Характеристика аналитических процедур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика аналитических процедур



Финансовый анализ

 

Тема 4

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Содержание

стр.

1. Политика …………………………………………………………………… 2

2. Поток денежных средств ………………………………………………….. 8

3. Характеристика аналитических процедур …….….…………………….. 15

4. Анализ динамики валюты бухгалтерского баланса ……………………. 19

5. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса ………………............ 24

6. Сравнительный аналитический баланс …………………………….……. 30

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………..………… 38

 

 

Санкт-Петербург – 2009


Политика

Финансовый анализ всегда проводится с определенной целью. Независимо от результатов эта цель трансформируется в определенную политику. Политика (policy) — процесс управления объектом (государством или организацией) в условиях борьбы за власть, ее использования и удержа­ния. Включает в себя две главные со­ставляющие:

· рациональную — научное обоснование политического решения путем выбора наилучшей альтернати­вы;

· нерациональную (субъективную), связанную с личным фактором — уров­нем культуры, знаний и опыта лиц, принимающих политические решения, а также расстановкой политических сил.

Различают стратегию и тактику политики, а также долгосрочную и краткосроч­ную политику. При этом не обязательно, что стратегия политики будет долгосрочной, а так­тика - краткосрочной. Однако всегда тактические цели политики направлены на до­стижение стратегических целей, а цели краткосрочной политики подчинены целям долгосрочной политики. Каждая цель политики требу­ет введения соответствующих критери­ев оценки ее достижимости. Без анали­за достижимости процесс целеполагания имеет в любой политике только деклара­тивный характер. Существуют следующие виды политики.

Аграрная политика (agrarian policy), касается сельскохозяйственных предприятий.

Аккомодационная политика (accommodating policy) — экономическая политика, на­правленная на смягчение последствий шоков в экономике и ослабление их разрушительной силы. Например, политика расширения совокупного спроса для нейтрализации негативных шоков предложения, за счет роста цен при со­хранении объема производства на естественном уровне.

Антимонопольная политика (competition policy) — политика, направленная на стимули­рование конкуренции и защиту потре­бителей от монополии. Может вклю­чать меры по:

а) контролю за действи­ями, снижающими уровень конкурен­ции;

б) контролю за ведущими компа­ниями с помощью государственного регулирования;

в) контролю за слияни­ями и приобретениями компаний, что­бы предотвратить монополизацию от­дельных отраслей.

Бюджетно-налоговая (фискаль­ная) политика (fiscal policy) -— направление экономической политики, включающее регу­лирование уровня государственных расходов, налоговых ставок и госу­дарственных займов.

Внешнеторговая политика (foreign trade policy) — направление экономической политики, связанное с государственным регу­лированием внешней торговли и меж­дународных платежей. Одним крайним случаем может быть политика свободной тор­говли, а другим — политика автаркии. Между этими крайними случаями имеет мес­то протекционизм самой различной степени, реализуемый с помощью ва­лютного контроля, тарифного и нета­рифного регулирования.

Демографическая политика (demograph­ic policy) — направление социальной политики, связанное с регулированием демо­графических процессов. Оказывает влияние на две стороны репродуктив­ного поведения населения — реализа­цию потребности в детях и формиро­вание потребности у личности и се­мьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам обще­ства. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально-психологическими мера­ми. Характерной чертой этих мер яв­ляется их долговременность в силу то­го, что демографическим процессам свойственна значительная инерцион­ность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведе­ния. Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на динамику демографических процес­сов преимущественно не прямо, а опосредованно, через поведение че­ловека.

В развитых странах с рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой демографическая политика ориентирована на стиму­лирование прироста населения, в раз­вивающихся странах — на ограниче­ние рождаемости. При этом следует от­метить, что если во многих развива­ющихся странах демографическая политика является одним из приоритетов соци­ально-экономического развития, то в развитых странах и тем более в странах с переходной экономикой государство не использует почти никаких мер де­мографической политики.

Денежно-кредитная политика (money-credit policy) — направление экономи­ческой политики, проводимое центральным банком во взаимодействии с прави­тельством страны и ориентированное на защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты. В соответствии с Федеральным законом "О Централь­ном банке Российской Федерации (Бан­ке России)" (1990) основными инстру­ментами денежно-кредитной политики Банка России являются:

а) процентные став­ки по операциям Банка России;

б) нор­мативы обязательных резервов, депо­нируемых в Банке России (резервные требования);

в) операции на открытом рынке;

г) рефинансирование банков;

д) валютное регулирование;

е) установ­ление ориентиров роста денежной мас­сы;

ж) прямые количественные ограни­чения.

В то же время соединение денеж­ной и кредитной политики в одном направле­нии обусловлено возложением ответ­ственности за ее проведение на цент­ральный банк, который, в свою оче­редь, главную цель денежно-кредитной политики сводит к снижению инфляции до за­планированного уровня. В качестве инструментов такой политики Банк России выделяет операции рефинансирова­ния, операции по изъятию ликвиднос­ти, процентную политику (например «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 200__ год»).

В то же время критерием достиже­ния целей проводимой в стране кре­дитной политики должен быть не темп инфля­ции, а сложившаяся структура разме­щения кредитных ресурсов, а также выполнение кредитом своей воспроиз­водственной функции. При этом, ин­струменты кредитной политики должны рас­сматриваться в комплексе, а не выбо­рочно, только исходя из компетенции Банка России. В частности, к инстру­ментам кредитной политики относятся не только регистрация и лицензирование кредитных организаций; установление обязательных резервов для кредитных организаций; установление нормати­вов ликвидности и др. в деятельности кредитных организаций, изменение учетной ставки процента; страхование банковских вкладов, что находится в сфере компетенции Банка России, но и льготное кредитование и реструктури­зация задолженности неплатежеспо­собных предприятий, относимые к инструментам бюджетной политики, но также активно формирующие кредитную систему страны.

В российской экономической науке сложилось разночтение с зарубежной трактовкой понятий «кредитная» и «финансовая» системы как объекты экономической политики. За рубежом кредит­ная система рассматривается как часть финансовой системы, о чем свидетель­ствуют, в частности, работы нобелев­ских лауреатов по экономике Г. Марковица, М. Миллера, Ф. Модильяни, Дж. Тобина, У Шарпа и ряда других. В России же принято считать, что кре­дитная и финансовая системы — это самостоятельные, хотя и взаимосвя­занные системы, что находит отраже­ние в российском законодательстве, рассматривающем финансовую и кре­дитную политики как самостоятельные на­правления экономической политики. Напри­мер, в соответствии со ст. 15 Федераль­ного конституционного закона "О Пра­вительстве Российской Федерации" (1997) Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кре­дитной и денежной политики. Учитывая, что нет ясности относительно объекта управления, целей, механизмов и кри­териев оценки их достижения, не пред­ставляется возможным считать рос­сийский подход более обоснованным.

Дискреционная фискальная политика (discretionaryfiscal policy) — тип налого­вой политики, предполагающий принятие спе­циальных решений, в т.ч. налоговых, для смягчения последствий экономи­ческого цикла. В числе инструментов этой политики — дополнительные государственные расходы в производственной и социальной сферах, а также измене­ния в налоговой системе, связанные с использованием регулирующих воз­можностей налогов. Дискреционная фискальная политика противопоставляется автоматической фискальной политике, выра­жающейся в "автоматическом" измене­нии налоговых поступлений и госу­дарственных расходов в результате из­менения объемов производства и дохо­дов на разных стадиях экономического цикла.

Инвестиционная политика (investment policy) — составляющая финансовой политики и направление экономической политики, свя­занное с формированием и наиболее эффективным использованием огра­ниченных инвестиционных ресурсов в стране.

Инновационная политика (innovationpolicy) — ошибочно понимается как само­стоятельное направление экономиче­ской политики, ориентированное на под­держку инновационной деятельности. Методологически верная трактовка данного термина — тип экономиче­ской политики, ориентированной на постоян­ное внедрение нового, в противопо­ложность бюрократическому типу, от­рицающему нововведения.

Сдерживающая политика (contractionary policy) — тип экономической политики, на­правленной на сокращение размеров совокупного спроса, реального дохода и занятости.

Социальная политика (socialpolicy) — со­гласно ст. 7 Конституции РФ направ­ление экономической политики, гарантиру­ющее "создание условий, обеспечива­ющих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавлива­ется гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, ма­теринства, отцовства и детства, инва­лидов и пожилых граждан, развивает­ся система социальных служб, уста­навливаются государственные пен­сии, пособия и иные гарантии соци­альной защиты". Именно успехи в со­циальной политики являются показателем эффективности деятельности госу­дарства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свобо­ды человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политиче­ские, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.

В соответствии с направлениями бюджетных ассигнований на соци­альные нужды социальная политика в РФ включает мероприятия в области образования, здравоохранения, куль­туры, физической культуры и спорта, социальной поддержки населения, пенсионного обеспечения и страхо­вания, развития жилищно-комму­нального хозяйства, трудовых отно­шений и занятости населения, разви­тия районов Севера и миграции насе­ления.

Стабилизационная политика (stabiliza­tion policy) — тип экономической политики, направленной на сглаживание цик­лических колебаний экономики. Обычно выражается в попытках го­сударства устранить инфляционные и дефляционные последствия колеба­ний реального ВНП вокруг потенци­ального.

Стимулирующая политика (expansionary policy) — тип экономической политики, на­правленной на расширение совокупно­го спроса, рост реальных доходов и за­нятости.

Структурная политика (structural reme­dy) — тип антимонопольной политики, в хо­де которой изменяется структура от­расли, становясь более конкурентной. Раздел крупной компании на ряд мел­ких независимых фирм является при­мером структурной политики.

Финансовая политика (financialpolicy) — согласно терминологии, принятой МВФ, направление экономической политики, связанной с регулированием, надзо­ром и контролем за финансовыми и платежными системами, включая рынки и организации, в целях содей­ствия финансовой стабильности, эф­фективности рынков и защиты акти­вов клиентов и интересов потребите­лей. В РФ финансовая политика включает бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы и сферу государст­венного долга.

Экономическая политика (economic po­licy) — общее название всей системы мер государственного управления эко­номикой посредством ресурсов, имею­щихся в распоряжении государства. Характер экономической политики может рас­полагаться в широком диапазоне — от абсолютного невмешательства госу­дарства в экономику до жесткого управления ею, как это имело место в государствах с административно-ко­мандной системой. Различают следу­ющие направления экономической политики:

· функциональные, связанные с выпол­нением государством своих функций во всех отраслях экономики и на всей территории страны (бюджетно-нало­говая, денежно-кредитная, антимоно­польная, социальная и др.);

· отрасле­вые, касающиеся формирования усло­вий развития какой-то отдельной отрасли или комплекса отраслей (про­мышленная, транспортная, топливно-энергетическая, аграрная и т.д.);

· территориальная, связанная с развити­ем какой-либо конкретной террито­рии (региональная, городская, сель­ская, муниципальная);

· типологичес­кая, связанная с выбором конкретных инструментов государственного регу­лирования как альтернативы другим методам (аккомодационная, дискре­ционная фискальная, инновационная, сдерживающая, стабилизационная и др.).

Поток денежных средств

Поток (flow) — величина, значения которой соответствуют опре­делённым периодам времени. В отличие от запаса, величина которого определена не для периода, а для момента времени, поток измеряет количество чего-либо в минуту, час, день и т.д. Обычно в качестве аналогии приводится резервуар. Вода, поступающая в резервуар и выходящая из него, представляет собой поток, тогда как вода, находящаяся в резервуаре в какой-либо момент времени, есть запас. Доход является пото­ком, а имущество — это запас.

Поток денежных средств (cash flow) — в финансовом анализе разность между всеми полученными и выплаченными организацией или инвестиционным проектом денежны­ми средствами за определенный пери­од времени. Для анализа эффективно­сти проекта используются прирост­ные потоки денежных средств (сравнивается ситуация "с" и "без" проекта). В связи с этим без­возвратные затраты (денежные вы­платы, которые были произведены и которые нельзя возместить) не учиты­ваются. В то же время необходимо учитывать альтернативные затраты — упущенный возможный доход при альтернативном использовании акти­вов. Амортизация в поток денежных средств не включа­ется, однако ее необходимо учитывать при расчете потока денежных средств после налогообложе­ния, поскольку она уменьшает величи­ну налогов.

Управление потоками денежных средств включает учет движения денежных средств, анализ потока денежных средств, составление бюджета денежных средств.

При анализе поток денежных средств рассматривает­ся по трем видам деятельности: основ­ной, инвестиционной и финансовой.

Основная деятельность — это по­ступление и использование денежных средств, обеспечивающих выполнение основных производственно-коммерческих функций (табл. 2.1). Поскольку ос­новная деятельность предприятия яв­ляется главным источником прибыли, она должна являться и основным ис­точником денежных средств.

Инвестиционная деятельность включает поступление и использова­ние денежных средств, связанных с приобретением, продажей долгосроч­ных активов, и доходы от инвестиций (табл. 2.2.).

В связи с тем, что при благополуч­ном ведении дел предприятие стремит­ся к расширению и модернизации про­изводственных мощностей, инвести­ционная деятельность в целом приво­дит к временному оттоку денежных средств.

Источниками денежных средств для инвестиционной деятельности компании могут быть:

· поступления от основной деятельности (амортизация и нераспределенная прибыль);

· посту­пления от самой инвестиционной дея­тельности

· поступления за счет привлечения источников долгосроч­ного финансирования (акционерный капитал и долгосрочные кредиты и займы).

Финансовая деятельность вклю­чает поступление денежных средств в результате получения кредитов или эмиссии акций, а также оттоки, связан­ные с погашением задолженности по ранее полученным кредитам и выпла­той дивидендов (табл. 2.3).

Специфический источник притока денежных средств — целевое финанси­рование: бюджетное финансирование, внешние инвестиции, субсидии, гран­ты и т.п.

Таблица 2.1

ПРИТОКИ И ОТТОКИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ОСНОВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Притоки Оттоки
Денежная выручка от реализации товаров и услуг за наличные деньги в текущем периоде Платежи по счетам поставщикам и подрядчикам
Выплата заработной платы, премий
Доходы от аренды Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды
Авансы покупателей Оплата страховки, коммунальных услуг, аренды
Поступлении от дебиторов Выплаты субконтракторам
Поступления от перепродажи бартера Уплата процентов за кредит
  Налоги, пошлины, сборы, акцизы
  Отчисления на социальную сферу
  Штрафные санкции и налоги

 

Таблица 2.2

ПРИТОКИ И ОТТОКИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Притоки Оттоки
Продажа основных средств, нематериальных активов и иной собственности Продажа ценных бумаг с длительным сроком погашения Проценты из всех источников Возврат займов, предоставленных ранее другим предприятиям или лицам Приобретение основных средств, нематериальных активов и иной собственности Покупка ценных бумаг с длительным сроком погашения Предоставление долгосрочных денежных займов другим предприятиям или лицам

 

Таблица 2.3.

ПРИТОКИ И ОТТОКИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ФИНАНСОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Притоки Оттоки
Долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы Выпуск и продажа за наличные деньги акций, облигаций Бюджетное или иное целевое финансирование Погашение векселей, облигаций, закладных и т.п. Выкуп акций предприятия у акционеров Выплата дивидендов акционерам

 

Различают прямой и косвенный методы расчета потока денежных средств.

Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия. Он позволяет показать основные источники притока и на­правления оттока денежных средств; дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по текущим обя­зательствам; устанавливает взаимо­связь между реализацией и денежной выручкой за отчетный период.

В литературе встречаются два определения прямого метода. Одно из них описывает прямой метод как ме­тод, основанный на анализе движения денежных средств по статьям прихода и расхода, или по бухгалтерским про­водкам. Он характеризует процесс воз­никновения прибыли компании. Этот метод можно условно назвать "бухгал­терским".

Вторая трактовка прямого метода определяет его как основанный на ана­лизе процесса формирования денеж­ного потока и чистой прибыли компа­нии на базе отчета о прибылях и убыт­ках (в российском формате — ф. № 2). Причем анализ этого отчета проводит­ся сверху вниз, поэтому иногда этот ме­тод еще называют "верхним".

Все методы расчета величины потока денежных средств используются как для целей оперативного управления, так и для выявления тенденций развития организации. В оперативном управлении прямой ме­тод может использоваться для контро­ля за процессом формирования при­были, достаточностью средств для пла­тежей по текущим обязательствам. Не­достаток этого метода — то, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения абсолютного размера денежных средств предприятия.

В долгосрочной перспективе пря­мой метод расчета величины потока денежных средств да­ет возможность оценить ликвидность предприятия, поскольку детально рас­крывает движение денежных средств на счетах, а также показывает степень покрытия инвестиционных и финан­совых потребностей предприятия имеющимися у него денежными ре­сурсами.

Косвенный метод основан на ана­лизе статей баланса и отчета о финансовых результатах. Он позволяет пока­зать взаимосвязь между разными ви­дами деятельности предприятия, уста­навливает взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период.

Косвенный метод основан на ана­лизе движения денежных средств по направлениям деятельности, он пока­зывает, где конкретно овеществлена прибыль компании или куда инвести­рованы "живые" деньги. Этот метод базируется на анализе ф. № 2 снизу вверх (поэтому его иногда называют "ниж­ним").

Косвенный метод базируется на отличии величины потока денежных средств от размера чистой прибыли. Преимуществом косвенного метода при использова­нии в оперативном управлении явля­ется то, что он позволяет установить соответствие между финансовым ре­зультатом и собственными оборотны­ми средствами. В долгосрочной перс­пективе косвенный метод позволяет выявить наиболее проблемные "места скопления" замороженных денежных средств и исходя из этого разработать пути выхода из сложившейся ситуа­ции.

В недавнем времени сфера приме­нения метода расчетов денежных потоков предприятия расширилась. В частности, в анализе проектов, свя­занных с созданием корпоративных структур типа финансово-промыш­ленных групп, стало возможным вы­деление доли увеличения прибыли от инвестиционной деятельности (если проект предполагает вложение инвестиций) и доли увеличения прибыли за счет эффекта консолидации матери­альных и финансовых ресурсов. В час­тности, на примере конкретных про­ектов создания финансово-промыш­ленных групп имеется строгое науч­ное обоснование того, что объедине­ние предприятий и организаций (при­менение расчетных цен, появление гарантированного сбыта для постав­щиков промежуточной продукции в технологическом цикле, контроль ка­чества, перераспределение финансо­вых средств и др.) уже само по себе приносит немалый для них эффект[1]. На этапе подготовки и экс­пертизы проектов создания нацио­нальных и транснациональных финан­сово-промышленных групп в государ­ствах — участниках СНГ целесообраз­но предусмотреть три последователь­ных этапа расчета:

а) оценку эффекта консолидации материальных и финан­совых ресурсов данного проекта в це­лом и каждого из его участников в отдельности (без мер государственной поддержки и инвестиций) и с точки зрения каждого участника проекта;

б) оценку эффективности проекта с уче­том внешних инвестиций (в случае, ес­ли они привлекаются);

в) оценку эф­фективности проекта с учетом мер го­сударственной поддержки.

При таком подходе к проведению прединвестиционных исследований были бы учтены интересы всех сторон; продемонстрированы эффект консолидации, эффект, получаемый от ин­вестиций, и обоснованы необходи­мость и эффективность применения мер государственной поддержки, а так­же механизм возврата средств в госу­дарственный и местный бюджеты, в т.ч. в результате увеличения объемов про­изводства и за счет этого — массы на­логовых поступлений.

Поток денежных средств валовой операционный (gross operating cashflow) — операционная при­быль плюс амортизация основных средств, показатель расчетов потока денежных средств

Поток денежных средств дисконтированный (discoun­ted cashflow) — прием, используемый для подсчета текущей (приведенной) стоимости ожидаемых в будущем на­личных поступлений и расходов на ос­нове чистой текущей стоимости или внутренней нормы прибыли проекта. Этот прием используется при анализе капиталовложений, как в основные средства производства, так и в ценные бумаги. При методе нетто-приведенной стоимости применяется коэффи­циент дисконтирования, основанный на предельных затратах на капитал в связи с привлечением дополнительно­го капитала и с учетом будущих налич­ных поступлений. И будущие затраты, и будущие наличные поступления вы­ражаются по текущей стоимости денег. При применении метода внутренней нормы прибыли рассчитывается сред­няя прибыль на капиталовложения на протяжении всего срока действия дан­ного проекта инвестирования. По это­му методу определяется коэффициент дисконтирования, при котором теку­щая стоимость будущего потока денежных средств равна первоначальным инвестициям.

Поток денежных средств итоговый до финансирова­ния (total cashflow before financing) — поток денежных средств после выпол­нения долговых обязательств и выплат дивидендов минус рост потребности в денежных средствах или плюс увеличе­ние источников денежных средств при принятии инвестиционных реше­ний — приобретении оборудования, изменении размера долгосрочных ин­вестиций и прочих долгосрочных ак­тивов и обязательств и т.п.

Поток денежных средств итоговый после финансиро­вания (total cashflow) — поток денежных средств итого­вый до финансирования минус рост потребности в денежных средствах или плюс увеличение источников денеж­ных средств при изменении размера краткосрочных и долгосрочных ссуд, субординированного долга, акционер­ного капитала. Итоговый показатель расчетов потока денежных средств.

Поток денежных средств ликвидный (liquid cash flow) — показатель финансового ана­лиза, характеризующий изменение в чистой кредитной позиции в течение периода. Является показателем дефицитного или избыточного сальдо де­нежных средств, возникающего в слу­чае полного покрытия всех долговых обязательств организации или инвес­тиционного проекта по заемным сред­ствам. Формула для расчета ликвидно­го потока денежных средств:

ЛДП = -(ДКк + ККк - ДСк) + (ДКн + ККн-ДСн),

где ЛДП — ликвидный денежный по­ток;

ДК — долгосрочные кредиты;

КК — краткосрочные кредиты;

ДС — денежные средства;

к, н — конец, нача­ло периода.

Ликвидный поток денежных средств тесно связан с показателем финансового рычага, ха­рактеризующим предел, до которого деятельность предприятия может быть улучшена за счет кредитов банка.

Поток денежных средств нетто операционный (net ope­rating cashflow) — валовой операцион­ный денежный поток минус рост по­требности в денежных средствах или плюс увеличение источников денеж­ных средств при изменении дебитор­ской и кредиторской задолженности, материальных запасов.

Поток денежных средств. операционный (operating cashflow) — поток денежных средств, возникающий от основных операций, т.е. в основной деятельности предпри­ятия.

Поток денежных средств чистый (net cashflow) — рас­считывается путем вычитания из пока­зателей притока денежных средств (чис­тая прибыль, амортизация, увеличение кредиторской задолженности и т.п.) по­казателей оттока денежных средств (увеличения запасов, роста дебиторской задолженности и т.п.).

Приложение 2

Финансовый анализ

 

Тема 4

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Содержание

стр.

1. Политика …………………………………………………………………… 2

2. Поток денежных средств ………………………………………………….. 8

3. Характеристика аналитических процедур …….….…………………….. 15

4. Анализ динамики валюты бухгалтерского баланса ……………………. 19

5. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса ………………............ 24

6. Сравнительный аналитический баланс …………………………….……. 30

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………..………… 38

 

 

Санкт-Петербург – 2009


Политика

Финансовый анализ всегда проводится с определенной целью. Независимо от результатов эта цель трансформируется в определенную политику. Политика (policy) — процесс управления объектом (государством или организацией) в условиях борьбы за власть, ее использования и удержа­ния. Включает в себя две главные со­ставляющие:

· рациональную — научное обоснование политического решения путем выбора наилучшей альтернати­вы;

· нерациональную (субъективную), связанную с личным фактором — уров­нем культуры, знаний и опыта лиц, принимающих политические решения, а также расстановкой политических сил.

Различают стратегию и тактику политики, а также долгосрочную и краткосроч­ную политику. При этом не обязательно, что стратегия политики будет долгосрочной, а так­тика - краткосрочной. Однако всегда тактические цели политики направлены на до­стижение стратегических целей, а цели краткосрочной политики подчинены целям долгосрочной политики. Каждая цель политики требу­ет введения соответствующих критери­ев оценки ее достижимости. Без анали­за достижимости процесс целеполагания имеет в любой политике только деклара­тивный характер. Существуют следующие виды политики.

Аграрная политика (agrarian policy), касается сельскохозяйственных предприятий.

Аккомодационная политика (accommodating policy) — экономическая политика, на­правленная на смягчение последствий шоков в экономике и ослабление их разрушительной силы. Например, политика расширения совокупного спроса для нейтрализации негативных шоков предложения, за счет роста цен при со­хранении объема производства на естественном уровне.

Антимонопольная политика (competition policy) — политика, направленная на стимули­рование конкуренции и защиту потре­бителей от монополии. Может вклю­чать меры по:

а) контролю за действи­ями, снижающими уровень конкурен­ции;

б) контролю за ведущими компа­ниями с помощью государственного регулирования;

в) контролю за слияни­ями и приобретениями компаний, что­бы предотвратить монополизацию от­дельных отраслей.

Бюджетно-налоговая (фискаль­ная) политика (fiscal policy) -— направление экономической политики, включающее регу­лирование уровня государственных расходов, налоговых ставок и госу­дарственных займов.

Внешнеторговая политика (foreign trade policy) — направление экономической политики, связанное с государственным регу­лированием внешней торговли и меж­дународных платежей. Одним крайним случаем может быть политика свободной тор­говли, а другим — политика автаркии. Между этими крайними случаями имеет мес­то протекционизм самой различной степени, реализуемый с помощью ва­лютного контроля, тарифного и нета­рифного регулирования.

Демографическая политика (demograph­ic policy) — направление социальной политики, связанное с регулированием демо­графических процессов. Оказывает влияние на две стороны репродуктив­ного поведения населения — реализа­цию потребности в детях и формиро­вание потребности у личности и се­мьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам обще­ства. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально-психологическими мера­ми. Характерной чертой этих мер яв­ляется их долговременность в силу то­го, что демографическим процессам свойственна значительная инерцион­ность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведе­ния. Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на динамику демографических процес­сов преимущественно не прямо, а опосредованно, через поведение че­ловека.

В развитых странах с рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой демографическая политика ориентирована на стиму­лирование прироста населения, в раз­вивающихся странах — на ограниче­ние рождаемости. При этом следует от­метить, что если во многих развива­ющихся странах демографическая политика является одним из приоритетов соци­ально-экономического развития, то в развитых странах и тем более в странах с переходной экономикой государство не использует почти никаких мер де­мографической политики.

Денежно-кредитная политика (money-credit policy) — направление экономи­ческой политики, проводимое центральным банком во взаимодействии с прави­тельством страны и ориентированное на защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты. В соответствии с Федеральным законом "О Централь­ном банке Российской Федерации (Бан­ке России)" (1990) основными инстру­ментами денежно-кредитной политики Банка России являются:

а) процентные став­ки по операциям Банка России;

б) нор­мативы обязательных резервов, депо­нируемых в Банке России (резервные требования);

в) операции на открытом рынке;

г) рефинансирование банков;

д) валютное регулирование;

е) установ­ление ориентиров роста денежной мас­сы;

ж) прямые количественные ограни­чения.

В то же время соединение денеж­ной и кредитной политики в одном направле­нии обусловлено возложением ответ­ственности за ее проведение на цент­ральный банк, который, в свою оче­редь, главную цель денежно-кредитной политики сводит к снижению инфляции до за­планированного уровня. В качестве инструментов такой политики Банк России выделяет операции рефинансирова­ния, операции по изъятию ликвиднос­ти, процентную политику (например «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 200__ год»).

В то же время критерием достиже­ния целей проводимой в стране кре­дитной политики должен быть не темп инфля­ции, а сложившаяся структура разме­щения кредитных ресурсов, а также выполнение кредитом своей воспроиз­водственной функции. При этом, ин­струменты кредитной политики должны рас­сматриваться в комплексе, а не выбо­рочно, только исходя из компетенции Банка России. В частности, к инстру­ментам кредитной политики относятся не только регистрация и лицензирование кредитных организаций; установление обязательных резервов для кредитных организаций; установление нормати­вов ликвидности и др. в деятельности кредитных организаций, изменение учетной ставки процента; страхование банковских вкладов, что находится в сфере компетенции Банка России, но и льготное кредитование и реструктури­зация задолженности неплатежеспо­собных предприятий, относимые к инструментам бюджетной политики, но также активно формирующие кредитную систему страны.

В российской экономической науке сложилось разночтение с зарубежной трактовкой понятий «кредитная» и «финансовая» системы как объекты экономической политики. За рубежом кредит­ная система рассматривается как часть финансовой системы, о чем свидетель­ствуют, в частности, работы нобелев­ских лауреатов по экономике Г. Марковица, М. Миллера, Ф. Модильяни, Дж. Тобина, У Шарпа и ряда других. В России же принято считать, что кре­дитная и финансовая системы — это самостоятельные, хотя и взаимосвя­занные системы, что находит отраже­ние в российском законодательстве, рассматривающем финансовую и кре­дитную политики как самостоятельные на­правления экономической политики. Напри­мер, в соответствии со ст. 15 Федераль­ного конституционного закона "О Пра­вительстве Российской Федерации" (1997) Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кре­дитной и денежной политики. Учитывая, что нет ясности относительно объекта управления, целей, механизмов и кри­териев оценки их достижения, не пред­ставляется возможным считать рос­сийский подход более обоснованным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.086 с.)