Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика аналитических процедурСтр 1 из 3Следующая ⇒
Финансовый анализ
Тема 4 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
Содержание стр. 1. Политика …………………………………………………………………… 2 2. Поток денежных средств ………………………………………………….. 8 3. Характеристика аналитических процедур …….….…………………….. 15 4. Анализ динамики валюты бухгалтерского баланса ……………………. 19 5. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса ………………............ 24 6. Сравнительный аналитический баланс …………………………….……. 30 ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………..………… 38
Санкт-Петербург – 2009 Политика Финансовый анализ всегда проводится с определенной целью. Независимо от результатов эта цель трансформируется в определенную политику. Политика (policy) — процесс управления объектом (государством или организацией) в условиях борьбы за власть, ее использования и удержания. Включает в себя две главные составляющие: · рациональную — научное обоснование политического решения путем выбора наилучшей альтернативы; · нерациональную (субъективную), связанную с личным фактором — уровнем культуры, знаний и опыта лиц, принимающих политические решения, а также расстановкой политических сил. Различают стратегию и тактику политики, а также долгосрочную и краткосрочную политику. При этом не обязательно, что стратегия политики будет долгосрочной, а тактика - краткосрочной. Однако всегда тактические цели политики направлены на достижение стратегических целей, а цели краткосрочной политики подчинены целям долгосрочной политики. Каждая цель политики требует введения соответствующих критериев оценки ее достижимости. Без анализа достижимости процесс целеполагания имеет в любой политике только декларативный характер. Существуют следующие виды политики. Аграрная политика (agrarian policy), касается сельскохозяйственных предприятий. Аккомодационная политика (accommodating policy) — экономическая политика, направленная на смягчение последствий шоков в экономике и ослабление их разрушительной силы. Например, политика расширения совокупного спроса для нейтрализации негативных шоков предложения, за счет роста цен при сохранении объема производства на естественном уровне.
Антимонопольная политика (competition policy) — политика, направленная на стимулирование конкуренции и защиту потребителей от монополии. Может включать меры по: а) контролю за действиями, снижающими уровень конкуренции; б) контролю за ведущими компаниями с помощью государственного регулирования; в) контролю за слияниями и приобретениями компаний, чтобы предотвратить монополизацию отдельных отраслей. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика (fiscal policy) -— направление экономической политики, включающее регулирование уровня государственных расходов, налоговых ставок и государственных займов. Внешнеторговая политика (foreign trade policy) — направление экономической политики, связанное с государственным регулированием внешней торговли и международных платежей. Одним крайним случаем может быть политика свободной торговли, а другим — политика автаркии. Между этими крайними случаями имеет место протекционизм самой различной степени, реализуемый с помощью валютного контроля, тарифного и нетарифного регулирования. Демографическая политика (demographic policy) — направление социальной политики, связанное с регулированием демографических процессов. Оказывает влияние на две стороны репродуктивного поведения населения — реализацию потребности в детях и формирование потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально-психологическими мерами. Характерной чертой этих мер является их долговременность в силу того, что демографическим процессам свойственна значительная инерционность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения. Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на динамику демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредованно, через поведение человека. В развитых странах с рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой демографическая политика ориентирована на стимулирование прироста населения, в развивающихся странах — на ограничение рождаемости. При этом следует отметить, что если во многих развивающихся странах демографическая политика является одним из приоритетов социально-экономического развития, то в развитых странах и тем более в странах с переходной экономикой государство не использует почти никаких мер демографической политики.
Денежно-кредитная политика (money-credit policy) — направление экономической политики, проводимое центральным банком во взаимодействии с правительством страны и ориентированное на защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты. В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (1990) основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России являются: а) процентные ставки по операциям Банка России; б) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); в) операции на открытом рынке; г) рефинансирование банков; д) валютное регулирование; е) установление ориентиров роста денежной массы; ж) прямые количественные ограничения. В то же время соединение денежной и кредитной политики в одном направлении обусловлено возложением ответственности за ее проведение на центральный банк, который, в свою очередь, главную цель денежно-кредитной политики сводит к снижению инфляции до запланированного уровня. В качестве инструментов такой политики Банк России выделяет операции рефинансирования, операции по изъятию ликвидности, процентную политику (например «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 200__ год»). В то же время критерием достижения целей проводимой в стране кредитной политики должен быть не темп инфляции, а сложившаяся структура размещения кредитных ресурсов, а также выполнение кредитом своей воспроизводственной функции. При этом, инструменты кредитной политики должны рассматриваться в комплексе, а не выборочно, только исходя из компетенции Банка России. В частности, к инструментам кредитной политики относятся не только регистрация и лицензирование кредитных организаций; установление обязательных резервов для кредитных организаций; установление нормативов ликвидности и др. в деятельности кредитных организаций, изменение учетной ставки процента; страхование банковских вкладов, что находится в сфере компетенции Банка России, но и льготное кредитование и реструктуризация задолженности неплатежеспособных предприятий, относимые к инструментам бюджетной политики, но также активно формирующие кредитную систему страны. В российской экономической науке сложилось разночтение с зарубежной трактовкой понятий «кредитная» и «финансовая» системы как объекты экономической политики. За рубежом кредитная система рассматривается как часть финансовой системы, о чем свидетельствуют, в частности, работы нобелевских лауреатов по экономике Г. Марковица, М. Миллера, Ф. Модильяни, Дж. Тобина, У Шарпа и ряда других. В России же принято считать, что кредитная и финансовая системы — это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные системы, что находит отражение в российском законодательстве, рассматривающем финансовую и кредитную политики как самостоятельные направления экономической политики. Например, в соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (1997) Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Учитывая, что нет ясности относительно объекта управления, целей, механизмов и критериев оценки их достижения, не представляется возможным считать российский подход более обоснованным.
Дискреционная фискальная политика (discretionaryfiscal policy) — тип налоговой политики, предполагающий принятие специальных решений, в т.ч. налоговых, для смягчения последствий экономического цикла. В числе инструментов этой политики — дополнительные государственные расходы в производственной и социальной сферах, а также изменения в налоговой системе, связанные с использованием регулирующих возможностей налогов. Дискреционная фискальная политика противопоставляется автоматической фискальной политике, выражающейся в "автоматическом" изменении налоговых поступлений и государственных расходов в результате изменения объемов производства и доходов на разных стадиях экономического цикла. Инвестиционная политика (investment policy) — составляющая финансовой политики и направление экономической политики, связанное с формированием и наиболее эффективным использованием ограниченных инвестиционных ресурсов в стране. Инновационная политика (innovationpolicy) — ошибочно понимается как самостоятельное направление экономической политики, ориентированное на поддержку инновационной деятельности. Методологически верная трактовка данного термина — тип экономической политики, ориентированной на постоянное внедрение нового, в противоположность бюрократическому типу, отрицающему нововведения. Сдерживающая политика (contractionary policy) — тип экономической политики, направленной на сокращение размеров совокупного спроса, реального дохода и занятости. Социальная политика (socialpolicy) — согласно ст. 7 Конституции РФ направление экономической политики, гарантирующее "создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты". Именно успехи в социальной политики являются показателем эффективности деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.
В соответствии с направлениями бюджетных ассигнований на социальные нужды социальная политика в РФ включает мероприятия в области образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социальной поддержки населения, пенсионного обеспечения и страхования, развития жилищно-коммунального хозяйства, трудовых отношений и занятости населения, развития районов Севера и миграции населения. Стабилизационная политика (stabilization policy) — тип экономической политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики. Обычно выражается в попытках государства устранить инфляционные и дефляционные последствия колебаний реального ВНП вокруг потенциального. Стимулирующая политика (expansionary policy) — тип экономической политики, направленной на расширение совокупного спроса, рост реальных доходов и занятости. Структурная политика (structural remedy) — тип антимонопольной политики, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной. Раздел крупной компании на ряд мелких независимых фирм является примером структурной политики. Финансовая политика (financialpolicy) — согласно терминологии, принятой МВФ, направление экономической политики, связанной с регулированием, надзором и контролем за финансовыми и платежными системами, включая рынки и организации, в целях содействия финансовой стабильности, эффективности рынков и защиты активов клиентов и интересов потребителей. В РФ финансовая политика включает бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы и сферу государственного долга. Экономическая политика (economic policy) — общее название всей системы мер государственного управления экономикой посредством ресурсов, имеющихся в распоряжении государства. Характер экономической политики может располагаться в широком диапазоне — от абсолютного невмешательства государства в экономику до жесткого управления ею, как это имело место в государствах с административно-командной системой. Различают следующие направления экономической политики: · функциональные, связанные с выполнением государством своих функций во всех отраслях экономики и на всей территории страны (бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, антимонопольная, социальная и др.); · отраслевые, касающиеся формирования условий развития какой-то отдельной отрасли или комплекса отраслей (промышленная, транспортная, топливно-энергетическая, аграрная и т.д.);
· территориальная, связанная с развитием какой-либо конкретной территории (региональная, городская, сельская, муниципальная); · типологическая, связанная с выбором конкретных инструментов государственного регулирования как альтернативы другим методам (аккомодационная, дискреционная фискальная, инновационная, сдерживающая, стабилизационная и др.). Поток денежных средств Поток (flow) — величина, значения которой соответствуют определённым периодам времени. В отличие от запаса, величина которого определена не для периода, а для момента времени, поток измеряет количество чего-либо в минуту, час, день и т.д. Обычно в качестве аналогии приводится резервуар. Вода, поступающая в резервуар и выходящая из него, представляет собой поток, тогда как вода, находящаяся в резервуаре в какой-либо момент времени, есть запас. Доход является потоком, а имущество — это запас. Поток денежных средств (cash flow) — в финансовом анализе разность между всеми полученными и выплаченными организацией или инвестиционным проектом денежными средствами за определенный период времени. Для анализа эффективности проекта используются приростные потоки денежных средств (сравнивается ситуация "с" и "без" проекта). В связи с этим безвозвратные затраты (денежные выплаты, которые были произведены и которые нельзя возместить) не учитываются. В то же время необходимо учитывать альтернативные затраты — упущенный возможный доход при альтернативном использовании активов. Амортизация в поток денежных средств не включается, однако ее необходимо учитывать при расчете потока денежных средств после налогообложения, поскольку она уменьшает величину налогов. Управление потоками денежных средств включает учет движения денежных средств, анализ потока денежных средств, составление бюджета денежных средств. При анализе поток денежных средств рассматривается по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Основная деятельность — это поступление и использование денежных средств, обеспечивающих выполнение основных производственно-коммерческих функций (табл. 2.1). Поскольку основная деятельность предприятия является главным источником прибыли, она должна являться и основным источником денежных средств. Инвестиционная деятельность включает поступление и использование денежных средств, связанных с приобретением, продажей долгосрочных активов, и доходы от инвестиций (табл. 2.2.). В связи с тем, что при благополучном ведении дел предприятие стремится к расширению и модернизации производственных мощностей, инвестиционная деятельность в целом приводит к временному оттоку денежных средств. Источниками денежных средств для инвестиционной деятельности компании могут быть: · поступления от основной деятельности (амортизация и нераспределенная прибыль); · поступления от самой инвестиционной деятельности · поступления за счет привлечения источников долгосрочного финансирования (акционерный капитал и долгосрочные кредиты и займы). Финансовая деятельность включает поступление денежных средств в результате получения кредитов или эмиссии акций, а также оттоки, связанные с погашением задолженности по ранее полученным кредитам и выплатой дивидендов (табл. 2.3). Специфический источник притока денежных средств — целевое финансирование: бюджетное финансирование, внешние инвестиции, субсидии, гранты и т.п. Таблица 2.1 ПРИТОКИ И ОТТОКИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ОСНОВНОЙ
Таблица 2.2 ПРИТОКИ И ОТТОКИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таблица 2.3. ПРИТОКИ И ОТТОКИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ФИНАНСОВОЙ
Различают прямой и косвенный методы расчета потока денежных средств. Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия. Он позволяет показать основные источники притока и направления оттока денежных средств; дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам; устанавливает взаимосвязь между реализацией и денежной выручкой за отчетный период. В литературе встречаются два определения прямого метода. Одно из них описывает прямой метод как метод, основанный на анализе движения денежных средств по статьям прихода и расхода, или по бухгалтерским проводкам. Он характеризует процесс возникновения прибыли компании. Этот метод можно условно назвать "бухгалтерским". Вторая трактовка прямого метода определяет его как основанный на анализе процесса формирования денежного потока и чистой прибыли компании на базе отчета о прибылях и убытках (в российском формате — ф. № 2). Причем анализ этого отчета проводится сверху вниз, поэтому иногда этот метод еще называют "верхним". Все методы расчета величины потока денежных средств используются как для целей оперативного управления, так и для выявления тенденций развития организации. В оперативном управлении прямой метод может использоваться для контроля за процессом формирования прибыли, достаточностью средств для платежей по текущим обязательствам. Недостаток этого метода — то, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения абсолютного размера денежных средств предприятия. В долгосрочной перспективе прямой метод расчета величины потока денежных средств дает возможность оценить ликвидность предприятия, поскольку детально раскрывает движение денежных средств на счетах, а также показывает степень покрытия инвестиционных и финансовых потребностей предприятия имеющимися у него денежными ресурсами. Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах. Он позволяет показать взаимосвязь между разными видами деятельности предприятия, устанавливает взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период. Косвенный метод основан на анализе движения денежных средств по направлениям деятельности, он показывает, где конкретно овеществлена прибыль компании или куда инвестированы "живые" деньги. Этот метод базируется на анализе ф. № 2 снизу вверх (поэтому его иногда называют "нижним"). Косвенный метод базируется на отличии величины потока денежных средств от размера чистой прибыли. Преимуществом косвенного метода при использовании в оперативном управлении является то, что он позволяет установить соответствие между финансовым результатом и собственными оборотными средствами. В долгосрочной перспективе косвенный метод позволяет выявить наиболее проблемные "места скопления" замороженных денежных средств и исходя из этого разработать пути выхода из сложившейся ситуации. В недавнем времени сфера применения метода расчетов денежных потоков предприятия расширилась. В частности, в анализе проектов, связанных с созданием корпоративных структур типа финансово-промышленных групп, стало возможным выделение доли увеличения прибыли от инвестиционной деятельности (если проект предполагает вложение инвестиций) и доли увеличения прибыли за счет эффекта консолидации материальных и финансовых ресурсов. В частности, на примере конкретных проектов создания финансово-промышленных групп имеется строгое научное обоснование того, что объединение предприятий и организаций (применение расчетных цен, появление гарантированного сбыта для поставщиков промежуточной продукции в технологическом цикле, контроль качества, перераспределение финансовых средств и др.) уже само по себе приносит немалый для них эффект[1]. На этапе подготовки и экспертизы проектов создания национальных и транснациональных финансово-промышленных групп в государствах — участниках СНГ целесообразно предусмотреть три последовательных этапа расчета: а) оценку эффекта консолидации материальных и финансовых ресурсов данного проекта в целом и каждого из его участников в отдельности (без мер государственной поддержки и инвестиций) и с точки зрения каждого участника проекта; б) оценку эффективности проекта с учетом внешних инвестиций (в случае, если они привлекаются); в) оценку эффективности проекта с учетом мер государственной поддержки. При таком подходе к проведению прединвестиционных исследований были бы учтены интересы всех сторон; продемонстрированы эффект консолидации, эффект, получаемый от инвестиций, и обоснованы необходимость и эффективность применения мер государственной поддержки, а также механизм возврата средств в государственный и местный бюджеты, в т.ч. в результате увеличения объемов производства и за счет этого — массы налоговых поступлений. Поток денежных средств валовой операционный (gross operating cashflow) — операционная прибыль плюс амортизация основных средств, показатель расчетов потока денежных средств Поток денежных средств дисконтированный (discounted cashflow) — прием, используемый для подсчета текущей (приведенной) стоимости ожидаемых в будущем наличных поступлений и расходов на основе чистой текущей стоимости или внутренней нормы прибыли проекта. Этот прием используется при анализе капиталовложений, как в основные средства производства, так и в ценные бумаги. При методе нетто-приведенной стоимости применяется коэффициент дисконтирования, основанный на предельных затратах на капитал в связи с привлечением дополнительного капитала и с учетом будущих наличных поступлений. И будущие затраты, и будущие наличные поступления выражаются по текущей стоимости денег. При применении метода внутренней нормы прибыли рассчитывается средняя прибыль на капиталовложения на протяжении всего срока действия данного проекта инвестирования. По этому методу определяется коэффициент дисконтирования, при котором текущая стоимость будущего потока денежных средств равна первоначальным инвестициям. Поток денежных средств итоговый до финансирования (total cashflow before financing) — поток денежных средств после выполнения долговых обязательств и выплат дивидендов минус рост потребности в денежных средствах или плюс увеличение источников денежных средств при принятии инвестиционных решений — приобретении оборудования, изменении размера долгосрочных инвестиций и прочих долгосрочных активов и обязательств и т.п. Поток денежных средств итоговый после финансирования (total cashflow) — поток денежных средств итоговый до финансирования минус рост потребности в денежных средствах или плюс увеличение источников денежных средств при изменении размера краткосрочных и долгосрочных ссуд, субординированного долга, акционерного капитала. Итоговый показатель расчетов потока денежных средств. Поток денежных средств ликвидный (liquid cash flow) — показатель финансового анализа, характеризующий изменение в чистой кредитной позиции в течение периода. Является показателем дефицитного или избыточного сальдо денежных средств, возникающего в случае полного покрытия всех долговых обязательств организации или инвестиционного проекта по заемным средствам. Формула для расчета ликвидного потока денежных средств: ЛДП = -(ДКк + ККк - ДСк) + (ДКн + ККн-ДСн), где ЛДП — ликвидный денежный поток; ДК — долгосрочные кредиты; КК — краткосрочные кредиты; ДС — денежные средства; к, н — конец, начало периода. Ликвидный поток денежных средств тесно связан с показателем финансового рычага, характеризующим предел, до которого деятельность предприятия может быть улучшена за счет кредитов банка. Поток денежных средств нетто операционный (net operating cashflow) — валовой операционный денежный поток минус рост потребности в денежных средствах или плюс увеличение источников денежных средств при изменении дебиторской и кредиторской задолженности, материальных запасов. Поток денежных средств. операционный (operating cashflow) — поток денежных средств, возникающий от основных операций, т.е. в основной деятельности предприятия. Поток денежных средств чистый (net cashflow) — рассчитывается путем вычитания из показателей притока денежных средств (чистая прибыль, амортизация, увеличение кредиторской задолженности и т.п.) показателей оттока денежных средств (увеличения запасов, роста дебиторской задолженности и т.п.). Приложение 2 Финансовый анализ
Тема 4 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
Содержание стр. 1. Политика …………………………………………………………………… 2 2. Поток денежных средств ………………………………………………….. 8 3. Характеристика аналитических процедур …….….…………………….. 15 4. Анализ динамики валюты бухгалтерского баланса ……………………. 19 5. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса ………………............ 24 6. Сравнительный аналитический баланс …………………………….……. 30 ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………..………… 38
Санкт-Петербург – 2009 Политика Финансовый анализ всегда проводится с определенной целью. Независимо от результатов эта цель трансформируется в определенную политику. Политика (policy) — процесс управления объектом (государством или организацией) в условиях борьбы за власть, ее использования и удержания. Включает в себя две главные составляющие: · рациональную — научное обоснование политического решения путем выбора наилучшей альтернативы; · нерациональную (субъективную), связанную с личным фактором — уровнем культуры, знаний и опыта лиц, принимающих политические решения, а также расстановкой политических сил. Различают стратегию и тактику политики, а также долгосрочную и краткосрочную политику. При этом не обязательно, что стратегия политики будет долгосрочной, а тактика - краткосрочной. Однако всегда тактические цели политики направлены на достижение стратегических целей, а цели краткосрочной политики подчинены целям долгосрочной политики. Каждая цель политики требует введения соответствующих критериев оценки ее достижимости. Без анализа достижимости процесс целеполагания имеет в любой политике только декларативный характер. Существуют следующие виды политики. Аграрная политика (agrarian policy), касается сельскохозяйственных предприятий. Аккомодационная политика (accommodating policy) — экономическая политика, направленная на смягчение последствий шоков в экономике и ослабление их разрушительной силы. Например, политика расширения совокупного спроса для нейтрализации негативных шоков предложения, за счет роста цен при сохранении объема производства на естественном уровне. Антимонопольная политика (competition policy) — политика, направленная на стимулирование конкуренции и защиту потребителей от монополии. Может включать меры по: а) контролю за действиями, снижающими уровень конкуренции; б) контролю за ведущими компаниями с помощью государственного регулирования; в) контролю за слияниями и приобретениями компаний, чтобы предотвратить монополизацию отдельных отраслей. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика (fiscal policy) -— направление экономической политики, включающее регулирование уровня государственных расходов, налоговых ставок и государственных займов. Внешнеторговая политика (foreign trade policy) — направление экономической политики, связанное с государственным регулированием внешней торговли и международных платежей. Одним крайним случаем может быть политика свободной торговли, а другим — политика автаркии. Между этими крайними случаями имеет место протекционизм самой различной степени, реализуемый с помощью валютного контроля, тарифного и нетарифного регулирования. Демографическая политика (demographic policy) — направление социальной политики, связанное с регулированием демографических процессов. Оказывает влияние на две стороны репродуктивного поведения населения — реализацию потребности в детях и формирование потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально-психологическими мерами. Характерной чертой этих мер является их долговременность в силу того, что демографическим процессам свойственна значительная инерционность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения. Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на динамику демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредованно, через поведение человека. В развитых странах с рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой демографическая политика ориентирована на стимулирование прироста населения, в развивающихся странах — на ограничение рождаемости. При этом следует отметить, что если во многих развивающихся странах демографическая политика является одним из приоритетов социально-экономического развития, то в развитых странах и тем более в странах с переходной экономикой государство не использует почти никаких мер демографической политики. Денежно-кредитная политика (money-credit policy) — направление экономической политики, проводимое центральным банком во взаимодействии с правительством страны и ориентированное на защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты. В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (1990) основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России являются: а) процентные ставки по операциям Банка России; б) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); в) операции на открытом рынке; г) рефинансирование банков; д) валютное регулирование; е) установление ориентиров роста денежной массы; ж) прямые количественные ограничения. В то же время соединение денежной и кредитной политики в одном направлении обусловлено возложением ответственности за ее проведение на центральный банк, который, в свою очередь, главную цель денежно-кредитной политики сводит к снижению инфляции до запланированного уровня. В качестве инструментов такой политики Банк России выделяет операции рефинансирования, операции по изъятию ликвидности, процентную политику (например «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 200__ год»). В то же время критерием достижения целей проводимой в стране кредитной политики должен быть не темп инфляции, а сложившаяся структура размещения кредитных ресурсов, а также выполнение кредитом своей воспроизводственной функции. При этом, инструменты кредитной политики должны рассматриваться в комплексе, а не выборочно, только исходя из компетенции Банка России. В частности, к инструментам кредитной политики относятся не только регистрация и лицензирование кредитных организаций; установление обязательных резервов для кредитных организаций; установление нормативов ликвидности и др. в деятельности кредитных организаций, изменение учетной ставки процента; страхование банковских вкладов, что находится в сфере компетенции Банка России, но и льготное кредитование и реструктуризация задолженности неплатежеспособных предприятий, относимые к инструментам бюджетной политики, но также активно формирующие кредитную систему страны. В российской экономической науке сложилось разночтение с зарубежной трактовкой понятий «кредитная» и «финансовая» системы как объекты экономической политики. За рубежом кредитная система рассматривается как часть финансовой системы, о чем свидетельствуют, в частности, работы нобелевских лауреатов по экономике Г. Марковица, М. Миллера, Ф. Модильяни, Дж. Тобина, У Шарпа и ряда других. В России же принято считать, что кредитная и финансовая системы — это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные системы, что находит отражение в российском законодательстве, рассматривающем финансовую и кредитную политики как самостоятельные направления экономической политики. Например, в соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (1997) Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Учитывая, что нет ясности относительно объекта управления, целей, механизмов и критериев оценки их достижения, не представляется возможным считать российский подход более обоснованным.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.086 с.) |