Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность, ситуации и щепотка соли
В 1968 году профессор Стэнфордского университета Уолтер Мишел опубликовал свою книгу «Личность и диагностика», которая оказала огромное влияние на психологию личности. Он считал, что личность в традиционном смысле слова является мифом. Проведенный Мишелом анализ научных данных показал: классическое представление о том, что в основе человеческого поведения лежат устойчивые черты, полностью несостоятельно или, по крайней мере, требует серьезного пересмотра. Мишел предложил альтернативное объяснение поведения – социально-когнитивное, которое ставит действия в зависимость от ситуаций и их когнитивной переработки, или осмысления. В последовавшей затем дискуссии на тему черт характера психологи, отстаивавшие устойчивые качества личности, схлестнулись с социальными психологами, которые высказывались в пользу ситуативного подхода. Это была настоящая война, которая привела к ряду важных открытий. В итоге обе стороны сошлись на том, что наше поведение лучше всего представлять как взаимодействие между чертами характера и требованиями ситуаций. В конце концов, экстравертов и интровертов привлекают как вечеринки, так и спокойные беседы. Также ученые решили уделять больше внимания конкретным поступкам индивида – проектам и задачам, которые он реализует и выполняет. На наши цели и проекты влияют как ситуации, так и личностные особенности, поэтому изучение этих проектов позволяет психологам задействовать сильные стороны социальной психологии и психологии личности. Такой позиции придерживаюсь и я. Подробнее мы обсудим ее в последних двух главах. Профессор Марк Снайдер, создатель шкалы социального самоконтроля, предложил еще один способ разрешения научного конфликта. По его мнению, люди с НСС руководствуются чертами своего характера, а люди с ВСС исходят из ситуативных требований. Сделанное им замечание оказалось весьма полезным и позволило обратить внимание на самые разнообразные человеческие склонности и предпочтения, например на то, как вы обычно солите еду. Допустим, вам принесли только что приготовленный стейк (или, если вы настаиваете, порцию тофу). Что вы сделаете сначала: откусите кусочек или посолите? Работая над своей докторской диссертацией, Снайдер уделил немало времени поиску ответа на этот вопрос и обнаружил следующее: люди, набравшие высокий балл по шкале социального самоконтроля, как правило, сначала откусывают кусочек. Те же, кто набрал маленькую сумму баллов, солят мясо сразу или отказываются от соли вообще. Кажется, что люди с НСС хорошо знают свои предпочтения и поступают соответственно. Люди же, имеющие ВСС, сначала всегда изучают ситуацию – в данном случае вкусовые качества стейка – и лишь затем принимают решение. Поведение индивидов с НСС, по мнению Снайдера, согласуется с их тенденцией полагаться только на самих себя, а не на ситуацию.
Начав со стейков и соли, мы можем перейти к другой «съедобной» метафоре, чтобы лучше понять, как социальный самоконтроль влияет на наше мнение о самих себе. На что мы больше похожи: на лук или авокадо? Когда людей с ВСС просят перечислить свои качества, они обычно называют видимые или публичные аспекты своей личности, такие как внешность, социальный статус и социальные роли, в то время как люди с НСС, как правило, указывают внутренние атрибуты, такие как ценности, долговременные предпочтения или качества, отнесенные к «большой пятерке». Оказывается, что те, кто имеет ВСС, похожи на лук: снимая один слой за другим, мы обнаруживаем, что под ними нет никакого постоянного «я». Возможно, ваша коллега по работе Елизавета именно такая. Вы никогда не знаете, кем она будет в следующую минуту; скорее всего, она тоже не имеет об этом никакого понятия. Ее личность является изменчивой и подразделяется на множество субличностей. У Елизаветы нет никакой «елизаветинской» сущности. Люди с НСС, напротив, больше похожи на авокадо. Сняв кожуру, вы обязательно наткнетесь на косточку – твердую и неизменную сердцевину. Возможно, ваш друг Даг имеет НСС: Даг всегда остается Дагом и никогда не играет роли легкомысленного Дагги или чрезмерно серьезного Дугласа. Он просто Даг. Вы всегда знаете, чего от него ожидать. Его сердцевина твердая, а его «я» неизменное. Кто-то может даже назвать его ригидным. В предыдущей главе мы говорили о том, как люди способны проявлять свободные черты во имя реализации своих главных проектов, даже если это подразумевает временный отказ от биологического «я». Индивидам с ВСС подобная игра дается куда легче, чем индивидам с НСС, которые не понимают, зачем они вообще должны играть роли.
В следующем разделе мы увидим, какой вклад социальный самоконтроль вносит в нашу жизнь, начиная дружбой и заканчивая карьерой. В конце нам придется ответить на вопрос о своих ценностях и характере – о том, как мы должны жить. Наука – в данном случае психология личности – не ставит перед собой цели отвечать на такие вопросы, но она способна помочь нам лучше понять самих себя. Зная свои склонности и особенности, мы можем попытаться ответить на следующие вопросы. Во-первых, с каким человеком вы хотели бы встречаться – с имеющим НСС или с имеющим ВСС? Во-вторых, каким вы хотели бы видеть руководителя своей страны?
Дирижирование ситуациями
Склонные руководствоваться ситуационными подсказками, люди с ВСС придают большое значение анализу ситуаций. Им крайне важно знать, какие требования предъявляют к ним те или иные обстоятельства. Это прекрасно продемонстрировало одно исследование. Студентам предложили попробовать себя в ситуации, в которой они должны были вести себя как экстраверты; кроме того, они могли отказаться от подобного эксперимента. Те из них, кто имел ВСС, гораздо чаще принимали предложение, если контекст представлялся им предельно четким, независимо от их собственного уровня экстраверсии. А выбор студентов с НСС больше зависел от того, кем они являлись – интровертами или экстравертами (как правило, предложение принимали только экстравертированные индивиды с НСС). Кроме того, когда участников эксперимента спрашивали, какие изменения следовало внести в ситуацию, чтобы они захотели в ней оказаться, студенты с ВСС делали ее более понятной и прозрачной, а студенты с НСС, в свою очередь, трансформировали ситуацию, чтобы она больше соответствовала их склонности к интроверсии или экстраверсии.
Сначала Google
Учитывая результаты этого исследования, я думаю, что люди с ВСС питают большую любовь к Google. Он помогает им прояснять важные ситуации, в которых они могут оказаться в ближайшее время, и получать ответы на все основные вопросы. Возьмем, к примеру, собеседование при приеме на работу. Большинство соискателей обычно собирают информацию о компании, к которой хотят присоединиться. Но индивиды с ВСС идут гораздо дальше. Мне знакомы такие представители данной категории, которые не только ищут в Google информацию о компании, но и изучают биографии людей, проводящих собеседование, например интересуются, какую школу те посещали, какое у них хобби и с кем они общаются. Затем во время собеседования они могут повернуть разговор так, чтобы сблизиться со своими собеседниками: «Мистер Томпсон, этот вопрос выдает в вас человека, который учился на социолога в Брандейсе». Проблема в том, что такой подход может быть истолкован как подхалимство, особенно если собеседование проводит человек с НСС, который учился в Университете Макгилла. Люди с НСС не слишком беспокоятся о том, во что одеться, как говорить и вести себя во время собеседования, потому что всегда опираются на свои черты, предпочтения и убеждения. Люди с ВСС, как мы уже видели, нуждаются в прояснении ситуации. Мой опыт показывает, что им сложно соглашаться на просьбы или предложения, из которых непонятно, как им себя вести и чего ожидать. Представьте, что вам звонит коллега и спрашивает, пойдете ли вы завтра на вечеринку. Человек с НСС примет или отвергнет это предложение в зависимости от того, в каких отношениях он находится с коллегой. А человек с ВСС захочет узнать, кто еще придет, какой будет вечеринка – официальной или неофициальной, – во сколько она закончится, нужно ли с собой что-то брать и с какой целью она на самом деле устраивается. К сожалению, для индивидов с ВСС, Google в данном случае бесполезен.
Давайте рассмотрим еще один пример. В эту самую минуту у вашей двери стоит мой помощник. Он хочет попасть к вам в дом и посмотреть, как вы живете. Что вы будете чувствовать и что предпримете в ближайшие несколько мгновений? Вернитесь к тесту на социальный самоконтроль. Люди с НСС отнесутся к такой перспективе совершенно спокойно. Их жилище является отражением их личности и предпочтений, и они не хотят ничего другого. А вот индивиды с ВСС придут в замешательство. У них возникнет сильное желание сделать перестановку, чтобы произвести наиболее благоприятное впечатление на гостя или, по крайней мере, не показаться неряхами. Для таких людей будет настоящим кошмаром, если в четверг вечером без всякого предупреждения к ним заявится друг или подруга, бывший бойфренд, первый учитель, разведенные родители, профессор Литтл или Опра Уинфри. А как насчет людей с НСС? Нет проблем, заходите и чувствуйте себя как дома!
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.036 с.) |