Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория каузальной линии Рассела ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Салмон ([75]) отмечает, что он развивает понятие каузальной линии Рассела ([72]). В теории Рассела, правда, акценты расставлены иначе. Согласно Расселу, каузальная линия складывается из явлений, выраженность которых если и изменяется во времени, то постепенно, в самой минимальной степени, не внезапно. Каузальная линия есть единообразие, устойчивость, постоянство явлений в течение определенного периода времени. Каузальная линия – это нечто единое; ее единство обеспечивает квазиперманентность, особый род устойчивости явлений, объектов, событий. В границах каузальной линии качество и структура явлений характеризуются устойчивостью. Каузальная линия обеспечивает идентичность объекта и человека сквозь время. Идентичность складывается из частей каузальной линии и сохраняется до тех пор, пока каузальная линия действует. Каузальная линия объединяет некоторое множество событий, распространяя действие причины на них. Каузальная линия не сводится к событиям, но в них содержится. Отсюда представления о квазиперманентности действия причины, преодолевающего конечность отдельных событий и их множественность. Хотя по признаку устойчивости понятие каузальной линии напоминает понятие «свойство», первое отличается от второго каузальным сцеплением, непрерывно распространяющемся на множество событий в течение продолжительного интервала времени. Перспективы развития представлений о каузальном процессе Обозначим несколько перспектив развития представлений о каузальном процессе, привязывая их прежде всего к специфике психики, сознания, поведения человека. И континуальность, и дискретность Салмон ([75]) концентрировался на анализе каузального процесса, но не отвергал роль событий в исследовании каузальности. Правда, хотя процесс размечается событиями, понятия процесса и события имеют разные значения. Процесс обладает признаком текучести и непрерывности сквозь время. Событие − это срез процесса в отдельный интервал времени. События разделяют процесс на части и переводят анализ его течения в режим прерывания, скачков и переходов от одних событий к другим. В терминах процесса каузальные отношения непрерывны, в терминах событий каузальные отношения прерывны. Если же схватывать каузальность понятиями и процесса, и событий, у нее обнаруживается непрерывно−прерывный характер. Это не поток, который не делится на отдельные части. Скорее, это поезд, состоящий из вагонов. Дарвин не мог понять, как признаки вида сохраняются, остаются неизменными и передаются от поколения к поколению, не исчезая при скрещивании. Проблема разрешилась, когда обнаружился дискретный, квантовый характер носителей наследственной информации – генов (см.: [10]). Континуальность и дискретность не противостоят, а являются дополнительными в причинно-следственных отношениях.
Транзитивность Непрерывно−прерывный характер каузальности объединяется понятием «транзитивность». В рамках психологической науки уместно рассматривать транзитивность, во-первых, как переход от события А (причины) к событию Б (следствию события А). Каузальный процесс служит опосредующим звеном между событиями А и Б. Во-вторых, транзитивность есть каузальный процесс в значении переноса. Скажем, информация, содержащаяся в событии А,переносится на событие Б. В-третьих, транзитивность − это след, отпечаток, который оставляет событие А (причина) в событии Б (следствие события А). В-четвертых, обращает на себя внимание событие Б. У него двоякий онтологический статус. Событие Б существовало и/или существует до действия причины или вне зависимости от нее (которая в событии А).(1) Под влиянием причины из события А событие Б модифицируется:в нем возникает отпечаток причины из события А. (2) Отпечаток свидетельствует о переносе структуры причины из события А на ее следствие в событии Б. (3) Отпечаток свидетельствует о сохранении причины из события А в событии Б и в то же время о модификации события Б. Значит, след в событии Б есть результат взаимодействия причины, укорененной в событии А, и исходного состояния события Б. Когда принимаются во внимание все обозначенные выше аспекты транзитивности, подразумевается полная транзитивность. Когда принимаются во внимание отдельные аспекты транзитивности, имеется в виду неполная транзитивность. Внутренние механизмы
Условно, каузальный процесс можно рассматривать под углом зрения, так сказать, внутренних механизмов каузальности (микроанализ). При микроанализе исследовательское внимание сосредоточивается на транзитивности, раскрывающей, во-первых, связь причины с ее следствием, во-вторых, внутренний характер их отношений. Они рассматриваются в виде каузального процесса, который постепенно развертывается во времени. Ему сопутствуют какие-то промежуточные перемены, переходящие в конечные изменения. В связи с этим поставим вопрос о латентном вызревании причины. Для его описания в первом приближении годятся несколько метафор. Это снежный ком, который катится по склону горы и постепенно увеличивается в размерах за счет налипания новых порций снега (физическая метафора). Имеется в виду внутриутробное вынашивание плода (биологическая метафора). Это фаза инкубации в креативном процессе: латентное вызревание идеи и способа решения задачи, предшествующее инсайту ([37]) (психологическая метафора). Внешние связи При крупном анализе (макроанализ) исследовательское внимание сосредоточивается на транзитивности, которая объясняет связность каузальной сети и связность каузальных цепей. В самом общем виде, каузальная сеть есть матрица каузальных связей ее элементов. Благодаря каузальной цепи и промежуточным звеньям в ней, причина в событии A через событие Б влияет на событие B, удаленное во времени и в пространстве. В каузальной цепи каждое событие необходимо для конечного следствия и при этом есть часть его общей каузальной истории ([63]). На каузальную сеть и каузальные цепи можно распространить понятие каузального процесса ([75]). Промежуточные итоги В работе развивалась идея множественности причин как одной из фундаментальных проблем каузальности в психологической науке (каузальный плюрализм). Проблема исследовалась кросстеоретически, а не с единой теоретической позиции, прежде всего в онтологическом, а не эпистемологическом ключе, скорее под углом зрения перспектив философии науки и эмпирических исследований в психологии, чем ревизии метафизических первооснов и предельных принципов. Обозначен основной перечень проблем каузальности, который позволяет создать общие представления о причинно-следственных отношениях у психологов-исследователей. Показаны причины разного рода и указаны основания их классификации: Аристотелевские причины, трансцендентные и эмпирические причины, категоризация каузальных отношений, носители причин. Центральной идеей работы являются представления о каузальном процессе. Эта идея идет от теории Салмона и развивается далее. Намечены перспективы разработки представлений о каузальном процессе по линиям совместного анализа континуальности/дискретности, транзитивности, его внутренних механизмов и внешних связей. Литература 1. Абульханова К. А., Славская А. Н. Предисловие // Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. − СПб.: Питер, 2003. – С. 6−33. 2. Адорно Т. В. Негативная диалектика. − M.: Научный мир, 2003. − 374 с. 3. Аристотель. Метафизика // Соч. в 4 т. − М.: Мысль, 1976. − Т. 1. − 550 с. 4. Бом Д. Д. Причинность и случайность в современной физике. − Изд. 2-е, испр. – М.: Красанд, 2010. – 247 с.
5. Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке. − Изд.2. – М.: УРСС, 2010. − 512 с. 6. Вебер М. Избранные произведения. − М.: Прогресс, 1990. – 808 с. 7. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. − М.: Гнозис, 1994. − 612 с. 8. Вригт Г. Х., фон. Логико-философские исследования. (Избранные труды). Часть I. Объяснение и понимание. − М.: Прогресс, 1986. − 600 с. 9. Гетманова А. Д. Логика. – М.: Омега-Л, 2009. – 415 с. 10. Голицын Г. А., Петров В. М. Социальная и культурная динамика: долговременные тенденции (информационный подход). − М.: КомКнига, 2005. – 272 с. 11. Головаха Е., Кроник А. Психологическое время личности (2-е изд., испр. и доп.). – М.: Смысл, 2008. – 267 с. 12. Гутнер Г. Б. Причина и следствие // Новая философская энциклопедия. В 4 т. – Т. 3. Н–С. – 2-е изд. – М.: Мысль, 2010. – С. 353. 13. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. – Т. 3. П−Р. − М.: Олма Медиа Групп, 2007. – С. 459−460. 14. Дорфман Л. Я. Детерминированность и свобода человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. – С. 145–155. 15. Дорфман Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с. 16. Жданов Г. Б. Выбор естествознания: 8 принципов или 8 иллюзий рационализма? // Философия науки. − Вып. 1. Проблемы рациональности / Отв. ред. В. А. Смирнов. − М.: ИФ РАН, 1995. − С. 99−148. 17. Журавлев А. Л., Ушаков Д. В. Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия // Психологический журнал, 2011, − № 3. − С. 5−16. 18. Ивин А. А. Философия истории. − М.: Гардарики, 2000. − 528 с. 19. Ивин А. А. Логика. − М.: Фаир-Пресс, 2002. – 239 c. 20. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Эксмо, 2006. – 736 с. (Первое оригинальное издание – 1781). 21. Корнилова Т. В. Экспериментальный метод как путь к причинному объяснению в психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2006. − T. 3. № 2. − C. 3–22. 22. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. − СПб.: Питер, 2008. – 300 с. 23. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал, 2000. − Т. 21. № 1. − С. 15–25. 24. Леонтьев Д. А. Причинность и объяснение в психологии личности: от необходимого к возможному // Эпистемология и философия науки. 2008. − Т. 17. № 3. − С. 127–142. 25. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии, 2011. – № 1. – С. 3–27.
26. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Директ-Медиа, 2008. − 1174 с. 27. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – 256 с. 28. Молчанов Ю. Б. Современные аспекты ЭПР-парадокса // Философские проблемы физики элементарных частиц (тридцать лет спустя) / Отв. ред. Ю. Б. Молчанов. − М.: ИФ РАН, 1994. − С. 207−237.29. Николаев А. Исторические циклы. − М.: Полиграфист, 2002. − 104 с. 30. Огурцов А. П. Философия науки. Двадцатый век. Концепции и проблемы: В 3 частях. – СПб.: Мiръ, 2011. − 502 / 495 / 336 с. 31. Петров В. М. Количественные методы в искусствознании. – М.: Академический проект, 2004. – 432 с. 32. Петров В. М. Социальная и культурная динамика: быстротекущие процессы (информационный подход). – СПб.: Алетейя, 2008. – 336 с. 33. Петров В. М. Социальная и культурная динамика: методология прогнозирования (информационный подход). – М.: Либроком, 2013. – 272 с. 34. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. − М.: Академия, 2002. − 512 с. 35. Петровский В. А. Очерк теории свободной причинности //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. – С. 124–144. 36. Пономарев Я. А.Методологическое введение в психологию. − М.: Наука, 1983. – 206 с. 37. Пономарев, Я. А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – С. 145–276. 38. Розин В. М. Типы и дискурсы научного мышления. − М.: Эдиториал УРСС, 2004. − 248 с. 39. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. − СПб.: Питер, 2003. − 512 с. 40. Сачков Ю. В. Причинность // Новая философская энциклопедия. В 4 т. – Т. 3. Н – С. − 2-е изд. – М.: Мысль, 2010. – С. 355. 41. Сорокин П. А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. − М.: Изд-во МГУ, 1994. − С. 372−392. 42. Спиркин А. Г. Философия. − М.: Гардарики, 2002. − 368 с. 43. Степанов Ю. С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности // Язык и наука конца XX века. − М.: РГГУ. 1995. − С. 35−73. 44. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. − М.: Гардарики, 2006. − 384 с. 45. Степин В. С. Наука и философия // Свободная мысль, 2010. − № 8. − С. 58−75. 46. Украинцев Б. С. Самоуправляемые системы и причинность. – М.: Мысль, 1972. – 254 с. 47. Юм Д. Трактат о человеческой природе. − М.: Директ-Медиа, 2002. − 1266 с. 48. Юревич А. В. Состав и структура психологического знания // Методологические проблемы современной психологии / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Смысл, 2004. – С. 37–60. 49. Юревич А. В. Парадигмы в психологии // Методология и история психологии, 2007. − Т. 2, Вып. 3. – С. 3−17. 50. Юревич А. В. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии // Парадигмы в психологии: науковедческий анализ / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Т. В. Корнилова, А. В. Юревич. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – С. 13−33.
Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX в. – М.: Академия, 1996. – 416 с. 52. Bandura, A. (1989). Human agency in social cognitive theory. American Psychologist, 44, 9, 1175−1184. 53. Bennett, J. (1988). Events and their names. Indianapolis: Hackett Publishing. 54. Cartwright, N. (2004). Causation: One word, many things. Philosophy of Science, 71, 805−819. 55. Collingwood, R. G. (1974). Three senses of the word “cause”. In T. L. Beauchamp (Ed.), Philosophical problems of causation. Encino, CA: Dickenson. 56. Fletcher, G. J. O. (1984). Psychology and common sense. American Psychologist, 39, 203–213. 57. Godfrey-Smith, P. (2010). Causal pluralism. In H. Beebee, C. Hitchcock, and P. Menzies, (eds.), Oxford Handbook of Causation (pp. 326−337). Oxford: Oxford University Press. 58. Gregory, R. L. (Ed.) (1987). Causes. In The Oxford companion to the mind (pp. 127–129). Oxford, New York: Oxford University Press. 59. Harré, R., & Madden, E. H. (1975). Causal powers: A theory of natural necessity. Oxford, England: Blackwell. 60. Hausman, D. M. (1998). Causal asymmetries. New York: Cambridge University Press. 61. Hausman, D. (2000). Causal relations among tokens, types, and variables. In Proceedings of the Philosophy of Science Association, Vancouver, Canada, 219−220. 62. Hempel, C. (1965). Aspects of scientific explanation. New York: Free Press. 63. Hilton, D. J., Mcclure, J., & Sutton, R. M. (2009). Selecting explanations from causal chains: Do statistical principles explain preferences for voluntary causes? European Journal of Social Psychology, 39, 1–18. 64. Krajewski, W. (1997). Energetic, informational, and triggering causes. Erkenntnis, 47, 193−202. 65. Lewis, D. (1986). Causal explanation. In Philosophical Papers (vol. 2, pp. 214−240). New York: Oxford University Press. 66. Mellor, D. H. (1995). The facts of causation. London: Routledge. 67. Metcalfe, J., & Greene, M. J. (2007). Metacognition of agency. Journal of Experimental Psychology: General, 136, 2, 184−199. 68. Miller, R. (1987).Fact and method.Princeton: Princeton University Press. 69. Reichenbach, H. (1959). Modern philosophy of science: Selected essays. London: Routledge. 70. Ross, D., & Spurrett, D. (2007). Notions of cause: Russell's thesis revisited. The British Journal for the Philosophy of Science, 58, 45−76. 71. Russell, B. (1913). On the notion of cause. Proceedings of the Aristotelian Society 13, 1−26. 72. Russell, B. (1948). Human knowledge. New York: Simon and Schuster. 73. Rychlak, J. F. (1994). Logical learning theory: A human teleology and its empirical support. Lincoln, NE: University of Nebraska Press. 74. Rychlak, J. F. (1998). Is there an unrecognized teleology in Hume's analysis of causation? Journal of Theoretical and Philosophical Psychology, 18(1), 52−60. 75. Salmon, W. (1998). Causality and explanation. New York: Oxford University Press. 76. Shoemaker, S. (1979). Identity, properties and causality. Midwest Studies in Philosophy, 4, 321–342. 77. Suppes, P. (1970). A probabilistic theory of causality. Amsterdam: North Holland. 78. White, P. A. (1990). Ideas about causation in philosophy and psychology. Psychological Bulletin, 108(1), 3−18. (Продолжение следует)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.055 с.) |