Общие положения
1.1. Цель и задачи учебной дисциплины.
Цель учебной дисциплины заключается в получении обучающимися теоретических знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права; усвоение на глубоком теоретическом уровне наиболее общих категорий и понятий юриспруденции с последующим применением в профессиональной сфере и практических навыков анализа государственно-правовых явлений, необходимых в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной областях профессиональной деятельности.
Задачи учебной дисциплины:
1. усвоение на глубоком теоретическом уровне наиболее общих категорий и понятий юриспруденции;
2. развитие навыков анализа государственно-правовых явлений и применения полученных знаний в практической деятельности;
3. формирование у обучающихся систематизированного научного и профессионального правосознания.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Современные проблемы теории государства и права» реализуется в базовой части основной профессиональной образовательной программы «Юриспруденция» по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (направленность гражданско-правовая, государственно-правовая, уголовно-правовая) по очной и заочной формам обучения.
Изучение учебной дисциплины «Современные проблемы теории государства и права» базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного материала ряда учебных дисциплин: «История», «Социология», «Философия»; историко-теоретических и отраслевых юридических дисциплин в рамках освоения образовательной программы «Юриспруденция» по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (бакалавр).
Изучение учебной дисциплины «Современные проблемы теории государства и права» является базовым для последующего освоения программного материала учебных дисциплин профессионального модуля: «Актуальные проблемы гражданского права», «Юридические лица», «Теория ювенального права», «История и теория семейного права» (магистерские программы гражданско-правовой направленности), «Актуальные проблемы конституционного права», «История конституционного развития России и зарубежных стран» (магистерская программа государственно-правовой направленности), «Проблемы общей теории криминалистики», «Проблемы квалификации преступлений» (магистерская программа уголовно-правовой направленности).
1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.
Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с основной профессиональной образовательной программой «Юриспруденция» по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция:
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
способностью использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОПК-3);
готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:
Код
компетенции
| Содержание компетенции
| Компоненты компетенции, степень их освоения
| Результаты обучения
|
ОК-2
| готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
| Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется частично.
| Знать: категориальный аппарат юридической науки, основные закономерности и тенденции развития государства и права; принципы профессионального мышления современного юриста; основы правовой культуры, основы развития юридической техники.
|
Уметь: самостоятельно искать и анализировать правовую информацию, использовать современные достижения других наук для решения научно-исследовательских, практических профессиональных задач; применять полученные знания для использования в процессе правотворчества, научно-исследовательской и педагогической работы.
|
Владеть: навыками применения полученных правовых знаний в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и консультационно-экспертной деятельности.
|
ОК-3
| Готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
| Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется полностью.
| Знать: современное состояние и тенденции развития юридической теории и практики.
|
Уметь: самостоятельно искать и анализировать правовую информацию, использовать современные достижения других наук для решения научно-исследовательских, практических профессиональных задач.
|
Владеть: навыками применения полученных правовых знаний в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и консультационно-экспертной деятельности.
|
ОПК-3
| Способностью использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ
| Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется полностью.
| Знать: основные юридические категории и понятия, проблемы и тенденции развития юриспруденции.
|
Уметь: квалифицированно толковать и применять правовые нормы, использовать правовые знания в различных областях профессиональной деятельности
|
Владеть: навыками профессионального применения норм права, обладать высокой профессиональной правовой культурой и правосознанием.
|
ОПК-4
| Готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности
| Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется частично.
| Знать: основы правового статуса личности, основные права и свободы человека и гражданина; основы учения о правоотношении, правонарушении и юридической ответственности
|
Уметь: применять законодательство, осуществлять меры по защите прав и свобод граждан, разрешению конфликтов внутри коллектива.
|
Владеть: навыками реализации (применения) норм права и решения юридических конфликтов.
|
ПК-11
| способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права
| Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется полностью.
| Знать: основной научный и категориальный аппарат юриспруденции, научного мышления современного юриста, существующие методологические подходы к исследованию государства и права
|
Уметь: структурировать научный материал, четко формулировать предмет, объект, цели и задачи исследования, анализировать сведения, необходимые для проведения научного исследования, использовать юридическую терминологию при формулировании собственной точки зрения
|
Владеть: способностью планировать научную деятельность; способностью работать с научными источниками информации, в том числе с правовыми документами; методологией научных исследований
|
ПК-12
| способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне
| Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется полностью.
| Знать: состояние юридической доктрины в сфере историко-теоретических правовых дисциплин; основных российских и международных документов, регламентирующих высшее юридическое образование; принципы конструирования учебно-методического комплекса дисциплины
|
Уметь: выбирать необходимые методы для преподавания определенных дисциплин, подбирать и систематизировать теоретический и нормативно-правовой материал, необходимый для выполнения задания; включать в учебные материалы изменения в нормативно-правовой базе и теоретические новации,
|
Владеть: способностью составлять учебно-методические материалы, входящие в состав основной образовательной программы, способностью планировать педагогическую деятельность, методами (в том числе интерактивными) проведения всех видов учебных занятий, используемых в вузе;
|
ПК-13
| способностью управлять самостоятельной работой обучающихся
| Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется частично.
| Знать: цели и задачи дисциплины; базовые понятия и теории; тенденции развития общественно-политических и правовых институтов
|
Уметь: правильно использовать юридическую и философскую терминологию; осуществлять общий и сравнительный анализ основных концепций; использовать полученные теоретические знания в научной и практической деятельности
|
Владеть: системой представлений об основных закономерностях возникновения и развития государства и права; основной терминологической и методологической базой дисциплины
|
ПК-14
| способностью организовывать и проводить педагогические исследования
| Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется частично.
| Знать: теорию и практику педагогики высшей школы, возрастной и юридической, состояние изученности планируемой темы педагогического исследования, персональный состав членов научного сообщества, занимающихся сходной проблематикой
|
Уметь: Грамотно составить программу исследования; выдвигать и корректировать рабочие гипотезы; подбирать и систематизировать теоретический и нормативно-правовой материал, необходимый для выполнения исследования; определять объект и предмет исследований, посвященных преподаванию юридических дисциплин, интерпретировать данные, сведения и факты в соответствии с поставленными целями исследования
|
Владеть: формами и методами проведения конкретных научных и прикладных исследований; способностью компоновать результаты, достигнутые членами научного коллектива; способностью осуществлять контроль за самостоятельной работы обучающихся; приемами составления методик для проведения конкретного исследования
|
ПК-15
| способностью эффективно осуществлять правовое воспитание
| Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется частично.
| Знать: содержание основных философско-правовых концептов современности; основные тенденции развития современного юридического знания и теории государства и права; факторы и условия, определяющие генезис государственных институтов, общественного строя, отраслей и институтов права, законодательства
|
Уметь: анализировать, толковать и правильно применять методологию теории государства и права; анализировать юридические факты и возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в связи с ними государственно-правовые отношения; оперировать юридическими понятиями и категориями; исследовать основы, принципы правового бытия, его структуру и закономерности;
|
Владеть: понятийным и категориальным аппаратом теории государства и права; навыками логического анализа политической системы общества, для преобразования и совершенствования существующих политических отношений; методологическими основами научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений, взаимосвязи государства, права и иных сфер жизни общества и человека.
|
2. Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 4 зачетные единицы (очная форма), 5 зачетных единиц (заочная форма).
Очная форма обучения
Вид учебной работы
| Всего зачетных единиц
| Семестры
|
|
|
|
|
Аудиторные учебные занятия, всего
| 1,05
| 1,05
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
Учебные занятия лекционного типа
| 0,17
| 0,17
|
|
|
|
Учебные занятия семинарского типа
| 0,88
| 0,88
|
|
|
|
Лабораторные занятия
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся, всего
| 1,95
| 1,95
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые
|
|
|
|
|
|
Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы
|
|
|
|
|
|
Рефераты, эссе, др. творческие работы
|
|
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (экзамен)
|
|
| | | |
Общая трудоемкость учебной дисциплины
|
|
| | | |
Заочная форма обучения
Вид учебной работы
| Всего зачетных единиц
| Семестры
|
|
|
|
|
Аудиторные учебные занятия, всего
| 0,55
| 0,55
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
Учебные занятия лекционного типа
| 0,11
| 0,11
|
|
|
|
Учебные занятия семинарского типа
| 0,44
| 0,44
|
|
|
|
Лабораторные занятия
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся, всего
| 4,2
| 4,2
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые
|
|
|
|
|
|
Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы
|
|
|
|
|
|
Рефераты, эссе, др. творческие работы
|
|
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (экзамен)
| 0,25
| 0,25
| | | |
Общая трудоемкость учебной дисциплины
|
|
| | | |
3. Содержание учебной дисциплины
3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения
Объем аудиторных занятий составляет 38 часов.
Объем самостоятельной работы – 70 часов.
Контроль - 36 часов.
№
п/п
| Раздел, тема
| Виды учебной работы, академических часов
| Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
|
Всего
| Самостоят. работа
| Аудиторные занятия
|
Всего
| Лекционного типа
| Семинарского типа
| Лабораторные занятия
| Конт. раб.
| Реферат
| доклад
| эссе
| тестирование
| Зачет/дифф. зачет
| Экзамен (кандид.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Раздел 1. Теория государства и права как наука
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
| Тема 1.1. Проблемы определения предмета и методологии теории государства и права
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
3.
| Тема 1.2. Взаимосвязь и взаимодействие теории государства и права с другими научными дисциплинами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
| Раздел 2. Проблемы теории государства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
| Тема 1.3. Общественная власть и нормативная система в первобытном обществе
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
6.
| Тема 1.4. Многообразие точек зрения на проблему происхождения государства и права
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
7.
| Тема 1.5. Проблема определения понятия государства
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
8.
| Тема 1.6. Актуальные проблемы типологии государства
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
9.
| Тема 1.7. Проблемы понимания формы государства
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
10.
| Тема 1.8. Механизм и функции государства. Принцип разделения властей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11.
| Тема 1.9. Государство и политическая система общества. Государство и церковь.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12.
| Тема 1.10. Государство и личность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13.
| Тема 1.11. Правовое государство
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
14.
| Тема 1.12. Социальное государство как идеал и историческая реальность
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
|
15.
| Раздел 3. Проблемы догмы права
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.
| Тема 1.13. Современные подходы к пониманию сущности и социальной природы права
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
17.
| Тема 1.14. Нормы права: понятие, структура, виды. Система права.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18.
| Тема 1.15. Проблемы понимания источников и форм права
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
19.
| Тема 1.16. Правотворчество и законодательная техника
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20.
| Раздел 4. Проблемы социологии права
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21.
| Тема 1.17. Проблемы реализации и толкования правовых норм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22.
| Тема 1.18. Проблемы теории правовых отношений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23.
| Тема 1.19. Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
24.
| Тема 1.20. Проблемы понимания и обеспечения законности и правопорядка
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
25.
| Тема 1.21. Правосознание и правовая культура
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
26.
| Тема 1.22. Правовые системы и их классификация. Правовые семьи
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
27.
| Раздел 5. Современные тенденции развития государства и права
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28.
| Тема 1.23. Государство в условиях глобализации
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
29.
| Тема 1.24. Право в условиях глобализации
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
|
Общий объем
| Итого часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего часов
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | |
3.2. Учебно-тематический план по очно-заочной форме обучения – не предусмотрен
3.3. Учебно-тематический план по заочной форме обучения
Объем аудиторных занятий составляет 20 часов.
Объем самостоятельной работы – 151 час.
Контроль – 9 часов.
№
п/п
| Раздел, тема
| Виды учебной работы, академических часов
| Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
|
Всего
| Самостоят. работа
| Аудиторные занятия
|
Всего
| Лекционного типа
| Семинарского типа
| Лабораторные занятия
| Конт. раб.
| Реферат
| доклад
| эссе
| тестирование
| Зачет/дифф. зачет
| Экзамен (кандид.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Раздел 1. Теория государства и права как наука
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
| Тема 1.1. Проблемы определения предмета и методологии теории государства и права
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
3.
| Тема 1.2. Взаимосвязь и взаимодействие теории государства и права с другими научными дисциплинами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
| Раздел 2. Проблемы теории государства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
| Тема 1.3. Общественная власть и нормативная система в первобытном обществе
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
6.
| Тема 1.4. Многообразие точек зрения на проблему происхождения государства и права
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
7.
| Тема 1.5. Проблема определения понятия государства
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
8.
| Тема 1.6. Актуальные проблемы типологии государства
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
9.
| Тема 1.7. Проблемы понимания формы государства
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
10.
| Тема 1.8. Механизм и функции государства. Принцип разделения властей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11.
| Тема 1.9. Государство и политическая система общества. Государство и церковь.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12.
| Тема 1.10. Государство и личность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13.
| Тема 1.11. Правовое государство
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
14.
| Тема 1.12. Социальное государство как идеал и историческая реальность
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
|
15.
| Раздел 3. Проблемы догмы права
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.
| Тема 1.13. Современные подходы к пониманию сущности и социальной природы права
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
17.
| Тема 1.14. Нормы права: понятие, структура, виды. Система права.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18.
| Тема 1.15. Проблемы понимания источников и форм права
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
19.
| Тема 1.16. Правотворчество и законодательная техника
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20.
| Раздел 4. Проблемы социологии права
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21.
| Тема 1.17. Проблемы реализации и толкования правовых норм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22.
| Тема 1.18. Проблемы теории правовых отношений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23.
| Тема 1.19. Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
24.
| Тема 1.20. Проблемы понимания и обеспечения законности и правопорядка
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
25.
| Тема 1.21. Правосознание и правовая культура
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
26.
| Тема 1.22. Правовые системы и их классификация. Правовые семьи
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
27.
| Раздел 5. Современные тенденции развития государства и права
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28.
| Тема 1.23. Государство в условиях глобализации
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
29.
| Тема 1.24. Право в условиях глобализации
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
|
Общий объем
| Итого часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего часов
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | |
4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине
Тема 1.1. Проблемы определения предмета и методологии теории государства
Цель: изучение предмета, объекта, методологии теории государства и права, необходимых для формирования следующих компетенций: готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3); способностью использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОПК-3); способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12) способность организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14).
Перечень изучаемых элементов содержания:
1. Подходы к пониманию объекта и предмета теории государства и права.
2. Проблема выбора адекватного метода познания политико-правовой реальности: многообразие точек зрения.
3. Характеристика всеобщих, общенаучных, частнонаучных и частноправовых методов познания.
Вопросы для самоподготовки:
Темы для самостоятельного изучения:
1. Г. Кельзен о предмете и методе юриспруденции
2. Марксизм о предмете и методе теории государства и права
Контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний:
1. Какие существуют подходы к определению предмета и объекта теории государства и права?
2.Дайте общую характеристику системе методов познания государственно-правовых явлений.
3. Каковы принципы диалектического познания государства и права?
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: написание реферата.
Темы рефератов:
1. Позитивистский и социологический подходы к пониманию предмета и метода теории государства и права.
2. Диалектика как метод познания государства и права.
Литература по теме:
Основная литература:
1. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для академического бакалавриата. 5-е изд, испр. и доп. М.: Юрайт, 2015. Глава 1 (с. 17-50).
2. Липинский Д.А., Хачатуров Р.Л. Теория государства и права: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. Тема 2 (с. 22-59). Режим электронного доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=221652
3. Оксамытный, В.В. Общая теория государства и права: учебник / В.В. Оксамытный. - М.: Юнити-Дана, 2015. Глава 1 (с. 6-37) - Режим электронного доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117035
4. Проблемы теории государства и права: учебник / Г.Ю. Носаненко, Н.Н. Рыбушкин, А.В. Скоробогатов, А.В. Краснов; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Познание, 2013. Глава 1. (с. 7-29) - Режим электронного доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257772
Дополнительная литература:
1. Малахов, В.П. Общая теория права и государства: К проблеме правопонимания: учебное пособие / В.П. Малахов. - М.: Юнити-Дана, 2013. Тема 1 (с. 5-14). Режим электронного доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119446
2. Керимов Д.А. Методологические функции философии права // Государство и право. 1995. № 9.
3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. (Глава 1). Режим электронного доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Hrop/index.php
Список полезных Интернет-ресурсов:
www.consultant.ru Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
http://diss.rsl.ru Электронная Библиотека Диссертаций Российской государственной библиотеки ЭБД РГБ. Включает полнотекстовые базы данных диссертаций.
Biblioclub.ru Университетская библиотека онлайн.
Тема 1.2. Взаимосвязь и взаимодействие теории государства и права с другими научными дисциплинами
Цель: определение места теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук с целью формирование следующих компетенций: готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3); способностью использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОПК-3); способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12) способность организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14).
Перечень изучаемых элементов содержания:
1. Система научного знания. Гуманитарные, естественные и технические науки.
2. Взаимосвязь теории государства и права с философией, политологией, историей, социологией, психологией, экономикой.
3. Система юридических наук.
4. Структура теории государства и права.
5. Функции теории государства и права.
Вопросы для самоподготовки:
1. Отличие научного знания от всех иных видов знаний.
2. Методологическая взаимосвязь юридических и иных гуманитарных наук.
3. Историко-теоретические юридические науки.
4. Отраслевые юридические науки.
5. Прикладные юридические науки. Отличие прикладных наук от фундаментальных.
6. Функции теории государства и права по отношению к другим юридическим наукам.
7. Социология права, философия права и догма права как структурные элементы теории государства и права.
Литература по теме:
Основная литература:
1. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для академического бакалавриата. 5-е изд, испр. и доп. М.: Юрайт, 2015. Глава 1 (с. 17-50).
2. Липинский Д.А., Хачатуров Р.Л. Теория государства и права: учебник. М.: Ди