Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное консультирование.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Лекция № Основные принципы консультирования. 1. Принцип личностной экологии клиента - подразумевает умение внимательно слушать клиента, проявляя максимум эмпатии; не осуждать, а помочь каждому, кто обратился за помощью. Он обязывает консультанта создавать доброжелательную, комфортную атмосферу во время приема, щадить достоинство клиента, ориентироваться в работе с ним на жизненные ценности и идеалы, носителем которых он является. 2. Принцип конфиденциальности или анонимности - любая информация, которую сообщил клиент, в ходе консультирования, не может стать достоянием других людей, общественных или государственных организаций, если на то не будет личного согласия. 3* Принцип включенности клиента в процесс консультирования обязывает специалиста создавать обстановку интереса, увлеченности клиента процессом работы с ним для того, чтобы клиент не потерял нить разговора и воспринимал его на уровне личностной заинтересованности и необходимости. 4. Принцип разграничения личных и профессиональных отношений указывает на то, что консультирование близких, знакомых, друзей создает в процессе работы дружеские отношения, что делает работу консультанта не эффективной. Любые отношения, складывающиеся в процессе консультирования между клиентом и консультантом, всегда находятся под влиянием их личных потребностей и желаний, которые, как правило, не осознаются. Установление дружеских отношений может привести к тому, что консультант и клиент много узнают друг о друге, что может мешать сохранению объективной позиции, необходимой для оказания помощи клиенту. 5. Принцип единства методологии, теории и техник консультирования. Консультанту необходимо принять определенную теорию личности и в зависимости от этого выбрать техники консультирования. Принцип запрета давать советы клиенту. Принцип ориентации на нормы и ценности клиента. Модели консультирования. 1. Психоаналитическая и психодинамическая модель консультирования, (помочь человеку добиться осознания проблем, истоки которых хранятся в прошлом; осознание становится контролируемым, управляемым от тревожащих его проблем). 2. Бихевиоральная и когнитивная модель консультирования, (поведение человека определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимуляций; необходимо показать влияние окружения на поведение человека и объяснить любые формы его поведения). Бихевиоральная модель полезна при решении денежных проблем, отношений детей и родителей и в работе с группами.
X Гуманистическая модель консультирования (Роджерс, Маслоу). Основные положения модели исходят из понимания человека как целостной личности, находящейся во взаимодействии со своим окружением. 4. Экзистенциональная модель (Франки), (дает возможность в процессе консультирования научить людей планировать и развивать отношения с другими людьми, которые бы обеспечивали им определенное существование; помочь человеку найти смысл и цель жизни) 5. Ролевые и коммуникативные модели консультирования, (использование ролевой модели связано с повышением адаптивности отдельных людей друг к другу, к группам, с которыми они взаимодействуют, к обществу, в котором они живут. Модель полезна при профилактике и устранении различного рода конфликтов. Коммуникативные теории обеспечивают понимание всей совокупности связей, окружающих клиента; позволяют оценить значимость отдельных факторов, являющихся причинами проблем). Стили консультирования I "Внимающий" Для "внимающего" консультирования характерны: 1. Закрытые вопросы, предполагающие короткие односложные ответы, как правило "да" и "нет". Этот прием позволяет собрать информацию, прояснить суть проблемы, перебить излишне разговорчивого клиента. 2. Открытые вопросы, обычно начинаются со слов: "что", "каким образом", "зачем", "почему" и предполагают развернутые ответы. Они способствуют возникновению дискуссий между клиентом и консультантом. 3. Минимальное поощрение - повторение нескольких слов из реплики клиента (чаще повторяются 2-3 слова). Помогает клиенту продолжить рассказ. 4. Парафраз (прояснение смысла) - выделение сути последнего высказывания клиента. Показывает клиенту, что его поняли, стимулирует более глубокое раскрывание проблемы.
5. Концентрация на чувствах (прояснение эмоционального смысла) - выделение эмоций, скрыто или открыто присутствовавших в последних высказываниях клиента. При этом внимание клиента концентрируется на сфере чувств, повышается эмоциональная насыщенность разговора. 6. Обобщение - краткое повторение сути высказываний клиента за определенный период времени, итоговое прояснение смысла. Помогает клиенту заметить прогресс, достигнутый в интервью, позволяет перейти к новой теме или иному уровню обсуждения. II "Влияющий" "Влияющее" консультирование использует следующие приемы: 1. Указание. Клиента просят совершить конкретные мысленные или реальные действия. Используется для инструктирования перед выполнением упражнения. 2. Информационное сообщение. Консультант дает советы клиенту, излагает свое мнение по определенному вопросу, делится информацией, сообщает о своих выводах, высказывает опасения, успокаивает. Это позволяет клиенту пользоваться информацией и опытом терапевта, поддерживает коммуникацию. 3. Выражение собственных чувств. Консультант рассказывает о своих собственных чувствах, эмоциях, состоянии, что помогает клиенту поделиться собственными чувствами. 4. Влиятельное сообщение. Психолог сообщает о выводах, которые он сделал на основании последнего периода разговора. Это сводит воедино разрозненные мысли клиента, структурирует его сознание, подталкивает к рефлексии. 5. Интерпретация. Консультант интерпретирует мысли, чувства и поведение клиента на основе определенной теории, в результате чего тот получает возможность по-иному видеть свою проблему. Одним из оснований для классификации консультативного воздействия является пространственная ориентация консультаций. С этой точки зрения выделяют 2 вида консультирования: I Контактное консультирование, т.е. консультант встречается с клиентом, и между ними происходит беседа. Этапы консультативного интервью: 1. Консультант решает проблему установления контакта, достижения взаимопонимания с клиентом. 2. Консультант разъясняет клиенту свои профессиональные возможности. X Начинается процесс сбора информации о клиенте и решается вопрос о том, в чем же состоит его проблема. 4. Консультант излагает одну проверенную фактами гипотезу и уясняет возможности клиента в решении этой проблемы. 5. Консультант вместе с клиентом определяет желаемый результат, обсуждая то, каким клиент хочет стать, что изменится в его жизни, когда желаемое будет достигнуто. 6. Консультант дает рекомендации. 7. С клиентом обсуждаются различные варианты решения его проблемы, создают-ся условия для выбора им альтернатив. 8. Консультант обобщает результаты взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы. 9. Консультант предпринимает усилия по изменению мыслей, действий, чувств клиента в его повседневной жизни. II Дистантное консультирование (заочное) не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. Виды; 1. Телефонное консультирование. Следует отметить ряд консультативных обра - Молчащие звонки. Звонит абонент, которому не хватает решительности начать разговор, или который не в состоянии переступить барьер недоверия, страха и т.п. Молчание абонента - не повод для прерывания контакта. Напротив, должны быть изысканы средства, полагающие удерживать его и разговорить. Абонент должен почувствовать вашу поддержку, которая может быть выражена самыми простыми фразами: "Пожалуйста, говорите, я готов выслушать вас"... "Я понимаю, иногда бывает трудно начать разговор" и т.д. Иногда полезно придумать какой-либо условный код (стук по трубке), обозначающий "Да" и "Нет".
- Маскированные, обращения. "Это вызов такси?.. А куда я попал? А что у вас за телефон доверия? " - нередко за такими фразами скрываются серьезные психологические проблемы. - Засорение (дурачества, шутки и т.д.) Услышав по телефону шутку можно ответить шуткой, можно задать вопрос: "Это все, что вы хотели сказать?" В любом случае консультант готов принять и такое поведение клиента. - Сексуальные звонки. Для некоторых такое использование телефона может стать обычным способом удовлетворения сексуальных потребностей. "Сексуальные звонки" могут быть самыми трудными и неприятными из всех, с которыми сталкивается консультант. Абонент может быть настойчив, требователен. Очень вероятно, что он нашел путь для получения полового удовлетворения и его больше ничего не интересует. Из-за трудностей такого звонка и из-за того, что такие требования явно выходят за рамки и не соответствуют целям службы, многие центры установили политику прерывания таких звонков. 2. Консультативная переписка. Введение этой формы помощи обусловлено тем, контакт с психологом он не отважился. К тому же часть клиентов, нуждающих психотерапевтической перепиской (скриботерапией) делится на 2 этапа: диагностику и консультирование (психотерапию). Важным является черновой вариант письма. Сферы консультирования. I Консультирование пожилых людей и инвалидов. Специалисты оказыва
Людей пожилого возраста и инвалидов волнуют вопросы, связанные с предоставлением льгот на различные виды услуг, перерасчетам и индексаций пенсий, оформлением завещания, дарственной. Соц. работники должны быть готовы дать ответы на эти и другие вопросы. Целесообразно постоянно накапливать для своих клиентов новую информацию. В ходе беседы соц. работнику важно показать клиенту свою заинтересованность в нем и его проблемах, проявить желание помочь. Люди пожилого возраста порой бывают забывчивыми, мнительными, что требует от соц; работника понимания и терпения. II Семейное консультирование - процесс оказания социально- Приемы работы консультанта с детьми и родителями могут быть разными в зависимости от индивидуально-личностных особенностях клиентов. Особую значимость семейное консультирование приобретает в случаях, когда в семье воспитывается ребенок, имеющий нарушения в психико-физическом развитии. Семьи с детьми с ОВ испытывают тяжелый психологический стресс. III Консультирование по вопросам занятости населения. Консультатив 1. Первичная консультация диспетчера (получение информации у клиента о цели обращения в службу занятости, его документах; знакомство клиента с информацией на стендах, на экранах монитора; направление клиента к соответствующему специалисту-консультанту и т.д.) 2. Профессиональное консультирование. В ходе его проведения изучаются профессиональные интересы клиента, выявляются психологические особенности личности, предоставляются рекомендации по наиболее приемлемой для клиентов сфере деятельности и т.д. Личная психологическая консультация необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии, пессимистическим настроением и плохим самочувствием. Такие люди испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми, так и с работодателями. Профессиональное консультирование завершается выбором професий. 3. Консультант по трудоустройству. Осуществляет поиск подходящей работы. Он выдает направления на работу и осуществляет контроль за своевременной явкой безработных к работодателю. При необходимости консультант по трудоустройству вправе направить безработного к профконсультанту для выбора нового вида деятельности или осуществления профессиональной переподготовки. Он также может рекомендовать своему клиенту встретиться со специалистом по оргнабору и общественным работам или со специалистом по самозанятости в целях участия в специальных программах занятости населения. IV Супервизорство. Супервизор - это консультант-психолог, оказывающий помощь специалистам социальной сферы (врачам, учителям и т.д.), взаимодействуя с ними.
Поэтому супервизию можно рассматривать как пространство, в котором супер-визируемый и супервизор совместными усилиями осуществляют построение новых способов решения социальных проблем. В России принципы супервизии могут применяться в работе социальных педагогов при их консультировании учителей по вопросам разрешения конфликтных ситуаций с учащимися. Таким образом, консультирование располагает большими возможностями позитивного воздействия на граждан, нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих трудности в социальном общении. ■ Вопросы и задания самоконтроля. 3. Дайте определение понятия "консультация". 4. Сформулируйте понятия "консультирование", "социальное консультирование". 5. Назовите основные виды и направления социального консультирования. 6. Охарактеризуйте профессиональное и непрофессиональное консультирование. 7. Какие принципы социального консультирования вы знаете? Охарактеризуйте их. &. Назовите модели консультирования и их возможности в практической деятельности соц. работника. 9. Какие стили консультирования вам известны? 10. Раскройте сущность контактного и дистантного консультирования. 11. В каких социальных сферах применяется социально-психологическое консультирование? Назовите этапы его непосредственного осуществления. 12. Выпишите из словаря-справочника по социальной работе толкование понятий "Телефон доверия", "Семейное консультирование". Тематика выступлений. 1. Применение технологий психолого-консультационной деятельности в социальной сфере. 2. Дистантное консультирование в практической социальной работе вашего региона. 3. Особенности правового консультирования в работе социальных служб. 4. Возможности супервизорства в современной России. Тематика выступлений. 1. Социально-реабилитационная работа: ее особенности, принципы и основные направления. 2. Проблема социальной реабилитации инвалидов. 3. Производственная среда как условие социальной реабилитации инвалидов. 4. Физкультура и спорт как специфическая среда в социально-средовой реабилитации инвалидов. 5. Программы социальной реабилитации. 6. Реабилитационные учреждения за рубежом. 7. Социальная реабилитация лиц, оказавшихся в кризисной ситуации, в условиях военных действий. 8. Технология социальной реабилитации детей с ОВ. 9. Социальная реабилитация детей с девиантным поведением. 10. Особенности социальной реабилитации в условиях сельской местности. 8 Лекция № Социальное консультирование. Консультация - 1) метод социальной работы, который заключается, в исследовании проблемы клиента, нахождении вместе с ним позитивных путей ее разрешения, даче советов и рекомендаций о путях и технологиях ее разрешения и о имеющихся социальных ресурсах. 2) особая профессиональная служба или функциональное подразделение учреждения социального обслуживания, которое проводит консультирование клиентов. Метод консультирования - один из ведущих в социальной работе. Наиболее важный результат консультирования - преобразование внутреннего мира клиента. Основа этих измерений - переосмысливание жизненных ценностей. Консультирование - это процесс взаимовлияния, где воздействие консультанта заключается не только в его словах, сколько в его личности. Основные принципы терапии налагают на консультанта серьезную нравственную ответственность. Консультанту необходимо развивать способность к эмпатии, что включает умение расслабить-ся не только физически, но и умственно и духовно, умение с готовностью войти в душевный мир другого человека и самому измениться в процессе. Виды консультирования: - психологическое; - профориентационное; - промышленное; - семейное и т.д. В социальной работе речь идет о комплексном виде консультирования - социальном консультировании. Социальное консультирование - это квалификационный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы с целью их социализации, восстановления и оп- ■ тимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. Направления социального консультирования: - медико-социальное; - психолого-педагогическое; - социально-управленческое; - социономическое и т.д. В процессе консультирования выделяют два основных подхода: непрофессиональное и профессиональное консультирование. Возникновение и становление первого из них, основанного на функциональном подходе, связано с именами специалистов в области психологии и психотерапии -Р.Мэя, Ф.Стессли, П Блока. Так Мэй полагал, что в жизни нередко складываются ситуации, когда тот или другой человек выступает консультантом. Это могут быть представители различных профессий (педагоги, менеджеры, соц. работники и т.д.), сослуживцы, друзья, соседи, партнеры, которые оказывают помощь людям, попавшим в затруднительные жизненные ситуации, чаще всего давая им советы как лучше решить возникшие проблемы. Они не собираются стать профессиональными психологами, соц. работниками, но выступают все же в роли консультантов. П. Блок писал о том, что консультант помогает изменить или улучшить трудную ситуацию, но непосредственно руководит ее реализацией и не несет ответственности за результаты ее изменения. Такую точку зрения обозначают как непрофессиональное консультирование. Профессиональное консультирование - технология, направленная на оказание помощи психологически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения, решения различного рода проблем межличностного взаимодействия. А.А.Бодалев и В.В.Сталин отмечали, что консультирование осуществляется если: 1. Проблема неблагополучия кроется не в болезненных процессах в организме че 2. Обращающийся за помощью объективно не является и субъективно не признает - "любить и работать" (З.Фрейд); - "самоактуализироватьея" (А.Маслоу); - "быть о-кей" (Э.Берн, Х.Харрис); - "ценить себя" (К.Роджерс) - "любить других" (Д.Джампольски). Для консультанта, в этой связи, важными являются такие задачи, как выслушать клиента, расширить его собственные представления о себе, о своей собственной ситуации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.068 с.) |