ТОП 10:

Социальная селекция, ее каналы и механизмы



Абсолютно свободной мобильности не существует. Это означает, что все люди не могут переместиться в те смертные казни, куда они желали бы попасть. Главная проблема, с которой сталкивается будь-як индивид и любая социальная группа, которая стремятся проникнуть в более высокие смертные казни, это поиск путей, способов и методов социального восхождения и преодоление многочисленных барьеров, препятствий и ограничений на этом пути.

Содержание мобильности состоит не в движении как такому, а в наличии ряда механизмов, которые пропускают вверх одних людей и становятся непреодолимым препятствием для других. Их назначение состоит в отборе, селекции людей, в распределении их по ступенькам и уровням социальной иерархии не соответственно их желаниям и стремлениям и даже их личных качеств и усилий, а соответственно особенностям общества и системы его стратификации.

Представления про «каналы циркуляции» было сформулировано Питиримом Сорокиным. Он говорил, что между смертными казнями существуют «отверстия», «мембраны», «проходы», «лифты», с помощью которых индивиды могут проникнуть в более высокие смертные казни. В то время как «оболочка», что окружает всякую сколько-нибудь привилегированную смертную казнь, препятствует проникновению к ней, отделяет ее от другого общества, строго определенные каналы циркуляции, наоборот, дают «проход» в смертную казнь, оказывают содействие ее восстановлению и связи с обществом. Для того чтобы проникнути в смертную казнь, надо знать эти каналы, «попасть» в них, уметь ними пользоваться, прикладывать свои усилия именно в их рамках.

По словам Питирима Сорокіна, каналы мобильности – это те пути «по которые разрешены индивидам перемещаться вверх или вниз с одного социального пласта в другого». Функции циркуляции выполняют социальные институты. Это, например, школа, армия, церковь, политические организации, разные экономические структуры.

Итак, с одной стороны, активность людей, их стремление к социальному восхождению стимулируется самым фактом существования карьерных перспектив. С другой стороны, социальные институты «ставят условия» индивидам – постоянно подталкивают их к совершенствованию и конкурентной борьбе за более высокие статусы.

Отогревая роль каналов мобильности, институты не только предоставляют индивидам возможность карьеры, но и делают отбор и селекцию людей и, как следствие, восстановления состава смертных казней. В результате в высшие смертные казни попадают лишь некоторые, но благодаря механизмам отбора индивиды распределяются по всем смертным казням социальной иерархии.

Каждое конкретное общество, система стратификации имеет свой набор и конфигурацию каналов социальной мобильности. В то же время социальные институты имеют самостоятельность, собственную силу и влияние, поскольку они теснейшим чином связанные с фундаментальными потребностями и проблемами общества. Поэтому от каналов социальной мобильности зависят вид общества, самая его стратификация, состав смертных казней. Например, изменения избирательной системы Украины: введения сравнительно свободных и демократических выборов в начале 1990-их, дополнения прямой выборности депутатов Верховной Рады партийными списками, попытки не допустить возможности избрания депутатами лиц с судимостью и т.п.

Ряд институтов той или другой мерой сыграют специфическую роль социальных лифтов, которые обеспечивают социальный подъем, так сказать, автоматически. В современном индустриальном обществе существует великое множество каналов социального подъема, так как в таком обществе возросло значения достигнутого статуса, итак, личных усилий индивидов. Большинство социальных институтов, так или иначе, приобретают вид иерархических структур с обязательным элементом карьеры, собственной, хотя и унифицированной, системой наград и отличий (искусство, спорт.) Однако роль механизма социального подъема может выполнить только тот институт, какому общество придает большое значение.

Способы, к которых прибегают люди, которые стремятся к социальному восхождению , очень разнообразные. Это, например, брак с представителем более высокой смертной казни; покупка титулов, характерная для некоторых периодов европейской истории; изменение религии в обществах, где религиозному фактору предоставляется большого значения; отказ эмигрантов от своих этнических корней (фамилии, языка, культуры и т.п.) для облегчения и ускорение интеграции в новая социальная среда.

В современном обществе много технологий социального подъема связанные с использованием ЗМІ. Некоторые социологи считают, что в современных цивилизациях обогащения, приобретения богатства – один из простейших и действующих способов социального продвижения. Это так. Вместе с тем, само по себе богатство не имеет социального значения, то есть не влияет на статус в обществе, если оно не «обменено» (не «конвертируемое») на социальные ценности ли не связанное с ними.

При изучении вертикальной мобильности всегда восстает вопрос: чему одни люди успешно преодолевают степени социальных всходов, а другие вся жизнь топчутся на одном месте?

Ответ кроется в социальных факторах. Одним из них есть механизм селекции, «встроен» в социальные институты. С его помощью происходит отбор среди людей, которые стремятся к восхождению, - он пропускает вверх одних и отсеивает других. Питирим Сорокин называл этот механизм «фильтром», «ситом», что просеивает индивидов. Ядро такого механизма создает набор всяких требований (критериев), каким должен отвечать претендент на включение в смертную казнь.

Критерии отбора могут быть формальными и неформальными, твердыми (императивными) и мягкими (желательными), относиться преимущественно к личным свойствам индивида или же к его обращению, а то и к его происхождению, ориентироваться на разные элементы достигнутого или предложенного статуса и т.п. Но в целом они воссоздают соціокультурний и соціопсихологічний вид данной смертной казни, то есть есть его отображением.

Эта особенность селективных требований четко оказывается в мотивации, которой руководствуются члены смертной казни, принимая ли отвергая кандидатов на вхождение к ее состава. Так, исследования мотивов членов политической элиты, которые решают проблему ее обновления, показывают следующее:

1/стремления принимать в элиту людей, которые имеют высокое социальное происхождение; 2/ориентация на определенный тип воспитания в объединении с престижным университетским образованием; 3/внимание к партийности политика (он должен сделать карьера в одной из ведущих политических партий); 4/ профессиональные, деловые качества претендента.

Как видим, при отборе кандидатов в смертную казнь властвует стремления принимать «своих» и отвергнуть «чужих». Даже в наиболее открытых обществах предложенный статус сыграет немаловажную роль в системе селективных вимог. (Например, прием на работу.).

Рядом с совокупностью требований механизм селекции включает разнообразные процедуры и технологии отбора: испытания, тестирования, конкурсы и многое другое. У каждой смертной казни свой набор процедур и порядок их прохождения. Г. Сорокин, оценивая механизмы селекции в целом, подчеркивал, что главное их назначение состоит в том, чтобы прибавить вертикальной циркуляции упорядоченный характер, контролировать ее хід. «Этот контроль состоит, во-первых, в тестировании индивидов для установления адекватного выполнения ними социальных функций; во-вторых, в селекции индивидов для определенных социальных позиций; в-третьих, в соответствующем распределении членов общества по разных социальных ш арах, в их продвижении или деградации».

Каждая смертная казнь должна решать две взаимозависимых задачи: с одной стороны, она должна обновляться, с другой - интегрировать в свои ряды тех, кто потенциально или реально способный и желает занять ее позиции и выполнить ее социальные функции. Поэтому смертные казни заинтересованы в оптимальной скорости своего восстановления, которое будто балансирует ее отношения с другими смертными казнями, обществом в целом. Перипетии этого процесса мы наблюдаем как в минувшему, так в настоящем (21,с.161-166).

Вывод. Социальная мобильность – универсальная характеристика всех социальных процессов. Если стратификация отбивает структуру общества, то социальная мобильность – его динамику. Она показывает, что все социальные процессы связаны с постоянным перемещением людей и вне этого движения не существуют.

Вопрос для самоконтроля

1. Что представляет собой социальная мобильность? У чем ее содержание?

2. Какие виды социальной мобильности вы знаете?

3. Кто автор теории социальной мобильности? Какими еще теоретическими разработками он известный?

4. Какие типы стратифікаційних систем вы знаете? Которая из них есть ли формируется в Украине?

5. Какие тенденции и специфика социальной мобильности?

6. Что вы можете сказать о социальной селекции, ее каналы и механизмы?

7. Какие проблемы социальной селекции, на ваш взгляд, существуют в украинском обществе и как вам видятся перспективы их розв’язку?

8. В альтернативном социологическом словаре Э. Головаха отмечает, что перемещения социальное – массовый процесс, который отбивает неизменное стремление члена общества занять в нем не свое место; социальная дистанция – отстань, на которое люди подпускают представителей других социальных групп, – при этом дистанционное управление всегда находится у лидеров этих групп (16, с 206, 207).Так ли это или нет? Докажите.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.146.112 (0.011 с.)