Составители: И. В. Савенкова, Фатьянова Е.А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составители: И. В. Савенкова, Фатьянова Е.А.



Составители: И. В. Савенкова, Фатьянова Е.А.

УДК 546

Рецензент

доктор химических наук, профессор Ф.Ф. Ниязи

Равновесия в растворах электролитов [Текст]: Методические указания к лабораторным занятиям и самостоятельной работе по химии для студентов технических специальностей/ Курск. гос. техн. ун-т; Сост. И. В. Савенкова, Фатьянова Е.А. Курск, 2007. 29 с.

 

Излагаются краткие теоретические сведения по теме: «Равновесия в растворах электролитов», рассматриваются типовые примеры задач и упражнений по данной теме, представлено описание лабораторных работ, вопросы для самостоятельной подготовки и индивидуальные задания для студентов.

Предназначены для студентов технических специальностей.

 

 

Прилож. 1. Библиогр.: 5 назв.

 

Текст печатается в авторской редакции

 

 

ИД № 06430 от 10.12.01.

Подписано в печать. Формат 60×84 1/16. Печать офсетная.

Усл.печ.л. 3,13. Уч.-изд. л. 3,37. Тираж 50 экз. Заказ. Бесплатно.

Курский государственный технический университет.

Издательско-полиграфический центр Курского государственного технического университета. 305040 Курск, ул. 50 лет Октября, 94

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемые методические указания предназначены для студентов технических специальностей, изучающих общую химию.

Цель данных методических указаний – помочь студентам изучить основные положения теории электролитической диссоциации, характер диссоциации воды, кислот, оснований, солей в воде, понятие степень и константа диссоциации электролитов, понятие ионного произведения воды, водородного показателя среды, механизм процесса гидролиза, освоить понятие степени и константы гидролиза, факторы, влияющие на смещение равновесия реакций гидролиза солей.

В методические указания включены краткие теоретические положения изучаемой темы, типовые примеры, индивидуальные задания для самостоятельной работы, а также вопросы для самоподготовки.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

1. Какие вещества относятся к группе электролитов? Механизм распада электролитов на ионы.

2. Диссоциация кислот, основания, солей (средних, основных, кислых, двойных). Ступенчатая диссоциация.

3. Степень и константа электролитической диссоциации. Зависимость их от различных факторов. Состояние сильных и слабых электролитов в растворах. Закон Оствальда.

4. Реакции обмена в растворах электролитов. Направление протекания реакций ионного обмена. Составление уравнений реакций обмена в молекулярной и ионно-молекулярной формах.

5. Произведение растворимости. Условия, необходимые для образования осадка и его растворения.

6. Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Понятие о водородном показателе среды (рН). Методы определения рН среды.

7. Гидролиз солей. Типичные случаи гидролиза солей. Механизм гидролиза солей разных групп: по катиону, по аниону, по катиону-аниону.

8. рН растворов солей различных типов.

9. Составление уравнений гидролиза солей в молекулярной и ионно-молекулярной формах.

10. Понятия степени и константы гидролиза. Расчёт данных величин.

11. Влияние на равновесие реакции гидролиза внешних факторов (разбавления, температуры, рН среды).

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Задачи и упражнения по общей химии. /Под ред. Н.В. Коровина. М.: Высшая школа, 2004 г.

2. Коровин Н.В. Общая химия. М.: Высшая школа, 1998 г.

3. Коровин Н.В., Мингулина Э.И., Рыжова Н.Г. Лабораторные работы по химии. М.: Высшая школа, 1998 г.

4. Лабораторный практикум по общей химии. / Под ред. А.А. Таперовой. М.: Высшая школа, 1976 г.

5. Павлов Н.Н. Неорганическая химия. М.: Высшая школа, 1986г.

ПРИМЕР 1.

Определите концентрацию ОН в 0,05 М растворе Ва(ОН)2.

РЕШЕНИЕ.

Составляем уравнение диссоциации Ва(ОН)2:

Ва(ОН)2 → Ва2+ + 2ОН.

Согласно уравнению реакции,

из 1 моль Ва(ОН)2 образуется 2 моль ОН,

тогда из 0,05 моль Ва(ОН)2 образуется х моль ОН.

Вещества, диссоциирующие незначительно, являются слабыми электролитами, и в растворах в основном представлены молекулами и только частично ионами.

Сила электролита, его способность распадаться на ионы, может быть охарактеризована при помощи степени диссоциации (α). Эта величина показывает отношение молярной концентрации продиссоциировавших молекул (СД) к исходной молярной концентрации растворённых молекул (С0).

(1)

Степень диссоциации может быть выражена в долях или процентах.

Степень диссоциации сильных электролитов принимает значения от 100% до 33%, при α < 3% электролиты – слабые, при значениях α от 3% до 33% - средней силы.

К сильным электролитам относятся растворимые основания, кроме гидроксида аммония, соли, некоторые кислоты (например, HNO3, H2SO4, HCl, HBr, HJ, H2Cr2O7, HClO4, HClO3, KMnO4 H2SeO4 и т.д.). Слабыми электролитами являются трудно растворимые основания, NH4OH, некоторые кислоты (например, H2CO4, HNO2, H2SO4, H2SiO3, H2SO3, H2S, HOCl, HF, HCN и т.д.). Ортофосфорная кислота H3РO4 является средним по степени диссоциации электролитом.

Степень диссоциации электролита зависит и от природы растворителя. Одно и тоже вещество в зависимости от растворителя может быть и сильным электролитом, и слабым электролитом, и неэлектролитом. Например, HBr в воде проявляет свойства сильного электролита, а в 100% уксусной кислоте становится электролитом слабым.

В растворах слабых и средних по силе электролитов устанавливается равновесие между образующимися ионами и недиссоциировавшими молекулами, например, HNO2 ↔ H+ + NO2. В виду обратимости диссоциация таких электролитов подчиняется принципу Ле-Шателье. Одним из способов повышения диссоциации слабого электролита является разбавление раствора. Уменьшение степени диссоциации может быть вызвано добавлением в раствор электролита одноимённых ионов. Так, при добавлении к раствору уксусной кислоты её соли (например, ацетата натрия), повышается концентрация ацетат-ионов и равновесие процесса СН3СООН ↔ СН3СОО + Н+ смещается влево. Уксусная кислота будет находится в растворе преимущественно в виде молекул.

Равновесие реакции диссоциации слабых электролитов характеризуется константой равновесия – константой диссоциации (КД):

(2)

где [H+], [NO2] – равновесные концентрации ионов, моль/л;

[HNO2] – равновесная концентрация недиссоциировавших молекул, моль/л.

Электролит считается сильным, если КД > 10-2.

Значение константы диссоциации не зависит от концентрации электролита, а зависит от его природы и температуры.

Таким образом, диссоциирующая способность слабого электролита описывается двумя величинами – степенью и константой диссоциации. Две эти характеристики связаны законом разбавления, установленным В. Оствальдом (1888г.): степень диссоциации слабого электролита увеличивается при разбавлении раствора обратно пропорционально корню квадратному из его молярной концентрации.

(3)

где С0 – молярная концентрация раствора.

Если α < 0,01, то для расчётов можно использовать приближённое соотношение . (4)

ПРИМЕР 2.

Определите концентрацию ионов ОН в 0,01 М растворе гидроксида аммония (КД (NH4OH) = 1,77.10–5).

РЕШЕНИЕ.

Решение 1. Используя закон разбавления, находим степень диссоциации NH4OH.

;

Находим концентрацию диссоциировавших частиц.

; ;

Согласно уравнению реакции С (ОН) = СД = 4,2.10-4 моль/л.

Решение 2. Концентрацию ионов ОН также можно вычислить, пользуясь соотношением (5);

.

В случае наличия в молекуле двух или более связей, которые ионизируются с последующей диссоциацией, процесс распада на ионы протекает ступенчато и для каждой ступени определяется значение константы диссоциации, например,

I. Н2СО3 ↔ Н+ + НСО3, КД/ = 4,5.10–7;

II. НСО3 ↔ Н+ + СО32−, КД// = 4,8.10–11

или I. Pb(OH)2 ↔ PbOH+ + OH, КД/ = 9,55.10–4

II. PbOH+ ↔ Pb2+ + OH, КД// = 3,0.10–8.

При этом константа диссоциации для каждой последующей стадии всегда меньше, чем для предыдущей, т.к. увеличение заряда диссоциирующей частицы затрудняет выход из неё иона с противоположным зарядом.

Сильные многоосновные кислоты и многокислотные щёлочи диссоциируют по I ступени как сильные электролиты, а по II ступени – как электролиты средней силы.

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА

Наличие зарядов на частицах вещества (ионах) придают им высокую химическую активность. При смешивании растворов различных электролитов находящиеся в них ионы противоположного заряда могут ассоциировать в молекулы, комплексы или кристаллы нового вещества. Реакции, заключающиеся в обмене ионами между различными электролитами, называются реакциями ионного обмена, например,

FeCl3 + 3KOH = Fe(OH)3 + 3KCl или HCl + NaOH = NaCl + H2O.

Отличительной чертой обменных реакций является сохранение элементами всех веществ степеней окисления. Эти реакции протекают с высокими скоростями.

При обменных взаимодействиях в растворах электролитов равновесие смещается в сторону образования трудно растворимых, газообразных или малодиссоциирующих веществ. Такие реакции протекают практически до конца.

В тех случаях, когда слабые электролиты (или малорастворимые вещества) имеются как среди исходных веществ, так и среди продуктов реакции, равновесие реакции смещается в сторону образования наименее диссоциированных (растворимых) веществ.

Так, при взаимодействии слабой кислоты СН3СООН и сильного основания КОН СН3СООН + КОН = СН3СООК + Н2О в реакции участвуют два слабых электролита - СН3СООН и H2O. При этом равновесие оказывается сильно смещенным в сторону образования более слабого электролита – воды константа диссоциации которой (1,8.10–16) значительно меньше константы диссоциации уксусной кислоты (1,8.10–5). Однако до конца такая реакция протекать не будет.

Сущность протекающих процессов наиболее полно выражается при записи их в форме ионно-молекулярных уравнений. В таких уравнениях слабые электролиты, мало растворимые соединения и газы записываются в молекулярной форме, а находящиеся в растворе сильные электролиты – в виде составляющих их ионов. Различают полное и сокращённое ионно-молекулярные уравнения. В первом указаны ионы и молекулы всех участвующих в реакции веществ, во втором частицы, образующие слабо диссоциирующее вещество. Например, реакция нейтрализации сильной кислоты сильным основанием HCl + NaOH = NaCl + H2O выражается соответствующими полным H+ + Cl +Na+ + OH = Na+ + Cl + H2O. Сократив из него формулы одинаковых ионов, получаем сокращённое ионно-молеку-лярное уравнение: Н+ + ОН = H2O.

При составлении ионно-молекулярных уравнений следует учитывать, что трудно растворимыми веществами и слабыми электролитами могут быть как продукты реакции, так и реагенты.

ПРИМЕР 3

Составьте уравнения реакций (в молекулярной и ионно-молекулярной формах), происходящих в растворах между веществами:

а) CaCO3 и HCl;

б) NaNO2 и H2SO4;

в) BaCl2 и K2SO4.

Объясните для каждого случая, образование какого вещества обусловливает протекание реакции.

РЕШЕНИЕ.

Составляем уравнения реакций в молекулярной форме.

а) CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑;

б) 2NaNO2 + H2SO4 = Na2SO4 + 2HNO2;

в) BaCl2 + K2SO4 = BaSO4↓ + 2KCl.

При составлении уравнений в ионно-молекулярной полной форме следует придерживаться правила: сильные и растворимые электролиты указывают в виде ионов – продуктов их диссоциации, а газообразные, трудно растворимые вещества, слабые электролиты - в молекулярной форме. После чего, сократив из уравнения формулы одинаковых ионов, получаем сокращённое ионно-молекулярное уравнение.

Учитывая трудно растворимые, газообразные или малодиссоциирующих вещества (СО2 – газ, Н2О, HNO2 – слабые электролиты, BaSO4 – трудно растворимое соединение) в реакциях, составляем уравнения реакций в полной и сокращённой ионно-молекулярных формах.

а) Ca2+ + CO32− + 2H+ + 2Cl = Ca2+ + 2Cl + H2O + CO2

CO32− + 2H+ = H2O + CO2

б) 2Na+ + 2NO2 + 2H+ + SO4 2− = 2Na+ + SO4 2− + 2HNO2

2H+ + 2NO2 = 2HNO2 или H+ + NO2 = HNO2

в) Ba2+ + 2Cl + 2K+ + SO42 − = BaSO4↓ + 2K+ + 2Cl

Ba2+ + SO42 − = BaSO4

Протекание приведённых реакций практически до конца обусловлено образованием трудно растворимого (BaSO4), газообразного (СО2), малодиссоциирующих веществ (Н2О, HNO2).

ПРИМЕР 4

Составьте молекулярные уравнения реакций, которым соответствуют следующие ионно-молекулярные уравнения.

а) Mg2+ + CO32− = MgCO3↓;

б) Cu2+ + H2S = CuS↓ + 2H+.

РЕШЕНИЕ.

Для составления уравнения реакции ионного обмена в молекулярной форме необходимо каждому иону из сокращённого ионно-молекулярного уравнения подобрать противоположный по знаку ион, с которым он составлял бы сильный и растворимый электролит.

Приведённым ионно-молекулярным уравнениям могут соответствовать следующие молекулярные уравнения:

а) Mg(NO3)2 + Na2CO3 = MgCO3↓ + 2NaNO3 или

MgCl2 + K2CO3 = MgCO3↓ + 2KCl

б) CuSO4 + H2S = CuS↓ + H2SO4 или

Cu(NO3)2 + H2S = CuS↓ + 2HNO3

ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ

При растворении некоторых солей в воде нарушается равновесие процесса диссоциации воды и, соответственно, изменяется рН среды. Это объясняется тем, что соли реагируют с водой.

Гидролиз солей химическое обменное взаимодействие ионов растворенной соли с водой, приводящее к образованию слабодиссоциирующих продуктов (молекул слабых кислот или оснований, анионов кислых солей или катионов основных солей) и сопровождающееся изменением рН среды.

Рассмотрим процесс гидролиза в зависимости от природы оснований и кислот, образующих соль.

 

Соли, образованные сильными кислотами и сильными основаниями (NaCl, KNO3, Na2SO4 и др.).

Допустим, что при взаимодействии хлорида натрия с водой происходит реакция гидролиза с образованием кислоты и основания:

NaCl + H2O ↔ NaOH + HCl

Для правильного представления о характере этого взаимодействия запишем уравнение реакции в ионном виде, учитывая, что единственным слабодиссоциирующим соединением в этой системе является вода:

Na+ + Cl- + HOH ↔ Na+ + OH- + H+ + Cl-

При сокращении одинаковых ионов в левой и правой частях уравнения остается уравнение диссоциации воды:

Н2О ↔ Н+ + ОН-

Как видно, в растворе нет избыточных ионов Н+ или ОН- по сравнению с их содержанием в воде. Кроме того, никаких других слабодиссоциирующих или труднорастворимых соединений не образуется. Отсюда делаем вывод, что соли, образованные сильными кислотами и основаниями гидролизу не подвергаются, а реакция растворов этих солей такая же, как и в воде, нейтральная (рН=7).

 

При составлении ионно–молекулярных уравнений реакций гидролиза необходимо:

1) записать уравнение диссоциации соли;

2) определить природу катиона и аниона (найти катион слабого основания или анион слабой кислоты);

3) записать ионно-молекулярное уравнение реакции, учитывая, что вода - слабый электролит- и что сумма зарядов должна быть одинаковой в обеих частях уравнения.

 

ХОД РАБОТЫ

Опыт 1. Экспериментальное наблюдение электропроводности водных растворов веществ.

В стакан с дистиллированной водой опустить угольные электроды, укреплённые на деревянной дощечке и подключенные в цепь последовательно с милливольтметром. Включите прибор в сеть. Отклоняется ли стрелка милливольтметра? Проводит ли дистиллированная вода электрический ток?

Таким же образом изучить электропроводность раствора сахара, 0,1н. растворов H2SO4, KOH, NH4OH, CH3COOН. Обратите внимание, отклоняется ли стрелка милливольтметра и на сколько сильно это отклонение.

Смешайте растворы NH4OH и CH3COOН. Изучите их электропроводность.

Какие из испытанных веществ являются электролитами? По глубине отклонения стрелки милливольтметра отметьте сильные и слабые электролиты. Чем можно объяснить разные показания милливольтметра для растворов NH4OH, CH3COOН и их смеси? К сильным или слабым электролитам относится продукт, полученный при смешивании растворов NH4OH и CH3COOН?

Оформите полученные данные в таблицу.

 

Вещество Уравнения диссоциации Показания милливольтметра
     

Составьте уравнения (в молекулярной и ионно-молекулярной формах) реакции, протекающей между NH4OH и CH3COOН при смешивании их растворов.

Сделайте общий вывод: сильными или слабыми электролитами являются кислоты? основания? соли? Чем измеряется сила электролита? Укажите условные значения степени и константы диссоциации для сильных, слабых и средней силы электролитов.

Опыт 2. Направление обменных ионных процессов в растворах электролитов.

а) Образование малорастворимых веществ.

Втри пробирки внесите по 2—3 капли следующих растворов: в первую — хлорида железа (III) FeCl3, во вторую — силиката натрия Na2Si03, в третью — разбавленной серной кислоты H2SO4. Добавьте в них по такому же количеству растворов: первую пробирку — гидроксида натрия, во вторую — соляной кислоты, в третью — хлорида бария. Наблюдайте в первом случае выпадение осадка гидроксида железа (III), во втором -— метакремниевой кислоты, в третьем— сульфата бария.

Напишите в молекулярном и ионно-молекулярном виде уравнения протекающих реакций, направленных в сторону образования малорастворимых веществ.

б) Образование слабых кислот и оснований.

В две пробирки внесите по 5—7 капель: в первую — раствора ацетата натрия NaCH3COO, во вторую — хлорида аммония. Добавьте в первую пробирку несколько капель серной кислоты (1:1), перемешайте раствор стеклянной палочкой и слегка подогрейте.

Определите по запаху, что реакция протекала в сторону образования слабой уксусной кислоты. Напишите молекулярное и ионно-молекулярное уравнения реакции. Во вторую пробирку добавьте 4 н. раствора щелочи и подогрейте раствор. Определите по запаху выделение аммиака. Напишите молекулярное и ионно-молекулярное уравнения реакции, протекающей в сторону образования слабого основания NH4OH, и уравнение его распада на аммиак и воду.

в) Образование летучих продуктов реакции.

Поместите в две пробирки по 5—7 капель раствора соды Na2CO3. Проверьте наличие в растворе иона CO32−, для чего в одну пробирку добавьте несколько капель хлорида кальция. Какое вещество выпало в осадок? Напишите молекулярное и ионно-молекулярное уравнения реакции.

Добавьте во вторую пробирку несколько капель серной кислоты (1:1) и наблюдайте выделение газа. Подогрейте слегка пробирку, дождитесь конца выделения газа и добавьте несколько капель раствора хлорида кальция. Почему не выпадает осадок СаСО3? Напишите молекулярное и ионно-молекулярное уравнения реакции взаимодействия соды с серной кислотой.

Лабораторная работа №2

ВОДОРОДНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СРЕДЫ. ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ

Опыт 1. Гидролиз соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой

Получите у лаборанта навеску соли (карбоната, гидрокарбоната, ацетата или нитрита натрия) и приготовьте в мерной колбе на 100 мл её раствор.

Вычислите молярную концентрацию приготовленного раствора.

Измерьте рН приготовленного раствора сначала с помощью уни­версального индикатора, а затем рН-метром.

Составьте молекулярное и ионно-молекулярное уравнения реак­ции гидролиза соли (первая ступень) и вычислите рН приготовленного раствора.

Закончите оформление результатов опыта вычислением рН рас­твора и сравнением его значения с полученным экспериментально на рН-метре.

Результаты расчётов и измерений введите в таблицу.

 

Навеска, г Объём раствора, мл С (теор.), моль/литр рН (индикатор) рН (рН-метр) рН (теор.)
           

Опыт 2. Гидролиз соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой

Получите у лаборанта навеску соли (хлорида железа (Ш), хло­рида или сульфата алюминия) и приготовьте в мерной колбе на 100мл её раствор.

Вычислите молярную концентрацию приготовленного раствора.

Измерьте рН раствора сначала с помощью универсального ин­дикатора, а затем рН-метром.

Запишите молекулярное и ионно-молекулярное уравнения ре­акции гидролиза (первая ступень) и вычислите молярную концентра­цию соли в растворе на основании найденного значения водородного показателя среды.

Результаты расчётов и измерений введите в таблицу.

 

Навеска, г Объём раствора, мл С (теор.) рН (индика­тор) рН (рН- С(эксп.), моль/л
           

Опыт 3. Смещение равновесия реакции гидролиза соли при разбавлении раствора

Убедитесь в том, что концентрированный раствор ацетата свинца (II) прозрачен, В коническую колбу налейте 50 мл водопро­водной воды, добавьте 1—2 капли концентрированного раствора РЬ(СН3СОО)2. Наблюдайте образование осадка.

При оформлении результатов опыта:

1. Назовите гидролизующийся ион, составьте молекулярное и ион­но-молекулярное уравнения реакции гидролиза и объясните, почему концентрированный раствор РЬ(СН3СОО)г прозрачен.

2. Объясните, почему при разбавлении в колбе появился осадок. Составьте уравнение реакции образования осадка. Имеет ли отноше­ние эта реакция к процессу гидролиза рассматриваемой соли?

3. Сделайте вывод о влиянии разбавления растворов гидролизующихся солей на гидролитическое равновесие.

Опыт 4. Смещение равновесия реакции гидролиза соли при изменении температуры

В пробирку внесите 5 — 6 мл раствора ацетата натрия CH3COONa и 1-2 капли индикатора (фенолфталеина). Содержимое про­бирки разделите на 2 части, одну из них оставьте для сравнения, другую — нагрейте до кипения.

Сравните окраску индикатора в обеих пробирках. Дайте пробир­ке охладиться и снова сравните окраску индикатора в обеих пробирках. Опишите и поясните свои наблюдения.

Составьте молекулярное и ионно-молекулярное уравнения реак­ции гидролиза соли, назвав предварительно гидролизующийся ион. Сделайте вывод о среде раствора и о влиянии температуры на гидроли­тическое равновесие.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1

Составьте уравнения реакций (в молекулярной и ионно-молекулярной формах), происходящих в растворах между указанными веществами, и укажите, образованием какого вещества обусловлено протекание каждой реакции. При составлении уравнений используйте справочные данные о растворимости и диссоциации веществ:

 

а) AgNO3 и Na2SO4; Na2SO3 и HCl;

б) Ba(NO3)2 и H2SO4; Cu(OH)2 и HCl;

в) AgNO3 и NaBr; Al(OH)3 и H2SO4;

г) Fe2(SO4)3 и NaOH; KCN и HCl;

д) CaCl2 и AgNO3; Fe(OH)3 и H2SO4;

е) MgCl2 и Na2CO3; ZnOHNO3 и HNO3;

ж) CrCl3 и NH4OH; FeS и HCl;

з) Cr2(SO4)3 и NaOH; K2S и HCl;

и) FeSO4 и (NH4)2S; Fe(OH)2 и H2SO4;

к) CdCl2 и H2S; CH3COONa и H2SO4;

л) AgNO3 и BaCl2; K2SO3 и H2SO4;

м) CuCl2 и NaOH; NH4OH и HCl;

н) Al2 (SO4)3 и KOH; K2CO3 и HCl;

о) CaCl2 и Na2CO3; Al(OH)3 и NaOH;

п) Cr2(SO4)3 и KOH; KNO2 и HCl;

р) FeSO4 и KOH; NaHCO3 и HCl;

с) K2CO3 и BaCl2; NaHCO3 и NaOH;

т) H2SO4 и NaOH; Be(OH)2 и KOH;

у) AgNO3 и NaJ; (NH4)2SO4 и NaOH;

ф) FeCl3 и КOH; ZnOHCl и HCl;

Задание 2

Составьте молекулярные уравнения реакций, которым соответствуют следующим ионно-молекулярные уравнения:

а) CH3COO + H+ = CH3COOH; Cr2+ + 2OH = Cr(OH)2;

б) Ag+ + J = AgJ; CO32– + 2H+ = CO2 + 2H2O;

в) HCO3 + H+ = H2O + CO2; Cu2+ + S2– = CuS;

г) Zn2+ + H2S = ZnS + 2H+; NH4+ + OH = NH4OH;

д) HCO3 + OH = CO32− + H2O; Zn(OH)2 + 2H+ = Zn2+ + 2H2O;

е) H+ + NO2 = HNO2; Fe2+ + SO32− = FeSO3;

ж) SiO32− + 2H+ = H2SiO3; 3Ni2+ + 2PO43- = Ni3(PO4)2;

з) H+ + OH= H2O; Fe3+ + 3OH = Fe(OH)3;

и) ZnOH+ + H+ = Zn2+ + H2O; H+ + CN = HCN;

к) Pb2+ + 2J = PbJ2; HSO3 + H+ = H2SO3;

л) SO32 − + 2H+ = H2SO3; Ag+ + Cl = AgCl;

м) NH4OH + H+ = NH4+ + H2O; CH3COO + H+ = CH3COOH;

н) MgOH+ + H+ = Mg2+ + H2O; SO42 – + H+ = HSO4 + H2O;

о) NH4+ + OH = NH3 + H2O; ZnOH+ + OH= Zn(OH)2;

п) Fe(OH)2 + 2H+ = Fe2+ + 2H2O; FeS + 2H+ = Fe2+ + H2S;

р) CN + H+ = HCN; Sn2+ + 2OH = Sn(OH)2;

с) Pb2+ + H2S = PbS + 2H+; Al(OH)2+ + OH = Al(OH)3;

т) Pb2+ + S2 − = PbS; HCO3 + OH = CO32− + H2O;

у) S2 − + 2H+ = H2S; Ba2+ + SO42 – = BaSO4;

ф) Cu + S2 − = CuS; HCO3 + H + = CO2 + H2O.

Задание 3

а. Рассчитайте рОН 0,1 н раствора уксусной кислоты.

Д СН3СООН = 1,8∙10-5).

б. Определите концентрацию ионов водорода в 0,01М растворе гидроксида аммония (α = 4,24∙10-2).

в. Вычислить рН 0,15 н раствора азотистой кислоты.

Д HNO2 = 4 ∙10-4).

г. Определить молярную концентрацию раствора муравьиной кислоты, рН которого равен 2,2 (КД НСООН = 1,8∙10-4).

д. Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найти рН этого раствора.

е. Вычислить концентрацию ионов водорода и рН в 0,02 М растворе сероводородной кислоты (α =0,07%). Диссоциацией кислоты по второй ступени пренебречь.

ж. Константа диссоциации муравьиной кислоты НСООН равна 1,8∙10-4. Указать величину рН для 0,04 М раствора этой кислоты.

з. Определить молярную концентрацию раствора циановодородной кислоты, рН которого 5 (КД HCN = 7,2∙10-10).

и. Вычислить концентрацию ионов Н+ и рН в 0,01 М растворе плавиковой кислоты (α = 15%).

к. Рассчитаь рН 0,2 М раствора гидроксида свинца (К1Д Pb(OH)2 = 9,6∙10-4).

л. Найдите молярную концентрацию Н+ в растворе 0,5 л которого содержит 0,26 г НВr.

м. Определите [H+] в растворе, в 1,5 л которого содержится 0,6 г NaOH.

н. Определите рН 0,0005 М раствора Н2SO4.

о. Рассчитайте рН раствора NaOH, если в 500 мл растворах содержится 0,036 г гидроксида натрия.

п. Рассчитайте рН 0,002 М раствора Ba(OH)2.

р. pH раствора азотной кислоты равен 2. Какая масса кислоты содержится в 1 л этого раствора?

с. рН раствора гидроксида натрия равен 12. Какую массу NaOH нужно взять для приготовления 1 л этого раствора?

т. рН раствора гидроксида бария равен 10. Какое количество Вa(OH)2 нужно взять для приготовления 200 мл этого раствора?

у. Рассчитайте рН раствора, приготовленного путём разбавления 100 мл 2 н. раствора HCl до 1л.

ф. Рассчитайте рН раствора, оставшегося после выпаривания 500мл 0,02 М раствора КОН до объёма 250 мл.

Задание 4

а. Какие из солей FeSO4, Na2CO3, KCl подвергаются гидролизу? Почему? Составьте молекулярные и ионно–молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей по 1-ой ступени. Какое значение рН имеет 0,01 М раствор FeSO4?

б. Укажите реакцию среды растворов Na2S и NH4NO3. Ответ подтвердите молекулярными и ионно-молекулярными уравнениями реакций. Назовите продукты гидролиза данных солей по 1-ой ступени. Определите рН 0,1 М раствора Na2S.

в. Опишите поведение в воде соли FeCl3 и рассмотрите равновесие в ее растворе при добавлении следующих веществ: а)HCl, б) NaCN, в) KOH. Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей. Укажите рН 0,05 М раствора FeCl3.

г. Какие из пар солей в водных растворах взаимно усиливают гидролиз друг друга: а) AlCl3 и Na2S; б)Fe2(SO4)3 и ZnCl2; в) FeCl3 и K2SO3? Почему? Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения соответствующих реакций. Определите рН 0,1 М раствора AlCl3.

д. Какая из двух солей при равных условиях в большей степени подвергается гидролизу: FeCl2 или FeCl3; Na2CO3 или Na2SO3? Ответ подтвердите расчётом КГ/. Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей.

е. При смешивании растворов Al2(SO4)3 и Na2CO3 каждая из взятых солей гидролизуется необратимо до конца с образованием соответствующих основания и кислоты. Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза каждой из солей и уравнение совместного гидролиза. Определите рН 0,05 М раствора Na2CO3.

ж. Какие из солей - Al2(SO4)3, K2SO3, NaCl - подвергаются гидролизу? Почему? Составьте молекулярные и ионно–молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей по 1-ой ступени. Какое значение рН имеет 0,04 М раствор K2SO3?

з. Укажите реакцию среды растворов K2S и Cr(NO3)2. Ответ подтвердите молекулярными и ионно-молекулярными уравнениями реакций. Назовите продукты гидролиза данных солей по 1-ой ступени. Определите концентрацию K2S (моль/л), если рН этого раствора равен 10.

и. Опишите поведение в воде соли Na3PO4 и рассмотрите равновесие в ее растворе при добавлении следующих веществ: а)H2SO4, б) KOH, в) ZnSO4. Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей. Укажите рН 0,001 М раствора Na3PO4.

к. Какие из пар солей в водных растворах взаимно усиливают гидролиз друг друга: а) FeCl3 и Na2CO3; б)Fe2(SO4)3 и AlCl3; в) NH4Cl и K2SO3? Почему? Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения соответствующих реакций. Определите концентрацию FeCl3 (моль/л), если рН этого раствора равен 4.

л. Какая из двух солей при равных условиях в большей степени подвергается гидролизу: NaCN или NaClO; MgCl2 или ZnCl2 ? Почему? Ответ подтвердите расчётом КГ/. Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей.

м. При смешивании растворов K2S и CrCl3 каждая из взятых солей гидролизуется необратимо до конца с образованием соответствующих основания и кислоты. Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза каждой из солей и уравнение совместного гидролиза. Определите рН 0,05 М раствора CrCl3.

н. Какие из солей Cr2(SO4)3, K2S, RbCl подвергаются гидролизу? Почему? Составьте молекулярные и ионно–молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей по 1-ой ступени. Определите рН 0,05 М раствора K2S.

14. Укажите реакцию среды растворов Na3PO4 и ZnSO4. Ответ подтвердите молекулярными и ионно-молекулярными уравнениями реакций. Назовите продукты гидролиза данных солей по 1-ой ступени. Определите рН 0,01 М раствора ZnSO4.

о. Опишите поведение в воде соли ZnCl2 и рассмотрите равновесие в ее растворе при добавлении следующих веществ: а)H2SO4, б) NaOH, в) CH3COOK. Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей. Определите концентрацию раствора (моль/л) ZnCl2, рН которого равен 6.

п. Какие из пар солей в водных растворах взаимно усиливают гидролиз друг друга: а) NiSO4 и CH3COOK; б) FeCl3 и Pb(NO3)2; в) NH4NO3 и Na2CO3? Почему? Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения соответствующих реакций. Определите концентрацию раствора FeCl3 (моль/л), рН которого равен 4.

р. Какая из двух солей при равных условиях в большей степени подвергается гидролизу: NaCN или CH3COONa; SnCl2 или SnCl4 ? Почему? Ответ подтвердите расчётом КГ/. Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей.

с. При смешивании растворов K2SO3 и Pb(NO3)2 каждая из взятых солей гидролизуется необратимо до конца с образованием соответствующих основания и кислоты. Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза каждой из солей и уравнение совместного гидролиза. Определите концентрацию раствора K2SO3 (моль/л), рН которого равен 8.

т. Какие из солей Fe(NO3)3, K3PO4, Na2SO4 подвергаются гидролизу? Почему? Составьте молекулярные и ионно–молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей по 1-ой ступени. Определите рН 0,01 М раствора Fe(NO3)3.

у. Опишите поведение в воде соли Pb(NO3)2 и рассмотрите равновесие в ее растворе при добавлении следующих веществ: а) KOH, б) HCl, в) NaNO2. Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей. Определите рН 0,1 М раствора Pb(NO3)2.

Составители: И. В. Савенкова, Фатьянова Е.А.

УДК 546

Рецензент

доктор химических наук, профессор Ф.Ф. Ниязи

Равновесия в растворах электролитов [Текст]: Методические указания к лабораторным занятиям и самостоятельной работе по химии для студентов технических специальностей/ Курск. гос. техн. ун-т; Сост. И. В. Савенкова, Фатьянова Е.А. Курск, 2007. 29 с.

 

Излагаются краткие теоретические сведения по теме: «Равновесия в растворах электролитов», рассматриваются типовые примеры задач и упражнений по данной теме, представлено описание лабораторных работ, вопросы для самостоятельной подготовки и индивидуальные задания для с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.159 с.)