Традиция и новаторство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: к проблеме литературной эволюции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиция и новаторство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: к проблеме литературной эволюции.



 

А. Список изучаемых литературных произведений:

Горе от ума.

В. Научная литература:

1. Бахтин М. М. Эпос и роман // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 447 – 483.

2. Тынянов Ю. Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 270–281.

3. Маркович В.М. «Горе от ума» в критике и литературоведении ХIХ – ХХ веков // Маркович В.М. Мифы и биографии: Из истории критики и литературоведения в России. СПб., 2007. С. 5 – 48;

4. Маркович В. М. Комедия в стихах Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 59 – 90 либо Маркович В. М. Комедия в стихах Грибоедова «Горе от ума» // Золотой век русской литературы: Сб. статей. СПб., 2008. С. 3-32.

5. Медведева И. Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. М., 1974;

6. Степанов Л. А. Драматургия А.С. Грибоедова // История русской драматургии. ХVII – первая половина ХIХ века / Отв. ред. Л.М.Лотман. Л., 1982;

«Евгений Онегин» А. С. Пушкина как роман в стихах

А. Список изучаемых литературных произведений:

«Евгений Онегин»

В. Научная литература:

1. Бочаров С. Г. Стилистический мир романа («Евгений Онегин») // Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина: Очерки. М., 1974.

2. Бочаров С. Г. «Форма плана» // Бочаров С. Г. Филологические сюжеты. М., 2007. С. 25 – 53;

3. Виролайнен М. Н. «Евгений Онегин»: методы анализа пушкинского романа в стихах в историческом освещении. Учебное пособие по курсу «История русской литературы первой половины XIX века». СПб., 2011.

4. Лотман Ю. М. Художественная структура «Евгения Онегина» // Учен. зап. Тарт. гоc. ун-та. 1966. Вып. 184. С. 5–32. (Труды по русской и славянской филологии. [Т.] 9: Литературоведение);

5. Лотман Ю. М. Роман в стихах Пушкина “Евгений Онегин”: Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя. Статьи и заметки 1960—1990. «Евгений Онегин». Комментарий. СПб., 1995.

6. Тынянов Ю. Н. О композиции «Евгения Онегина» // Поэтика. Истории литературы. Кино. М., 1977. С. 52 – 77.

7. Чумаков Ю. Н. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина: В мире стихотворного романа. М., 1999.

 

Проблема периодизации лирики М.Ю. Лермонтова

А. Список изучаемых литературных произведений:

лирика

В. Научная литература:

1. Вацуро В. Э. Лермонтов // Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. М., 1994. Т. 3. С. 329-338.

2. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.; Л., 1964.

3. Эйхенбаум Б. М. Литературная позиция Лермонтова // Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове. М.; Л., 1961. С. 40-124.

4. Гуревич А. М., Коровин В. И. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова // Лермонтовская энциклопедия / Под ред. В.А.Мануйлова. М., 1999. С.474 – 477;

5. Гинзбург Л. Я. Творческий путь Лермонтова. Л., 1940;

6. Ломинадзе С. В. Тайный холод // М.Ю. Лермонтов: Pro et contra. СПб., 2002. С. 742 – 765;

Проблемы повествования в цикле Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

А. Список изучаемых литературных произведений:

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

В. Научная литература:

1. Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М., 2002;

2. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1978 – либо любое другое издание этой работы

3. Мущенко Е. Г., Скобелев В. П., Кройчик Л. Е. Поэтика сказа. Воронеж, 1978;

4. Проза Н. В. Гоголя. Поэтика нарратива: Очерки / Отв. ред. В. М. Маркович. СПб., 2010;

5. Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии. Л., 1986. С. 45 – 63 либо другие издания

1840-е годы в русской литературе.

А. Список изучаемых литературных произведений: сб. «Физиология Петербурга», «Кто виноват?» А.И.Герцена, «Обыкновенная история» И.А.Гончарова.

В. Научная литература:

Обязательная:

Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе (Русский физиологический очерк). М., 1965; Манн Ю.В. Философия и поэтика натуральной школы // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969; Натуральная школа и ее роль в становлении русского реализма. М., 1997.

Дополнительная:

Виноградов В.В. Гоголь и натуральная школа//Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М., 1976; Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе ХIХ века. М., 1965.

 

Жанровое своеобразие романов И.С. Тургенева.

А. Список изучаемых литературных произведений: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь».

В. Научная литература:

Обязательная:

Пумпянский Л.В. 1.Романы Тургенева и роман «Накануне» (Историко-литературный очерк), 2. «Дым» (Историко-литературный очерк), 3. «Новь» (Историко-литературный очерк) // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М., 2000; Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман 19 века. Л., 1982; Манн Ю.В. Новые тенденции романной поэтики // Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987.

Дополнительная:

Батюто А.И. Структурно-жанровое своеобразие романов Тургенева 50-х – начала 60-х годов //Проблемы реализма русской литературы ХIХ века. М.-Л., 1961; Тамарченко Н.Д. Русский классический роман ХIХ века. Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997 (глава о Тургеневе)

Художественное своеобразие драматургии А. Н. Островского.

А. Список изучаемых литературных произведений (по программе общего курса)

В. Научная литература:

Обязательная:

Журавлева А.И. Островский-комедиограф. М., 1981; Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М., 1987; Журавлева А.И. 1.Комедия А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся!», 2. «Гроза» А.Н.Островского// Анализ драматического произведения. Л., 1988;

Билинкис Я.С. Человек без нравственных ограничений (опыт А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты»)// Там же; Отрадин М.В. «Бесприданница» А.Н.Островского// Там же, либо: Отрадин М.В. «На пороге как бы двойного бытия…». СПб., 2012

Дополнительная:

Томашевский Б.В. А.Н.Островский//Книга и революция. Пг.,1923 N2 (26); Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н.Островского. М., 1974; А.Н. Островский.Энциклопедия, гл.ред. И.А.Овчинина. Кострома-Шуя, 2012.

 

Жанровая природа романа "Война и мир" Л. Толстого

Список изучаемых литературных произведений:

Толстой Л. Н. Война и мир.

Научная литература:

Обязательная:

Война из-за «Войны и мира». Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в русской критике / Сост. И. Н. Сухих. СПб., 2002 (статья С. Г. Бочарова); Опульская Л. Д. Особенности жанра // Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». М.: Просвещение, 1987. С. 138– 150.

Дополнительная:

Война из-за «Войны и мира». Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в русской критике / Сост. И. Н. Сухих. СПб., 2002 (статьи П. В. Анненкова, Н. Н. Страхова); Чичерин А. В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958.

Полифонизм в романах Ф.М. Достоевского.

Список изучаемых литературных произведений:

Достоевский Ф. М. Бедные люди, Двойник, Преступление и наказание,Идиот, Бесы, Братья Карамазовы.

Научная литература:

Обязательная:

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963 и позднейшие издания; Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977; Ветловская В. Е. Теория полифонического романа Бахтина и этическое учение Достоевского // Ветловская В. Е. Роман Достоевского «Братья Карамазовы». СПб., 2007.

Художественное новаторство А.П. Чехова-драматурга.

Список изучаемых литературных произведений:

Чехов А. П. Иванов, Чайка, Дядя Ваня, Три сестры, Вишневый сад.

Научная литература:

Обязательная:

Скафтымов А. П. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова; О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А. П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972; Паперный З. С. «Вопреки всем правилам...»: Пьесы и водевили А.П. Чехова. М., 1982;

Дополнительная:

Зингерман Б. И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.

Ключевые особенности символистской поэзии

Список изучаемых литературных произведений:

Н. Минский. Стихотворения: «Перед зарею», «Мой демон», «Дума», «Не месяц за его печаль и простоту…», «Метемпсихоз», «Облака», «Сонет» («Бескрайний свод небес, полей простор безбрежный…»), «Как сон, пройдут дела и помыслы людей…», «Вечерняя песня», «Два пути», «Молчание».

Д. С. Мережковский. Стихотворения: «Ночь», «Неуловимое», «Белая ночь», «Дети ночи», «Голубое небо», «Поэт», «Не надо звуков», «Ноябрь», «Пруд», «Двойная бездна».

З. Н. Гиппиус. Стихотворения: «Песня», «Посвящение»,«Отрада», «Бессилье», «Снежные хлопья», «К пруду», «Крик», «Любовь – одна», «Предел», «Электричество», «Христианин», «Ограда», «Пьявки», «Божья тварь», «Противоречия», «Богиня», «Пауки», «Цепь», «Петербург», «Все кругом», «Она», «Камень», «Живые лица».

Ф. Сологуб. Стихотворения: «С врагом сойдясь для боя злого…», «О смерть! я твой. Повсюду вижу…», «Многоцветная ложь бытия…», «На серой куче сора…», «Истомил меня пасмурный день», «Все во всем», «Я – бог таинственного мира…», «Недотыкомка серая…», «Неустанное в работе…», «Я влюблен в мою игру…», «В последнем свете злого дня», «Настало время чудесам…», «Мы – пленные звери…», «Чертовы качели».

В. Брюсов. Книга стихов «Urbi et orbi».

Вяч. Иванов. Книга стихов «Кормчие звезды».

А. Белый. Книга стихов «Золото в лазури».

А. Блок. Три тома лирики.

Научная литература:

Обязательная:

Лотман М. Ю., Минц З. Г. Символизм // Русская литература ХХ века: Школы. Направления. Методы творческой работы. СПб., 2002. С. 13—30; Сапожков С. Поэзия и судьба Николая Минского // Минский Н. Добролюбов А. Стихотворения и поэмы. СПб., 2005. С. 7—96; Лавров А. В. З. Н. Гиппиус и ее поэтический дневник // Лавров А. В. Русские символисты: Этюды и разыскания. М., 2007. С. 5–59; Дикман М. И. Поэтическое творчество Федора Сологуба// Сологуб Ф. Стихотворения. Л., 1975. С. 5–74. (Библиотека поэта. Большая серия); Максимов Д. Е. Брюсов: Поэзия и позиция // // Максимов Д. Е. Русские поэты начала века. Л., 1986. С. 8—198; Аверинцев С. С. Вячеслав Иванов // Иванов Вяч. Стихотворения и поэмы. Л., 1978. С. 5–62. (Библиотека поэта. Малая серия); Малмстад Дж. «Муки слова»: Очерк истории формирования и публикации стихотворных книг Андрея Белого // Андрей Белый. Стихотворения и поэмы. СПб., 2006. Т. 1. С. 41–73. (Библиотека поэта. Большая серия); Максимов Д. Е. Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока // Блоковский сборник. Тарту, 1972. Т. 2. С. 25–121;

 

Дополнительная

Русская литература рубежа веков: (1890-е – начало 1920-х годов). Кн. 1—2. М., 2001; Русская литература ХХ века: 1890—1910 / Под ред. С. А. Венгерова. М., 2004; Смирнов И. П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем // Смирнов И. П. Смысл как таковой. СПб., 2001. С. 15–104; Ханзен-Лёве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб., 1999; Барзах А. Е. Материя смысла // Иванов Вяч. Стихотворения. Поэмы. Трагедия. СПб., 1995. Т. 1. С. 5–60. (Библиотека поэта. Большая серия);. Андрей Белый: Pro et contra. СПб., 2004; Минц З. Г. Лирика Александра Блока // Минц З. Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999. С. 12—332; Александр Блок: Pro et contra. СПб., 2004; Лавров А. В. Ритм и смысл: Заметки о поэтическом творчестве Андрея Белого // Анрдей Белый. Стихотворения и поэмы. СПб., 2006. Т. 1. С. 5–40 (Библиотека поэта. Большая серия); Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. М., 1997.

 

Особенности символистского романа

Список изучаемых литературных произведений:

Д. С. Мережковский. «Юлиан Отступник».

Ф. Сологуб. «Мелкий бес».

В. Брюсов. «Огненный ангел».

А. Белый. «Петербург».

Научная литература

Обязательная

Минц З. Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Минц З. Г. Поэтика русского символизма. СПб., 2004. С. 59-96; Ильев С. П. Русский символистский роман. Киев, 1991; Гречишкин С. С., Лавров А. В. Биографические источники романа Брюсова «Огненный Ангел» // Гречишкин С. С., Лавров А. В. Символисты вблизи: Статьи и публикации. СПб., 2004. С. 6--62; Максимов Д. Е. О романе-поэме Андрея Белого «Петербург» // Максимов Д. Е. Русские поэты начала века. Л., 1986. С. 240—349.

Дополнительная:

Павлова М. Писатель-инспектор: Федор Сологуб и Ф. К. Тетерников. М., 2007; Ерофеев В. На грани разрыва: («Мелкий бес» Ф. Сологуба и русский реализм) // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990; Долгополов Л. К. Творческая история и историко-литературное значение романа Андрея Белого «Петербург» // Белый Андрей. Петербург. М., 1981. С. 525–623. (Серия «Литературные памятники»); Сухих И. Н. Прыжок над историей: (1911—1913. «Петербург» А. Белого) // Сухих И. Н. Двадцать книг ХХ века: Эссе. СПб., 2004. С. 44—69.

 

Эстетика и поэтика акмеистов

Список изучаемых литературных произведений:

С. Городецкий. «Некоторые течения в современной русской поэзии».

Н. Гумилев. «Наследие символизма и акмеизм», цикл «Капитаны», поэтические сборники «Колчан», «Огненный столп».

А. Ахматова. Книги стихов «Вечер» и «Четки».

О. Мандельштам. «Утро акмеизма», книга стихов «Камень».

Научная литература

Обязательная

Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977; Лекманов О. А. История и поэтика акмеизма // Русская литература ХХ века: Школы. Направления. Методы творческой работы. СПб., 2002. С. 31—59; Смирнов И. П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем // Смирнов И. П. Смысл как таковой. СПб., 2001. С. 138—149; Гинзбург Л. Поэтика ассоциаций // Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974. С. 354—385.

Дополнительная

Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой.Л., 1973; Виноградов В. В. О поэзии Анны Ахматовой: (Стилистические наброски) // Виноградов В. В. Поэтика русской литературы: Избранные труды, М, 1976. С. 369—459; Верховский Ю. Н. Путь поэта // Н. С. Гумилев: Pro et contra. СПб., 1995. С. 505—549; Ронен О. Поэтика Осипа Мандельштама. СПб., 2002; Эткинд Е. Г. Кризис символизма и акмеизм // Эткинд Е. Г. Там, внутри: О русской поэзии ХХ века. СПб., 1987. С. 25—49;

Футуризм как миропонимание

Список изучаемых литературных произведений:

В. Хлебников. «Курган Святогора», «Свояси», «Воззвание Председателей земного шара», «Лебедия будущего», «Художники мира!» «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Кузнечик», «Конь Пржевальского», «Числа», «Свобода приходит нагая…», «Одинокий лицедей», «Зверинец», «Журавль», «Дети выдры», «Зангези».

В. Маяковский. «Ночь», «Из улицы в улицу», «А вы могли бы?», «Нате!», «Кофта фата», «Послушайте!», «Мама и убитый немцами вечер», «Скрипка и немножко нервно», «Вам!», «Военно-морская любовь», «Вот так я сделался собакой», «Чудовищные похороны», «Лиличка! Вместо письма», «Себе, любимому, посвящает эти строки автор», «Хорошее отношение к лошадям», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник».

Научная литература

Обязательная

Альфонсов В. Н. Поэзия русского футуризма // Поэзия русского футуризма. СПб., 1999. С. 5—66. (Библиотека поэта. Большая серия); Смирнов И. П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем // Смирнов И. П. Смысл как таковой. СПб., 2001. С. 105—138; Дуганов Р. Велимир Хлебников: Природа творчества. М., 1990; Е. Г. Эткинд. Рык: О поэтике Маяковского// Эткинд Е. Г. Там, внутри: О русской поэзии ХХ века. СПб., 1987. С. 261—273; Якобсон Р. О стихе Маяковского // Роман Якобсон: Тексты, документы, исследования. М., 1999. С. 8—17.

Дополнительная

Башмакова Н. Слово и образ: О творческом мышлении Велимира Хлебникова. Helsinki, 1987; Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М. 1990; Эткинд. Там, внутри // Эткинд Е. Г. Там, внутри: О русской поэзии ХХ века. СПб., 1987. С. 274—306; Эйхенбаум Б. М. Трубный глас // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969. С. 293—296; Мочульский К. Поэзия действия: (В. Маяковский) // В. В. Маяковский: Pro et contra. СПб., 2006. С. 775—778.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.208.25.215 (0.055 с.)