Наглядный и речевой материал по теме «одежда» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наглядный и речевой материал по теме «одежда»



1. Баранников И.В. и др. Русский язык в картинках — Ч. 1. — С. 22-25.

2. Большой словарь Уолта Диснея. — Минск, 1995. — С. 32-33,56-57.

3. Вдовенко С.С. Альбом рисунков для обучения английскому языку. — Киев, 1981. — С. 35-36 (Одежда для девочки и мальчика).

4. Гербова В.В. Картинки по развитию речи детей старшего до­школьного возраста.-— М., 1985. (Предметные картинки «Машенька», «Катюша»)..,

5. Зыков С.А. и др. Звездочка. — М., 1976. — С. 58-63.

6. Конобеевский Н.П., Кирюшкин В:А. Иллюстративный материал
для словарно-логических упражнений на уроках чтения и русского языка в 1 классе. — М., 1981. (Предметные картинки).

7. Кузьмина Н.И. и др. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М., 1977. — С. 28-32, 93 (Обновка), 101 (Что бабушка пода­рила Аленке зимой).

8. Лоза Г.Ф. Альбом для развития речи детей раннего возраста. —Киев, 1981. Лист 32 (стирка), лист 36 (летняя одежда), лист 41 (осенняя одежда), лист 43 (зимняя одежда), лист 59 (бабушкина помощница).

9. Соловьева О.И. Альбом по развитию речи: Говори правильно. (Предметные и сюжетные картинки для составления предложений).

10. Семко Г.Я. Альбом по развитию русской речи. — Киев, 1982. — С. 5 (вяжет, гладит), 11 (швейная фабрика, прихожая в квартире).

11. Тругларжова М. Картинный словарь для больных с афазией. (Предметные картинки).

12. Файншпгейн Л. В детском саду. Наша улица. Наш дом.

13. Файнштейн С. Чем можем — поможем: Игра для детей старшего дошкольного возраста. — М., 1983.

Конспект разноуровневого занятия логопеда с подгруппой детей

Тема: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ "ГОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ"»

Цель: учить детей строить связное высказывание по картине с опо­рой на вопросы логопеда.

Задачи:

Л. Активизация словаря по теме «День защитника Отечества».

Г. Закрепление согласования прилагательных с существитель­ными ед. ч. в им. и вин. п. Закрепление правильного употребле­ния числительных одинодна, двадве.

Контроль за четкостью проговаривания окончаний глаголов 3-го лица настоящего времени (-ет, -ит).

П. Употребление в самостоятельной речи усвоенных типов предложения: П + С, П + С + Вин. п., П + С + Вин. п. + Дат. п., П + С + Опр. + Вин. п.

С. Развитие умения рассматривать сюжетную картину, выделять главное в ее содержании и строить логически последовательный рассказ.

Материал:

1.Сюжетная картина «Гости в детском саду» (Лоза Г.Ф. Альбом для развития речи детей раннего возраста. — Киев, 1981).

2. Реальные предметы-игрушки: танк, автомат, грузовик, мишка.

Пропедевтическая работа:

1.Наработка воспитателями необходимого словаря по теме.

2. Рассматривание военной формы отца одного из детей (с вос­питателем),

3. Рассматривание предметных картинок по теме в книжном уголке группы.

4. Беседа под руководством воспитателя по серии картин «На границе».

5. Игры со строительным материалом (строили танк, пароход, грузовик, самолет) и сюжетно-ролевые («Капитан», «Пароход»).

6. Изготовление поделок-подарков папам и дедушкам ко Дню защитника Отечества.

7. Поездки и выходы к памятникам и обелискам в честь погиб­ших воинов (с родителями).

8. Рисование или наклеивание картинок по теме в альбом по развитию речи (с родителями, воспитателями, логопедом

9. Разучивание песен по теме на музыкальных занятиях.

10.Заучивание стихотворения «Наши летчики» (или «Само­лет») и проговаривание его с движениями.

11.Игры с игрушками (танк, грузовик, автомат и др.).

12.Работа логопеда на предыдущем занятии по словообразо­ванию (военные профессии).

13.Работа логопеда над формированием указанных типов пред­ложений, соответствующим грамматическим оформлением их.

Характеристика группы

Занятие проводится с подгруппой (5 детей 6-го года жизни) на пер­вом году обучения:

Алеша К. — ОНР, 3-й уровень,

Марина Л. — ОНР, 2-й уровень,

Света Ф. — ОНР, 2-й уровень,

Сережа Н. — ОНР, 1-2-й уровень,

Юля Ф. — ОНР, 1-2-й уровень.

У всех детей, по заключению психиатра, задержка психического развития разной степени выраженности.

Данная подгруппа является более слабой в составе группы по уровню речевого и общего развития. Но внутри подгруппы можно выделить детей с более или менее высоким развитием: это Алеша К. и Марина Л. (условное обозначение В).

Алеша К. имеет 3-й уровень развития речи, но страдает импуль­сивностью, необдуманностью в высказываниях, излишним много­словием при отсутствии логической последовательности. Отсюда часты аграмматизмы, фрагментарность высказываний. Неразвито произвольное внимание; мальчик не может выслушать до конца инструкцию, не дослушивает вопрос и в результате выполняет или отвечает неправильно, невпопад. Отвлекается на малейшее движе­ние, звук, голос. Теряет задачу. Но у ребенка есть интерес к учению, он эмоционально отзывчив. Память лучше развита зрительная. Слуховая память кратковременная. В произношении — механиче­ская дислалия (узкое высокое небо, отсутствуют верхние резцы, аденоиды), назализация, саливация, рот постоянно открыт. Большие трудности в формировании произносительных навыков. Ребенок подвижный, неусидчивый, но очень услужливый и добрый.

Марина Л. — девочка спокойная, тихая, довольно внимательная на занятиях и старательная, но не эмоциональная. Редко изъявляет желание высказаться на фронтальном занятии, лучше работает индивидуально. Память слабая, запоминание

изведение с ошибками. В речи — нарушение структуры слова, затруднения в согласовании слов в предложении, в употреблении предлогов. Нарушена дифференциация твердых и мягких соглас­ных звуков (С-Ц-Ч-ТЬ, Ч-Щ-Ш). Но динамика хорошая, девочка поддается обучению, программный материал усваивает.

Дети с низким уровнем развития речи и психики в целом — Юля Ф. и Сергей Н. (условное обозначение Н). Сергей в группу поступил в ноябре после оперативного лечения уха.

Эти дети, особенно Юля, с желанием работают только индиви­дуально, на фронтальном занятии теряют ориентировку в зада­ниях, не воспринимают инструкцию, обращенную ко всем детям. Юля в начале учебного года отличалась речевым негативизмом, кото­рый может проявиться на фронтальном занятии. Сережа сохраняет интерес и внимание только в начале занятия, потом быстро исто­щается, отвлекается, не слышит задания и не выполняет. Чрезвы­чайно затруднено переключение внимания. Мышление этих детей еще на низком уровне, у Сережи несколько выше по сравнению с Юлей. Юля дает лучшую динамику в формировании произно­сительных навыков, а Сережа — в формировании мыслительных операций, в развитии памяти, самостоятельной речи. Ритмико-слоговая структура слова у обоих детей резко нарушена. Юля трудно усваивает грамматические формы слов, оба затрудняются в употреб­лении предлогов. Общая и особенно мелкая моторика не развиты. У Юли походка неуклюжая (косолапость), координация движений плохая, нет ловкости, быстроты реакции. Пальцы вялые, малопо­движные, движения неточны и недифференцированны. У Сережи общая моторика лучше мелкой. Пальцы скованны, напряжены, движения выполняет только с помощью. В изобразительной деятель­ности оба ребенка требуют помощи воспитателя.

Свету Ф., девочку со 2-м уровнем развития речи, можно отнести к детям со средним уровнем развития в данной подгруппе (условное обозначение С). Девочка спокойная, пассивная, со слабой мотива­цией деятельности и с большими трудностями в ее речевом оформ­лений. Лучше выполняет неречевые задания, чем речевые. Трудно идет автоматизация поставленных звуков, дифференциация твер­дых и мягких согласных, введение звуков в самостоятельную речь. Совершенно нет самоконтроля. Память слабая, может запомнить и воспроизвести лишь 2 не связанных смыслом слова, в заучен­ных коротких стихах (из 2-4 строк) нарушает рифму, запоминает долго. Испытывает трудности в употреблении предлогов. У девочки хорошая подражательность, отраженно она повторяет слова, фразы, тексты, но как бы механически, потому что от нее этого требуют, самостоятельного интереса не проявляет. Слабо у девочки и про­странственное и временное ориентирование, недостаточна коорди­нация движений, Мелкая моторика неплохая.

Перечисленные особенности и трудности детей чрезвычайно усложняют работу педагогов, каждый из детей требует индиви­дуального подхода.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дети входят в кабинет, изображая разведчиков (упражнение «Бинокль»), встают на свои места и продолжают (по заданию лого­педа) изображать пулеметчиков (дддд), ракетчиков (ууууу — с движе­нием сомкнутых ладоней вверх), летчиков (мммм — руки в стороны).

2. Основная часть занятия.

Постановка цели:

Привлечение внимания детей к тому новому, что появилось в кабинете (картина).

Сообщение логопедом основной задачи занятия: составить рас­сказ по этой картине, а называется она... (логопед говорит название).

Рассматривание картины.

Дети встают с мест, подходят ближе к картине и рассматривают ее, делясь друг с другом впечатлениями.

Беседа по содержанию картины (выявление понимания ее).

Н Вопросы: кто это? что это? что делает? сколько?

Ответы: одним словом; повторение за другими детьми слово­сочетаний, предложений из 2-3 слов.

С Вопросы: куда? какая? (форма, звезда, машина, книга), какой? (танк, автомат), какие? (подарки, солдаты).

Ответы: одним словом, словосочетанием.

В Вопросы, требующие доказательного ответа: Как ты узнал? Почему ты так думаешь?

Ответы: распространенным предложением, возможно, с одно­родными членами. *

НСВ Хоровое проговаривание словосочетаний: два солдата, два мальчика, один мальчик, две девочки, одна девочка.

Составление предложений по картине и демонстрация действий с реальными игрушками.

Н Изображают действия с игрушками.

С Называют действие (обратить внимание на окончания -ет, -ит).

В Проговаривают предложения полностью.

НСВ Хоровое проговаривание каждого предложения.

Юля катает мишку на машине.

Сережа водит зеленый танк.

Марина говорит: «Мишка, сиди смирно!»

Света смотрит интересную книгу.

У Алеши черный автомат.

Подведение детей к выводу, заключению: Дети играют дружно.

Логопед: Но игрушки детям подарили гости-солдаты. Значит, в рассказе самое главное — это солдаты. С них начнем рассказ.

Составление рассказа коллективно с помощью вопросов лого­педа (логопед начинает предложение, дети по вопросам добавляют слова).

В детский сад пришли... кто? Н

(Все предложение повторяет В)

Солдаты принесли... что? кому? С, Н

(Все предложение повторяет С)

Солдаты подарили... что? Н какой? С

(Все предложение с однородными членами В)

Дети играют... как? В, Н

(Все предложение С)

Рассказывание индивидуально В, кто запомнил (остальные помогают).

3. Итог занятия.

Оценка деятельности детей, поощрение за дружную работу.

Задание: картину взять в группу, рассказать о ее содержании воспитателям и дома маме (папе).

Родители (или воспитатели) должны будут записать рассказ ребенка в альбом на соответствующей странице (так, как расска­жет ребенок).

Примерный контрольный материал для оценки эффективности коррекционной работы с детьми

В конце учебного года воспитатели и учитель-логопед традицион­но заняты решением следующих задач:

• самооценка (в основе ее лежит объективный анализ резуль­тативности профессиональной деятельности, правильности
выбора коррекционной программы и системного подхода в организации работы с детьми с ОНР);

• отслеживание динамики речевого и психоэмоционального развития детей;

• регистрация полученных результатов итогового обследова­ния детей (оформление соответствующей документации).

В практике работы данные задачи реализуются следующим об­разом:

• итоговое обследование детей в мае (по методике, идентич­ной первичному сентябрьскому обследованию) — воспита­тели и учитель-логопед;

• анализ полученных результатов обследования и отчет по ито­гам работы за год на малом педсовете — учитель-логопед;

• оформление индивидуальных карт психолого-педагогиче­ского сопровождения на каждого ребенка — психолог, вос­питатели и педагоги-специалисты;

• отчет о результативности работы с детьми группы риска — психолог.

При осуществлении этих мероприятий могут возникнуть труд­ности в оценке результативности проделанной работы (в частности, в определении динамики развития детей). В этом случае следует руководствоваться основным правилом: выявленные актуальные показатели в речевом и психоэмоциональном развитии ребенка всегда сравниваются с его же показателями в развитии при первич­ном обследовании. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Сопоставление же с возрастной нормой возможно лишь по оконча­нии срока обучения в логопедической группе (при выпуске в школу, когда решается специалистами ПМПК вопрос о том, в каком классе рекомендуется обучаться ребенку).

Выявленные показатели речевого развития детей на первом году обучения можно назвать промежуточными, но и они могут гово­рить специалисту об уровне развития языковой способности каж­дого ребенка (главное, к чему должны стремиться в совместной работе учитель-логопед и воспитатели).

Языковая способность оценивается по двум параметрам: семан­тический (смысловой) и грамматический компоненты. С позиции критериев оценки языковой способности можно спланировать и провести контрольные занятия (в конце каждого периода обучения).

Контрольное занятие организуется и используется как средство внесения разнообразия в повседневную организованную жизнь детей, выявления степени усвоенности ими речевого материала, средство отслеживания динамики речевого развития детей, пробуж­дения их творческих проявлений в мире слов; как средство создания проблемных ситуаций, требующих установления коммуникатив­ных контактов (отношения «человек — человек»), и повод для само­контроля за профессиональной деятельностью педагогов.

Рекомендации к организации и проведению контрольных занятий

— Подбор содержания, не требующего иллюстративного мате­риала, но побуждающего детей актуализировать «готовый запас» представлений.

— Установление партнерских отношений с детьми.

— Создание на занятиях условий, позволяющих детям свободно передвигаться по группе, сидеть на ковре, переходить от столика к столику и т.д.

— Использование всех возможностей для активизации речевых высказываний детей, не предусмотренных планом.

— Отсутствие жестких оценок «верно» -— «неверно» (чем больше вариантов решения проблемных ситуаций, тем лучше).

— Проявление гибкости в предъявлении заданий детям (диф­ференцированный подход с учетом их интересов и речевых воз­можностей).

— Поддержание в каждом ребенке уверенности в своих силах (умение отстаивать свою идею, свое решение).

— Гибкий подход к оценке речевого оформления детских выска­зываний (смелых и уверенных начинать учить критически оцени­вать свои ответы; застенчивых и неуверенных — подбадривать,
поощряя любую инициативу).

— Использование подручного материала для наглядного моде­лирования речевых ситуаций.

— Использование ярких художественных текстов, загадок, по­словиц — материала, на основе которого строится собственное речевое высказывание детей.

— Особое внимание умению педагога удивить детей («Позна­ние начинается с удивления». Аристотель).

Примерный материал для контрольных занятий

1. • Стоят два кола, • Один говорит,

На кольях бочка, Двое глядят,

На бочке кочка, Двое слушают.

А на кочке дремучий лес. (Человек) (Рот глаза, уши)

Раздать детям карандаши и бумагу, предложить нарисовать человека. (Оценка результатов теста по теме «Человек», по Керну — Ирасеку, актуальна на протяжении всего срока обу­чения детей с ОНР).

2. «Как ветер-шалун сорвал с магазинов все вывески». Различные игры на классификацию и употребление обобщающих понятий (продукты, овощи, фрукты, одежда, обувь, игрушки, аптека и т.д.).

3. «Переводы с вороньего языка на человеческий». Все предметы ворона называет по-своему: «Кар!»

А как будет по-нашему?

(карамель, карандаш, карась, карета, камень, карапуз,..)

 

 

4. «Как черепашка Клара искала себе домик» (дупло, берлога, гнездо, нора, панцирь, улей, курятник, болото). Объяснять нелепые ситуации, искать правильное решение проблемы.

5. «Человек какой профессии так говорит?»

• Открой рот, скажи «А-а-а!».

• Осторожно, двери закрываются. Следующая станция «Кана- винская»%

• Вам взвесить крупных или мелких яблок?

• Товарищ водитель, предъявите ваши права.

• Товарищи пассажиры, приготовьте, пожалуйста, билеты для проверки.

• Добрый вечер, дорогие зрители, начинаем наш концерт.
И т.д.

6. «Пятнадцать лягушек палили из пушек в дубовый пенек!» — «Ой, врешь, куманек!» Сочинение небылиц.

7. «Вы устали? Не хотите ли кофе? Кофе снимает усталость, дает заряд бодрости!» Как можно поблагодарить хозяйку за вкусный кофе? (Аналогичные ситуации создавать с другими несклоняе­мыми существительными: какао, пальто, пианино, меню...).

8. «Я знаю очень интересные слова: мое, твое, наше». Что здесь твое, что мое, а что наше? (Моя заколка, ваша ручка, наши игрушки. и т.д.).

9. «На что это похоже?» Предложить детям пятна-кляксы раз­ного цвета — активизировать ассоциативные высказывания.

10. «Что может произойти, если...»

 

Художественная литература по лексико-тематическим циклам

 

Тема: «НАШЕ ТЕЛО»

Загадки

На одной горе много травы,

Да скот эту траву не ест. (Волосы)

Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной. (Глаза)

Между двух светил я в середине один. (Нос)

Когда мы едим — они работают,

Когда не едим — отдыхают.

Не будем их чистить — они заболят. (Зубы)

Один говорит, двое глядят да слушают. (Глаза, уши, язык)

Пословицы

Палец слаб, а кулак силен.

Умелые руки не знают скуки.

Нет и скуки, коль заняты руки.

Язык болтает, рукам мешает.

Возьми книгу в руки — не будет и скуки.

Считалка

Шерсть чесать — рука болит.

Письмо писать — рука болит.

Воду носить — рука болит.

А каша готова — рука здорова.

Стихи Котик

Котик лапкой

Умывается,

Вымыл носик,

Вымыл ротик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо.

Олины помощники

Е. Карганова

Оля весело бежит к речке по дорожке,

А для этого нужны нашей Оле ножки!

Оля ягоды берет по две, по три штучки,

А для этого нужны нашей Оле ручки!

Оля слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Оле ушки!

Оля ядрышки грызет, падают скорлупки,

А для этого нужны нашей Оле зубки!

Оля смотрит на кота, на картинки-сказки,

А для этого нужны нашей Оле глазки!

Ротик

С. Капутикян

Шепчет ротик: «Эй, послушай,

Что ты, носик, приуныл?

Ко всему ты равнодушен,

Будто свет тебе не мил?»

Грустный носик отвечал:

—Разве ты не замечал?
Глазок — двое, ушек — двое,
Две руки и две ноги.
Только мы живем с тобою

В одиночку, чудаки!

— Что ты, носик, чем мы хуже?

Говорил тебе не раз:

Если мы с тобою дружим.

Значит, тоже двое нас.

Уши и язык

Е. Бандуренко

Спросили как-то дедушку Кондрата

Веселые болтливые ребята:

—К чему, — уже мы думали не раз, —
Язык один, а уха два у нас?

Ответил дед: «Могу вам объяснить:

Чтоб больше слушать, меньше говорить

 

Берегите руки, ноги,

Закрывайте уши, нос —

Ходит, бродит по дороге

Старый дедушка Мороз!

 

Наша зарядка

Е. Кан

Чтоб совсем проснуться,

Нам.нужно потянуться.

Начинай! Не спеши!

Через нос ровней дыши!

Я возьму мяч большой,

Подниму над головой.

Прогну спину

И мяч назад кину.

Чтоб ногам работу дать,

Будем дружно приседать.

Взял Сережа обруч свой,

Держит обруч за спиной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.126 с.)