Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогика и методика преподаванияСтр 1 из 3Следующая ⇒
УТВЕРЖДАЮ Первый проректор УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств» __________________ Ю.П. Бондарь __________________ 2011 г. Регистрационный № _________/ уч.
ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Программа государственного экзамена для студентов по специальностям
1-15 02 01 Декоративно-прикладное искусство (по направлениям), 1-17 01 02 Режиссура праздников (по направлениям), 1-18 01 01 Народное творчество (по направлениям)
Минск 2011 Составители: И.А. Малахова, заведующая кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат педагогических наук, доцент;
Я.Д. Григорович, профессор кафедры психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», доктор педагогических наук, профессор;
О.О.Грачева, доцент кафедры психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат искусствоведения
Рецензенты: В.Г. Игнатович, зав. кафедрой психологии и педагогики начального образования Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка», кандидат педагогических наук, доцент; Л.И. Козловская, зав. кафедрой педагогики социокультурной деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат педагогических наук, доцент
Рекомендована: кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 7 от 28.04.2011 г.);
президиумом научно-методического совета учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 7 от 30.06.2011 г.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Существенные изменения, происходящие во всех областях жизни, динамичность и глубина преобразований окружающей действительности, непрерывно расширяющееся и усложняющееся информационное пространство стимулируют рост активности человека, адаптационные и социализирующие процессы в обществе. Принципиально новые условия развития подрастающего поколения определяют стратегию формирования творческой индивидуальности, направленную на реализацию таланта и креативности каждого человека вне зависимости от социального статуса, уровня образования, профессии. Решить такие задачи может только педагог, обладающий инициативой, творческой активностью, педагог мыслящий и думающий, уровень педагогической компетентности которого соответствует требованиям времени.
Данная программа составлена в соответствии с положениями нового образовательного стандарта первой ступени высшего профессионального образования. Программа отражает внутреннюю логику изучаемых дисциплин психолого-педагогического цикла и ориентирует будущих педагогов на профессиональную творческую деятельность, связанную с образованием и воспитанием детей и молодежи в разнообразных художественных коллективах и учреждениях социокультурной сферы. Государственный экзамен по педагогике и методике преподавания спецдисциплин как итоговая форма аттестации студентов, обучающихся по специальностям: 1-15 02 01 Декоративно-прикладное искусство (по направлениям); 1-17 01 02 Режиссура праздников (по направлениям); 1-18 01 01 Народное творчество (по направлениям) носит интегрированный характер и включает учебный материал трех дисциплин психолого-педагогического цикла: «Педагогика», «Профессиональная педагогика», «Методика преподавания спецдисциплин». Экзамен проводится в устной форме по билетам, содержащим по три вопроса, соответствующим вышеперечисленным учебным дисциплинам. Целью государственного экзамена по педагогике и методике преподавания спецдисциплин является выявление у студентов уровня знаний, сформированности умений и навыков по общепедагогическим и профессионально педагогическим вопросам, а также по проблемам методики специального художественного обучения и воспитания детей и молодежи на начальной ступени образования. В процессе подготовки к государственному экзамену и во время его проведения решаются следующие задачи: – определения прочности знаний выпускниками методологических основ педагогики, истории зарождения, становления и развития педагогической мысли;
– выявления уровня освоения выпускниками теории и технологий обучения и воспитания и применения их в практической педагогической деятельности; – определения глубины сформированности умений и навыков творческого решения возникающих педагогических проблем; – проверки степени овладения выпускниками навыками управления современными педагогическими системами в изменяющихся социально-культурных условиях. В процессе подготовки к государственному экзамену выпускники должны систематизировать учебную информацию и продемонстрировать следующие знания: – основных теоретических положений и категорий общей и профессиональной педагогики и методики преподавания спецдисциплин; – методов, форм и технологий воспитательного воздействия на участников творческих коллективов в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей; – принципов, форм, методов, технологий и содержания художественного образования на разных этапах обучения; – особенностей преподавания специальных дисциплин в разных типах учебных заведений, в детских и взрослых художественных коллективах; – особенностей методики учебно-творческой работы в процессе освоения различных видов художественного творчества. Выпускники должны продемонстрировать следующие умения: – самостоятельно использовать педагогические знания в профессиональной педагогической деятельности; – организовать воспитательную работу с разными категориями участников творческих коллективов; – проектировать педагогический процесс и пути его реализации на практике; – применять методику диагностики и развития творческих качеств личности в условиях учебного процесса и в сфере досуга. Структуру данной программы составляют две части, содержащие материалы по общей и профессиональной педагогике (артпедагогике), сгруппированные по разделам и темам в соответствии с содержанием этих дисциплин. Информационно-методическая часть содержит список обязательной и дополнительной литературы по каждой учебной дисциплине.
СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ЧАСТЬ 1. ПЕДАГОГИКА
И взрослых Возникновение и развитие дидактики как отрасли педагогических знаний. Социальные функции образования и его непрерывный характер. Современное определение понятия дидактика. Процесс обучения как предмет изучения дидактики. Основные категории дидактики и их значение в современном образовательном процессе. Сущность процесса обучения. Цели и задачи обучения детей и взрослых на разных возрастных этапах развития личности. Единство воспитательной, развивающей и образовательной функций обучения, его двусторонний характер. Этапы освоения учащимися знаний. Восприятие учебного материала, осмысление полученной информации, освоение, закрепление, использование в учебной, трудовой и социокультурной деятельности. Мотивация учения и ее формирование у учащихся. Понятие содержания образования. Взаимосвязь знаний, умений и навыков в структуре содержания образования. Содержательные особенности предпрофессионального и профессионального уровней образования. Документы, отражающие содержание образования: образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебники, учебные пособия. Использование информационных технологий в обучении и самообразовании детей и взрослых. Сущность, функции и организация дистанционного обучения.
Раздел 4. Теория воспитания Тема 14. Содержание и направления процесса воспитания Содержание процесса воспитания как совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей, идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые необходимо усвоить и преобразовать в индивидуальном опыте во внутренний мир личности. Современные подходы к определению содержания воспитания. Традиционный подход: содержание воспитания определяется его целью и конкретизируется в ряде задач и направлений – умственное, патриотическое, нравственное, физическое, эстетическое, трудовое воспитание. Гуманистический подход: содержание воспитания определяется через элементы базовой культуры личности как совокупности норм, убеждений, ценностей, поведения, стиля жизни (культура жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическая, правовая, экономическая, трудовая, интеллектуальная, нравственная, художественная, физическая культура, культура семейных отношений и общения). Ценностный подход: содержание воспитательного процесса определяется через фундаментальные ценностные отношения к человеку, жизни, обществу, труду, природе, которые воплощают общественные идеалы и выступают как нормы. Направления содержания воспитательного процесса: нравственное, гражданское, трудовое, эстетическое, экологическое, патриотическое, физическое воспитание.
Литература к части 1 Основная 1. Лихачев, Б.Т. Педагогика: учеб. пособие для студентов педвузов / Б.Т. Лихачев. – М., 1998. 2. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 3. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 4. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 2006. 5. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В.А. Сластенин. – М., 2006. 6. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / И.Ф. Харламов. – 4-е изд., перераб и доп. – М., 2002. Дополнительная 1. Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: курс лекций: в 2 ч. / Д.А. Белухин. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – Ч. 2.
2. Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХI века: (в поисках практикоориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. – М.: Совершенство, 1998. 3. Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования / А.И. Кочетов. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Ред. журн. «Адукацыя і выхаванне», 1996. 4. Креативная педагогика ХХI века: педагогическая деятельность как процесс непрерывного развития творческого потенциала личности / [сост. М.М. Зиновкина, Р.Т. Гареев]. – М.: МГИУ, 1999. 5. Кривых, С.В. Развивающее и развивающееся образование: синергетические аспекты образования / С.В. Кривых. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. 6. Малахова, И.А. Развитие креативности личности в социокультурной сфере: педагогический аспект / И.А. Малахова. – Минск: БГУ культуры и искусств, 2006. 7. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. по пед. специальностям / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. 8. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб.-метод. пособие / В.В. Чечет. – Минск: Красико-Принт, 1998. Литература к части 2 Основная 1. Анализ и интерпретация произведения искусства: учеб. пособие / Н.А. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговец и др.; под ред. Н.А. Яковлевой. – М.: Высш. шк., 2005. – 551 с.: ил. 2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – Вита-Пресс, 2011, –112 с. 3. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – Флинта, 2010, – 344 с. 4. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. – М.: Педагогика, 1990. 5. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Обр. центр «Педагогический поиск», 2003. – 336 с. 6. Кузьмініч, М.Л. Гісторыя музычнага выхавання і адукацыі: (ад старажытнасці да XIX ст.): вучэб. дапам. / М.Л. Кузьмініч. – Мн.: Бел. ун-т культуры, 2000. – 188 с. 7. Малахова, И.А. Развитие креативности личности в социокультурной сфере: педагогический аспект / И.А. Малахова. – Мн.: Бел. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. – 327 с. 8. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учеб. пособие для вузов / В.И. Петрушин – М.: Академ. Проект: Гаудеамус, 2006. – 490 9. Пракапцова, В.П. Мастацкая адукацыя ў Беларусі / В.П. Пракапцова. – Мн.: Бел. ун-т культуры, 1999. – 210 с. 10. Родари Дж. Грамматика фантазии. / Пер. с ит. – М.: Прогресс, 1978 11. Роль искусства в развитии способностей школьников/ Под ред. Е.К.Чухман – М.: Педагогика, 1985. – 144 с. 12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М.: Нар.образование,1998 – 256 с. 13. Толстых, А.В. Искусство понимать искусство. Психологический коллаж / А.В. Толстых. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.: ил. Дополнительная 14. Алехин, А.Д. Когда начинается художник: Кн.для учащихся / А.Д.Алехин. – М.: Просвещение, Владос, 1994. – 160 с.: ил. 15. Грыгаровіч Я.Д. Эстэтычная накірованасць асобы студэнта: педагагічны аспект. – Мн.: Бел.дзярж.ун-т культуры, 2002 – 403 с. 16. Кнебель М. Поэзия педагогики. – М.: ВТО, 1976 – 527 с. 17. Левин, С.Д. Беседы с юным художником: в 2 вып. / С.Д. Левин. – М.: Сов. художник, 1988. – Вып. 1.– 288 с.: ил.; Вып. 2. – 320 с.: ил
18. Малахова, И.А. Развитие личности: пособие для педагогов, кл. рук., психологов общеобразоват. шк., педагогов-организаторов внешкольн. учреждений: в 2 ч. Ч.1: Способность к творчеству, одаренность, талант / И.А.Малахова. – Мн.: Бел. навука, 2002. – 158 с. 19. Малахова, И.А. Развитие личности: пособие для педагогов, кл. рук., психологов общеобразоват. шк., педагогов-организаторов внешкольн. учреждений: в 2 ч. Ч.2: Художественно-творческая деятельность / И.А.Малахова. – Мн.: Бел. навука, 2003. – 152 с. 20. Одаренные дети: пер. с англ. / общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М.Слуцкого; предисл. В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с. 21. Пракапцова, В.П. Спасціжэнне майстэрства / В.П. Пракапцова – Мн.: МФЦП, 2006. – 288 с.: іл. 22. Савостьянов А.И. Общая и театральная психология: Учеб.пособие для студентов вузов. / А.И.Савостьянов – СПб.: КАРО, 2007. – 256 с. 23. Сазонов Е.Ю. Город мастеров. – М.: Педагогика,1984 – 128 с. 24. Фильштинский В.М. Открытая педагогика. / В.М. Фильштинский. – СПб.: «Балтийские сезоны», 2006. – 368 с. 25. Эстетическое воспитание в современном мире (теория и практика эстетического воспитания за рубежом). – М.: (МК СССР, ВНИИ искусствознания), 1991. – 236 с.
УТВЕРЖДАЮ Первый проректор УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств» __________________ Ю.П. Бондарь __________________ 2011 г. Регистрационный № _________/ уч.
ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Программа государственного экзамена для студентов по специальностям
1-15 02 01 Декоративно-прикладное искусство (по направлениям), 1-17 01 02 Режиссура праздников (по направлениям), 1-18 01 01 Народное творчество (по направлениям)
Минск 2011 Составители: И.А. Малахова, заведующая кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат педагогических наук, доцент;
Я.Д. Григорович, профессор кафедры психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», доктор педагогических наук, профессор;
О.О.Грачева, доцент кафедры психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат искусствоведения
Рецензенты: В.Г. Игнатович, зав. кафедрой психологии и педагогики начального образования Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка», кандидат педагогических наук, доцент; Л.И. Козловская, зав. кафедрой педагогики социокультурной деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат педагогических наук, доцент
Рекомендована: кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 7 от 28.04.2011 г.);
президиумом научно-методического совета учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 7 от 30.06.2011 г.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Существенные изменения, происходящие во всех областях жизни, динамичность и глубина преобразований окружающей действительности, непрерывно расширяющееся и усложняющееся информационное пространство стимулируют рост активности человека, адаптационные и социализирующие процессы в обществе. Принципиально новые условия развития подрастающего поколения определяют стратегию формирования творческой индивидуальности, направленную на реализацию таланта и креативности каждого человека вне зависимости от социального статуса, уровня образования, профессии. Решить такие задачи может только педагог, обладающий инициативой, творческой активностью, педагог мыслящий и думающий, уровень педагогической компетентности которого соответствует требованиям времени. Данная программа составлена в соответствии с положениями нового образовательного стандарта первой ступени высшего профессионального образования. Программа отражает внутреннюю логику изучаемых дисциплин психолого-педагогического цикла и ориентирует будущих педагогов на профессиональную творческую деятельность, связанную с образованием и воспитанием детей и молодежи в разнообразных художественных коллективах и учреждениях социокультурной сферы. Государственный экзамен по педагогике и методике преподавания спецдисциплин как итоговая форма аттестации студентов, обучающихся по специальностям: 1-15 02 01 Декоративно-прикладное искусство (по направлениям); 1-17 01 02 Режиссура праздников (по направлениям); 1-18 01 01 Народное творчество (по направлениям) носит интегрированный характер и включает учебный материал трех дисциплин психолого-педагогического цикла: «Педагогика», «Профессиональная педагогика», «Методика преподавания спецдисциплин». Экзамен проводится в устной форме по билетам, содержащим по три вопроса, соответствующим вышеперечисленным учебным дисциплинам. Целью государственного экзамена по педагогике и методике преподавания спецдисциплин является выявление у студентов уровня знаний, сформированности умений и навыков по общепедагогическим и профессионально педагогическим вопросам, а также по проблемам методики специального художественного обучения и воспитания детей и молодежи на начальной ступени образования. В процессе подготовки к государственному экзамену и во время его проведения решаются следующие задачи: – определения прочности знаний выпускниками методологических основ педагогики, истории зарождения, становления и развития педагогической мысли; – выявления уровня освоения выпускниками теории и технологий обучения и воспитания и применения их в практической педагогической деятельности; – определения глубины сформированности умений и навыков творческого решения возникающих педагогических проблем; – проверки степени овладения выпускниками навыками управления современными педагогическими системами в изменяющихся социально-культурных условиях. В процессе подготовки к государственному экзамену выпускники должны систематизировать учебную информацию и продемонстрировать следующие знания: – основных теоретических положений и категорий общей и профессиональной педагогики и методики преподавания спецдисциплин; – методов, форм и технологий воспитательного воздействия на участников творческих коллективов в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей; – принципов, форм, методов, технологий и содержания художественного образования на разных этапах обучения; – особенностей преподавания специальных дисциплин в разных типах учебных заведений, в детских и взрослых художественных коллективах; – особенностей методики учебно-творческой работы в процессе освоения различных видов художественного творчества. Выпускники должны продемонстрировать следующие умения: – самостоятельно использовать педагогические знания в профессиональной педагогической деятельности; – организовать воспитательную работу с разными категориями участников творческих коллективов; – проектировать педагогический процесс и пути его реализации на практике; – применять методику диагностики и развития творческих качеств личности в условиях учебного процесса и в сфере досуга. Структуру данной программы составляют две части, содержащие материалы по общей и профессиональной педагогике (артпедагогике), сгруппированные по разделам и темам в соответствии с содержанием этих дисциплин. Информационно-методическая часть содержит список обязательной и дополнительной литературы по каждой учебной дисциплине.
СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ЧАСТЬ 1. ПЕДАГОГИКА
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.06 с.) |