Системы взглядов вне психиатрии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы взглядов вне психиатрии



Большинство людей, слышащих голоса, даже те, которые могут хорошо справляться со своими переживаниями, убеждены, что голоса приходят извне. Поэтому мы уделили должное внимание тем системам взглядов, которые прямо относятся к этому убеждению. Эти взгляды описаны в главе 7, в ней авторы интерпретируют голоса, которые они слышат, как свидетельство общения с энергиями вне нашего мира сенсорных восприятий.

Два автора описывают свои переживания голосов с метафизической точки зрения, ассоциируя голоса с душами умерших. Другие выбирают религиозную систему взглядов, которая рассматривает голоса как имеющие мистическую природу; или связывают голоса с тем, что духовная психотерапия называет высшим "Я"; или рассматривают голоса как связь с нашим коллективным бессознательным.

В этом резюме мы свели вместе много различных мнений в попытке выяснить смысл феномена слышания голосов. Учитывая большое разнообразие личных переживаний и объясняющих теорий, стоя перед лицом слышащих голоса, которые ищут помощи и поддержки, мы должны были задать себе следующие вопросы:

· Насколько голоса отражают чувствительность к эмоциям других людей или к ситуациям где-либо в другом месте (например, во время войны в Персидском заливе)?

· Насколько они связаны со степенью духовного развития, проявленного в пиковых переживаниях?

· Насколько они отражают идентификацию, дестабилизированную в результате травмы или дефектного развития?

· Насколько они отражают нынешние или прежние травмы?

· Насколько они отражают текущие эмоциональные проблемы?

· Насколько они отражают нынешние неблагоприятные отношения или жизненные обстоятельства?

· Насколько они отражают интерференцию с энергиями метафизической природы?

· Насколько они отражают болезнь (физиологическую или психологическую)?

Прежде чем ответить на любой из этих вопросов, мы должны располагать системой взглядов. Возможно, наиболее значительное различие между моделями, имеющимися внутри и вне психиатрии, таково: в психиатрии лечение начинается с предположения о происхождении голосов. Как только это установлено, можно пытаться истолковывать голоса. С другой стороны, вне психиатрии лечение берет за точку отсчета субъективный опыт слышащего голоса. На этой основе затем строится объяснение, как можно более тесно связанное с этим опытом.

Устранение барьеров

Психиатры сталкиваются с серьезными трудностями, стараясь помочь тем, кто слышит голоса. Нужно преодолеть большую дистанцию между субъективным опытом слышащего голоса и рациональным подходом многих форм лечения. Вероятно, только в этом контексте можно дать себе отчет в барьерах между тем, что объективно имеет в виду психиатр, и субъективным опытом пациента. Я полагаю, что следует внимательно рассмотреть следующее:

Барьер 1. Различия в восприятии.

Тот факт, что два человека обсуждают голоса в терапевтическом контексте, вовсе не означает, что обе стороны имеют одинаковые убеждения. Может иметь место крайний случай, когда врач склонен считать, что переживаний слышащего голоса не существует или относить их к области фантазии. Если слышащий голоса узнает об этой склонности, он может бояться говорить о своих переживаниях. В ситуации такого рода всякое общение относительно голосов будет немедленно прекращено.

Барьер 2: Различия в концепциях.

Врачи и слышащие голоса часто придерживаются различных, иногда взаимоисключающих концептуальных систем понимания значения голосов. Врач может просто выбрать характерный клинический диагноз, в то время как слышащий голоса может приписать их, например, существованию демонов. При таком расхождении точек зрения общение врача и пациента зависит от того, насколько они понимают друг друга. Не стоит пытаться навязать кому-то определенное толкование; следует признать, что другие системы взглядов могут предложить дополнительные толкования (см. главу 9), и что в любом случае пациент может искать их, невзирая на настояние врача. Любая система взглядов заставляет думать и возбуждает желание продолжать поиск различных толкований. Вместо того, чтобы упорно отстаивать определенную систему взглядов, которая пока была неэффективной, может оказаться намного более плодотворным рассмотрение других возможных толкований.

Барьер 3: Различные представления о лечении.

Врачу и слышащему голоса может быть трудно сотрудничать в свете одностороннего лечения, которое ограничивается прописыванием нейролептиков. Слышащий голоса может чувствовать себя неправильно понятым или обделенным вниманием, если не все его восприятия и переживания были обсуждены. Возможно также, что прописанные лекарства не дают желаемых результатов; например, может быть слишком много побочных явлений. Подобные ситуации могут возникать, когда психиатрические объяснения слишком специфичны или негибки. К сожалению, это может привести к тому, что будет уделено слишком мало внимания другим важным вопросам, таким как восприятие, адаптационное поведение и социальное функционирование.

Барьер 4: Незнание истории жизни личности.

Если уделяется недостаточно внимания истории жизни слышащего голоса, и в особенности любым травмам, которые он пережил, это может привести к излишнему выпячиванию феномена слышания голосов. Это может объясняться двумя причинами:

· Психиатрический диагноз поставлен в значительной степени на основе феномена, имеющегося на момент обследования.

· Травмы раннего детства (до шести или семи лет) могут совершенно изгладиться из памяти, так что индивидуум не способен спонтанно вспомнить их. В этом случае врач должен заботливо помочь вспомнить такие события. Без учета этих факторов психиатрический диагноз может быть поставлен исключительно на основании текущих симптомов, без учета травматических переживаний, которые могут быть причиной диссоциативного феномена (см. главу 9).

Барьер 5: Незнание связи между голосами и повседневной жизнью.

Люди, слышащие голоса, не всегда осознают тесную связь между своим отношением к голосам и тем, как они обходятся с людьми и решают вопросы в повседневной жизни. Вместо этого, слышание голосов переживается как изолированный феномен, и вся энергия направляется на борьбу с ними. Однако, было бы намного полезнее начать учиться лучше обращаться с людьми и лучше решать повседневные вопросы, а затем посмотреть, что скажут голоса.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ

Нашей четвертой задачей было обеспечить врачей и семьи информацией, которая помогла бы каждому, кого это касается, научиться справляться с голосами. Наиболее важным элементом в этом процессе является организация и улучшение отношений между голосами, слышащими голоса и людьми, которые с ними связаны. Таким образом, есть три типа отношений, подлежащих обсуждению:

· отношения между слышащим голоса и голосами;

· отношения между самими голосами, если их больше одного;

· отношения между слышащим голоса и теми, с кем он повседневно контактирует.

В этом резюме мы рассмотрим важную информацию, которая может быть особенно полезна для улучшения этих отношений. В частности, рассмотрим связь между тремя фазами, как они описаны в главе 2, стратегиями приспособления (главы 6 и 8) и воздействия (особенно глава 10). Эти фазы следующие:

· фаза 1 – потрясение: внезапная атака голосов, которую обычно обрисовывают как пугающую или, по крайней мере, странную, и которая приводит в замешательство;

· фаза 2 – организация: процесс общения с голосами, их обсуждение и структурирование контакта с ними, а также опробование различных стратегий адаптации к ним;

· фаза 3 – стабилизация: период, в течение которого находится и укрепляется своего рода баланс как в отношении голосов, так и в отношении общества. Голосам отводится соответствующее место в жизни человека, и он может найти эффективную социальную роль, как было проиллюстрировано на примерах в главе 8.

Фаза потрясения

В течение фазы потрясения терапия в первую очередь сосредоточивается на приемах овладения беспокойством (глава 10), хотя медикаменты могут быть довольно полезными для уменьшения первоначального беспокойства и замешательства (глава 10). Важно, однако, заметить, что любое такое лечение должно базироваться на полном знании и признании существующего переживания, можно даже исследовать степень власти голосов. Следующий шаг – поиск возможных способов достижения контроля над голосами. Наконец, важно содействовать развитию чувства уверенности (см. примеры 5 и 6 в главе 8), показывая, среди прочего, эмоциональную заинтересованность (глава 10) и внимательно следя за событиями и их протеканием. Это выполняется такими приемами как мониторинг или фокусировка (главы 5 и 10). Контакты с другими слышащими голоса во время этой фазы могут дать ценное убеждение, что слышащий не одинок. В этот период пытаются привести в какой-то порядок повседневную жизнь, с тем, чтобы отвести время как для голосов, так и для других дел. Для семьи жизненно важно быть информированной обо всем этом (см. главы 7, 9 и 10), потому что она должна играть важную роль в поддержке, а не в критике.

Фаза организации

Раз первоначальные беспокойство и замешательство явно уменьшились или хотя бы временно приостановлены, возможно сосредоточиться на организации голосов и отношений с ними. В течение этой фазы уделяется пристальное внимание такому вопросу, как анализ возможного значения голосов, с учетом как прошлого, так и настоящего (глава 9); исследуются история жизни (глава 9); значение голосов в повседневной жизни (главы 9 и 10); влияние на голоса семейных отношений (глава 9), любые указания на парапсихологические склонности или пиковые переживания (глава 7); симптомы, сопутствующие диссоциации или эмоциональной угнетенности (глава 9) и/или любые симптомы, говорящие о задержке развития личности (глава 7) или о нарушении понимания связей между личностью и другими людьми (глава 9).

Много времени будет также уделено таким вещам, как особые условия, при которых слышны голоса, что они обычно говорят, физические характеристики переживания, природа каждого триггера и сопутствующих переживаний. Со всеми этими вопросами имеют дело при применении приемов сосредоточения (глава 10).

Следующий шаг – попытка ознакомиться с различными взглядами на феномен, чтобы подняться над ограниченной точкой зрения, которая может одинаково навязываться как врачами, так и слышащими голоса или их семьями (главы 7 и 9).

Наконец, будет уделено внимание социальному положению личности, слышащей голоса, степени ее зависимости, необходимому социальному обеспечению и наличию благоприятных возможностей для полного развития индивидуальности слышащего голоса (глава 10).

Фаза стабилизации

В этой фазе прежде всего в центре внимания находится расширение знаний и развитие личности с помощью различного рода психотерапевтической помощи. Это может быть диалог с голосом, Pathwork, духовная психотерапия, овладение эмоциями. Важный вклад может также внести социальная помощь в части занятости, образования и независимой жизни. Еще раз следует сказать, что поддержка семьи или партнера имеет решающее значение для развития у слышащего голоса чувства контроля и для обеспечения должного положения в обществе (глава 10).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Читателю уже должно быть ясно, что истории болезней, теории и приемы лечения, описанные в этой книге, были тщательно и обдуманно отобраны в соответствии со специфическими задача

ми. Наш набор историй болезни составлен со специальной целью показать, что иногда голоса слышат и люди, которые никогда не искали психиатрической помощи (глава 6). Другой нашей важной задачей было показать, что слышащие голоса, которые искали психиатрическую помощь, преуспели в избавлении от роли пациента и добились реализации собственной социальной индивидуальности. Наш подбор объясняющих теорий и взглядов определялся частично выбором или предпочтением самих слышащих голоса, а частично спектром вариантов, используемых в области психиатрии. Мы стремились также показать, что смирение и фатализм – это не все возможные ответы на слышание голосов. Наконец, все терапевтические приемы, обсуждавшиеся в этой книге, были опробованы людьми, слышащими голоса.

Мы хотели бы закончить словами доктора Verhoeff, главного инспектора Службы психического здоровья Нидерландов. На первой конференции для людей, слышащих голоса (Утрехт, 1987), доктор Verhoeff сказал:

Проникновение в адекватные способы овладения галлюцинациями может быть важным инструментом как в лечении, так и в реакциях психиатров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.017 с.)