Тема 6. Теории и методы социальной психологии в исторических исследованиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Теории и методы социальной психологии в исторических исследованиях



1. Теоретические достижения социальной психологии I пол. XX в., оказавшие наибольшее воздействие на развитие междисциплинарной кооперации истории и психологии. «Психоистория».

2. Интеракционизм, его теоретические достижения с точки зрения задач междисциплинарного исследования.

3. Психологии лидерства, девиантного поведения в историческом исследовании.

4. Историческая социальная психология. Изучение поведения масс, массовых психических состояний.

 

Литература

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Блок М. Феодальное общество. Т. 1, ч. 1. Кн. 2 (Условия жизни и духовная атмосфера) // Он же. Апология истории, или Ремесло историка. Изд. 2-е, доп. М., 1986.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972; 2-е изд. М., 1984.

История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

Февр Л. История и психология; Чувствительность и история; Фольклор и фольклористы; Великий страх 1789 года // Он же. Бои за историю. М., 1991.

Тема 7. Использование концепций и методов социологии

в исторических исследованиях

Зарождение междисциплинарной кооперации истории и социологии в XIX-начале XX вв.

Взаимоотношения социологии и других наук об обществе: антропологии, социальной психологии.

Просопография; использование её подходов в историческом исследовании.

Устная история. Основные способы реконструкции истории на основе устных свидетельств. Способы оценки достоверности материалов устной истории как исторического источника.

Методика проведения контент-анализа исторических источников.

Источники и литература:

Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. / Пер. с ит. М., 2000.

Дэвис Н. З. Возвращение Мартина Герра. М., 1990.

Дэвис Н. З. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. М., 1999.

Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. 1996. М., 1997; Вып. 2. 1999. М., 1999; Вып. 3. М., 2000.

Лямина Е. Э., Самовер Н. В. «Бедный Жозеф»: жизнь и смерть Иосифа Виельгорского. Опыт биографии человека 1830-х годов. М., 1999.

Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М: Весь Мир, 2003. 368 с.

Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.: Весь Мир, 2000. 296 с.

Устная история и биография: женский взгляд. М.: Невский простор. 2004. 270 с.

Устная история (oral history): теория и практика: Материалы всерос. науч. семинара (Барнаул, 25–26 сент. 2006 г.). Барнаул: БГПУ, 2007.

Шмидт С.О. Предпосылки «устной истории» в историографической культуре России // Реализм исторического мышления. Проблемы отечественной истории периода феодализма: Чтения, посвященные памяти А. Л. Станиславского. Тезисы докладов и сообщений. Москва, 27 января-1 февраля 1991 г. М., 1991.

 

Тема 7. Использование концепций и методов социологии в исторических исследованиях

1. Зарождение междисциплинарной кооперации истории и социологии в XIX-начале XX вв.

2. Взаимоотношения социологии и других наук об обществе: антропологии, социальной психологии.

3. Просопография; использование её подходов в историческом исследовании.

4. Устная история. Основные способы реконструкции истории на основе устных свидетельств. Способы оценки достоверности материалов устной истории как исторического источника.

5. Методика проведения контент-анализа исторических источников.

 

Литература

Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. / Пер. с ит. М., 2000.

Дэвис Н. З. Возвращение Мартина Герра. М., 1990.

Дэвис Н. З. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. М., 1999.

Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. 1996. М., 1997; Вып. 2. 1999. М., 1999; Вып. 3. М., 2000.

Лямина Е. Э., Самовер Н. В. «Бедный Жозеф»: жизнь и смерть Иосифа Виельгорского. Опыт биографии человека 1830-х годов. М., 1999.

Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М: Весь Мир, 2003. 368 с.

Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.: Весь Мир, 2000. 296 с.

Устная история и биография: женский взгляд. М.: Невский простор. 2004. 270 с.

Устная история (oral history): теория и практика: Материалы всерос. науч. семинара (Барнаул, 25–26 сент. 2006 г.). Барнаул: БГПУ, 2007.

Шмидт С.О. Предпосылки «устной истории» в историографической культуре России // Реализм исторического мышления. Проблемы отечественной истории периода феодализма: Чтения, посвященные памяти А. Л. Станиславского. Тезисы докладов и сообщений. Москва, 27 января-1 февраля 1991 г. М., 1991.

3.2. Методические рекомендации по проведению и подготовке семинарских занятий

Семинарские занятия представляют собой групповую совместную работу студентов и преподавателя, связанную с обсуждением объединенных вокруг определенной темы проблем. Это обсуждение предполагает обязательное знакомство каждого студента с предложенным кругом источников, отбором из них необходимой информации, которая позволяет быть основой для реконструкции рассматриваемой проблемы. Помимо этого студент должен законспектировать предложенный круг научно-исследовательской литературы по предложенной проблеме. В совокупности этот материал должен быть предварительно самостоятельно проанализирован, чтобы быть готовым участвовать в совместном обсуждении. По каждому из вынесенных вопросов на занятие может выступать со своей позицией не один студент. Чем выше уровень подготовленности аудитории, тем больше вероятность дискуссионного стиля обсуждения. Семинарские занятия в идеале строятся на инициативном поведении аудитории, но в случае отсутствия такового преподаватель сам вправе избирать докладчика по тому или иному вопросу. В результате обсуждения всего круга проблем, относящихся к тематике семинарских занятий студенты с целью мониторинга полученных знаний сдают индивидуальный письменный зачет по персональным вопросам.

Начинать подготовку к семинару следует с ознакомления с планом занятия и изучения материалов рекомендованной научной литературы и документальных источников. При этом рекомендуется делать записи по сформулированной проблеме. Следует учесть, что механическое переписывание текста из учебника требует больших затрат времени и малоэффективно. Записи должны быть осмысленными и краткими. Их лучше

делать в виде тезисов, выписок цитат, схем, таблиц, подборок статистического материала биографических данных. Из многообразия изучаемых вопросов следует выделить ведущую проблему, осмыслить ее логику и научную аргументацию, выявить взаимосвязь объективных закономерностей в развитии систем международных отношений и субъективных факторов. Для этого надо изучить всю рекомендованную литературу по теме и сделать соответствующие выводы.

В ходе овладения учебным материалом важно обратить внимание на диалектическую взаимосвязь изучаемых вопросов, выявить имеющиеся причинно-следственные связи и общественные противоречия. Следует учитывать характер используемых источников – отечественные или зарубежные публикации, методологические позиции авторов, время выхода в

свет тех или иных изданий и т. д.

Изучив рекомендованный материал, надо продумать логику и стиль своего выступления с упором на анализ предложенных проблем. В конце выступления обязательно требуется сделать вывод. Необходимо иметь серьезную научную аргументацию своей точки зрения и подготовленные варианты ответов на вопросы преподавателя и студентов. Следует заранее составить свои вопросы к товарищам по группе, которые по возможности должны быть дискуссионного характера. Итогом подготовки к семинарскому

занятию должен стать конспект по всем вопросам плана семинарского занятия.

Образовательные технологии

В процессе преподавания курса используются следующие формы и методы, направленные на обучение студентов самостоятельному поиску и анализу информации, приобретение студентами опыта самостоятельного формирования знаний:

· теоретические занятия (лекции);

· практические занятия (семинары), на которых преподаватель и студенты более глубоко и детально рассматривают вопросы лекционного курса, студенты закрепляют полученные знания в ходе выполнения тестов, контрольных работ, устных ответов (сообщений);

· самостоятельная работа студентов, основой которой является углубленное, основанное на источниках и литературе изучение вопросов домашних заданий к практическим занятиям;

· индивидуальная работа преподавателя со студентами, включающая консультации при осуществлении студентом всех видов самостоятельной работы, помощь в подготовке докладов на студенческую научную конференцию (СНК).

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

· развитие способностей к самостоятельному поиску научной и общественно-политической информации, критическому анализу полученной информации;

· формирование способностей к самостоятельному, основанному на системных аргументах мышлению, формулированию аргументированных суждений и выводов;

· формирование способностей вести дискуссии как по вопросам, изучаемым в курсе дисциплины, так и по вопросам отечественной и зарубежной истории, внешней политики России, международных отношений.

В ходе учебного процесса предполагается использование комплекса педагогических технологий.

Во-первых, использование активных технологий и средств обучения, таких как разноуровневое обучение, дискуссия. Они позволят вовлекать студентов в процесс логических размышлений и формирования вывода по проблеме.

Во-вторых, интерактивные технологии. Речь идет об использовании работы в малых группах, метода разрешения проблем на семинарских занятиях в ходе дискуссий и деловых игр.

В качестве обслуживающих выступают информационные и мультимедиа технологии. Они нацелены на повышение наглядности представления информации, увеличение эмоционально-психологической нагрузки на обучающегося, озвучивание и оживление объектов, значительное повышение заинтересованности в обучении и др. Под средствами мультимедиа понимается комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю общаться с компьютером, используя самые разные для него среды (графику, гипертексты, звук, анимацию, видео). Благодаря современным технологиям возможно использование интерактивных карт, а также получение доступа к удаленным информационным ресурсам.

Приводится описание образовательных технологий, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения дисциплины. Специфика сочетания методов и форм организации обучения отражается в матрице (см. табл.). Перечень методов обучения и форм организации обучения может быть расширен.

 

Методы и формы организации обучения (ФОО)

ФОО   Методы Лекц. Лаб. раб. Пр. зан./ Сем., Тр*., Мк** СРС К. пр.
IT -методы +   +      
Работа в команде     +   +  
Case-study            
Игра            
Методы проблемного обучения. +   +   +  
Обучение на основе опыта            
Опережающая самостоятельная работа     +   +  
Проектный метод            
Поисковый метод     +   +  
Исследовательский метод +       +  
Другие методы            

* - Тренинг, ** - Мастер-класс

5.0. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

5.1. Виды самостоятельной работы

В процессе обучения используются следующие формы самостоятельной работы студентов.

· Подготовка письменных рефератов по актуальным проблемам современной исторической науки.

· Внеаудиторная работа над материалом при подготовке к практическим занятиям, направленная на более глубокое и адекватное понимание воспринятой информации, её систематизацию, интеграцию в профессиональное сознание.

· Подготовка к групповым дискуссиям, предполагающим, моделирование диалога представителей различных концептуальных подходов.

· Составление библиографических списков.

· Оформление исследовательской работы.

· Анализ современной научной литературы и источников.

· Подготовка к зачету.

 

5.2.Методические рекомендации по подготовке реферата

Подготовка реферата требует тщательного отбора основных положений прочитанного содержания предложенных текстов и наиболее экономной передачи их смысла, предполагающей умение отсекать малозначимую информацию, сосредотачиваться на основной. Следование логике автора(ов) предполагает умение выделить аргументы, используемые им (ими) для обоснования его (их) позиции. Поощряется попутное высказывание собственных суждений и оценок данного содержания. Если используется не один текст разных авторов, то требуется продемонстрировать умение последовательно сравнить точки зрения авторов по конкретным вопросам, подчеркнуть сходство подходов, указать на их различия, выделить дискуссионные точки зрения.

План как реферата должен иметь внутреннее единство, строгую логику изложения, смысловую завершенность раскрываемой проблемы. Как правило его структура состоит из краткого введения, 2-3 параграфов основной части, заключения и списка использованных источников (если таковые имеются) и литературы. Во введении раскрывается актуальность темы, определяются цель и задачи работы, возможно, основные терминологические понятия. В основной части формулируются основные положения, вытекающие из анализа научной литературы и источников по проблеме. В заключении подводятся основные итоги авторского изложения в соответствии с поставленными целями и задачами.

 

Примерные темы рефератов

1. Культура повседневности в разрезе современных антропологических знаний.

2. Междисциплинарность как самый адекватный метод познания сложности и разнообразия повседневной жизни.

3. Значение философии Э. Гуссерля, Л. Витгенштейна, М. Вебера в становлении и развитии междисциплинарных подходов.

4. Западноевропейская социология Э. Дюркгейма, М. Мосса, А. Щюца, Ю. Хабермаса, А. Гидденса и её применение в современной исторической науке.

5. Французский структурализм и его влияние на современные исторические исследования: Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс. Значение структурного метода.

6. Концепции истории и культуры: Й. Хейзинга, Н. Элиас. Соотношение общественных автономизации и интеграции, значение этого соотношения для развития процесса индивидуализации.

7. Историческая школа «Анналов»: от истоков до наших дней. Три этапа становления. Основатели традиции – Л. Февр, М. Блок. Вклад Ф. Броделя в развитие исследований, современный этап «Анналов». «Мир-системный» анализ И. Валлерштайна – новый период в развитии «новой исторической науки».

8. Социосемиотика и повседневная коммуникация. М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман.

9. История ментальности в немецкой гуманитарной мысли (П. Динцельбахер, К. Ваня, Х. Клофт).

10. Исторические, экономические, социальные факторы формирования повседневной культуры в традиционных обществах Востока.

11. Исторические, экономические, социальные факторы формирования повседневной культуры в античном обществе.

12. Исторические, экономические, социальные факторы формирования повседневной культуры в средневековом обществе (на примере Европы).

13. Новые аспекты повседневной культуры эпохи Возрождения.

14. Человек и повседневный мир в Новое время.

15. Изменения повседневной жизни в эпоху Просвещения.

16. Особенности XIX века: человек в кругу общественного и частного.

17. XX век – возникновение новых форм социокультурного взаимодействия.

18. Основные проблемы культуры повседневности. Социальная коммуникация – социальные встречи. Индивид – семья – общество.

19. Тело и душа в различные исторические эпохи.

20. Гендерные аспекты культуры повседневности.

21. Ментальность в современном гуманитарном знании. Приемы и процедуры исследования представлений, образов, символов, ритуалов и коллективного поведения в контексте истории культуры.

22. Характеристика основных школ и направлений изучения ментальности и коллективного поведения.

23. Характеристика взаимодействия народной и элитарной культур.

24. Переосмысливая массовую культуру. Исследования массовой культуры и изучения истории, антропологии и социологии. Особенности “публичной сферы”. Труды Ю. Хабермаса, П. Бурдье, Р. Барта, М. Фуко, К. Гирца.

25. Особенности повседневного времени. Трудовое время, динамика его изменений.

26. Язык и общение в повседневном мире. Правила и нормы, классификация правил повседневности. Их функции и значение в обществе и культуре.

27. Особенности практического и дискурсивного сознания.

28. Власть и общество с точки зрения философии повседневности. Перераспределение власти и динамика культурных изменений.

29. Болезнь, смерть, страх в разных обществах и культурах.

30. Перспективы развития микроистории.

Рекомендации по работе с литературой

В процессе изучения курса студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебной и научной литературы.

Изучение специальной литературы (монографий, учебников, учебных пособий, сборников научных трудов и др.) рекомендуется проводить в определенной последовательности. Сначала следует ознакомиться с книгой в общих чертах.

Необходимость этого этапа определяется тем, что вовсе не обязательно тратить время на прочтение каждой книги, возможно, вам понадобится лишь отдельная ее часть или просто конкретная информация. В этих целях может оказаться достаточным прочитать справочный аппарат издания, который включает: выходные сведения (заглавие, автор, издающая организация, год издания, аннотация и т.д.); оглавление или содержание; библиографические ссылки и списки; предисловие, вступительную статью, послесловие или заключение. Такое ознакомление с книгой поможет установить, целесообразно ли дальнейшее ее изучение.

Существует два способа чтения книги: беглый просмотр ее содержания и тщательная проработка текста. Путем беглого просмотра можно ознакомиться с книгой в общих чертах. В результате такого «поискового» чтения может оказаться, что в ней содержится нужная информация и требуется скрупулезно ее изучить. Тщательная проработка текста заключается не только в полном его прочтении, но и в усвоении, осмыслении, детальном анализе прочитанного.

При чтении общественно-политической литературы важно уточнить все те понятия и термины, которые могут быть неправильно или неоднозначно истолкованы. Для этого необходимо обратиться к словарям, справочникам и нормативным правовым актам, в которых может быть дано их толкование. Вместе с тем в тексте следует выделить основные положения и выводы автора и доказательства, их обосновывающие.

Если изучается нужная, интересная публикация и требуется тщательная проработка текста, то при отсутствии возможности его скопировать составляется конспект. Он представляет собой сжатое изложение существенных положений и выводов автора без излишних подробностей. Кратко и точно записываются определения, новые сведения, точки зрения автора публикации по спорным вопросам, приведенные им аргументы, цифровые данные, а также все то, что может быть использовано для работы. В случае подготовки исследовательской работы рекомендуется в конспекте указывать номера страниц издания, на которых содержится необходимая вам информация, чтобы впоследствии можно было сделать ссылку.

Выписки из книг должны быть точными. Если требуется без искажений передать мысль автора, то прибегают к дословным выпискам-цитатам. В случае использования студентом в своей исследовательской работе этих выписок необходимо точно записать источник заимствования, т.е. дать его библиографическое описание по ГОСТу и указать номера страниц, с которых они сделаны.

Если нет необходимости в тщательной проработке публикации, то можно составить ее план или реферат. Планом книги является ее оглавление. При реферировании в малом по объему тексте кратко излагаются основные положения и выводы, содержащиеся в публикации. Некоторые читатели при работе с книгой делают всякого рода пометки на полях и выделения в тексте, обращая внимание на важные или спорные положения, выводы и аргументы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.058 с.)