Понятие информационных систем в экономике. Принципы создания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие информационных систем в экономике. Принципы создания.



Информационная система (ИС) — это средство организации информационного обеспечения процесса управления, способствующее своевременному поступлению необходимой и достоверной информации во все звенья системы управления, нуждающиеся в ней. К информационным системам относятся и автоматизированные системы управления технологическим процессом, предприятием, корпорацией. Классифицировать информационные системы можно по различным признакам. В отечественной литературе по информационным системам управления ИС классифицируют обычно по следующим признакам:

· по типу объекта управления (ИС управления технологическим процессом, ИС организационного управления);

· по степени интеграции (локальные, интегрированные);

· по уровню автоматизации управления (информационно-справочные системы, системы обработки данных, информационно-советующие системы, системы принятия решений, экспертные системы);

· по уровню управления (информационные системы управления предприятием, корпорацией, отраслью);

· по характеру протекания технологических процессов на объекте управления (автоматизированная система управления дискретным производством, автоматизированная система управления непрерывным производством).

Принцип системности, заключается в том, что при декомпозиции должны быть установлены такие связи между структурными компонентами системы, которые обеспечивают цельность корпоративной системы и ее взаимодействие с другими системами. Нельзя разрабатывать какую-либо задачу автономно от других и реализовывать только отдельные ее аспекты. Задача должна рассматриваться комплексно со всеми возможными информационными связями. Ее решение должно осуществляться с учетом следующих моментов:

· использования результатов периодически проводимого профессионального и психофизиологического тестирования работников;

· анализа результатов периодически проводимой аттестации рабочих мест;

· анализа показателен трудовой дисциплины персонала;

· разработки общих и дополнительных критериев отбора (при наличии нескольких претендентов на одно рабочее место);

· использования банка данных претендентов, сформированного ранее;

· индивидуального собеседования;

· анализа анкетных данных и резюме (если претендент не является членом трудового коллектива).

Принцип развития (открытости). Заключается в том, что внесение изменении в систему, обусловленных самыми различными причинами (внедрением новых информационных технологии, изменением законодательства, организационной перестройкой внутри фирмы и т. п.), должно осуществляться только путем дополнения системы без переделки уже созданного, т. е. не нарушать ее функционирования. Реализовать данный принцип на практике достаточно сложно, так как он требует очень глубокой аналитической предпроектной работы. Необходимо разделить решаемые задачи на определенные группы и для каждой из них предусмотреть возможные направления развития (например, выход в глобальные сети, применение средств для сканирования документов, шифрование информации).

В любой фирме на протяжении ряда лет применяются традиционно сложившиеся методы и приемы управления. Но ситуация в компьютерном мире и в сфере экономики изменяется постоянно: модифицируется элементная база компьютеров, что делает их более мощными; появляются новые средства передачи и хранения данных; расширяются границы доступа к данным; вступают в силу новые законы и т.д. Все это необходимо учитывать как при решении традиционных задач (корректировании технологии решения, методов ввода, вывода и передачи информации), так и при постановке новых задач, принципиальное решение которых оказывается возможным только в условиях новых технологий.

Если не отслеживать эти изменения и, тем более, не поспевать за ними, можно отстать от остальных пользователей и тем самым перс крыть доступ к общению с ними, а это абсолютно недопустимо, поскольку информационная изоляция имеет только негативные последствия.

Принцип современности. Заключается в том, что при создании системы должны быть реализованы информационные интерфейсы, благодаря которым она может взаимодействовать с другими системами согласно установленным правилам. В современных условиях это особенно касается сетевых связей локального и глобального уровней.

Если в локальных сетях относительно несложно установить и соблюдать стандарты "общения" отдельных бизнес-процессов между собой и со смежными системами, то выход в глобальные сети требует:

· дополнительных ужесточенных мер по защите информации;

· знания и соблюдения различного рода протоколов, регламентирующих все пилы информационных обменов:

· знание сетевого этикета, предусматривающего такие правила, как:

· регулярная проверка своей электронной почты;

· периодическая чистка своего почтового ящика;

· корректность в составлении сообщений;

· указание координат для обратной связи и т.п.

Принцип стандартизации (унификации). При создании системы должны быть рационально использованы типовые, унифицированные и стандартизованные элементы, проектные решения, пакеты прикладных программ, комплексы, компоненты. Задачи необходимо разрабатывать таким образом, чтобы они подходили к возможно более широкому кругу объектов. Игнорирование именно этого принципа привело в свое время к тому, что подсистема УК, несмотря на традиционный перечень задач и алгоритмов их решения, разрабатывалась на каждом предприятии самостоятельно, что привело к совершенно неоправданному расходу трудовых, материальных, финансовых и временных ресурсов. В современных разработках пакетов прикладных программ (ППП) рассматриваемый принцип задействован. Однако при знакомстве с конкретным ППП необходимо обращать внимание на сущность реализации типовых решений, поскольку каждый разработчик по-своему "видит" такие решения. Например, во многих пакетах по управлению кадрами присутствует задача "Отбор кадров". Однако в пакете фирмы Infin она реализована достаточно оригинально. Решение ее заключается в следующем. Экран разделен на две половины. Слева выводится достаточно большой список мужских и женских имен, по которому перемещается курсор. Если интересующее имя отмечено, то для него с правой стороны экрана приводится текст, и котором сообщается о том, кого обозначает имя и какими чертами характера обладает человек, имеющий его. Относиться к подобному подходу можно по-разному. Но можно сказать определенно -такого рода информации явно недостаточно для решения задачи и ограничиваться только ею нельзя.

Принцип эффективности. Предусматривает достижение рационального соотношения между затратами на создание системы и целевыми эффектами, включая конечные результаты, отражающиеся на прибыльности и получаемые по окончании внедрения автоматизации в управленческие процессы.

Перечень рассмотренных принципов создания корпоративных систем взят из ГОСТ. Однако к их числу с полным правом можно отнести еще один из тех, которые были сформулированы в 60-е годы и по сей день не потеряли своей актуальности. Это -Принцип первого руководителя. Чрезвычайно важный принцип, распространяющийся на все сферы управленческой деятельности. Уровень компетентности руководителя любого уровня в производственных, административных, психологических и других вопросах определяет общие тенденции развития фирмы или се подразделении и социально-психологический климат в коллективе. Известно, что устойчивое бесконфликтное взаимопонимание среди персонала способствует росту творческих начал и эффективной повседневной деятельности. И именно руководитель и первую очередь должен обеспечивать все элементы стабильности. Сформировать такой коллектив достаточно сложно и далеко не каждый руководитель способен это сделать. Напротив, негативное отношение руководителя к каким-либо нововведениям является тормозом в развитии творческой и профессиональной инициативы работников всех категорий.
81. Информационная логистика: понятие, объект изучения, содержание.

Логистика – наука о планир-нии, орг-ции, управлении, контроле и регулир-нии движения матер-го потока и связанного с ним инф-го от пункта закупки сырья, материалов и до реал-ции гот продукции и последующего сопровождения. В реальной жизни орг-ции не действуют отдельно друг то друга. Кажд выступает как заказчик и как поставщик. Для всех этих цепочек деят-ти орг-ций, участвующих в перемещении матер-го потока сущ-ет опред-ние – цепь поставок. Цепь поставок сотоит из ряда видов деят-ти и орг-ций, через кот проходят материалы во время своего перемещения от поставщика и до конеч-го потребителя. Кажд продавец имеет уник-ю цепь поставок. Инф-ный поток связывает все эти цепи поставок. Междунар совет логистического менеджмента (CLM) в своем опред-нии указывает на комбинацию инф-ных и матер-ных потоков и дает свое опред-ние: Логистика – процесс произ-ва, планирования и реал-ции потоков и запасов сырья, незавершенного произ-ва, гот продукции и потока сопутствующей инф-ции от места изготовления продукции до места ее потребления с целью обеспечить соответствие продукции требованиям заказчика. В послед время проблема эффект-ти инф-го обеспеч логистики сводилась к разработки ПО, решения задач функцион-ных областей логистики таких, как: закупочная логистика; производственная лог-ка; складирование и грузопереработка; распределительная лог-ка; транспортная лог-ка; инф-ная лог-ка. Инф-ная логистика заним-ся изучением и рассмотрением вопросов функцион-ния ИТ в логистич среде, а также заним-ся изуч ключевых компетенции логистики (ККЛ) и анализом, построением и сопровождением логистич инф-ных систем (ЛИС). Под инф логистикой будем понимать научн напр-е, основной ф-цией кот явл-ся орг-ция и сопровождение логистич инф-ных систем, предназначенных для хранения, обработки, оптимизации и выдачи инф-х ресурсов лог-ки, преобразованных в инф-ный продукт с применением различн методов управления для обеспеч конкурентных преимуществ фирмы в долгосрочн перспективе. Объектом изучения лог-ки явл-ются инф-ный поток и инф процессы, связанные с его обработкой в процессе производственно-коммерческой деят-ти, интегрированной цепочки поставок (ИЦП). Предметом изуч чвл-ся оптимизация инф-ных потоковых процессов. Оптимиз-ция осущ-ся сквозная с позиции единого целого.

Логистич инф-ый поток влюч в себя данные о поступлении матер-го потока на предп-тие, его передачу, обработку инф-ции, которые сопровождают перемещение матер-го потока. Содержание ИЛ заключ в разработке и сопровождении логистич инф-ных систем для моделирования оптимизируемых инф потоков в процессе решения логистич задач с огранич-ми матер-ми рес-ми, а опираясь на комбинации инф-х рес-сов лог-ки для достижения стратегич и оперативных целей таких как:

· достижение с наименьшими затратами максим-ой приспособленности фирм к изменениям внеш среды (стратегич цель);

· улучшение конечн фин-го рез-та, повышение рыночной доли и обеспечение конкурентных преимуществ (стратегич цель);

· обеспеч своевременной и качеств-ой доставке продукции (оператив цель).

КЦ
ККЛ
1.Транспортировка
5.Управление запасами
4.ИРЛ
3.Грузопереработка и упаковка
2.Складирование
Становление и развитие электрон-го, и как следствие прозрачного рынка, предполагает повышение конкуренции не только среди пред-тий, но и конкуренцию среди ИЦП. Все это треб-ет наличие таких АИС, кот обеспечивали бы постоянную адаптацию к меняющейся обстановке.

След шагом в направлении обеспечения конкур-го преимущества явл-ся разработанная Миротиным и Некрасовым модель взаимодействующих пред-тий в рамках цепочек поставок на базе концепции инф-ых рес-ов лог-ки (ИРЛ). Суть концепции – переход от традицион-ой вертикальной интеграции к сетевой распределительной интегрированной логистич среде, опирающейся на комбинации ККЛ в саморегулируемых компетенц-центрах (КЦ). Новый принципиальный подход назван методологией расширяющегося логистич взаимодействия (РЛВ). Методология –учение о струк-ре логистич орг-ции, методах и средствах решений.

Струк-ра построения методологии РЛВ приведена на рис.

С пом интеграции инф потоков участников логистич системы осущ-ся комбинации ККЛ в рамках компетенц-центров.


Классификация информации по разным признакам. Основные понятия (информационные продукт, информационные услуги и т.д.)

Любая классификация всегда относительна. Один и тот же объект может быть классифицирован по разным признакам или критериям. Часто встречаются ситуации, когда в зависимости от условий внешней среды объект может быть отнесен к разным классификационным группировкам. Эти рассуждения особенно актуальны при классификации видов информации без учета ее предметной ориентации, так как она часто может быть использована в разных условиях, разными потребителями, для разных целей.

На рисунке ниже приведена одна из схем классификации циркулирующей в организации (фирме) информации. В основу классификации положено пять наиболее общих признаков: место возникновения, стадия обработки, способ отображения, стабильность, функция управления.

Рис. Классификация информации, циркулирующей в организации.

Место возникновения. По этому признаку информацию можно разделить на входную, выходную, внутреннюю, внешнюю.

Входная информация – это информация, поступающая в фирму или ее подразделения.

Выходная информация – это информация, поступающая из фирмы в другую фирму, организацию (подразделение).

Одна и та же информация может являться входной для одной фирмы, а для другой, ее вырабатывающей, выходной. По отношению к объекту управления (фирма или ее подразделение: цех, отдел, лаборатория) информация может быть определена как внутренняя, так и внешняя.

Внутренняя информация возникает внутри объекта, внешняя информация – за пределами объекта.

Стадия обработки. По стадии обработки информация может быть первичной, вторичной, промежуточной, результатной.

Первичная информация – это информация, которая возникает непосредственно в процессе деятельности объекта и регистрируется на начальной стадии.

Вторичная информация – это информация, которая получается в результате обработки первичной информации и может быть промежуточной и результативной.

Промежуточная информация используется в качестве исходных данных для последующих расчетов.

Результатная информация получается в процессе обработки первичной и промежуточной информации и используется для выработки управленческих решений.

Способ отображения. По способу отображения информация подразделяется на текстовую и графическую.

Текстовая информация – это совокупность алфавитных, цифровых и специальных символов, с помощью которых представляется информация на физическом носителе (бумага, изображение на экране дисплея).

Графическая информация – это различного рода графики, диаграммы, схемы, рисунки и т.д.

Стабильность. По стабильности информация может быть переменной (текущей) и постоянной (условно-постоянной).

Переменнаяинформация отражает фактические количественные и качественные характеристики производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Она может меняться для каждого случая как по назначению, так и по количеству. Например, количество произведенной продукции за смену, еженедельные затраты на доставку сырья, количество исправных станков и т.д.

Постоянная (условно-постоянная) информация – это неизменная и многократно используемая в течение длительного периода временная информация. Постоянная информация может быть справочной, нормативной, плановой:

постоянная справочная информация включает описание постоянных свойств объекта в виде устойчивых длительное время признаков. Например, табельный номер служащего, профессия работника, номер цеха и т.п.;

постоянная нормативная информация содержит местные, отраслевые общегосударственные нормативы. Например, размер налога на прибыль, стандарт на качество продуктов определенного вида, размер минимальной оплаты труда, тарифная сетка оплаты;

постоянная плановая информация содержит многократно используемые в фирме плановые показатели. Например, план выпуска телевизоров, план подготовки специалистов определенной квалификации.

Функция управления. По функциям управления обычно классифицируют экономическую информацию. При этом выделяют следующие группы: плановую, нормативно-справочную, учетную и оперативную (текущую).

Плановая информация – информация о параметрах объекта управления на будущий период. На эту информацию идет ориентация всей деятельности фирмы. Пример. Плановой информацией фирмы могут быть такие показатели, как план выпуска продукции, планируемая прибыль от реализации, ожидаемый спрос на продукцию и т.д.

Нормативно-плановая информация содержит различные нормативные и справочные данные. Ее обновление происходит достаточно редко.

Учетная информация - это информация, которая характеризует деятельность фирмы за определенный прошлый период времени. На основании этой информации могут быть проведены следующие действия: скорректирована плановая информация, сделан анализ хозяйственной деятельности фирмы, приняты решения по более эффективному управлению работами и пр. На практике в качестве учетной информации может выступать информация бухгалтерского учета, статистическая информация и информация оперативного учета. Пример. Учетной информацией является: количество проданной продукции за определенный период времени: среднесуточная загрузка или простой станков и т.п.

Оперативная (текущая) информация - это информация, используемая в оперативном управлении и характеризующая производственные процессы в текущий (данный) период времени. К оперативной информации предъявляются серьезные требования по скорости поступления и обработки, а также по степени ее достоверности. От того, насколько быстро и качественно проводится ее обработка, во многом зависит успех фирмы на рынке. Пример. Оперативной информацией является: количество изготовленных деталей за час, смену, день; количество проданной продукции за день или определенный час; объем сырья от поставщика на начало рабочего дня и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.026 с.)