Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На основе разрезных картинок
Научный редактор доктор филологических наук Л. Н. Засорина
ИЗДАТЕЛЬСТВО Санкт-Петербург УДК 373 ББК 74.3 И 22 Художник Л. А. Иванов Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я., Савченко С. Ф. И 22 Занятия с логопедом по обучению связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок. — СПб.: КАРО, 2009. — 56 с. — (Серия «Популярная логопедия»). ISBN 978-5-9925-0401-9 Пособие носит практический характер, может использоваться логопедами для развития связной речи у детей. Оно будет способствовало формированию у детей навыков грамотного словоизменения, умения правильно строить предложения, а также поможет в развитии длительности речевого выдоха. В книге представлены разрезные картинки, разделенные линиями на составные части, рассмотрены примеры составления рассказов на основе разрезных картинок путем последовательного распространения предложений с опорой на вопросы. Кроме того, в пособие включены конспекты логопедических занятий, в которых описана работа по предлагаемым разрезным картинкам. УДК 373 Ивановская Ольга Геннадьевна Гадасина Лилия Яковлевна Савченко Светлана Файзеловна ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ ПО ОБУЧЕНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РАЗРЕЗНЫХ КАРТИНОК Ответственный редактор М. О. Вайполина Редактор Г. С. Скороспелкина Технический редактор И. Н. Варламова Иллюстрация на обложке Л, А, Иванова Издательство «КАРО». ЛР № 065644 195027, Санкт-Петербург. Свердловская наб.. д. 60. (812) 570-54-97 www.karo.spb.ru Гигиенический сертификат № 78.01.07.953.П.004023.03.07 от 22.03.2007 Подписано в печать 19.05.2009. Формат 70 х 100 У^. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 4,5. Тираж 3000 экз. Заказ № 06.04 Отпечатано в типографии «КАРО» © Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я„ Савченко С. Ф., 2009 РАБОТА С ПОСОБИЕМ Обучение составлению предложений является неотъемлемой частью методики развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, М. Р. Львов, Т. А. Ладыженская и др.). Распространение предложений второстепенными членами — один из важных этапов развития речи. В логопедической практике распространение предложений — работа не только по формированию синтаксиса, но также и по преодолению аграмматизма, по расширению словаря и развитию функции словоизменения, по формированию длительного речевого выдоха в момент произнесения (прочтения) полученных предложений, по восстановлению речевых функций, частично утраченных в результате органических поражений головного мозга.
Так, развитие функции словоизменения может иметь целью распространение предложений, если сделан акцент на добавление в предложения второстепенных членов. Распространение предложений, в свою очередь, нацелено на расширение словаря, если внимание учащихся обращают на выбор второстепенных членов из ряда возможных и их сравнение. Эти цели актуальны при работе с детьми, имеющими диагнозы «общее недоразвитие речи» и «аграмматическая дисграфия». Последовательное распространение предложений несколькими второстепенными членами способствует также формированию длительного речевого выдоха, что необходимо в работе с детьми, страдающими заиканием, дизартрией и ринолалией. Если же последовательное распространение предложений ориентировано на развитие слухового и зрительного внимания и памяти, то этот вид работы особенно нужен для детей, имеющих диагноз «общее недоразвитие речи». Пособие представляет собой ряд сюжетных картинок, разделенных линиями на составные части — слова, из которых складывается предложение, описывающее каждую данную ситуацию. Поскольку пособие в первую очередь предназначено для работы с детьми, вопросы к главным и второстепенным членам предложения находятся рядом с изображением предметов и действий. Сюжетную картинку, представляющую собой целое предложение, учителю-логопеду предварительно следует разрезать на составные части (слова) по линиям. Детям предлагается найти сначала части картинки, соответствующие главным членам предложения (слова, отвечающие на вопросы КТО? / ЧТО? и ЧТО ДЕЛАЕТ? / ЧТО ДЕЛАЮТ?), и составить с ними предложение. Затем добавляются картинки — предложение распространяется второстепенными членами (по вопросам). Распространение полученных предложений определениями (прилагательными) по вопросам КАКОЙ? / КАКАЯ? носит более творческий характер, чем распространение второстепенными членами — дополнениями (существительными), так как место этих вопросов в пособии не обозначено. Кроме того, все предлагаемые картинки ребенок должен раскрасить сам, поэтому выбор признаков, как цвет предметов, а следовательно, и ответ на эти вопросы, дается самим ребенком.
После составления предложения картинка переворачивается и дети могут проверить свое решение — прочитать предложение. Возможен и обратный вариант: прочитав предложение, дети переворачивают лист и анализируют, из каких слов составлено предложение. В процессе этой работы уместны эксперименты с порядком слов в предложении. Так как задачи развития речи детей решаются в комплексе с развитием их психических функций и моторики, в пособии предусматривается и этот аспект логопедической работы. Помимо раскрашивания картинок, дети составляют картинки из частей, что напоминает складывание паз-лов. Кроме того, части большинства картинок разрезаны либо только по горизонтали, либо только по вертикали, либо только по диагонали, действия с такими фрагментами улучшают ориентировку детей на поверхности листа бумаги. Итогом работы по развитию речи детей является сформированное у них умение составлять рассказ. Поэтому в пособии рассмотрены примеры составления рассказов из разрезных картинок путем последовательного распространения предложений с опорой на вопросы. Особое внимание уделяется и стилистической стороне детских высказываний. Так, дети учатся не повторять на протяжении рассказа одно и то же существительное в качестве подлежащего, а усваивают возможность его замены местоимениями ОН — ОНА. Логопедическую программу, представленную в данном пособии, мы назвали «Вместе дружная семья», потому что персонажи, о которых составляются предложения, могут быть членами одной семьи. Все они по-своему трудятся — кто обеспечивает семью, кто ведет хозяйство, а кто пока еще познает мир. Но любой, даже самый маленький успех каждого ведет к общему благосостоянию. Так и любое достижение учащихся в составлении предложений по данному пособию положительно влияет на развитие их речи в целом.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.007 с.) |