Социальное консультирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное консультирование.



Лекция №

Основные принципы консультирования.

1. Принцип личностной экологии клиента - подразумевает умение внимательно слушать клиента, проявляя максимум эмпатии; не осуждать, а помочь каждому, кто обратился за помощью. Он обязывает консультанта создавать доброжела­тельную, комфортную атмосферу во время приема, щадить достоинство клиен­та, ориентироваться в работе с ним на жизненные ценности и идеалы, носителем которых он является.

2. Принцип конфиденциальности или анонимности - любая информация, кото­рую сообщил клиент, в ходе консультирования, не может стать достоянием дру­гих людей, общественных или государственных организаций, если на то не бу­дет личного согласия.

3* Принцип включенности клиента в процесс консультирования обязывает специалиста создавать обстановку интереса, увлеченности клиента процессом работы с ним для того, чтобы клиент не потерял нить разговора и воспринимал его на уровне личностной заинтересованности и необходимости.

4. Принцип разграничения личных и профессиональных отношений указыва­ет на то, что консультирование близких, знакомых, друзей создает в процессе работы дружеские отношения, что делает работу консультанта не эффективной. Любые отношения, складывающиеся в процессе консультирования между кли­ентом и консультантом, всегда находятся под влиянием их личных потребностей и желаний, которые, как правило, не осознаются. Установление дружеских от­ношений может привести к тому, что консультант и клиент много узнают друг о друге, что может мешать сохранению объективной позиции, необходимой для оказания помощи клиенту.


5. Принцип единства методологии, теории и техник консультирования. Кон­сультанту необходимо принять определенную теорию личности и в зависимости от этого выбрать техники консультирования.

Принцип запрета давать советы клиенту.

Принцип ориентации на нормы и ценности клиента.

Модели консультирования.

1. Психоаналитическая и психодинамическая модель консультирования, (по­мочь человеку добиться осознания проблем, истоки которых хранятся в про­шлом; осознание становится контролируемым, управляемым от тревожащих его проблем).

2. Бихевиоральная и когнитивная модель консультирования, (поведение че­ловека определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимуляций; необходимо показать влияние окруже­ния на поведение человека и объяснить любые формы его поведения). Бихевио­ральная модель полезна при решении денежных проблем, отношений детей и родителей и в работе с группами.

X Гуманистическая модель консультирования (Роджерс, Маслоу). Основные положения модели исходят из понимания человека как целостной личности, на­ходящейся во взаимодействии со своим окружением.

4. Экзистенциональная модель (Франки), (дает возможность в процессе консуль­тирования научить людей планировать и развивать отношения с другими людь­ми, которые бы обеспечивали им определенное существование; помочь челове­ку найти смысл и цель жизни)

5. Ролевые и коммуникативные модели консультирования, (использование ролевой модели связано с повышением адаптивности отдельных людей друг к другу, к группам, с которыми они взаимодействуют, к обществу, в котором они живут. Модель полезна при профилактике и устранении различного рода кон­фликтов.

Коммуникативные теории обеспечивают понимание всей совокупности связей, окружающих клиента; позволяют оценить значимость отдельных факторов, яв­ляющихся причинами проблем).


Стили консультирования

I "Внимающий"

Для "внимающего" консультирования характерны:

1. Закрытые вопросы, предполагающие короткие односложные ответы, как правило "да" и "нет". Этот прием позволяет собрать информацию, прояснить суть пробле­мы, перебить излишне разговорчивого клиента.

2. Открытые вопросы, обычно начинаются со слов: "что", "каким образом", "за­чем", "почему" и предполагают развернутые ответы. Они способствуют возникно­вению дискуссий между клиентом и консультантом.

3. Минимальное поощрение - повторение нескольких слов из реплики клиента (ча­ще повторяются 2-3 слова). Помогает клиенту продолжить рассказ.

4. Парафраз (прояснение смысла) - выделение сути последнего высказывания клиен­та. Показывает клиенту, что его поняли, стимулирует более глубокое раскрывание проблемы.

5. Концентрация на чувствах (прояснение эмоционального смысла) - выделение эмоций, скрыто или открыто присутствовавших в последних высказываниях клиен­та. При этом внимание клиента концентрируется на сфере чувств, повыша­ется эмоциональная насыщенность разговора.

6. Обобщение - краткое повторение сути высказываний клиента за определенный пе­риод времени, итоговое прояснение смысла. Помогает клиенту заметить прогресс, достигнутый в интервью, позволяет перейти к новой теме или иному уровню обсу­ждения.

II "Влияющий"

"Влияющее" консультирование использует следующие приемы:

1. Указание. Клиента просят совершить конкретные мысленные или реальные дейст­вия. Используется для инструктирования перед выполнением упражнения.

2. Информационное сообщение. Консультант дает советы клиенту, излагает свое мнение по определенному вопросу, делится информацией, сообщает о своих выво­дах, высказывает опасения, успокаивает. Это позволяет клиенту пользоваться ин­формацией и опытом терапевта, поддерживает коммуникацию.


3. Выражение собственных чувств. Консультант рассказывает о своих собственных чувствах, эмоциях, состоянии, что помогает клиенту поделиться собственными чувствами.

4. Влиятельное сообщение. Психолог сообщает о выводах, которые он сделал на ос­новании последнего периода разговора. Это сводит воедино разрозненные мысли клиента, структурирует его сознание, подталкивает к рефлексии.

5. Интерпретация. Консультант интерпретирует мысли, чувства и поведение клиента на основе определенной теории, в результате чего тот получает возможность по-иному видеть свою проблему.

Одним из оснований для классификации консультативного воздействия являет­ся пространственная ориентация консультаций. С этой точки зрения выделяют 2 вида консультирования:

I Контактное консультирование, т.е. консультант встречается с клиентом, и между ними происходит беседа.

Этапы консультативного интервью:

1. Консультант решает проблему установления контакта, достижения взаимопо­нимания с клиентом.

2. Консультант разъясняет клиенту свои профессиональные возможности.

X Начинается процесс сбора информации о клиенте и решается вопрос о том, в чем же состоит его проблема.

4. Консультант излагает одну проверенную фактами гипотезу и уясняет возможно­сти клиента в решении этой проблемы.

5. Консультант вместе с клиентом определяет желаемый результат, обсуждая то, каким клиент хочет стать, что изменится в его жизни, когда желаемое будет достигнуто.

6. Консультант дает рекомендации.

7. С клиентом обсуждаются различные варианты решения его проблемы, создают-ся условия для выбора им альтернатив.

8. Консультант обобщает результаты взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы.


9. Консультант предпринимает усилия по изменению мыслей, действий, чувств клиента в его повседневной жизни.

II Дистантное консультирование (заочное) не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу.

Виды;

1. Телефонное консультирование. Следует отметить ряд консультативных обра­
щений, возможных только при телефонном контакте:

- Молчащие звонки. Звонит абонент, которому не хватает решительности начать разговор, или который не в состоянии переступить барьер недоверия, страха и т.п. Молчание абонента - не повод для прерывания контакта. Напротив, должны быть изысканы средства, полагающие удерживать его и разговорить. Абонент должен почувствовать вашу поддержку, которая может быть выражена самыми простыми фразами: "Пожалуйста, говорите, я готов выслушать вас"... "Я по­нимаю, иногда бывает трудно начать разговор" и т.д. Иногда полезно придумать какой-либо условный код (стук по трубке), обозначающий "Да" и "Нет".

- Маскированные, обращения. "Это вызов такси?.. А куда я попал? А что у вас за телефон доверия? " - нередко за такими фразами скрываются серьезные психо­логические проблемы.

- Засорение (дурачества, шутки и т.д.) Услышав по телефону шутку можно от­ветить шуткой, можно задать вопрос: "Это все, что вы хотели сказать?" В лю­бом случае консультант готов принять и такое поведение клиента.

- Сексуальные звонки. Для некоторых такое использование телефона может стать обычным способом удовлетворения сексуальных потребностей. "Сексуальные звонки" могут быть самыми трудными и неприятными из всех, с которыми сталкивается консультант. Абонент может быть настойчив, требователен. Очень вероятно, что он нашел путь для получения полового удовлетворения и его больше ничего не интересует. Из-за трудностей такого звонка и из-за того, что такие требования явно выходят за рамки и не соответствуют целям службы, многие центры установили политику прерывания таких звонков.

2. Консультативная переписка. Введение этой формы помощи обусловлено тем,
что часто телефонное консультирование затрудняется из-за большой загрузки
Телефона Доверия или отсутствия телефона у клиента, решиться же на прямой


контакт с психологом он не отважился. К тому же часть клиентов, нуждающих­
ся в психологической помощи находилась и находится в условиях изоляции от
общества. Это заключенные, отбывающие наказание в ИТК.
Работа консультанта-психолога, занимающегося консультативно-

психотерапевтической перепиской (скриботерапией) делится на 2 этапа: диагно­стику и консультирование (психотерапию). Важным является черновой вариант письма.

Сферы консультирования.

I Консультирование пожилых людей и инвалидов. Специалисты оказыва­
ют правовую помощь в пределах своей компетенции, проводят консультации по во­
просам обучения, профориентациям и трудоустройства инвалидов, занимаются про­
филактикой различного рода социально-психологических отклонений.

Людей пожилого возраста и инвалидов волнуют вопросы, связанные с предос­тавлением льгот на различные виды услуг, перерасчетам и индексаций пенсий, оформлением завещания, дарственной.

Соц. работники должны быть готовы дать ответы на эти и другие вопросы. Це­лесообразно постоянно накапливать для своих клиентов новую информацию.

В ходе беседы соц. работнику важно показать клиенту свою заинтересованность в нем и его проблемах, проявить желание помочь. Люди пожилого возраста порой бы­вают забывчивыми, мнительными, что требует от соц; работника понимания и терпе­ния.

II Семейное консультирование - процесс оказания социально-
психологической консультативной помощи при супружеских конфликтах и дисгармо­
ниях, при проблемах взаимоотношения между детьми и родителями.

Приемы работы консультанта с детьми и родителями могут быть разными в за­висимости от индивидуально-личностных особенностях клиентов.

Особую значимость семейное консультирование приобретает в случаях, когда в семье воспитывается ребенок, имеющий нарушения в психико-физическом развитии. Семьи с детьми с ОВ испытывают тяжелый психологический стресс.

III Консультирование по вопросам занятости населения. Консультатив­
ный процесс по проблемам занятости населения включает в себя несколько этапов:


1. Первичная консультация диспетчера (получение информации у клиента о це­ли обращения в службу занятости, его документах; знакомство клиента с ин­формацией на стендах, на экранах монитора; направление клиента к соответст­вующему специалисту-консультанту и т.д.)

2. Профессиональное консультирование. В ходе его проведения изучаются про­фессиональные интересы клиента, выявляются психологические особенности личности, предоставляются рекомендации по наиболее приемлемой для клиен­тов сфере деятельности и т.д. Личная психологическая консультация необходи­ма тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии, пессимистиче­ским настроением и плохим самочувствием. Такие люди испытывают опреде­ленные трудности в общении как с близкими людьми, так и с работодателями. Профессиональное консультирование завершается выбором професий.

3. Консультант по трудоустройству. Осуществляет поиск подходящей работы. Он выдает направления на работу и осуществляет контроль за своевременной явкой безработных к работодателю. При необходимости консультант по трудо­устройству вправе направить безработного к профконсультанту для выбора но­вого вида деятельности или осуществления профессиональной переподготовки. Он также может рекомендовать своему клиенту встретиться со специалистом по оргнабору и общественным работам или со специалистом по самозанятости в целях участия в специальных программах занятости населения.

IV Супервизорство. Супервизор - это консультант-психолог, оказывающий помощь специалистам социальной сферы (врачам, учителям и т.д.), взаимодействуя с ними.

Поэтому супервизию можно рассматривать как пространство, в котором супер-визируемый и супервизор совместными усилиями осуществляют построение новых способов решения социальных проблем.

В России принципы супервизии могут применяться в работе социальных педа­гогов при их консультировании учителей по вопросам разрешения конфликтных си­туаций с учащимися.

Таким образом, консультирование располагает большими возможностями пози­тивного воздействия на граждан, нуждающихся в социальной поддержке и испыты­вающих трудности в социальном общении.


Вопросы и задания самоконтроля.

3. Дайте определение понятия "консультация".

4. Сформулируйте понятия "консультирование", "социальное консультирова­ние".

5. Назовите основные виды и направления социального консультирования.

6. Охарактеризуйте профессиональное и непрофессиональное консультирование.

7. Какие принципы социального консультирования вы знаете? Охарактеризуйте их.

&. Назовите модели консультирования и их возможности в практической дея­тельности соц. работника.

9. Какие стили консультирования вам известны?

10. Раскройте сущность контактного и дистантного консультирования.

11. В каких социальных сферах применяется социально-психологическое консуль­тирование? Назовите этапы его непосредственного осуществления.

12. Выпишите из словаря-справочника по социальной работе толкование понятий "Телефон доверия", "Семейное консультирование".

Тематика выступлений.

1. Применение технологий психолого-консультационной деятельности в соци­альной сфере.

2. Дистантное консультирование в практической социальной работе вашего ре­гиона.

3. Особенности правового консультирования в работе социальных служб.

4. Возможности супервизорства в современной России.


Тематика выступлений.

1. Социально-реабилитационная работа: ее особенности, принципы и основные направления.

2. Проблема социальной реабилитации инвалидов.

3. Производственная среда как условие социальной реабилитации инвалидов.

4. Физкультура и спорт как специфическая среда в социально-средовой реабилитации инвали­дов.

5. Программы социальной реабилитации.

6. Реабилитационные учреждения за рубежом.

7. Социальная реабилитация лиц, оказавшихся в кризисной ситуации, в условиях военных дей­ствий.

8. Технология социальной реабилитации детей с ОВ.

9. Социальная реабилитация детей с девиантным поведением.

10. Особенности социальной реабилитации в условиях сельской местности.

8

Лекция №

Социальное консультирование.

Консультация - 1) метод социальной работы, который заключается, в исследовании проблемы клиента, нахождении вместе с ним позитивных путей ее разрешения, даче советов и рекомендаций о путях и технологиях ее разрешения и о имеющихся соци­альных ресурсах.

2) особая профессиональная служба или функциональное подразде­ление учреждения социального обслуживания, которое проводит консультирование клиентов.

Метод консультирования - один из ведущих в социальной работе. Наиболее важный результат консультирования - преобразование внутреннего мира клиента. Основа этих измерений - переосмысливание жизненных ценностей.

Консультирование - это процесс взаимовлияния, где воздействие консультанта заключается не только в его словах, сколько в его личности. Основные принципы те­рапии налагают на консультанта серьезную нравственную ответственность. Консуль­танту необходимо развивать способность к эмпатии, что включает умение расслабить-ся не только физически, но и умственно и духовно, умение с готовностью войти в ду­шевный мир другого человека и самому измениться в процессе.

Виды консультирования:

- психологическое;

- профориентационное;

- промышленное;

- семейное и т.д.

В социальной работе речь идет о комплексном виде консультирования - соци­альном консультировании.

Социальное консультирование - это квалификационный совет, помощь лицам,

испытывающим различные проблемы с целью их социализации, восстановления и оп-

тимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. Направления социального консультирования:

- медико-социальное;

- психолого-педагогическое;

- социально-управленческое;


- социономическое и т.д.

В процессе консультирования выделяют два основных подхода: непрофессио­нальное и профессиональное консультирование.

Возникновение и становление первого из них, основанного на функциональном подходе, связано с именами специалистов в области психологии и психотерапии -Р.Мэя, Ф.Стессли, П Блока.

Так Мэй полагал, что в жизни нередко складываются ситуации, когда тот или другой человек выступает консультантом. Это могут быть представители различных профессий (педагоги, менеджеры, соц. работники и т.д.), сослуживцы, друзья, соседи, партнеры, которые оказывают помощь людям, попавшим в затруднительные жизнен­ные ситуации, чаще всего давая им советы как лучше решить возникшие проблемы. Они не собираются стать профессиональными психологами, соц. работниками, но вы­ступают все же в роли консультантов.

П. Блок писал о том, что консультант помогает изменить или улучшить трудную ситуацию, но непосредственно руководит ее реализацией и не несет ответственности за результаты ее изменения. Такую точку зрения обозначают как непрофессиональное консультирование.

Профессиональное консультирование - технология, направленная на оказание помощи психологически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения, решения различного рода проблем меж­личностного взаимодействия.

А.А.Бодалев и В.В.Сталин отмечали, что консультирование осуществляется ес­ли:

1. Проблема неблагополучия кроется не в болезненных процессах в организме че­
ловека, а в особенностях его личности, специфике жизненных и социальных си­
туаций, характере взаимоотношений с окружающими.

2. Обращающийся за помощью объективно не является и субъективно не признает
себя больным. Консультант может помочь людям посмотреть на себя "как бы со
стороны", осознать проблемы, которые они пока не контролируют, изменить
свои установки к окружающим и в соответствии с ними строить свое поведение.
Основная цель консультирования - помочь личности жить в условиях психоло­
гического комфорта, положительно относиться к миру, чтобы


- "любить и работать" (З.Фрейд);

- "самоактуализироватьея" (А.Маслоу);

- "быть о-кей" (Э.Берн, Х.Харрис);

- "ценить себя" (К.Роджерс)

- "любить других" (Д.Джампольски).

Для консультанта, в этой связи, важными являются такие задачи, как выслушать клиента, расширить его собственные представления о себе, о своей собственной ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.068 с.)