Формулирование Исследовательских гипотез 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формулирование Исследовательских гипотез



Общетеоретические и исследовательские гипотезы

Гипотеза — это научное допущение (предположение), истинное значение которого не определено. Гипотеза считается исследовательской, если (а) соотносится с эмпирическим понятием (эмпирической теорией) и (б) поддается эмпирическому тестированию. Задача эмпирического тестирования заключается в том, чтобы поддержать или отвергнуть исследовательскую гипотезу (см., напр.: Crowl, 1993; Schaughnessy & Zechmeister, 1994; Palya, 2000; Dooley, 2001).

Исследовательские гипотезы нужно отличать от общетеоретических гипотез. Последние формулируются с позиций общих теорий или представлений, но не соотносятся с эмпирическими понятиями. Общетеоретические гипотезы имеют высокую степень абстрактности; поэтому они не предназначены для эмпирического тестирования. Эмпирически общетеоретические гипотезы невозможно ни поддержать, ни отвергнуть.

Нужно иметь в виду, что многие общетеоретические гипотезы формулируются в виде утверждений. В результате у непосвященного читателя может возникать впечатление, что общетеоретические утверждения соответствуют реальности. Но любое общетеоретическое суждение, — высказанное как положение или как утверждение, — по отношению к реальности есть гипотеза (предположение). Идея о психическом отражении является общетеоретической гипотезой. Поскольку эта идея избыточно абстрактна, ее невозможно ни подтвердить, ни отвергнуть.

В терминах эмпирической психологии общетеоретические гипотезы представляют собой разновидность нетестируемых гипотез. При определенных условиях они могут быть конвертированы в тестируемые (исследовательские) гипотезы.

С позиций представлений о том, что человек представляет собой единое целое, общетеоретическая гипотеза о взаимосвязях личности и темперамента кажется правомерной. Но в таком виде эта гипотеза не поддается эмпирической проверке. Для тестирования эту общетеоретическую гипотезу нужно конвертировать в исследовательскую.

Существует множество эмпирических концепций личности и темперамента. Для формулирования исследовательской гипотезы нужно определить конкретную эмпирическую концепцию личности и конкретную эмпирическую концепцию темперамента. Если вы выбрали концепцию личности Айзенка (Eysenck & Eysenck, 1994 ) и концепцию темперамента Мерлина (1973), это приведет к тому, что объем общетеоретической гипотезы и степень ее абстрактности сузится. Зато она станет более конкретной и богатой по эмпирическому содержанию. Далее возможно сформулировать собственно исследовательскую гипотезу (см. следующий параграф).

Конечно, вы можете выбрать иную концепцию и личности (скажем, структурную теорию черт личности Кеттелла (см.: Рукавишников, Соколова, 1995; Хьел, Зиглер, 1997), и темперамента (концепцию темперамента Русалова, 1992). Тогда будет изменена исследовательская гипотеза. Общая ситуация характеризуется тем, что одна и та же общетеоретическая гипотеза допускает множество исследовательских гипотез о связях личности и темперамента. Диапазон исследовательских гипотез о том, как переменные личности и темперамента связаны между собой, может быть достаточно широким. В рамках одних эмпирических теорий гипотезы могут постулировать отсутствие связей между переменными личности и темперамента. В рамках других эмпирических теорий, напротив, правомерны гипотезы о взаимосвязях переменных личности и темперамента.

Требования к исследовательским гипотезам

Гипотеза признается исследовательской в том и только в том случае, если она формулируется предельно конкретно, т.е. в тестируемой форме. В исследовательской гипотезе содержатся все сведения, необходимые для ее эмпирической проверки. В частности, в ней даются ясные указания о том, что предсказывается и в отношении каких именно переменных это предсказание имеет силу. Таким образом, исследовательская гипотеза есть предсказание результата в терминах переменных, посредством которых это предсказание подвергается затем эмпирическому тестированию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.041 с.)