ТОП 10:

Что представляет собой социология и чем она занимается?



Макеевка -2001

ВСТУПЛЕНИЕ К СОЦИОЛОГИИ. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ. М.И. БУХТЕЄВ - Макеевка: ДДАБА, 2001. 102 с.

 

Социальная жизнь – это вероятная область реальности, поскольку ее самоорганизация в полной мере зависит от того, как люди видят общество, которым воображается его будущее, насколько они осведомлены как субъекты социальной деятельности и каким образом сознают общественные процессы.

В их познании ведущие позиции занимает социальное знание. Его основой и вершиной есть социология – наука о социальных явлениях во взаимодействии, самоорганизации их составных. Узнать и понять ее ключевые постулаты и призванное данное учебное пособие. Его форма, структура, содержание и понятийный аппарат выстроенные с учетом доступности, ясности и четкости изложения. С этой же целью в пособии представленный словарь важнейших социологических категорий и вопрос для самоконтроля в походке освоения и усвоения тех или других тем курса. Все это вместе взятое в своей совокупности помогает каждый желающему войти в мир самых наиболее для человека знаний и распорядиться ними по-своему.

Рецензенты:

В.Г. Воронкова, доктор философских наук, профессор Запорожской государственной инженерной академии, академик Международной Академии Образования.

В.Г. Попов, доктор философских наук, профессор Донбасской государственной академии строительства и архитектуры.

О.М. Черниш, доктор философских наук, профессор Одесского морского университета.

Редактор - Л.М. Лещенко

 

ВСТУПЛЕНИЕ К СОЦИОЛОГИИ

Что представляет собой социология и чем она занимается?

КУЛЬТУРА

1. Понятия и содержание культуры.

2. Основные формы и назначения культуры.

В понимании и толковании такого сложного социального явления как общество, ведущее место занимает культура. Чему это так и что она собою представляет? Эти и другие вопросы мы и рассмотрим. Сначала выясним природу культуры.

В социологии культура рассматривается как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения. Другими словами, культура - тот образ мысли и образец действия людей, что выражает специфику данного сообщества, предоставляет нему свой стиль, и тех самим выделяет его среди других сообществ.

Содержание культуры разнообразный и неисчерпаемый. Выделим из него ряд универсальных элементов, из которых складывается любая культура. Понятия, концепты ли, в которых отраженные представления людей о себе и окружающий мир. В них фиксируется социальный опыт людей. Так, один и тот же срок ''свобода”, мы и европейцы толкуем по - разном. Для нас свобода означает, прежде всего, своеволие, которое фактически совпадает с бесконтрольной и неограниченной властью, а для европейца свобода - мера прав и ответственности.

Ценности - принципиально важные для жизни людей ориентиры. Каждая культура имеет свои ценности. Ценности лежат в основе світоглядів, характерных для представителей данной культуры; сопоставляя ценности с социальной реальностью, люди осмысливают ее; ценности также входят в механизм мотивации деятельности человека. В Украине, в частности, складывается следующая картина.

Система жизненных ценностей граждан современной Украины

Аспект Средний балл (с пяти)
Здоровья 4,90
Отношения с семьей 4,84
Возможность получать заработанное своей работой 4,79
4 Уровень благосостояния 4,77
5 Мир, покой в стране 4,73
Равенство прав и возможностей 4,55
7 Внутренняя гармония, согласие с самым собою 4,44
8 Уровень культуры 4,41
9 Интересная работа 4,40
10 Дружба 4,38
11 Законослухняність 4,24
12 Помощь со стороны государства 4,17
13 Самореализация, самоутверждение 4,15
14 Общественное признание, почет 3,88
15 Хобі 3,48
16 Религия 3,37
17 Карьера 3,15
18 Политика 3,14

 

Как видим, современные украинские граждане более всего ценят здоровье, семью, возможность получать заработанное своей работой, благосостояние и мир в стране. Все другое беспокоит нас меньше и менее - всего политика. (43, с.3).

Нормы – усредненные правила поведения. Среди них по критерию жесткости выделяют нормы-требования и нормя-ожидания. Первые предлагают людям однозначный порядок действий, игнорирования которого часто ведет к наказанию нарушителя. Такие нормы, как правило, касаются самых основ существования общности и фиксируются в законодательной форме. Нормя-ожидания не настолько жесткие и определенные и являются мерой допустимого поведения. Нормы также подразделяются на формальные и неформальные.

Следующий элемент культуры - стереотипы сознания и поведения людей - стойкие схемы восприятия социальной действительности и типичных форм социальных действий и взаимодействий. Их систему принято называть ментальністю, то есть не целиком осознаваемые манеры мыслить, коллективные представления, которые доминируют в сферах общественного сознания. Это своеобразные умственные привычки, установки сознания, которые разрешают людям ориентироваться в окружающем мире и понимать друг друга. В особенности четко эта связь оказывается в социальных ролях.

Следующий элемент культуры - символы - знаки, которые обозначают какой-либо другой объект, и несет в себе значения. Знак – своеобразная и случайная форма значения, которое и выступает содержанием символа. Символы пронизывают всю культуру и выступают универсальной формой ее существования. Например, язык – эту масштабную всеобъемлющую систему знаков и значений – можно рассматривать как модель культуры. В языке выражаются, фиксируются и существуют понятия и ценности, нормы и стереотипы сознания и обращения. С помощью языка люди осмысливают окружающий мир и самых себя, приобретают и организуют свой опыт, прежде всего в системе понятий, которое принуждает людей думать в определенных категориях и сроках, делать замечание и оценивать лишь те аспекты действительности, каким эта система предоставляет значимости.

Как и другие элементы культуры, символы объединяют и цементируют социальную общность, наглядно и выразительно демонстрируют (символизируют) ее специфику и, одновременно, отделяют эту общность от інших. (Например, гимн страны, стиль одежды и многое другое)

Культура как универсальное социальное явление существует в конкретных разных формах и взаимозависимых уровнях. Которые и что именно?

Прежде всего, это национальная культура - свойства, черты характера, присущий данной нации. Другими словами, все то, что отличает, скажем, россиянина от немца, украинца от поляка. Индивид имеет национальную принадлежность тогда, когда он вобрал содержание той или другой культуры, мыслит и действует в ее границах, так или иначе, отданное ее ценностям и т.п. Эта усвоенная культура и составляет ядро национальной идентичности индивида, то есть основу его национального самосознания.

Важный и тот факт, который национальная культура интегрирует в единое целое – общество – довольно разнородные, дифференцированные за разными социальными основаниями, часто противоборствующие пласты, группы, кланы. Собственно, национальная культура – условие и ручательство существования всех других форм культуры. При всей ее стойкости она непостоянная в времени, развивается в ответ на эволюцию общества и под влиянием других культур.

Вместе с тем, культура – не функция какого-нибудь социального института, а условие и среда их существования. Она имеет известную силу «сопротивления», может принимать/отвергнуть общественные новации. Сравните ход однотипных процессов что протекают сейчас в странах Восточной Европы, России, Украине – и вы увидите, что толкования новых реалий населением, приспособления к ним, социальная активность простых граждан, поведенческие и ценностные ориентации в этих странах разные, Они обусловлены в значительной мере расхождениям культур их народов.

Понятия национальной культуры и культуры общества во многом совпадают. Однако в многонациональных (полиэтнических , смешанных) странах, каких большинство, между этими двумя понятиями необходимо проводить расхождение.

Культура общества в таком контексте появляется или как культура доминирующего большинства, или как своеобразный синтез родственных и взаимодополняющих национальных культур, при котором, однако, национальные культуры не утрачають своего значения и сохраняют самостоятельность. Кроме того, национальные культуры не сводятся к своему этническому ядру. Они – явление равновеликое обществу и истории. В их формировании, развитию и изменению принимали участие и принимают участие представители разных этносов, а, итак, разные культуры.

Очень часто (если не всегда) мы судим о других культурах, оцениваем их из позиций своей культуры, считая именно ее истинной. Это явление называется етноцентризмом. Он лежит в основе национализма, когда свойства и черты собственного этноса возвеличиваются за счет унижения культур других этносов. Етноцентризм связанный именно с непониманием культуры других народов и обществ, оценкой ее как варварской. Отсюда вытекает и распределение культур на высшие и низшие, передов и отстал, развитые и сложные и т.п.

Довольно долго етноцентризм властвовал не только в массовом сознании, в сознания политиков, но и в социальных науках. Это породило концепцию «цивилизованных» обществ и «нецивилизованных» - варварских, которые не «дотягивали» к первых, а были лишь степенью на пути к культуре и цивилизованности.

Однако такая позиция не оказывала содействие пониманию и исследованию культур других народов. Поэтому в 1906 г. американский социолог Самнер выдвинул концепцию культурного релятивизма. По его мнению, культуру можно понять только изнутри, то есть на основе ее собственных ценностей, в ее собственном контексте. Ведь культура представляет собой единое целое, которое состоит из взаимозависимых элементов. И эта взаимосвязь сообщает отдельным элементам их содержание и значение, определяет их роль и место. Самая же культура оказывает содействие сохранению и развитию того общества, которому она належит.

Неоднородность общества, его внутренняя дифференциация рождает субкультуры - культуру отдельной общности, которая отличается в тех или других аспектах от доминирующей в обществе культуры. Субкультуры разнообразные. Среди них выделяются субкультуры национальных меньшинств, этнических групп.

Жизненно значимые региональные субкультуры, в особенности там, где их существование связанное не только с особенностями экономической и социальной структуры региона, но и с его историческим наследством. Пример поэтому - субкультуры Востока и Западу Украины. Расхождения между ними настолько огромное и многоплановое, что некоторые специалисты ставят под сомнение самую возможность существования единой культуры украинского общества. Поэтому всякая культура нового времени должна быть открытой системой. Если она закрытая, – этнос обречен.

К другим важным разновидностям субкультур относится профессиональная культура. Профессиональная культура вырабатывает определенные стандарты, требования, каким должное отвечать каждый профессионал и ориентации, которые воссоздает профессиональное сообщество.

Важнейшим механизмом воспроизведения профессиональной субкультуры есть система образования. Она не только передает знания и привычки будущим специалистам, но и формирует преданность профессиональным ценностям, а также проводит отбор (селекцию), мешая проникновению в профессиональная среда непригодных для этого людей.

На протяжении продолжительного времени культура общества существовала на двух уровнях: высокая культура и культура народная (фольклорная).

Первая обычно связывалась с изобразительным искусством, классической музыкантом, авторскими произведениями, литературой, сложными философскими и этическими, религиозными системами. Такая культура создавалась представителями господствующих классов и рдел и воспринималась главным образом ними.

Народная же культура существовала в форме пересказов, сказок, песен и обрядов, легенд и т.п. Хотя культуры существовали параллельно, между ними было великое множество перекрестков.

Все их перемешивает массовая культура, которая возникла в ХХ в. Массовая культура - комплекс культурных ценностей, ориентированных на «массовое потребление». Ее отличительные черты:

1/Она адресованная всем людям независимо от их социального статуса, национальной принадлежности, страны проживания и т.п. Ее потребитель – так называемый «средний человек». 2/Массовая культура максимально приспособлена к восприятию такого усредненного человека, «поняла» ей. Например, реклама. 3/ Связь с средствами массовой коммуникации (ЗМК). 4/ Эксплуатация культурных запросов населения.

Следствием существования массовой культуры есть стандартизация и унификация личности, ее духовная несвобода, распространения конформизма, разрушения коммуникаций, основанных на личных, непосредственных связях.

Как и всякое социальное явление, культура непостоянная, противоречивая, динамическая. Она порождает многочисленные социальные конфликты ли сопровождает их. Последние обусловленные своим первоисточником - основным противоречием культуры – между традициями и новациями. Основное содержание всякой культуры относительно стабильный и стойкий. Однако под влиянием разных факторов появляются новые культурные явления, которые претендуют на место стариков. В особенности четко он оказывается в переломные эпохи (этой всегда эпохи «переоценки ценностей»), что хорошо иллюстрирует современная Украина.

Разумеется, конфликт между традициями и новациями может дать разные всходы. Например, селекция (отбор) и самоорганизация новых элементов в содержании культуры, его ціннісно - нормативной системе.

Своеобразное явление, которое может сопровождать культурные конфликты и быть следствием их неразрешимости, – аномія. (Это понятие ввел в социальные науки Э. Дюркгейм). Аномія – такое состояние общества, когда культура не может регулировать обращения людей, а люди не могут опереться на культуру, сопоставить с ею свой жизненный опыт.

В результате и культура, и общество теряют необходимую для своего нормального существования сплоченность, единство, целостность. В особенности остро аномія переживается на уровне индивидуального бытия. Она порождает у человека чувства неуверенности в себе, недоверия к другому, страх перед будущим, чувства одиночества, скептицизм относительно любых ценностей, норм, идеалов. Преодоления аномії в значительной мере зависит от характера тех причин и типа того конфликта, которым она рожденная.

Наиболее распространенным есть конфликт, в котором сталкиваются разные субкультуры: национальные, классовые, региональные, поколении, клановые. За этими конфликтами, как правило, прячется динамика социальных изменений.

Следующий конфликт – это конфликт между опережающим общественным развитием и запоздалой эволюцией культуры. Конфликт состоит в том, что люди с помощью обычного набора средств культуры не успевают приспосабливаться, адаптироваться к непостоянным обстоятельствам, а новые средства ориентации и адаптации еще не выработанные. Затягивания этого конфликта чревато аномією.

Однако природа данного конфликта поясняется не только разной скоростью изменений, она связанная с их направленностью. Дело в том, что культура как наиболее глубинный и стойкий общественный фактор, своим содержанием будто задает границе возможных трансформаций общества. В этих границах развитие и восстановления общества (и самой культуры) происходит сравнительно безболезненно. Другая дело реформы (а по сути дела революции), которые выходят за пределы поля традиционной культуры. Они будто бы отрывают общество от грунта, обесценивают существующую культуру, торпедируют обычаи и традиции. Преодоления этого разрыва между реформой и культурой может происходить через их взаимную адаптацию.

Рассматривая культуру как ціннісно-нормативну систему, следует отметить ее исключительное свойство: способность организовывать и приводить в порядок общественная жизнь, прибавляя нему стабильность. В этом и состоит смысл культуры.

Культура, организовывая общественная жизнь, поддерживает целостность и стабильность общества. Это четко оказывается в ее влияний на поведение людей. Собственно, содержание культуры в основном состоит из многочисленных образцов, стереотипов, моделей обращения людей.

Культура составляет содержание процесса социализации. Культура, с этой точку зрения, не только тот социальный опыт, который усваивают люди в походке социализации, но и способы, каналы передачи такого опыта. Самая культура часто рассматривается как гигантская система коммуникации, с помощью которой общество «воспитывает» молодое поколение.

Регулируя обращение людей, культура создает своеобразный механизм социального контроля. Его образовывают стойкие взаимосвязи между ценностями, нормами (правилами) и санкциями.

Содержание механизма контроля состоит в том, что культура ориентирует людей на определенные поведенческие стандарты, создает стимулы и мотивы их действий, поступков, которые считаются в данном социальном сообществе нормальными, естественными, правильными и т.п. Тем самым культура «заставляет» людей удовлетворять свои потребности, достигать своих целей не какими-нибудь, а приемлемыми, допустимыми в данном сообществе средствами.

Вывод. Культура – образы и образцы самоорганизации представителей социальной общности. Они отбивают ее своеобразность и передаются из поколение у поколение в виде ее исторического опыта; стиль всей общественной жизни и ее составных. Культура – явление, размерное обществу и цивилизации. Она не только связывает социальное и индивидуальное, а прибавляет им содержание и смысл. Тем самым культура порождает и превращает общество в единое системное целое.

 

Вопрос для самоконтроля

1. Проверьте, знаете ли вы определение понятия “культура”? У чем своеобразность социальной культуры?

2. Какие основные компоненты культуры?

3. Какие виды культуры вы знаете? У чем состоит специфика каждой из них?

4. Объясните понятие «национальная культура», «субкультура», «етноцентризм».

5. Что означает понятие « аномія»? Есть ли ее признаки в украинском обществе?

6. Которые смысл и назначения культуры в обществе, которое их соотношение?

7. В каком соотношении находятся культура и социальные конфликты?

8. Как вы могли бы охарактеризовать культуру украинского общества?

9. Оказывают содействие ли украинские соціокультурні условия становлению демократического, правового, рыночного общества?

10. Что представляет собой социальный контроль и в чем вы усматриваете его содержание?

11. Какое место отводите культуре вы в своей жизнедеятельности?

12.В альтернативном социологическом словаре Э. Головаха отмечает, что культурный прогресс - ошибочное понимание развития цивилизации: сам по себе прогресс, конечно, есть, но какой-либо уже очень некультурный. Нормы социальные - рамки обращения, внутри которых люди бегают за поощрениями, а вне – от санкций. Традиции– память о том, что мы кое-чем отличаемся от необразованных предков; ценность – полезная часть окружающего нас мира, отсутствие которой вызовет страх, который не получишь, а наличие – страх, который утратишь (16, с 205,206, 208.).Это ли так или нет? Докажите.

 

ОБЩЕСТВО

1. Понятия общества.

2. Основные типы и характеристики обществ.

Как мы узнали из предыдущей лекции, объектом и предметом изучения социологии есть мир человеческий, какой он есть и становится в культурном русле. Синтезом, который самоорганизуется, его составных выступает общество. Содержание этого понятия очень многозначительный. Это связан с сложной эволюцией самого общества и его конкретных типов. Прежде всего, как оно возникло?

Общество людей родилось с стаи. Етологи так описали ее этику: каждый в отдельности добывает пищу и ни с кем, кроме ребеночков, не поделится. Потребность в общении побуждает к созданию групп за родственностью возрастом, за интересами, а лидерство – бороться – за место в них. («Порядок клев – в стае кур!»), Ссоры и потасовки за самку или пищу – частые, но не доходят к убийству. Предводитель завоевывает свое место в борьбе и деспотически руководит стаей. Все представители другой стаи – враги. Стаи объединяются и бьются с ними насмерть. Ребеночки и слабые оберегаются. Существует справедливость обменов при общении: ласками, услугами, но также и угрозами. Взаимоотношения отрабатываются в играх. В стае животных разных видов находят элементы демократии и коллективизма.

Социальная эволюция началась из изобретения орудий и знаков языка. В особенности важный язык. Она усилила общение первоначальных людей, обеспечила накопление информации в сообществе, увеличила управляемость коллективными действиями, отделила одну стаю от других и превратила ее у племени с своим языком. Главное – язык заложил основы абстрактному мышлению – созданию обобщенных понятий: «Я» и «Они», жизнь, смерти и бессмертной души. А потом и богов.

Изобретения орудий повысило эффективность работы и охота. В результате состоялось увеличения выживаемости потомства, расширения племени. Появились условия для накопления собственности и еще одно (после власти) источник для создания иерархии ролей. Естественная агрессивность и жадность сильных лидеров получила выражение в войнах, завоевания территории, с ассимиляцией неприятелей или возвращением их в рабство. Прогресс человеческих сообществ (самоорганизация!) был совсем не одинаковый. Из тысяч племен, которые существовали в истории, в цивилизации превратились всего около двадцати. Другие исчезли. Кроме этой, в социологии существуют инструментальная, семантическая, сексуальная, гендерна и кратична теории происхождения общества. (14, с.149-153). Современное общество установилось в нашей части мира около трех веков назад.

В современной социологии под обществом имеется в виду, во-первых, совокупность всех способов взаимодействий и форм объединений людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость один от другого. Во-вторых, тип или вид объединения людей, что имеет некоторую качественную определенность и целостность, как в генетическому, так и в историческому аспектах. Какие же признаки имеет это объединение?

1. Оно именно содержит в себе другие, более локальные и специализированные социальные объединения, структуры, организации, виды человеческой деятельности.

2. Общество имеет высокую интенсивность разной самоорганизации между его членами и потому высокая степень интеграции их в единое целое. Поэтому даже в тех случаях, когда разные общества тесно связаны один из одним, открытые друг другу (например, английское и французское), они не сливаются.

3. Общество - стойкое образование: несмотря на все исторические изменения, оно, как правило, сохраняет свою качественную специфику и самосознание, которые разрешают идентифицировать его даже в рамках продолжительных исторических периодов.

4. Эта стойкость общества, в частности, связанная с тем, что общество в целому имеет самодостаточность и автономией, поскольку источник его развития и эволюции, механизмы регуляции находятся внутри, а не вне каждого конкретного общества.

5. Наличие постоянной территории, на которой располагается это сообщество людей. 6. Наличие развитой культуры. 7. Воспроизведения социальной общности главным образом путем деторождения. 8. Политическая независимость. ЕСТЬ и другие схемы выделения признаков общества.(19, с.111-113 и др.)

Какие структуры должно иметь всякое общество, чтобы быть как таким? В истории социологии, начиная с О. Конта, его концепции социальной статики, установилось представления, которые такими структурами являются социальные институты – стойкие системы самоорганизации людей, которые удовлетворяют базовые потребности общества и индивидов (семья, культура, экономика, политика и др.). Они создаются на основе социальных норм и ценностей и поддерживают существование общества как интегрированного социального целого. Невозможно выделить какой-нибудь один социальный институт или фактор, который бы «отвечал» за существование общества как социального объединения, это - результат взаимодействия великого множества социальных институтов.

2. Основные типы и характеристики обществ. В современной социологии есть ряд общепризнанных теорий и методологических подходов, которые на сегодня как можно лучше объясняют общество в всей его целостности и полноте.

Органіцистський подход (органіцизм) - популярный в минувшему, в особенности в XIX столетии, проводил ярко выраженную аналогию между обществом и биологическими организмами. Например, О. Конт воображал общество как разновидность организма, который нужно рассматривать сквозь призму биологических концепций структуры и функций. Органіцизм сбыл историческим предшественником функционального подхода.

Функционализм (в особенности структурный функционализм) рассматривает общество как систему, каждый из элементов которой выполняет свою функцию, то есть удовлетворяет некоторую общественную потребность, вносит вклад в поддержку существования, в дело выживаемости общественного целого. Именно функциональные связи образовывают общество как органическое, системное целое.

Для марксистского понимания общества характерный экономический детерминизм, то есть признания определяющего влияния экономики на вся другая общественная жизнь, то есть стремления объяснить социальные процессы их экономическими корнями. Особенностью марксизма есть представления о том, что классы, которые имеют экономическое происхождение, и классовые отношения пронизывают все общество снизу доверху, накладывают отпечаток классового размежевания и классовой принадлежности, классовых потребностей и интересов, поглядів на основные социальные явления, институты, процессы.

С классами связанное и ключевое вопросы об источниках и механизмах саморазвития общества и всего исторического процесса. С точки зрения марксизма, история человеческого общества делится на первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и (гипотетическую) коммунистическую формации. В основе каждой из них лежит своеобразный, только этой формации присущий способ производства, которое определяется уровнем развития и характером продуктивных сил общества и соответствующим им типом производственных отношений. В ходе развития продуктивные силы общества заходят в разногласие с господствующим типом производственных отношений, что выражается в острой классовой борьбе, которая в результате приводит к изменению формаций в виде социальных революций.

Широкое распространение получило выделения традиционных и индустриальных обществ.Традиционное общество - это общество, как правило, аграрного типа. Оно имеет следующие отличительные черты:

- высокая структурная стойкость сообщества, которое создает иллюзию недвижимости общественной жизни, застоя;

- небольшая социальная дифференциация, которая часто базируется на общинном, родоплемінному принципе;

- традиционные общества грунтуются на простом разделении труда, а также на его закреплении за состояниями, кастами, кланами;

- производитель имеет доступ к земле не непосредственно, а через принадлежность к роду, общине, же ли, в европейском варианте, через феодальную иерархию;

- компоненты культуры - ценности, нормы, модели обращения, образцы дои - имеют высокую инерцию, неизменность, - здесь прошлое руководит настоящим;

- главный принцип, способ социальной регуляции - верность традиции.

Хотя традиционное общество относят главным образом к минувшего (традиционное общество - докапиталистическому) этот тип организации характерный и для современности. Данная организация общественной жизни ничем не лучше, но и не хуже индустриальной. Она просто другая. Жизнь здесь представляет собой игру с природой, поскольку первая определяется ритмам и мелодиями последней.

Срок «индустриальное общество»ввел еще А. Сен-Симон, но широкое распространение он приобрел в второй половине ХХ столетия. Под индустриальным понимается общество, основанное на машинном производстве, фабричной организации и дисциплине работы, национальной системе хозяйства и свободной торговле со общим рынком. При этом собственность и управления в походке «революции менеджеров» будто расщепляются: производство, по крайней мере, в ведущих фирмах, начинают контролировать менеджеры-администраторы.

Индустриальное общество действует по правилам игры с созданного природой, то есть с рациональной технико-технологической самоорганизацией. Отличительной чертой индустриального общества есть массовое производство стандартизированных товаров. Это общество характеризуется стойким развитием, высоким ВВП и широким использованием неорганических источников энергии. Высокий уровень и качество жизни население; развитая профессионально-отраслевая структура, которая имеет высокий уровень мобильности работников, дополняют картину.

В индустриальном обществе формой политической организации есть демократический режим, в системе социальной стратификации значительный удельный вес занимает средний класс, большое влияние имеют структуры гражданского общества, то есть негосударственные, неполитические организации и объединения людей. В индустриальном обществе (в отличие от традиционного) управленческие и политические структуры обезличены.

В определенной мере индустриальное общество есть идеализированной моделью современного западного, западноевропейского общества. Приверженцы теории модернизации и индустриального общества убежденные, что все наиболее важные и значимые исторические изменения связаны с переходом от традиционных обществ к индустриальных и постиндустриальных. Последние, в частности, концентрируют внимание уже на услугах и есть игрой между людьми, их универсальной социальной самоорганизацией. Так что, за ними - настоящее. Что же касается возникающего будущего, то оно становится подъемом социальных инноваций. Их ретроспективы и перспективы в каждом сообществе свои и ограниченные беспредельностью самоопределения и саморазвития собственной социальной среды.

В последней четверти ХХ столетия появились теории глобального общества И. Валлерштайна и коммуникативного общества Н. Лумана, информационного, постиндустриального, открытого. Все они, так или иначе, отбивают разные степени прогресса, «созреванияцивилизации». Это самоорганизуется процесс, «паровоз» которого бы НТП. Он служит причиной изменения организации и, за обратной связью, - стимулируется ею.

Векторы созревания: расширения демократии; сдвиг в ценностях: от богатства к информации, стимулирования экономики, социальной защиты, образования, науки, здравоохранения и экологии. Глобальная цель - гуманизация общества с компромиссом личного и общественного. Созревания цивилизации идет во всех странах, по всем параметрам, но с очень разной скоростью и противоречиями.

Его современный этап находит свое выражение в планетарной глобализации. Ее суть: возрастания международных связей, взаимозависимость стран, распространения новых технологий и единых стандартов жизни. Неравномерно, но неуклонно дело двигается в сторону единого мирового сообщества.

Вывод.Общество возникает и начинается в процессе удовлетворения социальных потребностей людей на основе их культурной самоорганизации. Общество – совокупность людей, объединенных возможностями самоорганизации.Специфику общества отличают неуравновешенная упорядоченность социальных отношений, общезначимые цели, дифференциация и вариативное взаимодействие его составных, продолжительность существования, самодостаточность, то есть оно владеет всеми необходимыми ресурсами для своей самоорганизации.

Общество – это динамическая область реальности. Взаимодействующие связи между ее элементами носят вероятный характер. Судьба общества в значительной мере зависит от того, как люди видят общество, которым воображается его будущее и насколько они осведомлены как субъекты социальной самоорганизации, и каким образом сознают общественные процессы.

В сфере разнообразного человеческого бытия существует возможность выбора, который предполагает ответственность и риск, где время – это конструкция. Оно конструируется в каждый данный момент. И каждый может принять участие в процессе этого конструирования.

Оптимальная самоорганизация общества и связанные с ею изменения выражаются в его становлении: традиционное, индустриальное, постиндустриальное, информационное, "«открытое". По мере «созревания» человечество может прийти к планетарному сообществу.

 

Вопрос для самоконтроля

1. Что такое «общество»? Может ли человек существовать вне общества? Какие особенности общества как системы, его структуры?

2. Какие факторы определяют специфику и тенденции развития человеческого общества. Что отделяет общество от природы, служит источниками его становления?

3. Какие исторические типы общества вы знаете?

4. Охарактеризуйте современную ситуацию в Украине в сроках системного анализа общества. Которое, с точки зрения социолога, главный системный признак современного украинского общества?

5. Сформулируйте главные системные признаки и основы современного общества западного типа.

6. Какие критерии социального прогресса?

7. Сформулируйте сущность цивилизационного подхода в анализе общества. У чем состоит его отличие от формационного?

8. Какая сущность информационного общества? Когда оно появляется?

9. На Х11 Всемирном социологическом конгрессе(1990) в как одна из ведущих идей была представленная концепция модернизма. Она есть развитием теории М. Вебера о два типа общества – традиционному и модернистскому. В традиционном обществе обращения человека регулируется традициями, по принципу: робы так, как делали к тебе. В модернистском обществе обращения регулируется принципом рациональности, разумности и эффективности социального обращения.

По утверждению западных социологов сегодня формируется постмодернистское общество. Здесь принципом обращения становятся интересы человека, коллектива, народа, те цели, что они перед собою ставят, и средства, что они выбирают.Подумайте,какими принципами регулируется ваше поведение, поведение большинства членов украинского общества сегодня? К какому типу, по-вашому, относится наше общество?

10. В альтернативном социологическом словаре Э. Головаха отмечает, что трансформация общества – период развития общества, когда у него появляется светлое прошлое; утопия – модель общества, в котором должны быть удовлетворены все, кроме тех, кто этим не удовлетворенное (17, с. 208).Так ли это так ли? Докажите.

 

Вопрос д







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.125.162 (0.043 с.)