Дифференциация звонких и глухих согласных с-3 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциация звонких и глухих согласных с-3



Звук С — переднеязычный щелевой свистящий глухой. При его артикуляции кончик языка упирается в основание нижних зубов; отмечается небольшое мускульное напряжение задней части спинки языка, которая слегка приподнята. Края языка прижаты к боковым зубам. Сужение между передней частью языка и альвеолами верхних зубов образует округлую щель в форме желобка. Губы слегка приоткрывают зубы. Мягкое небо поднято. Воздушная струя, проходя через округлую щель, образует характерный свистящий шум. Фокус образования шума находится между передней частью спинки языка и верхними зубами и альвеолами.

При произношении 3 голосовые складки вибрируют. Глухие звуки произносятся с большей напряженностью, чем их звонкие пары.

При произнесении мягких звуков СЬ и ЗЬ язык продвигается вперед, а передняя и средняя части спинки приподнимаются к твердому нёбу, губы слегка приоткрыты и растянуты в уголках. Достаточно распространенной ошибкой является нарушение артикуляционной позиции звуков С—СЬ, 3—ЗЬ, что создает условия для неразличения этих звуков на слух. Возникают ошибки фонематического типа.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ Ж-Ш

Звук Ш — переднеязычный щелевой глухой шипящий согласный. Данный звук имеет сложную, так называемую «двухфокусную» артикуляцию: передняя часть языка и его кончик приподнимаются вверх, к альвеолам. При этом средняя часть спинки языка прогибается, а задняя часть приподнимается в направлении к мягкому нёбу. Выдыхаемая струя воздуха проходит через две щели: через щель, образованную задней частью языка (первый фокус образования шума), а затем через щель, образуемую кончиком языка (второй фокус образования шума). При этом образуется характерное шипение. Губы в процессе артикуляции вытянуты вперед, но не собраны, как при У. Мягкое нёбо поднято.

Возможен вариант «нижней» артикуляции: кончик языка находится у нижних зубов.

Если второй фокус образования шума смещается вперед, то возникает смягченное произношение звука Ш, Отсутствие лабиализации звука (губы не вытянуты вперед) также приводит к неправильному произношению.

Правильной артикуляции Ш легче достичь в изолированном и продленном произношении, а затем закреплять в слогах с лабиализованными гласными: У—Ш, У—ШУ, О—Ш, О—ШО.

Менее благоприятна для постановки звуков интервокальная позиция, т.к. присутствие гласных придает им полузвонкий оттенок.

Звук Ж — переднеязычный щелевой звонкий шипящий согласный. Положение языка в момент артикуляции то же, что и при звуке Ш, но язык менее напряжен.

Смешение звуков Ж—Ш по наличию/отсутствию голоса в момент образования является ошибкой фонематического типа, но встречается нечасто. Более типичными для детей с речевыми нарушениями речи являются замены свистящими звуками и ошибки фонетического типа, обусловленные нарушением артикуляционной позиции.

СОНАНТЫ (СОНОРНЫЕ ЗВУКИ)

В группу сонант входят звуки: Л, ЛЬ, Р, РЬ, Й, М, Mb, H, НЬ.

Н.С. Трубецкой определял сонанты как согласные с минимальной преградой (по сравнению с взрывными и фрикативными). Наиболее полно их признаки выражены в позиции начала слова независимо от качества последующего звука. Конец слова является позицией, в которой артикуляционные признаки согласных ослаблены.

В произношении сонорных звуков отмечаются ошибки фонетического и фонематического характера. К фонематическим ошибкам относятся смешения Р-Л, РЬ—ЛЬ, Л—Н, ЛЬ— НЬ, Р-Й, Л-ЛЬ, Р-РЬ и т.д.

Л-ЛЬ

Звук Л — переднеязычный щелевой. Передняя часть языка вместе с кончиком упирается в верхние зубы, создавая преграду. Поперек полости рта образуется щель. Струя воздуха выходит по бокам языка, края которого опускаются. В момент произношения задняя часть спинки языка приподнимается, а средняя оказывается прогнутой. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. Губы приоткрыты, не растянуты, слегка присобраны в уголках. Незначительно могут быть видны зубы и язык. Голосовые складки сомкнуты. Отмечается вокализация в позиции между гласными.

Правильное произношение звука Л закрепляется в окружении опорных звуков. Например: ЫЛЫ, УЛУ, ОЛО и т.д. Удобной позицией является сочетание с заднеязычными согласными: КЛУ, ГЛУ, УЛЫ и т.д. Акустико-артикуляционная близость Л с гласным У провоцирует их смешение или замену губно-губными. Чтобы избежать лабиализации звука, следует придерживать уголки губ.

При произношении мягкого ЛЬ язык заметно продвигается вперед, образуя выпуклость в передней части ротовой полости. Кончик языка и передняя часть его спинки соприкасаются с участком начала твердого нёба. Звук ЛЬ слегка похож на звук И. Возможен вариант, когда кончик языка упирается в нижние зубы, а смычку производит передняя часть языка. Оба варианта равноправны.

Р-РЬ

Р — переднеязычный дрожащий твердый звук. Кончик языка, загнутый кверху, вибрирует в проходящей воздушной струе. Задняя часть спинки языка имеет выпуклую форму и оттянута назад. Конфигурация языка такая же, как при произнесении звуков Ш, Ж. Губы раскрыты свободно. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки напряжены.

Независимой позицией является изолированное произнесение звука Р. В других позициях звук Р выступает как однои двухударный звук. В начале слова перед шумным согласным Р может произноситься раскатисто — до трех ударов.

При артикуляции РЬ язык продвигается вперед и принимает выпуклую форму в передне-средней части. Кончик языка не загибается к твердому нёбу и слабо вибрирует в проходящей воздушной струе. Конфигурация языка напоминает звук ЛЬ.

Признаки РЬ лучше всего выражены в начале слова перед гласным; наибольшую трудность представляет произнесение РЬ в конце слова (январь, гарь и т.д.).

Смешение и неразличение Р и Л провоцируется тем, что при артикуляции положения языка сходны. Основное различие этих звуков в способе артикуляции: Р — дрожащий, а Л — щелевой.

Неразличение твердых Л и Р приводит к смешению соответствующей пары мягких звуков. При этом различие в способе артикуляции у мягкой пары выражено слабее. В этой связи при коррекции несколько утрируется артикуляция РЬ как дрожащего звука.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.007 с.)