История изучения окуневской археологической культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История изучения окуневской археологической культуры.



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1. Обзор литературы ………………………………..……….………5

1.1 История изучения окуневской археологической культуры……………5

1.2 Описание в литературе археологических находок, связанных с окуневской культурой…………………………………..…………………….……..8

1.2.1 Погребальные сооружения…………………..…………………………8

1.2.2 Погребальный обряд………………………………………...…….……9

1.2.3 Оружие, орудия труда и посуда………………………………………11

1.2.4 Украшения и одежда……………………….………………………….13

1.2.5 Предметы культа……………………………………..………………..14

1.2.6 Хозяйственные находки………………….……………………………17

1.2.7 Археологическая хронология окуневской культуры……….…...…..18

1.3 Социальные отношения…………………………………………………20

1.4 Антропологическое описание окуневцев в литературе……………….22

1.5 Проблема происхождения окуневской популяции и её возможная генетическая преемственность…………………………………………………….28

1.6 Взаимодействия и сходства окуневской археологической культуры с другими культурами………………………………………………………….…….29

1.7 Краткий обзор археологических культур Южной Сибири, близких по времени и расположению к окуневской культуре……………………….………32

1.7.1 Афанасьевская археологическая культура………………….…..……32

1.7.2 Андроновская археологическая культура……………………..……..33

1.7.3 Карасукская археологическая культура……………………..……….35

Глава 2. Материалы и методы ……………………………………..……..37

2.1 Объекты исследования………………………………………………….37

2.2 Методика проведения измерений………………………………………37

2.3 Методы обработки данных……………………………………………..39

 

Глава 3. Результаты и обсуждение ……………………………...………..40

3.1 Описание мужских черепов по средним величинам……………….….40

3.2 Межгрупповой сравнительный анализ. Мужские черепа…..…….…..45

3.3 Описание женских черепов по средним величинам……………….….50

3.4 Межгрупповой сравнительный анализ. Женские черепа…….……….54

3.5 Остеометрический анализ посткраниальных скелетов……………….56

3.6 Межгрупповой сравнительный анализ индексам пропорций конечностей мужских и женских скелетов………………………….……………63

3.7 Сравнение длины тела мужчин и женщин окуневской популяции Черновой и представителей близких культур……………………………………67

Заключение ………………………………………………………………….70

Выводы ………………………………………………………………..…….71

Список литературы ………………………………………………………..72

Приложение …………………………………………………………………78

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Минусинская котловина известна своим изобилием археологических памятников, и вот уже в течение многих лет оказывается под пристальным вниманием археологов и палеоантропологов, интересующихся генезисом и хронологией культур и народов эпох бронзы и железа этого региона. Особенно выделяется окуневская культура, изобразительное искусство которой, на наш взгляд, представляет собой уникальное явление не просто для Южной Сибири, но и для всей эпохи бронзового века в целом.

По вопросам материальной культуры и изобразительного искусства окуневцев уже давно накоплена обширная база источниковедческих, искусствоведческих и иных интерпретационных материалов. Особый интерес для нас представляют вопросы антропологического состава и происхождения окуневского населения, их последующей истории, вероятности их участия в формировании населения данного региона последующих археологических культур, а также форма черепа (деформация) окуневцев, что стало причиной её появления.

На наш взгляд, на данный момент проблематика антропологии населения окуневской культуры (во многом из-за недостатка краниологического и особенно остеологического материала) изучена пока недостаточно полно. Попыткой частичного восполнения этого пробела и стала данная работа, в которой были также изучены и описаны новые остеологические материалы.

Целью нашей работы стало составление палеоантропологической характеристики населения окуневской археологической культуры Южной Сибири по материалам могильника Черновая VIII, а так же могильников Черновая IV и Черновая VI.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Выполнить краниометрическое и остеометрическое исследование скелетов носителей окуневской культуры из могильников Черновая VIII, Черновая IV и Черновая VI.

2. На основании вычисленных индексов провести внутригрупповой краниологический анализ.

3. Провести сравнительный межгрупповой анализ с близкими по времени и территории группами – представителями афанасьевской, андроновской и карасукской археологических культур; определить их место в кругу европейских и южносибирских популяций эпохи неолита и бронзового века.

4. По результатам вычисления индексов пропорций скелета и прочности костей дать остеологическую характеристику окуневского населения, оставившего могильники Черновая VIII, Черновая IV и Черновая VI.

 

ГЛАВА 1.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ.

Могильники обычно состоят из одного, реже из четырех курганов. Известен только один большой могильник из 14 оград (Черновая VIII). Одна или несколько оград обычно расположены неподалеку от афанасьевского кладбища либо на одной площади с ним. Встречались одиночные могилы, находящиеся под насыпями более поздних курганов. Судя по всему, они являются остатками разрушенной ограды, а не особым вариантом кладбищ. Особо выделяются могилы, расположенные в афанасьевских оградах. Их принято рассматривать впускными (Максименков, 1965), но расположены они относительно афанасьевских могил по-разному. Можно классифицировать несколько вариантов (Максименков, 1965):

1) окуневские могилы впущены в заплывшие старые афанасьевские могилы (Красный Яр II, Малые Копёны II).

2) окуневские могилы сооружены на месте разобранных участков афанасьевских оград (Красный Яр II).

3) окуневские могилы врезаны в край надмогильного холма афанасьевской могилы либо пристроены к ещё не развалившейся ограде (Черновая VI, Карасук III, Барсучиха IV).

4) окуневские могилы выкопаны внутри афанасьевской ограды, рядом с афанасьевскими могилами, не нарушая последние (Большое Кольцо, Верхний Аскиз).

5) окуневские могилы расположены на месте афанасьевской могилы внутри её ограды (Бельтыры, огр. 6; Афанасьева Гора, огр. 8).

Сложнее всего разобраться с могилами, содержавшими смешанные материалы: Уйбат-Хулган, Афанасьева Гора, огр. 6, Большое Кольцо, Тас-Хазаа, Карасук VIII.

Ограды могил всегда четырёхугольные, как правило – квадратные. Они сооружены из вкопанных ребром плит песчаника или сложены из глыб булыжника. Высотой ограды до 50 см, размером от 2.5×3 до 4×4 м. В некоторых оградах по одной могиле в центре, в других — 3-15, а в одной — 22 могилы. Есть возможность проследить последовательность заполнения оград. Первую могилу выкапывали в центре, далее — по бокам ограды, самые последние — между развалами насыпей ранних могил (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). Яму для могилы выкапывали небольшую, укороченную и неглубокую. Рассчитывали на одного человека, уложенного на спину с сильно поднятыми вверх коленями, либо на двух человек, тесно прижатых друг к другу. Окуневские могилы были очень тесные: покойник упирался головой и ногами в стенки ямы (а, например, афанасьевские могилы были очень просторными). Часто стенки ям обставлены большими плитами в виде ящика, а дно выложено мелкими плитками. Ящики и ямы закрывали плитами и сооружали небольшой холмик из земли и камней. Реже встречаются ямы, покрытые брёвнами и поверх них — плитами. В нескольких случаях плиты над ямами уложены в виде купола, что делает их немного похожими на афанасьевские (Вадецкая, 1986).

 

 

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД.

Окуневцы хоронили чаще всего одного человека, реже совместно женщину с ребёнком, разнополую пару, или пару с ребёнком. Иногда в ту же могилу позже клали ещё по одному человеку либо новую пару (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). Судя по всему, производили захоронения в основном летом, поэтому трупы умерших пытались как-то сохранить до погребения. Одним из способов сохранения трупа была посмертная трепанация черепа и извлечение мозга. Черепа с посмертной трепанацией обнаружены в кургане Разлив X. Возможно, что дополнительные захоронения ещё одного человека или пары производились зимой, когда было трудно сооружать новую могилу.

Окуневцы умели обрабатывать и сохранять череп умершего человека. Об этом свидетельствуют пять захоронений, встреченных в разных могильниках. В них, помимо полных скелетов, находилось от 3 до 8 человеческих черепов без нижних челюстей. Судя по расположению черепов (рядом с сосудами), их не хоронили, а подкладывали одному из погребённых как реликвию, лично ему принадлежавшую при жизни. (Вадецкая, 1980).

Возникает вопрос: были ли это черепа каких-то родственников умершего, окуневцев, либо же каких-то поверженных врагов – представителей других культур? В пользу первого предположения указывает то, что в одной могиле человек был захоронен безусловно обезглавленным после смерти (Вадецкая, 1980).

Детей хоронили вместе с взрослыми, а также в отдельных могилах внутри общей ограды, часто уже заброшенной. Покойного укладывали на спину с сильно согнутыми коленями и вытянутыми руками. Усопшие лежат в разных направлениях, но чаще всего головой на запад. Погребённые, положенные скорченно на боку, единичны. В тех случаях, когда хоронили двух покойников, их клали параллельно, головой в одну сторону, либо «валетом». Захороненным женщинам клали сосуды с пищей и орудия труда. Часто под голову подкладывали камень, реже — плиту с выемкой для головы. Скорее всего, это связано с тем, что у покойных была высокая прическа или большой головной убор, что подтверждается изображениями на различных ритуальных плитах. Лицо и тело умершего, судя по всему, раскрашивали поперечными полосами охры. Варианты раскраски прослежены по антропоморфным изображениям, а её следы сохранились на черепах скелетов (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). Всех покойников клали одетыми, с большим количеством культовых предметов и амулетов охотничьей магии.

Весьма своеобразен состав костей животных, найденных в могилах. Мясо мёртвому клали очень редко. Зато обнаружены несъедобные части культовых животных, как диких, так и домашних: медведя, журавля, выдры, рыси, коровы, лошади, кучки из 20 обломков подъязычных костей оленя, из 8 плюсневых и 1 пястной от трёх волков. На некоторых могильниках обнаружены остатки поминальных тризн.

УКРАШЕНИЯ И ОДЕЖДА.

Окуневские антропоморфные изображения помогают составить представление об одежде, прическах, а также определить назначение тех или иных украшений, оставшихся в могилах.

Женщины носили разнообразные причёски из длинных и коротких волос. Распущенные волосы, расчёсанные на прямой пробор, свободно спадали ниже плеч. Иногда их завязывали либо закручивали на макушке, оставляя концы свободно спадающими ниже затылка и даже на плечи. Делали стрижку из коротких – до шеи – волос с чёлкой спереди (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). Обязательным украшением были височные кольца и серьги, которые надевали на ушную раковину. Концы колец заострены и заходят один за другой. Их носили от одной до семи с каждой стороны головы (Вадецкая, 1986).

Нижняя одежда была шерстяная. Ворот, рукава и подол расшивали каменным разноцветным бисером. Поверх платья надевали нагрудники, видимо, меховые(Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). Их расшивали резцами сурка, лисицы, стеатитовыми колечками и бисером. Костяные и бронзовые бусины использовались для украшения реже, чем зубы животных. Найдены остатки меховой сумочки, расшитой 40 зубами марала. В трёх могилах найдены обувные украшения. Кожаные «туфельки» были расшиты зубами соболя. Последние нашиты ровными рядами. На каждой «туфельке» от 70 до 160 зубов: стоит отметить, что зубы были не любые, а только правый третий коренной верхней челюсти (Комарова, 1981). Для ожерелий и амулетов использовали бусы, бисер, зубы сурка, лисицы, медведя, кабарги, клыки и когти медведя, астрагалы и фаланги косули, лося (Вадецкая, 1986).

 

 

ПРЕДМЕТЫ КУЛЬТА.

 

В захоронениях было обнаружено много специально изготовленных культовых предметов (окромя зубов, клыков, костей животных и прочих естественных атрибутов охотничьей магии). Их можно разделить на три группы:

1) Каменные и костяные подвески, без изображения и с изображением:

- три подвески с изображением головы или фигуры медведя (Комарова, 1981).

- две подвески с изображением птиц (Вадецкая, 1986).

- одна подвеска с изображением головы лося и медведя (Савинов, 1976).

- одна подвеска с антропоморфной личиной (Вадецкая, 1986).

2) Каменные стерженьки и костяные овальные пластинки, на верхнем конце которых изображено женское лицо. Предположительно, миниатюрки были частью мягких куколок-божков и, видимо, служили амулетами плодородия. Их клали в могилы девочек (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980; Вадецкая, 1986).

3) Другие изделия были предназначены для ритуальных церемоний (Вадецкая, 1986):

- костяной жезл со скульптурной головкой медведя, пожирающего барана.

- сосуд из рога (ритон) с рельефным стилизованным изображением рогов быка.

- крупные каменные луновидные диски с отверстием (луницы), птичьи маски.

- мраморные шары диаметром 2-6 см. Их смысл неясен. Они бывают с просверленным отверстием и без отверстия. Может быть, они служили навершием булавы, или крепились на ремень или шнур.

В семи могильниках часть плит, использованных для стенок или покрытия ящиков-гробов, ранее стояли на капищах. На них высечены (иногда – нарисованы охрой) разнообразные человеческие личины и фантастические хищники, фигуры домашнего скота (в основном – крупного рогатого), реже — других животных (лошадь, собака, лось, ворон), а также фигурки пляшущих людей в ритуальных костюмах (в высоких головных уборах, с «лучами» и «рогами», в звериных и птичьих масках), охотников с луками, «рожениц» и т.д. Фигуры животных и людей нанесены поверх личин уже тогда, когда культовые камни с личинами и хищниками вышли из употребления. Часть рисунков, судя по всему, бытового характера; другие же нанесены с магическими целями для проведения того или иного обряда (Вадецкая, 1970; Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980).

Многие изображения на плитах по сюжету и стилю находят аналогии среди трёх категорий памятников: культовых предметов из погребений, петроглифов на скалах и, главное, монументальных каменных изваяний, группами или поодиночке стоящих в степи. Анализ всех памятников (кроме петроглифов) позволяет отнести ранее найденных «степных» идолов к окуневской культуре (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980).

Эти идолы изучаются давно. Неоднократно менялись представления о том, к какой эпохе и культуре они относятся. Долгое время их относили к карасукской эпохе в связи со сходством зооморфных изображений на стелах с карасукскими бронзами (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). Скорее всего, эти изваяния были не надгробными, а культовыми памятниками. С ними связаны жертвоприношения, остатки от которых (черепа и кости баранов) находят у основания идолов или в ямках вокруг них. Множество культовых изображений было изготовлено из различного камня; в зависимости от его характера они рельефные или плоскостные. Из гранита и песчаника создавали массивные скульптуры, множество из них сохранились до наших дней, несмотря на то, что их неоднократно в дальнейшем использовали для сооружения курганов. Плоские хрупкие плиты с изображениями очень быстро ломались. Предполагается, что окуневцы изготовляли их не для длительного пользования, а лишь для определённых событий. Часть этих плит до нас дошла только потому, что они были в качестве строительного материала «захоронены» в могилах.

В камне воплощены родовые окуневские божества, судя по всему, женские. К сожалению, большая часть изображений стершиеся, и потому не читаемы. По сюжету личины-божества можно условно разделить на три категории:

1) Немногочисленные двуглазые личины с одной полосой поперёк лица и лучами-волосами на голове. Их иногда называют «солнечными божествами» (Вадецкая, 1986).

2) Единичные реалистические человеческие лица (Вадецкая, 1986).

3) Трёхглазые личины с несколькими полосами поперек лица, со сложными звероподобными головными уборами, разделяющимися змеевидной лентой. Уборы различаются сюжетами и схематичностью изображения; многие из них приобретают вид причудливых «корон». Самые оригинальные стелы увенчаны скульптурой головы барана, а под личиной на них высечены морды хищников, солярные знаки и иные элементы нагрудников. Предположительно эта группа изваяний интерпретируется как изображение прародительниц в образе женщины и зверя (Грязнов, 1950) либо колдунов в костюме (маске, головном уборе, нагруднике), похожем на шаманский (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980; Леонтьев, 1978; Вадецкая, 1986).Эта группа самая многочисленная.

Небольшие резные изображения на плитах и писаницах отличаются реализмом и динамичностью изображения. Они либо процарапаны острым резцом, либо выбиты точками, но в обоих случаях линии фигур дополнительно прошлифованы осколками песчаника (Вадецкая, 1970; Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). Сюжеты на писаницах те же самые: дикие и домашние животные, человеческие личины, люди в ритуальных костюмах и масках, фантастические животные (Вадецкая, 1986).

Истоки окуневского искусства уходят вглубь лесного сибирского неолита. Об этом можно судить по зооморфным сюжетам, в том числе образам лесных зверей и приёмам изготовления скульптур, перенесённым на камень с деревянных изделий (Максименков, 1975). В свою очередь, окуневское искусство, по всей видимости, явилось предшественником карасукского и тагарского. Вполне вероятна постепенная схематизация окуневского стиля, так как в могилах одновременно найдены реалистические и схематичные миниатюрки, а на рисунках стел в единую композицию включены разные стилистические группы личин.

 

 

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАХОДКИ.

 

В окуневской культуре роль охоты выражена наиболее отчетливо среди культур минусинских степей. Об этом свидетельствуют многочисленные амулеты, ожерелья и украшения нагрудников, сделанные из зубов животных. Изделия изготовляли из костей лося, оленя, косули, птиц. Совершали ритуальные захоронения частей диких животных. Судя по костным остаткам, промысловыми животными у окуневцев являлись медведь, волк, лось, косуля, марал, кабарга, соболь, лиса, сурок, выдра, рысь. На культовых изделиях изображены медведь, волк, лось, олень. Особенно важным был культ медведя, клыки и когти которого являлись амулетами, а органы размножения его собирали и захоранивали. Изображения медведя помещали на церемониальных предметах (жезл), обрядовом костюме божеств, воплощали в отдельных монументальных скульптурах и мелкой пластике (подвески).

Спорово-пыльцевой анализ образцов, взятых из курганов, показал, что естественные условия степей мало отличались от современных (Максименков, 1975). Стало быть, для охоты приходилось уходить на довольно значительные расстояния в лесные и таёжные предгорья, ибо роль охотничьих традиций была велика.

Примечательно, что у окуневцев интенсивная охота сочеталась со столь же интенсивным скотоводством. В самих могилах изредка встречались кости домашних животных: коровы, овцы, лошади. Зато они, так же как кости косули, найдены на поселении (Кадат VI). В культовых ямах под городом Минусинском были захоронены шкуры (с головами и ногами) быка, барана, лошади. Черепа барана лежали в основании некоторых культовых стел. Антропоморфные божества, высеченные на этих стелах, часто снабжены рогами, по всей вероятности, коров и волов (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980), а среди бытовых рисунков на плитах и писаницах также преобладают фигуры крупного рогатого скота. Из всего вышеперчисленного можно сделать вывод о широком распространении и развитии скотоводства в окуневской культуре; преобладал крупный рогатый скот.

Судя по изображениям на двух стелах, что окуневцы имели двухосные и одноосные повозки, в которые впрягали быков (Леонтьев, 1980). Предположительно, окуневцы-охотники, расселившись по степям, заимствовали скотоводство у афанасьевцев и постепенно превратились в скотоводов. Стало быть, у тех же афанасьевцев ими был заимствован колёсный транспорт, появившийся в Сибири с их приходом.

Окуневцы занимались и рыболовством, о чем свидетельствуют находки острог, рыболовных крючков, игл для вязания сетей. Свидетельств наличия земледелия не имеется, кроме обломка орудия типа мотыги. Но и оно было найдено внутри оборонительного сооружения и, видимо, имело иное назначение. Наряду с металлическими продолжали бытовать каменные изделия, ножевидные пластинки, скребки для обработки шкур (Кадат VI).

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

 

Демографический анализ производили по материалам двух могильников (Черновая VIII, Сыда V), судя по которым, половину населения составляли дети; стариков было мало. Как и в более ранних культурах, наблюдается большая смертность детей в младенческом возрасте и повышенная — молодых женщин, вступавших в брак в 12-14 лет. Значительное число парных погребений говорит о постепенном укреплении индивидуальной парной семьи (Максименков, 1975).

В могильнике Черновая VIII выделены три разновидности могильных оград. В одни, уже заполненные взрослым населением, только прихоранивали детей, другие функционировали одновременно с третьими — новыми, строящимися. Значит, 14 оград могильника вместо обычных одной-четырех объясняются не только длительным функционированием кладбища, но и тем, что в разных оградах хоронили какой-то определённый микроколлектив (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980).

Среди погребённых не прослеживается никакой имущественной дифференциации, но выделяются мужские погребения с набором вещей для исполнения обрядов. Так, в могильнике Черновая VIII в области пояса мужчины в мешке или сумке находились жезл и «ритон» из рога, остов вкладышевого ножа, луница, крупный каменный шар, череп журавля-красавки. В той же могиле найдены пестик для растирания охры и 2 каменные плиты, на которых растирали краску или смешивали её с жиром, для раскраски тела (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980).

В наборе вещей центрального мужского погребения в Черёмушном Логу обнаружили часть маски (клюв журавля) и рукоять вкладышевого ножа (Вадецкая, 1986).

В могиле у ст. Усть-Бюрь, видимо, к поясу или нагруднику мужчины была подвешена луница с двумя отверстиями, а в ноги положены в мешке или сумке сланцевый нож, 8 одинаковых ритуальных костей диких животных и клык медведя (Кызласов Л.Р., Кызласов И.Л., 1973).

Наиболее интересна каменная гробница в кургане Тас-Хазаа. Она отличается от других гробниц своей конструкцией: её стенки сложены из булыжника и плит, а сама яма покрыта брёвнами и массивными плитами. В гробнице захоронен мужчина с двумя женщинами и младенцем. Рядом с последним положены обычные вещи; в ногах мужчины же лежали нож, шило, крупный просверленный шар, бронзовый литой топорик, остатки мяса коровы и овцы, курильница. Так как топорик, как уже говорилось, не имел следов работы, он, судя по всему, олицетворял символ власти. Курильница окрашена и орнаментирована солярными символами – концентрическими кругами. Внутри нее были обнаружены следы закопчённости; видимо, чаша служила для курений ароматических веществ, которые помещали в неглубокое боковое отделение. В других могилах вазочки-курильницы стояли в головах погребённого и имели иное назначение — служили для размешивания жира с охрой либо символизировали источник света (Вадецкая, 1986).

Во всех упомянутых мужских могилах, видимо, похоронены служители культа. Исходя из анализа окуневского искусства, можно полагать, что окуневцы поклонялись диким и домашним животным, змее, солнцу, прародительнице, умершим колдунам.

Мы видим, что служители культа составляли значительную категорию среди населения. Но если родовые божества олицетворяли женщин (или, возможно, ряженых под женщин), то исправляли культовые церемонии обычно мужчины.

ГЛАВА 2.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.

ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Материалом для исследований послужили черепа и посткраниальные скелеты из могильников Черновая IV, Черновая VI и Черновая VIII (Южная Сибирь, Чулымо-Енисейская Котловина), хранящихся в центре физической антропологии Института Этнологии и Антропологии РАН. Эти материалы были получены в результате раскопок, проведенных в 1962-1963 годах ленинградской экспедицией под руководством Г.А. Максименкова и красноярской экспедицией под руководством М.П. Грязнова, и датируются II тыс. до н. э (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). В работе использованы материалы, относящиеся исключительно к окуневской археологической культуре (Максименков, 1965). Это 12 посткраниальных скелетов из могильника Черновая VIII, 5 скелетов из могильника Черновая IV и 7 скелетов из могильника Черновая VI. Черепа были исследованы только из могильника Черновая VIII, в количестве 52. Измерения проводились с сентября 2015 года по февраль 2016 года. Суммарное количество исследованных черепов носителей окуневской культуры – 52 (24 мужских и 28 женских). Суммарное количество исследованных посткраниальных скелетов – 22 (12 мужских и 10 женских).

 

 

МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ.

Для анализа результатов измерения черепов было рассчитано 19 краниологических индексов. Для анализа результатов измерения костей было рассчитано 12 индексов пропорций и 16 индексов массивности. Если длинные кости были немного повреждены, мы восстанавливали их длину по методике Н.Н.Мамоновой (Мамонова, 1968). Была рассчитана прижизненная ширина плеч – по формулам Д.Ражева – и прижизненная длина тела – по формулам Пирсона и Ли, Бунака и Дюпертюи и Хеддена (Алексеев, 1966). Кроме того, была проведена статистическая обработка данных при помощи пакета программ Statistica 10.0. Использовались методы кластерного анализа и многомерного шкалирования.

 

ГЛАВА 3.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Таблица 1. Средние значения размеров и индексов мужских черепов (Черновая VIII).

Признак N Среднее значение σ σ (пределы по Дебецу) Категория размера (Дебец)
    187,9 мм 6,80 5,8-6,4 Большой.
    152,4 мм 6,99 4,7-5,3 Очень большой.
    132,5 мм 5,27 4,6-5,2 Средний.
    114,8 мм 5,29 3,8-4,2 Средний.
    101,8 мм 4,44 3,9-4,3 Средний.
    101,6 мм 3,22 4,6-5,2 Большой.
    97,6 мм 4,38 4,2-4,6 Средний.
    127,6 мм 5,67 4,5-5,1 Очень большой.
    136,4 мм 7,03 4,5-5,1 Очень большой.
    115,9 мм 4,67 4,3-4,7 Большой.
    546,6 мм 17,01 13,7-14,9 Очень большой.
    330,1 мм 11,73 9,9-10,7 Очень большой.
    367,5 мм 10,75 12,5-13,5 Средний.
    126,8 мм 5,74 5,8-6,4 Средний.
    121,6 мм 5,69 7,4-8,4 Средний.
    117,4 мм 5,71 7,0-7,7 Средний.
    111,1 мм 5,44 4,4-4,8 Средний.

Таблица 1 (продолжение).

Признак N Среднее значение σ σ (пределы по Дебецу) Категория размера (Дебец)
    112,6 мм 4,25 5,9-6,3 Средний.
    90,8 мм 4,03 4,9-5,3 Малый.
    37,8 мм 2,49 2,4-2,6 Большой.
    30,8 мм 2,03 2,0-2,2 Большой.
Высота изгиба лба     26,4 мм 3,14 2,0-2,2   Большой.
    111,5 мм 4,74 3,7-4,0 Очень большой.
    141,4 мм 6,59 4,7-5,5 Большой.
    100,1 мм 6,33 4,4-5,0 Большой.
    117,7 мм 2,52 6,6-7,4 Средний.
    71,6 мм 3,68 3,9-4,3 Средний.
    46,3 мм 1,93 1,7-1,9 Очень большой.
    33,9 мм 1,95 1,8-2,0 Средний.
    24,7 мм 1,98 1,7-1,9 Средний.
    51,4 мм 2,11 2,7-3,1 Средний.
    64,5 мм 3,67 3,0-3,4 Очень большой.
Ss   4,0 мм 1,05 0,8-1,0 Средний.
Sc   7,4 мм 1,72 1,7-1,9 Малый.
Ms   6,7 мм 1,13 (нет у Дебеца)
Mc   17,7 мм 2,87 (нет у Дебеца)
FC   3,5 мм 1,76 0,9-1,3 Малый.
    123,5 мм 4,34 5,4-6,0 Большой.
    48,9 мм 2,40 2,4-2,6 Большой.
    34,8 мм 2,50 2,7-3,0 Большой.
69(1)   32,4 мм 2,78 2,3-2,5 Средний.
69(3)   12,3 мм 1,43 1,4-1,5 Средний.

Таблица 1 (продолжение).

Признак N Среднее значение σ σ (пределы по Дебецу) Категория размера (Дебец)
71а   33,6 мм 3,61 2,6-2,8 Средний.
    87,3о 3,05 2,7-3,1 Очень большой.
    91,4о 3,99 2,8-3,2 Очень большой.
    76,8о 6,93 5,8-6,4 Большой.
    60,8о 7,46 (нет у Дебеца)
75(1)   26,5о 6,21 4,3-4,9 Средний.
Назомаляр. высота   17,6 мм 2,89 (нет у Дебеца)
Назомаляр. ширина   102,7 мм 3,91 (нет у Дебеца)
zm' высота   23,4 мм 2,64 (нет у Дебеца)
zm' ширина   99,8 мм 6,60 (нет у Дебеца)
    141,8 о 5,29 4,2-4,6 Средний.
zm'   129,7 о 5,37 5,1-5,7 Малый.
Ms/mc   38,81 10,42 (нет у Дебеца)
Ss/sc   55,41 13,69 10,6-12,8 Большой.
8/1   81,41 4,37 3,0-3,4 Брахикрания.
17/8   86,10 3,69 4,2-4,6 Очень малый.
9/8   64,25 3,77 3,1-3,5 Малый (стенометопность).
48/17   54,42 2,31 3,1-3,5 Средний.
45/8   91,07 4,68 3,6-4,0 Малый.
9/45   68,74 3,41 3,3-3,7 Малый.
29/26   87,70 4,47 1,8-2,1 Средний.
30/27   92,68 2,42 1,8-2,1 Очень большой.
31/28   77,43 2,48 2,6-2,9 Очень малый.
52/51   73,32 4,63 4,8-5,2 Очень малый (хамэконхия)
40/5   98,90 3,38 3,8-4,2 Средний (ортогнатизм).

 

Таблица 1 (продолжение).

Признак N Среднее значение σ σ (пределы по Дебецу) Категория размера (Дебец)
47/45   83,62 5,43 5,0-5,6 Малый.
48/45   50,71 2,45 3,0-3,3 Средний (мезенное лицо).
48/46   71,77 5,11 4,8-5,2 Средний.
54/55   48,73 3,75 3,9-4,3 Лепториния.

 

Большая часть черепов в мужской серии брахикранны (60%). Также присутствуют мезокранные (15%) черепа, два черепа с гипербрахикранией, два – с долихокранией и один – с ультрабрахикранией (значение 93,10). Высота черепа – средняя (132,5 мм); продольный диаметр – большой (187,9 мм); поперечный диаметр – очень большой (152,4 мм). Ушная высота – средняя (114,8 мм). Дуги имеют средние значения: лобная – 126,8 мм; теменная – 121,6 мм; затылочная – 117,4 мм. Лобная и теменная хорды – средние (111,1 мм и 112,6 мм, соответственно), затылочная – малая (90,8 мм). Горизонтальная окружность и поперечная дуга очень большие – 546,6 мм и 330,1 мм, соответственно. Сагиттальная дуга – средняя (367,5 мм). Индекс изгиба темени очень большой (92,68). Высотно-поперечный указатель – очень малый (значение 86,10).

Абсолютные размеры наименьшей ширины лба – средние (97,6 мм), наибольшей – очень большие (127,6 мм). Высота изгиба лба – большая (26,4 мм). Значение лобно-поперечного указателя – 64,25 (соответствует стенометопным черепам). Лобно-скуловой указатель малый (значение 68,74). Ширина затылка большая (115,9 мм).

Верхняя и полная высоты лица имеют средние значения, 71,6 мм и 117,7 мм. Скуловой диаметр – большой (141,4 мм). Верхняя ширина лица – очень большая (111,5 мм), средняя ширина лица – большая (100,1 мм). Значение верхнелицевого указателя – 50,71, что соответствует мезенному (то есть средневысокому) лицу. Общий лицевой индекс малый (83,62). Зигомаксиллярный угол – малый (129,7о), назомалярный – средний (141,8о). Лицевой скелет хорошо профилирован. Указатель выступания лица (указатель Флоуэра) имеет среднее значение (98,90), соответствует ортогнатизму. Краниофациальный вертикальный указатель имеет среднее значение (54,42). Краниофациальный поперечный указатель – малый (91,07), что говорит о сочетании относительно узкого лица с относительно широкой черепной коробкой. Глубина клыковой ямки малая (3,5 мм). Орбиты очень широкие и средневысокие, орбитный указатель очень малый (73,32) – хамэконхия. В абсолютных размерах нос средней высоты (51,4 мм) и ширины (24,7 мм), значение носового указателя – 48,73, лепториния. Угол выступания носа – средний (26,5о). Общий и средний лицевые углы очень большие (87,3о и 91,4о), угол альвеолярной части – большой (76,8о). Симотический указатель большой (55,41).

Высота и толщина тела и наименьшая ширина ветви нижней челюсти – средние (32,4 мм, 12,3 мм и 33,6 мм, соответственно). Мыщелковая ширина, передняя ширина и высота симфиза – большие (123,5 мм, 48,9 мм и 34,8 мм, соответственно).

В целом, у мужских черепов Черновой VIII крупные размеры и массивные пропорции. Узкий нос, достаточная профилировка лица и носовых костей в совокупности создают европеоидный облик серии.

Квадратичные отклонения ряда признаков существенно превышают пределы средних величин для выборки, настолько, что можно судить о том, что эти признаки существенно неоднородны в исследуемой группе, и при этом их неоднородность не может быть статистической случайностью (вплоть до того, что квадратичное отклонение угла выступания носа более чем в 2 раза превышает крайний предел средних, заданный в методике Г.Ф. Дебеца). Эти квадратичные отклонения в таблице подчеркнуты. В совокупности это говорит об общей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.069 с.)