Семантического поля слов» в деятельности логопеда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семантического поля слов» в деятельности логопеда



Для представления методики следует рассмотреть следующие пункты:

· Научные исследования, на которые опирается методика.

· Направления работы, которые включает разработанная методика.

· С какой целью используется методика, и на каких детей она рассчитана.

· Значимость использования методики в развитии речи детей.

· Использование методики в практической деятельности логопеда.

Методика «Развитие словаря через расширение семантического поля слов» опирается на исследования выдающихся учёных, лингвистов, психологов Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, О.С. Виноградова.

Обучение включает в себя следующие направления:

1. формирование психологической, базы речи (восприятия различной модальности, внимания памяти, воображения, мышления).

2. уточнение имеющегося словаря;

3. активизация и обогащение словаря через обучение различным способам словообразования и развитие фонематических процессов на более высоком уровне;

4. формирование и расширение «семантических полей» значений слов – глаголов, существительных, прилагательных, наречий;

5. развитие валентностей слов;

6. развитие функций словоизменения;

Методика опирается на естественный речевой онтогенез. Она предусматривает взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, связь речи с другими сторонами психического развития. Таким образом, эффективно, результативно и целесообразно использование этой методики в работе с детьми, имеющими недостаточную сформированность всех языковых структур (онр, нв онр). В основе методики лежит «ассоциативный эксперимент», разработанный А.Р. Лурия. Эффективность методики проверялась опытным путём в сентябре 1994/1995 гг. в школе-интернате № 58 для детей с тяжёлыми нарушениями речи г. Екатеринбурга. Для анализа состояния речи детей до и после экспериментального обучения был применен метод ассоциативного эксперимента. Эксперимент показал высокие результаты в развитии речи детей. Рассмотрим, чего же дети достигают на практике в результате обучения по методике «Развитие словаря через расширение семантического поля слов»:

 

Значительное увеличение словаря детей

Исследования психологов (Л.С. Выгодский, А.Р. Лурия и др.) показывают, что слово не только указывает на определённый предмет, действие, качество или отношение, оно вызывает к жизни целый комплекс ассоциаций, который называется «семантическим полем» (А.Р. Лурия). Если мы забыли слово, и оно как бы находится «на кончике языка», мы ищем его среди «семантического поля», где слова в норме группируются по определённым типам, то есть хранятся в памяти языка упорядоченно. Ребёнок не способен сразу смоделировать объёмное «семантическое поле». Оно формируется постепенно в результате работы по вышеназванной методике. Сначала дети учатся моделировать небольшое «поле», связанное с определённой ситуацией, а затем постепенно его расширяют. В результате такой работы ребёнок легко актуализирует, припоминает и запоминает на 1 занятии не 3–5 новых слов, а 25–35, а то и более.

2. Навыки словообразования и словоизменения

Одновременно с расширением «семантического поля», на занятиях систематически на практическом уровне развивается функция словоизменения и словообразования.

 

Улучшение отбора и оперирования языковыми знаками

В процессе обучения

У детей с речевым недоразвитием нарушен не только процесс накопления слов и соотношение употребления слов различных частей речи, но и процесс отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности. В ходе работы по вышеназванной методике идёт формирование, расширение и систематизация «семантических полей» значений слов-глаголов, прилагательных, наречий, существительных более абстрактного значения, которыми так бедна речь детей. Отбор слов в процессе высказывания является для ребёнка сложным процессом, кроме этого, любое слово обладает «пучком» прямых и переносных значений, что ещё больше осложняет ситуацию. В связи с этим, на каждом занятии осуществляется поэтапная работа с различными частями речи, их прямым и переносным значениями, что позволяет облегчить «выбор ближайшего значения слова» (А.Р. Лурия).

 

Спонтанное (самостоятельное) развитие речи детей

При её недоразвитии

Вероятность употребления слова зависит от тех лексических связей, которыми характеризуются слова. Связи, которые возникают между словами, принято называть валентностями слов. (А.Р. Лурия.). В русском языке каждое слово имеет ограниченное количество валентностей. Согласно методике, большое значение придаётся развитию валентностей слов. С помощью различных приёмов и методов на занятиях постоянно формируются связи, возникающие между словами. Именно благодаря существованию валентностей и организации «семантических полей» укрепляются психологические механизмы, дающие толчок к спонтанному развитию речи детей при её недоразвитии. Рассмотрим это подробнее:

· слово актуализирует цепь ассоциаций, что вызывает к жизни множество слов. Подводя итог урока по методу рефлексии мы хорошо наблюдаем этот процесс;

· облегчается поиск слов, более точных по смыслу;

· создаются благоприятные условия для построения словосочетаний и предложений;

· простое предложение распространяется до сложного на основе отработанных словосочетаний.

Всё перечисленное является основой для программирования схемы целого высказывания.

В процессе обучения осуществляется громадная речемыслительная деятельность, развитие психических процессов, повышается познавательная активность детей и уровень словесно-логического мышления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.006 с.)