Единый государственный экзамен по химии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единый государственный экзамен по химии



Единый государственный экзамен по ХИМИИ

 

 

Спецификация

Контрольных измерительных материалов для

Проведения в 2012 году

Единого государственного экзамена

По химии

подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»


Спецификация

Контрольных измерительных материалов

Для проведения в 2012 году единого государственного экзамена

По ХИМИИ

Назначение контрольных измерительных материалов ЕГЭ

Единый государственный экзамен по химии проводится с использованием системы стандартизированных контрольных измерительных материалов (КИМ).

Контрольные измерительные материалы разрабатываются в виде вариантов экзаменационной работы. Каждый вариант включает упорядоченный набор заданий, стандартизированных по форме предъявления условия и виду требуемого ответа, по степени сложности и способам оценки их выполнения, а также указания по выполнению работы в целом, ее частей и отдельных заданий. Обязательным сопровождением вариантов КИМ является система оценивания выполнения заданий (ответы и критерии оценивания).

Контрольные измерительные материалы призваны установить уровень освоения экзаменуемыми образовательных программ Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по химии.

Результаты единого государственного экзамена по химии признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по химии.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

Содержание КИМ ЕГЭ определяется на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (приказ Минобразования России
от 05.03.2004 № 1089).

 

3. Общие походы к разработке КИМ ЕГЭ 2012 года по химии

Разработка КИМ ЕГЭ 2012 года по химии осуществлялась с учетом общих положений, выявленных на основе анализа результатов экзамена предыдущих лет. Суть данных положений состоит в следующем.

· КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для общеобразовательных учреждений. В стандарте эта система знаний представлена в виде требований к подготовке выпускников. С данными требованиями соотносится уровень предъявления в КИМ проверяемых элементов содержания.


· КИМ призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки учебных достижений выпускников. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания курса химии осуществляется на трех уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком. Учебный материал, на основе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней (полной) школы.

· Выполнение заданий предусматривает осуществление экзаменуемым определенных действий, например: выявлять классификационные признаки веществ и реакций; определять степень окисления химических элементов по формулам их соединений; объяснять сущность того или иного процесса, взаимосвязи состава, строения и свойств веществ. Умение осуществлять разнообразные действия при выполнении работы рассматривается в качестве показателя усвоения изученного материала с необходимой глубиной понимания.

· Равноценность всех вариантов экзаменационной работы обеспечивается строгим соблюдением одинакового соотношения числа заданий, проверяющих усвоение основных элементов содержания различных разделов курса химии.

 

Структура КИМ ЕГЭ 2012 года

Каждый вариант экзаменационной работы, составлен по единому плану: состоит из трех частей и включает 43 задания. Одинаковые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенной части работы.

Часть 1 содержит 28 заданий с выбором ответа, базового уровня сложности. Их обозначение в работе: А1; А2; А3; А4; … А28.

Часть 2 содержит 10 заданий с кратким ответом, повышенного уровня сложности. Их обозначение в работе: В1; В2; В3; … В10.

Часть 3 содержит 5 заданий с развернутым ответом, высокого уровня сложности. Их обозначение в работе: С1; С2; С3; С4; С5.

Общее представление о количестве заданий в каждой из частей экзаменационной работы дает таблица 1.


Таблица 1

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

и уровню сложности

 

Части работы Число заданий Тип заданий и уровень сложности   Максимальный первичный балл % максимального первичного балла за данную часть работы от общего максимального первичного балла – 65
Часть 1   С выбором ответа, базового уровня сложности   43,1%
Часть 2   С кратким ответом, повышенного уровня сложности   27,7%
Часть 3   С развернутым ответом, высокого уровня сложности   29,2%
Итого:       100%

 

Задания с выбором ответа построены на материале практически всех важнейших разделов школьного курса химии. В своей совокупности они проверяют на базовом уровне усвоение значительного количества элементов содержания (42 из 56) из всех содержательных блоков: «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Методы познания в химии. Химия и жизнь».

Выполнение заданий с выбором ответа предполагает использование знаний для подтверждения правильности одного из четырех вариантов ответа. Отличие предложенных разновидностей таких заданий состоит в алгоритмах поиска правильного ответа.

Задания с кратким ответом также построены на материале важнейших разделов курса химии, но в отличие от заданий с выбором ответа ориентированы на проверку усвоения элементов содержания не только на базовом, но и профильном уровнях.


Выполнение таких заданий предполагает:

а) осуществление бóльшего числа учебных действий, чем в случае заданий с выбором ответа;

б) установление ответа и его запись в виде набора чисел.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– з адания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах.

задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (множественный выбор).

расчетные з адачи.

Задания с развернутым ответом в отличие от заданий двух предыдущих типов предусматривают комплексную проверку усвоения на профильном уровне нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков. Они подразделяются на следующие разновидности:

задания, проверяющие усвоение важнейших элементов содержания, таких, например, как «окислительно-восстановительные реакции»;

задания, проверяющие усвоение знаний о взаимосвязи веществ различных классов (на примерах превращений неорганических и органических веществ);

расчетные задачи.

Задания с развернутым ответом ориентированы на проверку умений:

объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением, характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений, взаимосвязь неорганических и органических веществ, сущность и закономерность протекания изученных типов реакций;

проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.

 

Таблица 2

По ХИМИИ

 

Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа, В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом.

Обозначение заданий в соответствии с уровнем сложности: Б задания базового уровня сложности; П – задания повышенного уровня сложности; В – задания высокого уровня сложности.

Обо-значе-ние зада-ния в работе Проверяемые элементы содержания Коды прове-ряемых элемен­тов содержа-ния по кодифи-катору Коды требо-ваний   Уро-вень слож-ности зада- ния Макс. балл за вы-пол­нение зада-ния При-мерное время выпол-нения зада-ния (мин.)
Часть 1
  А1 Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s -, p- и d -элементы. Электронная конфигурация атома.Основное и возбужденное состояние атомов 1.1.1 1.2.1 2.3.1 Б    
  А2 Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам 1.2.1 1.2.3 Б    
  А3 Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особен­ностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в периодической системе химических эле­ментов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неме­таллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особен­ностями строения их атомов 1.2.2 1.2.3 1.2.4 2.4.1 2.3.1 Б    
  А4 Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь 1.3.1 2.2.2 2.4.2 Б    
  А5 Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов 1.3.2 1.1.1 2.2.1 Б    
  А6 Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения 1.3.3 2.2.2 2.4.3 Б    
  А7 Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная) 2.1 3.3 1.3.1 2.2.6 Б    
  А8 Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния 2.2 2.3 2.3.2 Б    
  А9 Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных 2.4 2.3.3 Б    
  А10 Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот 2.5 2.6 2.3.3 Б    
  А11 Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) 2.7 2.3.3 Б    
  А12 Взаимосвязь неорганических веществ 2.8 2.3.3 2.4.3 Б    
  А13 Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа 3.1 3.2 1.2.1 1.2.2 2.2.3 2.2.7 Б    
  А14 Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола) 3.4 2.3.4   Б    
  А15 Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола 3.5 2.3.4 Б    
  А16 Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды) 3.6 2.3.4 Б    
  А17 Основные способы получения углеводородов (в лаборатории). Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории) 4.1.7 4.1.8 1.3.4 2.5.1 Б    
  А18 Взаимосвязь углеводородов и кислородосодержащих органических соединений 3.9 2.3.4 2.4.3 Б    
  А19 Классификация химических реакций в неорганической и органической химии 1.4.1 2.2.8 Б    
  А20 Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов 1.4.3 2.4.5 Б    
  А21 Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов 1.4.4 2.4.5 Б    
  А22 Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты 1.4.5 1.1.1 1.1.2 1.2.1 Б    
  А23 Реакции ионного обмена 1.4.6 2.4.4 Б    
  А24 Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная 1.4.7 2.2.4 Б    
  А25 Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия метал­лов и способы защиты от нее 1.4.8 2.2.5 Б    
  А26 Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений.Методы разделения смесей и очистки веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений 4.1.1 4.1.2 4.1.4 4.1.5 1.3.2 2.2.4 2.5.1 Б    
  А27 Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки 4.2.1 4.2.2 4.2.3 4.2.4 1.3.3 1.3.4 Б    
  А28 Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Расчеты теплового эффекта реакции 4.3.2 4.3.4 2.5.2 Б    
Часть 2
  В1 Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений 2.1 3.3 2.2.8 П   5–7
  В2 Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее 1.3.2 1.4.8 2.2.1 2.2.5 П   5–7
  В3 Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) 1.4.9 1.1.3 2.2.5 П   5–7
  В4 Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная 1.4.7 2.2.4 П   5–7
  В5 Характерные химические свойства неорганических веществ: – простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа); – простых веществ – неме­таллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фос­фора, углерода, кремния; – оксидов: оснóвных, амфо­терных, кислотных; – оснований и амфотерных гидроксидов; – кислот; – солей: средних, кислых, основ­ных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.3.3 П   5–7
  В6 Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии 3.4 1.4.10 2.3.4 2.4.4 П   5–7
  В7 Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров 3.5 3.6 2.3.4 П   5–7
  В8 Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: амиинов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки 3.7 3.8 2.3.4 П   5–7
  В9 Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей 4.3.1 2.5.2 П   5–7
  В10 Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ 4.3.3 2.5.2 П   5–7
Часть 3
  С1 Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее 1.4.8 2.2.5 2.4.4 В    
  С2 Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ 2.8 2.3.3 2.4.3 В    
  С3 Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений 3.9 2.3.4 2.4.3 В    
  С4 Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси 4.3.5 4.3.6 4.3.8 4.3.9   2.5.2 В    
  С5 Нахождение молекулярной формулы вещества 4.3.7 2.5.2 В    
Всего заданий – 43, из них по типу заданий: А – 28,В – 10,С – 5. Максимальный первичный балл за работу – 65. Общее время выполнения работы – 180 мин.

Единый государственный экзамен по ХИМИИ

 

 

Спецификация



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.024 с.)