Тема 1 – Международный кредит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 – Международный кредит



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт права и управления

Кафедра мировой экономики

 

Утверждаю: Зав. кафедрой мировой экономики ______________В.И. Белоцерковский «___»____________ 2015 г.  

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

учебной дисциплины

«Финансирование внешнеэкономической деятельности»

Уровень профессионального образования: высшее образование – магистратура

Направление подготовки: 38.04.01 Экономика

Профиль подготовки: Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий

Квалификация выпускника: магистр

 

Форма обучения: заочная

 

Тула 2015

 

Конспект лекций по учебной дисциплине «Финансирование внешнеэкономической деятельности» разработан доц., канд. физ.-мат. наук Ю.М. Филатовой и обсужден на заседании кафедры Мировой экономики института Права и управления (протокол заседания кафедры №5 от «_ 25 _» _ мая _ 20 15 г.)

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1 – Международный кредит

1.1. Понятие международного кредита

1.2. Формы международного кредита. Способы финансирования международного кредита

 

Тема 2 – Традиционное финансирование внешнеэкономической деятельности предприятия: международное внутрифирменное финансирование

2.1. Международное внутрифирменное финансирование

2.2. Краткосрочное финансирование

2.3. Среднесрочное финансирование

2.4. Государственное страхование экспорта

 

Тема 3 – Международное финансирование деятельности фирмы

3.1. Краткосрочное небанковское иностранное финансирование с использованием эмиссии коммерческих бумаг

3.2. Евровалютное краткосрочное финансирование

3.3. Долгосрочное финансирование с использованием иностранных источников капитала

3.4. Еврокредиты и еврооблигации

3.5. Оценка альтернативной стоимости форм международного финансирования

 

Тема 4 – Нетрадиционные методы финансирования

4.1. Встречные сделки

4.2. Франчайзинг

4.3. Факторинговые операции

4.4. Форфейтинговые операции

 

Тема 5 – Международный лизинг

5.1. Экономическая природа лизинга

5.2. Этапы лизингового процесса

5.3. Виды лизинговых операций. Формы лизинговых сделок

5.4. Риски лизингодателя и его контрактные гарантии


ТЕМА 1 – МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ

1.1. Понятие международного кредита

1.2. Формы международного кредита. Способы финансирования международного кредита

1.3. Валютно-финансовые и платежные условия международного кредита

ТЕМА 2 – ТРАДИЦИОННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: МЕЖДУНАРОДНОЕ ВНУТРИФИРМЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

2.1. Международное внутрифирменное финансирование

2.2. Краткосрочное финансирование

2.3. Среднесрочное финансирование

2.4. Государственное страхование экспорта

ТЕМА 3 – МЕЖДУНАРОДНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

3.1. Краткосрочное небанковское иностранное финансирование с использованием эмиссии коммерческих бумаг

3.2. Евровалютное краткосрочное финансирование

3.3. Долгосрочное финансирование с использованием иностранных источников капитала

3.4. Еврокредиты и еврооблигации

3.5. Оценка альтернативной стоимости форм международного финансирования

Еврокредиты и еврооблигации

Значимыми источниками инвалютных фондов для фирмы являются еврокредитные и еврооблигационные заимствования.

1. Международное финансирование с использованием евровалютных кредитов. Крупные банки принимают депозиты от нерезидентов и предоставляют кредиты нерезидентам в иностранных валютах для использования в международных операциях. Фирмы прибегают к евровалютному кредитованию, поскольку правительственное регулирование в различных странах, а также отечественные и иностранные налоги, относимые к операциям по иностранному финансированию, делают выгодным для фирмы такое кредитование.

Характеристики евровалютного финансирования:

1) займы предоставляются на базе плавающих процентных ставок. Процентные ставки по еврокредитам правительствам, корпорациям, непервоклассным банкам устанавливаются по формуле "ЛИБОР плюс", т.е. как фиксированная маржа, или спред, сверх плавающей базовой ставки ЛИБОР (Лондонской межбанковской ставки предложения – London interbank offered rate LIBOR) для данной валюты. В конце каждого периода перерасчета стоимости займа (в момент предоставления очередной транши кредита) процентная ставка для следующего периода рассчитывается как ранее установленная маржа сверх новой ставки ЛИБОР. Например, если маржа установлена в 0,75%, а текущая ставка ЛИБОР для 3-месячных фондов – 13%, то на заемщика начисляется 13,75% стоимости кредита на следующий период в 3 месяца. Маржа, или спред, между стоимостью фондов для банка и процентами, начисляемыми на заемщика, значительно варьируется (от 0,5% до более чем 3,0%) в зависимости от кредитоспособности заемщика и состояния рынка, то есть рискованности данного кредита. В целом процентные ставки по евровалютным кредитам отражают, как правило, колеблющуюся стоимость фондов на евровалютном межбанковском рынке, банковские операционные издержки, нормальную прибыль на капитал банка и премию за риск.

2) Срочность займа варьируется от 3 до 10 лет. Средние сроки со временем удлиняются (7-8 лет)

3) При организации займа группа банков-участников формирует синдикат. Банк, которому заемщик выдал мандат на организацию займа, будет лидменеджером синдиката. Один или два других банка могут быть приглашены для функций коменеджмента.

4) На заемщика начисляются единовременные общие комиссионные в 0,25-1% к величине займа. Часть комиссионных будет удерживаться менеджерами, а остальная сумма поделится между всеми банками-участниками (в том числе и менеджерами) пропорционально размеру фондов, предоставляемых каждым.

5) Период выборки суммы займа и период его возврата варьируются в соответствии с потребностями заемщика. Обязательственные комиссионные в размере 0,5% годовых уплачиваются на неиспользованный остаток кредита; разрешаются возвраты долга досрочно по отношению к оговоренному расписанию, которые подлежат штрафным начислениям.

Между ставками процента на национальном и евровалютном денежном рынках существует взаимосвязь. Например, процентные ставки на американском и евродолларовом рынках различаются лишь в той степени, в которой существуют дополнительные издержки, правительственный контроль или финансовые риски, связанные с движением долларов между США и Западной Европой.

Процентные ставки по еврокредитам обычно ниже ставок по иностранным (отечественным) банковским кредитам. Это обусловлено следующими причинами:

- отсутствием резервных требований на евродепозиты;

- отсутствием платежей комиссионных по страхованию депозитов;

- отсутствием необходимости для евробанков кредитовать определенных заемщиков по ставкам ниже рыночных;

- тем, что большинство заемщиков на еврорынке хорошо известны;

- евровалютные займы предоставляются в крупных суммах, что позволяет в силу эффекта экономии на масштабах устанавливать низкие маржи, снижает операционные издержки;

- еврокредиты предоставляются филиалами евробанков, расположенными в "налоговых гаванях", что обеспечивает высокие посленалоговые доходы этим банкам.

2. Международное финансирование фирмы с использованием еврооблигационных займов. Международное финансирование с помощью эмиссии еврооблигаций похоже на финансирование посредством публичного размещения отечественного облигационного долга и на процесс евровалютного синдицированного кредитования. Однако в отличие от отечественного облигационного финансирования, еврооблигационные займы почти полностью свободны от регулирования со стороны официальных властей. Вместо этого рынок еврооблигаций (евробондов) саморегулируется, то есть управляется специально созданной главными участниками рынка Ассоциацией рынков международных ценных бумаг (International Securities Markets Association – ISMA).

Еврооблигации продаются вне тех стран, в валютах которых они деноминированы.

Для хеджирования различных валютно-финансовых рисков, связанных с финансированием посредством еврооблигационных займов, активно используется техника "своп" (англ. – обмен). Своп – финансовая операция, в которой два контрагента договариваются обменяться потоками платежей на некоторое время. По ряду оценок, 70% эмиссий еврооблигаций осуществляется со своп-поддержкой. Валютные свопы позволяют заемщикам получить заем в одной валюте и обменять ее на другую валюту, необходимую для операций, с гарантированной обратной конверсией по предварительно установленному обменному курсу. Кроме того, процентные свопы позволяют обменять одну процентную ставку на другую (например, фиксированную на плавающую). Валютно-процентные свопы комбинируют эти две схемы. При этом заемщик, на бумаги которого существует спрос в некоторой валюте, может сэкономить на издержках посредством получения займа в этой валюте и одновременного обмена фондов в некоторую другую валюту.

Эмиссии еврооблигаций размещаются группой (синдикатом) из 100 и более банков и инвестиционных компаний. Если еврооблигации эмитируются с более чем 7-летним сроком погашения, то обычно для обеспечения их эмиссии создаются фонды погашения или фонды выкупа. Цель фондов – поддерживать рыночную цену облигаций на достаточно высоком уровне, а также снижать риск держателей этих ценных бумаг посредством постепенной выплаты долга эмитентом (как процентных платежей, так и основного долга), а не в какой-то один момент.

Формирование фонда погашения предполагает, что заемщик будет оплачивать (выкупать) фиксированное количество облигаций ежегодно после истечения определенного периода (например, с 5-го года после момента эмиссии).

Фонд выкупа начинает формироваться с первого года. Однако облигации выкупаются досрочно лишь в случае, если их рыночная цена упадет ниже эмиссионной.

Большинство еврооблигационных эмиссий имеет колл-оговорку (call provisions), которая дает заемщику право оплатить (погасить) облигации досрочно, если рыночная процентная ставка существенно понизится (то есть на предварительно установленное количество процентных пунктов). Еврооблигации с колл-оговоркой требуют колл-премии и более высоких процентных ставок по сравнению с облигациями без такой оговорки.

Еврооблигационное финансирование, так же как и еврокредитное, существует потому, что оно делает способным заемщиков и кредиторов избегать разнообразных мер по регулированию и контролю со стороны денежных властей, а также предоставляет им возможность избегать платежа некоторых налогов. Правительства регулируют отечественные финансовые рынки, но позволяют, как правило, относительно свободное движение капитала между странами. В силу этого весьма выгодны международные (в первую очередь, оффшорные) способы финансирования. В периоды, когда налоги увеличиваются, а регулирование ужесточается, увеличивая регуляторные издержки финансирования, увеличивается значение международных способов финансирования.

Встречные сделки

Встречная торговля – внешнеторговые операции, при совершении которых в документах фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами.

Для снижения риска неоплаты поставленных товаров экспортеры ищут новые формы оплаты товара. Все чаще условием купли экспортных товаров становится импорт изделий из страны покупателя. Таким образом, импортер получает необходимую для оплаты экспортного товара иностранную валюту в виде выручки от собственного экспорта. Этот вид сделок известен под названием "Counter Trade" – встречная торговля.

На долю встречной торговли приходится в настоящее время от 25 до 30% объема международных торговых операций. В таких операциях закупки товара связываются с обязательствами по приему, а продажи – с обязательствами по поставке товаров. Оплата при этом нередко заменяется полностью или частично трансфертом товаров и услуг. Экспертами ООН выделяются три основные вида международных встречных сделок:

- бартерные сделки;

- торговые компенсационные сделки;

- промышленные компенсационные сделки.

В случае бартерной сделки экспортер и импортер заключают один договор о прямом обмене товарами, без оплаты товара деньгами.

Бартерные сделки были широко распространены в мировой торговле после второй мировой войны, когда европейские страны испытывали недостаток валютных средств для оплаты импорта. По мере восстановления нормальных валютно-финансовых отношений в послевоенной Европе и выхода ее экономики из кризиса бартерные сделки становились все более редкими. Однако в условиях обострения нефтяного кризиса в середине 70-х гг. бартерные сделки типа "сырье - сырье" или "сырье - готовые изделия" стали использоваться как средство гарантии поставок сырья из развивающихся стран в развитые.

По принципу компенсации можно выделить три вида международных встречных сделок:

1) Товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе.

2) Компенсационные сделки на коммерческой основе.

3) Компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве.

Товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе (product exchange agreements) предполагают оплату поставок в товарной форме, когда продажа одного или нескольких товаров одновременно увязывается с покупкой другого товара, и расчеты в иностранной валюте не производятся.

В зависимости от характера поставок и сроков действия различают соглашения с единовременной поставкой и соглашения с длительными сроками поставок.

Соглашения с единовременной поставкой бывают двух типов: бартерные и с прямой компенсацией.

Товарообменные сделки с длительными сроками исполнения заключаются на безвалютной основе на фирменном уровне и получили название общих (глобальных) соглашений (global agreements, global countertrade agreements). Такие сделки заключаются обычно крупными ТНК, с одной стороны, и государственными организациями, министерствами, внешнеторговыми организациями зарубежных стран, имеющими право выхода на внешние рынки, — с другой.

Глобальные соглашения могут принимать форму базовых соглашений или соглашений о товарообмене на основе писем-обязательств.

Базовые соглашения (framework agreements) используются крупными ТНК. Во избежание множества отдельных сделок встречной закупки, осуществляемых различными подразделениями, ТНК заключает базовое соглашение с какой-либо одной организацией в стране импортера, которое позволяет ей сгруппировать все встречные закупки ТНК в данной стране. Это дает возможность ТНК производить такие закупки в централизованном порядке на протяжении более или менее длительного периода (от одного года до 5 лет) с использованием специально разработанного банковского механизма, осуществляющего безвалютные расчеты по взаимным обязательствам.

Соглашения о товарообмене на основе писем-обязательств (product exchange agreements based on letter of intent) предполагают обмен списками (перечнями) экспортных и импортных товаров, в обмене которыми на протяжении определенного периода времени (3 — 5 лет) партнеры выражают свою взаимную заинтересованность.

Протоколы о товарообмене служат для подписавших их сторон основой для достижения сбалансированного уровня взаимного товарообмена в течение определенного установленного периода, предусматривая между тем последовательное расширение ассортимента продаж и закупок.

Компенсационные сделки на коммерческой основе (commercial compensation, compensation transactions) представляют собой сделки, в которых поставка (delivery) и соответствующая встречная поставка (counterdelivery) товаров осуществляются в течение установленного срока (периода) на основе либо одного контракта купли-продажи, либо на основе контракта купли-продажи и прилагаемых к нему соглашений о встречных закупках или авансовых закупках.

Такие сделки имеют согласованный механизм финансовых расчетов, предполагающий наличие товарных и финансовых потоков в каждом направлении. При этом финансовые расчеты между участниками сделок могут осуществляться как путем перевода иностранной валюты, так и путем урегулирования взаимных клиринговых претензий (clearing claims). На практике основным стимулом заключения большинства компенсационных соглашений является стремление избежать перевода иностранной валюты. Для этого используется клиринговая форма расчета, при которой после отправки товара экспортером его платежные требования (claim for payment) вносятся на клиринговый счет в стране импортера, а затем удовлетворяются посредством соответствующей встречной поставки.

Компенсационные сделки на коммерческой основе обычно бывают кратко- или среднесрочными (short and medium term linked transactions) и подразделяются на три вида:

- краткосрочные компенсационные сделки;

- встречные закупки;

- авансовые закупки.

Каждый конкретный вид сделки основан на конкретной договорной форме.

Краткосрочные компенсационные сделки (short — term commercial compensation-transactions) делятся на сделки с частичной компенсацией; сделки с полной компенсацией; трехсторонние компенсационные сделки.

Сделка с частичной компенсацией (partial compensation) предполагает, что определенная и согласованная доля экспорта должна компенсироваться закупкой товаров в стране импорта, а остаток оплачиваться наличными средствами.

Сделка с полной компенсацией (full compensation) предполагает согласование компенсационной закупки, равной или превышающей по стоимости поставки экспортера.

Трехсторонняя компенсационная сделка (triangular compensation) предполагает участие в ней посредника и третьей стороны. Встречная поставка (counterdelivery) в этом случае осуществляется в третью страну, а экспортеру платит получатель товара (recipient of the goods), причем, если это предусмотрено в соглашении, в конвертируемой валюте. При трехсторонней компенсационной сделке соответствующие платежные операции обычно осуществляются методом перевода платежей с участием посредника, который имеет необходимые деловые контакты и опыт. Определяющим условием таких сделок является возможность посредника использовать клиринговые платежи и кредиты для собственных закупок в третьих странах или возможность продать клиринговые валюты.

Сделки на основе соглашений о встречных закупках (counterpurchase contracts, transactions based on counterpurchase agreements).

Можно выделить два типа сделок о встречных закупках: параллельная сделка и джентльменское соглашение.

Параллельная сделка (paralleled deal) предполагает подписание двух раздельных контрактов: одного — на первоначальный экспорт и второго — на встречную закупку.

Джентльменское соглашение (gentlemens agreement, offset) не содержит имеющего законную силу обязательства экспортера в отношении встречной закупки, хотя предполагается, что он согласен закупить товары у импортера в неустановленном количестве. Такого рода сделки встречаются на практике между фирмами развитых стран. Они связаны обычно с правительственными программами закупок военной техники, самолетов, оборудования для атомных станций.

Сделки с передачей финансовых обязательств (switch transactions) предполагают передачу экспортером своих обязательств по встречной закупке третьей стороне, обычно крупной торговой фирме. Они избавляют экспортеров от реализации товаров по встречной закупке, если те в них не нуждаются. Такие сделки используются также в целях сбалансирования торговли между двумя странами, имеющими двусторонние клиринговые соглашения.

Досрочные авансовые закупки (advance purchase), именуемые также «предварительная компенсация» (pre-compensation), «связанные предварительные закупки» (linked anticipatory purchases), или сделки «ЮНКТИМ» (junktim) представляют собой параллельную встречную сделку, но в обратном порядке. Экспортер обязуется приобрести товары у фирмы-импортера в обмен на ее обязательство закупить впоследствии эквивалентный объем товаров экспортера.

Компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве (compensation agreements (transactions) of the buy-back type, industrial compensation) предполагают, что поставки промышленного оборудования будут оплачиваться встречными поставками товаров (counterdeliveries), производимых с помощью закупленного оборудования (resultant products).

Такие сделки можно подразделить на крупномасштабные долгосрочные компенсационные соглашения с обратной закупкой; сделки «о разделе продукции»; сделки «развитие — импорт».

Крупномасштабные долгосрочные компенсационные соглашения с обратной закупкой товаров (large-scale and long-term compensation agreements of the product buy-back type) предусматривают поставки на основе соглашений о производственном сотрудничестве с предоставлением долгосрочных займов и кредитов комплектного оборудования производственных комплексов, промышленного оборудования, технологических установок с оплатой путем последующих компенсационных встречных поставок (counterdeliveries) или обратных закупок конечной или связанной продукции (buy-back of resultant or related products), сырья, материалов, готовой продукции или других товаров, производимых на построенном и введенном в эксплуатацию предприятии.

Можно выделить два типа крупномасштабных долгосрочных компенсационных соглашений в зависимости от уровня и размеров компенсационных поставок: а) соглашения, в которых обязательства по компенсационным закупкам выше стоимости поставляемого оборудования; б) соглашения, в которых обязательства по компенсационным закупкам равны или ниже стоимости поставляемого оборудования.

Соглашения, в которых обязательства по компенсационным закупкам выше стоимости поставляемого оборудования, имеют следующие характерные особенности:

заключение минимум трех групп взаимосвязанных контрактов: на поставку оборудования и предоставление связанных с ним технических услуг; на поставку конечной продукции на основе долгосрочных контрактов; банковское соглашение (или несколько соглашений), на основе которого (которых) предоставляются займы на финансирование поставок оборудования и технологии;

предоставление правительственных кредитов в рамках межгосударственного кредитования, а также коммерческих банковских кредитов.

Соглашения, в которых обязательства по компенсационным закупкам равны или ниже стоимости поставляемого оборудования, имеют специфические особенности в зависимости от отраслей промышленности, к которым они относятся. Так, в отраслях добывающей промышленности и выпускающих промежуточную продукцию, таких, как лесная и целлюлозно-бумажная, черная и цветная металлургия, производство химикатов, можно выделить следующие особенности компенсационных соглашений: большая часть кредитов предоставляется на закупку оборудования комплектных предприятий, поставку соответствующих технических услуг и строительство объектов инфраструктуры. При поставках производственных комплексов типичны следующие условия финансирования: а) 15 — 20% приходится на первоначальные платежи, в том числе 5% — при подписании контракта, 5% — при поставке оборудования, 5% — по окончании монтажа и пуска предприятия в эксплуатацию. Оставшиеся 80 — 85% выплачиваются в течение 5—10 лет, причем первый платеж производится через 6 месяцев после приемки готового предприятия.

Сделки о «разделе продукции» («production sharing») заключаются на основе соглашений о строительстве промышленных объектов преимущественно «под ключ». Эти сделки предусматривают оплату строительства предприятия поставками производимой на нем продукции в установленной заранее пропорции ко всей выпускаемой продукции. Эта доля обычно составляет от 20 до 40%.

Сделки о «разделе продукции» стали наиболее распространенной формой сделок на встречные поставки сырья, добываемого на предприятиях, построенных в развивающихся странах на основе соглашений о сотрудничестве в строительстве промышленных объектов по разработке природных ресурсов этих стран. Такого рода соглашения заключаются преимущественно между государственными органами и организациями развивающихся стран, с одной стороны, и иностранной фирмой или объединением фирм — с другой.

Сделки «развитие — импорт». Это третья категория компенсационных сделок, основанных на соглашениях о производственном сотрудничестве в области строительства предприятий в основном обрабатывающих отраслей промышленности или о поставках комплектного оборудования для таких предприятий на основе долгосрочного кредитования. Осуществление сделок «развитие-импорт» (иначе — проекты развития для импорта) предполагает, что встречные поставки продукции с построенных и введенных в эксплуатацию предприятий будут покрывать затраты иностранной фирмы-поставщика комплектного оборудования, предоставляемых ею строительных услуг и необходимых кредитов.

Франчайзинг

Франчайзинг (англ. – franchise – привилегия, право) – система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак.

Международная ассоциация франчайзинга IFA (International Franchise Association) определяет франчайзинг как продолжающиеся отношения, при которых франчайзер передает исключительные права, основанные на лицензионном соглашении, заниматься предпринимательской деятельностью с одновременной помощью в обучении, маркетинге, управлении в обмен на финансовую компенсацию от франчайзиата.

Сущность франчайзинга заключается в том, что фирма-франчайзер, имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях не известной потребителям фирме-франчайзиату право, или лицензию, на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это определенную компенсацию (доход).

Таким образом, происходит предоставление крупной "материнской" компанией какой-либо фирме лицензии на производство товаров и другие виды деятельности под фирменной маркой этой компании, на определенной территории на определенное время.

Основной принцип франчайзинга – сочетание ноу-хау франчайзера с капиталом франчайзиата. Франчайзиат выполняет две функции: поставку капитала для создания торгового предприятия и руководство собственным торговым предприятием.

Франчайзинг – это парный бизнес. С одной стороны в него включена хорошо развитая фирма, с другой – гражданин, мелкий предприниматель, маленькая фирма. Обе стороны связаны договором франчайза.

Преимущества франчайзинга состоят в следующем:

для франчайзера:

- увеличение числа торговых предприятий при минимальных капиталовложениях, поскольку франчайзиат тоже вкладывает свою долю в бизнес;

- увеличение доходов за счет усилий франчайзиата как собственника предприятия;

- снижение уровня издержек производства и обращения на единицу товарооборота, так как франчайзиат сам покрывает все расходы по содержанию своего предприятия;

- расширение сети распределения своего товара или услуг за счет привязки к франчайзеру, поскольку франчайзиат обязан покупать необходимое оборудование у франчайзера или через него;

для франчайзиата:

- возможность организации самостоятельного бизнеса;

- ведение бизнеса под признанным товарным знаком;

- использование ранее испытанных форм предпринимательства;

- совместная реклама;

- обучение и помощь со стороны франчайзера;

- приобретение многих видов лицензионного бизнеса по относительно низким ценам;

- финансирование части капиталовложений и извлечение из этого прибыли.

Недостатки франчайзинга состоят в следующем:

для франчайзера:

- сложность контроля за деятельностью франчайзиата;

- возможность потерять свое доброе имя и репутацию из-за плохой работы франчайзиата;

- опасность получения неправдивой информации и бухгалтерской отчетности от франчайзиата;

- возможность возникновения противоположных целей с франчайзиатом, что существенно отражается на бизнесе, поскольку франчайзер не может разорвать договор с франчайзиатом, пока тот не нарушит условий договора;

для франчайзиата:

- контроль со стороны франчайзера может оставить мало возможностей франчайзиату для самовыражения в своем бизнесе;

- опасность потерять свою репутацию из-за плохой работы и потери репутации франчайзера или других франчайзиатов;

- опасность изменения политики франчайзера в худшую для франчайзиата сторону;

- большие затраты на услуги франчайзера.

Франчайзинг пригоден в первую очередь для отраслей, для которых характерна большая доля услуг с персональным обслуживанием, например, общественное питание, гостиничное хозяйство, автоуслуги, бытовое обслуживание, ремонтные услуги.

За рубежом отрасли, в которых преобладают предприятия, работающие по договору франчайза, характеризуются интенсивным вложением капитала.

Традиционный метод финансирования, используемый франчайзиатом, заключается в сочетании их собственных ресурсов и банковских кредитов, а также средств, полученных от залога имущества. Если требуемый капитал намного превышает личные средства граждан, то они смогут стать предпринимателями, только если франчайзер будет участвовать или оказывать помощь в разработке программы по изысканию нетрадиционного финансирования.

Существует много путей нетрадиционного финансирования.

1. Франчайзер покупает земельный участок и перепродает его вкладчикам. Вкладчики осуществляют благоустройство участка в соответствии с условиями и планами франчайзера. Франчайзер берет в аренду обустроенные площадки для своих предприятий торговли, которые он сдает в субаренду франчайзиатам.

2. Создание "компаний по капиталовложениям в малый бизнес". Такие компании дают ссуды малым предприятиям и вкладывают в них капитал в виде акций.

3. Публичные предложения о создании товарищества с ограниченной ответственностью для строительства нескольких торговых предприятий, которые будут сданы в аренду франчайзиатам.

4. Управление недвижимостью и ведение бизнеса, прекращенного франчайзиатом. Основа финансирования – использование недвижимости (здания и земельного участка).

5. Совместная реклама.

6. Начальное и последующее обучение и помощь со стороны франчайзера.

7. Относительно низкая стоимость приобретения многих видов лицензионного бизнеса.

8. Возможность финансировать часть вложений капитала.

Франчайзинг является средством мобилизации капитала. Он привлекает капиталовложения от большого числа инвесторов, стремящихся стать владельцами своего собственного дела, при этом общая сумма капиталовложений намного превышает сумму, которая могла бы быть получена из традиционных источников, из акционерного или привлеченного (заемного) капитала.

Существуют два основных типа франчайзинга:

- товарный;

- бизнес-формат.

Товарный франчайзинг связан с продажей товарных групп франчайзера франчайзиату. При товарном франчайзинге франчайзер уступает франчайзиату право продажи товаров и услуг на строго определенном рынке или определенной территории; франчайзиат обязуется закупать товары исключительно у франчайзера.

Бизнес-формат франчайзинг заключается в предоставлении франчайзиату со стороны франчайзера целого пакета услуг: передача производства, ноу-хау, обучение, как именно делать этот бизнес, накопленный опыт, подтверждение успешных идей, уже реализованных на практике, анализ мест размещений, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменное название, постоянное обслуживание и другие.

В России франчайзинг стал использоваться во второй половине 80-х годов при реализации товаров зарубежных фирм через совместное предпринимательство.

В настоящее время критериям франчайзинга отвечают предприятия быстрого обслуживания "Макдональдс", магазины и автоматы по продаже прохладительных напитков компании "Кока-Кола", станции технического обслуживания автомобилей "Вольво", "Мерседес-Бенц". За ними следуют уступающие по уровню сервиса торговые предприятия и предприятия, являющиеся уполномоченными дилерами и дистрибьюторами своих зарубежных партнеров-поставщиков.

Факторинговые операции

Факторинг (от английского faktor — агент, посредник) — это покупка банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение.

Суть факторинга состоит в том, что факторинговая компания (или фактор-фирма) покупает у своих клиентов их платежные требования к покупателям на условиях немедленной оплаты 80— 90% стоимости отфактурованных поставок и уплаты остальной части, за вычетом комиссионных и процентов за кредит в строго определенные сроки, независимо от поступления выручки от покупателей. Разумеется, поступающий затем платеж от покупателя зачисляется на счет фактор-компании.

При этой операции экспортер немедленно получает наличными от 70% до 90% от номинальной стоимости счетов-фактур. Остальные 10-30% от номинальной стоимости счетов-фактур после вычета процента за кредит и комиссии за услуги зачисляются на блокированный счет экспортера. Таким образом фактор-фирма страхуется от риска неплатежа импортера. Если импортер оплачивает свои обязательства в срок, то факторинговая компания разблокирует счет и возвращает остаток клиенту-экспортеру. С помощью факторинга рефинансируются требования экспортера сроком не более 360 дней.

В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет хотя бы двум требованиям из четырех:

1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;

2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего, учета реализации;

3) инкассирование его задолженности;

4) страхование поставщика от кредитного риска.

Преимущества, которые получает поставщик благодаря факторингу:

- заблаговременная реализация долговых требований;

- освобождение от риска неплатежа;

- упрощение структуры баланса;

- экономия на бухгалтерских, административных и других расходах.

Данные преимущества способствуют ускорению оборота капитала, снижению издержек обращения, расширению производства и увеличению прибылей.

Отличие факторингового кредитования от коммерческого заключается в следующем. В случае факторинговых операций экспортер получает за проданный товар платеж наличными, а в случае коммерческого кредита – вексель, который затем учитывается в банке, где обслуживается экспортер. Сумма, полученная экспортером при учете векселя, будет меньше, чем при продаже счета-фактуры.

Рисунок 5 - Организация факторинга

Факторинговые операции подразделяются на:

- внутренние, если поставщик, покупатель и фактор-фирма находятся в одной стране, и международные, если какая-то из трех сторон находится в другом государстве;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.093 с.)