Тема 1.3. Общественная власть и нормативная система в первобытном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.3. Общественная власть и нормативная система в первобытном обществе



Общие положения

1.1. Цель и задачи учебной дисциплины.

Цель учебной дисциплины заключается в получении обучающимися теоретических знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права; усвоение на глубоком теоретическом уровне наиболее общих категорий и понятий юриспруденции с последующим применением в профессиональной сфере и практических навыков анализа государственно-правовых явлений, необходимых в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной областях профессиональной деятельности.

Задачи учебной дисциплины:

1. усвоение на глубоком теоретическом уровне наиболее общих категорий и понятий юриспруденции;

2. развитие навыков анализа государственно-правовых явлений и применения полученных знаний в практической деятельности;

3. формирование у обучающихся систематизированного научного и профессионального правосознания.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина «Современные проблемы теории государства и права» реализуется в базовой части основной профессиональной образовательной программы «Юриспруденция» по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (направленность гражданско-правовая, государственно-правовая, уголовно-правовая) по очной и заочной формам обучения.

Изучение учебной дисциплины «Современные проблемы теории государства и права» базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного материала ряда учебных дисциплин: «История», «Социология», «Философия»; историко-теоретических и отраслевых юридических дисциплин в рамках освоения образовательной программы «Юриспруденция» по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (бакалавр).

Изучение учебной дисциплины «Современные проблемы теории государства и права» является базовым для последующего освоения программного материала учебных дисциплин профессионального модуля: «Актуальные проблемы гражданского права», «Юридические лица», «Теория ювенального права», «История и теория семейного права» (магистерские программы гражданско-правовой направленности), «Актуальные проблемы конституционного права», «История конституционного развития России и зарубежных стран» (магистерская программа государственно-правовой направленности), «Проблемы общей теории криминалистики», «Проблемы квалификации преступлений» (магистерская программа уголовно-правовой направленности).

1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.

Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с основной профессиональной образовательной программой «Юриспруденция» по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция:

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

способностью использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОПК-3);

готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:

Код компетенции Содержание компетенции Компоненты компетенции, степень их освоения Результаты обучения
ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется частично. Знать: категориальный аппарат юридической науки, основные закономерности и тенденции развития государства и права; принципы профессионального мышления современного юриста; основы правовой культуры, основы развития юридической техники.
Уметь: самостоятельно искать и анализировать правовую информацию, использовать современные достижения других наук для решения научно-исследовательских, практических профессиональных задач; применять полученные знания для использования в процессе правотворчества, научно-исследовательской и педагогической работы.
Владеть: навыками применения полученных правовых знаний в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и консультационно-экспертной деятельности.
ОК-3 Готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется полностью. Знать: современное состояние и тенденции развития юридической теории и практики.
Уметь: самостоятельно искать и анализировать правовую информацию, использовать современные достижения других наук для решения научно-исследовательских, практических профессиональных задач.
Владеть: навыками применения полученных правовых знаний в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и консультационно-экспертной деятельности.
ОПК-3 Способностью использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется полностью. Знать: основные юридические категории и понятия, проблемы и тенденции развития юриспруденции.
Уметь: квалифицированно толковать и применять правовые нормы, использовать правовые знания в различных областях профессиональной деятельности
Владеть: навыками профессионального применения норм права, обладать высокой профессиональной правовой культурой и правосознанием.
ОПК-4 Готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется частично. Знать: основы правового статуса личности, основные права и свободы человека и гражданина; основы учения о правоотношении, правонарушении и юридической ответственности
Уметь: применять законодательство, осуществлять меры по защите прав и свобод граждан, разрешению конфликтов внутри коллектива.
Владеть: навыками реализации (применения) норм права и решения юридических конфликтов.
ПК-11 способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется полностью. Знать: основной научный и категориальный аппарат юриспруденции, научного мышления современного юриста, существующие методологические подходы к исследованию государства и права
Уметь: структурировать научный материал, четко формулировать предмет, объект, цели и задачи исследования, анализировать сведения, необходимые для проведения научного исследования, использовать юридическую терминологию при формулировании собственной точки зрения
Владеть: способностью планировать научную деятельность; способностью работать с научными источниками информации, в том числе с правовыми документами; методологией научных исследований
ПК-12 способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется полностью. Знать: состояние юридической доктрины в сфере историко-теоретических правовых дисциплин; основных российских и международных документов, регламентирующих высшее юридическое образование; принципы конструирования учебно-методического комплекса дисциплины
Уметь: выбирать необходимые методы для преподавания определенных дисциплин, подбирать и систематизировать теоретический и нормативно-правовой материал, необходимый для выполнения задания; включать в учебные материалы изменения в нормативно-правовой базе и теоретические новации,
Владеть: способностью составлять учебно-методические материалы, входящие в состав основной образовательной программы, способностью планировать педагогическую деятельность, методами (в том числе интерактивными) проведения всех видов учебных занятий, используемых в вузе;
ПК-13 способностью управлять самостоятельной работой обучающихся Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется частично. Знать: цели и задачи дисциплины; базовые понятия и теории; тенденции развития общественно-политических и правовых институтов
Уметь: правильно использовать юридическую и философскую терминологию; осуществлять общий и сравнительный анализ основных концепций; использовать полученные теоретические знания в научной и практической деятельности
Владеть: системой представлений об основных закономерностях возникновения и развития государства и права; основной терминологической и методологической базой дисциплины
ПК-14 способностью организовывать и проводить педагогические исследования Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется частично. Знать: теорию и практику педагогики высшей школы, возрастной и юридической, состояние изученности планируемой темы педагогического исследования, персональный состав членов научного сообщества, занимающихся сходной проблематикой
Уметь: Грамотно составить программу исследования; выдвигать и корректировать рабочие гипотезы; подбирать и систематизировать теоретический и нормативно-правовой материал, необходимый для выполнения исследования; определять объект и предмет исследований, посвященных преподаванию юридических дисциплин, интерпретировать данные, сведения и факты в соответствии с поставленными целями исследования
Владеть: формами и методами проведения конкретных научных и прикладных исследований; способностью компоновать результаты, достигнутые членами научного коллектива; способностью осуществлять контроль за самостоятельной работы обучающихся; приемами составления методик для проведения конкретного исследования
ПК-15 способностью эффективно осуществлять правовое воспитание Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется частично. Знать: содержание основных философско-правовых концептов современности; основные тенденции развития современного юридического знания и теории государства и права; факторы и условия, определяющие генезис государственных институтов, общественного строя, отраслей и институтов права, законодательства
Уметь: анализировать, толковать и правильно применять методологию теории государства и права; анализировать юридические факты и возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в связи с ними государственно-правовые отношения; оперировать юридическими понятиями и категориями; исследовать основы, принципы правового бытия, его структуру и закономерности;
Владеть: понятийным и категориальным аппаратом теории государства и права; навыками логического анализа политической системы общества, для преобразования и совершенствования существующих политических отношений; методологическими основами научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений, взаимосвязи государства, права и иных сфер жизни общества и человека.

 

 

2. Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 4 зачетные единицы (очная форма), 5 зачетных единиц (заочная форма).

 

Очная форма обучения

Вид учебной работы Всего зачетных единиц Семестры
       
Аудиторные учебные занятия, всего 1,05 1,05      
В том числе:          
Учебные занятия лекционного типа 0,17 0,17      
Учебные занятия семинарского типа 0,88 0,88      
Лабораторные занятия          
Самостоятельная работа обучающихся, всего 1,95 1,95      
В том числе:          
Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые          
Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы          
Рефераты, эссе, др. творческие работы          
Другие виды самостоятельной работы:          
           
Вид промежуточной аттестации (экзамен)          
Общая трудоемкость учебной дисциплины          

 

Заочная форма обучения

Вид учебной работы Всего зачетных единиц Семестры
       
Аудиторные учебные занятия, всего 0,55 0,55      
В том числе:          
Учебные занятия лекционного типа 0,11 0,11      
Учебные занятия семинарского типа 0,44 0,44      
Лабораторные занятия          
Самостоятельная работа обучающихся, всего 4,2 4,2      
В том числе:          
Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые          
Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы          
Рефераты, эссе, др. творческие работы          
Другие виды самостоятельной работы:          
           
Вид промежуточной аттестации (экзамен) 0,25 0,25      
Общая трудоемкость учебной дисциплины          

3. Содержание учебной дисциплины

3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения

Объем аудиторных занятий составляет 38 часов.

Объем самостоятельной работы – 70 часов.

Контроль - 36 часов.

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, академических часов Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самостоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционного типа Семинарского типа Лабораторные занятия Конт. раб. Реферат доклад эссе тестирование Зачет/дифф. зачет Экзамен (кандид.)
                             
1. Раздел 1. Теория государства и права как наука                          
2. Тема 1.1. Проблемы определения предмета и методологии теории государства и права               *          
3. Тема 1.2. Взаимосвязь и взаимодействие теории государства и права с другими научными дисциплинами                          
4. Раздел 2. Проблемы теории государства                          
5. Тема 1.3. Общественная власть и нормативная система в первобытном обществе               *          
6. Тема 1.4. Многообразие точек зрения на проблему происхождения государства и права               *          
7. Тема 1.5. Проблема определения понятия государства               *          
8. Тема 1.6. Актуальные проблемы типологии государства               *          
9. Тема 1.7. Проблемы понимания формы государства               *          
10. Тема 1.8. Механизм и функции государства. Принцип разделения властей                          
11. Тема 1.9. Государство и политическая система общества. Государство и церковь.                          
12. Тема 1.10. Государство и личность                          
13. Тема 1.11. Правовое государство               *          
14. Тема 1.12. Социальное государство как идеал и историческая реальность             *            
15. Раздел 3. Проблемы догмы права                          
16. Тема 1.13. Современные подходы к пониманию сущности и социальной природы права               *          
17. Тема 1.14. Нормы права: понятие, структура, виды. Система права.                          
18. Тема 1.15. Проблемы понимания источников и форм права               *          
19. Тема 1.16. Правотворчество и законодательная техника                          
20. Раздел 4. Проблемы социологии права                          
21. Тема 1.17. Проблемы реализации и толкования правовых норм                          
22. Тема 1.18. Проблемы теории правовых отношений                          
23. Тема 1.19. Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность               *          
24. Тема 1.20. Проблемы понимания и обеспечения законности и правопорядка               *          
25. Тема 1.21. Правосознание и правовая культура               *          
26. Тема 1.22. Правовые системы и их классификация. Правовые семьи               *          
27. Раздел 5. Современные тенденции развития государства и права                          
28. Тема 1.23. Государство в условиях глобализации               *          
29. Тема 1.24. Право в условиях глобализации             *            
Общий объем Итого часов                          
Всего часов  
                               

3.2. Учебно-тематический план по очно-заочной форме обучения – не предусмотрен

3.3. Учебно-тематический план по заочной форме обучения

Объем аудиторных занятий составляет 20 часов.

Объем самостоятельной работы – 151 час.

Контроль – 9 часов.

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, академических часов Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самостоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционного типа Семинарского типа Лабораторные занятия Конт. раб. Реферат доклад эссе тестирование Зачет/дифф. зачет Экзамен (кандид.)
                             
1. Раздел 1. Теория государства и права как наука                          
2. Тема 1.1. Проблемы определения предмета и методологии теории государства и права               *          
3. Тема 1.2. Взаимосвязь и взаимодействие теории государства и права с другими научными дисциплинами                          
4. Раздел 2. Проблемы теории государства                          
5. Тема 1.3. Общественная власть и нормативная система в первобытном обществе               *          
6. Тема 1.4. Многообразие точек зрения на проблему происхождения государства и права               *          
7. Тема 1.5. Проблема определения понятия государства               *          
8. Тема 1.6. Актуальные проблемы типологии государства               *          
9. Тема 1.7. Проблемы понимания формы государства               *          
10. Тема 1.8. Механизм и функции государства. Принцип разделения властей                          
11. Тема 1.9. Государство и политическая система общества. Государство и церковь.                          
12. Тема 1.10. Государство и личность                          
13. Тема 1.11. Правовое государство               *          
14. Тема 1.12. Социальное государство как идеал и историческая реальность             *            
15. Раздел 3. Проблемы догмы права                          
16. Тема 1.13. Современные подходы к пониманию сущности и социальной природы права               *          
17. Тема 1.14. Нормы права: понятие, структура, виды. Система права.                          
18. Тема 1.15. Проблемы понимания источников и форм права               *          
19. Тема 1.16. Правотворчество и законодательная техника                          
20. Раздел 4. Проблемы социологии права                          
21. Тема 1.17. Проблемы реализации и толкования правовых норм                          
22. Тема 1.18. Проблемы теории правовых отношений                          
23. Тема 1.19. Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность               *          
24. Тема 1.20. Проблемы понимания и обеспечения законности и правопорядка               *          
25. Тема 1.21. Правосознание и правовая культура               *          
26. Тема 1.22. Правовые системы и их классификация. Правовые семьи               *          
27. Раздел 5. Современные тенденции развития государства и права                          
28. Тема 1.23. Государство в условиях глобализации               *          
29. Тема 1.24. Право в условиях глобализации             *            
Общий объем Итого часов                          
Всего часов  
                               

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине

Тема 1.1. Проблемы определения предмета и методологии теории государства

Цель: изучение предмета, объекта, методологии теории государства и права, необходимых для формирования следующих компетенций: готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3); способностью использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОПК-3); способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12) способность организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14).

Перечень изучаемых элементов содержания:

1. Подходы к пониманию объекта и предмета теории государства и права.

2. Проблема выбора адекватного метода познания политико-правовой реальности: многообразие точек зрения.

3. Характеристика всеобщих, общенаучных, частнонаучных и частноправовых методов познания.

Вопросы для самоподготовки:

Темы для самостоятельного изучения:

1. Г. Кельзен о предмете и методе юриспруденции

2. Марксизм о предмете и методе теории государства и права

Контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний:

1. Какие существуют подходы к определению предмета и объекта теории государства и права?

2.Дайте общую характеристику системе методов познания государственно-правовых явлений.

3. Каковы принципы диалектического познания государства и права?

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: написание реферата.

Темы рефератов:

1. Позитивистский и социологический подходы к пониманию предмета и метода теории государства и права.

2. Диалектика как метод познания государства и права.

Литература по теме:

Основная литература:

1. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для академического бакалавриата. 5-е изд, испр. и доп. М.: Юрайт, 2015. Глава 1 (с. 17-50).

2. Липинский Д.А., Хачатуров Р.Л. Теория государства и права: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. Тема 2 (с. 22-59). Режим электронного доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=221652

3. Оксамытный, В.В. Общая теория государства и права: учебник / В.В. Оксамытный. - М.: Юнити-Дана, 2015. Глава 1 (с. 6-37) - Режим электронного доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117035

4. Проблемы теории государства и права: учебник / Г.Ю. Носаненко, Н.Н. Рыбушкин, А.В. Скоробогатов, А.В. Краснов; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Познание, 2013. Глава 1. (с. 7-29) - Режим электронного доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257772

Дополнительная литература:

1. Малахов, В.П. Общая теория права и государства: К проблеме правопонимания: учебное пособие / В.П. Малахов. - М.: Юнити-Дана, 2013. Тема 1 (с. 5-14). Режим электронного доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119446

2. Керимов Д.А. Методологические функции философии права // Государство и право. 1995. № 9.

3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. (Глава 1). Режим электронного доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Hrop/index.php

Список полезных Интернет-ресурсов:

www.consultant.ru Справочная правовая система «КонсультантПлюс»

http://diss.rsl.ru Электронная Библиотека Диссертаций Российской государственной библиотеки ЭБД РГБ. Включает полнотекстовые базы данных диссертаций.

Biblioclub.ru Университетская библиотека онлайн.

Тема 1.2. Взаимосвязь и взаимодействие теории государства и права с другими научными дисциплинами

Цель: определение места теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук с целью формирование следующих компетенций: готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3); способностью использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОПК-3); способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12) способность организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14).

Перечень изучаемых элементов содержания:

1. Система научного знания. Гуманитарные, естественные и технические науки.

2. Взаимосвязь теории государства и права с философией, политологией, историей, социологией, психологией, экономикой.

3. Система юридических наук.

4. Структура теории государства и права.

5. Функции теории государства и права.

Вопросы для самоподготовки:

1. Отличие научного знания от всех иных видов знаний.

2. Методологическая взаимосвязь юридических и иных гуманитарных наук.

3. Историко-теоретические юридические науки.

4. Отраслевые юридические науки.

5. Прикладные юридические науки. Отличие прикладных наук от фундаментальных.

6. Функции теории государства и права по отношению к другим юридическим наукам.

7. Социология права, философия права и догма права как структурные элементы теории государства и права.

Литература по теме:

Основная литература:

1. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для академического бакалавриата. 5-е изд, испр. и доп. М.: Юрайт, 2015. Глава 1 (с. 17-50).

2. Липинский Д.А., Хачатуров Р.Л. Теория государства и права: учебник. М.: Ди



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.6 с.)