Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мифы об эмпирической психологии ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Существует много мифов об эмпирической психологии и ее предназначении. Рассмотрим некоторые из них. На Западе широко распространено мнение о том, что аккумуляция фактов — первичная цель эмпирической психологии. На самом же деле, поиск причин, открытие законов и развитие теорий на эмпирической основе определяют ее сущность. Это недоразумение становится одним из главных препятствий в понимании эмпирической психологии новичками. Частное функциональное отношение между специфическим стимулом и специфическим поведением не имеет большого значения. Существенно более важно установить частное функциональное отношение как проявление более фундаментального, более общего взаимоотношения между широким классом событий. Поиск общих причин, открытие общих законов, создание общих теорий определяют суть эмпирической психологии. Эту же задачу решает и априорная психология. Однако, эмпирическая психология решает эту задачу, руководствуясь эмпирическим критерием. Этим эмпирическая психология и отличается прежде всего от априорной психологии. На Западе широко распространено мнение о том, что все науки эмпирические, а эмпирическая реальность имеет бесконечное количество степеней точности. В действительности, не все науки эмпирические, и эмпирическая реальность имеет ограниченное количество степеней приемлемой точности. Теоретическая психология, — так же как гуманистическая и экзистенциальная психологии, — по своей сути не является эмпирической. Точность эмпирических данных имеют свой разумный предел. Подобно тому, как бессмысленно измерять расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом с точностью до миллиметров, также ничего нового вы не узнаете, если будете измерять Я-концепцию с точностью до четвертого знака после запятой или интенсивность переживаний по шкале в диапазоне от 1 до 1000. В отечественной психологии имеет место почти противоположная тенденция. Полагается (как правило, неявно) что открытие общих принципов, развитие теорий и открытие законов возможно чуть ли без опоры на факты. Конечно, трудно придти к такому заключению на основании свидетельств самих психологов. На словах многие из них подтверждают важность эмпирических фактов; на деле же ситуация несколько иная. Сопоставьте в российских психологических журналах количество теоретических и эмпирических публикаций, и вы обнаружите, что доля эмпирических работ весьма мала по сравнению с теоретическими исследованиями. Попытайтесь определить количество теоретических исследований, основанных на эмпирических данных, и вы увидите, что таких работ очень мало. Обратите внимание на эмпирические работы и прочтите в них раздел, посвященный методу. Как правило, вы обнаружите небрежность в описании процедур и, конечно же, встретитесь с известными трудностями, если захотите вслед за автором повторить его исследование. К счастью, в самые последние годы ситуация медленно меняется: доля эмпирических исследований растет, и их качество постепенно повышается.
Существует заблуждение, что для полного описания явления нужно выделять в нем как можно больше переменных: якобы чем больше переменных, тем более целостным предстает оно. Это тоже неверно. В принципе, в любом явлении можно выделять неограниченное количество переменных. Но эмпирическая психология не может учесть все без исключения возможности, характеризующие явление. Эмпирическая психология изучает отдельные, но наиболее важные аспекты психических явлений и поведения. И даже в тех случаях, когда поднимаются вопросы об изучении психических явлений и поведения в их целостности, комплексности, интегральности, системности, подразумеваются поиск и рассмотрение отдельных, но наиболее важные аспектов психических явлений и поведения в их совокупностях и взаимосвязях. А вот действительное описание психических явлений и поведения во всей их полноте — задача художественной литературы, а не эмпирической психологии. Далее нужно отметить, что эмпирическую психологию интересует в первую очередь природа человеческого универсума, а не потребности (или какие-либо другие особенности) конкретного человека. Эмпирическая количественная психология устанавливает те или иные закономерности применительно к популяции людей (к генеральной совокупности), но не изучает особенности отдельных индивидуумов. Даже в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии, которые изучают «индивидуальные» различия, на самом деле речь идет о различиях между разными популяциями людей (генеральными совокупностями) по тем или иным характеристикам, присущим им. И даже тогда, когда изучается «индивидуальность», опять-таки подразумевается нечто «индивидуально–общее», скажем, «индивидуальная» структура свойств, характеризующих какое-либо множество людей.
Наука не обязана опровергать утверждения ярких индивидуальностей. Автор необычного утверждения должен взять на себя бремя доказательства истинности своей идеи. В целом же любое новое положение должно быть хорошо согласовано с основным корпусом научного знания. Если стыковки нового и традиционного не будут делаться, прогресс в понимании мира зайдет в тупик. Распространено мнение о том, что все, что хорошо работает на уровне теории, плохо проявляет себя в действительности. Конечно, если теория лишена силы предсказания, значит, ключевой элемент в ней отсутствует. Настоящая же научная теория свободна от этого недостатка, если верно понимать суть дела. Если оторвался лист с ветки в ветреный день и полетел, это не значит, что «гравитация работает в теории, а не в реальном мире». На самом деле теория гравитации справедлива и к листьям деревьев, и к воздушной атмосфере. Но нужно принимать во внимание дополнительные обстоятельства, обусловленные природой воздушного потока. Задача науки состоит не в том, чтобы открывать уникальные необъяснимые факты. Задача научного исследования состоит в противоположном — открывать общность, объединяющую множество явлений, и показывать, как разные явления служат примерами действия одних и тех же законов (см. также: Palya, 2000). Этические стандарты Наука — это человеческое стремление, которое зачастую оборачивается скорее амбицией, чем поиском истины. И ученые, и учреждения, в которых они работают, заинтересованы в том, чтобы получать признание, иметь высокую репутацию и благоприятный «имидж», претендовать на гранты и вознаграждения. Количество научных публикаций — важный фактор в карьере их авторов, в оценке деятельности университетов и научно-исследовательских институтов. К сожалению, эти факторы и обстоятельства могут приводить к поверхностному выполнению психологами–исследователями своих обязанностей, к нарушению норм и правил проведения научных исследований. К таковым относят, например, фабрикацию данных, плагиат, изложение результатов исследований в неполном объеме, пропуск сведений о соавторах и других ученых, внесших важный вклад в организацию и проведение исследования, сокрытие сведений об источниках финансирования, неэтичное обращение с участниками исследования, — как с людьми, так и животными (Schaughnessy & Zechmeister, 1994). Для того, чтобы в этих вопросах была полная ясность и не возникали недоразумения, чтобы минимизировать различного рода опасности и ловушки, заблуждения и ошибки в этическом плане, научные организации и сообщества разрабатывают типовые правила (кодексы) поведения ученых и проведения научных исследований. На базе типовых правил создаются этические стандарты. Они согласовываются между учеными и официально принимаются научными сообществами в качестве нормы для его членов.
Профессиональные психологические сообщества разрабатывают этические стандарты в области психологических исследований. В порядке иллюстрации приведем некоторые положения этических стандартов психолога в области исследований, опубликованные в журнале «Вопросы психологии» (1990, № 5). 1. Психологи способствуют прогрессу психологии, осуществляя исследования и придерживаясь научных подходов, передают свои знания студентам и профессионалам. 2. Участники любой исследовательской программы дают добровольное согласие на участие в исследованиях. За несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц согласие дают родители или опекуны. Психологи отказываются от действий, которые могут повлечь за собой ущерб для участников исследований. 3. Если исследование сопровождается временным ущербом или дискомфортом, как, например, применение электрического тока или процедура сенсорной депривации, исследователь должен удостовериться в том, что участие людей в опытах совершается свободно и без постороннего давления. Они заранее уведомляются о возможном ущербе. 4. Если особенности исследования вынуждают психолога дезинформировать участника об истинных целях и задачах опытов или сбора какой-либо информации, по завершении нсследования его истинные цели и задачи раскрываются. 5. Психолог соблюдает уважение к достоинству участников исследования, их правам и моральным убеждениям. Жестокие, негуманные или унизительные действия по отношению к ним не допускаются. Участники исследования не могут подвергаться дискриминации по возрасту, полу, происхождению, расовой и социальной принадлежности, вероисповеданию, идеологии, национальности или каким-либо другим отличиям, если эти признаки не являются предметом специального исследования.
Ключевые термины и понятия
Ресурсы интернета
Palya, W.L. (2000). Research methods: Lecture notes. Edition 2.0. Jacksonville: Jacksonville State University. http://www.jsu.edu/depart/psychology/sebac/fac-sch/rm/toc1.html “ The nature of science” (1998-1999) <http://www.project2061.org/tools/sfaaol/chap1.htm> Cozby, P.C. (2001). Methods in behavioral research. Resources for research in psychology and the behavioral sciences. 7th ed. Fullerton: Mayfield Publishing Co. <http://methods.fullerton.edu/> Рекомендуемая литература Абрамова Г.С. О «вечных» проблемах работы в науке и практике // Практическая психология. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — С. 3—28. Айзенк Г. Структура личности. — М.: КСП+, СПб.: Ювента, 1999. — С. 12—44. Горелов А.А. Философия и наука // Философия / Под ред. Л. А. Никитича. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — С. 491—496. Дорфман Л.Я. Исторические и философские корни научного метода в эмпирической психологии. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2002в. — 107 с. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Изд. 2-е, доп. — СПб.: Питер, 2000. — С. 8—29.
Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. — СПб: Речь, 2000. — С. 11—62. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1996. — С. 46—61. Этические стандарты психолога. Общие принципы // Вопросы психологии, 1990. — № 5. — С. 158—161. Проверьте ваши знания: вопросы по главе 2 1. Почему систематический эмпирицизм, публичность и изучение проблем, имеющих эмпирические решения, являются фундаментальными признаками эмпирической психологии? 2. В чем суть систематического эмпирицизма? Приведите примеры. 3. Как вы понимаете публичность применительно к эмпирической психологии? Приведите примеры. 4. Эмпирическая психология изучает только те проблемы, которые имеют эмпирические решения. Как вы думаете: в этом ее слабость или сила? Приведите аргументы и примеры в пользу вашей позиции. 5. Какие мифы о науке вы знаете? 6. Зачем исследователям нужны этические стандарты? Приведите примеры.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.025 с.) |