени и т.п.);

двусторонняя монополия — рыночная ситуация, при которой монополист-продавец противостоит монополисту-покупателю;

дуополия — рыночная ситуация, при которой в отрасли функционируют лишь две монополии и др.

Степень монополизации рынка измеряют с помощью индекса Харфиндела—Хиршмана (ИXX):

где

Xi — доля фирмы на рынке (удельный вес предложения отдельной фирмы в общем объеме рыночного предложения);

n — общее число фирм на рынке.

Методы расчета ВНП

Производственный ВНП определяется как сумма добавленной стоимости, созданной в различных отраслях. Добавленная стоимость исчисляется как разность между объемом продаж фирмы и стоимостью купленных у других фирм материалов. Добавленная стоимость включает в себя заработанную плату, амортизацию, процент и прибыль
Расходный ВНП как поток расходов включает: – личное потребление (С) – расходы домашнего хозяйства на различные виды товаров и услуг; – валовые инвестиции (I) – расходы, связанные с совершенствованием производства: затраты на приобретение машин, оборудования, строительство зданий, сооружений, предназначенных для возмещения износа основного капитала (амортизация) и его расширения (чистые инвестиции) а также прирост товарных запасов; – государственные закупки (G) – приобретение государственными предприятиями и организациями товаров и услуг, предназначенных для производственного и непроизводственного потребления; – чистый экспорт (En) – разница между объемом экспорта и импорта. Таким образом, ВНП (по расходам) = C+I+G+En
Доходный ВНП как поток доходов включает: – заработанную плату наемных работников (W), в т.ч. отчисления в социальные внебюджетные фонды; – ренту (R) – доходы, получаемые владельцами природных ресурсов; – процент (i) – доходы на реальный и денежный капитал; – прибыль (Pr), получаемую владельцами единоличных и партнерских предприятий (некорпоративная прибыль) и корпорациями (акционерными обществами). Последняя распадается на три части – налоги на прибыль корпораций, нераспределенная прибыль акционерных обществ, предназначенная для накопления (совершенствования производства), и дивиденды; – амортизация (A) – возмещение износа основного капитала; – косвенные налоги (T) – налоги, включаемые в цену товара. Таким образом, ВНП «по доходам» = W+R+i+Pr+A+T

Виды ВНП

Номинальный ВНП – ВНП, исчисленный в текущих расходах Реальный ВНП – ВНП, исчисленный в неизменных ценах, т.е. он «очищен» от влияния инфляции Потенциальный ВНП – объем валового национального продукта, возможный при полном использовании имеющихся ресурсов
Дефлятор ВНП – это отношение номинального ВНП к реальному ВНП (характеризует изменение общего уровня цен)
Модификацией ВНП является валовой внутренний продукт (ВВП) – стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, независимо от национальной принадлежности предприятий

 

Наряду с ВНП исчисляют его модификацию - валовой внутренний продукт (ВВП), который представляет собой стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, не6зависимо от национальной принадлежности предприятий и гражданства работников. Иначе говоря, в ВВП включаются товары и услуги, созданные как отечественными, так и иностранными производителями.

Показатели для характеристики национального объема производства, помимо ВНП:

 

Чистый национальный продукт (ЧНП) ВНП за вычетом той части произведенного продукта, которая необходима для замены капитала, изношенного в процессе выпуска продукции (амортизации) ЧНП включает в себя только чистые инвестиции
Национальный доход (НД) Общий доход, полученный поставщиками ресурсов за их вклад в создание ВНП данного года. Национальный доход включает в себя все виды пофакторных доходов, полученных в данном году (заработанная плата + рента + процент +прибыль)
Личный доход (ЛД) Весь доход, полученный населением, который может быть потрачен на потребление, сбережение и уплату налогов
Располагаемый доход (РД) Доход, остающийся в распоряжении населения после уплаты индивидуальных налогов, расходуемый на потребление и сбережение

 

Соотношение основных показателей, характеризующих объем национального производства

Виды безработицы

 

Добровольная Вынужденная
Фрикционная безработица – это временная безработица, которая возникает при добровольной перемене человеком рабочего места (переход с одной работы на другую, изменение места жительства) или при смене «этапов жизненного пути» (поступление на работу после армии, окончание учебного заведения). Это период, когда человек находится «между работами», ищет работу. Сезонная безработица – это временная безработица, связанная с сезонным характером трудовой деятельности. Институциональная безработица – временная безработица, связанная с высоким уровнем трансфертных платежей. Структурная безработица – высвобождение рабоч6ей силы под воздействием структурных сдвигов в экономике, изменяющих спрос на отдельные профессии и специальности. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно, определенное количество людей постоянно ищет новую работу. Циклическая безработица – высвобождение рабочей силы, вызванное общим спадом производства, т.е. той фазой экономического цикла, для которого характерно сокращение совокупного спроса, производства и соответствующее сокращение занятости.

Постоянно существующие фрикционная и структурная безработица образует естественную безработицу, которая характеризует состояние рынка труда, когда между числом свободных рабочих мест и числом работников, ищущих работу, соблюдается примерное равновесие, позволяет осуществлять безинфляционное расширение производства

Социально–экономические последствия безработицы:

· снижение реальных доходов населения и падение уровня жизни;

· утрата работниками профессионально–квалификационных знаний и навыков;

· снижение продолжительности жизни;

· рост преступности.

Основные методы воздействия государства на уровень занятости:

· стимулирование создания новых рабочих мест и спроса на труд;

· осуществление мер по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях;

· выплата пособий по безработице;

· законодательное регулирование условий найма и использования рабочей силы;

· организация переподготовки кадров;

· сбор и распространение информации о наличии вакансий.

Инфляция – это обесценение денег, падение их покупательской способности, проявляющееся в устойчивом росте общего уровня цен.

Виды инфляции

По форме проявления Открытая инфляция выражается в росте общего уровня цен и падении покупательной способности денег Скрытая (подавленная) инфляция выражается в товарном дефиците при неизменных ценах. На легальных рынках, где цены «заморожены», товаров нет вообще или мало. Однако на «черном рынке» товары продаются, но по более высокой цене
По причинам возникно-вения Инфляция спроса возникает при превышении совокупного спроса над товарным предложением Инфляция предложения выражается в росте цен в результате увеличения издержек производства. Возникает как следствие монополизации рынков, борьбы профсоюзов за повышение заработной платы (инфляционная спираль «заработанная плата – цены»), чрезмерного повышения налогов государством
По согласован-ности изменения цен Сбалансированная инфляция выражается в том, что цены на все товарные группы растут примерно одинаково, а соотношение между ценами остается постоянным Несбалансированная инфляция проявляется в том, что цены на разные товарные группы растут разными темпами и это приводит к изменению соотношения между ними
По времени наступле-ния Ожидаемая инфляция – это прогнозируемая, планируемая инфляция Неожиданная инфляция выражается как внезапный скачок цен
В зависимости от темпа роста цен Умеренная (ползучая) инфляция состоит в том, что цены возрастают не более чем на 10 % в год, а темп роста доходов, как правило, соответствует темпу роста цен Галопирующая инфляция проявляется в росте цен до 200 % в год. При этом темп роста доходов существенно отстает от темпа роста цен Гиперинфляция – цены возрастают в сотни, тысячи раз. Деньги практически перестают выполнять свои функцию средства платежа. Товарно–денежное обращение заменяется натуральным (бартерным) обменом
         

Причины инфляции:

· превышение государственных расходов над доходами, т.е. бюджетный дефицит, покрываемый за счет денежной эмиссии (печатного станка). Несоответствие между количеством денег в обращении и товарной массой ведет к росту цен;

· милитаризация экономики, вследствие которой увеличиваются бюджетные расходы. Военное производство поглощает материальные и трудовые ресурсы, которые изымаются из сферы производства потребительских товаров, одновременно возникает дополнительный платежеспособный спрос со стороны занятых в ВПК;

· несовершенство конкуренции и монополизации рынка, создающие возможность для производителя сокращать предложение и повышать цены;

· инфляционные ожидания, обусловленные самоподдерживающим характером инфляции, которая «сама себя генерирует». Люди, ожидая роста цен, увеличивают спрос (ажиотажный спрос), стимулируя действительный рост цен;

· падение курса национальной валюты в условиях роста цен на импортируемую продукцию.

Виды инфляции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.087 с.)