Социализация. Личность и общество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализация. Личность и общество



1. Социализация как становление личности.

2. Личность и общество.

Точкой отсчета в любых обществах может быть только человек. Определить его можно так: биологический человек – это стадное животное с творческим умом. Человек «общественная» отличается тем, что ее поведение определяют не только гены, но и информация, созданный в процессе творчества и полученное от общества в походке социализации. Что она собою представляет?

Социализация - процессы и механизмы освоения и усвоения индивидами содержания той или другой социальной культуры; их интеграция на этой основе в социальный мир как полноправных членов. Различают социализацию первичную (детство, подростковый возраст, юность) и вторичную – ресоціалізацію (зрелый возраст). Социализация имеет два основных измерения: индивидуальный и общественный. На индивидуальному равные социализация оказывается как процесс самоорганизации личности: прирожденные данные, среда, случаи, творчество, тренировка. Начало этого процесса относят к детскому возрасту, а продолжением обычно считают момент вступления молодого человека в взрослая жизнь.

В результате социализации и ресоціалізації индивид приспосабливается к той социальной среде, в которой нему надо быть жить (действует принцип: будь как все). Смысл ее состоит в формировании способности личности действовать самостоятельно, то есть без постоянной опеки и руководства со стороны других людей. Иначе говоря, индивид может быть признан соціалізованим тогда, когда он способный, ориентируясь на социальные нормы и стандарты, самостоятельно строить своя жизнь.

С точки зрения общества социализация - процесс передачи социального опыта от старшего к младшему поколению. В результате все содержание культуры переходит в опыт нового поколения. Т. Парсонс писал, что приход каждого нового поколения можно сравнить с нашествием варваров и только социализация может обеспечить усвоения норм общежития этими "пришельцями". (21, с.236)

Социализация разворачивается под влиянием всяких факторов: семья; группы ровесников; школа; ЗМІ, Качественную определенность социализации предоставляют культура, субкультуры и социальные факторы: классы и социальные группы.

В ходе социализации человек находится не только в орбите взаимодействия культур, но и социального контроля. Последний представляет собой систему процессов и механизмов, которые обеспечивают поддержку социально приемлемых образцов обращения и функционирования социальной системы в целом. Таким образом, с помощью социализации человек входит в социальный мир, осваивается в нем, формируется как индивид, личность, индивидуальность.

Срок «индивид» указывает на единичного представителя какого-нибудь целого, будь то социальная группа, нация, организация или общество.

Личность – стойкая целостность социальных свойств, рис, качеств индивида, сформированная в результате социализации путем взаимодействия индивида с социальной средой. Ядро личности образует субъективное «Я» (ее сознание). Личность - это не только то, что отличает одного индивида от другого, но и то, что связывает человека с другими людьми.

Индивидуальность человека имеют в виду все то особое, специфическое, что отличает данного человека от других. Каждая конкретная личность индивидуальная, так как она концентрирует уникальный социальный опыт индивида.

В понимании и толковании человека как личности в современной социологии присутствующее великое множество мыслей: зеркального "Я" Ч. Кули, " обобщенного другого" Дж. Міда, ролевая концепция, диспозиційна теория В.А. Ядова, системная концепция человека И. Фомича. Эти и другие теории каждая по - свой отбивают разные узлы формирования и функционирования личности в соціокультурному среде. Так, польский философ Барбара Жалоба утверждает, что она не знает, что представляет собой человек сегодня и что это вообще сегодня значит. Для ученого - человек есть представитель вида, для социолога – элемент общества, для врача – случай из врачебной практики, для политика – избиратель, для экономиста - налогоплательщик или потребитель. Отсюда она делает целиком однозначный вывод: индивидуального человека больше нет, есть только человек, сведенный к социальной роли. Совсем другую позицию занимает украинский ученый и писатель Н.М. Амосов. Он считает, что на всем протяжении социализации поведением человека руководят потребности – чувства-мотивы, производные от инстинктов. Потребности противоречивые. Например, они обеспечивают эгоизм и альтруизм, агрессию и страх, лидерство, и подчиненность, любовь и ненависть. Кроме «животных» потребностей обращения определяется убеждениями. Они представлены словесными формулами: «Хорошо - плохо. Как надо». Содержание убеждений – это мораль, идеологии, вера. Их значимость в мотивах обращения составляет возле четверти от значимости чувств. Прибавьте сюда еще четверть изменений потребности от воспитания, получим, что животную природу человека можно изменить наполовину.

Для понимания взаимодействия общества и личности важнейшее – чувства и действия отношений –«От ли «КР». Здесь важная обратная связь – ответ. Он ведет к дружбе илиd конфликта. Максимальное желание «для счастья» - называется «домогательства». Но когда цель достигнутая, наступает адаптация, привыкания. Чтобы счастье возвратилось, – нужны новые цели, напряжения и действия. В этом источник любого прогресса.

Прививания правильных домогательств настолько же важно для личного счастья и для общества, как и воспитания потребностей. Важнейшим качеством личности есть характер. Н.М. Амосов разделяет их на сильные, средние и слабые. Распределение среди людей такое: 1:7:2. Соответственно трудоспособность сильных по сравнению с слабыми эксперты оценивают как 3:1. Для общества важные сильные – лидеры. Они, а не массы определяют прогресс.

Приоритеты потребностей, способностей и характера составляют типы личностей: идеальный, нормативный и реально распространенные.

Первый выражает требования общественного идеала, который, как правило, прививается человеку в походке воспитания. Нормативный тип – черты личности, необходимые для функционирования данного общества или социальной группы; формирования таких черт реально и возможно в существующих условиях. Часто он персонифицируется в фигурах наиболее известных и уважаемых людей. Реально распространенные типы – это комплексы черт, которые оказываются более всего часто и присущий наибольшему количеству индивидов. Так, для России таким феноменом есть загадочность русской души, для Америки – технология достижения американской мечты, для Украины же – терпимость граждан.

Совокупность ролей, которая играет человек в каждый данный период времени и на протяжении всего его жизнь непосредственно связана с социальным статусом - положением человека,которое она занимает в обществе согласно с своим возрастом, статю, происхождением, профессией и т.п.

Напомню, что социальные статусы разделяют на две категории – статусы предложенные и достигнутые. Первые, как правило, данные человеку от рождения, они определяются этнической и социальной принадлежностью, статьей, местом рождения человека и т.п. Их особенностью есть то, что они не зависят от личных усилий человека, его достоинств и недостатков. Соответственно, они слабо характеризуют индивидуальность, но в значительной мере определяют жизнь и судьбу индивида.

Достигнутый – положения человека в системе социальных взаимосвязей, полученный в результате усилий с ее стороны. Каждый человек имеет целый комплекс социальных статусов. Ожидаемое поведение соответственно занимаемому статусу иd есть социальная роль. Ее структура состоит из: ожиданий (експектацій); набора или системы действий и поступков, в которых реализуется данная роль, (ролевое выполнение); санкций, вызванных соответствием или несоответствием обращения индивида ролевым ожиданием. Любые отклонения от обычной (ожидаемой) поведения называется девіаційними.

Как правило, ролевые взаимодействия личности не лишенные противоречий, которые обычно сводят к конфликтам. Выделяют три типа ролевых конфликтов.

1. Міжрольовий конфликт. Он возникает тогда, когда человек должен выполнять несколько ролей, требования которых заходят в разногласие одна из одной. Самый типичный пример: противоречия между профессиональными и семейными ролями, которые человек не успевает и не может одинаково хорошо выполнить.

2. Внутриролевой конфликт. Он возникает тогда, когда к человеку как носителя социального статуса предъявляются разные и даже противоположные ролевые ожидания.

3. Конфликт ролевых образов. Он оказывается в виде противоречия между личностной моделью (субъективной ролью), то есть индивидуальными представлениями человека о том, как она должна выполнять роль, и ролевыми ожиданиями индивидов и социальных групп. Например, нам не нравится інаковість, мы уважаем обычное, а чувства локтя отдаем предпочтение чувству когтя...

В этой связи социальный характер украинского социума выглядит в такой способ. Сегодняшний «средний» украинец не имеет особых домогательств в плане статуса субъекта изменений, которые происходят в стране. Исследования подтверждают, что он выбрал для себя роль постороннего равнодушного или скептического наблюдателя текущих трансформаций. «Средний» украинец отдает предпочтение состояния резко сниженной социальной деятельности (своего рода гражданскую «сплячку») – с демонстрацией отсутствия каких-нибудь жизненных сил.

Инстинкт общественного самосохранения любой ценой, сосредоточенность людей на естественном стремлении просто выжить здесь и теперь, ощущения собственной беспомощности и исчерпание возможностей – такие, наверное, основные составные менталитета «среднего» украинца. Все это, конечно, отягчается и сковывает социализацию личности.

В такой ситуации основой жизненной позиции при определении способа поведения становится желания приспособиться к любым условиям социальной повседневности. Это желание превратилось в стиль жизни середньостатичного» украинца, пропитанного опасением «как бы не было хуже».

Вывод. Социализация – формирования личности под определяющим влиянием соціокультурного среды, а также процессы самостоятельного активного освоения и усвоение человеком культуры.

Процессы, механизмы и результаты социализации в окончательном результате отливаются и оказываются в личности. Она представляет собой сгусток социального космоса, совокупность стойких социальных свойств индивида, объединенных в единое уникальное целое под влиянием его самоорганизации с другими людьми.

Благодаря успешной социализации обеспечивается преемственность функционирования и развития общества. Это, в свою очередь, поддерживает стабильность и стойкость общества в целом и каждого с его компонентов в отдельности. И, наоборот, о чем свидетельствует социальная деградация украинского общества.

 

Вопрос для самоконтроля

1. У чем расхождения понятий «человек», «индивид», «личность»? Каждая ли человек личность? Какая личность в ХХ в., на ваш взгляд, есть наиболее выдающейся? Чему?

2. Какая структура личности? Какие основные социологические теории личности?

3. Что такое социальный тип личности? Какие социальные типы личности вам известные, по какому критерию они определяются? Какие типы личности связанные с особенностями разделения труда, социальной стратификацией? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?

4. Какие функции личности? Что такое «социальный статус» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собою?

5. Что вы знаете про статусно –ролевую концепцию личности? Какие противоречия вы видите в этой концепции?

6.У чем основные причины и сущность ролевого конфликта?

7. Какой механизм влияния общества на личность и личности на общество? Дайте короткую характеристику взглядам М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса на эту проблему.

8. Как специфика переходного периода развития общества отбивается на уровне индивидуального и группового сознания и поведения?

9. Какие факторы влияют на социализацию личности. Что сыграет ведущую роль в процессе социализации? Какая роль образования в этом процессе?

10. Что такое социальная норма и которая нормы вы знаете? Что означает поведение, которое отвергается?

11. Существуют ли резервные возможности и ресурсы в условиях экстремальной ситуации в социальной системе в целому и в личности?

12. По мнению Т. Веблена жизнь человека в обществе – это борьба за существование, а, итак, это процесс отбора и приспособления (11, с.200). Что вы можете сказать у подтверждение или опровержения такой позиции?

13. В альтернативном социологическом словаре Э. Головаха отмечает, что личность – категория, которая имеет два определения: романтическое – «любого из нас» и реалистическое «редкий из нас»; роли социальные – роли в театре абсурда, где зрители вываливают на сцену, награждают друг друга пинками и сокрушаются, что никому их вызвать «на бис». Социализация – последовательный процесс введения, размешивания и растворения индивида в обществе (17, с. 205,207).Так ли это или нет? Докажите.

 

 

СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ СРОКОВ

 

АГЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ – активно действующий, что самоорганизуется, индивид. Он осуществляет стратегии, направленные на сохранение или изменение своей позиции в социальном пространстве и времени.

АДАПТАЦИЯ – разного рода процессы приспособления индивида (социальной группы) к социальной среде, интеграции индивидов в новое социальное окружение.

 

АНАЛИЗ ВТОРИЧНЫЙ – тип исследования, проведенного на основе данных и результатов, полученных в ходе других (первичных, эмпирических) исследований.

АНКЕТА опросное письмо, самостоятельно заполняемый опрашиваемым (респондентом) за указанными в нем правилами.

 

АНОМІЯ – состояние ослабления или разрушения социальных связей через изменение или эрозии социальных норм, идеалов и ценностей, снижения их регулирующего влияния на поведение индивидов и на общественные процессы.

БИФУРКАЦИЯ – раздвоения, деление, расслоения общества и его составных при переходе их в процессе самоорганизации в новую форму и качество.

 

БИХЕВИОРИЗМ – направление в психологии и социологии, которая базируется на требовании исследовать обращение, которое только наблюдается и которое, в свою очередь, рассматривается как реакция индивидов на стимулы, которые выходят из социальной среды.

БУРЖУАЗИЯ - социальный класс индустриального общества. Отличительные признаки Б.- сосредоточения в ее руках собственности на средства производства и использования на этой основе работы наемных работников.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНАЯ (ІНТЕРАКЦІЯ) – форма коммуникации, при которой действие одного участника есть одновременно и причиной, и следствием соответствующих действий других участников взаимодействия. В.С. выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые различаются за социальными позициями (статусами) и ролями (функциями). Уникальность и универсальность В. С. состоит в генерировании социальной жизни.

 

ВЫБОРКА - процедура отбора подмножества наблюдений из всех возможных для того, чтобы получить вывод о всем великом множестве наблюдений.

 

ВЫБОРКА РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ – непосредственно исследуемая часть населения, в которой строго и точно представленные все особенности исследуемого социального целого (население).

 

ГРУППА ВТОРИЧНАЯ – социальная группа, основным признаком которой есть четко выраженная структура социальных ролей, которая относительно независимая от индивидуальных свойств людей, которые входят в нее. Люди принимают участие в вторичных группах как исполнители определенных социальных ролей.

 

ГРУППА МАЛЕНЬКАЯ – социальная группа, основным отличительным признаком которой есть наличие между участниками группы непосредственных личных контактов (контактная группа).

 

ГРУППА ПЕРВИЧНАЯ – разновидность маленькой социальной группы. Она складывается на основе взаимного признания людьми индивидуальных особенностей и свойств друг друга, характеризуется высокой степенью эмоционального и личностного привлечения индивидов в группу.

 

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ – реальное или мысленное сообщество людей, что выступает для индивида (индивидов) как эталон, стандарта, образец для наследования, источник социального одобрения и т.п. Референтной может стать для индивида любая реальная социальная группа, на которую он ориентируются в своем обращении ли в которую он хочет войти.

 

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ - относительно стойкая, сплоченная и обособленная общность людей, связанных взаимоотношениями определенного типа и которые сознательно зачисляют себя к ней.

 

ДЕВІАЦІЯ – социальные процессы, которые отвергаются от принятых обществом стандартов, норм, канонов и образцов.

ДЕМОГРАФИЯ – наука о народонаселении, которое изучает его численность, состав, распределение и изменение.

 

ДИСКРИМИНАЦИЯ – разные формы ограничения прав социальных общностей, которым приписываются разные отрицательные свойства и наклоны (напр., политическая дискриминация этнических меньшинств).

 

ДИСКУРС - наборы объяснительных схем, идей, доводов, аргументов, символов. С их помощью в социальном диалоге происходит обозначения, идентификация, трактования социальных явлений. Например, инновационный дискурс – как явлений именно инновационных. Дискурс руководит нашим восприятием, он заставляет видеть в общественных процессах определенный набор смыслов и значений, улавливать ли игнорировать те или другие связи между явлениями и, на основании описаний и интерпретаций, соответствующим образом строить и организовывать нашу практику. Суть дискурсу оказывается в том, которыми именно смыслами, значениями, идеями и толкованиями он конструирует социальное пространство.

ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – степень близости или отчуждения индивидов, социальных групп, пластов и смертных казней.

 

ДИСФУНКЦІЯ – срок функционалистов, который обозначает явления и процессы, в том или другому аспекте что разрушают интеграцию и системность социального целого.

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – срок, который фиксирует наличие или возникновения социально значащих расхождений между людьми (напр., профессиональная дифференциация).

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНАЯ – поступки и поведение индивидов, соотнесенные с действиями других людей. В веберівській социологии социальное действие – действие индивида, в которую он вкладывает смысл и которую он ориентирует на других людей.

 

ИССЛЕДОВАНИЯ лонгитюдное – вид повторного социологического исследования, которое предполагает изучение одного и того же социального объекта с определенным временным интервалом за одной и той же программой и методикой.

 

ИССЛЕДОВАНИЯ ПИЛОТАЖНОЕ – пробное исследование, цель которого – проверка качества инструмента для сбора первичной социологической информации, процедур и методов организации полевого исследования.

 

ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛЕВОЕ – социологическое исследование, цель которого состоит в непосредственном изучении социального объекта в нормальных, естественных условиях.

 

МЫСЛЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ – состояние массового сознания, которое включает в себя скрытое или явное отношения людей к проблемам, событий и фактов действительности.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ – метод получения знаний в особых, созданных исследователем, контролируемых условиях.

 

ЭЛИТА – небольшая группа людей, которые занимают высшие позиции в определенной сфере общества (политика, экономика и т.д.) и способная влиять на эти сферы.

 

ЭНТРОПИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – мера отклонения социальной системы или ее отдельного звена(структуры, подсистемы и інш.) от принятого за эталон (нормального, ожидаемого) состояния, которое оказывается в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы.

 

ЕТНОЦЕНТРИЗМ – восприятия и оценка культур с точки зрения своей культуры как стандарта; интерпретация культур сквозь призму ценностей и норм собственной культуры.

 

ЭТНОС – что имеет самоназвание (етнонім) общность людей, связанных мифом об общих предках, общей исторической памятью, особой культурой, связью с конкретным «родным краем», а также чувством солидарности.

 

ЗАКОН СОЦИАЛЬНЫЙ в некоторых социологических теориях стойкая и повторяемая связь между социальными явлениями и процессами.

ЗАВИСИМОСТЬ - состояние, при котором вероятность того, что действие будет начат, как и вероятность успеха этого действия, меняются соответственно того, что представляют собой другие действующие лица, что они делают ли могут сделать.

ИДЕАЛ СОЦИАЛЬНЫЙ – модели социальных процессов или явлений, которые выступают для людей как образцы, эталоны, ориентиры, цели или воплощения совершенства.

 

ИДЕНТИФИКАЦИЯ – процессы соотнесения и отождествления индивидом себя с социальной общностью, в результате которых формируется его идентичность.

 

ИДЕНТИЧНОСТЬ – чувства принадлежности индивида к той или другой социальной общности, которая включает осознание индивидом себя как носителя свойств и признаков этой общности (этническая идентичность, гендерная (половая) идентичность). Важным аспектом идентичности есть демонстрация индивидом своей идентичности в поступках и поведения.

 

ИЕРАРХИЯ СОЦИАЛЬНАЯ «вертикальное» построение организаций и социальных систем на основе принципа подчинения «низших» нивка (уровней) «высшим».

 

ИНДИВИД – отдельный, обособленный член социальной общности.

 

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ – стойкая система взаимодействий людей, самоорганизованная социальными нормами, ценностями и которые задовільняє базовой потребности общества и индивидов. Обычно выделяют пять основных И.С.: экономические, которые служат для производства и распределения товаров и услуг; политические, которые регулируют осуществление власти и доступ к ней; стратификации, которые определяют размещения позиций и ресурсов; ін-ти породнения, связанные с браком, семьей и социализацией молодые. Культуры, связанные с информацией, образованием, коммуникацией, научной и художественной деятельностью. Для И.С. характерно четкое размежевание функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, определенный уровень контроля и регуляции. Нормы, которые регулируют взаимодействие между индивидами, составляют суть любых И.С. и организаций. Социальные связи, которые лежат в основе И.С. называются институциональными, а сам процесс создания И. С.- інституціоналізацією.

 

ІНСТИТУЦІОНАЛІЗАЦІЯ – срок, который обозначает разные процессы оформления и закрепления социальной практики с помощью новых норм, правил, стандартов, социальных статусов и ролей.

 

ИНТЕРВЬЮ целенаправленная беседа, проведенная інтерв'юєром, цель которой – получить ответы на вопрос, предусмотренные программой исследования.

 

ИНТЕРЕСЫ СОЦИАЛЬНЫЕ – стойкие социальные ориентации людей, связанные с необходимостью сохранить ними или же изменить свой социальный статус.

 

ІНТЕРНАЛІЗАЦІЯ (ІНТЕРІОРІЗАЦІЯ) усвоения или освоения индивидом, переведения в «внутренний план» личности норм, ценностей, стандартов, установок, выработанных обществом и социальными группами. Есть условием как социализации, так и развития личности.

 

КАТЕГОРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (социальное великое множество) – совокупность людей, которые владеют общей (подобной) признаком.

 

КЛАСС СОЦИАЛЬНЫЙ общности людей, которые различаются по их месту и ролью в исторически определенной системе общественной самоорганизации, а также, чем способ получения и размерами той частицы общественного богатства, которую они имеют в своем распоряжении (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или других доходов).

 

КОГОРТА – все люди, которые родились в границах одного и того же года или ряда лет.

 

КРУГ СОЦИАЛЬНОЕ – понятия, которые обозначает совокупность людей, которые поддерживают регулярные личные, но необязательные контакты, связанные, главным образом, с обменом информацией.

КОНТЕНТ-АНАЛІЗ – метод количественного изучения содержания социальной информации, суть которого сводится к подсчету в некотором информационном массиве смысловых единиц, которые интересуют исследователя.

 

КОНТРКУЛЬТУРА субкультура, ориентированная на агрессивное непринятие содержания доминирующей культуры.

 

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ механизмы, средства, методы, процедуры, с помощью которых социальное целое регулирует поведение своих членов и свои внутренние процессы, добиваясь их соответствия принятым образцам, стандартам и канонам.[11] Направленность и содержание К.С. зависят от исторически обусловленных соціокультурних характеристик данного социального целого. Основная функция К.С. состоит в воспроизведении господствующего типа общественного отношения и структур.

 

КОНФЛИКТ РОЛЕВОЙ разновидность конфликтов, связанный с противоречиями между элементами социальной роли или между социальными ролями.

 

КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ – всякий вид борьбы между социальными субъектами (группами, общностями, организациями и т.п.), что выдвигают социально значимые цели.

 

КОНФОРМИЗМ – широкий круг разнообразных явлений и процессов, в которых прослеживается фундаментальное согласие индивидов подражать ориентации, преимущества, установок, норм, идеалов и т.п. социальной группы или общества.

 

КУЛЬТУРА -способ мышления и образцы самоорганизации представителей социальной общности, которые отбивают ее своеобразность и передаются из поколение у поколение в виде ее исторического опыта, стиль жизни как общества в целом, так и ее социальных общностей. Универсальные элементы К.: Понятия, концепты ли, в которых отраженные представления людей о себе и окружающий мир. Ценности - принципиально важные для жизни людей ориентиры. Нормы – усредненных правил поведения. Стереотипы сознания и поведения людей - стойкие схемы восприятия социальной действительности и типичных форм социальных действий и взаимодействий. Символы - знаки, которые обозначают некоторый другой объект и который несет в себе значения. Основная функция К. – обеспечения нормального взаимодействия между людьми. Специфика К. состоит в присущий ей способности вбирать у себя, накапливать, закреплять, трансформировать и транслировать социальное творчество людей. Различают К. высокую, народную, массовую, национальную. В своем содержании, как правило, К. имеет суб – и контркультуру.

 

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ – форма современной глобальной культуры, которая отличается унификацией и стандартизацией культурных образцов, равнодушием к национальных, регіональном и т.п. расхождений между людьми, ориентированная на особенности современных средств массовой коммуникации и существующая благодаря им.

 

ЛИДЕР – индивид, который в взаимодействиях с приверженцами мобилизует свой авторитет для достижения разных целей.

 

ЛИДЕРСТВО тип социального взаимодействия и осуществление власти, основанное на авторитете индивида, на его эмоциональной общности с приверженцами.

 

МАКРОСОЦИОЛОГИЯ – широкая исследовательская традиция, ориентированная, в противовес микро социологическому подходу, на изучение больших общественных структур, явлений и процессов (классы, институты, общества).

 

МАРГИНАЛЬНІСТЬ – срок, который обозначает разнообразные явления, которые возникают вследствие расшатывания ціннісно- нормативных систем, «столкновенья культур» и т.п. Так, личность маргіналізується через неспособность приспособиться к новой для нее социальной среды; маргіналізація эмигрантов – следствие их исключения из новой для них культуры; маргіналізація профессиональной среды – потеря ею профессиональных ориентиров и бывшего социального статуса.

 

МИГРАЦИЯ – процессы перемещения людей (ли индивидов социальных групп) в другие регионы, районы, поселения ли страны.

 

МИКРОСОЦИОЛОГИЯ – социологическая традиция, которая ориентирует исследования на изучение социальных процессов в относительно небольших социальных структурах, на анализ повседневных взаимодействий людей.

 

 

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – перемещения людей в рамках социального пространства и времени. Обычно появляется в виде одной из двух своих важнейших разновидностей – вертикальной, что предполагает изменение социального статуса, переход индивидов с одной смертной казни в другую, и горизонтальной, в рамках которой изменение положения индивидов не связанное с изменением их статуса.В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящее, то есть социальный подъем и социальный спуск.

 

НАЦИЯ – политическая общность людей, которые проживают в данной стране и объединенные принадлежностью к государству, гражданством (напр., немецкая, американская нация.).

 

НЕРАВЕНСТВО – социально значащие аспекты неодинакового положения индивидов, социальных общностей и групп в обществе.

 

НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ – разного рода стандарты, правила, шаблоны, стереотипы, которые регулируют, организуют и приводят в порядок деятельность людей, делая возможными взаимоотношения между ними.

ОПРАШИВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ – метод сбора первичной информации с помощью обращения с вопросами к определенной группе людей.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – объединения людей, образованное для достижения определенных целей. Характерные особенности О.С.: 1/ целевая природа; 2/ распределение его членов за статусами и ролями; 3/ разделение труда и его специализация на функциональной основе; 4/ построение по вертикальному принципу с выделением управляющей и управляемой подсистем; 5/ наличие специфических средств регулирования и контроля; 6/ системная целостность. Как правило, О.С. подразделяются на формальные и неформальные /самоорганизации/.

ЛИЧНОСТЬ – стойкая целостность социальных свойств, рис, качеств индивида, сформированная в результате социализации путем взаимодействия индивида с социальной средой. Важнейшие черты О.: ее самосознание, ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, определенная автономность соответственно обществу иd др.

 

ПАРАДИГМА в социологии – совокупность основных принципов и аксиом, которая дает исследователям модель постановки проблем и их решений.

 

ОБРАЩЕНИЯ девІантне – действия людей, которые расцениваются как отступление от социальных норм и которые тянут за собою наказания нарушителя.

 

ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ – сравнительная оценка социальной общностью социальной значимости разных объектов, явлений.

 

ПРОГРАММА социологического исследования – изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями работы, которая начинается, и гипотезами исследования по указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез.

 

РЕЛЯТИВИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ – позиция, соответственно которой каждая культура уникальная, несравнимая с другими по принципу зрелости или развитости и, итак, может быть поняла лишь на основе своих собственных ценностей в ее собственном контексте (ли контексте общества). Культурный релятивизм выходит из представление об относительном характере ценностей, норм и т.п.

 

РЕСОЦІАЛІЗАЦІЯ – вторичная социализация, которая сопровождает выход индивида из жизненного кризиса. Включает освоения человеком новых социальных ролей, поведенческих привычек, знаний, ценностей, ориентаций и т.д.

 

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ – ожидаемое обращение индивида, который ассоциируется с его социальным статусом; модель обращения индивида, обусловленная его статусом и заданная нему ожиданиями (експектаціями) со стороны окружающих. Обычно человеку имеет несколько ролей, соответствующая совокупность которых образовывает ролевую систему.

САМООРГАНИЗАЦИЯ /синергетика/ - общее действие нескольких факторов или средств. Она вызывает невольное осложнение формы, возникновения и наращивания структур системы, которые зависят от свойств элементов и от внешних влияний. При этом «старая» часть структур остается стабильной («организованной»), а «новая» сохраняет способность изменяться, прибавляя другие качества всей системе. Такие непроизвольно возникающие образования объединяются под общим названием дисипативні (рассеянные) структуры. Особый класс явлений самоорганизации – невольное возникновение хаоса, а из хаоса – регулярной структуры.

Как правило, синергетичні явления неожиданные. Во всяком случае, любое качественное изменение состояния системы (ли его процесса) делает впечатления неожиданного. Его иллюстрацией могут служить события социальной повседневности. В действительности ничего неожиданного в ней нет. «Причиной» неожиданности оказывается ее нестойкость. Основное же свойство синергетики – ассоциация, кооперация, соединения факторов, их самоорганизация в одну общую картину. Например, ассоциации граждан: чего только с ними не «создавали», – они продолжают создавать все новые и новые живительные формы своего саморазвития. Суть таких и подобных им явлений замыкается в нестойкости социальной системы, которая вызванная активностью человека, которая преследует свои цели Исходным звеном социального творчества являются интересы иактуальный социальный стимул, который разрешает максимально мобилизовать свободный потенциал агентов социального взаимодействия.

СИМВОЛ – знак, который указывает на значение, которое стоит за ним. Есть одним из ключевых понятий символического інтеракціонізму.

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНАЯ – целостное образование, основными элементами которого есть люди, их связи, нормы и отношения.

 

СЕМЬЯ – общность людей, основанная на браке и/ли кровном породнении. С. имеет черты социального института и первичной социальной группы. Функции С.: регулирования сексуальных отношений; воспроизведения населения; социализация; забота и защита; социальное самоопределение. Формы С. варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы диктуют число мужнин, что может иметь одна женщина, и наоборот, правила выборов брачных партнеров, роль главы семейства, права и обязанности родственников, начиная с близких и кончая далекими, место поселения и генеалогию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.119 с.)