Главные сельскохозяйственные зоны России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главные сельскохозяйственные зоны России.



  Зоны Доля в посевах Доля в сборе зерна Доля в производстве картофеля Доля в поголовье свиней Доля в производстве мяса/молока
Нечерноземная            
Черноземная            
Восточная            
Лесная полоса            
Россия в целом            

 

В целом же доля аграрного сектора экономики страны снизилась с 12% в 1990 год до 7% в 1999 году. В нем занято около 10 млн. человек населения (без учета названных выше владельцев садово-огородных участков), что составляет сейчас около 12% занятых народном хозяйстве. Можно ожидать, что с интенсификацией хозяйства доля занятых будет снижаться до уровня развитых стран, где эта часть работников составляет от 5до 10%.

 

8.2. Состав отраслей сельского хозяйства.

Сельское хозяйство России представлено в производстве валового продукта поровну - земледелием и животноводством. Основу земледелия составляет выращивание зерновых культур умеренной зоны – пшеницы, ржи, ячменя, а также овощей и картофеля. Технические и плодовые культуры занимают небольшие площади. В животноводстве главную роль играет разведение крупного рогатого скота и свиней, а овцеводство и крупное птицеводство развито лишь в отдельных районах.

По характеру зернового хозяйства Россия находится в одной группе с такими странами, как Канада, Австралия, Аргентина, сухостепной пояс США, которые получают большие сборы зерна за счет обработки крупных массивов земель, главным образом степных и сухостепных. Рентабельность производства, при сравнительно небольших урожаях в 15-25 ц/га, обеспечивается относительно небольшими затратами труда, основных фондов и удобрений на единицу площади.[15] Такое "экстенсивное" хозяйство, как правило, ведут страны, располагающие большими земельными площадями, в средне- и малоблагоприятных природных условиях при малом количестве осадков или коротком вегетационном периоде.

Главными районами товарного зернового хозяйства России остаются степные области ЦЧР, Сев. Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, которые дают 70% зерна страны.

Другие отрасли земледелия в России развиты слабее и не повсеместно. Так, главным районом выращивания картофеля является Средняя Нечерноземная Россия, где сосредоточено и основное производство капусты, свеклы, моркови, лука. Теплолюбивые овощи, подсолнечник, сахарная свекла, крупяные культуры и кукуруза выращиваются в Южной России. По урожайности этих культур Россия занимает средние позиции в мире.

Животноводство России характеризуется в целом низкой продуктивностью, хотя в отдельных механизированных животноводческих комплексах и достигают высоких результатов. В основном же в стаде крупного рогатого скота мал удельный вес породного скота, а его разведение слабо специализировано на молочное и мясное направления. Основная масса молочного скота содержится в Центральном, Волго-Вятском, Уральском районах. В более южных районах - ЦЧР, на Северном Кавказе, Поволжье и Западной Сибири скотоводство имеет смешанное мясомолочное направление и лишь в наиболее сухих областях оно приобретает мясное направление. В этих же юго-восточных районах России развито овцеводство.

Свиноводство развито повсеместно, но более высокая его концентрация свойственна пригородам крупных городов, где построены крупные свиноводческие комплексы. Аналогично размещается и современное птицеводство. Крупные свиноводческие и птицеводческие комплексы - это по существу промышленные предприятия, работающие на привозных кормах и при высоком уровне механизации трудовых операций.

Для России традиционной отраслью животноводства является северное оленеводство, которым занимаются народы Крайнего Севера и которое составляет основу их жизненного уклада. Кормовая база оленеводства - лишайниковые и травяные угодья тундры и северной тайги, занимающие более 2 млн. км2. Оленеводство - это главный способ использования биоресурсов этого огромного региона.

 

8.3. Основные сельскохозяйственные зоны России.

По сочетанию отраслей аграрного сектора и условиям их развития на территории России можно выделить четыре зоны земледельческо-животноводческого характера в ареале основного экономического развития и зону оленеводческо-промыслового хозяйства на Крайнем Севере страны. Основные данные о четырех основных зонах см. карту 15.

1. Нечерноземная зона ЕТР (Средняя Россия в составе Центрального, Северо-западного, Волго-Вятского районов, а также Поволжья и Урала без их степных областей). Это зона старого сельскохозяйственного освоения, специализируется на животноводстве, овощеводстве, выращивании картофеля и кормовых культур, обеспечивая продовольствием эту самую густонаселенную и промышленно развитую часть России. Полевые земли здесь занимают от 25 до 40% земель, чередуясь с лесными и луговыми угодьями и землями городов и пригородов. Для этой зоны характерно концентрическое размещение наиболее высокопродуктивных отраслей и угодий вокруг больших городов, где сосредоточены основные кадры работников сельского хозяйства, наиболее многочисленные и крупные сельские поселения. В отдаленных, периферийных районах, напротив, доля земель в обработке снижается, много запущенных земель, продуктивность земледелия и животноводства понижена. В целом в этой зоне производится треть сельскохозяйственной продукции, в том числе 40% молока и 60% картофеля страны.

2. Черноземная зона ЕТР (Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский районы, степные области Урала и Поволжья) - это главный сельскохозяйственный район страны, расположенный в наиболее благоприятных природных условиях, где преобладают черноземные почвы и распахано до 60-70% всех земель. Благодаря теплому климату и плодородным почвам в западной части зоны, где выпадает достаточно осадков, достигнута наиболее высокая урожайность зерновых культур - 25-30 ц/га. В восточной части зоны - в Заволжье, где сухой климат и частые засухи, урожайность заметно ниже. Но здесь выращивается самая высококачественная яровая пшеница с высоким содержанием клейковины - ценного вещества для выпечки хлеба.

При доле этой зоны в площади страны менее 9%, она сосредотачивает половину всей пашни, дает около 2/3 сельскохозяйственной продукции: здесь производится вся сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза, крупяные культуры, более половины зерна и 2/5 мяса. В этой зоне сохранилась и более высокая плотность сельского населения. В России это наиболее перспективный район для наращивания интенсивности и продуктивности сельского хозяйства.

3. Восточная (Южносибирская) зона в ареалах лесостепных и степных земель Сибири и Дальнего Востока. Это крупный животноводческо-зерновой район страны по размеру угодий и поголовью скота и дающий 20-25% их продукции в стране. Однако хозяйство здесь ведется экстенсивными методами, поэтому продуктивность и земледелия, и животноводства не высокая. Главное значение этой зоны в обеспечении населения восточных районов страны хлебом, мясом, молоком. Большинство овощей, крупяная продукция завозится из Южной России и смежных районов Казахстана.

4. Зона северного лесного земледелия в полосе средней и южной тайги, где она размещается не повсеместно, а изолированными островами и полосами в бассейнах рек и озёр. Здесь выращивают ранние зерновые культуры - рожь, ячмень, овес и ранние овощи и сочетают земледелие с мясомолочным животноводством, которое проникает даже севернее земледелия. Эти занятия сочетаются с рыбными промыслами, охотничьим хозяйством. Сельское население разрежено, преобладают мелкие поселения, расположенные по берегам рек и озёр. Это хозяйство типично для Вологодской, Архангельской, Костромской, Пермской, Свердловской, Томской, Иркутской и Амурской областей, а также Красноярского, Хабаровского, Приморского краёв.

5. Зона северного оленеводства и охотничье-промыслового хозяйства занимает Крайний Север России, ее тундровые и северо-таёжные районы. Это хозяйство типично для малых народов Севера, а также Якутии, Бурятии, Коми Республики. Но в этих последних республиках есть и очаги земледелия и животноводства, занесенных туда русскими переселенцами и освоенные местным населением. Население зоны крайне разрежено, ведет полуоседлый сезонно-кочевой образ жизни, перемещаясь вместе со стадами оленей по пастбищным угодьям. Предпринятая в годы советской власти попытка создать постоянные поселения для кочевых народов прививалась с большим трудом, так как не отвечала потребностям хозяйства и традициям. Сейчас найден промежуточный вариант - когда население на зиму поселяется в сёлах и деревнях, выпасая стада вблизи от жилья или поселения, а летом все семьи, участвующие в этом виде хозяйства, откочевывают со стадами на летние пастбища, расположенные, как правило, вблизи морских побережий или в горных районах.

 

Перспективы развития аграрного сектора экономики связаны, в первую очередь, с регулированием финансово-ценовых, снабженческо-сбытовых, земельно-собственнических проблем, решение которых откроет свободу предпринимательской деятельности на селе. Это даст базу для использования интенсивных методов и технологий, откроет возможности выбора наиболее рациональной специализации, а на их основе - наращивание продуктивности хозяйства и производительности труда - наиболее слабых мест российского сельского хозяйства. Необходимо и развитие его материально-технического обеспечения. Что касается организационных форм сельскохозяйственных предприятий и семейного фермерства, то это выбор за самими участниками производства и будет зависеть от выбранных ими направлений и масштабов агропроизводства. Ожидается, что в нечерноземных и лесных районах предпочтение будет отдано мелким кооперативам и фермерству, а в степных черноземных, где преобладает крупноземельное зерновое хозяйство, будут преобладать кооперативы, товарищества, ассоциации, колхозы с большим числом участников. Во всяком случае, следует избегать дальнейшего экстенсивного расширения "поля производства" - распашки земель, наращивания поголовья скота. Развитие сельского хозяйства должно идти по пути его интенсификации.

 

 

Раздел 9. Транспортный комплекс

 

9.1. Общие особенности транспортного комплекса.

Транспортный комплекс включает в себя два сектора - а) саму сеть транспортных линий и транспортных узлов в точках их пересечения, и б) - работу по перевозке грузов и пассажиров на всех видах транспорта. Основными видами транспорта являются железнодорожный и речной, роль которых постепенно снижается, а также автомобильный, трубопроводный, морской и авиационный, значение которых в перевозках возрастает.

Сеть транспортных линий характеризуется показателями их общей протяженности и плотности - длиной пути на единицу территории. Работа транспортных узлов определяется количеством отправленных и принятых грузов. Транспортная работа путей сообщения оценивается количеством перевезённых грузов (всего и на 1 км пути), а также общим грузооборотом, определяемым умножением веса перевезенных грузов на дальность их перевозки.

Так, СССР, имея лишь 12% мировой протяженности железных дорог, осуществлял половину мирового грузооборота, что говорит о большой напряженности грузоперевозок. Уступая США по протяженности железных дорог в 2,5 раза, автомобильных - в 5, страна имела в 5 раз более высокий грузооборот. Для России с её огромными пространствами развитие транспортной сети - одно из главных условий сохранения её экономического единства, развития территориального разделения труда и усиления связей между регионами, т.е. первостепенное условие её экономического роста. Современная транспортная сеть имеет общую протяженность всех видов путей в 2,8 млн. км, т.е. 160 км/1 тыс. км2, что несравненно меньше, чем в развитых странах. Она формировалась исторически, начиная от наиболее освоенных и обжитых районов ЕТР к ее периферии и окраинам. В советские годы 3/4 объемов нового строительства велось в восточных районах и союзных республиках, для усиления их связей с Центральной Россией. Поэтому после распада СССР единая транспортная сеть страны была нарушена, на территории России сохранилось 60% железнодорожных путей, 50% автодорог, 75% трубопроводов. Россия потеряла более половины прежних морских портов и судов морского флота. России приходится пользоваться дорогами стран СНГ для перевозки грузов с Урала в Сибирь через Казахстан, из Центра на Сев. Кавказ через Украину, в Калининградскую область и страны Европы через Белоруссию и страны Балтии.

К концу 80-х годов пропускная способность дорог, особенно железных, себя практически исчерпала, а ряд дорог, например, участок Омск - Новосибирск Транссибирской магистрали был самым грузонапряженным в мире, где перевозилось 100 млн. т грузов на 1 км пути (при средней по России величине 27 млн. т/1 км, достаточно высокой для мирового уровня).

Транспортная сеть России размещается крайне неравномерно: если в ее Центральном районе плотность, например, железных дорог соответствует среднеевропейскому уровню, то в целом по ЕТР она ниже в 2-3 раза (150-200 км/10 тыс. км2), а в Азиатской части страны - лишь 15-20 км/10 тыс. км2 . В северных районах Сибири и Дальнего Востока вообще отсутствует сеть дорог круглогодичного действия. В целом плотность и характер транспортной сети России близок таким странам как Канада, Австралия, Бразилия, Казахстан, с крайне неравномерным уровнем освоенности территории и близкой производственной структурой хозяйства.

Каждый из видов транспорта имеет свои особенности и выполняет свою особую роль в перевозках грузов и пассажиров. Их значение в транспортной работе и соотношение сетей дорог характеризуется в таблице № 16. Рассмотрим эти особенности и связанные с ними проблемы развития по основным видам транспорта.

Таблица 16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 2834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.021 с.)