Тема: понятие, предмет, система и задачи криминалистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: понятие, предмет, система и задачи криминалистики



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Планы и задания к семинарским и практическим занятиям по учебной дисциплине "Криминалистика" для студентов 3 курса (6 семестра) Экономико-правового факультета НУ «ОЮА» являются составной частью программы курса. Цель планов и заданий - оказать помощь студентам по обеспечению более глубокого усвоения теоретического материала, полученного ими в ходе прослушивания лекций, при самостоятельном изучении ими практического материала и рекомендованной литературы.

Сами планы семинарских и практических занятий и заданий к ним по своему содержанию соответствуют потребностям практической деятельности органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры, адвокатуры, суда. Указанные виды учебных занятий охватывают общую часть криминалистики и по своей методике позволяют преподавателю и студентам, по выбору более гибко с учетом максимальных возможностей использовать учебное время для закрепления теоретических знаний в ходе семинаров и практических занятий.

На семинарских занятиях детально изучаются основные проблем­ные вопросы курса криминалистика, а практическое решение задач составленных на основании материалов конкретных уголовных дел способствует вы­работке у студентов приемов и навыков работы с текущим законода­тельством и материалами судебной практики, Постановлениями Плену­мов Верховного Суда Украины. До семинарского и практического занятий студентам необходимо ознакомиться с основной литературой, рекомендуемой по каждой те­ме, и дополнительными источниками.

Оценка уровня и качества овладения теоретическими знаниями и практическими навыками работы в процессе семинарских и практичес­ких занятий осуществляется по пятибалльной системе, регистрирует­ся в соответствующем журнале и учитывается при итоговом контроле. Задания для практических занятий и самостоятельной подготовки студентов выполняются в тетради-практикуме, которая представляет­ся для итогового контроля.

Одной из форм индивидуальной подготовки студентов является подготовка и защита докладов, фиксированных выступлений и рефератов. Тема доклада избирается студентом по согласованию с преподавателем по одному из наиболее актуальных вопросов семинарского занятия и обсуждается в процессе проведения занятия. После проведения занятия доклад представляется преподавателю в письменном виде, оформленным в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям. Наиболее интересные доклады могут быть рекомендованы кафедрой к опубликованию в научных изданиях университета.

В случае, если студент по тем или иным причинам пропустил семинарское или практическое занятия, либо был неудовлетворительно аттестован на них, по каждой теме он обязан в течении семестра представить преподавателю конспекты лекций, семинарских и практических занятий с проведением собеседования по пропущенным или неудовлетворительно аттестованным учебным занятиям. Оценка отработанного материала производится по пятибалльной системе вне учебных занятий на кафедре.

Студенты, которые своевременно не отработали образовавшиеся текущие задолженности к итоговым семестровым формам контроля не допускаются..

В целях углубленного изучения материала рекомендуется пред­варительно изучить конспект лекций по изучаемой теме, а затем не менее двух учебников или иной основной литературы, названной к каждой теме. По возможности целесообразно ознакомиться с соот­ветствующим материалом в других учебниках по криминалистике последних лет изданий. В этой связи, следует обратить внимание на освещение всех вопросов итогового контроля знаний и рабочей програм­мы, в пределах изучаемой темы.

Как показывает опыт, оправдывает себя практика конспектиро­вания материала, который не был охвачен лекцией, по вопросам как семинарского занятия (заданиям для самостоятельной подготовки), так и итогового контроля знаний. Это окажет помощь (значительно сократит время) при подготовке к зачету или экзамену, защите ре­ферата, курсовой или дипломной работы. Высокой профессиональной подготовки студенты могут добиться лишь тогда, когда они ознакомятся с проблемными вопросами криминалистической теории и практики. Этому способствует изучение допол­нительной литературы. Она должна использоваться студентами, преж­де всего при подготовке к семинарским и практическим занятиям, выполнении заданий в процессе самостоятельной подготовки. Указан­ных литературных источников, как правило, бывает достаточно для написания реферата. Они могут быть использованы в качестве основ­ных источников и при написании реферата, доклада или дипломной работы.

После изучения учебной программы курса, рекомендуемой основ­ной и дополнительной литературы и написания краткого конспекта этого материала по вопросам итогового контроля знаний в пределах темы занятия целесообразно при подготовке к семинарскому занятию составить схему или план ответа на каждый из вопросов занятия с отражением узловых моментов (дефиниций, классификаций и пр.). Применение цветных фломастеров (паст), соподчиненное подчеркива­ние либо схематичное или табличное изложение сути поможет после­довательно, логически обоснованно и правильно ответить на основ­ные и дополнительные вопросы. Следует избегать зачитывания со схемы (плана, краткого конспекта ответа и др.) дефиниций, класси­фикаций или других аналогичных теоретических положений, которые целесообразно излагать по памяти.

Результаты выполнения заданий на практических занятиях или самостоятельной подготовки должны отражаться (приобщаться к ней) в специальной тетради-практикуме, предоставляемой вместе с конспектами лекций на итоговый контроль для оценки качества рабо­ты студентов в аудиторное и внеаудиторное время. В тетради-практикуме должны аккуратно излагаться результаты выполнения заданий в виде конспекта самостоятельно изученных воп­росов, схем, таблиц и т.п. При этом необходимо указать к какому именно занятию (№, п/п занятия и сущность задания согласно настоя­щим методическим указанием) выполнено задание.

Методика подготовки к семинарским занятиям

Целью семинарского занятия является углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения законодательства, иных нормативных материалов и криминалистической литературы. Студент должен уметь анализировать правовые нормы действующего законодательства и применять их к конкретным криминалистическим ситуациям, знать современные тенденции в борьбе с преступностью и уяснить основные проблемы науки криминалистики.

Семинарское занятие одновременно служит и средством проверки знаний студентов, а также отработки навыков самостоятельного изучения криминалистики, работы с литературой, умения логично и последовательно излагать усвоенный материал. В процессе выступления на семинарском занятии студенты должны продемонстрировать умение выделять основные положения, иллюстрировать их применение, а также делать практически значимые выводы из теоретических положений. По всем темам семинарских занятий дан перечень наиболее важных вопросов курса, а также указан список литературы, которую необходимо изучить при подготовке к занятию (по выбору студента 1-2 учебника, 1-2 статьи, монографии и нормативные акты).

Начинать подготовку к семинарским занятиям надо с уяснения содержания вопросов, стоящих в плане занятия, что может определить тот конкретный объем информации, который необходим для полного и точного ответа. Далее целесообразно обратиться к конспекту лекций.

Следующим этапом подготовки является изучение соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях и только после этого, когда уже имеется необходимая теоретическая база для уяснения более сложного материала, необходимо приступить к изучению рекомендованной дополнительной литературы, содержащей информацию по проблемным вопросам темы. Для более глубокого усвоения материала, а также для осуществления контроля со стороны преподавателя при подготовке к семинару студентам необходимо вести конспект в отдельной, специально для этого предназначенной тетради. Такой конспект может быть в форме письменного плана ответов по каждому вопросу темы, а иногда и кратким ответом, подкрепленным ссылками на нормативные материалы или литературу. Это поможет при выступлении на семинаре. В той же тетради следует записывать неясные вопросы, требующие уточнения на занятии.

Если студент не подготовился к семинарскому занятию или пропустил его по какой-то причине (в том числе и по болезни), он обязан во внеурочное время отчитаться по этой теме перед преподавателем, ведущим занятие.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2.

Семинарское занятие№ 3

Семинарское занятие № 4

ТЕМА: Общие положения криминалистической техники.

(Время - 2 часа)

Основные вопросы:

1. Криминалистическая техника, понятие и задачи.

2. Научно-технические средства и методы, используемые для обнаружения, фиксации и изъятия следов и иных объектов, имеющих криминалистическое значение.

3. Научно-технические средства и методы, используемые для исследования следов и вещественных доказательств.

Доклады:

1. Правовые основы использования криминалистической техники.

2. Технические средства профилактики.

3. Технико-криминалистическая оснащенность органов досудебного следствия.

 

Цель семинара – развитие самостоятельного мышления и творческой активности студентов по проблемам криминалистики.

Задачи семинара:

1. закрепление, углубление и расширение знаний студентов полученных на лекции и в ходе самостоятельной подготовки по проблемам криминалистической техники;

2. формирование умения правильно ориентироваться и применять элементы криминалистической техники в ходе расследования;

3. совершенствование способностей по применению криминалистической техники в ходе расследования;

4. демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подготовки в разделе «Криминалистическая техника»;

5. формирование навыков практической работы с криминалистической техникой.

Учебно-методическое обеспечение:

Конспект лекций;

 

Литература:

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика. Учебник для вузов/Под ред. проф. Р.С. Белкина. М., 1999.

2. Грамович Г.И. Основы криминалистической техники. – Минск: из-во ВШ, 1981.

3. Криминалистика/Под ред. Н.П.Яблокова. М., 2005.

4. Образцов В.А. Основы криминалистики. М., 1996.

5. Особенности исследования некоторых объектов традиционной криминалистической экспертизы / под ред. Снеткова В.А. – М., 1993.

6. Руководство для следователей/Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. М.: ИНФРА-М, 1997.

7. Усманов У.А. Справочник следователя. М., 1997.

8. Чугукало О. Использование криминалистической техники на судебном следствии // Право Украины. – 2006. - № 3. – С. 74.

9. Шепитько В.Ю. Криминалистика: Курс лекций.-4-е изд., перераб. и допол.-Х.: Одиссей, 2009.-368 с.

 

Семинарское занятие№ 5

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

ТЕМА: ТРАСОЛОГИЯ.

(Время - 2 часа)

Основные вопросы:

1. Средства, способы обнаружения и изъятия следов рук.

2. Средства, способы и особенности обнаружения и фиксации следов ног.

3. Средства и способы фиксации и изъятия следов орудий взлома и инструментов.

4. Способы фиксации и изъятия следов транспортных средств.

 

Доклады:

1. Понятие следа трасологии.

2. Механизм следообразования.

3. Основы дактилоскопии.

 

Цель семинара – развитие самостоятельного мышления и творческой активности студентов по проблемам трасологии как раздела криминалистики.

Задачи семинара:

1. закрепление, углубление и расширение знаний студентов полученных на лекции и в ходе самостоятельной подготовки по проблемам трасологии;

2. формирование умения правильно ориентироваться и применять категориальный аппарат трасологии как раздела криминалистики;

3. совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения по проблемам трасологии;

4. демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической и практической подготовки по проблемам трасологии;

5. формирование навыков практической самостоятельной работы с о следами.

 

Учебно-методическое обеспечение:

Конспект лекций;

 

Литература:

1. Грановский Г.Л. Основы трасологии: Общая часть. – М.: ВНИИ МВД СССР, 1965. Особенная часть.

2. Дактилоскопическая экспертиза. Современное состояние и перспективы развития. – Красноярск, 2007.

3. Железняков А.И., Ручкин В.А. Современное состояние и возможности исследований. – Волгоград, 2006.

4. Криминалистика/Под ред. Н.П.Яблокова. М., 2005.

5. Криминалистика/Под ред. В.А. Образцова. М., 2005.

6. Крылов И.Ф. Криминалистическое учение о следах. – Л., 2007.

7. Нестеров Н.И., Железняков А.И. Криминалистическое исследование замков. – Волгоград: 1990.

8. Образцов В.А. Основы криминалистики. М., 1996.

9. Особенности исследования некоторых объектов традиционной криминалистической экспертизы / под ред. Снеткова В.А. – М., 1993.

10. Прокопенко Н. Сучасні можливості експертного дослідження слідів губ людини // Підприємництво, господарство і право. – 2009. - № 6. – С. 157.

11. Скоморохова А.Г. Механоскопическая экспертиза производственно-технологических следов. – М., 2008.

12. Справочник следователя. Вып.1-3.М., 1990-1992.

13. Старовойтов В.И., Сулимов К.Т., Гриценко В.В. Запазовые следы участников происшествия: обнаружение, сбор, организация исследования: Методические рекомендации. – М.: 1993.

14. Статистичекая дактилоскопия. / под ред. Л.Г. Эджубова. – М.: Городец. Формула права, 2009.

15. Стегнова Т.В. и др. Работа со следами биологического происхождения на месте происшествия. – М.: 1992.

16. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях: Методическое пособие для экспертов, следователей судей. Вып. 1,2 – М., 1988.

17. Трасология. Справочник криминалиста. Т. 1 Гомеоскопия. – Волгоград, 1997.

18. Трасология. Справочник криминалиста. Т.2. Механоскопия. – Волгоград, 1997.

19. Усманов У.А. Справочник следователя. М., 1997.

20. Шамонова Т.Н., Старовойтов В.И., Гриценко В.В., Сулимов К.Т. Использование запаховой информации при расследовании убийств и других преступлений против личности: уч. пос. – М., 1997.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ТЕМА: СУДЕБНАЯ БАЛЛИСТИКА.

(Время - 2 часа)

 

Основные вопросы:

1. Классификация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему.

2. Механизм образования следов на пуле и гильзе при заряжении огнестрельного оружия и выстреле.

3. Огнестрельные повреждения. Классификация следов выстрела и их криминалистическое значение.

4. Установление направления и дистанции выстрела, места нахождения стрелявшего.

5. Обнаружение, фиксация и изъятие объектов связанных с использованием огнестрельного оружия.

6. Осмотр и предварительное исследование оружия, стреляных пуль и гильз, следов выстрела.

 

Доклады:

1. Криминалистическая классификация огнестрельного оружия и виды боеприпасов.

2. Следы действия огнестрельного оружия, их виды.

3. Возможности судебно-баллистической экспертизы.

 

Цель семинара – развитие самостоятельного мышления и творческой активности студентов по проблемам баллистики как раздела криминалистики.

Задачи семинара:

1. закрепление, углубление и расширение знаний студентов полученных на лекции и в ходе самостоятельной подготовки по проблемам баллистики;

2. формирование умения правильно ориентироваться и применять категориальный аппарат по проблемам баллистики;

3. совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения по проблемам баллистики;

4. демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической и практической подготовки по проблемам баллистики;

5. формирование навыков самостоятельной работы с литературой по проблемам баллистики.

 

Учебно-методическое обеспечение:

Конспект лекций;

 

Литература:

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика. Учебник для вузов/Под ред. проф. Р.С. Белкина. М., 1999.

2. Андреев В.В., Бабаханян Р.В., Владимиров В.Ю., Катков И.Д. Газовое оружие самообороны (криминалистические и судебно-медицинские аспекты): учебно-метод. пособие / Под ред. В.П. Сальникова. – СПб.: СПб. Россия, 2006.

3. Асмолов К.В. История холодного оружия. – М., 1994.

4. Белкин Р.С. Курс криминалистики. Т. 1-3. М.: Академия МВД РФ, 2010.

5. Жук А.Б. Винтовки и автоматы. – М., 1988.

6. Жук А.Б. Пистолеты и револьверы. – М., 1988.

7. Криміналістика. Криміналістична тактика і методика розслідування злочинів: Підручник для студентів юрид. вузів і фак.. (За ред. проф.. В,Ю, Шепітька). Харків: Право, 1998.

8. Криминалистическое обеспечение криминальной милиции и органов предварительного расследования: Учебник (Под ред. проф. Т.В. Аверьяновой и проф.Р.С. Белкина). М., 1997.

9. Новак Я. До питання про класифікацію судово-балістичної експертизи // Підприємництво, господарство і право. – 2006. - № 9. – С. 149.

10. Подшибякин А.С. Холодное оружие. Криминалистическое учение. – М., 1997.

11. Стальмахов А.В., Сумарока А.М., Егоров А.Г., Сухарев А.Г. Судебная баллитика. – Волгоград, 2008.

12. Тихонов Е.Н. Судебно-баллистическая экспертиза. – Барнаул, 1991.

13. Шепитько В.Ю. Криминалистика: Курс лекций.-4-е изд., перераб. и допол.-Х.: Одиссей, 2009.-368 с.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9.

Семинарское занятие № 10

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11.

ТЕМА: ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРИЗНАКАМ ВНЕШНОСТИ. УГОЛОВНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ (КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ)

(Время – 2 часа)

Основные вопросы:

1. Признаки внешности человека, их классификация.

2. Использование методики "словесного портрета" в оперативно-розыскной и следственной практике.

3. Виды идентификации человека по признакам внешности.

4. Основы фотопортретной идентификационной экспертизы.

5. Сущность, назначение, объекты и органы криминалистических учетов.

6. Виды уголовной регистрации.

 

Доклады:

1. Понятие габитологии как науки.

2. Характеристика словесного портрета.

3. Экспертное отождествление личности.

4. Понятие уголовной регистрации.

 

Цель семинара – развитие самостоятельного мышления и творческой активности студентов по проблемам идентификации человека по признакам внешности и криминалистического учета.

Задачи семинара:

1. закрепление, углубление и расширение знаний студентов полученных на лекции и в ходе самостоятельной подготовки по проблемам идентификации человека по признакам внешности и криминалистического учета;

2. формирование умения правильно ориентироваться и применять методы и формы по проблемам идентификации человека по признакам внешности и криминалистического учета;

3. совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения по проблемам идентификации человека по признакам внешности и криминалистического учета;

4. демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической и практической подготовки методов и форм по проблемам технико-криминалистического исследования письма;

5. формирование навыков самостоятельной работы в осуществлении идентификации человека по признакам внешности и проведении криминалистического учета.

 

Учебно-методическое обеспечение:

Конспект лекций;

 

Литература:

1. Бригинець І. Поняття і сутність методу словесного портрету, та його значення у практичній діяльності правоохоронних органів // Підприємництво, господарство і право. – 2008. - № 6. – С. 148.

2. Гуцалюк М. Ідентифікація фізичних осіб // Право України. - 2006. - № 5. – С. 123.

3. Зинин А.М. Внешность человека в криминалистике. Субъективные изображения. – М., 1995.

4. Зинин А.М., Кирсанова Л.З. Криминалистическая фотопортретная экспертиза. – М., 1991.

5. Нечитайло І. Кримінальна ідентифікація особи за ознаками зовнішності в ході здійснення оперативно-розшукової діяльності // Підприємництво, господарство і право. – 2009. - № 9. – С. 175.

6. Нечитайло І. Сутність і завдання судово-портретної ідентифікаційної експертизи // Підприємництво, господарство і право. – 2009. - № 1. – С. 130.

7. Особенности исследования некоторых объектов традиционной криминалистической экспертизы / под ред. Снеткова В.А. – М., 1993.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Организация самостоятельной работы студентов – актуальна. Результативность самостоятельной работы зависит от многих составляющих. Поэтому процесс организации самостоятельной работы должен содержать следующие структурные компоненты:

Мотивационный – показ практической значимости учебной деятельности и результатов труда.

Содержательный – выделение дидактических единиц для самостоятельного изучения, актуализация уже имеющихся знаний.

Процессуальный – подбор и определение действий, ведущих к достижению результатов.

Обучающий –педагогически обоснованная помощь преподавателя - конкретизация, постановка наводящих вопросов, консультации.

Остановимся на характеристике процессуального компонента организации внеаудиторной работы. Самостоятельная работа по изучению учебной дисциплины будет только в том случае эффективной, если она будет:

· носить плановый характер на всех уровнях;

· иметь системный и организованный характер;

· иметь необходимое методическое обеспечение;

· контролироваться на всех уровнях;

· иметь критерии оценки;

· дифференцированной и вариативной;

· иметь форму отчетности.

Следует помнить и понимать, что только хорошо организованная самостотельная работа студентов будет способствовать подготовке выпускника, отвечающего требованиям государственных образовательных стандартов не только к уровню их подготовки по учебной дисциплине, но и к уровню общей образованности.

Самостоятельная работа является важным дополнением к аудиторным занятиям и дополняет их.

Можно выделить следующие цели применения самостоятельной учебной деятельности студентов:

  1. оптимизация процесса обучения с точки зрения экономии аудиторного учебного времени;
  2. актуализация и активизация поиска новых знаний;
  3. развитие творческого характера образования;
  4. повышение качества усвоения учебной программы.

Готовность студентов к самостоятельной деятельности по изучению учебной дисциплины определяется:

1) наличием базовых учебных навыков самостоятельной работы;

2) наличием навыков работы с нормативно-правовыми документами, словарями и справочной литературой;

3) умением работать с компьютерным программным обеспечением и Интернетом;

4) приобретение навыков работы с учебниками, учебно-методическими пособиями.

 

Возможности очень быстрого распространения правовой и социально-политической информации посредством современных информационных технологий и, прежде всего, сети Интернет, должны осваиваться и использоваться студентами уже с первых курсов обучения.

Что может дать Интернет при изучении «Криминалистики»:

1. Доступ к криминалистической информации в деятельности судебных и правовых органов Украины.

2. Использовать международно-криминалистический опыт в деятельности криминалистических учреждений.

3. Доступ к научной информации о проходящих научных конференциях, семинарах, симпозиумах по криминалистике.

Украинский и российский сегменты сети Интернет содержит большое количество информационных ресурсов, посвященных право­вой тематике (в данном случае речь не идет о базах данных рефератов весьма сомнительного качества). Их количество постоянно растет. Для поиска научной правовой информации можно пользоваться наиболее известными поисковыми системами типа Яндекса (www.yandex.ru), ба­зами данных на них (например, www.rambler.ru/db/law), специализиро­ванными правовыми каталогами (www.pravopoliten.ru), отдельными online-библиотеками, как правовыми («ЮрЦентр»-http://text.jurcenter.ru, «Юридический Клуб»-http://lawyerclub.kodeks.net, портал «Law Firm» - www.lawfirm.ru,«Обра­зовательный юридический портал»- http://law.edu.ru) и т.д.

В процессе обучения и работы над изучением «Криминалистики» следует выделить четыре разновидности самостоятельной работы студента. Каждая из них отличается спецификой целенаправленности и планирования:

1) постановка цели и планирование предстоящей деятельности студента осуществляется с помощью преподавателя;

2) постановка цели осуществляется с помощью преподавателя, а планирование предстоящей работы выполняется студентом самостоятельно;

3) постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляется студентом самостоятельно в рамках представленного преподавателем задания;

4) работа выполняется студентом по собственной инициативе; он без помощи преподавателя, сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно ее выполняет.

Важнейшим средством формирования у студента всех перечисленных разновидностей самостоятельной познавательной деятельности является выполнение им различных видов самостоятельных работ, которые построены с учетом внутри дисциплинарных и междисциплинарных связей изучаемого материала.

 

К основным видам внеаудиторной самостоятельной работы студентов можно отнести:

1. Выполнение домашних практических заданий.

2. Работа над терминами.

3. Выполнение тестовых заданий.

4. Решение ситуационных задач.

5. Составление категориального (понятийного) словаря.

Наиболее простой вид самостоятельной работы - выполнение домашних практических заданий. Выполнение практических заданий контролируется непосредственно на занятиях во время, отведенное на опрос. Положительными сторонами этого вида самостоятельной работы являются ее регулярность и возможность накопления оценок для более объективной оценки знаний студентов. Желающие могут давать ответы в специально заведенных для этой цели тетрадях, если не могут отвечать устно.

Работа над терминами заключается в освоении правовых терминов, ознакомлении с понятиями и категориями, взятыми из словарей, справочников, нормативно-правовых актов, лекционных материалов. Контроль этого вида самостоятельной работы осуществляется при помощи тестового опроса после изучения каждого раздела рабочей программы.

Важнейшим условием эффективности самостоятельной работы является её индивидуальный характер и постепенное усложнение. С этой целью преподавателем составляются индивидуальные тестовые задания в целом по курсу дисциплины. Работа с ними предполагает поиск ответов не только в учебной литературе, но и в нормативно-правовых актах международного и национального права. В современных условиях компьютеризации можно использовать компьютерное тестирование для проверки качества усвоения учебного материала в области сравнительного правоведения.

Задания выдаются в начале изучения курса, а контроль осуществляется на последних занятиях. В течение семестра преподаватель контролирует ход выполнения самостоятельной работы на консультациях, где также дает рекомендации по поиску первоисточников. Таким образом, осуществляется самостоятельное и более детальное ознакомление студентов с учебно-методическим, научным материалом.

Решение ситуационных задач преследует цель практического применения теоретических положений дисциплины и содержания нормативных актов. Выполнение этого задания предполагает работу студента с нормативно-правовыми актами и литературными источниками, последующее обобщение и систематизацию материала.

Ответы на вопросы, поставленные в задачах (в контрольных заданиях студентов заочной формы обучения), должны объясняться и обосновываться в соответствии с базовыми источниками.

Составление словаря категориального (понятийного) аппарата позволяет обогатить свою память и знания новой научной терминологией и ее происхождением с целью использования не только в перспективной научно-исследовательской деятельности, но и в правоприменительной практике.

Критериями оценки ответа являются полнота и правильность представленных на проверку материалов, умение логично, кратко и аргументировано излагать существующие точки зрения и собственную позицию, формулировать выводы.

Помимо перечисленных, следует назвать такие виды самостоятельной работы студентов, как:

1. Конспектирование лекций и ответов на выносимые планами семинарских занятий вопросов;

2. Конспектирование по отдельным темам курса, как в целом монографий, так и отдельных ее глав и разделов, а также журнальных статей;

3. Реферирование научной литературы по отдельным темам курса и по вопросам семинарских занятий по заданию преподавателя;

4. Подготовка докладов и научных сообщений по вопросам, выносимым на семинарское занятие;

5. Участие в деловых и ролевых играх;

6. Работа с электронной библиотекой и использование информационных систем;

7. Сбор материалов для написания контрольных заданий и их написание;

8. Составление комментариев по отдельным международно-правовым и внутригосударственным источникам;

9. Участие в работе студенческих и научных конференциях;

10. Участие в конкурсах на лучшее контрольное задание, а также на лучший научный доклад или сообщение;

11. Участие в викторинах;

12. Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов;

13. Групповые и индивидуальные консультации;

14. Написание рефератов, докладов, фиксированных выступлений по отдельным проблемам «Криминалистики».

Указанные виды для организации самостоятельной работы студентов предлагаются преподавателем с учетом сложности изучаемых тем и разделов учебной дисциплины. На их выбор также оказывают влияние не только опыт преподавательской работы, но и степень подготовленности студентов.

Лекция является наиболее важной формой учебного процесса. Ей принадлежит особая роль в повышении эффективности самостоятельной работы студентов, именно на лекции преподаватель организует и направляет весь учебный процесс по соответствующей учебной дисциплине.

Лекция продолжает сохранять роль основного логического звена во всем образовательном процессе. Но традиционная лекция по отдельным темам может быть преобразована и зависит это от того, студентам какой формы обучения она будет предложена. Если это очное обучение, то можно применить "лекцию-обсуждение", а если это студенты заочной формы обучения, то это "лекция - схема". Применение различных видов лекций придает колорит учебному процессу и побуждает студентов самостоятельно изучить предложенный материал.

Применение " лекции - обсуждение " позволяет достичь следующих целей:

- побудить студентов к самостоятельной работе над будущим лекционным материалом по учебникам и учебным пособиям, периодической литературе;

- выработать навыки логического мышления и схематизации экономических процессов и явлений вместо навыков конспектирования готового знания;

- приобщать студентов к коллективной творческой работе.

Предварительно преподаватель объявляет тему лекции и выдает обязательный перечень вопросов, которые необходимо будет проработать. Также можно порекомендовать литературу, которой студенты воспользуются при подготовке ответов. Студенты, имея вопросы должны самостоятельно изучить предложенный материал и подготовить ответы на поставленные вопросы. Ответы должны быть краткими и обоснованными. Для наглядности и подтверждения своих доводов можно использовать схемы, графики, рисунки, таблицы, т.е. при ответе используется любой материал, который поможет в полном объеме представить предложенную тему.

Перед началом занятия студенты готовят наглядный материал для своего выступления. В процессе изложения доклада или после него студенты могут задать вопросы, которые у них появились во время прослушивания предложенной темы. Если вывод сделан не верный, то проводится дальнейшее обсуждение, и по его результатам группа делает правильный вывод, который является представлением их единой точки зрения. После этого производятся записи в тетрадях. Роль преподавателя в данном процессе сводится к фиксированию различных точек зрения и проведению анализа выступлений и подведение итогов.

Применение "лекции - обсуждение" дает возможность студентам в процессе поиска, получения и осмысления дополнительной информации лучше усвоить теоретический материал; поможет сформировать навыки сопоставления различных точек зрения; принимать профессиональные решения по различным правовым проблемам.

"Лекция-схема" предназначена студентам заочной формы обучения, т.к. у них ограничено время аудиторной работы. Для более эффективного использования учебного времени студентам предлагается раздаточный материал или применяются мультимедиа проекторы для демонстрации схем, графиков, таблиц по предложенной теме лекции.

Применение мультимедиа слайдов предполагает наличие данной техники. Если же ее нет, то возможно использование схем-лекций в качестве раздаточного материала на бумажном носителе. Применяя их, преподаватель сможет высвободить время для пояснения материала, а у студента отпадает необходимость переносить схемы и графики в тетрадь.

Следовательно, целью применения схем-лекций является:

- интенсификация образовательного процесса студентов заочной формы обучения;

- обучение навыкам работы со схемами-лекциями и использование их для дальнейшего изучения материала по предложенной теме.

Достижению данной цели способствует реализация следующих задач:

- предоставление наглядного материала по изучаемой проблеме;

- развитие познавательно-поисковой деятельности студентами по изучаемой дисциплине.

Перед началом занятий студентам раздаются учебно-методические разработки или материал лекции или они предварительно приобретаются на кафедре. Текст лекции содержит: наименование темы лекции, ее план, далее идет краткое изложение вопросов лекции в виде схем, вывод по данной теме, а также список литературы, использованной при подготовке лекции.

В процессе изложения лекции преподавателем студенты обращаются к раздаточному материалу и делают необходимые поясняющие записи. При этом у них остается время для того, чтобы задать возникшие в процессе лекции вопросы.

Применение таких лекций-схем при подготовке к экзамену, даст возможность студенту быстро восстановить в памяти материал лекции и, обратившись к прилагаемому списку литературы и просмотрев предложенный материал, он лучше усвоит теорию. Это гарантирует ему успешную сдачу итоговую форму контроля (экзамен, зачет) и получить дополнительные знания по дисциплине.

Схемы-лекции можно использовать не только при изложении лекции на определенную тему, но также имеет смысл составить сборник таких лекций по темам, которые предусмотрены учебным планом. От умения преподавателя побудить интерес у студентов к изучаемой дисциплине зависит и их стремление углубить свои знания в ходе самостоятельной работы.

В современных условиях меняется характе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.141.52 (0.177 с.)