Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационно-методические данные курса
2.2 Тематический план курса
Содержание курса Тема 1. Вводная тема. Предмет, цель и задачи курса. Терминология. История как научная дисциплина. Исторические дисциплины; дисциплины, связанные с историей; смежные дисциплины. Историографическая ситуация на рубеже XX-XXI вв. Потребность пересмотра, обновления и развития методологического багажа и методического инструментария исторической науки. Гуманизация общественных наук, реализация в исследовании и обучении истории подхода, в котором в центре изучения находится человек, невозможна без междисциплинарного синтеза, использования методов и наработок смежных социальных и гуманитарных дисциплин – социальной и исторической психологии, социологии, культурной и социальной антропологии, лингвистики. Тема 2. Становление и эволюция методов исторического исследования. Появление феномена междисциплинарной кооперации Определения метода исторической науки (В.В. Иванов; И.Д. Ковальченко; И.М. Савельева, А.В. Полетаев и др.). Особенности исторического познания. Специфика исторического знания. Компоненты науки по О.М. Медушевской.
Метод исследования исторических источников Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса. Позитивизм: развитие и кризис. Неокантианская (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), феноменологическая (Э. Гуссерль), герменевтическая (В. Дильтей) методологическая парадигма. Антропологически-ориентированное источниковедение А.С. Лаппо-Данилевского. Концепция идеальных типов М. Вебера. Р. Дж. Коллингвуд и «Идея истории». Неопозитивизм 30-е гг. XX в. (О. Нейрат, Р. Карнап, Ф. Франк, К. Поппер, Б. Рассел). Школа «Анналов». Новые подходы к истории и профессии историка, провозглашенные и реализованные М. Блоком и Л. Февром. Зарождение методологии междисциплинарных исследований. Массовое распространение полидисциплинарного подхода.
Тема 3. Методологические основы и принципы использования междисциплинарных подходов в исторических исследованиях Глобализация историографии в XX в. Междисциплинарность как характерная черта исторического познания в современную эпоху. Разработка антропологически-ориентированной истории. Появление исторической антропологии. Её определение и проблематика. Историческая антропология как конгломерат не имеющих четких границ, переплетающихся между собой научных направлений, прежде всего истории ментальностей (Франция), «новой культурной истории» (США), микроистории (Италия), истории повседневности (Германия). Социальная (социокультурная) история (П. Берк, К. Гинзбург, Дж. Леви, Н. Дэвис, Х. Медик, И. Нарский). Микроистория. История повседневности (Х. Медик, А. Людтке и др.). Новая интеллектуальная история. Новая социальная история. Военно-историческая антропология. Теория синергетики как методологическое основание междисциплинарных исследований, в том числе историко-культурных и историко-антропологических (Ю.М. Лотман, Л.И. Бородкин, М.И. Левандовский, А.Ю. Андреев и др.). Актуальность философско-исторической концепции герменевтики (Гадамер, Шлейермахер, Дильтей). Методологический синтез как основа исторических исследований. Тема 4. Проблема междисциплинарных подходов в контексте интеллектуальных течений и парадигм социальных и гуманитарных наук конца XX-начала XXI в.
Перспективы нового методологического синтеза, основанного на творческом освоении теоретических «поворотов». Постмодернизм. Кризис метарассказа (глобальных исторических концепций). Выбор в новой эпистемологической ситуации методов анализа источников. Проблемы современной исторической науки: «объективность» знания о безвозвратно ушедшем времени, «вопрос о корреляции источниковой информации и социально-исторического контекста». Процесс осмысления интеллектуальных «вызовов» современной эпохи: «лингвистического», «исторического» и «прагматического». Сомнения в возможности исследования истины; вопрос о стирании различий между литературой и наукой, реальностью и ее изображением. Новые подходы к интерпретации культуры, концепция дискурса. Постструктуралистская теория. Тенденции к «денатурализации», «демистификации», «деконструкции», «дереференциализации» социальной реальности. Признание перспектив сближения истории и других социальных наук. Поиски «срединной позиции». Междисциплинарное сотрудничество.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.162.113 (0.005 с.) |