Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управляющая роль законов и причинЗаконы управляют миром. Это положение известный философ Рассел, отметил как «кредо науки». Он имел в виду, что события и явления регулярно повторяются, и эти «регулярности» (законы) существуют вне времени и пространства. Огромные успехи физических наук за последние несколько столетий укрепили это кредо. Например, американские астронавты подтвердили, что физические законы, обнаруженные в условиях Земли, действуют также на Луне. Ученые открывают законы, а не изобретают их. Законы объясняют мир явлений, а деятельность ученых направлена на обнаружение и познание этих законов. Последние существуют и действуют независимо от того, знают ученые что-либо о них или нет. Законы существуют объективно и в этом смысле — «вечно». Изменения людей на протяжении жизни подчиняются определенным законам; они действуют в онто- и филогенезе, обусловливают те или иные особенности психики и личности. Законы не меняются, меняются наши знания о них. Эволюционируя, научное познание открывает одни законы и меняет представления о других — в свете обнаружения дополнительных обстоятельств и условий. Законы не возникают в головах ученых, но как бы отделены от мира явлений. По способу существования, законы не являются ни объективной (чувственной) реальностью, ни продуктом сознания ученых. Некоторые методологи науки, например, Поппер (1983), верят в существование «третьего» мира — мира объективного знания: критериев, законов, истин (первые два — мир материальных объектов и мир сознания). Впрочем, ниспровержение ньютоновской физики теорией относительности Эйнштейна в начале ХХ в. подорвало доверие к способности ученых открывать физические законы, не подвластные времени. А в социальных науках популярны сомнения в том, можно ли вообще в этой области достичь успехов, сопоставимых с успехами в естественных науках. Некоторые ученые отвергают существование объективных законов в социальной сфере. Они утверждают, что наше понимание мира есть просто «социальная конструкция», зависящая от исторически обусловленных взаимодействий между людьми (цит. по: Dooley, 2001). Ученые открывают законы, потому что законы управляют психическими явлениями и поведением, объясняют их природу и особенности. Эту же функцию выполняют причины. Поиск причин, подобно открытию законов, — важнейшая задача эмпирической психологии. Она руководствуется тем, что психические явления и поведение подчиняются принципу каузальности (причинности). Под причинностью понимают производство причиной следствия (Кузнецов, Сачков, 1989). Явление может служить причиной, если оно вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление. Последнее называют следствием. Причиной называется то, без чего данное явление не могло бы произойти, и при наличности чего оно происходит с необходимостью. Причина выступает в роли исходного и определяющего элемента взаимосвязи явлений (Ляхов, 2001). Базовые признаки Следующие базовые признаки характеризуют эмпирическую психологию: объективность, очевидность предмета исследования и применение легитимных методов, редукция, систематичность, ясность, отсутствие определенности в результатах (см. также: Bem & de Jong, 1997). Объективность Идеи (теории, концепции), факты, методы могут быть как объективными, так и необъективными. Задача науки состоит в том, чтобы отделять одни от других. Главным критерием объективности эмпирической психологии является опора на чувственный опыт и, следовательно, на эмпирические данные. Развитие эмпирической психологии — вопреки заблуждениям многих — это движение идей (теорий, концепций), но только тех из них, которые получают эмпирическую поддержку, т.е. приобретают статус объективных. Какими бы безупречными ни были исходные основания для выдвижения идеи, сами по себе они не могут быть достаточными для утверждения объективности следующей из нее идеи, ее соответствия реальности. Ученые могут выдвигать новые идеи, которые первоначально не обоснованы эмпирически, то есть гипотезы. Гипотеза — это предположение, а всякое предположение нуждается в эмпирической проверке. Одни гипотезы получают эмпирическую поддержку, другие — не получают ее. Гипотеза не обладает статусом объективной идеи. Никакая идея не может быть эмпирически обоснована полностью. Но чем в большей степени (и с разных сторон) идея получает эмпирическую поддержку, тем в большей степени она считается обоснованной и объективной. Допустим, вы хотите сравнить две альтернативные концепции, каждая из которых включает шесть утверждений. В одной концепции четыре утверждения имеют эмпирическую поддержку, в другой эмпирическую поддержку имеют два утверждения. Следовательно, первая концепция является объективной в большей степени, чем вторая (но это не значит, что первая концепция «лучше» второй). Для достижения объективности принято выполнять определенные требования при получении фактов. Например, (1) наблюдение явления должно быть надежным; (2) следует изучать явление в условиях контроля; (3) изучаемое явление должно быть доступным для наблюдения многих людей, а не одного человека. Хотя в научных исследованиях принимают участие, как правило, отдельные люди, результаты количественных исследований описывают скорее популяцию (генеральную совокупность), чем ее отдельных членов. Иначе говоря, результаты, справедливые (объективные) для популяции в целом, нельзя считать справедливыми (объективными) для каждого члена данной популяции в отдельности. Объективность в науке — понятие, имеющее вероятностную природу. Эмпирическая наука применяет статистические методы для того, чтобы определить степень вероятности какого-либо явления или события и отделить неслучайные (высоковероятные) результаты от случайных. Когда психолог обнаруживает статистически значимую связь между креативностью и рефлективностью как параметром когнитивного стиля (Дорфман, Ковалева, 2000а), это не значит, что чем выше креативность, тем выше рефлективность у каждого человека в отдельности. Но это значит, во-первых, что на уровне популяции в целом вероятность такой связи достаточно высока и превышает критические пороги значимости. Во-вторых, этот результат следует понимать так, что на уровне популяции в целом вероятность такой связи неслучайна и значимо превышает порог случайности. В-третьих, статистика позволяет ученому формулировать выводы для популяции (генеральной совокупности) в целом, но не для ее отдельных членов. Таким образом, критерий объективности в эмпирической науке следует относить скорее к популяции (генеральной совокупности) в целом, чем к ее отдельным членам. Объективные явления или сообытия характеризуются высокой вероятностностью их наступления (неслучайностью).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.24.171 (0.018 с.) |