Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Главные сельскохозяйственные зоны России. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
В целом же доля аграрного сектора экономики страны снизилась с 12% в 1990 год до 7% в 1999 году. В нем занято около 10 млн. человек населения (без учета названных выше владельцев садово-огородных участков), что составляет сейчас около 12% занятых народном хозяйстве. Можно ожидать, что с интенсификацией хозяйства доля занятых будет снижаться до уровня развитых стран, где эта часть работников составляет от 5до 10%.
8.2. Состав отраслей сельского хозяйства. Сельское хозяйство России представлено в производстве валового продукта поровну - земледелием и животноводством. Основу земледелия составляет выращивание зерновых культур умеренной зоны – пшеницы, ржи, ячменя, а также овощей и картофеля. Технические и плодовые культуры занимают небольшие площади. В животноводстве главную роль играет разведение крупного рогатого скота и свиней, а овцеводство и крупное птицеводство развито лишь в отдельных районах. По характеру зернового хозяйства Россия находится в одной группе с такими странами, как Канада, Австралия, Аргентина, сухостепной пояс США, которые получают большие сборы зерна за счет обработки крупных массивов земель, главным образом степных и сухостепных. Рентабельность производства, при сравнительно небольших урожаях в 15-25 ц/га, обеспечивается относительно небольшими затратами труда, основных фондов и удобрений на единицу площади.[15] Такое "экстенсивное" хозяйство, как правило, ведут страны, располагающие большими земельными площадями, в средне- и малоблагоприятных природных условиях при малом количестве осадков или коротком вегетационном периоде. Главными районами товарного зернового хозяйства России остаются степные области ЦЧР, Сев. Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, которые дают 70% зерна страны. Другие отрасли земледелия в России развиты слабее и не повсеместно. Так, главным районом выращивания картофеля является Средняя Нечерноземная Россия, где сосредоточено и основное производство капусты, свеклы, моркови, лука. Теплолюбивые овощи, подсолнечник, сахарная свекла, крупяные культуры и кукуруза выращиваются в Южной России. По урожайности этих культур Россия занимает средние позиции в мире.
Животноводство России характеризуется в целом низкой продуктивностью, хотя в отдельных механизированных животноводческих комплексах и достигают высоких результатов. В основном же в стаде крупного рогатого скота мал удельный вес породного скота, а его разведение слабо специализировано на молочное и мясное направления. Основная масса молочного скота содержится в Центральном, Волго-Вятском, Уральском районах. В более южных районах - ЦЧР, на Северном Кавказе, Поволжье и Западной Сибири скотоводство имеет смешанное мясомолочное направление и лишь в наиболее сухих областях оно приобретает мясное направление. В этих же юго-восточных районах России развито овцеводство. Свиноводство развито повсеместно, но более высокая его концентрация свойственна пригородам крупных городов, где построены крупные свиноводческие комплексы. Аналогично размещается и современное птицеводство. Крупные свиноводческие и птицеводческие комплексы - это по существу промышленные предприятия, работающие на привозных кормах и при высоком уровне механизации трудовых операций. Для России традиционной отраслью животноводства является северное оленеводство, которым занимаются народы Крайнего Севера и которое составляет основу их жизненного уклада. Кормовая база оленеводства - лишайниковые и травяные угодья тундры и северной тайги, занимающие более 2 млн. км2. Оленеводство - это главный способ использования биоресурсов этого огромного региона.
8.3. Основные сельскохозяйственные зоны России. По сочетанию отраслей аграрного сектора и условиям их развития на территории России можно выделить четыре зоны земледельческо-животноводческого характера в ареале основного экономического развития и зону оленеводческо-промыслового хозяйства на Крайнем Севере страны. Основные данные о четырех основных зонах см. карту 15.
1. Нечерноземная зона ЕТР (Средняя Россия в составе Центрального, Северо-западного, Волго-Вятского районов, а также Поволжья и Урала без их степных областей). Это зона старого сельскохозяйственного освоения, специализируется на животноводстве, овощеводстве, выращивании картофеля и кормовых культур, обеспечивая продовольствием эту самую густонаселенную и промышленно развитую часть России. Полевые земли здесь занимают от 25 до 40% земель, чередуясь с лесными и луговыми угодьями и землями городов и пригородов. Для этой зоны характерно концентрическое размещение наиболее высокопродуктивных отраслей и угодий вокруг больших городов, где сосредоточены основные кадры работников сельского хозяйства, наиболее многочисленные и крупные сельские поселения. В отдаленных, периферийных районах, напротив, доля земель в обработке снижается, много запущенных земель, продуктивность земледелия и животноводства понижена. В целом в этой зоне производится треть сельскохозяйственной продукции, в том числе 40% молока и 60% картофеля страны. 2. Черноземная зона ЕТР (Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский районы, степные области Урала и Поволжья) - это главный сельскохозяйственный район страны, расположенный в наиболее благоприятных природных условиях, где преобладают черноземные почвы и распахано до 60-70% всех земель. Благодаря теплому климату и плодородным почвам в западной части зоны, где выпадает достаточно осадков, достигнута наиболее высокая урожайность зерновых культур - 25-30 ц/га. В восточной части зоны - в Заволжье, где сухой климат и частые засухи, урожайность заметно ниже. Но здесь выращивается самая высококачественная яровая пшеница с высоким содержанием клейковины - ценного вещества для выпечки хлеба. При доле этой зоны в площади страны менее 9%, она сосредотачивает половину всей пашни, дает около 2/3 сельскохозяйственной продукции: здесь производится вся сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза, крупяные культуры, более половины зерна и 2/5 мяса. В этой зоне сохранилась и более высокая плотность сельского населения. В России это наиболее перспективный район для наращивания интенсивности и продуктивности сельского хозяйства. 3. Восточная (Южносибирская) зона в ареалах лесостепных и степных земель Сибири и Дальнего Востока. Это крупный животноводческо-зерновой район страны по размеру угодий и поголовью скота и дающий 20-25% их продукции в стране. Однако хозяйство здесь ведется экстенсивными методами, поэтому продуктивность и земледелия, и животноводства не высокая. Главное значение этой зоны в обеспечении населения восточных районов страны хлебом, мясом, молоком. Большинство овощей, крупяная продукция завозится из Южной России и смежных районов Казахстана. 4. Зона северного лесного земледелия в полосе средней и южной тайги, где она размещается не повсеместно, а изолированными островами и полосами в бассейнах рек и озёр. Здесь выращивают ранние зерновые культуры - рожь, ячмень, овес и ранние овощи и сочетают земледелие с мясомолочным животноводством, которое проникает даже севернее земледелия. Эти занятия сочетаются с рыбными промыслами, охотничьим хозяйством. Сельское население разрежено, преобладают мелкие поселения, расположенные по берегам рек и озёр. Это хозяйство типично для Вологодской, Архангельской, Костромской, Пермской, Свердловской, Томской, Иркутской и Амурской областей, а также Красноярского, Хабаровского, Приморского краёв.
5. Зона северного оленеводства и охотничье-промыслового хозяйства занимает Крайний Север России, ее тундровые и северо-таёжные районы. Это хозяйство типично для малых народов Севера, а также Якутии, Бурятии, Коми Республики. Но в этих последних республиках есть и очаги земледелия и животноводства, занесенных туда русскими переселенцами и освоенные местным населением. Население зоны крайне разрежено, ведет полуоседлый сезонно-кочевой образ жизни, перемещаясь вместе со стадами оленей по пастбищным угодьям. Предпринятая в годы советской власти попытка создать постоянные поселения для кочевых народов прививалась с большим трудом, так как не отвечала потребностям хозяйства и традициям. Сейчас найден промежуточный вариант - когда население на зиму поселяется в сёлах и деревнях, выпасая стада вблизи от жилья или поселения, а летом все семьи, участвующие в этом виде хозяйства, откочевывают со стадами на летние пастбища, расположенные, как правило, вблизи морских побережий или в горных районах.
Перспективы развития аграрного сектора экономики связаны, в первую очередь, с регулированием финансово-ценовых, снабженческо-сбытовых, земельно-собственнических проблем, решение которых откроет свободу предпринимательской деятельности на селе. Это даст базу для использования интенсивных методов и технологий, откроет возможности выбора наиболее рациональной специализации, а на их основе - наращивание продуктивности хозяйства и производительности труда - наиболее слабых мест российского сельского хозяйства. Необходимо и развитие его материально-технического обеспечения. Что касается организационных форм сельскохозяйственных предприятий и семейного фермерства, то это выбор за самими участниками производства и будет зависеть от выбранных ими направлений и масштабов агропроизводства. Ожидается, что в нечерноземных и лесных районах предпочтение будет отдано мелким кооперативам и фермерству, а в степных черноземных, где преобладает крупноземельное зерновое хозяйство, будут преобладать кооперативы, товарищества, ассоциации, колхозы с большим числом участников. Во всяком случае, следует избегать дальнейшего экстенсивного расширения "поля производства" - распашки земель, наращивания поголовья скота. Развитие сельского хозяйства должно идти по пути его интенсификации.
Раздел 9. Транспортный комплекс
9.1. Общие особенности транспортного комплекса. Транспортный комплекс включает в себя два сектора - а) саму сеть транспортных линий и транспортных узлов в точках их пересечения, и б) - работу по перевозке грузов и пассажиров на всех видах транспорта. Основными видами транспорта являются железнодорожный и речной, роль которых постепенно снижается, а также автомобильный, трубопроводный, морской и авиационный, значение которых в перевозках возрастает. Сеть транспортных линий характеризуется показателями их общей протяженности и плотности - длиной пути на единицу территории. Работа транспортных узлов определяется количеством отправленных и принятых грузов. Транспортная работа путей сообщения оценивается количеством перевезённых грузов (всего и на 1 км пути), а также общим грузооборотом, определяемым умножением веса перевезенных грузов на дальность их перевозки. Так, СССР, имея лишь 12% мировой протяженности железных дорог, осуществлял половину мирового грузооборота, что говорит о большой напряженности грузоперевозок. Уступая США по протяженности железных дорог в 2,5 раза, автомобильных - в 5, страна имела в 5 раз более высокий грузооборот. Для России с её огромными пространствами развитие транспортной сети - одно из главных условий сохранения её экономического единства, развития территориального разделения труда и усиления связей между регионами, т.е. первостепенное условие её экономического роста. Современная транспортная сеть имеет общую протяженность всех видов путей в 2,8 млн. км, т.е. 160 км/1 тыс. км2, что несравненно меньше, чем в развитых странах. Она формировалась исторически, начиная от наиболее освоенных и обжитых районов ЕТР к ее периферии и окраинам. В советские годы 3/4 объемов нового строительства велось в восточных районах и союзных республиках, для усиления их связей с Центральной Россией. Поэтому после распада СССР единая транспортная сеть страны была нарушена, на территории России сохранилось 60% железнодорожных путей, 50% автодорог, 75% трубопроводов. Россия потеряла более половины прежних морских портов и судов морского флота. России приходится пользоваться дорогами стран СНГ для перевозки грузов с Урала в Сибирь через Казахстан, из Центра на Сев. Кавказ через Украину, в Калининградскую область и страны Европы через Белоруссию и страны Балтии. К концу 80-х годов пропускная способность дорог, особенно железных, себя практически исчерпала, а ряд дорог, например, участок Омск - Новосибирск Транссибирской магистрали был самым грузонапряженным в мире, где перевозилось 100 млн. т грузов на 1 км пути (при средней по России величине 27 млн. т/1 км, достаточно высокой для мирового уровня). Транспортная сеть России размещается крайне неравномерно: если в ее Центральном районе плотность, например, железных дорог соответствует среднеевропейскому уровню, то в целом по ЕТР она ниже в 2-3 раза (150-200 км/10 тыс. км2), а в Азиатской части страны - лишь 15-20 км/10 тыс. км2 . В северных районах Сибири и Дальнего Востока вообще отсутствует сеть дорог круглогодичного действия. В целом плотность и характер транспортной сети России близок таким странам как Канада, Австралия, Бразилия, Казахстан, с крайне неравномерным уровнем освоенности территории и близкой производственной структурой хозяйства.
Каждый из видов транспорта имеет свои особенности и выполняет свою особую роль в перевозках грузов и пассажиров. Их значение в транспортной работе и соотношение сетей дорог характеризуется в таблице № 16. Рассмотрим эти особенности и связанные с ними проблемы развития по основным видам транспорта. Таблица 16
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 2834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.021 с.) |