Связь между японией и германией при помощи подводных лодок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь между японией и германией при помощи подводных лодок



 

Так как громадные территории, разделявшие Японию и Германию, считались вражескими, то единственным средством связи между этими двумя странами являлись подводные лодки, использующие морской путь через Индийский океан, вокруг мыса Доброй Надежды в Атлантический океан и дальше в порты оккупированной немцами Франции. Этот путь протяженностью свыше 15 тыс. миль использовался эскадрой русского Балтийского флота в период русско-японской войны. Он сопряжен с большими трудностями, с постоянным беспокойством. Опасность представляли не только подводные лодки, авиация и корабля охранения противника, но также и сам маршрут, проходивший через полосу «ревущих сороковых» широт, через районы с изменчивой погодой. Трудности, испытываемые лодками в холодную погоду, были почти невыносимыми. Поэтому неудивительно, что из пяти японских лодок, ходивших в Германию, только одна возвратилась обратно без происшествий. Несколько немецких лодок приходило в Сингапур и непосредственно в Японию. Адмирал Номура возвратился в Японию на немецкой подводной лодке, ряд офицеров связи японской армии добирались до Германии на подводных лодках, но немногим из них удалось благополучно возвратиться на родину, во всяком случае, собираясь в обратный путь, все они перед выездом из Берлина оставляли завещания.

Одной из первых для похода в Германию была выделена подводная лодка «I-30» (командир капитан 3-го ранга С. Эндо). После того как лодка приняла участие в атаке сверхмалыми лодками английских кораблей в порту Диего-Суарес, она пополнила запасы горючего и продовольствия с рейдеров «Хококу Мару» и «Айкоку Мару», оставила эти суда и направилась самостоятельно в Атлантику вокруг мыса Доброй Надежды. Это было в начале июля — время исключительно сильных штормов в полосе «ревущих сороковых» широт, но лодке удалось благополучно миновать их и 2 августа войти в Бискайский залив. Спустя три дня она была встречена немецкими тральщиками и в тот же день прибыла в порт Лориан, где были сданы доставленные грузы. Командир лодки был награжден немецкой медалью. Затем, взяв новый груз, лодка «I-30» направилась в обратный путь и прибыла в Сингапур в октябре 1942 года. При выходе из Сингапура она, однако, наскочила на английскую мину и затонула. Большая часть ее команды при этом была спасена, но много ценных грузов пропало.

В конце июня 1943 года другая подводная лодка «I-8» (под командованием капитана 2-го ранга Утино) закончила подготовку к длительному походу. Она должна была доставить в Брест команду для подводной лодки «Ro-501», построенной в Германии для японского подводного флота. В подарок немцам «I-8» взяла груз хинина. 6 июля в сопровождении подводной лодки «I-10» она вышла из порта Пенанг. Первая часть пути через Индийский океан была пройдена без помех; особо свежей погоды — явления, обычного для этих вод, — не было.

Пополнив запасы топлива с подводной лодки «I-10», подводная лодка «I-8», согласно плану, направилась самостоятельно в дальнейший путь вокруг мыса Доброй Надежды. Для того чтобы избежать возможной встречи в этом районе с кораблями противолодочной обороны противника, лодка проходила в 300 милях от мыса, где полоса «ревущих сороковых» широт, как говорят, простирается более чем на 1000 миль. В течение 10 дней лодка боролась с волнами разбушевавшегося океана, будучи не в состоянии развить скорость хода более 5 узлов. Верхняя палуба, ходовой мостик и ангар самолета под действием волн были повреждены. Матросы, обвязавшись для безопасности спасательными концами, дважды ремонтировали ангар буквально в пасти урагана.

В конце концов лодке удалось выйти в спокойный район океана и продолжать свой путь в Бискайский залив. Огибая северо-западное побережье Африки, она остерегалась американских самолетов, базировавшихся на Азорские о-ва. В назначенном месте к югу от Азорских о-вов произошла встреча с немецкой подводной лодкой; в течение 4 час. немцы установили на «I-8» радиолокационную станцию наблюдения, без наличия которой лодка подвергалась опасности внезапного воздушного нападения. Ранее установленная японская радиолокационная аппаратура оказалась непригодной. После того как личный состав с немецкой подводной лодки закончил работы по установке радиолокатора, подводная лодка «I-8» продолжила свой путь, взяв курс на Брест.

В Бискайском заливе, следуя в 5 милях от испанского побережья, нужно было оставаться в подводном положении, чтобы избежать нежелательных встреч с торговыми судами, а также самолетами противника, которые усиленно патрулировали вход в залив, но для обеспечения безопасности лодки немцы выслали самолет.

По мере приближения к Бресту эскорт был усилен еще несколькими самолетами и 10 немецкими эскадренными миноносцами; катера очищали вход в гавань от магнитных мин.

5 сентября лодка «I-8» прошла через последний проход, ведущий в укрытие для подводных лодок. Таким образом, после перехода из Пенанга, длившегося 61 сутки, она оказалась под 6-метровым железобетонным покрытием, защищенная, наконец, от воздушного нападения.

Все ремонтные мастерские и другие помещения в немецких базах подводных лодок были защищены подобным же образом, так что при воздушных атаках любого масштаба подводные лодки могли ремонтироваться, а команды отдыхать в полной безопасности. В противоположность этому условия базирования в большинстве военно-морских баз Японии были плохими, каждая воздушная атака вызывала большое замешательство.

К середине сентября подводная лодка «I-8» подготовилась к обратному переходу в Японию. На борт было принято несколько сотен тонн груза[8], в котором нуждалась Япония. Даже торпедные аппараты были заполнены грузом, в состав которого входили механизмы и приборы для торпед, счетверенные пулеметы, пулеметы для самолетов, судовые часы (часы, изготовленные в Японии, были неточными и неудобными для астрономических наблюдений).

Лодка вышла под сильным охранением. В качестве меры предосторожности на период дальнейшего одиночного плавания радиосвязь лодки с немецким военно-морским командованием ограничивалась следующими сигналами:

«Прошла позицию А», что означало: «Прошла район самой большой опасности».

«Прошла позицию В», что означало: «Пересекла экватор».

«Прошла позицию С», что означало: «Вышла из Атлантического океана».

Позиция А была пройдена благополучно, о чем был послан первый сигнал. Как только лодка пересекла экватор, командир снова передал условный сигнал: «Прошла позицию В». На следующий день появился самолет противника. Вероятно, радиосигнал был перехвачен и лодка запеленгована. Лодка быстро погрузилась и смогла избежать опасности, но на следующее утро, находясь в надводном положении, она была атакована самолетом противника. На сей раз лодка успела погрузиться на глубину 54 м, когда раздались взрывы глубинных бомб, сброшенных самолетом. Взрывы причинили немало хлопот. Из одного отсека доложили о поступлении забортной воды. На мгновение показалось, что близок конец. Вскоре обнаружили, что вода поступает через поврежденный клапан водяной магистрали. Дефект удалось быстро устранить, все вздохнули с облегчением, однако лодка до конца дня оставалась в подводном положении.

В полосе «ревущих сороковых» широт волной было разбито стекло на мостике, других повреждений на обратном пути не было. В течение двух последующих дней перехода вблизи баз противника лодка следовала в светлое время суток в подводном положении, чтобы не оказаться обнаруженной противником. В последующем она могла идти надводным ходом, хотя (как и во время перехода в Германию) подвергалась ударам волн, но все же ветер был не таким сильным.

В Индийском океане плавание считалось уже безопасным, можно было прикрепить опознавательные знаки. Во время этой работы над лодкой появился самолет, который начал на нее пикировать, к счастью, это был не вражеский самолет.

Когда лодка вошла в Индийский океан, большая часть топлива была уже израсходована. На посланные запросы в базу Пенанг и находившимся в Индийском океане японским кораблям ответа не последовало, и лодка продолжала свой путь, расходуя остатки горючего. Пройдя Зондский пролив, в начале декабря она достигла Сингапура. Таким образом, обратный переход занял 64 дня. Позже «I-8» благополучно достигла Японии. Она была единственной японской подводной лодкой, завершившей двусторонний рейс протяженностью в 30 тыс. миль.

В качестве немецких пассажиров, прибывших на этой подводной лодке в Японию, были 3 военно-морских офицера, 4 техника по радиолокации и гидроакустике, один офицер немецкой армии и 4 гражданских лица. Немцы предусмотрительно доставили для нас на лодку рис, выращенный, возможно, в Италии или Южной Франции. Вначале они раз в день принимали с нами японскую пищу, но спустя примерно 10 дней запросили хлеба.

В начале апреля 1943 года подводная лодка «I-29», получив приказ встретиться с немецкой лодкой в Индийском океане, вышла из Пенанга. Пройдя Мозамбикский пролив, она 28 апреля встретила немецкую лодку в 400 милях юго-западнее Мадагаскара. Здесь она приняла на борт Шандра Боза, вождя индийского движения за независимость, и одного из его спутников и, передав направлявшегося в Германию офицера, легла на обратный курс, прибыв в Пенанг в начале мая.

Успешное завершение этого перехода позволило дать толчок индийскому движению за независимость и сделало неосуществимой идею наступления союзников в районе Индии.

Позже подводная лодка «I-29» использовалась в действиях по нарушению морских сообщений в Индийском океане; в начале ноября 1943 года она снова вышла из Пенанга, направляясь на этот раз в Германию. Идя тем же путем, что и подводные лодки «I-30» и «I-8», лодка благополучно прибыла к западному побережью Франции. На обратном пути между Сингапуром и Японией в проливе Ваши юго-восточнее о. Формоза она была торпедирована американской подводной лодкой. Командир лодки капитан 3-го ранга Т. Кинаси, и большинство членов экипажа погибли. Примерно в то же время подводная лодка «I-34» закончила в Японии подготовку к походу в Германию, а затем, приняв груз резины, олова, вольфрама и хинина, вышла 11 ноября из Сингапура Малаккским проливом. Однако почти в пределах видимости о. Пенанг, несмотря на усиленное наблюдение, она была торпедирована и потоплена английской подводной лодкой.

Подводная лодка «Ro-501», которая была построена в Германии и команда для которой была доставлена из Японии, вышла под командованием капитана 3-го ранга Норида в Японию. После выхода лодки в Атлантический океан с ней была потеряна связь, и, как потом выяснилось, она была потоплена в бою с американским эскадренным миноносцем 13 мая 1944 года.

Последняя подводная лодка «I-52» (командир капитан 3-го ранга К. Уно), пытавшаяся совершить поход, стала жертвой сил союзников, обеспечивших высадку войск в Нормандии[9].

В начале 1945 года японские инженеры X. Томонага и М. Сёдзи, работавшие в Германии, получили приказ вернуться в Токио. Было предусмотрено, что они пойдут на немецкой подводной лодке. Капитан 3-го ранга Томонага был выдающимся конструктором кораблей, а капитан 3-го ранга Сёдзи — первоклассным авиаконструктором. В их услугах очень нуждался японский военно-морской флот. Детали перехода лодки были согласованы с немецким военно-морским командованием. Пассажиров и груз необходимо было в Индийском океане передать на японскую подводную лодку. В конце января 1945 года Берлин каждую ночь подвергался сильным воздушным налетам. Электрическое освещение отсутствовало, не хватало топлива, стекла в окнах большинства домов были разбиты, дули холодные пронизывающие ветры. К этому времени мероприятия союзников по борьбе с подводными лодками противника усилились. Атлантический океан стал кладбищем для немецких подводных лодок. Таким образом, переход названных офицеров на вышедшей в море немецкой подводной лодке был сопряжен с большой опасностью. Предусмотренная встреча с японской лодкой не состоялась. Спустя несколько недель американское радио передало сообщение, из которого стала известна судьба лодки и двух японских офицеров: «Находившемуся в дозоре в Мексиканском заливе американскому дозорному кораблю сдалась немецкая подводная лодка, на которой был поднят белый флаг. Командир и команда немецкой подводной лодки были взяты в плен и после высадки на берег заключены под стражу. Представители американских властей, которые проводили осмотр подводной лодки, обнаружили тела двух японских военно-морских офицеров в полной военной форме, которые покончили жизнь самоубийством, приняв яд».

 

Глава 7

Битва у о. Мидуэй

 

4 июня 1942 года произошла битва у о. Мидуэй. Командование японского военно-морского флота, имевшего по сравнению с американским флотом более мощное соединение авианосцев, окрыленное победой после нападения на Гавайские о-ва, не подозревало о том, что секретные данные нашего оперативного плана просачивались к противнику. Таким образом, мы попали в ловушку, расставленную противником, который уже был предупрежден о движении наших сил. В результате японские силы понесли тяжелое поражение. Битва у о. Мидуэй была решающей битвой, изменившей весь ход войны на Тихом океане.

6 июня наша летающая лодка обнаружила в 150 милях к северо-востоку от о. Мидуэй американский авианосец «Йорктаун». Находившаяся в этом районе подводная лодка «I-168» (командир капитан 3-го ранга Танабэ), получив срочную радиограмму с приказанием потопить авианосец, со скоростью 21 узел последовала к месту обнаружения цели. Приблизительно в 1 час. 00 мин. 6 июня на востоке обозначился силуэт военного корабля. Наступил рассвет. Несомненно, это был авианосец, охраняемый 5–6 эскадренными миноносцами.

Лодка приблизилась, стремясь занять удобную позицию для атаки. Погрузившись и благополучно миновав кольцо охранения из эскадренных миноносцев, она всплыла на перископную глубину. Наблюдение в перископ показало, что авианосец имел небольшой дифферент на корму. После еще одного более тщательного осмотра было обнаружено, что авианосец буксировали. Наконец, лодке удалось занять позицию для залпа. В 10 час. 00 мин., спустя 9 час. после того как впервые заметили корабль, в него было выпущено 4 торпеды.

Последовал оглушительный взрыв, вызвавший возгласы ликования у команды лодки[10].

Эскадренные миноносцы, охранявшие «Йорктаун», бросились в атаку на лодку. Через несколько минут три из них начали глубинное бомбометание. В лодке слышны были взрывы бомб, самый близкий из них подбросил ее почти на фут. Свет в лодке погас. Часть аккумуляторной батареи была повреждена, вследствие чего начал выделяться ядовитый хлорный газ. Когда все считали, что атака уже окончилась, произошло еще три взрыва, причем так близко, что корпус лодки испытал сильное сотрясение. Изуродованную, почти не способную двигаться лодку трудно было удерживать в подводном положении на заданной глубине. Сразу же начались работы по исправлению электроосвещения и изоляции поврежденных аккумуляторов. Так как нельзя было привести в действие помпы, лодка, имевшая дифферент на корму в 20°, как будто взбиралась на крутую гору. И все-таки надежда на спасение оставалась. При таком большом дифференте занятых работой электриков приходилось поддерживать, чтобы они не упали. Попытки привести лодку на ровный киль путем перемещения на нос личного состава и провианта ни к чему не привели. Хотя и не было повреждений, угрожавших лодке гибелью, однако повреждение батарей вызвало тревогу, так как прекратилась подача электрической энергии, в результате чего лодка потеряла ход. Главная задача заключалась в том, чтобы изолировать поврежденные аккумуляторы и присоединить исправные. Несмотря на то, что команда много тренировалась в изолировании поврежденных аккумуляторов, на учебных тренировках личный состав не готовился к ликвидации таких серьезных повреждений. Казалось, что при тусклом свете аварийных фонарей, в условиях, когда выделяющийся хлорный газ отравлял воздух, нельзя выполнить подобную работу, но наконец поврежденные аккумуляторы были изолированы и в цепи освещения появился ток. Произведенная старшим электриком проверка силовой цепи дала удовлетворительные результаты. Включили рубильник, моторы заработали, воскресла надежда на спасение.

Эскадренные миноносцы противника все еще находились над лодкой, поэтому воздушные компрессоры использовать было нельзя, поскольку они создавали большой шум при работе. Запасов сжатого воздуха, с помощью которого можно было бы удалить воду, поступающую через кормовые торпедные аппараты, не осталось. Дальнейшее пребывание лодки в подводном положении становилось весьма опасным. Ничего не оставалось делать, как всплыть на поверхность и вступить в бой с противником. Когда лодка всплыла, 3 эскадренных миноносца находились от нее на расстоянии около 5 миль. А в это время было установлено, что из поврежденных аккумуляторов вытекал электролит и что нужно было заменить большее число элементов батареи. Обнаружив подводную лодку, миноносцы вышли на нее в атаку и, как только расстояние несколько сократилось, открыли артиллерийский огонь. Лодке нужен был сжатый воздух хотя бы в небольшом количестве, но вражеские снаряды ложились совсем близко и командир решил снова погрузиться, рассчитывая в наступавшей через полчаса темноте оторваться от противника. Осуществляя поиск лодки, эскадренные миноносцы прошли точно над ней, но сбросив еще несколько, очевидно, последних, глубинных бомб, удалились. Шум их гребных винтов становился слабее и наконец затих. Работы в лодке были закончены, и в ней снова появился электрический свет. В 20 час. 00 мин., когда солнце опустилось за горизонт, лодка благополучно всплыла и направилась на запад в воды метрополии со скоростью 16 узлов, обойдя район, где видны были разрывы осветительных снарядов.

Что же делали другие подводные лодки в ответственный момент битвы у о. Мидуэй? Одна из них должна была находиться на якорной стоянке у рифов Френч-Фригат и заниматься заправкой топливом летающих лодок, производивших вторичную разведку Пирл-Харбора. Однако, когда во второй половине мая подводные лодки «I-21» и «I-23» прибыли с запасом горючего в район рифа Френч-Фригат, они обнаружили, что там находились американский авиатранспорт и корабли охранения.

Подводные лодки «I-171», «I-174» и «I-175» использовались в качестве промежуточных судов радиосвязи на маршруте полета летающих лодок и для обеспечения перелета самолетов, но им мало что удалось сделать. 25 мая от них было получено донесение: «Вследствие активности разведки противника наши возможности весьма ограниченны». Подводные лодки находились на позициях до 31 мая, но обстановка не изменилась, действия по разведке Пирл-Харбора были отменены, никаких данных об обстановке в этой морской базе получено не было. На этот раз американцы упредили нас, выслав в этот район свои силы охранения.

Другие планы также потерпели крах. 25 мая 11 подводных лодок (из состава 3-й и 5-й эскадр) «I-156», «I-157», «I-158», «I-162», «I-165», «I-166», «I-168», «I-169», «I-171», «I-174» и «I-175» вышли из Кваджелейна и к 6 июня заняли позиции на пути между Пирл-Харбором и о. Мидуэй с задачей предотвратить подход американских подкреплений[11]. Однако противнику стало заранее известно о нашем плане, и поэтому силы его оперативного соединения прошли мимо о. Мидуэй раньше, чем намечалось. Таким образом, нам оставалось только преследовать его, находясь на таком большом расстоянии, что ни один из кораблей не обнаруживался подводными лодками. У нас не было точного представления о местонахождении кораблей оперативного соединения противника, в результате чего мы не могли использовать в операции у о. Мидуэй наши подводные лодки, за исключением одной, то есть «I-168».

 

Глава 8

Борьба за о. Гуадалканал

 

В 1942 году японский 4-й флот под командованием вице-адмирала Иноуэ осуществил бомбардировку порта Морсби с целью полностью овладеть Новой Гвинеей. В состав флота входили авианосцы «Сёкаки», «Дзуйкаку», легкий авианосец «Сёхо», крейсера, эскадренные миноносцы, транспорты. Кроме того, в состав этого флота входили: 21-й отряд подводных лодок в составе лодок «Ro-33» и «Ro-34»; 11-й отряд 8-й эскадры подводных лодок в составе лодок «I-29» и «I-28»; 3-й отряд подводных лодок в составе лодок «I-22» и «I-24».

В конце апреля подводные лодки «Ro-ЗЗ» и «Ro-34» произвели разведку о. Рассел, якорных стоянок у Дебойн, прохода Жомар и путей подхода с востока к порту Морсби с целью выявления кораблей и транспортов противника на якорных стоянках и узлах морских сообщений. 5 мая подводные лодки «I-22», «I-24», «I-28» и «I-29» достигли своих позиций, но так же, как и лодкам «Ro-ЗЗ» и «Ro-34», им не удалось обнаружить противника. Таким образом, в бою в Коралловом море подводные лодки не добились каких-либо положительных результатов, хотя и не имели потерь.

7 августа 1942 года началась первая фаза крупного американского контрнаступления на о. Гуадалканал. В первом морском сражении у Соломоновых о-вов командующий 8-м японским флотом адмирал Микава лично повел крейсерские силы в бой и достиг большого успеха, но когда он вышел в бой во второй раз, то не смог ни помешать ходу высадки десанта противника, ни потопить его транспорты. Противник не только удерживал аэродром, но постепенно укреплял оборону, и в период между августом 1942 года и февралем 1943 года, когда японские силы отступали с острова, происходили жестокие бои на земле, на море и в воздухе.

Тем временем наши подводные лодки занимались подвозом предметов снабжения, уничтожали вражеские транспорты, мешая подвозу пополнений противника, заправкой своих самолетов горючим или поиском кораблей противника. Таким образом, они вносили каждая свой вклад в общее дело. К несчастью, подробных хороших карт этого района не было, что создавало трудности. Случалось, что лодки садились на мели, которые не были нанесены на карту, поэтому действия в этом районе проводились в очень трудных условиях. Больше того, непрекращающиеся атаки авиации противника и надводных кораблей удваивали наши потери. Приблизительно с сентября 1942 года возросла эффективность действия радиолокационных станций противника, и наше прежнее преимущество, объясняемое превосходством наших биноклей, вскоре исчезло, когда нам пришлось сталкиваться с самолетами противника в условиях плохой видимости. Ночные бои стали для нас трудными, и это явилось также существенной причиной увеличения наших потерь.

7 августа, получив сообщение о высадке десанта противника на о. Гуадалканал, адмирал Микава немедленно приказал всем находившимся под его командованием подводным лодкам сосредоточиться в проливе Индиспенсейбл. Подводные лодки «Ro-33», «Ro-34», «I-121», «I-122» и «I-123» из 7-й эскадры подводных лодок вышли на поиск противника в район якорных стоянок Лунги и Тулаги. Лодка «Ro-33», после того как она вошла в контакт с уцелевшими остатками гарнизона на о. Гуадалканал и передала им медикаменты, потопила транспорт противника на якорной стоянке в Лунге. Затем эта лодка на протяжении 18 миль своего пути подвергалась непрерывному действию глубинных бомб, однако поврежден был только ее перископ. Подводным лодкам «I-121» и «I-123» было приказано обстрелять десанты, высаживаемые противником, а подводной лодке «I-122» — произвести поиск противника в районе островов Санта-Крус.

В атаке против десанта противника приняли участие все наличные силы 8-го флота, надводные корабли и все авиасоединения. Подводные лодки были развернуты на позициях от о. Гуадалканала вдоль юго-восточной части Соломоновых о-вов.

24 августа подводные лодки «I-9», «I-17», «I-19», «I-26», «I-31» и «I-33», срочно направленные из Трука, прибыли в район путей сообщения противника между о-вами Сан-Кристобаль и Ндени.

Подводная лодка «I-26» к северо-востоку от Соломоновых о-вов обнаружила оперативное соединение противника в составе авианосца, одного линейного корабля, крейсера и около 10 эскадренных миноносцев. Атака была трудной, но, произведя торпедный залп, лодка нанесла удар по авианосцу, одна торпеда попала в цель[12]. После того как «I-26» выстрелила торпеды, она оказалась на очень близком расстоянии от эскадренных миноносцев, поэтому срочно погрузилась на глубину 90 м. На лодку были сброшены 4 глубинные бомбы, взрывы которых не причинили повреждений.

С конца декабря 1942 года подводные лодки «Ко-100», «Ro-101», «Ro-102» и «Ro-103» постепенно вошли в состав вновь созданной 7-й эскадры подводных лодок. Они вели боевые действия в районе Рабаула. Эти небольшие по водоизмещению лодки, предназначавшиеся для охраны побережья, действовали главным образом на подходах к порту Морсби, в районе к юго-востоку от залива Мильне, к востоку от центральной части Соломоновых о-вов, в проходе Жомари временами использовачись в качестве транспортных средств.

К середине августа 1943 года 7-я эскадра (подводные лодки «Ro-34», «Ro-100», «Ro-101», «Ro-fl02», «Ro-103», «Ro-106» и «Ro-107») потеряла в боевых действиях лодки «Ro-34»[13], «Ro-102», «Ro-103» и «Ro-107», имея на боевом счету лишь потопленный в июле лодкой «Ro-106» транспорт.

1 апреля 1943 года началось большое наступление (известное как «Операция 1») объединенными силами военно-морского флота и авиации. Личное руководство операцией осуществлял командующий Соединенным флотом адмирал Ямамото. В результате быстро следовавших одна за другой атак 7 апреля был достигнут некоторый успех, но ввиду подавляющего превосходства авиации противника этот успех не мог сыграть заметной роли в ходе операции. Вначале мая армии союзников высадились на о. Рендова (Соломоновы о-ва) и начали наступление в западном направлении к Новой Гвинее. Высадке десантов противника на о. Рендова японская армия оказала упорное сопротивление, используя имевшиеся на месте силы и подкрепление, поспешно доставленное из Рабаула. Действия сухопутных войск поддерживались с моря атаками миноносцев и крейсера, являвшегося флагманским кораблем эскадры, но в результате активных действий военно-морских и воздушных сил противника японскими кораблями намеченные цели не были достигнуты. Фактически наши силы были разгромлены. Подводные лодки типа «Ro-100» поспешили в район военных действий. Лодка «Ro-101», следовавшая впереди других, получила задачу выйти к западному побережью о. Гуадалканал с целью препятствовать высадке десанта противника.

Начиная с середины августа 1943 года, отряд подводных лодок в составе «Ro-104», «Ro-105», «Ro-108» и «Ro-109», усиленный другими лодками, продолжал выполнять те же задачи, что и раньше. Однако лодки не могли препятствовать высадке десантов противника в любом пункте, где ему вздумается.

В течение сентября подводные лодки «Ro-101[14], «Ro-105», «Ro-106» и «Ro-109» сосредоточили свои усилия в районе к югу и юго-востоку от группы Соломоновых о-вов. Лодки «Ro-100», «Ro-104» и «Ro-108» должны были атаковать противника у восточной части Новой Гвинеи в районе залива Юон. Но эти мероприятия не дали прямых результатов, правда, подводная лодка «Ro-105» спасла экипаж с самолета, совершившего вынужденную посадку. Подводная лодка «Ro-101» пропала без вести.

Таким образом, подводные лодки типа «Ro-ЮО» выполняли различного рода задачи (на огромном пространстве) и не имели времени и возможности для ремонта механизмов и отдыха личного состава. Подводная лодка «Ro-108», действовавшая с конца сентября в районе залива Юон, 3 октября обнаружила в 50 милях к северу от мыса Уорд-Хант 3 эскадренных миноносца противника и атаковала их. Хотя сама лодка подверглась сильной атаке глубинными бомбами, 2 миноносца были ею потоплены. Действовавшие в январе в районе залива Юон подводные лодки «Ro-106» и «Ro-109» обнаружили несколько вражеских транспортов и кораблей охранения, но не смогли их атаковать. Подводной лодке «Ro-105», действовавшей в районе пункта Саламауа, также не представилась возможность атаковать противника.

Вследствие создавшегося критического положения на о. Бугенвиль в конце октября в Буин направилась с грузом подводная лодка «Ro-100». 25 ноября эта лодка, не дойдя до Буйна, была торпедирована и потоплена в 30 милях к западу от острова Оэма[15].

Подводным лодкам «Ro-104» и «Ro-105», выходившим в конце октября и начале ноября с грузом в Саламауа, было приказано оказать содействие своим силам в районе о. Бугенвиль и принять там участие в морском бою. Однако положительных результатов достигнуто не было, хотя лодкам и удалось спасти 2 ноября команду легкого крейсера «Сэндай» и 6 ноября — экипажи нескольких потерпевших аварию самолетов.

В начале ноября наш крейсер был атакован самолетом противника после захода корабля в порт Рабаул. Поскольку другие надводные корабли также подвергались постоянным атакам с воздуха, во время которых им наносились повреждения, было решено отозвать флагманский корабль 7-й эскадры подводных лодок «Тёгэй» из Рабаула в воды метрополии. Штаб эскадры сошел с корабля на берег и разместился в базе подводных лодок.

К концу ноября в составе 7-й эскадры остались лодки «Ro-100», «Ro-104», «Ro-105» и «Ro-109», кроме них задачи по перевозке грузов выполняли подводные лодки «I-6», «I-16», «I-38» и «I-117». Ввиду сильных воздушных налетов противника Рабаул вообще невозможно было в дальнейшем использовать в качестве базы подводных лодок, и в марте 1944 года штаб 7-й эскадры и оставшиеся подводные лодки «Ro-104», «Ro-105», «Ro-108» и «Ro-109» передислоцировались в Трук. К этому времени погибли подводные лодки «Ro-34», «Ro-100», «Ro-102», «Ro-103» и «Ro-107», а наши общие потери в подводных лодках в районе Соломоновых о-вов, Новой Гвинеи и Кораллового моря исчислялись в 25 единиц. Потери противника от действий наших подводных лодок включали авианосец «Уосп»[16]и 14 других кораблей, кроме того, 3 корабля были сильно повреждены. При этом следует помнить, что основные усилия наших подводных лодок были сосредоточены на том, чтобы лишить противника возможности подвозить питание, хотя эти усилия и не привели к увеличению его потерь.

 

Глава 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.33.119 (0.163 с.)