Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль и место изобразительного искусства во внеклассной и внешкольной работе
В воспитании учащихся, расширении и углублении их знаний, развитию творческих способностей важная роль принадлежит специально организованной воспитательной работе во внеурочное время, которое называют внеклассной и внешкольной. Внеклассная работа - разнообразная образовательная и воспитательная работа, направленная на удовлетворение интересов и запросов детей, организованная во внеурочное время педагогическим коллективом школы [38, с. 220]. Она направлена на удовлетворение интересов, потребностей и запросов детей благодаря добровольному участию в разнообразной деятельности (обсуждение книг, кинофильмов, экскурсии, соревнования, конкурсы, праздники и т.д.). При обучении детей изобразительному искусству современная школа использует внеклассные формы работы для организации творческих вечеров и клубов, также активно используется кружковая деятельность. Внешкольная работа - образовательно-воспитательная деятельность внешкольных учреждений для детей и подростков [38, с. 221]. Забегая вперед отметим, что на занятиях изобразительным искусством внешкольная работа представляет собой, прежде всего, такие формы работы, которые направлены на расширение кругозора детей. Это экскурсии, посещение выставок и музеев, выездные мастер-классы, прогулки с целью зарисовки увиденного и прочее. Оба вида работы имеют общие задачи и предусматривают применение преимущественно одинаковых средств, форм и методов воспитания. Задача внеклассной и внешкольной работы заключается в закреплении, обогащении и углублении знаний, приобретенных в процессе обучения, применении их на практике; расширении общеобразовательного кругозора учащихся, формировании в них научного мировоззрения, выработка умений и навыков самообразования; формировании интересов к различным отраслям науки, техники, искусства, спорта, выявлении и развития индивидуальных творческих способностей и наклонностей; организации досуга школьников, культурного отдыха и разумных развлечений; распространении воспитательного воздействия на учащихся в разных направлениях воспитания. Ее содержание определяется общим содержанием воспитания учащейся молодежи, которое предусматривает умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Внеклассная и внешкольная работа основываются на использовании общих и специфических принципов воспитания, среди которых выделяют:
а) добровольный характер участия - ученики могут выбирать профиль занятий по интересам. Педагоги в таких условиях должны тщательно продумывать содержание занятий, используя новые, еще не известные ученикам факты, формы и методы, которые бы усиливали их интерес; б) общественная направленность деятельности учащихся - этот принцип требует, чтобы содержание работы кружков, клубов и других форм деятельности, отвечало нуждам, отражало достижения современной науки, техники, культуры и искусства; в) развитие инициативы и самодеятельности учащихся - во внеклассной и внешкольной деятельности следует учитывать желание школьников, их предложения, чтобы каждый из них выполнял интересную для себя работу; г) развитие изобретательности, детского технического и художественного творчества - во время занятий перед учениками следует ставить задачи поискового характера (создание новых приборов, совершенствования имеющихся) уделять особое внимание творческому подходу к делу и тому подобное; д) связь с учебной работой - внеклассная и внешкольная работа должна быть логическим продолжением учебно-воспитательной работы на уроках; д) использование игровых форм, интерес, эмоциональность. Реализация этого принципа предполагает использование познавательных и компьютерных игр, демонстрации интересных опытов и др.. [1, с. 26]. Специфические принципы внеклассной и внешкольной работы направлены на пробуждение инициативности, творчества учащихся, реализации их потребностей в деятельности, которая представляет для них незаурядный интерес. К основным направлениям внеклассного и внешкольного образования относятся: - социокультурное, которое предусматривает помощь ребенку в определении своего статуса как личности через включение его в систему социальных отношений, рост его престижа и авторитета, воспитания различных социальных ролей, раннее привлечение к участию в решении различных социальных проблем - трудовых, социально-политических, моральных;
- художественно-эстетическое – обеспечивает художественно-эстетическую образованность и воспитанность личности, способной к саморазвитию и самовоспитания, формированию художественно-эстетической культуры средствами лучших национальных и образовательно-культурных достижений, способствует выработке умений приумножать культурные традиции своего народа; - опытно-экспериментальное - предусматривает включение детей и подростков в научно-исследовательскую, поисковую деятельность, распространение научных знаний и их превращение в инструмент творческого преобразования в институт творческого освоения мира; - научно-техническое - направленный па формирование у детей технико-технологических знаний, расширение их политического мировоззрения, удовлетворение потребностей юной личности в совершенствовании образования по основам информатики и компьютеризации, конструкторской, экспериментальной и изобретательной деятельности, реализации способностей путем поиска и развития умений, новинок технического моделирования, конструирования и т.д.: - досугово-развлекательное - предусматривает организацию культурного досуга детей и подростков, общение со сверстниками различной формы игровой и развлекательной деятельности, улучшения психического здоровья, снятие физического и психологического напряжения; - эколого-природное - обеспечивает овладение знаниями об окружающей среде [59, с. 40]. Такие направления деятельности могут создать условия для профессиональной ориентации, самоопределения личности, подготовки изменений молодежи к изменениям профессий, адаптации к рыночной экономике. Приоритетной целью развития внешкольного образования и воспитания является содействие становлению личности ребенка, подростка, молодого человека. Роль изобразительного искусства в данном случае является незаменимой. Искусство по-своему познает мир и в этом смысле способствует познанию окружающего - в образной форме раскрывает суть явлений и предметов, практически без ограничений оно может рассказать человеку о прошлом, настоящем и будущем, о человеческом обществе, культуре, при этом формирует мировоззрение личности, воспитывает ее. Если мы говорим об искусстве, то следует отметить, что именно оно развивает человека разносторонне, в отличие от других видов деятельности (наука формирует мышление, этика - нравственное сознание и т. д.). По мнению М. С. Кагана «... искусство развивает духовность человека разносторонне и целостно - в единстве мыслей, чувств, воли, воображения, вкусов, в единстве его эстетического, нравственного, гражданско-политического отношения к миру, в единстве его сознания и самосознания» [15, с. 21]. Произведения искусства, написанные ярко и оригинально, помогают раскрыть содержание того, что в жизни, кажется, уже давно понятным и известным, потому что через искусство мы познаем мир более интенсивно, более эмоционально. Благодаря художественным образам, которые несут в себе наиболее обобщенные, яркие, типичные черты окружающего, искусство проникает в суть объективной действительности, общественных процессов, анализирует и раскрывает их значение для личности, помогает человеку образно воссоздать в сознании жизненную реальность, духовно осмыслить и оценить ее, а следовательно оно помогает формировать человека - стимулирует чувства, направляет мысли, раскрывает сложный внутренний мир личные, удовлетворяет потребность в красоте [4, с. 74].
Искусство выполняет двоякую функцию: с одной стороны оно предполагает созерцание, восприятие формы, с другой - требует художественного видения, актуализации всех духовных и практических способностей личности, «... всего жизненного опыта, кристаллизуется в его субъективном «я»» [11,с. 23]. Искусство является важным источником эстетического наслаждения. Его по праву называют «наукой чувств», ведь воспринимать искусство, понимать его - особая работа души, напряженный труд чувств и мысли. Образы искусства, воспринимаются и отвечают интересам и взглядам личности, адекватно влияют на ее субъективный мир, порождают многогранные и сложные переживания. Этот процесс является не только интеллектуальным. Он насыщен положительными или отрицательными чувствами.»В человеческой душе нет ни одной грани, ни одной струны, на которую не повлияло бы искусство» [4, с. 18]. В результате человек не только осознает, но и глубоко чувствует объективный смысл, заложенный в художественных обобщениях. Сила искусства не только в том, что его произведения вызывают у нас эмоции и чувства - благодаря искусству мы учимся эстетически воспринимать действительность, образно мыслить и оценивать. Эмоции, мысли, фантазии, порожденные искусством формируют характер, волю, мировоззрение личности в целом. Искусство создает конкретно-чувственные образы, благодаря которым происходит духовно-активное общение человека и искусства. «Специфичность искусства заключается в том, что оно является духовно-практическим способом освоения действительности» [10, с. 125]. Искусство не требует особой области практического внедрения, в отличие от научных достижений. Потому произведения искусства воспринимаются как элементы жизненного созерцания, форма их существования позволяет входить в бытовую сферу людей и благодаря этому они обращены к личности, ее индивидуальным и общественным потребностям, интересам и способностям. Данное свойство искусства особенно актуально в современных городах и селах. Быстрые темпы градостроительства, стандартизация лишает их индивидуальности. Лишь попытка интегрировать изобразительное искусство и архитектуру создает эстетическую среду для труда, быта и отдыха. В этом процессе принимают участие все виды изобразительного искусства [28, с. 300].
Как видим, изобразительное искусство в процессе духовно-практического воспитания выполняет ничем не заменимую роль. Однако, количество уроков изобразительного искусства, проводимых в начальной школе, не является достаточным для полноценного развития и формирования тех качеств личности, которые являются выразителями духовности, креативности. Поэтому особая роль отводится сегодня другим формам работы с подрастающим поколением. В сложившихся условиях внешкольная и внеклассная работа должны способствовать: - творческой направленности личности, осознанию ею значения прежде всего творческих, гуманитарных потребностей, мотивов, целей как ведущих в своем развитии и жизнедеятельности; - развитию творческих черт, характера, а именно целеустремленности, инициативности, любознательности, самостоятельности, требовательности, изобретательности, оригинальности, трудолюбия, ответственности и т.д.; - творческому самосознанию, которое проявляется в адекватной самооценке, самоорганизации, самореализации, самосовершенствовании; - развитию творческих качеств интеллекта - логического, диалектического и целостного восприятия действительности, наблюдательности, творческого воображения и фантазии, внимания и памяти; - постоянному росту потенциала творческой деятельности - желание систематически получать новые знания в определенной области, умению творчески их использовать, экспериментировать, исследовать; - формированию психических качеств личности, ее темперамента, свойств нервной системы; - воспитанию у детей и подростков способности к творческому общению с деятелями науки, техники, культуры, искусства, уметь вести диалог. Итак, внешкольная и внеклассная работа предоставляют детям и молодежи знания, умения и навыки по интересам, обеспечивают интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку их к активной профессиональной и общественной деятельности, создает условия для развития и организации содержательного досуга, соответствующего интересов, способностей, талантов, дарований и состоянию их здоровья.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.012 с.) |