Психологическая теория государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая теория государства



Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и пр. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребности некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других — подчинять, быть образцом для подражания.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и пр. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и пр.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для «удержания в узде» подобных психических начал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, и его ни в коем случае нельзя игнорировать. Взять, к примеру, только проблему хоризмы, чтобы убедиться в этом.

С другой стороны, роль в процессе происхождения государства психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно как моменты государствообразования, так как сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

 

Возникновение права

Наряду с существованием нескольких теорий происхождения государства существует несколько взглядов (концепций) возникновения права. Но в одном практически все ученые сходятся — право как социальный институт возникает практически вместе с государством, потому что во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы).

Как мы уже упоминали, в догосударственном обществе существовали социальные нормы. Они существовали в форме обычаев — мононорм, выражавших существовавшие в сознании и поведении людей запреты, распространявшиеся на всех членов племени и рода.

Обычаи были древнейшими источниками регулирования общественных отношений, тесно переплетенными с моральными и религиозными нормами.

Дальнейшее развитие общественных отношений привело к усложнению социальных связей, формированию государственно-организованного общества и возникновению права.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов (чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох).

Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Право более сложный регулятор, чем обычаи, так как кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровнего упорядочения общественных отношений. Возникновение права — следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

Возникновение права объясняется целым рядом факторов, повлиявших на трансформацию социальных норм и оформление их в нормы правовые.

1. 1. Имущественное расслоение общества. Экономически обеспеченные группы людей были крайне заинтересованы в создании социальных норм, которые не только их защищали как членов общества, но и отражали их частные интересы. Обеспечив себе экономическое превосходство, имущие постепенно ограничивают круг лиц, участвующих в формировании общих правил поведения, у них появляется возможность материально влиять на основные социальные институты, например, такие как ответственность. По мере оформления публичной власти, формирования государственного аппарата, основная масса людей устраняется от создания правовых предписаний.

2. 2. Повышение уровня общественного сознания и культуры. С развитием общества меняются социальные ценности и ориентиры. Появляются новые приоритеты, напрямую связанные с образованием государства. С одной стороны, представители публичной власти начинают ощущать необходимость более детального закрепления своих полномочий по воздействию на общество. С другой стороны, эти полномочия должны быть признаны остальными членами общества. Развитие общественного сознания приводит к тому, что подавляющее большинство людей признают публичную власть и ее юридическое оформление в нормах права, закрепляя ее наличие в своем сознании.

3. 3. Правотворческая роль государства. Историческое развитие государственных институтов требовало их легализации, официального оформления. Это произошло с помощью права — общих правил поведения, установленных или санкционированных государством.

Существует ряд существенных отличий права от обычая в догосударственном обществе.

Во-первых, право представляет интересы не всех членов племени и древнего общества, а лишь его определенной части — социальной группы или класса.

Во-вторых, право обеспечивалось не силой убеждения, а силой государственного принуждения. В качестве меры принуждения используется не изгнание из племени, а специальные карательные меры вплоть до смертной казни. Государство берет на себя божественную роль вершителя человеческих судеб.

В-третьих, если обычаи носили в основном незафиксированную форму, то право получает свое внешнее выражение в виде различных источников права: нормативных актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием, правовых обычаев.

В-четвертых, право устанавливает не простые запреты, а детально регламентирует государственную и общественную жизнь. В нормах права закрепляются права и обязанности субъектов общественных отношений, полномочия государственных и общественных органов; гарантии реализации прав и свобод; функции, задачи, формы, методы реализации функций государства. Ряд авторов полагают, что право не должно подробно регулировать все стороны жизни, а лишь устанавливать гарантии; другие считают, что чем больше регламентируется правом, тем лучше для укрепления режима законности и дисциплины.

В процессе возникновения права правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1. ♦ перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2. ♦ правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов — нормативных актов (законов, указов и т. п.);

3. ♦ прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающими характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.252.87 (0.022 с.)