Искажения эмпирических знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искажения эмпирических знаний



Ученые могут искажать эмпирические знания и снижать тем самым их объективность. Чаще всего искажения происходят непреднамеренно, но суть дела от этого не меняется. Искажения допускают те, кто проводит исследование, а также при регистрации данных; угроза объективности эмпирических знаний сохраняется на этапе интерпретации и объяснения эмпирических данных.

В течение многих лет ученые–мужчины изучали поведение приматов, делая акцент на соревновательности социального поведения приматов-самцов. Когда поведение приматов стали изучать ученые-женщины, они стали придавать значение поведению приматов-самок, кооперации и условиям, стабилизирующим сообщества приматов (“ The nature of science ”, 1998–1999). Как ни парадоксально, пол ученых может быть фактором, обусловливающим их односторонние взгляды и подходы при выборе тем исследований и внимание к различным научным проблемам.

Хотя множество факторов может искажать (и снижать) объективность эмпирических знаний, ученые хотят знать, по меньшей мере, источники искажений и как они влияют на результаты исследований. Специально разработанные процедуры эмпирических исследований позволяют определять степень искажений или вообще избегать их. Ученые обращают внимание на эти факторы и условия как в собственных исследованиях, так и в исследованиях своих коллег по профессии.

3.5. Эмпирическая психология дает ответы на все вопросы?

Существует много вопросов и проблем, которые выходят за рамки компетенции эмпирической психологии.

Есть Бог или нет? Первична материя или сознание? Человек по своей природе ангел или дьявол? Нужно ли у мальчиков усиливать мускулинные черты или, наоборот, уменьшать их выраженность? Эмпирическая психология не решает такого рода и масштаба проблемы не потому, что не хочет, а потому, что не может их решить.

Эмпирическая психология может изучить вопрос о том, насколько распространена вера в Бога у людей пожилого возраста и у молодежи, среди женщин и мужчин. Однако в ее арсенале нет средств, которые позволяли бы определить, есть Бог или нет. Эмпирическая психология научилась измерять отдельные черты личности, но не владеет средствами измерения, глубинной сущности человека, может определить выраженность мускулинности у юношей и девушек, но не может эмпирически установить ценность этой черты.

Разные люди по разному оценивают мускулинность. Кроме того, разные виды профессиональной деятельности или социальной активности могут предъявлять разные требования к выраженности мускулинности. Военные эксперты могли бы утверждать, что юноши — защитники родины, поэтому у них должна быть выраженной мускулинность. Возможно, работники правоохранительных органов заметили бы, что выраженная мускулинность является фактором риска роста правонарушений среди молодых людей. Практические психологи могли бы добавить, что выраженная мускулинность создает проблемы общения и взаимопонимания между юношами и девушками. Многие девушки хотели бы чувствовать себя в безопасности, но тогда у их парней должна быть повышенной мускулинность. Многие девушки хотели бы, чтобы их парни были более чуткими и внимательными к ним. Но тогда у их парней маскулинность должна быть пониженной. Психологические исследования показывают, что введение курса «Домашнее хозяйство» в школах приводит к снижению уровня мускулинности у подростков. Но эти результаты не свидетельствуют ни о том, что курс «Домашнее хозяйство» социально полезен, ни о том, что он социально вреден (см. также: Майерс, 1996).


Ключевые термины и понятия

Базовые посылки эмпирической науки Базовые постулаты науки о мире и возможностях его познания. Ученые рассматривают базовые постулаты как аксиомы, согласованно принимают их, доверяют им и опираются на них
Реальность мира Существование мира независимо от сознания человека, его мыслей, чувств, желаний, намерений или действий
Обнаружение и открытие мира Все, что существует в мире, имеет некоторую величину и количество, и потому может быть обнаружено наукой с помощью инструментов и интеллекта
Понимание мира Мир понимаем потому, что в нем существует определенный порядок. В науке термин «понимание» имеет широкое и более специфические значения. В широком значении «понимание» есть знание и распространяется на факты, объяснения и предсказания фактов, способы понимания теории и получения фактов. В более специфических значениях следует различать понимание как знание «каузальное» и «телеологическое», отличать понимание от объяснения и знания.
Универсальность мира Мир — это огромная единая система, базовые принципы и универсальные законы функционирования которой везде одни и те же. Базовые знания об одних частях универсума приложимы к другим его частям
Многообразие и разнообразие мира Мир — разнороден, существует огромное количество частных законов и закономерностей. Они объясняют своеобразие отдельных фрагментов мира, в том числе и психических явлений
Управляющая роль законов События и явления регулярно повторяются, и эти «регулярности» (законы) существуют вне времени и пространства
   
Базовые признаки эмпирической науки Общие особенности, определяющие предмет, методы и процедуры исследований в эмпирической науке
Объективность Правда о реальности. Главным критерием объективности является опора на чувственный опыт и, следовательно, на эмпирические данные
Очевидность предмета и легитимные методы Предмет исследования очевиден, если он доступен — прямо или косвенно — для наблюдения. В широком значении научный метод — это способ добывания знания о мире. Научное сообщество применяет общепринятые методы исследования и не признает любительские занятия в этой области. Легитимными являются методы, принятые профессиональным сообществом исследователей.
Редукция Упрощение, сведение сложного к более простому. Ученые используют прием редукции по меньшей мере в четырех направлениях: описывая, расчленяя, объясняя явления, а также применяя схемы познания с опорой на определенные методологические и/или метанаучные принципы.
Систематичность Упорядоченность, логическая непротиворечивость и взаимоувязанность научных теорий, гипотез, планов, методов, фактов — как в плане их внутреннего строения, так и в плане их взаимоотношений.
Ясность Научные идеи, теории, гипотезы формулируются однозначно, недвусмысленно и просто, по меньшей мере понятно для членов научного сообщества. Научные результаты излагаются определенно и недвусмысленно. Желательно, чтобы язык ученого был простым и ясным.
Отсутствие определенности в результатах Научное знание непрерывно изменяется и потому никогда не является окончательно определенным. Никакой научный результат не может считаться финальным, поэтому ученые подвергают ревизии, критике и пересмотру любые научные факты, любые научные теории, несмотря на их объективный характер.
   
Истинное знание Истинность знания определяется по его соответствию реальности. Это значит, что источники истины находятся в реальности, истинность знания устанавливается по данным чувственного опыта. Разум, не подтвержденный опытом, не может быть безусловным источником истины, а теоретические рассуждения не могут квалифицироваться как строго научные до тех пор, пока не получена их эмпирическая поддержка.
   
Истинных знаний производства Критерии Условия добывания правды о реальности. Необходимость их соблюдения обусловлена тем, что разум может производить и истину, и ошибку. Соблюдая определенные условия, возможно истинные идеи отделять от ошибочных
Эмпирический Доверие данным органов чувств (чувственному опыту) как источнику эмпирического знания
Подкрепляющих свидетельств Для описания явления используется не одно, а несколько свидетельств. Если несколько свидетельств в той или иной степени согласованны, значит, они подкрепляют друг друга, характеризуя какое-либо явление. Различают подкрепляющие свидетельства согласованные и альтернативные. Подкрепляющие согласованные свидетельства — это несколько согласованных свидетельств, характеризующих одно и то же явление. Подкрепляющие альтернативные свидетельства — это контраст свидетельств, характеризующих противоположные явления.
Надежности Повторное подтверждение реальности существования явления. Сведения о явлении считаются надежными и им можно доверять, если они (1) в достаточно высокой степени согласованно подтверждают явление (какие-либо его особенности) повторно или из нескольких независимых источников, (2) находятся под контролем в условиях подкрепляющих альтернативных свидетельств, (3) находятся под контролем в части ошибок свидетельств.

Ресурсы интернета

Дзуки Э. Психология и наука < http://psy.samara.ru/content.asp?theory&rid=44&id=65>

Мигдал А. Отличима ли истина от лжи? // Наука и жизнь, 1982. — N 1.

<http://dr-gng.dp.ua/library/migdal.htm>

The nature of science” (1998-1999) <http://www.project2061.org/tools/sfaaol/chap1.htm>

Twenty Science Attitudes ” <http://psg.com/~ted/bcskeptics/ratenq/Re3.3-Attitude.html>

Рекомендуемая литература

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Изд. 2-е, доп. — СПб.: Питер, 2000. — С. 8—29.

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. — М.: Аспект-Пресс, 2002. — С. 3—57.

Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1996. — С. 46—61.

Проверьте ваши знания: вопросы по главе 3

1. На какие базовые посылки опирается эмпирическая психология?

2. Каковы базовые признаки эмпирической психологии?

3. Назовите критерии производства истинных знаний и приведите соответствующие примеры.

4. Каковы главные источники искажения истины со стороны ученых?

5. Дает ли наука ответы на все вопросы? Приведите аргументы и примеры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.188.101 (0.007 с.)