Изучение причин неуспеваемости школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение причин неуспеваемости школьников



 

Цель: изучить причины неуспеваемости школьников; выявить основные педагогические пути преодоления отставания в учении.

Задание: выберите объект для наблюдения. Попытайтесь определить возможные причины отставания в учении школьника, наметить пути осуществления индивидуальной работы с ними на уроке и при организации домашней работы.

 

Причины неуспеваемости можно сгруппировать следующим образом:

I. Педагогические:

1) низкая интенсивность учебной деятельности,

2) низкая эффективность учебной деятельности,

3) пропуски занятий,

4) отсутствие дифференцированного подхода к учащемуся со стороны учителя,

5) недостаток любви и заботы со стороны родителей.

II. Психологические:

1) несформированность мотивов учебной деятельности,

2) недисциплинированность (эти два фактора связаны между собой),

3) нарушения в эмоционально-волевой сфере,

4) большие пробелы в знаниях,

5) низкий уровень сформированности учебных умений и навыков,

6) низкий уровень познавательных способностей.

III. Нейрофизиологические:

1) общая ослабленность организма,

2) слабый тип высшей нервной деятельности,

3) нарушение зрения, слуха, артикуляции,

4) микропоражение коры головного мозга,

Для беседы с учащимися и учителем могут быть использованы вопросы следующих анкет.

 

АНКЕТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

(заполняется учеником)

1. В каком классе тебе было легче всего учиться?

2. Что, на твой взгляд, способствовало легкому учению?

3. Что мешает тебе учиться лучше:

Ø недостаток в развитии памяти,

Ø неорганизованность, отсутствие системы в работе, неумение контролировать себя,

Ø отрицательное отношение к учению,

Ø большие пробелы в знании материала предыдущего класса,

Ø плохое поведение, недисциплинированность,

Ø слабое здоровье, большая утомляемость,

Ø отрицательное влияние бытовых условий, семьи.

4. В какое время и в какой последовательности ты делаешь домашнюю работу? (подчеркни соответствующее):

Ø вечером, после 18 часов; сразу же после школы; утром, перед занятиями;

Ø сначала легкие предметы (укажи какие); сначала более трудные предметы (укажи какие).

 

АНКЕТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

(заполняется учителем)

1. в каком классе успеваемость у учащихся лучше?

2. Что способствует более высокой успеваемости?

3. Что мешает школьникам учиться лучше (в общем и каждому учащемуся отдельно):

Ø недостаток в развитии памяти;

Ø низкий уровень навыков учебного труда (неорганизованность, отсутствие системы в работе, самоконтроль);

Ø отрицательное отношение к учению;

Ø отрицательное влияние бытовых условий, семьи, микросреды;

Ø большие пробелы в знаниях материала предыдущего класса;

Ø слабое здоровье, большая утомляемость;

Ø низкий уровень воспитания (плохое поведение, недисциплинированность);

4. Сколько времени, по вашему мнению, тратят учащиеся дома на подготовку уроков по вашему предмету?

 

ИССЛЕДОВАНИЕ 9

ИЗУЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА И УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Цель: показать разнообразие видов самостоятельной работы; выяснить условия ее эффективного осуществления.

Задание: провести наблюдение за особенностями самостоятельной работы учащихся по следующей программе.

 

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ СТРЕМЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

К САМООБРАЗОВАНИЮ

I. Обучаются ли школьники приемам самостоятельной работы? Каким?

II. Владеют ли они самообразовательными умениями (работа с книгой, журналом, газетой, слушание и запись устной речи, планирование, организация рабочего места, самоконтроль, самоучет результатов работы и т.п.). На каком уровне? Привлекают ли внепрограммные сведения? Вносят ли в свои ответы собственные мысли?

III. Поощряется ли обращение учащихся к дополнительной литературе? Ведется ли учет прочитанного? Является ли обращение учащихся к дополнительной литературе и ее использование в ответе учителя результатом принуждения или собственной инициативы?

IV. Применяется ли на уроке (семинаре, зачете, домашнем задании) дифференцированный подход, предлагаются ли задания разных уровней трудности. Как индивидуальная работа ведется с отстающими и сильными учащимися?

V. Как реагируют учащиеся на применение различных видов самостоятельной работы на занятиях и при получении домашних заданий?

VI. Каково отношение школьников к учению вообще и к самостоятельной деятельности в частности (дисциплина, наличие учебных принадлежностей, все ли работают на уроках, готовы к ответу, заинтересованы ли?)?

Ответы на эти вопросы можно получить в беседе с учителями, которые хорошо знают учащихся, с родителями и самими школьниками. В этом вам помогут и ответы учащихся на вопросы анкет.

 

АНКЕТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ИЛИ СТАРШЕКЛАСНИКОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

I. Как вы относитесь к самостоятельной работе по разным предметам?

1) положительно (в скобках укажите предметы);

2) отрицательно (......);

3) безразлично (......).

II. Что вас привлекает в ней?

1) возможность выполнить и углубить знания;

2) возможность проявить самостоятельность;

3) возможность проверить свои знания и умения;

4) что еще? (допишите).

III.Какие из перечисленных видов самостоятельной работы вы выполняете с интересом и желанием?

1) работа с учебником;

2) работа с дополнительной литературой;

3) решение задач, выполнение упражнений;

4) подготовка сочинений;

5) работа с таблицами;

6) подготовка докладов;

7) лабораторные работы;

8) трудовые задания.

IV. Нужна ли вам помощь учителя при выполнении самостоятельной работы?

1) всегда нужна;

2) нужна иногда;

3) не нужна.

V. Какая помощь необходима?

1) объяснение задач;

2) инструктаж к работе;

3) наблюдение учителя за работой;

4) ответы учителя, возникающие при выполнении задания;

5) корректирование работы.

VI. Что, на ваш взгляд, следовало бы изменить в организации самостоятельной работы?

1) увеличить время на уроке;

2) уменьшить время;

3) чаще предлагать творческие работы;

4) не задавать домашние задания;

5) чаще предлагать индивидуальные задания.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.014 с.)