Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эффективность и целесообразность проведения внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству
Формы внеклассной и внешкольной работы различаются целями, охватом учащихся методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Рассмотрим как традиционные формы, так и новые, опыт проведения которых недавно стал входить в практику внеклассной работы. Так, основными показателями эффективности внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству являются: - повышение качества творческих знаний и умений школьников; - интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.; - рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы; - повышение качества знаний по другим предметам; - приобретение умений работы с различными источниками информации; - повышение общего уровня культуры школьников и т.д. Естественно, все эти показатели тесно связаны друг с другом. Но все названные показатели эффективности внеклассной работы по изобразительному искусству характеризуют не только качественный уровень подготовки школьников, но и их творческое развитие. Определить этот уровень можно при более тесном знакомстве с учащимися: в беседе, при наблюдении в ходе анкетирования, при изучении самостоятельных (творческих) работ школьников. Однако существуют и другие показатели эффективности работы, отражающие внешнюю, организационную сторону внеклассной работы.
Большая дисциплинированность, ответственность за себя и товарища, гордость за дела коллектива — это тоже показатели эффективности внеклассной работы по предмету. Но именно творческие успехи являются первоочередным фактором успешности. Но творческая деятельность требует формирования определенных способностей ребенка - восприятия, ощущения, умения анализировать, оперировать образами, создавать что-то новое. Очень важно развить эмоционально-чувственную сферу ребенка, поскольку именно они являются выразителем отношения человека к окружающему миру, искусству, под влиянием эмоций у детей развиваются фантазия, воображение. Психолого-педагогические исследования показывают, что творческие способности человека особенно интенсивно развиваются в дошкольном и в младшем школьном возрасте в процессе обучения, если оно организовано должным образом. Весьма значительную роль играет в формировании творческих способностей правильно организованная внеклассная и внешкольная изобразительная работа. Это подтверждают и исследования Л. Выготского, П. Гальперина, В. Давыдова, Д. Эльконина, А. Леонтьева и др. Изучая труды Г. Ермаша, Ж. Лейтеса, Я. Пономарева, В. Сухомлинского можно проанализировать этапы творческого развития личности. Непосредственность детского восприятия мира и его воспроизведение в искусстве (музыка, танец, живопись) обусловлена синкретизмом художественных образов. Поэтому ребенку нужно дать материалы: глину для лепки, карандаши и бумагу для рисования и научить работать с ними. В рисунках, лепке, аппликации ученики не только отражают мир, но и собственное отношение к действительности, что является основой художественного творчества. Мысли о том, что ребенок по своей психологической природе является «врожденным» художником, высказывались Ф.Лоркою, М. Пришвиной, Я. Корчаком, В. Вансловым, К. Станиславским, В. Сухомлинским. Так, Сухомлинский писал: «Детский рисунок, процесс рисования - это часть духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, но и живут в этом мире, входящих в него, как создатели красоты, наслаждаются этой
Творчество всегда индивидуально, и в нем переплетаются сознательные и бессознательные, интеллектуальные и эмоциональные, познавательные и оценочные процессы. Поэтому, каким бы индивидуальным творчество не было, в нем просматриваются некоторые общие закономерности и этапы, входящие в понятие сущности творческого развития учащихся средствами изобразительного искусства. На начальном этапе творческое развитие (по Сухомлинскому) зависит от таких творческих качеств учащихся: наблюдательность, способность представлять и фантазировать, способность чувствовать юмор, остроумие, умение абстрагироваться, настойчивость в доведении дела до конца, умение сохранить в памяти знания, творчески применять их на практике, емкость и гибкость мышления, способность анализировать и синтезировать, критическая оценка своей деятельности, способность находить различные способы решения творческой задачи, широта мысли, чувства красоты [40, с. 521]. Важную роль в творческом развитии школьников играют эмоции и чувства. Особенно это касается их отношения ко всему яркому, новому, необычному, интересному, насыщенному живыми образами. Много положительных эмоций вызывает у школьников общение с природой. Окружающий мир привлекает ребенка разнообразием своих объектов и динамичностью процессов. Шум леса, пение птиц, цвета цветов и листьев, различные способы передвижения живых существ - всем этим дети интересуются, за всем наблюдают с приподнятым настроением, радостью, запоминая на всю жизнь. По словам И. Ермаша, «творческий процесс в искусстве является индивидуальным и включает целенаправленную работу, определенную систему сознательных планомерных действий» [12, с. 36]. Первый этап творчества - это предварительное художественное накопление знаний, наблюдений, впечатлений, навыков, мастерства. Результатом всего перечисленного, по мнению Г. Ермаша, является возникновение замысла или нескольких замыслов будущих произведений. Второй этап творчества - художественный замысел - эвристическое прозрение у художника, начало целенаправленной работы над картиной. Замысел основывается на воображении отдельных частей будущего произведения как целостного образа. Причем замысел - лишь его эскиз. Чтобы воплотить замысел в жизнь, нужно много работать. Но именно замысел определяет цель и направление всей работы, стимулирует деятельность фантазии и воображение, вызывает прилив творческой энергии и вдохновения. Третьим этапом творчества (по Г. Ермашу) является период вынашивания, когда концентрируется опыт впечатлений и воображение художника. То есть он сосредотачивается на внутренних переживаниях, обращается к наработанному материалу, собственному опыту. Четвертый этап включает планы, черновики, этюды, эскизы, пробные варианты. Такая работа объясняет структуру будущего произведения, содержание, характер образов.
Пятым этапом является фаза конечной разработки. В этот период происходит становление произведения как целого. Подготовительный материал вытесняется конечным его вариантом. Проявляется эвристический характер творческой действия, рождаются большие и малые открытия, находки и тому подобное. Художник достигает наиболее свободного владения материалом, подчиняет его идейно-эмоциональной атмосфере. Теперь произведение представляется как единое целое, хотя художник требует использования новой информации и фактов, проверки и уточнения материала, обогащения дополнительными впечатлениями. А это уже шестой этап творчества - авторедактирование. Занимаясь исследованием процесса художественного творчества, П.Якобсон определил шесть его этапов: 1) появление замысла; 2) разработка замысла; 3) наличие опыта жизненных впечатлений; 4) поиск форм воплощения замысла произведения; 5) реализация замысла; 6) доработки произведения [46, с. 18, 46]. Однако на этом творческий процесс не заканчивается. И когда завершается какая-то его часть, выраженная в художественном произведении, определенный период оценивается, анализируется сделанная работа. И при необходимости ее дорабатывают (сокращение, замена, поиск новых выразительных деталей), после чего художник испытывает удовольствие или, наоборот, недовольство своим произведением. Наступает такой момент, когда у него возникает потребность в новых замыслах. Таким образом происходит процесс творчества. А появляется новая картина тогда, и только тогда, когда человек испытывает внутреннюю потребность творить. Интересно определяет этапы творчества Я. Пономарев. По его мнению, первым этапом (сознательной работой) является подготовка - особое деятельностное состояние, которое является предпосылкой для возникновения новой идеи. Второй этап - созревание - подсознательная работа над проблемой, инкубация идеи. Переход подсознательного в сознательное является третьим этапом творчества - вдохновением - когда в результате подсознательной работы в сфере сознания возникает идея изобретения, открытия (сначала в гипотетическом виде). И четвертый этап (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка [33, с. 24-32]. В эстетике художественно-творческий процесс схематически разделен на следующие этапы: общее познание и наблюдение; возникновение замысла; наблюдения и познания, ограниченные замысла; непосредственное воплощение художественного замысла в художественном произведении.
Развитие эстетических чувств, накопление наблюдений и впечатлений возбуждают ассоциативность, образное воображение, фантазию, в результате чего художник творит. И благодаря его упорному творческому труду то, что сложилось в воображении, передается на холст и становится произведением искусства. Чтобы научить так работать детей, нужно проводить уроки, учитывая следующие компоненты: мотивационный (стимулы для повышения эмоциональности, укрепление сенсорной чувствительности, развития воображения, фантазии); познавательный (информационно-когнитивной); ментальный (неповторимость, индивидуальность); практический (умения, навыки, самостоятельная творческая деятельность). Описанные выше схемы творческого процесса являются указателем для учителей, воспитателей, родителей. Построив учебно-воспитательный процесс именно таким образом, можно достичь развития творческих качеств личности. Определению этих качеств посвятили научные исследования ученые А. Лук, Моляко, В.А. Сухомлинский; американские психологи Известно, что художественные произведения вызывают образы, основанные на эмоциях автора и влияют на эмоции того, кто их воспринимает. С другой стороны, психологи давно заметили, что эмоции воплощаются автором в известные образы. И она бы наделена способностью подбирать впечатления, мысли и образы, созвучны тому настроению, которое мы имеем в данный момент. Таким образом, чувства влияют на воображение так же, как и воображение на чувства. Картины, вырисовываются в воображении человека в процессе речи, это К. Станиславский называл «видением». Впоследствии к этому термину стали прибегать и мастера художественного чтения, и учителя и авторы пособий. К.Станиславский называл видением весь комплекс образных и чувственный представлений, которые должны быть динамичными. Отсюда его совет актерам прокручивать в своем воображении киноленту видений. Для определения упомянутого комплекса представлений педагог принимал также выражение «образные представления» [25, с. 5]. Смелость воображения и фантазии является одним из важнейших качеств личности. Без этого качества процесс, нельзя назвать творческим. Благодаря способности представлять и фантазировать личность придает своим представлениям художественную форму, мысленно рисуя все объекты. А развитые воображение и фантазия помогают мечтам воплотиться в художественном произведении.
С развитием воображения и фантазии, развивается и творческое мышление. Ведь художественно-творческая деятельность - это не простое копирование действительности, а художественное ее переосмысление через интенсивную творческую работу мозга. Большинство ученых, занимающихся исследованиями детского творчества, считают, что творческое развитие будет осуществляться при условии творческой свободы (внутренняя свобода и уверенность в себе). Эти качества личности, которые формируются в школьном возрасте, обусловливают решительность и стойкость в достижении жизненных успехов. Через рисунок приобретается определенное умение открыто и без страха выражать собственные идеи и чувства, потому что именно художественное творчество здесь является синтезирующим, конструктивным, объединяющим и интегрирующим средством, от которого зависит внутренний мир личности. В художественно-творческой деятельности ведущую роль играют механизмы отображения и изображения. Поэтому усвоение детьми правил, законов и изобразительного искусства должно быть обязательным. Знание изобразительной грамотой является фундаментом любого творческого процесса, - это конструктивно-знаковая и формообразующие стороны творческой деятельности [16, с. 97]. Итак, в творческом развитии школьников средствами изобразительного искусства мы выделяем такие творческие качества личности, которые нужно воспитывать: эмоциональность; смелость воображения и фантазии; творческий склад мышления; творческая свобода личности. Одновременно творческое развитие личности, ее творческая деятельность является одной из составляющих эстетического вкуса, духовного развития.
Выводы по первой главе На основании изучения психолого-педагогических основ формирования художественной культуры во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству можно сделать вывод, что в целом художественная культура, как часть духовной культуры, представляет собой средство подготовки и привлечения потенциальных зрителей, слушателей, читателей к искусству, которое приводит (немедленно или косвенно) к изменению их внутреннего мира. Именно поэтому процесс репродуцирования художественных ценностей является процессом, что позволяет привлекать к общению через произведения искусства все большее количество людей, позволяет поддерживать, воспроизводить шедевры мирового искусства. В воспитании учащихся, расширении и углублении их знаний, развитию творческих способностей важная роль принадлежит специально организованной воспитательной работе во внеурочное время, которое называют внеклассной и внешкольной. Исходя из целей и задач внеклассной и внешкольной работы, воспитания формирование эстетического мировоззрения - это не только обучение видеть красивое, но и попытки вызвать желание действовать, брать посильное участие в создании прекрасного, то есть творить самостоятельно. Творчество - важная составляющая не только учебно-изобразительной деятельности, но и необходимое условие адаптации к взрослой жизни, предпосылка духовного развития. Творческая деятельность требует формирования определенных способностей ребенка. Очень важно развить эмоционально-чувственную сферу ребенка, поскольку именно она является выразителем отношения человека к окружающему миру, искусству, под влиянием эмоций у детей развиваются фантазия, воображение. Психолого-педагогические исследования показывают, что творческие способности человека особенно интенсивно развиваются в дошкольном и в младшем школьном возрасте в процессе обучения, если оно организовано должным образом. Весьма значительную роль играет в формировании творческих способностей правильно организованная внеклассная и внешкольная изобразительная работа. Это подтверждают и исследования Л.Выготского, П. Гальперина, В. Давыдова, Д. Эльконина, А. Леонтьева и др. Изучая труды Г. Ермаша, Ж. Лейтеса, Я. Пономарева, В. Сухомлинского можно проанализировать этапы творческого развития и качеств личности, которые являются его структурными компонентами. Непосредственность детского восприятия мира и его воспроизведения в искусстве (музыка, танец, живопись) обусловлена синкретизмом художественных образов. Поэтому ребенку нужно дать материалы: глину для лепки, карандаши и бумагу для рисования и научить работать с ними. В рисунках, лепке, аппликации ученики не только отражают мир, но и собственное отношение к действительности, является основой художественного творчества. В творческом развитии школьников средствами изобразительного искусства выделяются творческие качества личности: эмоциональность; смелость воображения и фантазии; творческое мышление; творческая свобода личности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.026 с.) |