Ученые не обольщаются получаемыми результатами, поскольку возможности эмпирического познания ограничены, а научный метод — несовершенен. Однако скептицизм не следует отождествлять с нигилизмом. В отличие от нигилизма позиция скептицизма прагматична, рациональна и конструктивна. Скептицизм побуждает исследователей производить научные продукты точно, тщательно и осмотрительно, многократно перепроверять полученные данные, осуществлять контроль, проводить процедуры валидизации и надежности инструментов и измерений.
Ключевые термины и понятия
Гипотеза
| Научное допущение (предположение), истинное значение которого не определено. Гипотеза считается научной, если она, с одной стороны, соотносится с эмпирическим понятием (эмпирической теорией), которое определено операционально или структурно, а с другой, поддается эмпирическому тестированию. В результате эмпирического тестирования гипотеза либо подтверждается, либо отвергается.
|
|
|
Гипотеза исследовательская
| Гипотеза признается исследовательской в том случае, если она формулируется в тестируемой форме. В исследовательской гипотезе содержатся все сведения, необходимые для ее эмпирической проверки. В частности, в ней даются ясные указания о том, что предсказывается и в отношении каких именно переменных это предсказание имеет силу. Исследовательская гипотеза есть предсказание результата в терминах переменных, подвергаемых эмпирическому исследованию. Чтобы сформулировать исследовательскую гипотезу, нужно руководствоваться эмпирическими понятиями (теориями), которые определены операционально, и применять инструменты, предназначенные для измерения значений этих понятий в рамках определенной теории.
|
|
|
Гипотеза общетеоретическая
| Формулируется с позиций общих теорий или представлений, но не соотносится с эмпирическими понятиями. Общетеоретическая гипотеза характеризуется высокой степенью абстрактности и не предназначена для эмпирического тестирования. Собственно общетеоретическую гипотезу невозможно ни подтвердить, ни отвергнуть. Одна и та же общетеоретическая гипотеза допускает некоторое множество исследовательских гипотез (см.: Гипотеза исследовательская).
|
|
|
Научного метода своеобразие
| Научный метод применяется для решения конкретных проблем в рамках определенной науки. Он отличается от методов как философских, так и общенаучных. Научный метод не следует смешивать также с частными методиками и не сводить его к научному оборудованию Кроме того, научный метод — это нечто более общее, чем конкретные планы научных исследований. В конечном итоге, научный метод представляет собой некие правила получения научного знания. Они являются более частными, чем философские и общенаучные методы, но более общими, чем конкретные методы и планы научных исследований.
|
|
|
Научного метода уровни понимания
| 1. При расширительном понимании научный метод есть способ получения объективных знаний о реальности, способ понимания и добывания научной истины.
2. В более конкретном плане научный метод — это системапроцедур мышления и инструментальных действий исследователя, приводящая к получению истинного знания и направленная на избегание ошибочных выводов.
3. Еще в более узком плане научный метод — это способ познания, в котором выделяется по меньшей мере три базовые особенности: (1) процедуры и приемы добывания научных фактов, (2) способы построения и обоснования научного исследования, (3) правила построения научных теорий и концепций.
|
|
|
Познания способы
| Известны четыре главных способа познания: обращение к авторитетным мнениям, логическое рассуждение, интуитивная прозорливость, научный метод.
|
|
|
Интуитивная прозорливость
| Один из способов познания. Доверие интуиции является одним из главных принципов рационализма. Интуиция рассматривается как неотъемлемый атрибут «ясного и внимательного ума». Интуиция есть «внутренняя идея» и отправное начало в цепочке понятий, дедуктивно выводимых друг из друга.
|
|
|
Логическое рассуждение
| Один из способов познания. Предполагается, что если предпосылки верны, а рассуждение осуществляется верно и в соответствии с правилами логики, тогда выводы будут истинными.
|
|
|
Научный метод
| Деперсонифицированный способ познания. Включает в себя логическое рассуждение и, в отдельных случаях, интуицию, использует их в качестве дополнительных инструментов установления истины. Дает возможность получать знания о реальности такой, какой она есть на самом деле. Позволяет тестировать идеи и отделять истинные идеи о мире от ложных.
|
|
|
Обращение к авторитетым специалистам
| Один из способов познания. Заключается в том, что люди склонны усваивать знание и доверять ему в зависимости от того, от кого (или от чего) оно исходит. Знание воспринимается как истинное, если оно исходит от признанных специалистов или сформировалась устойчивая традиция понимать какое-либо явление каким-то определенным образом.
|
|
|
Скептицизм
| Подвергает сомнению возможность получения предельного (конечного) знания. Является базовой установкой исследователя. Для скептицизма в эмпирической психологии имеется много оснований. Не всякие умозаключения заслуживают доверия. Наука изменяется и развивается: с позиций новых теорий прежние взгляды существенным образом пересматриваются, дополняются, а то и вовсе отвергаются, даже если они имели эмпирическое подтверждение. Любое теоретическое положение принято подвергать сомнению. Скептицизм проявляется и к фактам. Однако скептицизм не следует отождествлять с нигилизмом. В отличие от нигилизма позиция скептицизма прагматична, рациональна и конструктивна.
|
|
|
Эмпирическое понятие
| Продукт обобщения эмпирического опыта. Эмпирические понятия основаны на обобщении эмпирических фактов и предсказывают эмпирические факты. Эмпирические понятия описывают реальность более фрагментарно, чем общетеоретические, имеют низкие уровни обобщения и абстракции, у них малый объем (обозначают отдельные явления), но конкретное содержание (в описании явления выделяются признаки, присущие именно данному явлению). По сравнению с философскими и общетеоретическими, эмпирические понятия — это редуцированные понятия.
|
|
|
Эмпирического понятия дефиниции
| Наглядная, операциональная, ассоциативная (структурная).
|
|
|
Ассоциативная (структурная) дефиниция
| Основана на эмпирических связях (структуре) некоторого множества значений эмпирического понятия.
|
|
|
Наглядная дефиниция
| Характеризует эмпирическое понятие посредством наглядных примеров. Наглядные примеры снижают неопределенность понятия, но оставляют открытым вопрос о его главных особенностях.
|
|
|
Операциональная дефиниция
| Эмпирическое понятие есть набор операций (процедур), направленных на производство его значений и на их измерение. С одной стороны, предметом операциональной дефиниции являются общетеоретическиепонятия или идеи: на их основе создаются собственно эмпирические понятия. С другой стороны, операциональная дефиниция придает эмпирическим понятиям формы, доступные для измерения и тестирования.
|
Ресурсы интернета
Бейли Н. Математика в биологии и медицине. — М.: Мир, 1970 (Глава 3. Процесс научного исследования). <http://www.nature.ru/db/msg.html?uri=3_1.htm&mid=1156624>
Гипотеза <http://vfengec.vbg.ru/econ_lek/9/F6.htm>
Мигдал А. Отличима ли истина от лжи? // Наука и жизнь, 1982. — N 1.
<http://dr-gng.dp.ua/library/migdal.htm>
Нестеров В. Замысел исследования и рабочая гипотеза. «Бритва Оккама»., 1999. http://alter.sinor.ru/school/lecture_4.htm
Привычки и каноны нашего мышления <http://teleport.al.ru/G11.htm>
Серебряный А.И. Научный метод и ошибки // Природа, 1997. — N 3. <http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/VV/PAPERS/NATURE/VV_SC2_W.HTM>
“ Twenty Science Attitudes ” <http://psg.com/~ted/bcskeptics/ratenq/Re3.3-Attitude.html>
Рекомендуемая литература
Дорфман Л.Я. Исторические и философские корни научного метода в эмпирической психологии. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2002. — 107 с.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Изд. 2-е, доп. — СПб.: Питер, 2000. — С. 8—29.
Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы / Коммент., примеч., прилож. Е. В. Левченко. — СПб.: Алетейя, 2001. — С. 93—160.
Проверьте ваши знания: вопросы по главе 5
1. В чем сильные и слабые стороны обращения к авторитетам как способа познания?
2. В чем сходство и отличия научного метода и логического рассуждения как способов познания?
3. Какова роль интуиции в научном методе?
4. В чем состоит своеобразие научного метода? Приведите примеры применительно к трем уровням его понимания.
5. Как вы понимаете термин «эмпирическое понятие»? Сравните его с философскими и общетеоретическими понятиями.
6. Какие существуют способы определения значений эмпирического понятия? Дайте характеристику наглядной, операциональной и ассоциативной (структурной) дефинициям.
7. В чем своеобразие исследовательских гипотез в сравнении с общетеоретическими гипотезами?
8. Дайте характеристику исследовательским гипотезам. Приведите примеры.
9. Почему скептицизм является базовой установкой исследователя?