Микроисследования по дидактике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Микроисследования по дидактике



Микроисследования по дидактике

 

Требования к микроисследованию

1. Изучается не менее 10 уроков.

2. Студенты, работающие в одной школе, могут выбрать только разные темы исследований.

3. Использование теоретической литературы при анализе результатов диагностики обязательно: самостоятельно подобрать не менее трёх работ (на выбор студента ‑ монографии, статьи из журналов и Интернет-источников, авторефераты диссертационных исследований). Начинать отчет по микороисследованию с определения исследуемых понятий, основной теоретической информации по теме. На последней странице – список использованной литературы.

4. Объем отчета: 5-7 страниц основного текста, поля 2 см., 14 кегль, интервал 1,5.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ 1

СТРУКТУРА УРОКА В ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Цель: изучение структуры урока, выявление зависимости между различными компонентами системы обучения (цель, задачи, принципы, содержание и его структурирование, методы, характер взаимодействия учителя и учеников).

Задание: 1. Посещая уроки по разным предметам, отметить: класс, предмет, цель урока; определить и записать структуру этих уроков, выделяя как большие этапы, например: организационный момент, объяснение нового и т.п., так и микроэтапы: упражнение репродуктивного характера, упражнение реконструктивного характера, решение проблемной ситуации, работа с книгой и т.п.;уточнить, каким был характер взаимодействия учителя и учащихся, какова, на Ваш взгляд, результативность урока.

2. При анализе просмотренных уроков: выделить общие черты и различия в структуре уроков; указать, чем обусловлено общее и различное. Например: возраст учащихся, характер учебного предмета, стиль общения учителя, характер системы обучения (объяснительно-иллюстративная, развивающая), в рамках которой работает учитель.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ 2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВРЕМЕНИ УРОКА

Цель: определить, насколько рационально используется время урока. Наметить пути оптимизации урока.

Задание: 1. Посещая уроки, вести хронометраж времени, затраченного на задания каждого типа. Для этого необходимо записывать время начала каждого нового микроэтапа урока, а затем вычислить, сколько минут длился этап.

2. При анализе просмотренных уроков, подсчитать количество времени, использованное на:

Ø монолог учителя,

Ø диалог (полилог) учителя и учащихся,

Ø монолог ученика (ответ),

Ø диалог ученик-ученик,

Ø самостоятельная работа учащихся,

Ø организационные моменты (шум, наведение дисциплины),

Ø «пустое» время (объяснить, почему так решили),

Ø...(ваш вариант).

 

ИССЛЕДОВАНИЕ 3

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Цель: выяснить, на положительные или отрицательные эмоции ориентируется учитель, активизируя или успокаивая учащихся.

Задание: Посещая уроки, обратите внимание, какие методы стимулирования и торможения активности учащихся разного рода использует учитель.

Сравните с таблицей, какие из перечисленных приемов и сколько раз встретились на просмотренных уроках.

 

Эмоции Цель воздействия
Стимулирование Торможение
Опора на положительные эмоции игра соревнование интонация (интрига) загадки смена деятельности физкультминутка подчеркивание важности задания похвала (оценивание) инструктаж и др. игра повторение хором команды по управлению напоминание требований мимика, голос (косвенное замечание) интересное содержание и др.  
Опора на отрицательные эмоции критика окрик обращение к совести («стыдно») риторический вопрос и др. напряженный тон критика, угроза окрик, наказание предъявление требований и др.

 

Обобщить полученные результаты.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ 4

ИССЛЕДОВАНИЕ 5

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ 6

ЦЕЛОСТНОСТЬ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ИССЛЕДОВАНИЕ 7

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

 

Цель: провести диагностику уровня сформированности интеллектуальных умений у школьников; на основе результатов сравнения уровня интеллектуальных умений у сильных и слабых учащихся, наметить пути осуществления индивидуальной работы с ними на уроке и при организации домашней работы.

Задание: отберите нужных вам учеников, побеседуйте с учителями, которые их хорошо знают, понаблюдайте за ними на уроках, проанализируйте выполнение учащимися домашнего задания. На основе полученных данных заполните анкету.

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

(2 — умение ярко выражено, 1 — имеет место, 0 — умение не сформировано)

 

I. Учащийся умеет слушать:

1. объяснение учителя, не опирающегося на средства наглядности..............2.1.0

2. объяснение учителя, опирающегося на средства наглядности...................2.1.0

3. вопросы учителя к «средствам наглядности»........……………………......2.1.0

4. вопросы учителя о связях между явлениями, представленными в наглядной форме.............................…………………………………………………........2.1.0

5. ответы товарищей во время опроса.................……………………………...2.1.0

6. оценивать свой собственный ответ, т.е. слушать себя самого............…....2.1.0

II. Умеет работать с наглядностью:

1. формулировать вопросы к иллюстрируемым фактам и явлениям..........…2.1.0

2. схематизировать текст, представить его в таблице, схеме.....................….2.1.0

3. самостоятельно изготовит наглядное пособие на основани чтения.....…..2.1.0

4. дать обоснование, когда наглядное пособие может быть использовано...2.1.0

5. давать наглядное и логическое объяснение материала на основании самостоятельно изготовленного наглядного пособия............................…...2.1.0

6. формулировать вопросы к наглядным пособиям и оценить их.......….......2.1.0

III. Умеет работать с текстом:

1. излагать текст своими словами..................………………………………....2.1.0

2. разделять текст на логические части и составлять план…………………..2.1.0

3. систематизировать учебный материал...............…………………………....2.1.0

4. сделать выступление к своему сообщению........……………………….......2.1.0

5. строить логически законченный рассказ.............…………………………..2.1.0

6. раскрывать материал в сравнении................……………………………......2.1.0

IV. Умеет оперировать знаниями:

1. пользоваться справочной литературой.......……………………...………....2.1.0

2. на основании ряда изложенных фактов делать обобщение……………….2.1.0

3. формулировать познавательную задачу, содержащуюся в тексте..............2.1.0

4. высказывать собственное отношение к фактам и событиям……………...2.1.0

5. самостоятельно формулировать вопросы..............………………………....2.1.0

6. сопоставлять новый материал с уже известными фактами……………….2.1.0

V. Умеет проявлять творческую самостоятельность в учении:

1. при решении учебных задач, предлагаемых учителем на уроке.................2.1.0

2. при решении учебных задач, выполняя домашнее задание……………....2.1.0

3. проводить элементарное исследование на основании нескольких источников (документов, наблюдений, экспериментов).…………………………….....2.1.0

4. проводить анализ, сравнения, сопоставления.........………………………..2.1.0

5. делать выводы.........................…………………………………….................2.1.0

6. делать обобщение на основании ряда фактов, положений………………..2.1.0

VI. Умеет применять знания на практике:

1. формулировать гипотезу в исследовательском поиске...………….……...2.1.0

2. намечать пути проверки гипотезы.................……………………………....2.1.0

3. проводить элементарное исследование в связи с привлечением дополнительного материала к изучаемой теме........…………...………......2.1.0

4. осуществлять перенос ранее усвоенных знаний на рассмотрение текущих событий....................…………………………………………….…................2.1.0

5. осуществлять перенос ранее усвоенных знаний на рассмотрение новых фактов, явлений...................………………………………...………..............2.1.0

6. применять знания в своей общественной деятельности (в школе и вне ее).........................................………………………………………………......2.1.0

 

ИССЛЕДОВАНИЕ 8

ИССЛЕДОВАНИЕ 9

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Цель: показать разнообразие видов самостоятельной работы; выяснить условия ее эффективного осуществления.

Задание: провести наблюдение за особенностями самостоятельной работы учащихся по следующей программе.

 

К САМООБРАЗОВАНИЮ

I. Обучаются ли школьники приемам самостоятельной работы? Каким?

II. Владеют ли они самообразовательными умениями (работа с книгой, журналом, газетой, слушание и запись устной речи, планирование, организация рабочего места, самоконтроль, самоучет результатов работы и т.п.). На каком уровне? Привлекают ли внепрограммные сведения? Вносят ли в свои ответы собственные мысли?

III. Поощряется ли обращение учащихся к дополнительной литературе? Ведется ли учет прочитанного? Является ли обращение учащихся к дополнительной литературе и ее использование в ответе учителя результатом принуждения или собственной инициативы?

IV. Применяется ли на уроке (семинаре, зачете, домашнем задании) дифференцированный подход, предлагаются ли задания разных уровней трудности. Как индивидуальная работа ведется с отстающими и сильными учащимися?

V. Как реагируют учащиеся на применение различных видов самостоятельной работы на занятиях и при получении домашних заданий?

VI. Каково отношение школьников к учению вообще и к самостоятельной деятельности в частности (дисциплина, наличие учебных принадлежностей, все ли работают на уроках, готовы к ответу, заинтересованы ли?)?

Ответы на эти вопросы можно получить в беседе с учителями, которые хорошо знают учащихся, с родителями и самими школьниками. В этом вам помогут и ответы учащихся на вопросы анкет.

 

АНКЕТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ИЛИ СТАРШЕКЛАСНИКОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

I. Как вы относитесь к самостоятельной работе по разным предметам?

1) положительно (в скобках укажите предметы);

2) отрицательно (......);

3) безразлично (......).

II. Что вас привлекает в ней?

1) возможность выполнить и углубить знания;

2) возможность проявить самостоятельность;

3) возможность проверить свои знания и умения;

4) что еще? (допишите).

III.Какие из перечисленных видов самостоятельной работы вы выполняете с интересом и желанием?

1) работа с учебником;

2) работа с дополнительной литературой;

3) решение задач, выполнение упражнений;

4) подготовка сочинений;

5) работа с таблицами;

6) подготовка докладов;

7) лабораторные работы;

8) трудовые задания.

IV. Нужна ли вам помощь учителя при выполнении самостоятельной работы?

1) всегда нужна;

2) нужна иногда;

3) не нужна.

V. Какая помощь необходима?

1) объяснение задач;

2) инструктаж к работе;

3) наблюдение учителя за работой;

4) ответы учителя, возникающие при выполнении задания;

5) корректирование работы.

VI. Что, на ваш взгляд, следовало бы изменить в организации самостоятельной работы?

1) увеличить время на уроке;

2) уменьшить время;

3) чаще предлагать творческие работы;

4) не задавать домашние задания;

5) чаще предлагать индивидуальные задания.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ 10

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Читая анкету, отметьте то суждение, которое выражает ваше мнение.

 

1. Старательно и с желанием выполняю работу, когда... - интересные задания - она важна для изучения предмета - понимаю, что она необходима для моей профессиональной подготовки - считаю, что могу ее выполнить - хочу заслужить одобрение родителей - хочу заслужить одобрение учителей.     да да да   да да да     нет нет нет   нет нет нет     не знаю не знаю не знаю   не знаю не знаю не знаю
2. В работу включаюсь быстрее, если... - уверен, что она важна для других - этого требует учитель - хочу получить высокую оценку - боюсь получить двойку.   да да да да   нет нет нет нет   не знаю не знаю не знаю не знаю
3. Работа проходит успешнее, если выполняю задание... - один - с группой товарищей - при непрерывном руководстве учителя.     да да да     нет нет нет     не знаю не знаю не знаю
4. Интерес к учебной деятельности усиливается, если... - успешно выполняю задание - доброжелательная обстановка на уроке - строгая дисциплина - учитель высказывает свое одобрение за работу.     да да да да     нет нет нет нет     не знаю не знаю не знаю не знаю

 

Микроисследования по дидактике

 

Требования к микроисследованию

1. Изучается не менее 10 уроков.

2. Студенты, работающие в одной школе, могут выбрать только разные темы исследований.

3. Использование теоретической литературы при анализе результатов диагностики обязательно: самостоятельно подобрать не менее трёх работ (на выбор студента ‑ монографии, статьи из журналов и Интернет-источников, авторефераты диссертационных исследований). Начинать отчет по микороисследованию с определения исследуемых понятий, основной теоретической информации по теме. На последней странице – список использованной литературы.

4. Объем отчета: 5-7 страниц основного текста, поля 2 см., 14 кегль, интервал 1,5.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.96.247 (0.073 с.)