Скептицизм: оппозиция нигилизму 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скептицизм: оппозиция нигилизму



Ученые не обольщаются получаемыми результатами, поскольку возможности эмпирического познания ограничены, а научный метод — несовершенен. Однако скептицизм не следует отождествлять с нигилизмом. В отличие от нигилизма позиция скептицизма прагматична, рациональна и конструктивна. Скептицизм побуждает исследователей производить научные продукты точно, тщательно и осмотрительно, многократно перепроверять полученные данные, осуществлять контроль, проводить процедуры валидизации и надежности инструментов и измерений.

 


Ключевые термины и понятия

Гипотеза Научное допущение (предположение), истинное значение которого не определено. Гипотеза считается научной, если она, с одной стороны, соотносится с эмпирическим понятием (эмпирической теорией), которое определено операционально или структурно, а с другой, поддается эмпирическому тестированию. В результате эмпирического тестирования гипотеза либо подтверждается, либо отвергается.
   
Гипотеза исследовательская Гипотеза признается исследовательской в том случае, если она формулируется в тестируемой форме. В исследовательской гипотезе содержатся все сведения, необходимые для ее эмпирической проверки. В частности, в ней даются ясные указания о том, что предсказывается и в отношении каких именно переменных это предсказание имеет силу. Исследовательская гипотеза есть предсказание результата в терминах переменных, подвергаемых эмпирическому исследованию. Чтобы сформулировать исследовательскую гипотезу, нужно руководствоваться эмпирическими понятиями (теориями), которые определены операционально, и применять инструменты, предназначенные для измерения значений этих понятий в рамках определенной теории.
   
Гипотеза общетеоретическая Формулируется с позиций общих теорий или представлений, но не соотносится с эмпирическими понятиями. Общетеоретическая гипотеза характеризуется высокой степенью абстрактности и не предназначена для эмпирического тестирования. Собственно общетеоретическую гипотезу невозможно ни подтвердить, ни отвергнуть. Одна и та же общетеоретическая гипотеза допускает некоторое множество исследовательских гипотез (см.: Гипотеза исследовательская).
   
Научного метода своеобразие Научный метод применяется для решения конкретных проблем в рамках определенной науки. Он отличается от методов как философских, так и общенаучных. Научный метод не следует смешивать также с частными методиками и не сводить его к научному оборудованию Кроме того, научный метод — это нечто более общее, чем конкретные планы научных исследований. В конечном итоге, научный метод представляет собой некие правила получения научного знания. Они являются более частными, чем философские и общенаучные методы, но более общими, чем конкретные методы и планы научных исследований.
   
Научного метода уровни понимания 1. При расширительном понимании научный метод есть способ получения объективных знаний о реальности, способ понимания и добывания научной истины. 2. В более конкретном плане научный метод — это системапроцедур мышления и инструментальных действий исследователя, приводящая к получению истинного знания и направленная на избегание ошибочных выводов. 3. Еще в более узком плане научный метод — это способ познания, в котором выделяется по меньшей мере три базовые особенности: (1) процедуры и прие­мы добывания научных фактов, (2) способы построения и обоснова­ния научного исследования, (3) правила построения научных теорий и концепций.
   
Познания способы Известны четыре главных способа познания: обращение к авторитетным мнениям, логическое рассуждение, интуитивная прозорливость, научный метод.
   
Интуитивная прозорливость Один из способов познания. Доверие интуиции является одним из главных принципов рационализма. Интуиция рассматривается как неотъемлемый атрибут «ясного и внимательного ума». Интуиция есть «внутренняя идея» и отправное начало в цепочке понятий, дедуктивно выводимых друг из друга.
   
Логическое рассуждение Один из способов познания. Предполагается, что если предпосылки верны, а рассуждение осуществляется верно и в соответствии с правилами логики, тогда выводы будут истинными.
   
Научный метод Деперсонифицированный способ познания. Включает в себя логическое рассуждение и, в отдельных случаях, интуицию, использует их в качестве дополнительных инструментов установления истины. Дает возможность получать знания о реальности такой, какой она есть на самом деле. Позволяет тестировать идеи и отделять истинные идеи о мире от ложных.
   
Обращение к авторитетым специалистам Один из способов познания. Заключается в том, что люди склонны усваивать знание и доверять ему в зависимости от того, от кого (или от чего) оно исходит. Знание воспринимается как истинное, если оно исходит от признанных специалистов или сформировалась устойчивая традиция понимать какое-либо явление каким-то определенным образом.
   
Скептицизм Подвергает сомнению возможность получения предельного (конечного) знания. Является базовой установкой исследователя. Для скептицизма в эмпирической психологии имеется много оснований. Не всякие умозаключения заслуживают доверия. Наука изменяется и развивается: с позиций новых теорий прежние взгляды существенным образом пересматриваются, дополняются, а то и вовсе отвергаются, даже если они имели эмпирическое подтверждение. Любое теоретическое положение принято подвергать сомнению. Скептицизм проявляется и к фактам. Однако скептицизм не следует отождествлять с нигилизмом. В отличие от нигилизма позиция скептицизма прагматична, рациональна и конструктивна.
   
Эмпирическое понятие Продукт обобщения эмпирического опыта. Эмпирические понятия основаны на обобщении эмпирических фактов и предсказывают эмпирические факты. Эмпирические понятия описывают реальность более фрагментарно, чем общетеоретические, имеют низкие уровни обобщения и абстракции, у них малый объем (обозначают отдельные явления), но конкретное содержание (в описании явления выделяются признаки, присущие именно данному явлению). По сравнению с философскими и общетеоретическими, эмпирические понятия — это редуцированные понятия.
   
Эмпирического понятия дефиниции Наглядная, операциональная, ассоциативная (структурная).
   
Ассоциативная (структурная) дефиниция Основана на эмпирических связях (структуре) некоторого множества значений эмпирического понятия.
   
Наглядная дефиниция Характеризует эмпирическое понятие посредством наглядных примеров. Наглядные примеры снижают неопределенность понятия, но оставляют открытым вопрос о его главных особенностях.
   
Операциональная дефиниция Эмпирическое понятие есть набор операций (процедур), направленных на производство его значений и на их измерение. С одной стороны, предметом операциональной дефиниции являются общетеоретическиепонятия или идеи: на их основе создаются собственно эмпирические понятия. С другой стороны, операциональная дефиниция придает эмпирическим понятиям формы, доступные для измерения и тестирования.

Ресурсы интернета

Бейли Н. Математика в биологии и медицине. — М.: Мир, 1970 (Глава 3. Процесс научного исследования). <http://www.nature.ru/db/msg.html?uri=3_1.htm&mid=1156624>

Гипотеза <http://vfengec.vbg.ru/econ_lek/9/F6.htm>

Мигдал А. Отличима ли истина от лжи? // Наука и жизнь, 1982. — N 1.

<http://dr-gng.dp.ua/library/migdal.htm>

Нестеров В. Замысел исследования и рабочая гипотеза. «Бритва Оккама»., 1999. http://alter.sinor.ru/school/lecture_4.htm

Привычки и каноны нашего мышления <http://teleport.al.ru/G11.htm>

Серебряный А.И. Научный метод и ошибки // Природа, 1997. — N 3. <http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/VV/PAPERS/NATURE/VV_SC2_W.HTM>

Twenty Science Attitudes ” <http://psg.com/~ted/bcskeptics/ratenq/Re3.3-Attitude.html>

Рекомендуемая литература

Дорфман Л.Я. Исторические и философские корни научного метода в эмпирической психологии. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2002. — 107 с.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Изд. 2-е, доп. — СПб.: Питер, 2000. — С. 8—29.

Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы / Коммент., примеч., прилож. Е. В. Левченко. — СПб.: Алетейя, 2001. — С. 93—160.

Проверьте ваши знания: вопросы по главе 5

1. В чем сильные и слабые стороны обращения к авторитетам как способа познания?

2. В чем сходство и отличия научного метода и логического рассуждения как способов познания?

3. Какова роль интуиции в научном методе?

4. В чем состоит своеобразие научного метода? Приведите примеры применительно к трем уровням его понимания.

5. Как вы понимаете термин «эмпирическое понятие»? Сравните его с философскими и общетеоретическими понятиями.

6. Какие существуют способы определения значений эмпирического понятия? Дайте характеристику наглядной, операциональной и ассоциативной (структурной) дефинициям.

7. В чем своеобразие исследовательских гипотез в сравнении с общетеоретическими гипотезами?

8. Дайте характеристику исследовательским гипотезам. Приведите примеры.

9. Почему скептицизм является базовой установкой исследователя?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.43.88 (0.017 с.)