Особенности произношения глухих и звонких шипящих звуков (звук и буква Ш, звук и буквах) (1 час) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности произношения глухих и звонких шипящих звуков (звук и буква Ш, звук и буквах) (1 час)



Урок 12

Цель: провести наблюдение за особенностью произношения звонких и глухих шипящих звуков Ж и Ш; учить правильно произносить слова с шипящими звуками.

1. Характеристика звука Ш.

2. Восприятие на слух; повторение и чтение слогов различной структуры.

3. Называние предметных картинок. Определение места звука Ш в словах.

4. Орфоэпическое произношение предлога со словом.

5. Чтение слов различной слоговой структуры с положением звука Ш в начале, середине, конце слова.

6. Называние профессий.

7. Определение и четкое произношение общей части однокоренных слов (пеший, пешком, пешеход, пешеходный). Словообразовательное упражнение.

8. Образование прилагательных: каша из пшена — пшенная каша. Четкое произношение образованных слов.

9. Чтение глаголов 1 и 2-го лица типа куплю — купишь.

10. Работа над темпом речи, которую можно осуществить в процессе хорового чтения предложенной скороговорки — вначале в медленном, а затем в быстром темпе.

11. Выразительное чтение наизусть стихотворения В. Берестова.

12. Работа с текстом «Лосенок» по Н. Сладкову. Чтение, определение темы и главной мысли. Ответы на вопросы:

§ О ком говорится в тексте?

§ Какую картинку молено нарисовать к этому тексту?

§ Какие слова употреблены в предложениях вместо слова «лосенок»? (Детеныш, малыш.)

13. Характеристика звука Ж.

14. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различной структуры.

15. Звуко-слоговой анализ слов. Чтение «звуковой» схемы слова.

16. Называние предметных картинок. Определение места звука Ж в словах.

17. Чтение слов различной слоговой структуры с различным положением звука Ж.

18. Составление слов приставочным способом (жить — выжить).

19. Чтение словосочетаний.

20. Называние предметов, изображенных на картинках; обобщение. Проведение игры «Угадай слово». Чтение загадки. Выяснение значения слова «пчела».

21. Конкурс: «Кто быстрее и правильнее проговорит скороговорку?». Выяснение значения слова «жужелица».

22. Работа над звуком Ж на материале текста «Лыжи» по А. Светлову.

Итог урока:

§ В чем отличия звуков Ш и Ж?

ЗВУК И БУКВА 4(1 ЧАС)

Урок 13

Цель: провести наблюдение за особенностями произношения звука Ч; учить правильно произносить слова со звуком Ч.

1. Доступная детям характеристика звука Ч.

2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различного звукового наполнения со звуком Ч.

3. Название предметных картинок. Определение места звука Ч в слове.

4. Чтение слов различной слоговой структуры, включающих звук Ч в разной позиции (в начале, середине, конце слова).

5. Упражнение «Цепочки слов», направленное на отработку четкого произношения звука Ч в словах. В «цепочку» объединены слова, имеющие сходную слоговую структуру и одинаковое положение звука Ч (в начале, середине, конце слова).

6. Составление словосочетаний.

7. Называние имен числительных с четким произношением звука Ч.

8. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ответ на вопрос: «Когда так говорят: елочка, рубашечка, книжечка и т.д.?».

9. Чтение словосочетаний со звуком Ч.

10. Орфоэпическое произношение сочетания потому что.

11. Выразительное чтение стихотворения Е. Шанина «Ручей» по ролям.

12. Определение профессии по выполняемым функциям {водит самолет... — летчик).

13. Словообразовательное упражнение: образование слов префиксальным способом (с + беречь = сберечь).

14. Называние детенышей животных.

15. Четкое произношение поговорок. Объяснение их смысла. Составление рассказа, который можно закончить одной из поговорок.

16. Работа над произношением звука Ч в текстах.

17. Отработка звука Ч в диалогах.

18. Орфоэпическое произношение предлогов со словами.

19. Четкое произношение звука Ч в предложениях. Конкурс: «Кто первым отгадает загадки?».

20. Чтение текста «Как спасаются насекомые» по В. Алексееву. Выбор слов со звуком Ч. Воспроизведение известных названий насекомых.

Итог урока:

§ Что вы знаете о звуке Ч?

ЗВУК И БУКВА Щ (1 ЧАС)

Урок 14

Цель: провести наблюдение над особенностями произношения звука Щ; учить правильно произносить Щ в слогах, словах, предложениях.

1. Характеристика звука Щ.

2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различного звукового наполнения, насыщенных звуком Щ

3. Определение места звука Щ в словах.

4. Чтение слов различной слоговой структуры, в которых звук Щ стоит в разной позиции (в начале, середине, конце слова).

5. «Цепочки слов» — упражнение для отработки четкости произношения звука Щ в словах.

6. Упражнения на словообразование (суффиксальный способ: глаз + ищи = глазищи).

7. Работа с однокоренными словами. Называние общей части слов.

8. Четкое произношение звука Щ в предложениях.

9. Составление словосочетаний из предложенных слов.

10. Образование простой формы сравнительной степени имен прилагательных по речевому образцу: более толстый -— толще.

11. Работа над произношением звука Щ в текстах «Почему ящерица теряет свой хвост», «Рыбьи врачи», «Друзья рыб».

Итог урока:

§ Что вы знаете о звуке Щ?

§ Чему вы научились на этом уроке?

ЗВУК И БУКВА Ц (1 ЧАС)

Урок 15

Цель: провести наблюдение над особенностями произношения звука Ц; учить правильно произносить слоги, слова и предложения со звуком Ц.

1. Доступная детям характеристика звука Ц.

2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различного звукового наполнения со звуком Ц.

3. Называние предметных картинок с последующим определением места звука Ц в словах.

4. Чтение слов различной слоговой структуры, в которых звук Ц стоит в начале, середине и конце слова (цена, лицо, огурец).

5. «Цепочки слов» — упражнение для четкости произношения звука Ц в словах. В основу объединения слов в цепочку из трех звеньев положен принцип слоговой структуры слов и поло
жения звука Ц в слове (в начале или конце).

6. Упражнения на словообразование.

7. Составление словосочетаний из предложенных слов.

8. Работа с однокоренными словами. Называние общей части слов (цвет, цветник, цветы, зацветает, цветовод, цветочница).

9. Четкое произношение звука Ц в словосочетаниях.

10. Конкурс: «Кто быстрее и правильнее проговорит скороговорку?». Ответы на вопросы:

§ Какое насекомое называют «цокотухой»?

§ Знаете ли вы стихотворение К. Чуковского «Муха-Цокотуха»? Материал задания можно расширить за счет выразительного чтения или чтения по ролям этого стихотворения.

11. Орфоэпическое произношение предлогов со словами.

12. Работа над произношением звука Ц в предложениях.

13. «Кто где живет?» — упражнение на расширение словарного запаса, построение связного высказывания. Четкое произношение звука Ц в именах существительных, обозначающих
жителей стран. (Кто живет во Франции? — Во Франции живут французы.)

14. Коммуникативные практикумы: «Телефонный разговор» — отработка правильного и четкого произношения звука Ц на материале диалогов; «Доска объявлений» — отработка произносительных навыков на материале текстов объявлений.

15. Четкое произношение и объяснение значения слова «аппликация». Выполнение аппликации по образцу. Развитие регулирующей функции речи. Оречевление этапов работы.

Выполнение аппликации целесообразно провести на уроках ручного труда, в рамках домашнего задания или во внеурочное время.

16. Работа над четким и правильным произношением звука Ц на материале текстов «Цыпленок-циркач», «Мир цветов».

Итог урока:

§ Что вы знаете о звуке Ц?

§ Чему вы научились на этом уроке?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш, Ж, С, 3 (3 ЧАСА)

Уроки 16-18

Цель: проверить знания детей об особенностях согласных звуков III, Ж, С, 3; уточнить способы различения этих согласных звуков; показать их смыслоразличительную роль в слове.

1. Называние предметных картинок. Определение первого звука в названных словах (шиповник, жук, сова, заяц). Звукобуквенный анализ этих слов.

2. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков Ш и Ж. Характеристика звуков. Их сходство. Ответы на вопросы:

§ Почему звуки Ш и Ж называются шипящими?

§ Какой звук произносится с участием голоса? (Ж)

§ Какой — без участия голоса? (Щ)

3. Различение на слух звуков Ш и Ж, произносимых учителем-логопедом в слогах.

4. Четкое произношение слогов со звуками Ш — Ж.

5. «Цепочки слов» —упражнение, направленное на отработку произношения звуков Ш и Ж в словах.

6. Выбор и четкое произношение слов: сначала — со звуком Ж; затем — со звуком Ш.

7. Закрепление произношения звуков Ж и Ш в словосочетаниях.

8. Выразительное чтение рассказа «Живой уголок». Текст заимствован из сборника «Исправление недостатков произношения, чтения и письма»/ Авт. Г.А. Каше, Н.А. Никашина, Р.И. Шуйфер, Э.А. Евлахова (1960).

9. Называние предметных картинок. Определение первого звука в словах (сова,заяц).

10. Проведение наблюдений за особенностями произношения согласных звуков С и 3. Их характеристика: определения различия и сходства в произношении. Ответ на вопрос: «Почему звуки С и 3 называются свистящими?».

11. Различение звуков С и 3 на слух в слогах.

12. «Цепочки слов» — упражнение, направленное начеткость произношения слов со звуками 3 и С.

13. Выбор и четкое произношение слов: сначала — со звуком 3; затем — со звуком С.

14. Чтение слов. Контроль за правильностью и четкостью произношения звуков С и 3. Определение значения слов: засов, созвездие, сверхзвуковой.

15. Образование слов префиксальным способом, при помощи приставки за-.

16. Работа с однокоренными словами. Четкое и правильное произношение общей части однокоренных слов.

17. Закрепление произношения звуков С и 3 на материале словосочетаний.

18. Чтение текста «Знаки и символы вокруг нас». Соотнесение его названия с содержательной частью. Определение значения слов: знак, символ, светофор, настроение; определение места звуков С и 3 в этих словах; составление их звуковых схем. Определение значения различных знаков-символов, встречающихся в повседневной жизни.

19. Выполнение мимической гимнастики.

20. Закрепление произношения звуков С и 3 в диалогах. Чтение диалога по ролям.

21. Называние картинок: звуки Ш и С в начале слова.

22. Наблюдение за особенностями произношения данных звуков. Доступная детям их характеристика. Сравнение звуков: различие, сходство. Ответ на вопрос: «Почему звуки С и Ш относятся к глухим?».

23. Дифференциация звуков Ш и С в слогах.

24. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отработку произношения звуков Ш и С в слогах.

25. Четкое произношение звуков С и Ш в словах: самостоятельное называние картинок, изображающих деятельность людей различных профессий.

26. Чтение слов. Звуко-буквенный анализ слов: спешить, сшить, насмешить. Определение значения слов: душистый, послушный, шест. Подбор к данным словам слов, близких по значению (пахучий, покорный, палка). Ответы на вопросы:

§ Почему слово Саша написано с большой буквы?

§ Саша — это имя девочки или мальчика?

§ Как звучит полное имя девочки (мальчика)?

27. Выбор слов со звуком Ш, затем — со звуком С. Ответ на вопрос: «На какие две группы можно разделить произнесенные вами слова?».

28. Работа с однокоренными словами. Называние общей части однокоренных слов.

29. Закрепление правильного произношения звуков С и Ш и навыков их дифференциации на материале словосочетаний.

30. Работа над четкостью произношения. Игра-конкурс: «Кто быстрее и правильнее повторит скороговорку?»

31. Четкое произношение слов жуки заяц. Определение первых звуков в этих словах.

32. Сравнение звуков Ж и 3 по артикуляции, термической окраске воздушной струи, производимому акустическому эффекту. Ответ на вопрос: «Почему звуки 3 и Ж называются звонкими?».

33. Дифференциация звуков 3 и Ж в слогах.

34. Четкое произношение цепочек слов. Цепочки состоят из 4 слов (два — со звуком 3 и два — со звуком Ж), которые подобраны по принципу подобия слоговой структуры и наличия звуков 3 и Ж.

35. Называние слов (работа с картинным материалом): сначала — со звуком 3, затем — со звуком Ж.

36. Чтение слов, содержащих оба закрепляемых звука.

37. Образование слов префиксальным способом при помощи приставки за-.

38. Работа с однокоренными словами. Четкое произношение общей части однокоренных слов.

39. Закрепление четкого и правильного произношения звуков 3 и Ж на материале словосочетаний.

40. Работа над смысловым ударением (вопрос — ответ).

41. Чтение слов со звуками 3 и Ж.

42. Орфоэпическое чтение слов с предлогами.

43. Закрепление правильного произношения звуков С, 3, Ш, Ж на материале математической терминологии и имен числительных.

44. Выразительное чтение стихотворения. Разыгрывание стихотворения по ролям.

45. Определение места звуков С, 3, Ш, Ж в словах.

46. Отработка правильного произношения звуков С, 3, Ш, Ж на материале словосочетаний.

47. «Цепочки слов» — упражнение для отработки четкости произношения звуков. Называние безударного слога в словах.

48. Работа над темпом речи.

49. Закрепление произношения звуков 3, С, Ж, Ш на материале предложений.

50. 50. Выразительное чтение стихотворений С. Есенина, Г. Юдина.

51. Работа с текстом «Шалашник» по В. Алексееву. Объяснение значения слова шалаш. Ответ на вопрос: «Кто такой шалашник?».

52. Учебные диалоги и коммуникативные практикумы: «Телефонный разговор» — отработка правильного и четкого произношения звуков 3, Ж, Ш, С.

Итог уроков:

§ Чем похожи и чем различаются звуки С, 3, Ш, Ж?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ, Ч, ТЬ (2 ЧАСА)

Уроки 19-20

Цель: проверить знания детей об особенностях согласных звуков Щ, Ч, ТЬ; уточнить способы различения этих согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове.

1. Называние картинок (щука, черепаха, тигр). Звуко-буквенный анализ этих слов. Определение первого звука в данных словах.

2. Характеристика звуков Щ, Ч, ТЬ.

3. Проведение наблюдений над звучанием согласных звуков Ч и ТЬ. Сравнение звуков по производимому акустическому эффекту. Ответ на вопрос: «Чем похожи и чем различаются звуки Ч и ТЬ?».

4. Различение на слух звуков Ч и ТЬ в слогах.

5. Четкое произношение слов со звуками Ч и ТЬ. Наблюдение за смыслоразличительной их функцией. Сравнение слов типа сечь — сеть, запечь — запеть.

6. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отработку произношения звуков Ч и ТЬ в словах.

7. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков Щ и Ч. Сравнение звуков по производимому акустическому эффекту. Ответ на вопрос: «Чем похожи и чем различаются звуки ЩиЧ?».

8. Различение звуков на слух в слогах. Повторение слогов.

9. Четкое произношение слов со звуками ЩиЧ. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков. Сравнение слов типа горячий — горящий.

10. Образование имен существительных суффиксальным способом при помощи суффиксов -чик, -щик (буфет + чик = буфетчик; набор + щик = наборщик).

11. Отработка произношения звуков Щ и Ч на материале словосочетаний.

12. Выразительное чтение стихотворения о звуках Щ и Ч. Определение и четкое произношение слов с этими звуками.

13. Работа над темпом речи.

14. Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Информация об авторе.

15. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков Щ и ТЬ. Сравнение звуков по производимому акустическому эффекту. Ответ на вопрос: «Чем похожи и чем различаются звуки Щи ТЬ?».

16. Различение звуков на слух в слогах. Повторение слогов.

17. Четкое произношение слов со звуками Щ и ТЬ. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков. Сравнение слов типа щетка — тетка.

18. Выразительное чтение стихотворения С. Маршака.

19. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отработку четкости произношения слов со звуками Ч, Щ, ТЬ.

20. Отработка произношения звуков Ч, Щ, ТЬ на материале словосочетаний.

21. Составление словосочетаний.

22. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отработку четкости произношения слов со звуками Ч, Щ, ТЬ. В отличие от задания 19, цель упражнения — расширение объема перцепции и отработка четкости переключения артикуляционных движений. Произносится одно слово, наращивается еще одно, и далее произносятся первое, второе и третье слово подряд (челка; челка — телка; челка — телка — щетка). Критерием отбора слов для данного упражнения были два условия: наличие в каждом из слов одного из отрабатываемых звуков (Ч, Щ, ТЬ) и одинаковая слоговая структура.

23. Чтение слов с отрабатываемыми звуками. Выбор слов: вначале — со звуком Ч, потом — со звуком Щ, а затем — с ТЬ. Расширить материал данного задания можно, предложив учащимся ответить на вопрос: «На какие три группы можно разделить прочитанные слова?».

24. Закрепление произношения звуков Ч, Щ, ТЬ на материале стихотворений.

25. Выразительное чтение рассказов «Рыбы зимой», «Полезное знакомство», «Пищухин вальс», «Петин папа».

Итог уроков:

§ Чем похожи и чем различаются звуки Ч, Щ, ТЬ?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц, Щ, Ч (2 ЧАСА)

Уроки 21-22

Цель: проверить знания детей об особенностях согласных звуков Ц, Щ, Ч; уточнить способы различения этих согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове.

1. Называние картинок (цапля, щука, черепаха). Звуко-буквенный анализ этих слов. Определение первого звука в данных словах.

2. Проведение наблюдений над звучанием согласных звуков Ц, Щ, Ч. Доступная детям характеристика звуков. Их сходство.

3. Ответ на вопрос: «Чем различаются и чем похожи звуки Ц и Щ?».

4. Профилактика дисграфических ошибок оптического характера: сравнение заглавных и строчных печатных и прописных букв Ц и Щ.

5. Дифференциация звуков Щ и Ц на слух в словах. Выяснение значения слов голенище, кормилица, сокровище. Чтение слов. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков Щ и Ц на материале слов щель — цель.

6. Определение наличия и места звуков Щ и Ц в предложенных словах. Расширить материал заданий можно, предложив учащимся составить звуковую схему данных слов.

7. Отработка четкого произношения звуков Щ и Ц в словосочетаниях.

8. Дифференциация звуков Щ и Ч в слогах.

9. Чтение слов содержащих одновременно:

§ звуки Ч и Щ (дощечки, щучка);

§ звуки Ч и Ц (циркач, горчица).

Звуко-буквенный анализ слов: часовщик, чаща, щечки; цепочка, черемуха, цветочница.

Словарная работа: объяснение значения слов щупальца, щелчок, часовщик, чепец, черепица, чертежница. Составление с данными словами предложений.

10. Работа над четкостью произношения звуков Ч и Ц на материале словосочетаний.

11. Чтение загадок, конкурс: «Кто быстрее отгадает все загадки?».

12. Работа над темпом речи на материале стихотворения М. Яснова.

13. Работа с текстами «Птенцы чайки», «Необычные часы». Выполнение послетекстовых упражнений.

14. Сравнение слов типа плач — плащ — плац. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков Ч, Щ, Ц.

15. Отгадывание загадок.

16-18. Отработка навыков правильного и четкого произношения звуков Ч, Щ, Ц на материале предложений, стихотворений и текстов.

Итог уроков:

§ Чем похожи и чем различаются звуки Ч, Щ, Ц?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ, Ч, СЬ, С, Ц (3 ЧАСА)

Уроки 23-25

Цель: проверить знания детей об особенностях согласных звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц; уточнить способы различения этих согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове.

1. Называние картинок (щука, черепаха, синица, сова, цапля). Звуко-буквенный анализ этих слов. Определение первого звука в этих словах.

2. Доступная детям характеристика звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц.

3. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц: различие и сходство.

4. Различение на слух и повторение слогов со звуками Щ, Ч, СЬ, С,Ц.

5. Четкое произношение слогов с отрабатываемыми звуками.

6. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отработку произношения звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц в словах.

7. Закрепление звуков на материале стихотворения М. Бородицкой «Котенок».

8. Упражнение «Из одного слова — два», направленное на отработку навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Дети читают слово, устанавливают последовательность звуков в слове и составляют из названных звуков новое слово. Упражнение сопровождается речевым образцом (весна — навес). Обсуждение ответа на вопрос: «Любые ли звуки составляют слово?».

9. Четкое произношение слов, начинающихся со звуков Щ, Ч,СЬ,С,Ц.

10. Заучивание наизусть и воспроизведение стихотворения С. Маршака. Контроль за произношением звуков СЬ, С, Ч. Ответ на вопрос: «Какое название можно дать этому стихотворению?».

11. Упражнение «Из двух слов — одно». Инструкция сопровождается речевым образцом.

12. Работа с предметными картинками. Отбор и произношение слов со звуками Щ, Ч, СЬ, С, Ц.

13. Работа с текстом «Ты — человек». Разъяснение понятий: существо; органы чувств; запах; осязание. Называние органов чувств с опорой на картинки-символы.

14. Закрепление произношения звуков Ч, СЬ, С на материале рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык». Чтение текста по ролям.

15. Отработка произношения звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц при чтении стихотворения Д. Каминского «Объявление».

16.; 20. Работа над текстом с «окнами» (вставить пропущенные буквы Щ, Ц, С, Ч). Необходим контроль со стороны учителя-логопеда за правильностью произношения и адекватностью выполнения подстановки букв.

17. Игра «Угадай слово» — отгадывание загадок.

18. Заучивание стихотворения Н. Заболоцкого.

19. Работа с текстом: чтение текста, определение его темы и главной мысли, обсуждение возможных вариантов названия текста. («Салют».)

21. Работа с текстами:

§ «О словарях». Послетекстовая работа может включать ответы на следующие вопросы: «А у тебя есть словарь?»; «Зачем нужны словари?»; «Что нужно знать, чтобы пользоваться словарем?».

§ «О скрипках». Целесообразно провести словарную работу, для разъяснения значения слов скрипка, оркестр, смычок.

§ «Сушеница». Орфографическое и орфоэпическое проговаривание слов: сушеница, средство. Ответ на вопрос: «Почему слова "Сибирь", "Кавказ", "Россия" пишутся с большой буквы?».

§ «Шелкопряд». Обсуждение вопросов: «Почему шелкопряда назвали "шелкопряд"?»; «Из каких слов образовано слово шелкопряд!».

Итог уроков:

§ Чем похожи и чем различаются звуки ГЦ, Ч, СЬ, С, Ц?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р, РЬ, Л, ЛЬ (3 ЧАСА)

Уроки 26-28

Цель: проверить знания детей об особенностях согласных звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ; уточнить способы различения этих согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове.

1. Называние картинок {рысь, рябина, лошадь, лягушка). Звуко-буквенный анализ этих слов. Определение первого звука в данных словах.

2. Доступная детям характеристика звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ.

3. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков Р и Л: различие и сходство.

4. Различение на слух и повторение слогов со звуками Р и Л.

5. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков Р и Л в словах. Сопоставление пар слов типа игра — игла; город — голод; по звучанию, написанию и значению. Произнесение звуков, которыми различаются сравниваемые слова.

6. Различение на слух и повторение слогов со звуками РЬ и ЛЬ.

7. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков РЬ и ЛЬ: различие и сходство.

8. Работа над четким и правильным произношением звуков РЬ и ЛЬ в слогах.

9. Наблюдение над смыслоразличительной ролью звуков РЬ и ЛЬ в словах. Сравнение слов по звучанию, написанию и значению попарно (рис — лис; варить — валить). Определение звуков, которыми различаются сопоставляемые слова.

10. Упражнение «Замени звук — изменишь слово». Инструкция сопровождается речевым образцом.

11. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков РЬ и Р: различие и сходство.

12. Работа над четким и правильным произношением звуков РЬ и Р в читаемых слогах.

13. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков РЬ и Р в словах. Сравнение слов по звучанию, написанию, значению и звуковой схеме попарно (горка — горько). Определение
звуков, которыми различаются данные слова.

14. Рассматривание рисунков, четкое произношение имен собственных. Ответ на вопрос: «Почему слова: Рома, Рита, Марина, Римма, Юра — написаны с большой буквы? Какие еще
слова пишутся с большой буквы?». Определение значения слова имя. Обсуждение ситуаций использования полного или сокращенного имени.

15. Работа над темпом речи.

16. 16.Четкое произношение скороговорки М. Ульяницкой.

17. Работа над темпом речи.

18. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков ЛЬ и Л: различие и сходство.

19. Работа над четким и правильным произношением звуков ЛЬ и Л в читаемых слогах.

20. Рассматривание рисунков, чтение имен собственных. Ответы на вопросы: «Почему слова: Алла, Аля, Оля, Юля, Лиля, Лола, Лена — пишутся с заглавной буквы?*; «Когда используется полное, а когда — сокращенное имя?».

21. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков ЛЬ и Л в словах. Сравнение слов по звучанию, написанию, значению и звуковой схеме попарно (лук — люк; полка — полька). Определение звуков, которыми различаются сопоставленные слова.

22. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на:

§ отработку четкого и правильного произношения звуков Л и ЛЬ в словах;

§ развитие навыков контроля за темпом речи.

23. Различение на слух звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ, произносимых учителем-логопедом в слогах.

24. Работа над текстом с «окнами» (вставить пропущенные буквы: Р или Л). Контроль за правильностью произношения и адекватностью выполнения подстановки букв.

25. Отработка навыков контроля над темпом речи.

26. Игры со словами.

27. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отработку четкого и правильного произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ в словах и расширение перцептивного диапазона.

28. Выразительное чтение стихотворения.

29. Упражнения «Из одного слова — два» и «Из двух слов — одно», направленные на отработку звуко-буквенного анализа и синтеза.

30. Отгадывание загадок.

31. Информация о сказке «Приключения Буратино, или Тайна золотого ключика». Формирование мотивации к чтению.

32. Работа над темпом речи.

33. Чтение короткого текста о кошках.

34. Упражнение «Подбери рифму».

35. Работа над текстом.

36. Отгадывание загадок.

37. Работа с пословицами. Объяснение их смысла.

38. Заучивание стихотворения.

39. Смыслоразличительная роль ударения: сравнение слов типа зала — зола.

40. Закрепление произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ в словосочетаниях.

41. Знакомство детей с лекарственными растениями. Четкое произношение их названий.

42. Работа с текстами:

§ «Бобер». Послетекстовая работа может включать выполнение заданий типа: «Составьте рассказы-описания "Бобер", "Жилище бобра"».

§ «Сирень». Ответ на вопрос: «Почему слова: "Эстония","Финляндия", "Норвегия", "Россия" пишутся с большой буквы?».

§ «Колибри». Объяснение значения слов клюв, грамм, вес.

§ Рассказ без названия. Задание — озаглавить текст.

§ «Интересное растение — рис». Составление рассказа-рассуждения «Использование риса».

§ «Розовый пеликан». Орфографическое и орфоэпическое произношение слов пеликан, берега.

Итог уроков:

§ Чем похожи и чем различаются звуки Р — РЬ, Л — ЛЬ?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.14 с.)