Нарушения голоса при соматических заболеваниях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушения голоса при соматических заболеваниях



Нарушения голоса при заболеваниях верхних дыхательных путей • Эндокринные заболевания как причина нарушений голосовой функ­ции • Нарушения голоса при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

 

Многие хронические заболевания органов и систем, не входя­щих в состав голосового аппарата, могут стать причиной непол­ноценности его функционирования даже в случае отсутствия ка­ких-либо изменений в самой гортани. Сюда относятся заболева­ния легких, сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем.

Отрицательно сказываются на состоянии голоса и хронические заболевания органов грудной и брюшной полости из-за наруше­ния способности диафрагмы двигаться нормально. При появле­нии даже небольших участков воспаления в легких подвижность диафрагмы уменьшается, в результате чего меняется тембр голо­са, наступает его быстрая утомляемость, возникают боли в горта­ни даже при незначительной голосовой нагрузке. Описаны симп­томы высокого стояния диафрагмы и выраженные изменения аку­стических свойств голоса при туберкулезе легких, даже при не­большом первичном очаге.

Нередко нарушения голоса являются только симптомом како­го-либо заболевания. Поэтому, если у больного не выявлено из­менений со стороны голосового аппарата, его необходимо под­вергнуть тщательному и всестороннему обследованию. Так, на­пример, охриплость голоса может послужить первым признаком таких заболеваний, как рак верхушки легкого и рак щитовидной железы, и других заболеваний органов грудной клетки.

Гортань — гормонально зависимый орган. Голосовой аппарат находится под влиянием желез внутренней секреции не только в период роста и развития организма, но и в течение всей жизни человека.

Голосовые расстройства у девочек в период полового созрева­ния сопровождаются сухостью, першением, покалыванием, а иногда и болями в горле, охриплостью. Такие нарушения чаще всего объясняют острыми респираторными заболеваниями, в связи с чем проводят неправильное лечение. У женщин голосовые расстройства могут возникать за несколько дней до менструации или непосредственно во время нее, при этом голос становится туск­лым, низким. Поэтому в этот период женщинам с голосоречевыми профессиями следует ограничить речевую нагрузку.

При использовании контрацептивных препаратов вследствие андрогенного эффекта прогестеронового компонента — гестагена — могут появляться признаки вирилизации голоса. Для исклю­чения подобных осложнений применение этих препаратов долж­но ограничиваться сроком до 3 месяцев. При обнаружении самых незначительных изменений в тембре голоса, даже без какого-либо сужения голосового диапазона, необходимо прекратить их при­ем, так как на более поздних стадиях изменения могут стать не­обратимыми.

В последние годы при некоторых инфекционных и других забо­леваниях, после тяжелых травм и ожогов, сопровождающихся потерей белка, стали использовать анаболические стероиды — нерабол, ретаболил и др. Их применение также может привести к голосовым нарушениям у женщин: быстрой утомляемости голо­са, исчезновению высоких тонов из диапазона, более низкому звучанию. Может также появиться оволосение на лице и на ногах. И все эти изменения очень медленно регрессируют после отмены препарата.

Установлена тесная связь между голосовыми расстройствами и нарушениями функции щитовидной железы. При снижении уров­ня гормонов щитовидной железы (гипотиреозе) отмечаются бы­страя утомляемость и слабость голоса, охриплость, сужение диа­пазона за счет выпадения высоких звуков; голос становится при­глушенным из-за резкого снижения тонуса голосовых мышц. У большинства больных, страдающих гипотиреозом, наблюдает­ся студневидный отек голосовых складок. Для этих больных характерны также сухость и бледность кожных покровов, одутловатость лица, пастозность конечностей.

При диффузном токсическом зобе, сопровождающемся увели­чением количества гормонов, выделяемых щитовидной железой (гипертиреозе или тиреотоксикозе), голосовые расстройства про­являются быстрыми периодическими изменениями высоты и тем­бра, легко наступающей и выраженной утомляемостью голоса, ощущением «стягивания» в области гортани.

Расстройства голоса могут быть связаны и с нарушениями функции коры надпочечников. При ее недостаточности наблюда­ются слабость и быстрая истощаемость голоса, особенно усилива­ющиеся в вечерние часы и сопровождающиеся ощущением «стя­гивания» в области гортани, вплоть до полной приостановки раз­говорной речи. Назначение дезоксикортикостерона при болезни Аддисона позволяет значительно улучшить голос. Гиперфункция коры надпочечников, что наблюдается в основном при ее опухолях, у женщин сопровождается синдромом вирилизации — появ­ляется голос, похожий на мужской, происходит значительное су­жение диапазона.

Таким образом, если у больных с гормональными нарушения­ми возникает дисфония, применение ингаляций и других физио­терапевтических процедур по этому поводу, как правило, оказы­вается неэффективным: голосовая функция будет улучшаться по мере нормализации гормонального статуса.

В патогенезе функциональных заболеваний гортани немаловаж­ную роль играет сопутствующая вертебральная патология: шей­ный остеохондроз, краниовертебральная блокада, спондилодистрофия шейного отдела позвоночника, выявляемые при рентгено­логическом и неврологическом обследованиях. Так, при шейном миофасциальном синдроме наряду с парестезиями глотки и дисфагиями больные жалуются на охриплость, грубый голос, быст­рую утомляемость голоса, ощущение скованности в гортани. И все это развивается на фоне резких болей в области шеи, позади угла нижней челюсти, в области дна полости рта. Для этого заболева­ния характерны болезненные мышечные уплотнения по передней и задней поверхностям грудинно-ключично-сосцевидной, жева­тельной и крыло-нёбной мышц. При правильно направленном ле­чении голосовые расстройства быстро исчезают.

Совокупность изложенных факторов предопределяет необхо­димость тесного взаимодействия в работе логопеда и медицин­ских специалистов соответствующих профилей. Особенно важны дополнительные диагностические исследования для людей, име­ющих стойкие голосовые нарушения и резкое ухудшение акусти­ческих свойств голоса при отсутствии признаков органических патологий либо острых воспалительных или травматических про­цессов.

Вопросы и задания

1. Какие заболевания органов грудной клетки вызывают расстройства

голоса?

2. Какие свойства голоса изменяются при гормональных нарушениях?

3. Сопоставьте признаки нарушений голоса при общесоматических заболеваниях с изменениями голосовой функции гормонального проис­хождения.

4. Какую роль играют в нарушении голоса заболевания щитовидной железы?

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ «НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА»

Внимательно прочитайте предложенные варианты завершения фра­зы (а, б, в) и выберите правильный ответ.

1. Голосовой аппарат — это:

а) центральная часть речевой функциональной системы;

б) периферическая часть речевой функциональной системы;

в) проводниковая часть речевой функциональной системы.

2. Нарушения голоса не входят в структуру дефекта при:

а) дислалии;

б) дизартрии;

в) ринолалии.

3. Наиболее физиологичным способом подачи звука является:

а) мягкая атака;

б) твердая атака;

в) придыхательная атака.

4. Могут ли изменять свою форму и объем следующие надскладочные резонаторные полости:

а) полость рта;

б) полость носа;

в) придаточные пазухи носа.

5. Рациональным способом дыхания принято считать:

а) ключичное;

б) верхнереберное;

в) нижнереберное и брюшное.

6. Согласно нейрохронаксической теории голосообразования, движе­ния голосовых складок обусловлены:

а) волнообразным скольжением слизистой оболочки голосовых складок;

б) давлением воздушной струи во время выдоха;

в) нервными импульсами, поступающими из ЦНС по возвратному нерву.

7. Согласно миоэластической теории голосообразования, движения голосовых складок обусловлены:

а) волнообразным скольжением слизистой оболочки голосовых складок;

б) давлением воздушной струи во время выдоха;

в) нервными импульсами, поступающими из ЦНС по возвратному нерву.

8. Гортань в детском возрасте расположена:

а) на уровне IV—VI шейных позвонков;

б) на уровне IV—V шейных позвонков;

в) на уровне V—VII шейных позвонков.

9. К анатомо-физиологическим особенностям детского голосового аппарата относятся:

а) неполное окостенение хрящей гортани;

б) слаборазвитые голосовые мышцы;

в) атрофические изменения в дыхательных мышцах.

10. Высота звука — это:

а) субъективное ощущение амплитуды колебательных движений голосовых складок;

б) субъективное восприятие частоты колебаний голосовых скла­док;

в) длина озвученного выдоха.

11. Сила звука — это:

а) субъективное ощущение амплитуды колебательных движений голосовых складок;

б) субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок;

в) длина озвученного выдоха.

12. К внегортанным заместительным механизмам фонации можно отнести голосообразование, которое осуществляется за счет работы:

а) вестибулярных складок (вентрикулярная фонация);

б) складок слизистой оболочки пищевода (псевдоголос);

в) голосовых складок.

13. Характерной особенностью акустических характеристик псевдого­лоса является:

а) уменьшение длительности звучания фразы;

б) понижение основного тона голоса;

в) носовой оттенок голоса.

14. При периферических парезах и параличах гортани наиболее тяже­лые нарушения голоса наблюдаются при расположении голосовой складки:

а) в срединном (медиальном) положении;

б) в боковом (латеральном) положении;

в) в положении, среднем между указанными (интермедиальном).

15. Восстановление голосовой функции при периферических парезах и параличах гортани должно быть направлено на:

а) включение заместительных механизмов фонации;

б) активизацию двигательной функции гортани;

в) устранение носового оттенка голоса.

16. Наиболее распространенным профессиональным нарушением го­лоса является:

а) фонастения;

б) истерическая афония;

в) ринофония.

17. Основным симптомом истерической афонии является:

а) понижение основного тона голоса;

б) внезапная полная потеря голоса в стрессовой ситуации;

в) охриплость.

18. Согласно классификации нарушений голоса истерическая (психо­генная) афония — это:

а) органическое периферическое нарушение голоса;

б) функциональное центральное нарушение голоса;

в) функциональное периферическое нарушение голоса.

19. Основным симптомом спастической дисфонии является:

а) напряженная, судорожная фонация;

б) увеличение времени максимальной фонации;

в) слабость мышц, участвующих в голосообразовании.

20. Фонопедические занятия по коррекции гипотонусных нарушений голоса направлены на:

а) активизацию наружных и внутренних мышц гортани;

б) включение заместительных механизмов фонации;

в) устранение избыточного напряжения мышц, участвующих в фо­нации.

21. Фонопедические занятия по коррекции гипертонусных наруше­ний голоса направлены на:

а) включение заместительных механизмов фонации;

б) активизацию наружных и внутренних мышц гортани;

в) устранение избыточного напряжения мышц, участвующих в фо­нации.

22. Незначительные нарушения голосовой функции наблюдаются при:

а) декомпенсированной форме хронического ларингита;

б) субкомпенсированной форме хронического ларингита;

в) компенсированной форме хронического ларингита.

23. Нагрузку на голосовые мышцы можно снизить за счет:

а) увеличения силы выдоха;

б) увеличения возвратного импеданса;

в) напряжения мышц глотки.

24. При гипертонусной дисфонии наблюдаются:

а) диплофония;

б) слабость, утомляемость голоса;

в) трудности регуляции основного тона.

25. Жалобами при гипотонусной дисфонии являются:

а) жалобы на чувство стягивания в области гортани;

б) слабость, утомляемость голоса;

в) першение, кашель.

26. Преобладающими причинами нарушения процесса мутации голо­са могут быть:

а) нарушения функции эндокринной системы;

б) нарушения правил гигиены голоса;

в) заболевания верхних дыхательных путей.

27. К представителям голосовых профессий категории Б относятся:

а) вокалисты;

б) актеры;

в) педагоги.

28. Психологической особенностью больных со спастической дисфонией является:

а) повышенный уровень тревожности;

б) психастения;

в) эмоциональная лабильность.

29. Обследование детей с нарушениями голосовой функции должно включать в себя:

а) беседу с родителями;

б) осмотр оториноларинголога;

в) анализ продуктов деятельности ребенка (тетради, рисунки и т. п.).

30. Основным методом профилактики нарушений голосовой функ­ции в детском возрасте является:

а) своевременное лечение заболеваний верхних дыхательных путей;

б) обучение правилам голосоведения и голосооформления;

в) повышение голосовой нагрузки.

 

Ключ к тестовым заданиям

Сопоставление ваших ответов с данной таблицей позволит понять, насколько правильным было ваше суждение.

 

Номер вопроса Варианты правильных ответов
А Б В
    +  
  +    
  +    
  +    
      +
      +
    +  
    +  
  + +  
    +  
  +    
    +  
  + +  
    +  
    +  
  +    
    +  
    +  
  +    
  +    

Окончание таблицы

 

Номер вопроса Варианты правильных ответов
А Б В
      +
      +
  + +  
  +   +
    +  
  +    
      +
  +   +
  + +  
  + +  

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Агафонова Т.Д., Иванченко Г.Ф., Орлова О.С. Состояние психоэмо­ционального статуса при функциональных нарушениях голоса и корри­гирующая терапия. — М., 2002.

Алмазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса. Логопедия; методиче­ское наследие: пособие для логопеда и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой. — Кн. 1. — М., 2003.

Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у де­тей. - М., 2005.

Большакова С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. — М., 2002.

Василенко Ю. С. Голос. Фониатрические аспекты. — М., 2002.

Вильсон Д, К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990.

ДайнякЛ. Б. Хронические ларингиты //Заболевания гортани у детей. — М., 1982.

Детский голос / под ред. В.И.Шацкой. — М., 1970.

Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фо-ниатрия и фонопедия. — М., 1990.

Дьякова Е.А. Логопедический массаж. — М., 2003.

Егоров A.M. Гигиена певца. — М., 1955.

Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг // «Мир ме­дицины». — СПб., 2000.

Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. — М., 1996.

Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984.

Ермолаев В.Г., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. —Л., 1970.

Ермолаев В. Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В. П. Руководство по фониат­рии. — Л., 1970.

Лаврова Е. В. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. — М., 1984.

Лаврова Е. В. Методика восстановления голоса при некоторых нару­шениях функции голосового аппарата: дис. канд. пед. наук. — М., 1974.

Лаврова Е. В. Фонопедическая терапия при парезах и параличах горта­ни: методические рекомендации. - М., 1977.

Левидов И. И. Болезни голоса как результат нерационального его вос­питания. — Л., 1933.

Логопедия: Методическое наследие: в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизноситсльной стороны речи. — Ч. I: Нарушения голоса. Дислалия. — М., 2003.

Логопедия / под ред Л. С. Волковой. — М, 2001. Максимов И. Фониатрия. — М., 1987.

Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава, 1965.

Орлова О. С. Нарушения голоса у детей. — М., 2005.

Орлова О. С. Система коррекционно-педагогического воздействия в процессе восстановления голоса: дис. канд. пед. наук. — М., 1985.

Орлова О. С. Система логопедической работы по профилактике и кор­рекции нарушений голоса у людей речевых профессий: дис. д-ра пед. наук. — М, 1998.

Панько Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада: учеб. пособие для пед. ин-тов. — Минск, 1986.

Работное Л. Д. Основы физиологии голоса певцов. — М., 1932.

Таптапова С. Л. Коррекционно-ледагогическая работа при наруше­ниях голоса. — М., 1984.

Таптапова С. Л. Восстановление звучной речи у больных после резек­ции гортани или ее удаления. — М., 1985.

Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ. - М„ 2003.

Шамшева Т.Е. Особенности нарушения голосовой функции профес­сиональных певцов при фонастении: автореф. канд. дис. — Л., 1964.

Шустер М. А. К проблеме заболеваний гортани у детей // Заболевания гортани у детей. — М., 1982.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методические основы диагностики и коррекции нарушений голоса

1.1. Фонопедия как раздел логопедии

1.2.Анатомические и физиологические основы голосообразования и голосооформления.

1.3. Акустические параметры голоса

1.4. Биологические основы становления и функционирования голосового аппарата. Возрастные особенности голосовой функции

1.5.Методы исследования строения и функций голосового аппарата

1.6. Понятие о нарушении функционирования голосового аппарата. Классификация нарушений голоса

Глава 2. Функциональные нарушения голоса

2.1. Функциональные дисфонии и афонии

2.2. Гипертонусные нарушения голоса. Спастическая дисфония

2.3. Гипотонусные дисфонии. Фонастения

2.4. Функциональная афония

2.5. Коррекция функциональных дисфонии

Глава 3. Нарушения фонаторной функции органического характера

3.1. Органические нарушения голоса

3.2. Фонопедия при органически обусловленных нарушениях функции голосового аппарата

3.3.Дисфонии и афонии вследствие нарушений иннервации гортани. Нарушения голоса при периферических парезах и параличах гортани

3.4. Нарушения голоса при воспалительных заболеваниях гортани

3.5. Нарушения голоса при новообразованиях гортани

3.6. Восстановление голоса после хирургических вмешательств нагортани

3.7. Восстановление голоса после удаления гортани

3.8. Нарушения тембра голоса вследствие хирургического или травматического изменения анатомических структур гортани. Ринофония

Глава 4. Нарушения функционирования голосового аппарата у детей

4.1. Нарушения голоса у детей

4.2. Нарушения мутации

4.3. Основные направления логопедической работы по коррекции голосовых нарушений у детей в условиях образовательных учреждений

Г л а в а 5. Профессиональные нарушения голоса

Глава 6. Нарушения голоса при соматических заболеваниях

Приложение. Тестовые задания к курсу «Нарушения голоса»

Ключ к тестовым заданиям

Литература

Учебное издание

Лаврова Елена Викторовна

Коптева Оксана Дмитриевна

Уклонская Дарья Васильевна

Нарушения голоса

Учебное пособие

Редактор Е.А. Кречетова

Ответственный редактор С. А. Шаренкова

Технический редактор Е. Ф. Коржуева

Компьютерная верстка: Г. Ю. Никитина

Корректоры Э. Г. Юрга, В. И. Рейбекель

Диапозитивы предоставлены издательством

Изд. № 101112393. Подписано в печать 17,07.2006. Формат 60 х 90/16. Гарнитура «Тайме». Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 8,0. Тираж 3000 экз. Заказ №1718].

Издательский центр «Академия», www.acadcmia-moscow.ru

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.004796.07.04 от 20.07.2004. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (495)330-1092, 334-8337.

Отпечатано в ОАО «Саратовский полиграфический комбинат». 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.453 с.)